Научная статья на тему 'Электронные учебники - катализатор обновления образовательных технологий'

Электронные учебники - катализатор обновления образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные учебники - катализатор обновления образовательных технологий»

ВИДЕТЬ. ПРЕДВИДЕТЬ. ДЕЙСТВОВАТЬ АЛЕКСАНДР ЛЕЙБОВИЧ

Электронные учебники -

катализатор обновления образовательных технологий

43

В настоящем номере журнала представлен ряд публикаций, которые подготовлены сотрудниками Федерального института развития образования по результатам примерно годичной работы, направленной на отработку новых технологий создания учебных материалов для системы образования, прежде всего, для системы общего образования. Эта работа аккумулировала опыт предшествующих лет по формированию электронных образовательных ресурсов, а также позволила изучить возможности и перспективы различных электронных мобильных устройств, мобильных компьютеров, которые за последнее время стали активно появляться на рынке и в перспективе должны занять серьезное место в технической оснастке образовательных технологий. Прежде всего нужно сказать, что электронные учебные материалы, конечно, не новая тема для системы образования, целый ряд крупных проектов был посвящен созданию коллекций цифровых образо-вательныхресурсовдля системы общего образования и частично для системы профессионального образования. Это

позволило накопить определенный опыт, проанализировать возможности, которые открывают электронные образовательные ресурсы, с одной стороны, а с другой - проверить различные механизмы интеграции нового типа образовательных ресурсов, нового типа учебных материалов в современной образовательной технологии.

Предшествующий период информатизации образования, который насчитывает не один десяток лет, базировался на использовании компьютерных классов. Они были установлены в большом количестве образовательных учреждений за счет государственных инвестиций, за счет негосударственных вложений самих образовательных учреждений, за счет различных проектов, реализованных крупными частными компаниями, международными фондами. Компьютерный класс представляет собой стационарно оснащенную учебную аудиторию, где стоят жестко закрепленные компьютеры; в ней периодически проходят занятия различных классов, различных учебных групп для отработки тех или иных образовательных ресурсов, которые отобраны преподавателем в качестве материала, дополняющего классические учебно-методические комплексы. Эта модель, безусловно, сыграла

об авторе

АН. Лейбович, первый заместитель директора ФИРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор

большую роль в развитии интереса учащихся к использованию компьютеров в образовательном процессе, в повышении квалификации педагогов и стала достаточно существенным вкладом в понимание того, как должны развиваться и формироваться новые образовательные технологии. В то же время за этот период компьютеры не стали заметным фактором повышения эффективности образовательного процесса. Они играли и по-прежнему играют лишь вспомогательную роль в системе образовательных ресурсов. Связано это прежде всего с тем, что учащийся мог проводить в стационарном компьютерном классе ограниченное количество времени, в расписании занятий обучение в компьютерном классе занимало не самое важное место, достаточно слабо обстояло дело и с разработкой электронных учебных материалов.

Надо сказать, что опыт создания коллекций цифровых образовательных ресурсов показал, что преподаватель испытывает существенные сложности с встраиванием их разрозненных элементов в образовательный процесс. Коллекции создавались многочисленными автономными разработчиками, они не охватывали полностью содержание учебного предмета, хотя, безусловно, позволяли расширить иллюстративный багаж учебно-методических комплексов. Тем не менее многие преподаватели испытывали серьезные трудности в работе с этими коллекциями, поэтому проникновение цифровых образовательных ресурсов в массовую школу оказалось незначительным, во всяком случае уровень востребованности таких разработок не соответствует ожиданиям, которые на них возлагались. Массовый преподаватель не должен проявлять чудеса изобретательности и не должен тратить существенную долю своего времени, чтобы самостоятельно подыскивать место и роль отдельным цифровым ресурсам в учебном процессе. Преподаватель нуждается в целостной, хорошо отработанной образовательной технологии, в которую цифровые ресурсы встроены органично и которая, соответственно, представляет собой достаточно завершенный педагогический инструмент, закрывающий потребности целых разделов, иногда целых учебных предметов.

Чтобы решить задачу именно в такой постановке, понадобились несколько иные подходы к внедрению цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс. Прежде всего необходимо существенно увеличить долю времени, которое учащиеся могли бы использовать для работы с цифровыми образовательными ресурсами. Эту задачу невозможно решить, если цифровые образовательные ресурсы не будут затрагивать святая святых учебно-методического оснащения образовательного процесса - сам учебник. С учетом нескольких новых факторов, которые проявились за последнее время, а именно: начало работы многих издательств над подходами к разработке электронных учебников (ЭУ), появление на рынке мобильных устройств с достаточно большими экранами, с полноценными технологическими возможностями, - возникла идея поиска модели создания и внедрения в учебный процесс ЭУ как компонентов образовательного инструментария, способных в перспективе полностью заменить традиционный бумажный учебник, а также весь учебно-методический комплекс. Разумеется, этот процесс требует новой организации работы всех основных участников образовательного процесса, а также перестройки бизнес-процессов в ведущих российских издательствах, поиска типовых электронных мобильных устройств, которые по своим характеристикам и свойствам отвечают новым требованиям создания полноценных ЭУ. Таким образом, возникла задача формирования модели разработки, дистрибуции, внедрения нового поколения электронных учебных материалов, способных в значительной мере, а со временем и полностью, заменить традиционные бумажные учебные материалы.

Решая эту задачу, ФИРО начал эксперимент, суть которого состояла в том, чтобы впервые апробировать модель, при которой в образовательном процессе мог быть использован комплект ЭУ по всему набору учебных дисциплин, т.е. речь идет о том, чтобы дать возможность учащимся работать с полнотекстовыми учебниками, представленными в электронном виде, по всей номенклатуре учебных предметов. Эта серьезная задача, разумеется, не могла быть решена за счет разработки нового поколения ЭУ

44

по всему спектру дисциплин, поскольку это трудоемкая и дорогостоящая работа, которая требует значительного времени, объединения сил многих издательств. В качестве первого шага было решено использовать электронные копии существующих учебников, что и было сделано в девяти регионах РФ. В публикациях этого номера журнала некоторые итоги указанного эксперимента подробно анализируются.

В то же время существует отчетливое представление о том, что электронные копии традиционного учебника не являются перспективным направлением внедрения цифровых образовательных ресурсов нового поколения в образовательный процесс, поскольку не содержат принципиально новых функциональных возможностей, которые вытекают из технических характеристик современных мобильных компьютеров. Они не используют в достаточной мере мультимедийные, интерактивные компоненты, не адаптируются к особенностям и возможностям отдельных учащихся, не несут многих других функций, которые, вообще говоря, должны быть присущи современным электронным учебным материалам.

Поэтому в ФИРО совместно с несколькими ведущими издательствами были проведены исследования принципиально новых моделей ЭУ, которые, с одной стороны, основаны на применении современных мобильных платформ, таких как Android, а с другой - используют те наработки в педагогическом дизайне, которые сегодня становятся базовыми основами формирования электронных учебных материалов. Некоторые результаты данного направления исследований сотрудников института, которое посвящено формированию моделей перспективного ЭУ, также представлены в одной из публикаций. На основе этой работы, охватившей различные образовательные области и различные технологические платформы, были сформированы рекомендации, которые смогут стать основой для организации массовой разработки ЭУ в среднесрочной перспективе как для общего, так и для профессионального образования.

Нужно сказать, что разработка ЭУ нового поколения - значительно более сложный и дорогостоящий процесс, чем

создание бумажного учебника. Разница в первоначальных затратах на создание такого продукта превышает обычные затраты минимум в пять раз, по некоторым оценкам эта разница может быть еще выше. Но если говорить о всем комплексе задач, которые решаются в связи с созданием и использованием ЭУ, то, безусловно, мы можем говорить в перспективе о серьезных выигрышах. Эти преимущества связаны с возможностями совершенно иной технологии распространения и реализации ЭУ, их актуализации по мере появления новых наработок, новых научных, исторических фактов или изменений в образовательных программах. Связано это и с возможностью экономии на тиражировании, на использовании Интернета для доставки электронного контента, т.е. с целым комплексом решаемых задач, который мы условно называем жизненным циклом учебника и который, безусловно, гораздо дольше у ЭУ по сравнению с бумажными. Мы уже не говорим об экологических, социальных преимуществах, которые связаны с переходом к электронным учебным изданиям. Таким образом, наряду с выработкой и апробацией тех или иных подходов к использованию ЭУ на основе традиционного контента выполнен целый ряд исследований, касающихся перспективных задач внедрения ЭУ в образовательный процесс.

Опыт создания коллекций цифровых образовательных ресурсов показал, что преподаватель испытывает существенные сложности с встраиванием их разрозненных элементов в образовательный процесс.

Безусловно, очень серьезно встает вопрос об обеспечении качества ЭУ, поскольку по сравнению с традиционным учебником он представляет собою гораздо более сложное произведение, ведь в нем объединены не только современное содержание образования, но и определенные педагогические технологии, подходы к управлению ЭУ со стороны учащихся и со стороны преподавателя. Учитывая все эти факторы, следует говорить о том, что это новое сложное произведение требует иных подходов к оценке качества ЭУ по сравнению с подходами,

которые существовали для традиционных бумажных учебников. Исходя из этого, значительное внимание было уделено и методологии экспертизы электронных учебных материалов, которые также были отработаны ФИРО за прошедший год. На этой основе сложилось необходимое понимание организации работы по обеспечению гарантий качества ЭУ в перспективе.

Электронные копии традиционного учебника не являются перспективным направлением внедрения цифровых образовательных ресурсов нового поколения в образовательный процесс, поскольку не содержат принципиально новых функциональных возможностей, которые вытекают из технических характеристик современных мобильных компьютеров.

Один из ключевых вопросов перехода к электронным учебным изданиям связан с совершенно новым подходом к ИКТ-компетенциям участников образовательного процесса. Прежде всего, надо сказать, что существует большая проблема с подготовкой авторов ЭУ. При традиционных технологиях создания учебных материалов автор, как правило, представляет достаточно завершенную рукопись, которая, конечно, требует «доводки» и соответствующей подготовки по старым и хорошо известным схемам (необходимо создать иллюстрации, осуществить редактирование и т.д.). Когда же мы создаем ЭУ, материалы, представляемые авторами, должны проходить очень серьезную, иногда коренную переработку специалистами по электронному педагогическому дизайну; их задача - превратить эти материалы в полноценный электронный интерактивный мультимедийный продукт, обладающий новыми дидактическими и технологическими свойствами, осуществить отладку и апробацию этого продукта, провести разностороннюю экспертизу, которая не сводится только к экспертизе содержания, но дополняется также и дизайн-эргономической, технологической экспертизой.

Речь идет о том, что мы имеем дело с совершенно новой реальностью, основанной на синтезе современных педагогических и компьютерных технологий. Это новое качество предполагает новую

квалификацию не только авторов, разработчиков, но и пользователей, в данном случае - преподавателей, учащихся, методистов, а также вспомогательных работников, от которых многое зависит в оснащении учебного процесса, а именно библиотекарей, работников органов управления образованием, которые ответственны за распространение, за закупки учебников. Это новые компетенции, которые, в сущности, еще не только не сформированы, но и не разработаны. Задача состоит в том, чтобы сформулировать и грамотно описать их на уровне определенных квалификационных требований, разработать применительно к этим требованиям соответствующие образовательные программы.

Разумеется, нужна сеть организаций, которые в состоянии на хорошем уровне вести такие образовательные программы. Это затрагивает и систему педагогического образования, из которой должны выходить специалисты, уже имеющие четкое представление о системе использования электронных учебных материалов, о функциональных возможностях и свойствах ЭУ, а также готовые к тому, чтобы на определенном этапе стать авторами-разработчиками современных электронных учебных материалов. Речь идет не только о том, что издательства нуждаются в таких авторах нового типа, но и о том, что существуют достаточно широкие блоки образовательного процесса, которые находятся в компетенции самих образовательных учреждений общего образования и в особенности профессионального. Для них необходима подготовка соответствующих электронных учебных материалов, которые должны быть сгенерированы непосредственно в образовательном учреждении. Эти материалы должны быть органично встроены в общую ИКГ-среду образовательного учреждения, где должны органично уживаться и ЭУ, созданные профессиональными издательствами, и локальные учебные материалы, подготовленные самими образовательными учреждениями, отдельными преподавателями, а это требует специальной квалификации, специальной подготовки даже в том случае, если будут выработаны единые стандарты на инструментарий, на общую информационную среду образовательного учреждения.

Поэтому развитие системы ИКТ-компетенций для участников образовательного процесса, направленных на обеспечение готовности к внедрению ЭУ, - это тоже очень важная задача для системы образования на ближайшие несколько лет, которую необходимо решать. С этой целью ФИРО готовит специальные образовательные программы, которые будут реализованы в виде отдельных образовательных модулей и предложены региональным органам управления образованием, профессиональным образовательным учреждениям, вузам для того, чтобы обеспечить необходимый охват такими программами работников системы образования, сформировать базу данных подготовленных экспертов для этой сферы.

Один из важнейших вопросов, которые должны быть решены в ходе перехода к ЭУ нового типа, связан с оборотом ЭУ; здесь имеется в виду оборот авторских и смежных прав, а также система дистрибуции ЭУ.

Для того чтобы издательства, переходя к созданию и реализации электронного контента, могли рассчитывать на обеспечение соответствующих правовых режимов, связанных с использованием электронного контента, необходимо решить целый ряд сложных вопросов. Во-первых, должна быть повышена прозрачность использования электронного контента образовательными учреждениями, чтобы можно было проследить судьбу практически каждой электронной копии и выработать правовые механизмы использования электронного контента, такие, например, как корпоративная лицензия, частичное использование ЭУ, оплата пропорционально времени использования таких учебников, система периодического автоматизированного обновления их содержания. Необходимо обеспечить возможности доставки электронного контента в каждую школу, учреждение профессионального образования, каждому ученику и студенту. Соответственно, должны быть выработаны условия обеспечения мультиплатформенности ЭУ, поскольку уже сегодня на рынке складывается несколько современных технологических платформ, на базе которых создаются новые мобильные электронные устройства, выступающие в качестве носителей

ЭУ. Учитывая, что электронные мобильные устройства будут приобретаться не только централизованно, но и отдельными семьями, учащиеся должны иметь возможность легально использовать современный образовательный контент на различных устройствах.

Для этого, безусловно, на местах понадобятся соответствующие подготовленные структуры, которые мы условно называем центрами дистрибуции электронного контента. Это не обязательно новые организации, они могут создаваться на базе уже существующих организаций, региональных институтов, региональных учреждений высшего образования. Например, можно ожидать создание таких центров на базе федеральных университетов или педагогических университетов, но важно, чтобы они выполняли определенные функции, решали определенные задачи. Вот этот функционал, который требует на только подготовки соответствующих специалистов, но и определенных технологий, и должен быть отработан в течение ближайших нескольких лет. ФИРО совместно с рядом крупных заинтересованных компаний в настоящее время осуществляет предварительный отбор таких площадок и регионов для соответствующего эксперимента. Цель такой работы - отработать типовую модель центра дистрибуции электронного контента. Эти вопросы также обсуждаются в публикациях журнала.

Один из ключевых вопросов перехода к электронным учебным изданиям связан с совершенно новым подходом к ИКТ-компетенциям участников образовательного процесса.

Наконец, мы должны прекрасно понимать, что ЭУ - это только часть информационной среды образовательного учреждения. Чтобы новый электронный контент мог реально проникать в структуру образовательного процесса, необходимо, чтобы вся информационная среда образовательного учреждения была выстроена по общим правилам, которые обеспечивали бы удобство использования ЭУ, автоматизированные средства взаимодействия участников образовательного процесса (преподавателей, учащихся, родителей, администрации, поставщиков учебных материалов)

и другие функции. Весь этот технологический комплекс, который мы называем ИКТ-средой образовательного учреждения, должен основываться на единых технических, функциональных, организационных подходах, которые должны быть разработаны, проверены и внедрены в массовую практику.

Развитие системы ИКТ-компетенций для участников образовательного процесса, направленных на обеспечение готовности к внедрению ЭУ, - очень важная задача для системы образования на ближайшие несколько лет

Мы исходим из того, что параллельно эти технологии должны отрабатываться в системе как общего образования, так и профессионального. Вполне возможно, что учреждения профессионального образования могут оказаться, с одной стороны, более готовыми к использованию современной ИКТ-среды, а с другой - они объективно больше нуждаются в серьезном проникновении электронного контента, поскольку это более мобильный контент. Время жизни электронного контента в системе профессионального образования гораздо меньше, чем в системе общего образования, поэтому объективно необходимость формирования новой современной ИКТ-среды и перехода к ЭУ существует, прежде всего, в системе профессионального образования. Соответствующие работы необходимо вести широким фронтом, объединяя усилия как государства в лице Минобрнауки России, региональных органов управления образованием, так и крупных частных компаний, занимающихся производством современного электронного оборудования, таких как планшетные компьютеры, электронные книги, которые быстро прогрессируют и по своему функционалу уже становятся близкими к планшетным компьютерам. В этой работе должны быть задействованы и крупные издательские организации, которые постепенно все яснее осознают перспективы ЭУ, начиная с момента появления

электронных приложении к традиционным учебникам, и тем самым делают серьезный шаг к созданию ЭУ нового поколения, полностью заменяющих традиционные бумажные учебники.

Для объединения всех этих усилий нужны каналы взаимодействия, нужна площадка, на которой это взаимодействие может эффективно осуществляться. Такой площадкой в настоящее время является ФИРО, однако с учетом современных тенденций перехода к общественно-государственным механизмам управления сложными процессами в экономике, социальной сфере, возможно, в перспективе было бы целесообразно создание саморегулируемой организации производителей электронных учебных материалов, которая могла бы ускорить процесс выработки единых стандартов, единых правил игры в сложнейшем процессе перехода от традиционного бумажного контента к электронному.

Эта задача - серьезный вызов российской системе образования на ближайшие годы. От того, насколько эффективно система образования сможет на него ответить, зависит в значительной мере и конкурентоспособность, будущее российского образования. Многие развитые страны Европы, Америки, Азии сейчас занимаются поиском эффективных путей внедрения электронного контента в систему образования; существуют известные инициативы правительств США, Южной Кореи, ряда европейских стран, которые направлены на быстрое продвижение в этом направлении. Нам представляется, что в России также необходимо предпринять серьезные усилия для того, чтобы удержать традиционно высокие позиции отечественного образования в международном образовательном пространстве, и этому будут посвящены усилия всех основных разработчиков, ученых, организаторов образования в ближайшие годы. Широкому применению ЭУ в этой работе должно быть уделено серьезное внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.