УДК 338.242.2
МВ. Гаврилюк,
кандидат экономических наук, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва
ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС - ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
M.V. Gavrilyuk,
PhD in Economic Sciences, V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow
E-mail: [email protected]
ELECTRONIC BUSINESS - PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE STATE
Аннотация. Влияние электронного бизнеса на экономику проявляется через несколько ключевых свойств. Во-первых, он увеличивает скорость проведения деловых операций, что позволяет сократить время, необходимое для их выполнения. Во-вторых, электронный бизнес преодолевает географические ограничения, делая расстояние менее значимым фактором. Таким образом, не только дистанция перестает быть преградой, но и значительно снижается влияние временного фактора. Эти свойства определяют влияние электронного бизнеса на экономическую деятельность, уровень его развития в разных странах и тенденции совершенствования электронных бизнес-процессов.
Целью статьи является оценка современного состояние электронного бизнеса в России и определение перспектив его развития исходя из экономической, политической ситуаций в стране и мире и общемировых тенденций.
Автор представляет основные подходы к определению термина «электронный бизнес», дает классификацию электронного бизнеса, в зависимости от целевой группы потребителей. А затем, на основе этой классификации и данных статистики анализирует состояние и оценивает перспективы развития электронного бизнеса в РФ.
Для дальнейшего развития электронного бизнеса в России необходимо создавать благоприятные условия для предпринимателей, потребителей и инвесторов. Под благоприятными условиями понимается развитие инфраструктуры, повышение уровня цифровой грамотности населения, поддержка инноваций и стимулирование малого и среднего бизнеса.
В целом, электронный бизнес является одной из ключевых отраслей будущего, и Россия имеет все возможности стать ведущим игроком в этой сфере.
Ключевые слова: электронный бизнес, электронная коммерция, электронное правительство, B2B, B2C, C2C, G2B, G2G, G2C.
Abstract. The impact of e-business on the economy is manifested through several key properties. First, it increases the speed of business transactions, thereby reducing the time required to complete them. Secondly, e-business overcomes geographical limitations, making distance less of a factor. Thus, not only does distance cease to be an obstacle, but also the influence of the time factor is significantly reduced. These properties determine the impact of e-business on economic activity, the level of its development in different countries and trends in improving electronic business processes.
The purpose of the article is to assess the current state of e-business in Russia and determine the prospects for its development based on the economic and political situations in the country and the world and global trends.
The author presents the main approaches to defining the term "electronic business" and gives a classification of electronic business, depending on the target group of consumers. And then, based on this classification and statistical data, it analyzes the state and assesses the prospects for the development of electronic business in the Russian Federation.
For the further development of e-business in Russia, it is necessary to create favorable conditions for entrepreneurs, consumers and investors. Favorable conditions mean the development of infrastructure, increasing the level of digital literacy of the population, supporting innovation and stimulating small and medium-sized businesses.
Overall, e-business is one of the key industries of the future, and Russia has every opportunity to become a leading player in this area. Key words: e-business, e-commerce, e-government, B2B, B2C, C2C, G2B, G2G, G2C.
Развитие информационных технологий и электронного бизнеса привело к значительным изменениям в экономике XXI века. Расширение рынка компьютерных и мобильных приложений привело к появлению новых форм бизнеса, таких как онлайн-торговля, платформы для предоставления услуг и совместной работы, а также различных сервисов и приложений, упрощающих повседневные задачи и облегчающих взаимодействие с клиентами.
Кроме того, отношение к сервису также изменилось. Благодаря электронному бизнесу, стало возможным предоставление персонализированных и удобных услуг, а также более быстрая и эффективная коммуникация с клиентами. Компании активно используют социальные сети и другие онлайн-платформы для взаимодействия с клиентами и улучшения их опыта.
Таким образом, развитие информационных технологий и электронного бизнеса привело к трансформации экономики и бизнеса, предоставив новые возможности и вызвав изменения в бизнес-модели.
Материал и методика исследования
Термин «электронный бизнес» является многозначным. Его концепция начала развиваться в 80-х годах прошлого века. Основываясь на работе Ф. Махлупа, электронный бизнес может быть рассмотрен как распространение технологических инноваций и знаний, а также усвоение новой информации.
Сегодня электронный бизнес включает в себя широкий спектр деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий для различных бизнес-процессов. Это может подразумевать разработку и руководство интернет-магазинами, веб-платформами, цифровыми услугами, виртуальными торговыми площадками и прочими видами электронной коммерции.
В работе Вильхивской О.В. «Сущность понятия «Электронный бизнес» и этапы его развития» подробно рассмотрены различные подходы к определению термина «электронный бизнес» (рис. 1) [1].
Один из способов классификации электронного бизнеса осуществляется на основе выявления типов участников деловых взаимоотношений и особенностей этих взаимоотношений при совершении коммерческих или управленческих операций. В этой классификации электронной коммерции используются символы, которые представляют взаимодействующие стороны. Название каждого класса формируется путем объединения первых символов поставщика (продавца) и потребителя (покупателя) с помощью символа «2». Первый символ указывает на поставщика, а последний — на потребителя. Эта система классификации помогает идентифицировать и описывать различные типы электронного бизнеса на основе символического представления взаимодействующих сторон.
Матрица классификации электронного бизнеса на основе взаимодействующих сторон представлена на рис. 2.
Основная часть
Наиболее активно развивающимися сегментами отечественного электронного бизнеса являются сегменты С2С, В2С и В2В.
По мнению команды Cart-Power, представленному в статье «Тренды развития рынка электронной коммерции в России», в 2021 году рынок C2C торговли в России продемонстрировал рост на 25% и достиг объема в 1,32 триллиона рублей. Сервисы объявлений стали самым популярным каналом для частных продаж, лидером в этой области является площадка Авито, затем идут Юла и ВКонтакте. Добиться лидирующих позиций Авито позволили собственные и интегрированные сервисы доставки. Сейчас доставка осуществляется более чем в 20 тысяч населенных пунктов [6].
Компания «IBM»
Интернет-энциклопедия
Пушкарь А.И., Грабовский Е.Н.
Консалтинговая компания «Price Waterhouse Coopers»
Фелленштейн К., Вуд Р.
American
Marketing
Association
Дейтел X. M.
Преобразование основных бизнес-процессов с помощью интернет-технологий
Все формы электронной бизнес-деятельности (производственные и организационные отношения между работниками одного предприятия, между различными предприятиями, учреждениями науки, культуры, просвещения, образования, некоммерческими и организованными организациями)
Коммерческая деятельность, которая реализуется с помощью внедрения информационных технологий с целью создания интегрированной цепочки добавленной стоимости
Средство постоянной оптимизации хозяйственной деятельности фирмы посредством цифровых технологий
Использование электронных коммуникационных сетей, которые позволяют коммерческим предприятиям передавать и получать информацию
Специалисты американской ассоциации маркетинга под электронным бизнесом понимают большое количество бизнес- моделей, основанных на принципах Интернета
Компания, имеющая онлайн-присутствие с внешними и внутренними связями
Клейндл Б.
Процесс ведения бизнеса с использованием компьютерных технологий, который включает в себя использование не только Интернета, но и других технологий, изменяющих маркетинговую практику
Страус Д., Фрост Р.
Электронный бизнес представляет собой комбинацию таких элементов, как ЕС, BI, CRM, CSM, ERP
Рис. 1. Определение термина электронный бизнес (составлено автором по материалам [1])
Согласно Рейтингу ТОП-100 крупнейших российских интернет-магазинов, проведенному компанией Datainsight, рынок В2С контролируется в основном маркет-плейсами гигантами. На них приходиться почти половина онлайн-продаж на рынке e-commerce B2C России. Объем онлайн продаж Wildberries в 2022 году составил 181 612 000 млн руб., Ozon — 785 500 млн руб., Яндекс Маркет — 236 400 млн руб. [5].
Рассмотрим нишевую составляющую сектора B2C. В этой области можно выделить несколько интересных тенденций [6].
1. Ниша продажи товаров повседневного спроса (eGrocery) является самой быстро растущей. Здесь наблюдается интенсивная конкуренция, развитие экспресс-доставки и уве-
личение объемов инвестиций со стороны ритейлеров. В 2022 году в этом сегменте лидерами стали компании «СберМаркет», «ВкусВилл» и «Самокат». Объем заказов и доставки в этой нише вырос на 75%.
2. На рынке онлайн-образования, напротив, наблюдается снижение активности. Прогнозируется, что среднегодовой темп роста в 2023 году составит не более 10-30%. Это связано с уходом зарубежных платформ с российского рынка, введением антироссийских санкций и снижением платежеспособности населения.
3. Рынок недвижимости также претерпел изменения. После начала спецоперации зарубежные сервисы-лидеры, такие как Booking и Airbnb,
81
прекратили свою деятельность в Рос- данным Similarweb, в октябре 2023
сии в сфере краткосрочной аренды года топ-5 самых популярных сай-
квартир и отелей. Их место заняли тов недвижимости в России вошли:
местные платформы, такие как Су- cian.ru, domclick.ru, onrealt.ru, pik.
точно.ру, tvill.ru, Авито и Циан. По ru, Realty.rbc.ru. [4].
Правительство Government (G) Бизнес Business (В) Потребитель Consumers (С) Сотрудник Employee (Е) Партнер Partners (Р)
Правительство Government (G) G2G Сектор рынка электронной коммерции, в котором в качестве взаимодействующих субъектов с обеих сторон выступают государственные учреждения G2B Набор программных и аппаратных средств для осуществления онлайн взаимодействия исполнительной власти и коммерческих структур с целью поддержки и развития бизнеса G2C Обеспечение доступа к государственной информации через онлайн-сервисы
Бизнес B usinevs (В) B2G В2В В2С В2Е В2Р
Оказанные услуги и (или) поставляемые товары, бизнес-решения. предлагаемые той или иной фирмой государству Подразумевает коммерческие отнесения между юридическими липами, экономическими объектами рынка Предполагает торговлю товарами и услугами между юридическими и физическими лицами Модель, в которой действия компании направлены на удовлетворение нужд собственных сотрудников Коммерческие отнесения с поставщиками услуг и товаров, между филиалами, партнерскими организациями одной сети или сторонними компаниями
Потребитель Consumers (C) С2В Потребитель воздействует на организацию, например, самостоятельно устанавливая стоимость товаров и услуг, предлагаемых компанией С2С Подразумевает осуществление сделок между физическими лицами
Рис. 2. Матрица классификации электронного бизнеса на основе взаимодействующих сторон
(сокращенный вариант) (составлено автором)
Это лишь некоторые из изменений и тенденций, которые можно наблюдать в нишевой составляющей сектора В2С. Рынок постоянно меняется, и важно быть в курсе последних событий и трендов, чтобы успешно развивать свой бизнес.
Рынок электронной коммерции в секторе В2В в России, к сожалению, еще недостаточно развит. Согласно данным ЕсошшегсеБВ, Россия занимает 13-е
место по его величине. По прогнозам к 2023 году доход от электронной коммерции должен достичь 44 895,4 млн долларов США [10].
Распределение доходов на рынке электронной торговли по отраслям представлено на рис. 3.
Эти данные позволяют оценить текущее положение и перспективы развития рынка электронной коммерции в России.
Основным направлением развития сектора В2В является , исходя из мнения специалистов, формирование нишевых
Игрушки, хобби и поделки
Продукты питания и средства личной гигиены
площадок — онлайн-платформ, специализирующихся на предоставлении товаров или услуг в узкой нише рынка.
Одежда
Мебель и бытовая техника
Электроника и медиа
Рис. 3. Распределение доходов на рынке электронной торговли по отраслям (составлено автором по материалам [10])
На конференции Tinkoff eCommerce, которая прошла в декабре 2022 года, Ксения Иванова из издания «Бизнес-секреты» заявила о возможном появлении более 100 нишевых маркетплейсов в России в ближайшие годы.
Илья Кретов, директор Tinkoff eCommerce, высказался в том же ключе, отметив, что крупные интернет-магазины B2C стремятся расширить свою деятельность на В2В-рынок и стать нишевыми маркетплейсами [8].
На сегодняшний момент только 4% российских компаний имеют свой интернет-канал продаж. Тенденция к развитию специализированных площадок, которые смогут удовлетворить потребности более узкой аудитории и предложить более специализированный ассортимент товаров и услуг может предоставить новые возможности для бизнеса и потребителей в России.
Об этом же свидетельствуют и мировые тренды. В Китае, где e-commerce развита достаточно сильно, насчитывается около 10 тысяч нишевых маркетплейсов, а во Франции, которая более соответствует европейской действительности — около
50 тысяч. Нишевые площадки позволят смешивать целевую аудиторию и торговать как для В2С, так и В2В клиентов. По мнению ряда экспертов, в ближайшие пять лет ожидается появление порядка двухсот нишевых площадок. Что касается уже действующих, то по данным статистики 94% бизнес-клиентов не устраивает качество обслуживания, 50% ожиданий покупателей оказались неоправданными, 37% заказов были исполнены с ошибками. Соответственно, выживут только те, которые смогут удовлетворить потребности бизнес-клиентов и предоставят лучший сервис [9].
«Сектор О» электронного бизнеса в Российской Федерации (рынки О2В, О2О, О2С) характеризуется тем, что по данным Департамента Организации Объединённых Наций по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ ООН) Россия занимает 42 место в мире с индексом развития электронного правительства1 — 0,8162 [2].
По мнению Лукьяновой В.В. представленному в статье «Проблемы и перспективы развития электронного правительства в России» основными направлениями работы здесь являются [3]:
1 Индекс развития электронного правительства (ИРЭП) представляет средневзвешенное значение индекса электронного участия, индекса государственных онлайн-услуг, индекса телекоммуникационной инфраструктуры и индекса человеческого капитала.
— ликвидация цифрового неравенства. Некоторым группам граждан не доступны необходимые устройства или гаджеты для получения государственных и муниципальных услуг в цифровом формате, поэтому не стоит отказываться от уже устоявшихся форм предоставления государственных услуг, таких как личное посещение государственных органов, звонки по телефону, отправка почтой и т.д.;
— повышение уровня компетентности и компьютерной грамотности государственных служащих;
— повышение доверия населения к качеству работы государственных органов в виртуальной среде;
— совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей систему электронного правительства;
— решение проблем безопасности и сохранности персональных данных и т.д.
С целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, а так же в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [7]. Основная цель программы: «...создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровом виде будут являться ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности». Важной составляющей данной экосистемы является информационная инфраструктура, т.е. «система организационной структуры, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия».
Вывод
Электронный бизнес имеет огромный потенциал для развития России. С развитием технологий и доступом к интернету, все больше людей и компаний становятся активными участниками цифровой экономики. Это открывает множество перспектив для развития электронной коммерции, онлайн-сервисов, цифровых платформ и других форм электронного бизнеса.
Электронный бизнес позволяет не только сократить издержки и увеличить эффективность, но и создать новые рабочие места, развивая экономику страны. В России уже существует множество успешных интернет-проектов в различных сферах, таких как онлайн-торговля, финансовые сервисы, туризм и многое другое.
Для дальнейшего развития электронного бизнеса в России, необходимо создавать благоприятные условия для предпринимателей и инвесторов. Это включает в себя содействие развитию инфраструктуры интернета, повышение уровня цифровой грамотности населения, поддержку инноваций и стимулирование малого и среднего бизнеса.
В целом, электронный бизнес является одной из ключевых отраслей будущего, и Россия имеет все возможности стать ведущим игроком в этой сфере.
Список литературы
1. Вильхивская О.В. Сущность понятия «Электронный бизнес» и этапы его развития / О.В. Вильхивская // БизнесИнформ. 2012. — № 8. — С. 255-262 — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-elektronnyy-biznes-i-etapy-ego-razvitiya/ viewer.
2. Индекс развития электронного правительства / Global E-Government Development Index. — URL: https://gtmarket.ru/ratings/e-government-development-index.
3. Лукьянова В.В. Проблемы и перспективы развития электронного правительства в России / В.В. Лукьянова, Д.А. Шишкина // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 136-137. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98979/
4. Рейтинг лучших сайтов по недвижимости в России за октябрь 2023 г. — URL: https://
www.similarweb.com/top-websites/russian-federation/business-and-consumer-services/ real-estate/
5. Рейтинг ТОП-100 крупнейших российских интернет-магазинов. — URL: https://top100. datainsight.ru/
6. Тренды развития рынка электронной коммерции в России- URL: https://cart-power. ru/blog/trendy-razvitiya-rynka-elektronnoj-kommercii-v-rossii/
7. Цифровая экономика РФ
URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/ directions/858/?utm_referrer = https% 3a%2f%2fwww.google.com%2f.
8. Четвертая волна eCommerce, бурный рост и тотальная экономия: о чем говорили на конференции Tinkoff eCommerce Москва, Россия — 02 декабря 2022 г. — URL: https://www. tinkoff.ru/about/news/02-12-2022-what-was-discussed-at-the-tinkoff-ecommerce-conference/
9. B2B Buyer Report 2024: The Challenge of Web Store Adoption B2B e-commerce URL: https:// sanacommerce.showpad.com/share/okTjzx/ PhrmOqKoUdhIZsr
10. eCommerce revenue development in Russia. — URL: https://ecommercedb.com/markets/ru/ all.