Научная статья на тему 'Некоторые проблемы методологии и философии истории в свете современных инновационных подходов'

Некоторые проблемы методологии и философии истории в свете современных инновационных подходов Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

68
21
Поделиться
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы методологии и философии истории в свете современных инновационных подходов»

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

ства, обеспечивающего не только универсализацию культуры, но и ее стандартизацию и виртуализацию. Сложившая ситуация не только требует своего разрешения, но прежде всего философского осмысления, способствующего формированию определенных мировоззренческих позиций. Основу технократического мышления составляют такие элементы, как доминирование научной рациональности, ориентация на автономию личности, ее свобод, пуританская этика, акцент на техникотехнологическую оптимальность развития техники и технологии вне их социокуль-,

, ,

, . -

, , мышления к принципиально новой жизненной ориентации, в основе которой лежат общечеловеческие ценности бытия. Преодолению технократического мышления будут также способствовать смена принципов измерений техники в соотношении с собственно человеческими измерениями, создание нового отношения к природе и формированию экологической культуры. Такое социокультурное осмысление техники и инженерного мышления позволит преодолеть технократическую односторонность и обеспечит выработку нового философского и культурологического ми.

УДК 63.3(2р)я73

В.В. Бурьков НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ

Проблемы методологических и философских оснований исторической науки в последнее время стали предметом пристального внимания ученых обществоведов. В результате проведенных в 1999 - 2005 гг. научных конференций и дискуссий по проблемам методологии истории мы располагаем некоторыми результатами и выводами по данной проблематике. Представляется, что основная позитивная тенденция развития как отечественной, так и западной историографии связана с преемственностью развития методологических оснований и взаимным обогащени-.

сферах общества обусловили повышенный интерес к философско-исторической проблематике. В процессе постижения истории отечественная философия сталкивается с трудностями теоретического и методологического порядка, вызванными, с , , западноевропейской философии на протяжении столетий, а с другой, - переходом от моноидеологических форм духовной жизни к новым - плюралистическим. Философское осмысление истории, места и роли в ней человека всегда соотносилось с представлениями о разумности мироустройства. Исторический анализ смены историософских теорий свидетельствует о том, что снижение роли трансцендент-, , , , -щей место в ней человека, и передача культуротворческой инициативы человеку, изыскивающему смысл истории в самом процессе своей деятельности, ведет к ан.

,

Секция истории и философии

детерминируется не только личностными целями и ценностями, но и реальными и потенциальными возможностями действительности с присущими ей конкретноисторическими системами ценностей. Следует отметить, что развитие различных форм социальных общностей происходит путем не «отрицания» - разрушения, , - , -турный контекст в преобразованном виде. С этих позиций будущее человечества мыслится не как следование какой-либо социальной модели, и не как конвергенция, синтез различных социокультурных систем в некую единую, универсальную, а как плюральный процесс взаимодействия, взаимообогащения разнообразных со, , открытых для дальнейшего творческого развития. Конкретно-исторические исследования накопили и продолжают накапливать материал, обогащающий картину .

ББК 87.251.2

..

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ: РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие технологий в области средств социального контроля (как-то: инди-

( ), , персональных данных, электронные деньги и пр.) придаёт этой теме новые импульсы. Они связаны с открывающимися возможностями всё более полного контроля человека и управления его поведением.

Религиозный аспект проблемы заключается также и в том, что в системе кодирования информации с помощью штрих-кода появлялся постоянный элемент - 666,

символом. Почему-то изобретатель Дж. Лорер [1] выбрал не 333 или 000, чтобы , 666.

, .

В ходе исследования обнаружились факты, свидетельствующие о том, что ажиотаж вокруг пресловутых шестёрок (в т.ч. призывы не принимать ИНН, новые паспорта и пр.) разжигался членами так называемого Ротари-клуб и некоторыми сектантскими группами [2], задачей которых было спровоцировать раскол в максимально репрезентативном духовно-общественном институте России - Право, .

Согласно комплексному экспертному заключению [6], из нынешних стандар-, , 666 , , -коде стандарта БАЫ-13/иРС они могут присутствовать [1].

Философско-богословский анализ показал, что любое число как таковое не священно и не сакраментально, в отличие от закреплённого античной философией магического смысла [3], и номера штрих-кодов не имеют отношения к сказанному в библейских текстах (Апокалипсис 13, 16-18). Вера в некие числа, штрихи и зна-, -отдача на откуп магии и идолопоклонству [4]; также и принятие электронных документов и ИНН не даёт права рассуждать об утрате человеком имени, поскольку фактически эти номера - лишь номера файлов, в которых компьютер хранит све-