Научная статья на тему 'Эсхатологические представления в России в дискурсе постсоветских трансформаций'

Эсхатологические представления в России в дискурсе постсоветских трансформаций Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
788
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЭСХАТОЛОГИЯ / АПОКАЛИПТИКА / ХИЛИАЗМ / ИСТОРИЯ / АНТИХРИСТ / КОНЕЦ СВЕТА / RUSSIA / ESCHATOLOGY / APOCALYPTICS / CHILIASM / HISTORY / ANTICHRIST / DOOMSDAY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Багдасарян Вартан Эрнестович, Реснянский Сергей Иванович

В представленной статье исследуется эсхатологический дискурс России в условиях постсоветского транзита. Выявляются социальные, экономические, культурные и политические факторы подъема интереса к эсхатологии. Проводится классификация современных эсхатологических концептов. Авторы выдвигают гипотезу о связности роста настроений апокалиптики с процессом социальных трансформаций. Приводятся доказательства постмодернистской сущности современных эсхатологических интерпретаций, идущих в разрез с догматическими религиозными позициями по вопросу об Апокалипсисе. Проблема эсхатологии контекстуализируется в истории России с изучением периодов средних веков и Нового времени. Такой подход определялся жесткой связью эсхатологической проблематики с религиозной культурой. Анализ показывает, что в действительности эсхатология может продуцироваться и в секулярном типе общества. Подъем эсхатологического дискурса четко фиксируется, в частности, с конца XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESCHATOLOGICAL CONCEPTS IN RUSSIA IN DISCOURSE OF POST-SOVIET TRANSFORMATIONS

In the article there is considered the eschatological discourse of Russia in the conditions of the post-Soviet transit. There are revealed social, economic, cultural and political factors of the growing interest in eschatology. The authors give the classification of modern eschatological concepts. There is put forth the hypothesis ofthe connection between the growing apocalyptical sentiments and the process of social transformations. The authors present proofs of the postmodernist essence of the modern eschatological interpretations contrary to the dogmatic religious positions of the Apocalypse. The problem of eschatology is contextualized in the history of Russia with the study periods of the middle ages and the new time. This approach is determined by a rigid connection between the eschatological perspective and the religious culture. The analysis shows that in fact eschatology can be produced in the secular type of society as well. The rise of the eschatological discourse has been clearly recorded since the end of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «Эсхатологические представления в России в дискурсе постсоветских трансформаций»

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В РОССИИ В ДИСКУРСЕ ПОСТСОВЕТСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

B.Э. Багдасарян

Московский государственный областной университет ул. Радио, 10-1, Москва, Россия, 105005

C.И. Реснянский

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

В представленной статье исследуется эсхатологический дискурс России в условиях постсоветского транзита. Выявляются социальные, экономические, культурные и политические факторы подъема интереса к эсхатологии. Проводится классификация современных эсхатологических концептов. Авторы выдвигают гипотезу о связности роста настроений апокалиптики с процессом социальных трансформаций. Приводятся доказательства постмодернистской сущности современных эсхатологических интерпретаций, идущих в разрез с догматическими религиозными позициями по вопросу об Апокалипсисе. Проблема эсхатологии контекстуализируется в истории России с изучением периодов средних веков и Нового времени. Такой подход определялся жесткой связью эсхатологической проблематики с религиозной культурой. Анализ показывает, что в действительности эсхатология может продуцироваться и в секулярном типе общества. Подъем эсхатологического дискурса четко фиксируется, в частности, с конца XX в.

Ключевые слова: Россия, эсхатология, апокалиптика, хилиазм, история, антихрист, конец света

Введение

Традиционно проблема эсхатологии контекстуализируется в истории России с изучением периодов средних веков и Нового времени. Такой подход определялся жесткой связью эсхатологической проблематики с религиозной культурой. Анализ показывает, что в действительности эсхатология может продуцироваться и в секулярном типе общества. Подъем эсхатологического дискурса четко фиксируется, в частности, с конца XX в.

Всплеск интереса к апокалиптике в современной России имеет свои социальные основания. Прослеживается связь популярности эсхатологических сюжетов с разрушением традиционного уклада и потерей общественной стабильности. В определенном смысле апокалипническая рефлексия являлась деформированным отражением модернизационных процессов. Турбу-

лентный распад сложившихся общественных структур и механизмов вызывал эсхатологические ассоциации. Метафизическое направление общественной мысли при этом непосредственно апеллировало к профетизму «конца света», научно-позитивистское - обращалось к исследованию самого хилиа-тического сознания и апокалиптических концептов [2].

Апокалипсис и теория катастроф

Как и в прежние эпохи, особо чувствительно, в плане апокалиптической рефлексии, общественность реагировала на различного рода катастрофы. Сформировалось целое направление «катастрофизма», соединяющие традиции естественно-научного и эсхатологического дискурсов. Эсхатология, будучи прежде феноменом экзистенциального свойства, укладывалась теперь в формат космогонических закономерностей. Актуализация апокалиптических мифологем в рамках естественнонаучного направления моделирования истоков земных катастроф была связана с очередным околоземным виражем кометы Галлея в 1986 г. [6].

Еще более акцентированные эсхатологические ассоциации породила авария на Чернобыльской АЭС. Ее апокалиптическая экспликация определялась словами откровения: «.. .и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки». Чернобыль, указывалось, в частности, в книге «Национальная идея, или Чего ожидает Бог от России», по-украински как раз и есть «полынь». Потрясшая весь мир атомная катастрофа была предсказана за девятнадцать столетий прежде. Следовательно, делают вывод авторы книги, и все остальные события из Откровения Иоанна Богослова, сопровождающие появление роковой звезды, должны происходить в наше время. «Апокалипсис, - заявляют они, - это уже сегодня!» [19, с. 17].

Крушение СССР как «конец света»

Глобальная деструкция перестроечной эпохи обусловило приложение логотипа антихриста к фигуре М.С. Горбачева. Прозвище «меченый» оказалось закреплено за ним на уровне массового восприятия. Характерно, что атеистические воззрения большинства советского населения не препятствовали обращению к апокалиптической символике. Теоретически идеомиф о М.С. Горбачеве - антихристе был обоснован лично контактировавшим с генеральным секретарем по роду службы Борисом Олейником. Для доказательства данного постулата бывший советский номенклатурный работник апеллировал к святому писанию и пророчествам отцов церкви. Последний из лидеров СССР преподносился автором в качестве олицетворения плане-116

тарного зла. Он ставит его в один ряд с такими нарицательными в инфернальном смысле фигурами, как Каин, Прокруст, Герострат, Нерон, Юлиан-Отступник. Массовое доверие к М.С. Горбачеву в первые годы перестройки Б. Олейник соотносил с предсказываемым в Откровении «антихристовым прельщением».

Магии горбаческого обольщения не избежал тогда и сам автор. Процессы деструкции, сопровождающие политическую биографию М.С. Горбачева, объяснялись им мистическим образом, как действие энергии аккумулированного зла. К таким проявлениям антихристовой ауры М.С. Горбачева автор относил расстрел на площади Тяньанмынь, свержение руководства государств Восточной Европы, столкновения в Лос-Анджелесе - события, совершившиеся вслед за посещением советским лидером соответствующих стран [26].

Крушение Советского Союза, еще несколько лет назад казавшегося незыблемым, актуализировало идеомифы о конце света. Стремительность разворачиваемых событий обусловливало рост эсхатологических настроений, убежденности, что без вмешательства потусторонних сил ничего подобного не могло бы произойти. Во многих апокалиптических пророчествах приход в мир антихриста относился к 1992 г. В составленной С. Фоминым антологии «Русь перед вторым пришествием» с этой датой связывались предсказания о начале последних времен целого ряда иериархов и преподобных: Нифонта Константинопольского, Нила Афонита, Косьмы Этолоса, Саввы из Колимпоса, Каллиниска из монастыря Черника [33, с. 331-332]. Сам составитель полагал, что если с 1992 г. ведется проповедь антихриста, то его воцарение произойдет в 1995 г. [33, с. 336] В записанной им беседе с одним из духовников Троице-Сергиевой Лавры имелись следующие рассуждения: «Грядет воцарение Царства антихристова... и все признаки этого уже налицо: государственный хаос, забастовки, нехватка продовольствия при небывалом урожае, отравление природы, в стране рвутся к власти новые силы. Затем, если Господь допустит новую власть, пройдет около 3,5 лет, пока она начнет показывать свое истинное лицо, а до тех пор будет эйфория свободы, помощь властей Церкви и содействие духовному возрождению России... Далее могут наступить новые великие испытания для Церкви и для народа, которых не видела еще наша история» [33, с. 333].

Помимо озарений православных мистиков апокалиптическая дата определялась также по предсказаниям прихода Мессии в иных религиозных традициях, главных образом в иудаизме. Для представителей каждой из религий мира антихрист будет позиционироваться как избавитель. Для иудеев он предстанет Машиахом, для христиан - Христом, для мусульман - Махди, для буддистов - Буддой и т.д. [24, с. 129] В этой связи экуменизм рассматривается в эсхатологической литературе в качестве антихристовой идеологии [29].

Геополитическое направление апокалиптики

Разрушение биполярной модели мира приводило к актуализации теорий об антихристовой сущности программы глобализации. Они являлись своеобразным откликом на курс «Мирового жандарма» со стороны США, особо наглядно обнаруживаемый в бомбардировках Ирака и Югославии. «Новый Мировой Порядок» преподносился как эсхатологический проект, превосходящий по масштабам другие исторические формы планетарных утопий [14, с. 1-2].

Установление моноцентристкой модели мира при сохранении дуальной структуры историсофского сознания не могло не катализировать эсхатологической рефлексии. Однополярность современного мироустройства вызывала ассоциации с единоцентрием антихристова царства. Антихрист, таким образом, обретал геополитические очертания.

Казалось бы, противоречие геополитической трактовки природы антихриста и вполне определенная его личностная идентификация в Новом Завете более чем очевидно. Тем не менее, новый подход получил экзегетическое обоснование. Авторы книги «Национальная идея, или Чего ожидает Бог от России» предложили различать два апокалиптических образа - антихриста и Зверя. Если первый из них - конкретный человек, то второй - «личность коллективная». Еще в «книге Даниила», указывают они, «мировые империи» олицетворялись через образы «зверей». Подчеркивалась более древняя, нежели в «Откровении», даниилова зооморфная экспликация. «Вполне возможно, - резюмировался дискурс о библейской политической символике, -что и апокалиптический "Зверь" - ни что иное, как новая мировая империя, антибожеская по духу и несущая миру античеловечный "новый мировой порядок"» [19, с. 18].

Наиболее акцентированным выражением геополитического направления эсхатологии является выдвинутая В. С. Медведевым таласократическая версия дешифровки апокалиптического Зверя. Исходным основанием для такого суждения послужило библейское указание о выходе его из моря. Континентальные Россия и Китай данному образу не могут соответствовать, а вот морская по своему генезису англо-американская цивилизация -с ним вполне соотносится. После череды мировых катаклизмов именно та-ласократическая цивилизационная модель приобрела планетарные масштабы [19, с. 19].

Семь голов Зверя, «суть семь царей», истолковываются как «большая семерка». Под шестым, перед которым преклонились пять падших из них, подразумевается США. Япония, совмещающая подходы традиционного общества с западной экономикой, идентифицируется как «седьмой», тот, что «еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть». Наконец, «восьмой» и есть собственно «Зверь», олицетворяющий кооптируемую из числа «семи» мировую финансовую элиту [19, с. 19].

Одна из голов, указывалось в Откровении Иоанна Богослова, была смертельно ранена мечом, но затем исцелена. Данный фрагмент Апокалипсиса вызывал у авторов «Национальной идеи» ассоциации с Германией, расколотой в результате войны надвое, но чудесным образом восстановленной, т. е. исцеленной.

При истолковании образа десяти антихристовых рогов авторы переходили от большой семерки к Северо-атлантическому альянсу. Именно десять европейских стран вошли в 1949 г. в НАТО. Заморские территории - США и Канаду при этом авторы почему-то решили не включать в общее число членов организации. Сами «рога» эксплицировались в качестве указания на вооруженную силу антихриста [19, с. 20].

Слова Апокалипсиса о войне Зверя со святыми и одержанной им победе над ними непосредственно адресуются к югославским событиям. Пояснялось, что сербы в Косово обороняли не только территорию, но и, прежде всего, православные святыни, отданные при попустительстве натовских оккупантов на поругание антихристивым силам.

Каково же место в канве апокалиптических событий отводится России? С ней связывается появление упоминаемого в Откровении другого зверя, выходящего, в отличие от первого, из земли, и имевшего два рога, подобные агнчим. Именно его континентальное происхождение служило для авторов свидетельством о российской природе данного апокалиптического персонажа. Второй зверь, поясняют они, был создан как точное подобие первого, но только уже на территории постсоциалистического пространства [19, с. 21-22].

Чаще всего геополитическим выражением царства антихриста преподносят Соединенные Штаты. Америка определяется онтологическим противником: химерической, неорганической, трансплантированной цивилизацией, не имеющей сакральной традиции, но стремящейся навязать другим континентам свою антиэтническую, антитрадиционалистскую вавилонскую модель. Предсказываемый крах США, как, к примеру, в работе О.А. Платонова «Почему погибнет Америка», ввиду вселенских масштабов вызываемой им турбулентности, также укладывается в схему конца света [30].

Процесс создания единой Европы не мог не привести к определенной эсхатологической корректировке в интерпретации проекта глобализации. Казавшийся однозначным американский вектор в апокалиптике вступил в определенные противоречия с конструированием европоцентристской модели истолкования антихристова царства. Среди духовников Троице-Сергиевой Лавры циркулировало мнение, что под Вавилонской блудницей следует понимать США, тогда как десять рогов, ее разоривших, есть государства Европы - члены Евросоюза. Впрочем, последующее расширение ЕС подрывало нумерологические основы данной дешифровки. Иеродиакон московского храма Казанской Божьей Матери Авель (Семенов) и А.Ю. Дроздов квалифицировали Шенген как исполнение пророчеств, полученных Ио-

анном Богословом. Эсхатологический европоцентризм обосновывался посредством апелляции к средневековому представлению о том, что антихрист будет интронизирован в качестве римского царя, восстановив, таким образом, четвертую мировую империю из данииловых пророчеств. Все исторические потенции воссоздания Римской империи, включая политические проекты Карла Великого, Наполеона, Гитлера, рассматривались авторами как нереализованные проекты установления антихристова царства. «И потому, -предупреждали они, - даже с этой точки зрения функционирование Шен-генской зоны должно закончиться исполнением "тайны беззакония" и воцарением антихриста, на голову которого, как пишется в "Протоколах сионских мудрецов", наденут патриаршую корону, "поднесенную ему Европой". Создается "глобальный истукан", в котором правда уничтожится и будет произведено "совершенное опустошение"» [1, с. 401].

Свою нишу в апокалиптике занимают и новые субъекты мировой геополитики, такие как Китай. Еще В.С. Соловьев связывал нашествие антихристовых племен Гога и Магога с Поднебесной. Бурное развитие Китая в современную эпоху способствовало широкой популярности данной идентификации в отечественной эсхатологической литературе.

Историк второй волны эмиграции Н.И. Ульянов объединял в теме Апокалипсиса нашествие маоистов с негритянской революцией. «Мы, - возглашал он, - последнее поколение, способное чувствовать ужас надвигающегося конца. Следующие за нами будут гибнуть, но не будут знать, что гибнут. Конец мира станет для них бытовым явлением. В поразительно короткий срок развязана дикость цветных континентов и уничтожены все доктрины Монро, ограждавшие цивилизацию от нашествий. Если Андрею Белому только "предносился" образ Бандиугу Диара, украшенного ожерельем из зубов убитых европейцев, то до нас явственно донесся из Конго запах жареного мяса белых людей. Не далек день, когда наших женщин начнут линчевать за отказ выходить замуж за негров. Не в знак ли покорности неизбежности судьбе они уже сейчас превращаются в негритянок, папуасок, в монголок? Штаны в обтяжку, мужская сорочка навыпуск, вздыбленная шевелюра, это ли не костюм для встречи жениха полуденного? Современная политика -единственный в мировой истории образец разоружения сильного перед слабым, высшего перед низшим, культурного перед варваром. Мы живем в летаргическом сне, видим, как нас кладут в гроб, зарывают в землю, но не можем ни пальцем пошевелить, ни слова вымолвить» [37, с. 168-169].

В настоящее время получил распространение концепт, связывающий мифологему о нашествии пресловутых апокалиптических племен с массовой миграцией на Запад представителей стран «третьего мира» [16].

Русоцентризм, характерный для отечественной историософской мысли в целом, не мог не привести к представлению об особой миссии России в апокалиптических событиях. Широкое распространение получил взгляд о ее «удерживающей» для всего мира роли [36]. Несмотря на то, что и после со-

крушения Третьего Рима конец света еще не наступил, свидетельствует, по мысли М.В. Назарова, о сохранении за Россией данного функционального предначертания. Роль же «удерживателя» выполняют теперь, при отсутствии православного государства, те праведники, десяти из которых хватило бы в свое время для предотвращения гибели Содома и Гоморры.

В чем же смысл удержания? Чем объяснить промедление с исполнением апокалиптических пророчеств в условиях глобальной апостасии?

По мнению М.В. Назарова, это говорит о неисчертанности человеческой истории, о потаенном сценарии восстановления русской православной государственности. Катастрофизм отечественной истории связывается им с предъявляемым Богом к России, как к «удерживающему», особо строгих требований. Периодически отпадая от Божьего замысла, она всякий раз возвращалась к нему на новом уровне, через осмысление совершенных грехов и покаяние.

«Тайна беззакония» раскрывается М. В. Назаровым через последовательность череды духовных оккупаций России: языческой - в начале XIII в., католической - в начале XVII в., протестантской - в петровскую эпоху, европейской - в результате революции 1917 г. Следуя апостасийной логике, начавшийся с 1990-х гг. новый период порабощения должен уже представлять непосредственную власть служителей антихриста. Последняя битва отождествляется автором с противостоянием Третьего Рима - России и анти-Рима - США. Вместе с тем М.В. Назаров допускает, что сам Антихрист генетически будет иметь российские корни. Его образ предвидится автору в виде клонированного человека, полученного от семени некого богатого заказчика из России [23, с. 930-971].

Экуменизм как антихристова религия

Повышенное внимание в современной православной эсхатологии отводится критике экуменизма как антихристовой унифицирующей идеологии. Наиболее широкую известность пробрели выступления против заговора экуменистов А. Кураева, критиковавшего теософскую универсальность их учения [17]. Помимо изобличения псевдовосточной сущности экуменизма, другим характерным мотивом является обнаружение тенденции слияния католичества с иудаизмом, папства с синедрионом. Современный римский экуменизм расценивается ревнителями святоотеческой традиции как попытка растворения христианского учения в неком квазирелигиозном суррогате. Суть экуменизма выразил лжепророк из «Трех разговоров» Вл. С. Соловьева Аполлоний: «Асс1рю й арргоЬо й кеййсаШг сог шеиш. - Я такой же истинный православный и истинный евангелист, каков я истинный католик» [35, с. 128].

С обвинением экуменистов в подготовке прихода антихриста активно выступает в своих публикациях Ю.Ю. Воробьевский. В обосновании ере-

тичности их движения он апеллирует к 10-му Апостольскому правилу, гласящему: «Если кто помолится с отлученными от церковного общения, хотя бы и в доме, да будет отлучен!» [7, с. 120]. Экуменизм преподносится автором в контексте критики Ватикана. Объединение вокруг него, наряду с католицизмом, различных религиозных культов оценивается им как свидетельство приготовления папского престола для занятия его антихристом. «Поневоле, - характеризует он современный статус римского первосвященника, - приходит сравнение с кажущейся безграничностью земного могущества того, кто должен прийти перед Концом Света. С могуществом антихриста! Экуменическое размывание Богооткровенных истин является чем-то схожим с "тепловой смертью" вселенной. Она наступит после того, как тепло полностью рассеется, и температура везде будет одинаковой. Так не для антихриста ли собирается разношерстная экуменическая паства? Не для него ли готовится римский престол? Не его ли опознает Восьмой Вселенский Собор, воспринимаемый православным сознанием, как предшествующий Концу Света?! Не его ли рождения с нетерпением ждет языческий бог первого младенческого крика - Ватикан?!» [7, с. 132].

По мнению автора, в последние времена христианскую общину верующих вместо Петра возглавит апостол Иоанн. Понимая именно православие в качестве иоанновой Церкви, он легитимизирует его особые права в период Апокалипсиса [7, с. 125].

В понимании другого видного борца с ересью экуменизма митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) темные силы кооперируются из традиционных противостоятелей православной веры - язычников, иудеев, католиков. Но за различными их вариациями неизменно находится фигура дьявола. Исторический смысл деятельности всех ветвей демонического заговора заключается в подготовке утопической модели царства антихриста [15].

666 - число денег

Одним из обусловливающих фактов роста психологической дискомфортности населения в постсоветскую эпоху явился стремительный переход от распределительной к рыночной модели экономики. Кризис адаптации предопределил выработку рефлекторного отторжения любых атрибутов современной экономической парадигмы. Живший по регламентированному биографическому сценарию бывший советский человек потерял уверенность в завтрашнем дне. При наличии креативных способностей «тревожное завтра» зачастую переводилось из разряда личной драмы - во вселенскую, наполнялось апокалиптическим содержанием. Осознание самой экономики в качестве источника психологической дискомфортности, а соответственно, и катализатора эсхатологической напряженности, обусловило конструирование принципиально новой гематрической модели. Основу дешифров-

ки мифологемы об антихристе составила экспликация в инфернальном ракурсе финансовой системы современного мира. Под ним уже подразумевался ни человек, и даже ни духовная субстанция, а. деньги. Такая дешифровка показывает, насколько далеко современные истолкователи апокалиптики отошли от текстового оригинала Откровения Иоанны Богослова.

Мотив отрицания рыночной модели экономики обусловил появление концепта, в рамках которого «666» идентифицируется в качестве «числа денег». Еще в Ветхом Завете при описании богатств царя Соломона указывалось о ежегодном поступлении в его казну шестьсот шестидесяти шести талантов золота [3, с. 228; 23, с. 937; 19, с. 25]. Обыденная интеллигентская сентенция «деньги - зло» трансформировалась в трансцендентный постулат.

Семиосфера глобализируемого мира при акцентированном поиске заданного цифрового кода оказывалась буквально наводнена различными комбинациями «числа Зверя». «Намеренно, или по принципу "Бог шельму метит", - резюмировал свои гематрические изыскания М.В. Назаров, - число 666 отражено и во многих реалиях современной жизни. Так, оно стало основой штрих-кода БАК-13/ЦРС для маркировки всех товаров на земле (даже если компьютер не воспринимает разграничительные линии как шестерки, человеческий глаз воспринимает разграничительные линии как шестерки, человеческий глаз воспринимает их схожесть именно так - и неужели нельзя было использовать любой иной разделительный знак?). Три шестерки обрамляют нечетные номера страниц в новом российском паспорте. Многие финансово-страховые общества используют это число как базовое в своих реквизитах. Размеры долларовой банкноты: 66 х 156 (если длину сложенной вдвое банкноты разделить на 13 тоже получится 6). В игровом культе богатства, рулетке, сумма всех цифр от 1 до 36 составляет 666...» [23, с. 937].

Автор отмечал, что число «шесть» особо любимо евреями, о чем, по его мнению, свидетельствует не только шестиконечная звезда, но и 6 миллионов жертв Холокосты, рассматриваемых им также в контексте антихристовой символики. Шестерка, как нумерологическое выражение несовершенства и неполноты, противопоставлялась им цифре семь, соотносящейся с божественной полнотой, покоем и блаженством последнего дня творения [23, с. 937].

В отличие от М. В. Назарова Н. Боголюбов, ссылаясь на каббалистическую традицию, противопоставлял число «шесть» не семерке, а девятке. При истолковании карт Таро номер 6 символизировал искушение, путь от духовности к материи, тогда как цифра 9 представляла обратное восхождение от материальной к духовной ипостаси мира [3, с. 225]. В дешифровке «числа Зверя» Н. Боголюбов также следовал в рамках концепта об антихристовой парадигме «власти еврейских денег». Одним из характерных аргументов автора служило указание, что 666, наряду с 333 и 999, является пробой золотого металла. «То, что число 666, - развертывал Н. Боголюбов свои доказательства, - имеет что-то общее со штриховым кодом, системой кре-

дитных карточек, а также банками и деньгами, отчетливо видно также из того, что код номера Мирового Банка - 666. Или, скажем, карточки австралийского Национального Банка, несущие номер 666. Отдел чековых расчетов индийского банка в Бомбее имеет номерной код 666. Новые американские кредитные карточки сейчас несут префикс 666. «Компьютерная система Оливетти Р 6060» сейчас использует номера, начинающиеся с 666. По всей территории США компьютерные квитанции снабжены серией серых точек, которые представляют число 666. На каждом израильском лотерейном билете напечатано число 666. Если сложить все цифры с игрального стола рулетки, то получится в сумме цифра 666» [3, с. 228].

Антихристова печать и кодификация человечества

Апокалиптика составляет краеугольный камень всей христианской историософии. Однако далеко не все адепты христианства эсхатологически одержимы. В современном православии существует два основных подхода в понимании Апокалипсиса. Согласно первому их них апокалиптические события должны произойти единовременно, будучи связаны с историческим моментом воцарения антихриста. В соответствии со вторым взглядом «последние времена» представляют собой довольно длительную историческую эпоху, предшествующую второму пришествию Христа. Мы, утверждают его приверженцы, живем в период развертывающегося Апокалипсиса. А потому христиане должны быть особо бдительны ко всем знамениям прихода антихриста. Напротив, для оппонентов этого взгляда все гематрические изыскания лишены смысла. Если антихрист еще не пришел, то и ни о какой антихристовых атрибутах и всех сопутствующих его появлению обстоятельствах говорить не приходиться. Не может, утверждает, к примеру, Андрей Кураев, быть никакой «печати антихриста» до его воцарения [18].

Напротив, сторонники взгляда о длительном историческом развертывании апокалиптических пророчеств использовали концепт о череде пред-антихристов. Носителями идейной антихристовой парадигмы в различные исторические эпохи преподносились К. Маркс, В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Мао Цзе Дун, А. Гитлер, Сан Мен Мун, Раджнии и др. Видимым проявлением идентификации с прообраза Зверя определялось использование соответствующей символики.

Для эсхатологически ориентированного сознания любая попытка кодификации населения неизменно вызывала ассоциации с «печатью антихриста». Такого рода катализатором явилась, в частности, практика установления индивидуальных налоговых номеров. По благословению епископа Анадырского и Чукотского Диомида и епископа Тульчинского и Браулавского Ипполита храмом Казанской иконы Божьей Матери была выпущена книга иеродиакона Авеля (Семенова) и светского исследователя А.Ю. Дроздова «Знамение пререкаемо», посвященная доказательству антихристовой сущ-

ности современной цифровой кодификации личности. «ИНН, - утверждали они, - несет в себе именно религиозный смысл - это символ иной, антихристианской идеологии, символ власти над человеком "хозяина" этой апокалиптической торгово-финансовой системы. Добровольное принятие ИНН есть начало отречения от Христа. ИНН уже лежит не вне сферы деятельности человека и его внутренней жизни, а наоборот, он ее показатель, ее определитель, он - исповедание человека, свидетельство его готовности быть верным или противным Христу» [1, с. 238]. Идентификационный код, подчеркивалось ими, не есть номер документа, а самой личности, и потому будет носить и пожизненный, и посмертный характер. Если государственные паспорта представляли собой удостоверение личности как гражданина той или иной страны, то индивидуальные налоговые номера выражают членство в космополитической антихристовой системе [1, с. 238].

Вопрос об отношении к ИНН поляризовал позиции православных иери-архов. Речь велась даже о вероятности нового раскола в РПЦ. Мнение Священного Синода отражал толерантный подход к электронной кодификации. Решением заседавшей в феврале 2001 г. Богословской комиссии Московской Духовной Академии отождествление ИНН с «антихристовой печатью» признавалось ошибочным. Обвинение о наличии в индивидуальных номерах налогоплательщиков числа 666 определялось как необоснованное и относившееся к разряду ложных слухов, разжигающих церковную смуту. Пользующийся значительным авторитетом в РПЦ архимандрит Иоанн (Кресть-янкин) в рождественском обращении ко всероссийской пастве на 2001 г. высказал мнение о невозможности влияния на душу христианина никакими технологическими средствами. «У Господа, - пояснял он, - нет понятия о человеке как о номере, номер нужен только современной вычислительной технике, для Господа же нет ничего дороже живой человеческой души.» [32, с. 3]. Выступая по радио «Радонеж», иерамонах Тихон (Полянский) квалифицировал позицию противников ИНН, оцениваемых им в качестве провокаторов, как неоязыческое магически обрядовое заблуждение. Архимандрит Амвросий (Юрасов) в одной из передач того же радиоканала назвал их «нецерковными» и «больноватыми на голову».

В дискуссию вынужден был вмешаться сам патриарх. Обращаясь к всероссийской православной пастве в связи с вступлением в неделю великого поста 2001 г., Алексий II заявил, что принятие или неприятие ИНН «есть дело свободного гражданского выбора, но никак не является вероисповедным вопросом» [1, с. 247].

Однако принципиальными противниками ИНН заявила себя значительная часть епархиальных архиереев. В оппозиции к Священному Синоду оказалось большинство монашествующих. Центром религиозного сопротивления личностной кодификации выступила, в частности, Троице-Сергиева Лавра. Российские противники ИНН апеллировали также к позиции ряда право-

славных поместных церквей - Элладской, Кипрской, Финской - официально отвергающих любые формы электронного кодирования.

Непримиримость борцов с индивидуальными налоговыми номерами доходила до того, что принявшие их заносились в число служителей антихриста. Ведь присваивание ИНН, поясняли бескомпромиссность своей позиции авторы «Знамения пререкаемо», осуществляется на добровольной основе, то есть при сознательном предпочтении зла. Те же христиане, на которых индивидуальный номер возлагается «автоматически», по роду службы, должны, по их мнению, отказаться от своего социального статуса, ибо в противном случае окажутся вовлечены в антихристову систему. Отвергается добродетельность законопослушности в отношении присваивающего личные номера государства. Предписание «платить кесарю кесарево» теряет, по мнению противников ИНН, в данном случае свое значение. Обнаружение в индивидуальных налоговых номерах трех шестерок рассматривалось как свидетельство, что устанавливающая их власть отнюдь не «кесарева», а «антихристова» [1, с. 242-246, 253-263]. «Поэтому, - пояснял протоиерей Алексей Масюк, - когда верующие сопротивляются сплошной нумерации населения, они протестуют не против власти кесаря, не против государственной власти, а против той нарастающей власти, которая фактически аннулирует государственную власть» [13, с. 65]. Позиция ряда входивших в Богословскую комиссию архиереев, ратующих за подчинение государственным властям даже в случае наличия в ее знаковой системе антихристовых символов, объявлялась принципиально неприемлемой.

Однако поиски трех шестерок в штрих-коде ИНН не приводили к заданному результату. Тогда был выдвинут концепт, что «антихристово число» присутствует не в самом индивидуальном налоговом номере, а в считывающем штрих-коды устройстве. Анонимные авторы газеты «Сербский крест» предложили различать «имя, данное человеку зверем» и «личное имя антихриста». Поэтому, утверждают они, сообразно с апокалиптическим откровением «начертываться» будет не антихристова печать - 666, а персональный номер. Мудрость истолкования обнаруживалась в том, что на «число зверя» «нанизывалось» число имени каждого принявшего его власть. Указывалось также на неадекватность перевода с греческого при использовании понятия «печать антихриста». Более точно, полагают авторы публикации, было бы использование эквивалентов - «забор», «частокол». И, торжествующее объявляют они, именно в такой форме представлен штрих-код индивидуального налогового номера [28].

У Н. Боголюбова штрих-кодовые комбинации вызывали визуальные ассоциации с когтями медведя. Для подтверждения Откровения Иоанна Богослова он апеллировал к эсхатологическим мифами индейцев Хопи из Северной Аризоны. Распространенное среди них пророчество, в частности, гласило: «Никто не сможет ни покупать, ни продавать, если у него не

будет знака Медведя. Когда покажется этот знак, придет третья великая война» [3, с. 225].

Использованный автором силлогизм приводил, таким образом, к обнаружению символики апокалиптического Зверя. То обстоятельство, что в библейских текстах речь шла явно не о медведе, а совершенно другом звероподобном существе, многоголовом и многорогом, по-видимому, не смущает современных экзегетиков. Характерным для эсхатологического сознания представляется способ обнаружения числа 666 в штрих-кодовых комбинациях. «Вы видите, - истолковывал Н. Боголюбов одну из таких маркировок, - двенадцать коротких двойных штрихов, похожих на следы когтей медведя, шесть слева и шесть справа (сначала их было пять). К ним добавляются три более длинных, наружные слева и справа и в середине. Если Вы теперь найдете среди коротких штрихов цифру 6 (два тонких штриха) и сравните их с длинными, Вы увидите, что длинные штрихи тоже представляют собой цифру 6, но среди цифр она не упоминается. Три более длинных штриха находятся на каждом штриховом коде в мире, изменяются только лишь короткие. Итак, компьютер всегда прочтет 666» [3, с. 226].

Таким образом, в типаже человека, мыслящего эсхатологическими категориями, мало что изменилось по сравнению с аввакумовой эпохой. Критерий праведности в апокалиптические времена противополагался социальной стабильности. В сознании противников ИНН, как прежде перед раскольниками, актуализировалась дилемма земного служения и спасения души. В своем неприятии индивидуальной налоговой кодификации они обнаружили готовность перейти в положение социальных маргиналов, лишь бы не принять какие-либо из подозреваемых в антихристовой сущности атрибутов.

В конечном итоге проблема ИНН, еще недавно рассматриваемом в качестве реального основания церковного раскола, сошла как бы сама собой на нет. Но по-прежнему эсхатологический дискурс связывается с перспективой введения единой идентификационной карты человека. Общественное сознание будоражат периодически появляемые сообщения о разработке миниатюрных чипов, вживляемых в человеческое тело в качестве своеобразного датчика и электронной карты. Инплонтация их на лбу и руке кодируемых убеждала в том, что речь идет именно об «антихристовой печати». Слова Откровения о том, «что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание» соотносилось с функциональным предназначением идентификационной карты.

Новым подходом в истолковании сущности антихриста являлось определение его не в качестве живого существа, а машины. В таком качестве, в частности, нередко позиционируется находящийся в Брюсселе глобальный компьютер «Зверь», «занимающий три этажа в 13 этажном здании, построенном в виде креста». «Эта чудовищная машина, - пояснялось в одной из конспирологических публикаций, - имеет способность безошибочно и быстро занумеровать каждого человека во всем мире. После того, как населе-

ние будет занумеровано, этот номер будет записан в виде подкожной лазерной татуировки на правой руке или на лбу, не различимой простым глазом. Машина "Зверь"... Что это? Игра слов, злая ирония или просто совпадение, случайность? Таким образом, "имя" компьютера сходится со зверем, о котором пишет Апостол Иоанн в Откровении» [5, с. 328]. В кодировании антихристовой печатью усматривается не только проявление морального падения, но и физического порабощения. Через имплантированные в организм передатчики можно, к примеру, как рассуждал один их эсхатологов, разрушить все кровеносные сосуды тела, заставить человека совершить самоубийство или ввергнуть его в безумие [5, с. 334].

Согласно другой «машинной» версии истолкования природы антихриста он будет представлять собой так называемый «психологический компьютер». Перспективы развития компьютерной техники усматриваются в возможности создания приборов, используемых в целях психоанализа, способных воздействовать на подсознание. «В проекте "Мастер", - утверждал один из авторов издания "Зов православия", - компьютер, который будет чудом последней технологии: он будет снабжен очень сложным чувствительным механизмом, способным анализировать и "исправлять" неправильное (или нежелательное) мировоззрение. Этот механический бог - изделие рук человеческих - будет сконструирован в форме человека. Можно себе представить огромную популярность этого робота и силу его влияния на массы, вплоть до поклонения ему. Все это не фантазия, а реальность. Не есть ли это тот "образ зверя", о котором сказано в Откровении Св. Апостола Иоанна Богослова (гл. 13, 14-15): "И дано ему (антихристу) было вложить дух в образ зверя, и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя". Под "образом зверя" здесь подразумевается не сам зверь (символ антихриста), а его изображение, вероятно, статуя» [5, с. 343].

Если Дьявол - обезьяна Бога, то антихрист - Христа. Его образ конструировался по принципу духовной симметрии в отношении к Иисусу. Поскольку, рассуждали гематристы, Христос появился в результате непорочного зачатия, то и антихрист будет рожден без физического участия мужа, но ни посредством одухотворения плоти, а сциентических экспериментов. В данном контексте особо пристальное внимание уделяется проблеме клонирования. «Поскольку - рассуждает М.В. Назаров, - этот способ рождения неестественный, не исключено, что получившееся существо не будет иметь души по образу Божию; взамен оно может получить образ и подобие сатанинское («человек греха, сын погибели» - 2 Фес. 2:3) - именно поэтому антихрист сможет вместить в себя столько зла, сколько обычная человеческая природа не выдержала бы» [23, с. 938]. Актуализировались предсказания святых отцов церкви о том, что антихрист будет зачат неестественным способом. Промелькнули сообщения о присвоении первому клонированному че-

ловеку имени Ева, роды которой приурочивались ко дню Рождества Христова [23, с. 741].

Антихрист и Машиах

Несмотря на корреляцию эсхатологических концептов с соответствующим контекстом, некоторые схематические модели апокалиптики сохраняют высокую степень устойчивости. По-прежнему, одно из центральных мест в российской апокалиптической литературе занимает теория еврейской сущности антихристова заговора. Отождествление антихриста с Мошиахом остается наиболее распространенной версией его личности идентификации. Протоиерей Русской православной церкви в США Б. Молчанов дешифровывал, в соответствии с традицией, идущей от голландского католического «священника Слота», «число Зверя» как «Царь во Израиле» [21].

Ряд современных православных эсхатологов, таких как, к примеру, схимонах Антоний (Чернов) из Великобритании со ссылкой на слова создателя нового израильского государства Бен Гуриона объявляли, что антихрист (= еврейский Машиах) уже родился в 1962 г. При иудейском обрезании ему было наречено имя «Еммануил», родители же назвали его «Мелехом» (Царем сионской крови). Антихрист, утверждал Антоний, займет один из руководящих постов в Организации Объединенных Наций. Явление Машиаха миру прогнозировалось на 1992 г., когда ему должно было исполнится тридцать лет [22, с. 7].

Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский, опираясь на предсказания адвентистов, коррелирующиеся с современными пророчествами равинов, относил пришествие антихриста к 1995 г. [20, с. 108].

М.В. Назаров со ссылкой на европейские журналы объявлял, что приход Машиаха состоится в июле-августе [23, с. 935]. Колено Даново, из которого должен выйти антихрист, сообщалось в одном из конспирологических изданий, было обнаружено в Эфиопии и полностью вывезено в 1985-1991 г. на территорию Израиля [27]. Слова Апокалипсиса о малом высокомерном «роге», с помощью которого будут повергнуты три царства, М.В. Назаров рассматривает в качестве прямого указания на еврейское государство. «Трудно сомневаться в том, - писал автор, - что этот "рог" - иудейское государство Израиль, которое ждет и воплотит антихриста. Прообразом прорезания этого «рога» было зарождение «еврейского национального очага в Палестине» в результате Первой мировой войны, по решению Лиги наций; оно сопровождалось «исторжением с корнем» трех империй, участвовавших в войне: российской, австрийско-германской (их можно объединить в одну союзную немецкоязычную) и оттоманской (из территории последней и была вычленена Палестина). Но это, видимо, был лишь прообраз апокалипсического "исторжения" государств будущего» [23, с. 948].

В числе исторгнутых царств, по мнению М.В. Назарова, могут фигурировать локальные противники из мусульманского мира, глобальные экономические конкуренты - Япония и объединенная Европа и даже США, которые есть не более чем силовой инструмент к достижению израильского господства над миром. Правда, в другом месте своей книги он выражает сомнения в отношении предсказаний о скором крахе Соединенных Штатов на основании представления о телеологической необходимости сохранения анти-Рима вплоть до событий Армагеддона [23, с. 941, 948]. М.В. Назаровым отвергается распространенное среди российских мыслителей еще со времен В. С. Соловьева мнение об апокалиптическом приятии евреями Христа и их спасении. Спастись, полагает он, удастся лишь меньшей части евреев, не связавших себя сатанинским замыслом, так как в большинстве своем именно они и составят основу антихристова воинства. Слова апостола Павла, что «весь Израиль спасется», он относит не к иудейскому, а христианскому миру, подразумевая «новое израильское царство». Полностью обречено будет на гибель, указывал М.В. Назаров, к примеру, конено Да-ново [23, с. 959-963].

Особое внимание эсхатологов привлекали сообщения, косвенно свидетельствующие о подготовке строительства Третьего Иерусалимского Храма. Он, согласно пророчествам, должен быть возведен непосредственно перед пришествием антихриста. Поэтому информация о прокладке туннеля под Храмовой горой была воспринята как знак наступления апокалиптических времен. Такой же резонанс получило сообщение о поставке в Израиль из США шестидесяти тысяч тонн камня оникс. Однако на Храмовой горе в настоящее время находятся две мечети, и восстановление Храма Соломона предполагает их разрушение. Поэтому всякая активизация арабо-израильской конфронтации сказывалась на усилении эсхатологических ожиданий [33, с. 337-340].

С традицией литературного эпатажа, вероятно, связан генезис художественно-философского направления реабилитации инфернальных персонажей. Мотивы апологии антихриста можно обнаружить в написанном еще в середине 1970-х, но впервые опубликованном лишь в 1991-1992 гг. романе Ф. Горенштейна «Псалом». Главный герой в нем позиционируется ни как противостоятель христианскому миру, а посланец Господний, брат Иисуса Христа. В романе доминируют иудейские мотивы, с характерными этнопсихологическими установками. Антихрист странствует по территории России и Украины в 1933-1953 гг., преследуя и карая антисемитов, а также выкрестов. За отступление от иудейской веры он убивает даже собственного сына -юдофоба Ваську Коробейникова. Через весь роман последовательно проводится мысль, что русские, украинцы и немцы - народы, проклятые Господом за свою приверженность антисемитизму [9].

Апокалиптика за рамками христианской историософии

Принципиально новый подход в развитии отечественной эсхатологии был предложен школой А.Г. Дугина [11, с. 128-129]. В общих чертах их представления об апокалиптике базировались на историософской модели Р. Генона. Инновационность заключалась в попытке совмещения концептов о конце света из различных в качестве глобального соперничества сил традиционализма и контр-инициации, выраженного в деятельности соответствующих эзотерических орденов. Через призму идеомифа грядущего нового золотого века А.Г. Дугин отождествляет с образом Последнего Посланника мессианские фигуры - Саошьянта в зороастризме, Калки в индуизме, Махди в исламе, Христа Пантократора в христианстве.

Даже пророчества о еврейском происхождении антихриста, акцентированные в консервативном направлении русской эсхатологии, для адептов дугинской школы не представляются существенным обстоятельством, противоречащим доктрине традиционализма. Исторические границы Апокалипсиса расширяются А.Г. Дугиным до мегавременных масштабов. При обращении к индуистской концепции о циклическом ходе мировой истории эсхатологическим квалифицируется весь период Кали-юги, железного века, соответствующего нескольким последним тысячелетиям. «Поэтому, - комментировал А.Г. Дугин геноновское учение, - эсхатологическая ситуация царит на планете уже очень давно, и сравнительно с длительностью всего человеческого цикла весь эсхатологический период является довольно кратким, несмотря на то, что внутри него самого несколько тысячелетий кажутся гигантским отрезком времени, а в последние столетия, даже прошлый век, представляется глубокой стариной и архаикой вследствие "ускорения времени" - феномена, известного всем традиционным циклическим доктринам. На уровне Откровений последние 2,5 тысячи лет являются сугубо эсхатологическими, так как посланники Принципа, воплощающиеся в этот период, все без исключения имеют подчеркнуто эсхатологические функции» [12, с. 156].

Согласно воззрениям генонистов цикл человеческой «кальпы» (буддистский цикл истории «вечного возвращения») проходит путь от золотого века «Земного Рая» к хаосу планетарного ада. Посредством целенаправленных усилий конспирологических структур исторический процесс возможно катализировать или частично обратить вспять. Движение вперед есть путь к земному воплощению трансцендентного ада. Связь с метафизическим полем рая осуществляется посредством инициаций. Контакты с демоническими субстанциями хаоса проводятся на основе технологии контринициации. «Прогресс» вульгаризированной общественной мысли есть в действительности нисхождение к адскому пламени [8]. А.Г. Дугин пытается прозреть истину за пределами категорий добра и зла, что прежде было не характерно для отечественной апокалиптики, отличающейся склонностью к вынесению

нравственных критериев при конструировании картины последних времен [11, с. 345-357].

Совмещение эсхатологии с учением о циклическом ходе истории приводило к нивелировке самого понятия «конец света». Апокалипсис представал уже не в качестве описания последних времен, а повторяющейся инверсии смены земных цивилизаций при завершении очередного цикла. Понятно, что такая модификация выводила эсхатологические концепты за рамки христианской историософии [39].

О. Ноегард подменяет библейскую легенду об антихристе изоморфной иранской мифологемой о царе Заххаке-змееносце. Согласно отраженному в «Шахнамэ» преданию, он был прельщен дьяволом, от поцелуев которого из его плеч выросли две змеи, требующие кормления человеческим мозгом. При содействии темных сил Заххак овладел иранским троном, установив тысячелетнее царство зла. Ежедневно в жертву царю проносили двух юношей, чей мозг пожирался змеями. В конце концов Заххак был свергнут и прикован в жерле потухшего вулкана Демавенд. Но со временем цепи спадут, и змееносец вновь явится в мир. Тайный культ Заххака, предполагающий ожидание его второго пришествия, обнаруживается О. Ноегардом у адептов различных эзотерических организаций, включая, например, тамплиеров и исмаилипов [25, с. 26-27].

Эсхатологические прозрения российских сектантов

Эсхатологическая ориентация характеризует учения большинства современных российских сект. Обращаясь к апокалиптической тематике, сектанты, как правило, противопоставляют себя обывательски мыслящему большинству верующих, пребывающих в неведении относительно приближающегося конца света. Так, адепты Богородичного центра проповедуют «третий Завет», заключенный с Святым Духом, воплощенным в Богоматери, в преддверии наступления Апокалипсиса [4]. «По учению БЦ, - указывает видный специалист по изучению сектантства А. Л. Дворкин, - сегодня человечество вступает в завершающий этап христианской истории - наступают последние времена, грядет преображение мира. Но марианская эсхатология обещает не конец, а трансформацию мира. Если произойдет всеобщее покаяние и все обратятся в истинную марианскую веру, то Богородица заменит Страшный суд на некий тихий сон преображения. В течение следующего 1000-летнего царства мир будет устроен правильным духовным образом, при котором государственное христианство сменится христианским государством. Существующие монастыри и общины БЦ - как бы огоньки, звездочки, элементы грядущего мира, которые постепенно разрастутся, опутают всю землю, и тогда наступит 1000-летнее Царство Божие, во главе которого

вместо царя-помазанника встанет Мария-Первопомазанница. Они очень почитают императора Николая, которого канонизировали вместе со "святым старцем" Григорием Распутиным» [10, с. 367].

Русско-украинская секта «Белое братство» называло даже конкретную дату конца света - 24 ноября 1993 г. Злой мир должен был погибнуть в языках пламени, и только 144 тысячи праведников, представителей расы юсма-лиан (от юсмалос - аббревиатура имени Юоанн Свами Мария Логос) во главе с Богом - Марией Деви Христос (в миру - Марией Цвигун) возродятся для новой жизни. В учении белобратчиков деятельность антихриста, носящего имя Эммануил, заключается в роботизации всей планеты, программировании ее, лишении человека свободы посредством «промывания мозгов». По мере приближения апокалиптической даты адепты секты, желавшие обрести ореол мученичества, все более провоцировали власти на преследования. Они врывались в некоторые из православных храмов, пытаясь сорвать службу. В предреченный срок Апокалипсиса несколько тысяч белобратичи-ков собрались в Киеве. Акция закончилась беспорядками в храме Св. Софии и арестом лидеров секты [10, с. 371-377; 31, с. 115-125].

Последователи другого «мессии» Висариона (С.А. Торопа) предрекали начало Апокалипсиса на 2003 г. К 2015 г. существующий мир должен окончательно погибнуть. Человечеству как биологическому виду суждено исчезнуть. Только у виссарионовской «Общины единой веры» есть шанс спастись, получив код для генетической трансформации. Характерно, что в качестве земли спасения преподносится Сибирь, где в Красноярском крае находится резиденция Виссариона - город Солнца [10, с. 378-393; 31, с. 86-91; 38].

Апокалиптические даты рубежа тысячелетий

Приближение конца второго тысячелетия воспринималось гематриста-ми в ракурсе целой серии последовательно сменяющих друг друга эсхатологических лет, где каждый год претендовал стать апокалиптическим. Так, 1998 г. обнаруживал свою эсхатологическую парадигму при тривиальной математической операции деления его числового значения на три (число три в данном случае символизировало антитроицу - дьявола, антихриста и лжепророка). С 1 января вводился денаминированный рубль, смысл которого усматривался в сокрытии лика «врага рода человеческого». Денежная масса купюр тысячных рублей, выпущенных в обращение, равнялась 666: 500000 руб. + 100000 руб. + 50000 руб. + 10000 руб. + 5000 руб. + 1000 р. По допетровскому летоисчислению новый год наступает 1 сентября. Именно 1 сентября 1998 г., т.е. в день предполагаемого начала реализации апокалиптического сценария, в первопрестольную приезжает Б. Клинтон и открыва-

ется синагога. Последнее согласуется с библейским пророчеством об открытии антихристом нового храма. 11 сентября, в день скорби и поста по случаю усекновения главы Иоанна Крестителя, проводится "коронация" нового премьера, сопровождающаяся ликованием, не подобающим для дня скорби. Распространились слухи о плаче (мироточении) ряда икон в православных храмах, что случается в периоды наиболее тяжелых общественных потрясений и вселенских бед.

Обнаружение трех перевернутых шестерок вызвало актуализацию эсхатологического дискурса и применительно к 1999 г. Именно с этой датой связывались многочисленные пророчества о приходе антихриста. О. Славин даже указывал на точный срок рождения антихристова предтечи - время солнечного затмения, когда, как ссылался он на свидетельства очевидцев, многие наблюдали на темном небе звездный крест [34, с. 10; 40, с. 332]. «Сейчас же, - констатировал он, - с полной определенностью можно сказать, что предтеча антихриста уже появился на земле. А произошло это и в чисто собирательном и в конкретно-физическом смысле в год 1999 -на самом излете второго тысячелетия и здесь кроется некий символический смысл. Ведь 1999 год - год перевернутых трех шестерок (666) - числа зверя. За этим числом кроется очень многое, что будет характеризовать наступление царства сына погибели, по наущению сатаны, как описывал в книге Откровения св. апостол Иоанн Богослов. Но очень вероятен и тот символический смысл рубежа эпох, когда начнется обратный отсчет до Армагеддона -последней битвы с силами зла» [34, с. 8-9]. В целях раскрытия апокалиптического характера современной эпохи О. Славиным по благословению некого православного старца была организована издательская серия «Заговор антихриста».

Впрочем, отнюдь не все предсказатели преподносили 1999 г. в инфернальном обрамлении. Так, Павел Глоба предсказывал пришествие в этом году Мессии, который должен родиться в России и дать наступающей эпохе Водолея свое мировоззрение и новый тип религии. За три года до этого, утверждал он, установится уникальная система правления, предполагающая радикальное реформирование [40, с. 332].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не менее эсхатологически напряженным оказался и 2000 г. «А это, -комментировал его наступление О. Славин, - величайшая дата в истории человечества, которая благоговейно отмечается всеми христианами - двухтысячелетие со дня Рождества Спасителя, - Который вочеловечился ради разрушения на земле дел сатанинских. И здесь главный богоборец - падший ангел - люцифер и лжепророк и предтеча антихриста, вполне возможно, как бы бросают вызов Владыке человеколюбцу, Церкви Его и всем нам, кто с трепетом и радостью отмечают Великий юбилей. Они, эти темные силы, как бы начинают отсчет "своего времени" накануне этой поистине Вселенской

даты» [34, с. 9]. Впрочем, апокалиптическое напряжение оказалось несколько нивелировано карнавализацией встречи «Милениума».

Апокалиптические характеристики экстраполируются и на современный российский политический режим. Апокалипсическая традиция сообщает, что антихрист, поддерживаемый одним из вассальных правителей, будет вести борьбу с десятью и еще тремя отпавшими царями, которые в конечном итоге склонятся перед ним. Четырнадцать царей - это четырнадцать президентов образовавшихся после распада СССР государств (с президентом РФ -пятнадцать), из которых один - союзный белорусский правитель, десять -лидеров стран СНГ, три - главы прибалтийских республик, не вошедших в Содружество Независимых Государств.

Выводы

Каждая эпоха в развитии русской историософии создавала своего антихриста, имевшего мало общего со зверем из «Откровения Иоанна Богослова». Казалось бы, ему предначертано придти из Вавилонии после тысячелетнего царства Христа и утвердить свой престол в Иерусалиме. Русские мыслители, переживавшие апокалипсическое предание как личную драму, связывали сюжет об антихристе с российским континуумом. России предписывалась либо победить антихриста, либо его породить, либо и то и другое. Тенденции развития современной мысли позволяют заключить, что легенда об антихристе будет актуальна и в XXI столетии, соотносясь с возрастающей хаотизацией современного мира.

© Багдасарян В.Э., Реснянский С.И., 2016 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Авель (Семенов), иеродиакон, Дроздов А.Ю. Знамение пререкаемо. М.: Храм Казанской иконы Божией Матери, 2003. 640 с.

[2] Антихрист (Из истории отечественной духовности). М., Высш. школа, 1995. 411 с.

[3] Боголюбов Н. Тайные общества XX века. СПб., 1997. 150 с.

[4] Богословский анализ лжеучений «Богородичного центра». Воронеж, 1992. 47 с.

[5] Война по законам подлости. Мн., 1999. 143 с.

[6] Войцеховский А.И. Виновница земных бед? М., Знание. 1990. 48 с.

[7] Воробьевский Ю.Ю. Путь к Апокалипсису. Стук в Златые врата. М., 1998. 395 с.

[8] Генон Р. Кризис современного мира // М., 1993. 63 с.

[9] Горенштейн Ф. Псалом. Роман-размышление о четырех казнях Господних // Октябрь. 1991. № 10-12. 1992. № 1-2.

[10] Дворкин А.Л. Введение в сектоведение. Нижний Новгород: Нижегородская Духовная семинария, 2008. 496 с.

[11] Дугин А.Г. Контринициация (критические заметки по поводу некоторых аспектов доктрины Рене Генона) // Конец Света (эсхатология и традиция). «Милый Ангел». № 3. М., 2000.

[12] Дугин А.Г. Пророк золотого века // Генон Р. Кризис современного мира. М., 1991. 130 с.

[13] За Русь Святую: Информационный бюллетень по антиглобализационным проблемам. СПб., 2001. № 1. 112 с.

[14] Идеология мирового правительства // Элементы. Евразийское обозрение. 1992. № 2. С. 37-42.

[15] Иоанн (Снычев). Битва за Россию. Саратов, 1993. 11 с.

[16] Казинцев А.И. Симулякр или стекольное царство // Наш современник. М., 2003. № 11. С. 45-58.

[17] Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. М.: Отчий дом, 1997. В 2 т. 1000 с.

[18] Кураев А. Сегодня ли дают «печать антихриста»? Ростов-на-Дону: Феникс; Троицкое слово, 2001. 350 с.

[19] Медведев В.С., Хомяков В.Е., Белокур В.М. Национальная идея, или Чего ожидает Бог от России. М.: Современные тетради, 2004. 167 с.

[20] Митрофан Зноско-Боровский, протоиерей. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство. Лекции по сравнительному богословию, читанные в Свято-Троицкой духовной семинарии. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. 96 с.

[21] Молчанов Б., протоиерей. Антихрист. Джорданвиль, 1976. 68 с.

[22] Московский литератор. 1991. № 19.

[23] Назаров М.В. Вождю Третьего Рима. М.: Русская идея, 2005. 992 с.

[24] Наш современник. 1991. № 6.

[25] Ноегард О. Тринадцатый знак зодиака. М., Палея, 1997. 128 с.

[26] Олейник Б. Князь Тьмы. Два года в Кремле. М.: Лиском, 1992. 142 с.

[27] Островский В., Хой К. Я был агентом «Моссад». М.: АРТ-Пресс, 1992. 288 с.

[28] Письмо об ИНН // Сербский крест. 2001. № 23, ноябрь; 2002. № 30, июнь.

[29] Платонов О.А. Мировая закулиса создает церковь антихриста // Наш современник. 1998. № 4.

[30] Платонов О.А. Почему погибнет Америка. М., 1999. 384 с.

[31] Православная церковь. Современные ереси и секты в России. СПб., 1995. 256 с.

[32] Русский вестник. 2001. № 7.

[33] Русь перед вторым пришествием. Житомир, РИКО-ПРЕСС-РЕКЛАМА, 1995. 576 с.

[34] Славин О. Тайная армия сатаны. Полтава: Мгарский монастырь, 2003. 288 с.

[35] Соловьев В.С. Краткая повесть об Антихристе // Антихрист (Из истории отечественной духовности). М., 1995. 320 с.

[36] Тимофей, священник, Дионисий, иеромонах. О Церкви, православном царстве и последнем времени. М.: Русская идея, 2000. 184 с.

[37] УльяновН.И. Шестая печать // Воздушные пути. Нью-Йорк, 1965. № 4.

[38] Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература. 1996. № 8.

[39] ШирковН.Н. Судьба России в предсказаниях. Рязань: Русское слово, 1995. 335 с.

[40] Щербаков В.И. Все об Атлантиде. М., Общество по изучению тайн и загадок земли, 1990. 224 с.

REFERENCES

[1] Avel' (Semenov), hierodeacon, Drozdov A.Iu. Znamenie prerekaemo [The sign is wrangled]. Moscow, 2003, 411 p. (in Russian).

[2] Antikhrist. (Iz istorii otechestvennoi dukhovnosti) [Antichrist (History of Russian spirituality)]. Moscow, 1995, 640 p. (in Russian).

[3] Bogoliubov N. Tainye obshchestva XX veka [Secret societies of XX cent]. St. Petersburg, 1997, 150 p. (in Russian).

[4] Bogoslovskii analiz lzheuchenii "Bogorodichnogo tsentra" [Theological analysis of the false teachings of the "Theotokos center"]. Voroneg, 1992, 47 p. (in Russian).

[5] Dugin A.G. Kontrinitsiatsiia (kriticheskie zametki po povodu nekotorykh aspektov dok-triny Rene Genona) [Contentsize (critical notes on some aspects of the doctrine of Rene Guenon)]. Moscow, 1997 (in Russian).

[6] Dugin A.G. Prorokzolotogo veka [The prophet of the Golden age]. Moscow, 1991, 130 p. (in Russian).

[7] Dvorkin A.L. Vvedenie v sektovedenie [Introduction to the sect studies]. Nizhnii Novgorod, 1998, 496 p. (in Russian).

[8] Filatov S. Modern Russia and sects. Inostrannaia literatura - [Foreign literature]. 1996, no. 8 (in Russian).

[9] Genon R. Krizis sovremennogo mira [Crisis of modern world]. Moscow, 1993 (in Russian).

[10] Gorenshtein F. Psalm. The novel-reflection about the four executions of the Lord. Oktiabr' - [October]. 1991, no. 10-12; 1992, no. 1-2 (in Russian).

[11] Ideology of world government. Elementy. Evraziiskoe obozrenie [Elements. Eurasian review]. 1992, no. 2, pp. 37-42 (in Russian).

[12] Ioann (Snychev). BitvazaRossiiu [Battle for Russia]. Saratov, 1993, 11 p.

[13] Kazintsev A.I. Simuliakr ili stekol'noe tsarstvo [The simulacrum or the glass kingdom]. Moscow, 2003 (in Russian).

[14] Kuraev A. Satanizm dlia intelligentsii [Satanism for intelligentsia]. Moscow, 1997, In 2 vol., 1000 p. (in Russian).

[15] Kuraev A. Segodnia li daiut "pechat' antikhrista'? [Is "seal of Antichrist" given today?]. Moscow, 2001, 350 p. (in Russian).

[16] Medvedev V.S., Khomiakov V.E., Belokur V.M. Natsional'naia ideia ili Chego ozhidaet Bog ot Rossii [National Idea or What God expects from Russia]. Moscow, 2004, 167 p. (in Russian).

[17] Mitrofan Znosko-Borovskii, protoierei. Pravoslavie, rimo-katolichestvo, protestantizm i sektantstvo. Lektsii po sravnitel'nomu bogosloviiu, chitannye v Sviato-Troitskoi dukhov-noi seminarii [Orthodoxy, Roman Catholicism, Protestantism and sectarianism. Lectures on comparative theology, read at the Holy Trinity Seminary]. Moscow, 1998, 96 p. (in Russian).

[18] Molchanov B., protoierei. Antikhrist [Antichrist]. Jordanville, 1976 (in Russian).

[19] Moskovskii literator - [Moscow literary man]. 1991, no. 19, 68 p. (in Russian).

[20] Nash sovremennik - [Our contemporary]. 1991, no. 6 (in Russian).

[21] Nazarov M.V. Vozhdiu Tret'ego Rima [To the leader of Third Rome]. Moscow, 2005, 992 p. (in Russian).

[22] Noegard O. Trinadtsatyi znak zodiaka [Thirteen's sign of Zodiac]. Moscow, 1992, 288 p. (in Russian).

[23] Oleinik B. Kniaz' T'my. Dva goda v Kremle [Prince of devils. Two years in Kremlin]. Moscow, 1992, 142 p. (in Russian).

[24] Ostrovskii V., Khoi K. Ia byl agentom "Mossad' [I was Mossad agent]. Moscow, 1992, 288 p. (in Russian).

[25] Letter about INN. Serbskii krest - [Serbian cross]. 2001, no. 23, November; 2002. no. 30, June (in Russian).

[26] Platonov O.A. World backstage creates the Church of Antichrist. Nash sovremennik -[Our contemporary]. 1998, no. 4 (in Russian).

[27] Platonov O.A. Pochemu pogibnet Amerika [Why America will perish]. Moscow, 1999, 384 p. (in Russian).

[28] Pravoslavnaia tserkov'. Sovremennye eresi i sekty v Rossii [The Orthodox Church. Modern heresy and sects in Russia]. St. Petersburg, 1995 (in Russian).

[29] Rus' pered vtorym prishestviem [Russia before the second coming]. Zhitomir, 1995 (in Russian).

[30] S^erbakov V.I. Vse ob Atlantide [Everything about Atlantis]. Moscow, 1990, 224 р. (in Russian).

[31] Shirkov N.N. Sud'ba Rossii v predskazaniiakh [The Fate of Russia in prophecies]. Riazan', 1995, 335 р. (in Russian).

[32] Slavin O. Tainaia armiia satany [The secret army of Satan]. Moscow, 2000, 288 р. (in Russian).

[33] Solov'ev V.S. Kratkaia povest' ob Antikhriste [A brief tale about the Antichrist]. Moscow, 1995, 320 р. (in Russian).

[34] Timofei, sviashchennik, Dionisii, ieromonakh. O Tserkvi, pravoslavnom tsarstve i poslednem vremeni [About the Church, the Orthodox Kingdom and the last time]. Moscow, 1998, 184 р. (in Russian).

[35] Ul'ianov N.I. The sixth seal. Vozdushnyeputi [Air ways]. New-York, 1965, no. 4.

[36] Voinapo zakonam podlosti [War under laws of meanness]. 1999, 143 р. (in Russian).

[37] Voitsekhovskii A.I. The culprit of earthly troubles? Znak voprosa - [Question mark]. 1990, no. 7, 48 р. (in Russian).

[38] Vorob'evskii Iu.Iu. Put'k Apokalipsisu. Stuk v Zlatye vrata [The path to the Apocalypse. Knock in Golden gate]. Moscow, 1998, 395 р. (in Russian).

[39] Za Rus' Sviatuiu: Informatsionnyi biulleten'po antiglobalizatsionnym problemam. [For the Holy Russia: Information Bulletin on anti-globalization issues]. St. Petersburg, 2001, no. 1, 112 р. (in Russian).

ESCHATOLOGICAL CONCEPTS IN RUSSIA IN DISCOURSE OF POST-SOVIET TRANSFORMATIONS

V.E. Bagdasarian

Moscow State Regional University Radio str., 10-1, Moscow, Russia, 105005

S.I. Resnyansky

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 10-2, Moscow, Russia, 117198

In the article there is considered the eschatological discourse of Russia in the conditions of the post-Soviet transit. There are revealed social, economic, cultural and political factors of the growing interest in eschatology. The authors give the classification of modern eschato-logical concepts. There is put forth the hypothesis ofthe connection between the growing apocalyptical sentiments and the process of social transformations. The authors present proofs of the postmodernist essence of the modern eschatological interpretations contrary to the dogmatic religious positions of the Apocalypse. The problem of eschatology is contextualized in the history of Russia with the study periods of the middle ages and the new time. This approach is determined by a rigid connection between the eschatological perspective and the religious culture. The analysis shows that in fact eschatology can be produced in the secular type of society as well. The rise of the eschatological discourse has been clearly recorded since the end of the twentieth century.

Key words: Russia, eschatology, apocalyptics, chiliasm, history, Antichrist, doomsday

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.