Научная статья на тему 'Электронный бизнес: где искать источники роста'

Электронный бизнес: где искать источники роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронный бизнес: где искать источники роста»



Семинар

Электронный

«Электронный» бизнес в России успешно развивается и имеет огромные перспективы. При этом на пути его становления существуют как возможности, так и риски. К такому выводу пришли участники дискуссии на 16-м семинаре «Управление эффективностью и результативностью». Выступление оппонента докладчиков семинара Александра Гризова, издателя журнала «Плас», было посвящено электронному банкингу и его влиянию на бизнес. Продолжением разговора стало обсуждение потенциала и возможных источников роста «электронного» бизнеса в России. Какие проблемы возникают при развитии «электронного» бизнеса? Каким он будет в ближайшие пять-десять лет? Как «электронная» коммерция влияет на экономическую ситуацию в целом? Как оценивать риски в «электронном» бизнесе? Какими могут быть последствия развития интернет-банкинга для финансовой системы России? В ходе дискуссии участники семинара обменялись мнениями о том, как различные факторы влияют на становление и развитие «электронного» бизнеса.

2014 № 3 (84)

Александр ГРИЗОВ, издатель журнала «Плас»:

- Если мы внимательно проанализируем материалы, которые за последние десять лет поступают из международных платежных систем, в первую очередь, Visa и Master Card, то увидим, что платежная функция транзакций по банковским картам как таковая особенно в последние три года, имеет превалирующее значение лишь на развивающихся рынках. На развитых же рынках финансовые институты используют информацию, которую получают в процессе совершения транзакций, для вторичного воздействия на рынок, на клиентов, на продвижение своих продуктов, формирования клиентских баз, сегментирования и так далее.

Есть и еще один не менее важный и не менее интересный момент. Когда больше двадцати лет назад я пришел в издательский бизнес, я вступил на эту стезю не в качестве делового журналиста, но как сложившийся профессионал в той области, которой я решил посвятить журнал «Плас». Дело в том, что в 1991 году я волею судеб оказался в команде Кредо Банка - банка, который выпустил первую в истории российскую карту Visa. Поэтому все, чем я занимаюсь с 5 августа 1991 года, связано с вопросами платежного бизнеса и технологий.

Думаю, что в этой аудитории мы должны говорить о тех факторах, которые так или иначе реально оказывают влияние на платежную индустрию, к которой все мы в той или иной степени причастны. В этой связи отмечу, что последние несколько дней в силу профессиональных задач я погрузился в тему классических форм платежей, чтобы подготовить некий анализ того, как и для чего используются устройства на нашем и мировом банковском рынке.

Для этого я был вынужден основательно познакомиться с результатами анализа китайского рынка, проведенного нашими давними партнерами - лондонской компанией RBR (Retail Banking Research). Наши британские коллеги отмечают, что, в отличие от замедления, которое происходит на российском банкоматном рынке в последние 2-3 года, в Китае мы видим продолжение достаточно активного роста. За прошлый год китайцы увеличили свой парк банкоматов на 25%, и уровень общего числа АТМ там превысил рубеж 520 тысяч машин. В значительной степени это происходит на общем фоне усиления роли и влияния регуляторов на североамериканском рынке, в первую очередь в США и у нас в России. В отличие от этих двух точек, на китайском рынке местный регулятор, скорее всего, ослабляет свое влияние, продвигает некие новые правила, в связи с чем количество банковских отделений в КНР

заметно выросло за последние несколько лет. Многие банки приступили к открытию новых отделений, ориентируясь при этом на потребителя.

В своих отделениях банки все больше стали применять клиентоориентированные подходы, организуя соответствующим образом внутренний дизайн. Под дизайном мы понимаем, конечно же, не цвет стен и не архитектуру, а функциональность всех отделений, а также взаимосвязь потоков клиентов, того, как они перемещаются из одного помещения в другое. При этом практически все банкоматы в Китае стали общедоступными, причем круглосуточно. В 2013 году банки КНР продолжали расширять доступ своих клиентов, создавая тысячи новых зон круглосуточного обслуживания и перемещая банкоматы из залов банковских отделений в фойе, где организовывали зоны обслуживания.

Если посмотреть на российский рынок, то здесь ситуация, мягко говоря, немножко иная. Есть смысл слегка покритиковать темпы законотворческой деятельности нашей уважаемой Госдумы и инициатив, которые выдвигают наши регуляторы. Дело в том, что если мы посмотрим на состояние российского законодательства, которое должно быть направлено на предотвращение, пресечение и недопущение деятельности мошенников в этом направлении, то оно, к сожалению, больше напоминает решето.

На эту тему периодически высказывается Николай Пятиизбянцев - очень интересный эксперт, который последние годы работает в Газпромбанке. В частности, одна из его инициатив направлена не столько на ужесточение наказания за киберпреступления, сколько на то, чтобы киберпреступления не скатывались в зону латентности. Это очень интересная инициатива, и если она завершится принятием поправок к Уголовному кодексу, то вызовет реальное предотвращение преступлений со стороны преступных элементов.

Возвращаясь к китайскому рынку банкоматов, отмечу, что там продолжается достаточно динамичный рост сетей АТМ, сопровождающийся расширением функционала банкоматов. Поскольку в первую очередь крупные китайские банки выносят на машины не только операции по снятию

2

эффективное нтикризисное правление

Александр ГРИЗОВ

Семинар

Вячеслав

КАРНАУШЕВ-

СКИЙ

К

Вера СТРАЖКИНА

наличных, операции депонирования, но и активно продвигают межбанковские переводы, а также выход в интернет с этих же устройств, банкоматы становятся все более доступными и открывают возможность для совершения различного рода транзакций.

Это характерно не только для крупных государственных банков, но и банков средней величины как более динамичных. В 2013 году значительно выросло количество банкоматов с функцией ре-сайклинга, поскольку банки всеми силами стремились заменить рабочие места кассиров устройствами самообслуживания. Этому способствует снижение стоимости ресайклинговых устройств и те меры, которые предпринимает регулятор в лице национального банка Китая по содействию продвижению этих устройств с функционалом такого рода.

Кроме того, активно продвигается та сфера, которая до недавнего времени была больше характерна для стран Северной Европы и в той или иной степени для США: банковские услуги становятся доступными на устройствах самообслуживания для клиентов с ограниченными физическими возможностями, то есть слабовидящих, слабослышащих и так далее. Достаточно активно устанавливаются банкоматы с функцией голосового сопровождения транзакций, или так называемого сопровождаемого обслуживания. Один оператор с помощью удаленного доступа и конференц-связи может обслужить значительное количество машин и поддержать клиента в процессе транзакции, выдать ему необходимые подсказки и так далее. Эти же сервисы стали применяться в Китае не только для совершения такого рода транзакций, но и для обучения, продвижения в более широкие круги населения информации

К

о том, как пользоваться банкоматом, какие можно совершать транзакции, а также для поддержки клиентов.

Кроме того, серьезным шагом, на который пошли китайские банки, стала массовая установка видеокамер на банкоматах. Более 90% банкоматов на территории КНР оснащены одной-дву-мя-тремя видеокамерами, которые фиксируют разные зоны: зону слота картридера, зону слота выдачи наличных, а там, где это необходимо, они фиксируют не только процесс совершения транзакции, но и внешний вид, лицо клиента и так далее.

В Китае количество банкоматов на миллион человек сегодня пока еще не столь велико: примерно 385 машин на миллион человек. В России цифра более чем в два с половиной раза выше -порядка 985 банкоматов на миллион человек (на 01.04.2014 г). По своим убеждениям, находящим отражение в содержании наших журналов, я, безусловно, «карточник» и, следовательно, специалист, который всегда и везде должен ратовать за безналичные платежи. Но когда в прошлом году мне в руки попала работа госпожи Светланы Криворучко, директора Центра платежных систем вашего уважаемого Финансового университета при Правительстве РФ, я обнаружил там очень интересные цифры. Если посмотреть на анализ, который провели ее сотрудники, то мы увидим, что наша российская инфраструктура не готова к столь резким сокращениям на-лично-денежного оборота, который последние годы активно продвигается нашим политическим и экономическим руководством. В данном случае я говорю то, что думаю, то, что есть на самом деле, и в прошлом году уже получил за это порцию критики, но быть необъективными, на мой взгляд, мы просто не можем себе позволить.

Аркадий ТРАЧУК, д.э.н., профессор кафедры «Экономика и антикризисное управление» Финансового университета:

- Россия - передовая страна по количеству банкоматов. У нас сложности с POS-терминалами. Есть ли какая-то оценка влияния сети банкоматов на развитие электронного банкинга и, в принципе, косвенно электронного бизнеса?

Александр ГРИЗОВ:

- Я убежден, что одной из основных причин того, что наше население снимает деньги со своей карточки - если не в день зарплаты, то на следующий день, и если не все, то очень большой процент, больше 90%, - является то, что зарплатные карты выданы в тех банках, которые опреде-

2014 № 3 (84)

лены не самим держателем карточки, а руководством компании, в которой он работает.

История грустная. Повторюсь: я «карточник». Но в нулевые годы я тоже снимал все деньги с зарплатной карточки и нес в тот банк, где у меня был личный счет. В итоге наличный оборот поддерживается «зарплатным рабством» (когда работник не может открыть зарплатную карту в предпочитаемом им банке), которое существует у нас в РФ. Тут уместно вспомнить революционный опыт Эстонии, где еще в 1993 году решением правительства в течение нескольких месяцев был закрыт вопрос о выдаче наличными зарплат, различного рода вознаграждений и так далее. Все эстонские граждане должны были открыть или карты счета в банках по своему личному выбору и затем просто предоставить данные в бухгалтерию. И этот вопрос был закрыт. Подобная инициатива, кажется, уже прозвучала у нас, в том числе и в правительстве РФ.

Безусловно, нам еще много предстоит работать, и в первую очередь банкам, процессин-говым компаниям, ИТ-компаниям, операторам, для того, чтобы создать инфраструктуру, которая бы позволила чуть ли не в каждом магазине шаговой доступности расплатиться картой. Для этого в России организовано производство POS-терминалов. Естественно, они тут же стали более-менее доступны по цене для банков и финансовых организаций и начали более активно появляться в торгово-сервисных точках.

Возможно, это позволит как-то продвинуться вперед. Но я бы не спешил перенимать опыт Украины, где был принят закон о том, что во всех торгово-сервисных предприятиях свыше лимита по ежемесячному обороту должны приниматься карты. Все-таки больше должны использоваться экономические рычаги для того, чтобы, с одной стороны, активнее использовать карты, в первую очередь, не для банкоматных транзакций, а для POS-терминальных. А с другой стороны, нужно давать некие стимулы.

В то время, когда мэром Москвы был господин Лужков, был упущен колоссальный шанс по продвижению POS-терминалов в торговые сети и стимулированию РОЗ-терминальных транзакций. Дело в том, что мы все уплачивали налог с продаж, в законности которого юристы, мягко говоря, сомневаются. Если бы тогда предложение об отмене налога с продаж для тех торго-

вых точек, которые устанавливали у себя РОЗ-терминалы, прошло, думаю, что в течение нескольких месяцев мы увидели бы серьезный рост РОЗ-терминальной сетеи и, соответственно, количества безналичных транзакций в торговых сетях.

Аркадий ТРАЧУК:

- Года полтора назад, когда в очередной раз возникла дискуссия по поводу того, что надо срочно перевести всех на безналичные расчеты и устроить установку РОЗ-терминалов в магазинах, представитель одного из крупных банков на совещании в Минфине предложил отменить НДС для платежей, которые осуществляются по картам. Это говорит о том, что идея что-нибудь отменить - не умерла.

Александр Иванович выступил как настоящий оппонент и рассказал грустную историю о том, что все, что мы тут говорили по поводу «электронного» бизнеса, имеет не столь радужную перспективу. Объясню почему. Эта история начинается с платежей, и платежи выступают первым и основным генератором изменения бизнес-модели. Мы это переживали на электронном банкинге в том или ином виде. Мы это переживали на возникновении электронных денег в разных видах и формах. Мы сейчас переживаем это на переходе на мобильный банкинг, на различные системы платежей с использованием мобильных приложений.

Все это дает мощные толчки в совершенно разных областях. Не было бы способов электронных расчетов в сети, даже продажа услуг была бы практически невозможна, потому что все равно потребовалось бы физическое взаимодействие. Так или иначе, изменяется сопроводительная сеть, изменяются транзакционные

_ эффективное Антикризисное \ /правление

I

Семинар

василий

зубакин,

Аркадий ТРАчук

издержки. И в совокупности это все приводит к тому, что изменяется структура затрат, причем как в минус, так и в плюс. Например, появляются затраты на безопасность, на ИТ-инфраструктуру и так далее. Это очень недешевое мероприятие для тех, кто погружен в процесс. Может показаться, что это стоит три копейки - да, столько стоит для пользователей, если их миллион. А если взять каждую конкретную историю, получаются весьма внушительные цифры, исчисляющиеся миллионами, и не в рублях. Изменяются потребные ресурсы, и таким образом, меняется бизнес-модель в целом.

Тем не менее мы имеем другую среду, и к этой среде, на мой взгляд, нужно приспосабливаться, потому что она меняется. По оценкам, которыми я располагаю, если четыре года назад у нас количество безналичных расчетов в рознице составляло около 3 процентов, то сегодня уже около 15 процентов.

Я не уверен, что экспоненциальный рост будет продолжаться вечно, но как минимум на несколько лет есть совершенно очевидный потенциал этого роста. Поэтому, переходя к открытой дискуссии, я предлагаю всем высказать свою точку зрения на потенциал роста, на то, как будет выглядеть «электронный» бизнес, какие факторы действительно создают предпосылки роста, а какие факторы его сдерживают.

Анатолий КИЛЯЧКОВ, компания EY, ребрен-динг компании «ernst & Young».

- Считаю необходимым обратить внимание аудитории на вопросы рисков мошенничества

и коррупции в интернет-бизнесе. Выслушав выступления докладчиков, я обратил внимание на то, что вопросы безопасности «электронного» бизнеса практически не рассматриваются. Там, где есть бизнес, всегда есть мошенничество и коррупция. Системное решение вопроса снижения рисков мошенничества и коррупции в бизнесе предполагает рассмотрение его составляющих: применимого законодательства, внутренних политик организаций, комплаенс-проце-дур и вовлеченности сотрудников. Для «электронного» бизнеса эти составляющие представляют собой сплошную «черную дыру». Рассмотрим эти составляющие подробнее.

Применимое законодательство. Из всех законов, которые можно применить к «электронному» бизнесу, я знаю только 152-ФЗ «О защите персональных данных». Все остальные законы «электронный» бизнес не регламентируют и не защищают. И самая главная «дыра» заключается в том, что документы, оставляющие аудиторский след о процессе «электронного» бизнеса, нельзя использовать в суде для защиты своих интересов. Суд не примет к рассмотрению протоколы обменов, электронные базы данных, распечатки и тому подобное.

Внутренние политики интернет-компаний. Общепринятыми внутренними документами верхнего уровня для компаний различной отраслевой принадлежности являются кодекс этики и антикоррупционная политика. Другие внутренние нормативные документы с большей или меньшей степенью детализации регламентируют бизнес-деятельность компании, поведение ее руководителей и сотрудников, их взаимоотношение с контрагентами, клиентами и другими третьими лицами. В рамках электронного бизнеса единственный документ, который можно назвать внутренним нормативным документом, - то лицензионное соглашение (другой вариант - правила интернет-торговли), в котором прописаны права компаний и обязанности пользователей.

Комплаенс-процедуры в реальном секторе экономики считаются эффективными, если они позволяют получить обратную реакцию на индикаторы риска мошенничества и коррупции в течение суток. В «электронном» бизнесе такая реакция должна происходить в течение секунд (или даже долей секунд). Только в этом

2014 № 3 (84)

случае комплаенс-система будет выполнять возложенные на нее функции предупреждения совершения мошеннических действий. Транзакции в «электронном» бизнесе проходят исключительно быстро, и если комплаенс-система также быстро не отреагирует на индикаторы риска, то сам комплаенс становится бессмысленным. В настоящее время электронный комплаенс представляет собой не просто «черную дыру», а абсолютно «черное пространство».

Понятие вовлеченности сотрудников (integrity) в деятельность и интересы российских компаний только начинает осознаваться. Достаточно плохо у нас обстоят дела в этом отношении даже в реальном бизнесе. А в виртуальном пространстве понятие этичного ведения бизнеса полностью отсутствует.

В настоящее время эксперты понимают важность решения вопросов безопасности электронного бизнеса. По моим оценкам, через два года необходимость его решения встанет на повестку дня, а к 2018 году ведение «электронного» бизнеса без решения поставленных вопросов станет невозможным.

Василий ЗУБАКИН, д.э.н., профессор кафедры «Математические методы в экономике» РЭУ им. Г. В. Плеханова:

- Мои научные и практические интересы лежат в стороне энергетики. Скажу, что сейчас бизнес, связанный с энергетическим ритейлом, а соответственно, связанный и с маркетингом, тарифными планами, поиском клиентов, находится в зачаточном состоянии. Мы только изучаем то, что есть за рубежом, но думаю, что в ближайшие несколько лет - после того, как встал на ноги оптовый рынок электроэнергии, а в ближайшее время, надеюсь, встанет на ноги рынок тепла, -безусловно, нас ждет реформа ритейла по электроэнергии. Мы с вами как потребители сможем выбирать сбытовую компанию, выбирать один из многочисленных тарифных планов, оптимизировать свое собственное потребление. Эта революция идет по всему миру, и я думаю, что она в ближайшее время дойдет и до России. По моим оценкам, это коридор пяти лет.

Пока же в электроэнергетике применяются электронные платежи, биллинг, идет замена cash collection на интернет-платежи, с помощью карточек. Я считаю, что Министерство энергетики и «Совет рынка» идеологически должны стимулировать гарантирующих поставщиков, независимые сбытовые компании к неким тарифным преференциям в том случае, если они будут предлагать клиентам технологические новшества. Мы как сообщество, которое мечтает о технологиче-

ском развитии, будем двигаться в этом направлении. И тех, кто имеет отношение к энергетике, я призываю эти новшества поддержать.

Безусловно, банковский сектор, финансовый сектор, даже российский, не говоря уже о китайском, находится впереди энергетиков. Но энергетики следят за банкирами и готовы идти следом.

Второе: в энергетике впереди революция. Я надеюсь, что связанные с энергетиками банковские сервисы ее не проспят. Призываю всех участников процесса двигать креативные идеи - надо их обсуждать и быть готовыми к этой революции.

Аркадий ТРАЧУК:

- Подводя итог, могу сказать: совершенно очевидно, что «электронный» бизнес состоялся. Это данность, которая существует. В одном случае как дополнение к основному, традиционному бизнесу. В другом - как нечто абсолютно новое, возникшее для удовлетворения потребностей, которых раньше не было.

На сегодняшний день все это является предметом исследования. Безусловно, и наука, и практические работники будут пытаться понять, как это можно интерпретировать и что следует использовать.

Тем, кто занимается маркетингом, очевидно, что каналы распространения маркетинговой информации с интернетом поменялись радикально. Сегодня уже упоминалась история о том, что в большинстве случаев, чтобы понять цену любого продукта или услуги, теперь достаточно нескольких компьютерных кликов, и вы получите в целом картину, которая складывается на рынке.

Во многих случаях с точки зрения доставки целого ряда товаров эта задача тоже решилась. Например, мы уже используем возможность доставки фильмов и музыки в цифровом виде. Где-то в каких-то случаях изменилась конструкция взаимодействия поставщика и контрагента. Такого рода изменений, где-то радикальных, где-то относительно небольших, очень много. И мы совершенно точно имеем дело с некой новой реальностью, к которой мы должны приспосабливаться или создавать что-то новое (имея в виду бизнес), и которую должны изучать (имея в виду науку).

Думаю, что сегодняшний разговор - это один из первых элементов такого исследования, по крайней мере, в стенах Финансового университета. И мне показалось, что в целом мы смогли охватить разные аспекты проблемы, но нельзя сказать, что мы получили целостную картину. Нам точно следует продолжать обсуждение этой темы, поэтому будем к ней возвращаться. Большое спасибо.

_ эффективное Антикризисное \ /правление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.