Научная статья на тему 'Электронный портфель как средство формирования социально-профессиональной мобильности будущего преподавателя иностранного языка'

Электронный портфель как средство формирования социально-профессиональной мобильности будущего преподавателя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронный портфель как средство формирования социально-профессиональной мобильности будущего преподавателя иностранного языка»

С.В. Палехина

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Существенные изменения во всех сферах жизнедеятельности российского общества отражаются на состоянии современного отечественного образования, содержании, организации и результатах образовательного процесса в учебных заведениях, облике и характере выполняемых ими социальных функций и решаемых задач.

Сегодня целью высшей школы является подготовка компетентного, квалифицированного, конкурентоспособного специалиста, свободно владеющего своей профессией, способного быстро и успешно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и профессиональным условиям труда, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, отвечающего высоким требованиям современного рынка труда. А современный рынок труда, в свою очередь, требует наличия трудовых ресурсов, обладающих не только вышеперечисленными характеристиками, но и высокой степенью социально-профессиональной мобильности.

Однако существующая система отечественного профессионального образования не уделяет этому аспекту подготовки специалиста должного внимания. В этой связи поиск форм, путей, способов формирования и развития социальнопрофессиональной мобильности кадров становится особо значимой и актуальной задачей.

Предпосылки для изучения проблемы соци-ально-профессиональной мобильности в отечественной пс ихол о го' педагогия еской л итератур е заложены трудами таких исследователей как А.И. Архангельский, Е,В. Бондаревская, И.В. Василенко, Л.В. Вершинина, Ю.И. Калиновский, Ю.Н. Кулюткин, Л.Н. Лесохина, И.В. Никулина, С.Л. Новолодская, С.Л. Яковлева и других.

Анализ литературы по проблеме социальнопрофессиональной мобильности позволяет сделать вывод, что социально-профессиональная мобильность педагога выражается во внутреннем личностном потенциале, который может быть охарактеризован определенными параметрами: открытость новому; готовность к профессиональной рефлексии; мотивация успеха; способность

к интерпретации; способность к внутренне свободному выбору в ситуации принятия ответственных решений; включенность в непрерывный процесс образования и самообразования.

В данной статье речь пойдет о формировании социально-профессиональной мобильности студентов факультета иностранных языков педагогического вуза-будущих преподавателей иностранных языков.

Среди факторов образовательной среды факультета иностранных языков педагогического вуза, способствующих формированию социально-профессиональной мобильности студентов, можно отметить усиление межпредметных связей, увеличение доли самостоятельной работы студентов (включая изменение ее содержательной составляющей), обеспечение более широких возможностей для вовлечения студентов в педагогическую практику, усиление индивидуализации обучения и др.

Наряду с вышеперечисленным важным для будущих учителей иностранных языков при формировании социально-профессиональной мобильности является овладение технологической культурой, поскольку сегодня деятельность молодых учителей иностранных языков характеризуется недостаточным ее развитием.

Овладение будущими учителями иностранного языка технологической культурой позволит им творчески определять оптимальные пути решения возникших проблем, используя современные технологии; самостоятельно, критически, системно и творчески мыслить; сформировать навыки самоанализа, самосовершенствования в личном и профессиональном плане; самостоятельно работать над развитием собственного интеллектуального и культурного уровня, а также своей социально-профессиональной мобильности.

Технологическая культура учителя иностранного языка может быть определена как совокупность элементов, соединяющая в себе технологические знания и умения, профессионально значимые личностные качества, необходимые для успешного овладения преобразовательной дея-тельностью, позволяющиеуспешно спроектиро-

96

Вестник КГУ им. Н А Некрасова ♦ 2008, Том 14

© С.В. Палехина. 2008

вать и реализовать педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы, т.е. именно то, что и характеризует социально-профессиональную мобильность выпускника педагогического вуза.

В рамках работы над формированием технологической культуры будущих учителей иностранных языков значительная роль отводится информационным и, в частности, компьютерным технологиям - технологиям мультимедиа. К таким технологиям относится технология Европейского языкового электронного портфеля.

Европейский языковой электронный портфель можно определить как универсальный измеритель уровня владения языком, как инструмент стандартизации, позволяющий оценить языковой уровень специалиста [3, с. 15].

Европейский языковой электронный портфель был разработан под эгидой Совета Европы и начал внедряться в европейских странах (и в России) с 1998 года. Не являясь обязательным языковым стандартом, Европейский языковой электронный портфель представляет стандартизированную общеевропейскую систему оценки уровней владения языковыми компетенциями.

Сегодня этот стандарт широко востребован в Европе, так как его составной частью является «Языковый паспорт»-документ, подтверждающий определенный уровень владения иностранными языками и необходимый для обеспечения академической мобильности (поступления или перехода из вуза в вуз) и при найме на работу.

Все модели языкового электронного портфеля построены в контексте единых общеевропейских требований и являются практической реализацией документа под названием: «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком». В состав Европейского языкового электронного портфеля включены дескрипторы (от лат. скзспЬо- описываю) языковых компетенций, имеющие уровневое деление, что облегчает планирование учебной деятельности в соответствии с международными стандартами [1, с. 41].

Учителя, как известно, нуждаются в постоянном повышении квалификации и должны подтверждать свою компетентность. Стратегией профессионального развития нового поколения специалистов, этом числе педагогов, в Европе, США и Канаде и является методика электронного портфеля специалиста (или методика портфолио). Национальные советы по аттестации учителей во

многих странах требуют портфель для сертификации и устройства на работу. Ценность электронного портфеля в том, что он служит инструментом воспитания мобильного, вдумчивого учителя-практика и является творческим элементом в модели профессионального роста.

Профессиональный электронный портфель учителя иностранного языка - это организованная коллекция работ, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения. Портфель имеет два основных компонента: документацию преподавательской деятельности и анализ накопленного опыта. Главная цель создания электронного портфеля - в позитивной рефлексии. Развитие навыков рефлексии способствует умению анализировать педагогическую ситуацию в динамике ее развития, конкретизировать педагогические задачи, аргументированно излагать свою точку зрения [4, с. 9].

Учитель иностранного языка работает над портфелем на разных ступенях своей профессиональной биографии - от студенческого периода до квалифицированного уровня. Использование информационно-коммуникационных тех нологи й в создании профессионального электронного портфеля значительно увеличивает интерактивные и презентационные возможности его применения в качестве инструмента обучения и контроля знаний.

Создание портфеля—это совместная интерактивная деятельность студента и преподавателя. Портфель является средством обратной связи и технологией сбора информации об эффективности профессионального обучения и, в том числе, о дальнейшей социально-профессиональной мобильности выпускника.

В соответствии с фундаментальным принципом аутентичности контроля студенты демонстрируют свои умения в естественном контексте. Акцент в оценочной деятельности смещается с количественных показателей к качественным критериям наблюдения, анализа и коррекции. Эффективным инструментом самооценки может быть дневник (Progress Diary). Студент учится размышлять и трансформировать свои идеи в четкие концепции: Чему конкретно я научился? Какие свидетельства из моей учебной практики доказывают это? Каковы достоинства и недостатки данного метода? Над чем мне надо еще поработать? Какая помощь мне нужна? В процессе обретения определенной компетенции происходит ос-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеиология. Социокинетика ♦ № 6

97

Таблица

Область преподавания Педагогическим концепция и технология. Стандарты. Методы обучения.

Персональная информация Профессиональная биография (резюме). Психологический портрет. Копии доку ментов.

Преподавательская деятельность Преподаваемые курсы, уровни обучения. Учебная нагрузка

Практическая документация учебной и воспитательной работы Планы уроков и мероприятий, фотографии, видеоклипы и аудиозаписи частей урока, тесты и образцы работ учащихся

Самоанализ Общий рефлексивный самоанализ. Текущий анализ, напр авленны й на ис пр ав ление о шибок и у лу чтение качества работы

Внеурочная деятельность Работа с родителями и. общественными организациями, участие в методических объединениях

Профессиональная переподготовка Сертификаты. Рекомендации. Награды.

мысление своей профессии и задач дальнейшего самосовершенствования [2, с. 84],

Создание электронного портфеля требует технических навыков и творческого подхода в разработке содержания и структуры. Обязательными составными частями содержания являются логическое обоснование задач, критерии отбора учебных материалов, анализ каждого образца работы и планирование на будущее.

Модель содержания профессионального портфеля учителя иностранного языка может быть представлена в виде таблицы.

Разработка структуры электронного портфеля зависит от выбора программной оболочки в качестве мультимедийного контейнера для организации содержания и включает редактирование текстовых файлов и изображений, оценку способа хранения и презентации портфеля. Наличие необходимого оборудования и технической подготовки является обоснованием сложности программы и формата электронного портфеля.

Форматы электронных портфелей могут отличаться разнообразием; от простых презентаций в MS PowerPoint до высокого уровня HTML файлов, созданных продвинутыми пользователями в программах веб-дизайна, таких как Microsoft FrontPage 2000, Macromedia Dreamweaver 2. Главные преимущества электронного портфеля перед 1радиционным печатным вариантом - это большой объем материала, интерактивность, обеспечение оперативного доступа, в том числе дистанционного, возможность хранить, редактировать и демонстрировать работы в наглядном виде за счет использования различных форматов - текстового, аудио, графического, видео. Так,

в отсканированном плане урока на отдельном этапе можно вставить видеозапись с комментариями эффективности данного вида деятельности. Система гиперссылок может связывать этапы урока с образцами готовых работ учащихся. Ги-пертекст позволяет соединить отдельные звенья педагогического процесса в единое целое в соответствии с замыслом автора, который руководит процессом оценки своего труда.

Для создания электронных портфелей могут применяться различные программные средства, предоставляющие готовые шаблоны: The Portfolio Assessment Kit, The Portfolio Builder for PowerPoint, The Teacher’s Portfolio (для платформы Macintosh), которые, к сожалению, практически не представлены на российском рынке. Специальные онлайн-оболочки позволяют размещать веб-форматы портфеля на образовательных и публичных сайтах. Среди них коммерческие, такие как taskstream.com, osportfolio.org и бесплатные системы иеб-публика-ций blogger.com, livejoumal.com [4, с. 38].

Безусловно, работа над созданием портфеля очень трудоемкая, однако она является активным процессом конструирования лингво-дидактичес-ких знаний.

Информационные и коммуникационные технологии трансформируют стандарты профессиональной компетенции и требуемый уровень критического мышления, поэтому электронный портфель (компьютерная грамотность + рефлексия) является средством карьерного роста и показателем профессиональной культуры современного учителя иностранного языка, равно как и индикатором его социально-профессиональной мобильности.

98

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

Это является особенно важным, поскольку происходящие в настоящее время изменения в политической и экономической жизни общества, смена идеологии образования оказали большое влияние на систему иноязычного образования, наполнив новым содержанием цели обучения иностранным языкам, расширив функции этого учебного предмета, учитывая мировой опыт обучения языкам международного общения и социокультурные особенности их изучения в новой России [5, с, 92].

К специфическим российским проблемам, препятствующим полноценному внедрению технологии языкового портфеля, можно отнести отсутствие социального заказа со стороны отечественных работодателей и недостаточную востребованность данного языкового стандарта в российской высшей школе. Сдерживающим фактором является также плохое технологическое обеспечение Европейского языкового электронного портфеля в вузах, что обусловлено отсутствием соответствующих практико-ориентированных моделей языкового портфеля, адекватных целям подготовки специалистов, ориентированных на отечественный рынок труда [3, с. 21].

Технологии языкового портфеля представляют широкие возможности для оптимизации процесса подготовки студентов на факультетах иностранных языков, обеспечивая условия для рефлексии и автономии в обучении языку, проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов и создания эффективной системы мониторинга и оценки.

Очевидно, что полноценное внедрение стандарта языкового портфеля на факультетах иностранных языков в российских вузах создаст реаль-

ные условия для интеграции преподавателей-лин-гвистов в международное научное и образовательное пространство, будет способствовав организации системы учета и контроля иноязычных знаний на основе международных стандартов, позволит обучить студентов методам самооценки и автономной работы с языковым материалом, создаст условия для социально-профессио-нальной мобильности будущих преподавателей иностранных языков.

Библиографический список

1. Боюр Р. В. Биржа компетенций и биржа методических разработок в образовательной программе вуза как механизм системы управления качеством практико-ориентированного образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Вып. 3. - Самара, 2007.-С.41.

2. Бурлакова Т.В. Индивидуализация подготовки студента как педагогическое явление // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе. -2008.-№ 2. - С. 84.

3. Мирошяикова О.Х. Проблема языковых стандартов в высшем образовании: Европейский языковой портфель в российском вузе // Высшее образование сегодня. -2008. -№4. - С. 15.

4. Оганесяну Н.А. Электронный портфель учителя иностранного языка: рефлексивный анализ профессионального роста // Иностранные языки в школе. -2007. -№ 6.-С. 9.

5. Семенова Е В. Проблемы подготовки учителя иностранного языка в условиях современного интеркультурного образовательного пространства // Педагогическое образование и наука.-2008.-№3.-С. 92.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 6

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.