Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА И ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ'

СУЩНОСТЬ И МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА И ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
666
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / МОДЕЛЬ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мержо Муса Шамсудинович, Янгульбаева Луиза Шамсудиновна

В статье исследованы подходы к определению понятий «бизнес» и «электронный бизнес». Электронный бизнес относится ко всем формам использования цифровых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для поддержания или повышения эффективности процессов продаж на этапах как подготовки, так и переговоров и реализации. Рассмотрены трактовки категории «электронная коммерция», определены сферы электронной коммерции. Проанализированы модели, классификация, преимущества и недостатки электронного бизнеса, определены основные этапы создания ценности электронного информационного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND MODELS OF E-BUSINESS AND E-COMMERCE

The article explores approaches to the definition of the concepts of «business» and «electronic business». E-business refers to all forms of use of digital information and communication technologies intended for maintaining or improving the efficiency of sales processes at the stages of both preparation and negotiation and implementation. Interpretations of the category «electronic commerce» are considered, the spheres of electronic commerce are defined. The models, classification, advantages and disadvantages of e-business are analyzed, the main stages of creating the value of an electronic information product are determined.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА И ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_3_195 УДК 339:004

СУЩНОСТЬ И МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА И ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

Мержо Муса Шамсудинович,

кандидат экономических наук, доцент, декан финансово-экономического факультета, Ингушский государственный университет, г. Магас, Россия, e-mail: merzho@yandex.ru

Янгульбаева Луиза Шамсудиновна,

старший преподаватель кафедры учета, анализа и аудита в цифровой экономике, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: lui_dusha@mail.ru

В статье исследованы подходы к определению понятий «бизнес» и «электронный бизнес». Электронный бизнес относится ко всем формам использования цифровых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для поддержания или повышения эффективности процессов продаж на этапах как подготовки, так и переговоров и реализации. Рассмотрены трактовки категории «электронная коммерция», определены сферы электронной коммерции. Проанализированы модели, классификация, преимущества и недостатки электронного бизнеса, определены основные этапы создания ценности электронного информационного продукта.

Ключевые слова: цифровизация, инновации, электронный бизнес, электронная коммерция, модель, цифровые технологии.

UDC 339:004

ESSENCE AND MODELS OF E-BUSINESS AND E-COMMERCE

Merzho Musa Shamsudinovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Finance and Economics, Ingush State University, Magas, Russia, e-mail: merzho@ yandex.ru

Yangulbaeva Louise Shamsudinovna,

Senior Lecturer, Department of Accounting, Analysis and Auditing in the Digital Economy, Chechen State University Named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: lui_dusha@mail.ru

The article explores approaches to the definition of the concepts of «business» and «electronic business». E-business refers to all forms of use of digital information and communication technologies intended for maintaining or improving the efficiency of sales processes at the stages of both preparation and negotiation and implementation. Interpretations of the category «electronic commerce» are considered, the spheres of electronic commerce are defined. The models, classification, advantages and disadvantages of e-business are analyzed, the main stages of creating the value of an electronic information product are determined.

Keywords: digitalization, innovations, e-business, e-commerce, model, digital technologies.

Глобализация со второй половины ХХ века является новым этапом развития мирового сообщества, который характеризуется активизацией интеграционных процессов, сокращением барьеров на пути свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей

силы [3]. За последние несколько лет произошло много изменений в нашем обществе и экономике. Чтобы реагировать на быстро ме -няющуюся экономическую реальность, предприятиям нужно ускорzть свою цифровую трансформацию. Компании, которые ранее

работали только через офлайновые каналы продаж, теперь начали развивать свое цифровое присутствие. Специалисты считают [7], что тенденция к увеличению многоканального розничного сектора неизбежно наступает, а пандемия еще больше ускорила это развитие. Она показала необходимость взаимодополнения физической и цифровой торговли, которая нужна для того, чтобы предприятия могли удовлетворить растущие ожидания потребителей относительно бесперебойной торговли, а также с целью сохранения самих предприятий.

Учитывая мировой опыт [6], необходимо подчеркнуть, что параллельно с цифровой трансформацией движение к более устойчивому сектору цифровой коммерции также должно стать одной из ключевых целей развития электронного бизнеса. Являясь ча-

стью сложной социальной, экологическом и экономической экосистемы, предприятия переосмыслили способ производства, способ обмена, а также то, как и что они продают потребителям. Рост электронной коммерции можно рассматривать как возможность структурного перехода к более устойчивым методам розничной торговли и потребления, а также как возможность использовать циф-ровизацию для перехода к более устойчивой экономике. Сектор электронной коммерции имеет потенциал стать ключевой движущей силой экономики.

Среди современных ученых и практиков существует много подходов к трактовке категорий «электронный бизнес» и «электронная коммерция». На рис. 1 приведены подходы к трактовке понятия «бизнес».

■1Л

у

■Е /

in /

3 /

Л /

* ■ / „

1—■ \

■га \

\

'J \

u \

4-« \

Г* \

=

L2 *

Деятельность,, направленная па получение прибыли путем создвння, i-Tiiwj'OBJiL'i [ид ][ реализации öделйнной продукции или предоставления услуг

Общеэкономический термин, характеризующий сферу деятельности хозяйствуеощсго субъекта и его Экономических интересов. Характеризует также деятельность р тий нлн иной области предпринимательства, когда при наличии определенного риска достигается намеченный коммерческий успех

Экономическая деятельность, направления на получение прибыли

Рисунок 1 - Трактовки понятия «бизнес» [2; 5; 7].

Коммерция в сфере товарного обращения (англ. соммегсе in turnover) - совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли. Коммерческая деятельность - составляющая предпринимательства. Коммерческие процессы - это процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи с целью получения прибыли и процессы, связанные с изменением форм стоимости.

Под термином «электронный» понимаются инновации, которые реализованы с применением информационных, цифровых, сетевых, интернет- и веб-технологий. Применение этих технологий в соответствующих предметных отраслях обозначается префиксом «е». В сетевых технологиях и сетях передачи данных термин «электронный» является синонимомпонятию «цифровой». На-

пример, цифровая подпись (digital signature) и электронная подпись (electronic signature) являются синонимами.

Следовательно, при исследовании различных подходов к определению электронного бизнеса и электронной коммерции были выбраны лишь те, в которых рассматривается электронная коммерция как одно из направлений электронного бизнеса. Результаты приведены на рис. 2.

Таким образом, электронный бизнес касается всех форм использования цифровых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для поддержания или повышения эффективности процессов продаж на этапе как подготовки, так и переговоров и реализации.

Вместе с этим этот же термин можно также толковать и использовать в смысле «электронных деловых операций», для которых, например, бизнес-процессы интернет-мага-

тм

Oariner Group

Price Waterhouse Coopers

Американская ассоциация маркетинга

Д. Чаффи [8]

I 1реобразованне основных бизнес-процессов с помощью ннтернет-

'ICX НМЛ ОГНИ

Средство постоянной оптимизации хозяйственной деятельности фирмы с помощью цифровых технологий

Интеграция систем, процессов, организаций, цепей, которые создают стоимость, и рынков, не пользою щи \ Интернет, а также связанные с ними технологии н концепции

Большое количество Оизнсс-модепей, основанное на принципах Интернета

Деятельность, охватывающая и се типы электронных транзакций между организациями ir заинтересованными лицами

Рисунок 2 - Определения понятия «электронный бизнес»

зина или компании, основанные главным образом на Интернете, является электронным бизнесом [2].

Несмотря на то, что около 10 лет ряд терминов, таких как «электронная коммерция», «электронная торговля», «электронный маркетинг», употребляются все чаще как в научной, так и в публицистической литературе, существует определенная размытость между этими понятиями, что приводит к замене одних терминов другими [1]. Термин «электронная коммерция» предполагает, что компании и частные лица могут покупать и продавать товары и услуги через Интернет. Она может осуществляться с помощью компьютеров, планшетов, смартфонов и других интеллектуальных устройств.

Электронная коммерция позволяет потребителям обмениваться товарами и услугами без временных или дистанционных ограничений.

К электронной коммерции относятся следующие сферы: электронная торговля (e-trade); электронный маркетинг (e-marketing); электронные деньги (e-cash); электронный банкинг (ebanking); электронное движение капитала (electronic funds transfer - EFT); электронный обмен информа -цией (electronic data inerchange); электронные страховые услуги (e-insurance).

Для более детального исследования сущности электронного бизнеса необходимо обратиться к его моделям. Существует достаточно много разработок по этому поводу. Так, профессор М. Раппа [8] предложил класси-

фикацию электронного бизнеса, состоящую из 41 вида, структурированных по 9 основным моделям: посредническая модель, рекламная модель, модель инфо-посредника, модель продавца, модель производителя, партнерская модель, модель сообщества, модель подписки, практичная модель.

Посредническая модель описывает субъектов электронного рынка, обеспечивающих взаимодействие между бизнесом и потребителями (B2C), представителей бизнеса и предприятий (B2B) и потребителей между собой (C2C). Основывается на том, что те специалисты, которые имеют больше знаний о конкретной услуге, могут захотеть поделиться этими знаниями с другими за определенную плату. Один из самых распространенных примеров - агент по недвижимости. Агенту платят за то, что он имеет больше знаний о рынке недвижимости, чем обычный человек, и поэтому может взимать плату за использование этих услуг.

Рекламная модель является фактически расширенной моделью традиционных средств массовой информации. Она может быть реализована в условиях привлечения к интернет-ресурсу достаточно большого количества пользователей. Фактически эта бизнес-модель заключается в получении доходов от рекламы других предприятий. Примерами являются такие поисковые системы, как Яндекс и Google.

Модель инфо-посредника предусматривает предоставление информации покупа-

телям (о товарах, услугах, производителях, продавцах) и продавцам (о потребностях потребителей, их привычках относительно потребления и т. п.). Информация - это товар в деловом мире. Таким образом, бизнес-модель данных предоставляет другим компаниям информацию о поведении потребителей. В бизнесе такая информация является основой для принятия решений в целевом маркетинге.

Модель продавца является традиционной моделью работы оптовых и розничных продавцов товаров и услуг. Только среда реализации данной модели является виртуальной. Одним из видов предприятий, использующих модель продавца, является доставка почтой через каталог.

Модель производителя еще называют моделью прямого доступа. Это одна из классических моделей бизнеса. В этой модели владелец бизнеса является производителем услуги или продукта и продает эту услугу или продукт непосредственно потребителю с помощью лицензии, аренды или одноразового платежа. Благодаря реализации этой модели предприятие, которое производит товары, имеет возможность продавать свою продукцию напрямую покупателям. Это позволяет сократить каналы распределения.

Благодаря партнерской модели ведения электронного бизнеса, потребитель имеет

возможность осуществить покупку сразу с нескольких сайтов. Для этого на сайте партнера предоставляется ссылка, по которой можно сразу найти производителя.

Одной из самых востребованных на сегод -няшнее время является модель сообщества. Она основывается, прежде всего, на лояльности пользователей к веб-ресурсу, на котором они собираются благодаря общим интересам.

Модель подписки может существовать, когда потребители готовы периодически платить взносы за подписку на отдельные интер -нет-услуги.

Последняя модель - это практичная модель, которая подразумевает измерение использования. То есть осуществляется подход «сколько употребил, столько заплатил». Как и в случае с рекламной моделью, модель комиссионных основывается на покупках, а не на размещении рекламы. Во многом эта модель представляет собой нечто среднее между рекламной моделью и моделью посредника. Однако в целом практическая модель требует меньше предварительных инвестиций и/или лицензирования, чем модель посредника.

Более упрощенная классификация моделей ведения электронного бизнеса приведена на рис. 3.

Рисунок 3 - Модели электронного бизнеса [9].

Сайт-портфолио - это фактически визитная карточка в Интернете. Эти веб-сайты предлагают информацию. Их целевые пользователи обращаются к ним, чтобы узнать больше о бизнесе. Сайты ничего специально не продают, но поддерживают продажи, генерируя потенциальных клиентов или облегчают потребителям решение о покупке. Сайты такого типа относительно недороги в производстве и предоставляют значительные преимущества.

Базовая модель коммерции направлена на реализацию продаж через Интернет и получение прибыли. Это классический коммерческий сайт, благодаря которому происходит продажа товаров, прием заказа, взыскание оплаты с кредитных карточек и отправка товаров. Информационные товары, такие как программное обеспечение, информационные услуги, имеют преимущество - они могут доставлять информационный продукт онлайн во время транзакции.

Модель контента - это модель, которая основана на рекламе. Контент-сайт работает с экономической точки зрения как обычное телевидение, предоставляя пользователям бесплатный контент и оплаченные рекламные объявления. Это также очень похоже на классический газетный и журнальный бизнес: контент оплачивается в основном рекламодателями, за исключением того, что большинство журналов и газет продаются по небольшой цене, получая при этом большую часть своего дохода от рекламодателей.

Типичный сайт сообщества предлагает электронную почту, доски объявлений и форумы, что является общим фокусом для определенной группы, которая имеет общие интересы. Сайты сообществ часто создаются группами, клубами и государственными организациями. Однако некоторые из них спонсируются компаниями, которые хотят воспользоваться общими интересами. Основная выгода для бизнеса заключается в том, что чувство общности способствует росту посещаемости и лояльности. Большинство сайтов, как правило, являются гибридными, то есть используют модели в комбинации.

Электронный бизнес обладает рядом преимуществ и недостатков, которые связаны с особенностями его реализации. Преимущества электронного бизнеса связаны с выполнением его основной цели - создания электронной ценности, то есть генерации электронной добавленной стоимости.

Процесс электронного создания ценности электронного информационного продукта состоит из определенных этапов. Обычно в зависимости от типа добавленной стоимости, к которой стремится компания, необходимо выбрать несколько соответствующих действий, таких как сбор, структурирование, предварительный выбор, синтез и распространение информации. Должен быть создан так называемый цифровой информационный продукт, который предлагает добавленную стоимость или различные значения и за которые клиент готов заплатить. Этот продукт может быть сайтом, блогом, сравнительным порталом, электронной книгой или программным приложением.

Игроки рынка делятся на три группы для определения отдельных сфер деятельности:

- бизнес (В): компания;

- потребитель/гражданин (С): потребители и граждане;

- администрация государственные администрации и другие организации.

Все три группы могут выступать на рынке как поставщиками услуг, так и покупателями, тем самым создавая девять различных отношений в электронной торговле. Например, В2С (от бизнеса до потребителя) и В2В (от бизнеса к бизнесу) обеспечивают электронную торговлю, в то время как G2C (от администрации до потребителя), G2B (администрация для бизнеса) и G2G (администрация для администрации) является частью так называемого электронного правительства.

В результате проведенного исследования определена важность взаимодополняемости физической и цифровой торговли в современных условиях, с целью удовлетворить растущие ожидания потребителей относительно бесперебойной торговли и стабилизации работы предприятий.

Анализ подходов к трактовке понятий «бизнес», «коммерция», «электронный» позволил уточнить определение понятий «электронный бизнес» и «электронная коммерция». Электронный бизнес касается всех форм использования цифровых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для поддержания или повышения эффективности процессов продаж на этапах как подготовки, так и переговоров и реализации.

Термин «электронная коммерция» предполагает, что компании и частные лица могут покупать и продавать товары и услуги через Интернет. Она может осуществляться с помощью компьютеров, планшетов, смартфонов и других интеллектуальных устройств. Цифровая экономика имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной экономикой. Прежде всего это касается ее доступности, возможности быстрого онлайн-обмена данными и создания новых рабочих мест. В то же время цифровизация экономики имеет ряд недостатков, таких как зависимость от средств связи, ослабление социальных навыков, неправомерное использование информации [4].

Проведен анализ моделей ведения электронного бизнеса для системного подхода к его совершенствованию. Рассмотрены посредническая модель, рекламная модель,

модель инфо-посредника, модель продавца, модель производителя, партнерская модель, модель сообщества, модель подписки, практичная модель. Определены преимущества и недостатки электронного бизнеса, что позволит не потерять предоставляемые возможности и разработать мероприятия по максимальному нивелированию слабых сто-

рон. Установлено, что преимущества электронного бизнеса связаны с выполнением его основной цели - создание электронной ценности, то есть генерации электронной добавленной стоимости. Определены основные этапы создания ценности электронного информационного продукта.

Список литературы _

1. Бекмурзаев И. Д. Электронная коммерция и электронный маркетинг // I Всероссийская научно-практическая конференция «Социально-экономические и финансовые аспекты развития РФ и ее регионов в современных условиях». Грозный, 2020. С. 188-193.

2. Что такое электронный бизнес? It-Wo. URL: https://it-wo.ru/news-business/chto-takoe-elektronnyj-biznes (дата обращения: 01.10.2022).

3. Янгульбаева Л.Ш. Концептуальные подходы к определению понятия «электронная коммерция» // Экономика и предпринимательство. 2021. № 1 (126). С. 854-858.

4. Янгульбаева Л. Ш. Преимущества и недостатки процессов цифровизации экономики // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. 2021. № 1 (41). С. 73-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Chaffey D. E-business and E-commerce Management. Strategy, Implementation and Practice // New Jersey: Prentice Hall. 2009. 800 p.

6. Collaborative Report on Sustainability and e-Commerce. 2nd edition. June 2021. Ecommerce Europe. URL: https:// ecommerce-europe.eu/wp-content/up-loads/2021/06/Collaborative-Report-on-Sustainabili-ty-and-e-Commerce-June-2021-2nd-edition.pdf (дата обращения: 01.10.2022).

7. Lone S., Harboul N., Weltevreden J. W. J. 2021 European E-commerce Report. Amsterdam/Brussels: Amsterdam University of Applied Sciences & EcommerceEurope. 111 р. URL: https://ecommerce-europe.eu/wp-content/ uploads/2021/09/2021-European-E-commerce-Report-LIGHT-VERSI0N.pdf (дата обращения: 01.10.2022).

8. Rappa M. Business Models on the Web. Managing the Digital Enterprise. URL: http://fse.blogs.usj.edu.lb/wp-content/blogs.dir/31/files/2011/08/Rappa-Business-Models-on-the-Web.pdf (дата обращения: 01.10.2022).

9. Parsons S. Website Business Models. Palo Alto Soft-ware. URL: https://articles.bplans.com/website-busi-ness-models/ (дата обращения: 01.10.2022).

References_

1. Bekmurzaev I. D. Electronic commerce and electronic marketing. I All-Russian scientific and practical conference «Socio-economic and financial aspects of the development of the Russian Federation and its regions in modern conditions». Grozny, 2020. Pp. 188-193.

2. What is electronic business? This is In. URL: https://it-wo.ru/news-business/chto-takoe-elektronnyj-biznes (date of reference: 01.10.2022).

3. Yangulbaeva L.S. Conceptual approaches to the definition of the concept of «e-commerce». Economics and entrepreneurship. 2021. No. 1 (126). pp. 854-858.

4. Yangulbaeva L. S. Advantages and disadvantages of the processes of digitalization of the economy. Bulletin of the Chechen State University named after A.A. Kadyrov. 2021. No. 1 (41). Pp. 73-79.

5. Chaffee D. Electronic Business and e-commerce management. Strategy, implementation and practice. New Jersey: Prentice Hall. 2009. 800 p.

6. Joint Report on Sustainable Development and E-commerce. 2nd edition. June 2021. E-commerce in Europe. URL: https://ecommerce-europe.eu/wp-content/up-loads/2021/06/Collaborative-Report-on-Sustainabili-ty-and-e-Commerce-June-2021-2nd-edition.pdf (accessed: 01.10.2022).

7. Lawn S., Harbul N., Veltevreden J.V. Report on European Electronic commerce for 2021. Amsterdam/Brussels: Amsterdam University of Applied Sciences and E-Commerce of Europe. 111 p. URL: https://ecommerce-europe.eu/wp-content/uploads/2021/09/2021-European-E-commerce-Report-LIGHT-VERSI0N.pdf (accessed: 01.10.2022).

8. Rappa M. Business models on the Internet. Digital enterprise management. URL: http://fse.blogs.usj.edu.lb/wp-content/blogs.dir/31/files/2011/08/Rappa-Business-Models-on-the-Web.pdf (accessed: 01.10.2022).

9. Parsons S. Business models of websites. Palo Alto software. URL: https://articles.bplans.com/website-busi-ness-models / (accessed: 01.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.