Научная статья на тему 'Электронные технологии социального контроля: религиозный аспект проблемы'

Электронные технологии социального контроля: религиозный аспект проблемы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
98
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные технологии социального контроля: религиозный аспект проблемы»

Секция истории и философии

детерминируется не только личностными целями и ценностями, но и реальными и потенциальными возможностями действительности с присущими ей конкретноисторическими системами ценностей. Следует отметить, что развитие различных форм социальных общностей происходит путем не «отрицания» - разрушения, поглощения, распада - сложившихся ранее, а включения их в новый социокультурный контекст в преобразованном виде. С этих позиций будущее человечества мыслится не как следование какой-либо социальной модели, и не как конвергенция, синтез различных социокультурных систем в некую единую, универсальную, а как плюральный процесс взаимодействия, взаимообогащения разнообразных со, , открытых для дальнейшего творческого развития. Конкретно-исторические исследования накопили и продолжают накапливать материал, обогащающий картину .

ББК 87.251.2

И.В. Ходыкин

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ: РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

Развитие технологий в области средств социального контроля (как-то: индивидуальный налоговый номер (далее ИНН), электронный паспорт, единая система персональных данных, электронные деньги и пр.) придаёт этой теме новые импульсы. Они связаны с открывающимися возможностями всё более полного контроля человека и управления его поведением.

Религиозный аспект проблемы заключается также и в том, что в системе кодирования информации с помощью штрих-кода появлялся постоянный элемент кодировки - число 666, ассоциируемое с широко известным антихристианским символом. Почему-то изобретатель Дж. Лорер [1] выбрал не 333 или 000, чтобы , 666.

, .

В ходе исследования обнаружились факты, свидетельствующие о том, что ажиотаж вокруг пресловутых шестёрок (в т.ч. призывы не принимать ИНН, новые паспорта и пр.) разжигался членами так называемого Ротари-клуб и некоторыми сектантскими группами [2], задачей которых было спровоцировать раскол в максимально репрезентативном духовно-общественном институте России - Право, .

Согласно комплексному экспертному заключению [6], из нынешних стандар-, , 666 , , -коде стандарта БАЫ-13/иРС они могут присутствовать [1].

Философско-богословский анализ показал, что любое число как таковое не священно и не сакраментально, в отличие от закреплённого античной философией магического смысла [3], и номера штрих-кодов не имеют отношения к сказанному в библейских текстах (Апокалипсис 13, 16-18). Вера в некие числа, штрихи и зна-, -отдача на откуп магии и идолопоклонству [4]; также и принятие электронных документов и ИНН не даёт права рассуждать об утрате человеком имени, поскольку фактически эти номера - лишь номера файлов, в которых компьютер хранит све-

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

дения о налогоплательщике, являющимся только одним из множества социальных проявлений личности [5].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ахрамеев В., Башкиров И. Стояние за истину. http://www.zaistinu.ru

2. Кураев А., диак. Искушения, которые приходят «справа». - М.: Издательский совет

РПЦ, 2001. - 95 с.

3. Лосев А. Ф. Пифагореизм // БСЭ. Т.19. 3-е изд. - М.: 1975. - С. 585.

4. Осипов А. И. Путь разума в поисах истины. Изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2005. - 430 с.

5. Основы социальной концепции Русской Православной церкви. - М. 2001. - 127 с.

6. Церковь об ИНН. Дискуссии и материалы. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2001. - 80с.

87

..

НАНОТЕХНОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ , -

кой парадигм науки, затрагивает целый ряд философских проблем на качественно новом уровне развития опыта. Вопрос о возможности небиологических форм жизни и как следствие поиск нового определения её сущности в рамках науки. Вопрос о границах живого и неживого важен для биологии, поскольку требует чётко определить её предмет исследования, хотя оставаясь философским, выходит за пределы эмпирической биологии. Открытие нового нанометрового размерного уровня есть по сути определение нового качественно отличного по своим закономерностям физического уровня существования, на котором происходит стирание старой границы между пониманием жизни и нежизни. Другим аспектом является тема синтетической жизни. Вопрос о природе и механизме работе человеческого сознания. Сознание как информация и проблема транслируемой самости. Формы информации и проблема субстанциального и функционального истолкования её сущности. При возникновении нанотехнологии и принципов, заложенных в ней, по-новому ставится проблема понимания природы единичной души или сознания. Среди принципов нанотехнологии можно выделить Картезианский пласт: Редукция сложного к простым составляющим и механистичность. Возникает понятие искусственного сознания. Вопрос ставится о том, является ли исключительно органическая жизнь условием возможности сознания или существуют неорганические формы бытия сознания? Можно предположить, что если живое истолковывается как ( ), ( -нирующей информационной программы) также есть проявление качественно нового типа механицизма. Это механицизм информационного типа. Природа сознания понимается как виртуальность. Присутствует ли физическое и материальное непосредственно в той или иной форме в нашем сознании? Сознание начинает рассматриваться в функциональном и математическом аспектах. Второй аспект включает в себя исследования, направленные на создание математических моделей, принципиальных с точки зрения философии сознания. Здесь сущность сознания определяется как совокупность свойств отражения окружающих сущностей, самоопределения, целеполагания и морально-этических установок. Это, в свою очередь, предпо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.