Научная статья на тему 'Электронные ресурсы нового поколения для организации учебного процесса'

Электронные ресурсы нового поколения для организации учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Евгения Васильевна, Елизарова Ирина Капитоновна

Успешная реализация индивидуально-ориентированного учебного процесса, предполагающего высокую степень самостоятельности студента при формировании маршрута обучения и его освоении, требует создания разнообразных учебно-методических материалов, связанных со структурой, содержанием, инновационными формами, методами, технологиями обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные ресурсы нового поколения для организации учебного процесса»

Е. В. Баранова,

профессор кафедры информатики И. К. Елизарова, программист учебно-методического управления

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Успешная реализация индивидуальноориентированного учебного процесса,

предполагающего высокую степень самостоятельности студента при формировании маршрута обучения и его освоении, требует создания разнообразных учебно-методических материалов, связанных со структурой, содержанием, инновационными формами, методами, технологиями обучения. Современные средства информационных технологий — инструмент, который позволяет разрабатывать такие материалы и представлять доступ к ним студентам и преподавателям университета в удобном для работы электронном формате.

Разработанные в рамках инновационной программы информационные образовательные ресурсы «Электронный атлас» и «Электронный справочник» образовательных маршрутов обеспечивают студентам и преподавателям университета доступ к информации об образовательных программах, реализуемых в университете, включая перечень направлений подготовки и магистерских программ; аннотации к образовательным программам; учебные и рабочие планы со списками дисциплин, практик, аттестаций; список кафедр и преподавателей, участвующих в реализации образовательных программ.

Студенты университета на основе информации справочника могут оценить успешность освоения выбранного ими маршрута, включая оценки, баллы, рейтинги. Электронные атлас и справочник основываются на актуальной информации из единой базы данных университета, формируе-

мой сотрудниками учебно-методического управления, управления кадрами и социальной работы, деканатов и кафедр.

Рассмотрим модели новых ресурсов, развивающих концепцию атласа и справочника образовательных маршрутов, ориентированных на дальнейшее развитие информационного образовательного про-

странства университета, вовлечение в его проектирование и использование всех преподавателей и студентов университета.

Первый ресурс — электронное тематическое планирование. Назначение этого ресурса состоит в оказании помощи студенту в выполнении домашних заданий, самостоятельной работы, при подготовке к промежуточной, итоговой аттестации и т. д. Предполагается, что студент, используя справочник индивидуальных маршрутов, после регистрации сможет перейти к электронным тематическим планам изучения дисциплин своей образовательной программы.

Реализация этого ресурса предполагает, что, выбрав дисциплину, студент получает доступ к следующим учебно-методическим материалам: тематическое планирование, ресурсы к лекционному материалу, задания для аудиторной работы, задания для самостоятельной работы, контрольноизмерительные материалы, материалы к промежуточной и итоговой аттестации, литература, электронные образовательные ресурсы к дисциплине.

Содержание разделов ресурса может уточняться, могут быть выделены обязательные для представления материалы и

материалы, которых, особенно на первом этапе, может и не быть.

Для того чтобы помочь студенту ориентироваться в этих материалах, разработана структура, которая представляет собой расширенное тематическое планирование и включает, во-первых, общую информацию по дисциплине: наименование дисциплины, кредиты, часы (трудоемкость, аудиторные), уровень образования, форму обучения, направление, профиль, курс, семестр.

Во-вторых, электронное тематическое планирование дисциплины предполагает, что для каждой темы задаются: дата проведения занятий или сроки сдачи работы; форма организации обучения или контроля, например, лекция, практическое или лабораторное занятие, самостоятельная работа, контрольная и т. д.; академические часы; границы баллов, которые можно получить при изучении темы; содержание задания или вид работы. Назначение последней позиции состоит в том, чтобы конкретизировать вид учебной деятельности, которая предстоит студенту, включая, например, подготовку реферата, электронной презентации, доклада; выполнение упражнений, решение задач; разработку конспекта, проекта, электронного образовательного ресурса и т. д. Этот список должен быть классифицирован и уточнен с тем, чтобы охватывать все дисциплины и направления подготовки. Наличие такого списка позволит преподавателю быстрее сформировать электронное тематическое планирование, а студенту — понять на основе единой терминологии, какая деятельность его ожидает при изучении по той или иной дисциплины.

Для обеспечения эффективной работы студента с ресурсом предполагается разработать инструмент, который позволит осуществлять поиск, фильтр и печать информации по заданным критериям. Например, указав временной интервал или выбрав месяц, студент сможет увидеть материалы по всем видам работ, которые ему предстоит выполнить в заданный срок. Выбрав в качестве формы организации обучения самостоятельную работу, студент получит дос-

туп к заданиям, темам курсовых работ и проектов, методическим рекомендациям по их выполнению и другим учебно-методическим материалам по дисциплине, которые подготовил преподаватель.

Наличие электронного тематического планирования поможет студенту сориентироваться в структуре, логике изучения дисциплины, заранее понять, что и в какие сроки он должен будет выполнить, скорректировать план изучения дисциплины с учетом своих знаний, сил, времени с целью успешного освоения своего образовательного маршрута в целом.

Самые важные составляющие тематического планирования — это ссылки на электронные учебные ресурсы к темам, включая фрагменты лекций, задания для аудиторной и самостоятельной работы, темы курсовых работ, проектов, методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы, материалы к промежуточной и итоговой аттестации и т. д.

Каждый раздел ресурса может быть представлен ссылкой, если соответствующие материалы уже разработаны и расположены в сети, или текстовым файлом, файлом с презентацией, мультимедийным интерактивом и т. д. Сайты многих факультетов университета содержат разнообразную информацию для студентов об образовательных программах, в том числе электронное сопровождение изучения дисциплин. В таких случаях в рамках электронного тематического планирования будут размещаться ссылки на соответствующие страницы сайтов. Предполагается разработать для студента инструмент, который обеспечит ему понятный, единообразный доступ к учебно-методическим материалам по всем дисциплинам образовательной программы.

Электронное тематическое планирование позволит систематизировать ресурсы, связать их с дисциплинами учебных планов образовательных программ, облегчит студенту поиск ресурсов и доступ к ним, повысит эффективность использования студентами электронных ресурсов, будет

способствовать повышению качества подготовки.

Информация ресурса позволит также оценить качество учебно-методического сопровождения той или иной дисциплины, определить, какие предполагаются виды учебной деятельности студента, как реализуется контроль, поддерживается ли самостоятельная работа студента и т. д.

Рассмотрим модель еще одного нового ресурса, ориентированного на повышение эффективности профессиональной деятельности преподавателя, — электронный индивидуальный план преподавателя. Этот ресурс является развитием корпоративной информационной системы университета, связанной с организацией и управлением учебным процессом. Предполагается, что каждый преподаватель университета получит пароль для входа в свой индивидуальный план, где он увидит и при желании сможет распечатать информацию о своей плановой нагрузке, сформированной в информационной системе «Объемы учебных поручений кафедр», включая дисциплины, практики, курсовые работы, аттестации с указанием количества часов, контингента, курса, семестра, а также сможет осуществлять руководство выпускными квалификационными работами, магистерскими диссертациями, аспирантскими исследованиями.

Вторая основная функция электронного индивидуального плана — помощь преподавателю в формировании электронного тематического планирования для дисциплин своего плана. Общая часть тематического планирования уже будет сформирована автоматически для всех дисциплин из общей базы данных: наименование дисциплины, факультет, уровень образования, форма обучения, направление/специиаль-ность, профиль/специализация, курс, семестр, аудиторные часы по видам работы, часы на самостоятельную работу.

Кроме этого, для того, чтобы упростить преподавателю процесс создания тематического планирования, по актуальному рабочему плану автоматически будет сформирован шаблон, сетка тематического плани-

рования для дисциплины с указанием даты проведения занятий по неделям, формы организации обучения (лекционные, практические, лабораторные занятия, самостоятельная работа и т. д.) с указанием часов в неделю, формы итогового контроля.

Далее преподаватель сможет редактировать шаблон: удалять и добавлять строчки, корректировать сроки, перераспределять количество часов. При этом компьютер будет проверять суммарное количество часов и, при несоответствии распределенных часов итоговым по дисциплине, давать сообщение.

Предполагается сделать простой, удобный инструмент создания электронного тематического планирования, для работы с которым достаточно элементарных навыков владения компьютером. Таким образом, располагая тематическим планированием в виде документа MS Word и электронными учебно-методическими материалами, преподаватель сможет создать электронное тематическое планирование без особенных трудностей. Завершающий шаг, подключение к тематическому планированию учебных ресурсов, также ориентирован на стандартный набор операций: установка ссылки, как гиперссылка в MS Word, подключение файла, как в электронной почте, и т. д. При необходимости, в случае затруднения, можно будет обратиться за помощью к администратору ресурса.

Еще одна важная функция электронного индивидуального плана, как современного инструмента преподавателя и осуществления им профессиональной деятельности, заключается в реализации связи преподавателя с библиотекой. Предусмотрены следующие сервисы: для поиска книг, составления списков литературы, заказа необходимой литературы в библиотеке — доступ к электрон-ным каталогам библиотеки, просмотр бюллетеня новых поступлений, просмотр инструкции по использованию электронных каталогов, доступ к оцифрованной копии Генерального алфавитного каталога, заявка на приобретение учебной и научной литературы, доступ к полнотекстовым и

реферативным базам данных (внешние электронные ресурсы: книги, журналы, газеты, диссертации, авторефераты, сборники материалов), помощь в поиске по каталогам и базам данных, консультирование по составлению списков и заказу литературы.

Этот раздел ресурса поможет преподавателям более эффективно использовать богатейшие ресурсы библиотеки университета.

С помощью электронного индивидуального плана преподаватель будет также заполнять вторую часть плана, фактическое выполнение нагрузки, в следующих разделах: выполнение учебных поручений, методическая и организационная работа, научная и научно-исследовательская работа, повышение квалификации, воспитательная работа. Для реализации удобного и быстрого ввода информации были выделены виды работ и согласованы с ответственными сотрудниками соответствующих подразделений. Информационная система «Индивидуальный план преподавателя» в части планирование и фактическое выполнение про-

шла опытное внедрение на ряде факультетов и готова к полномасштабной эксплуатации.

Итак, электронный индивидуальный план 1) позволит преподавателю четко представлять состав и содержание своих учебных поручений: образовательные программы, формы обучения, курсы, семестры, контингент, часы, формы контроля; 2) поможет на различных управленческих уровнях оперативно получать информацию о выполнении запланированной преподавателям учебной, методической, научной, воспитательной работы.

Полномасштабное внедрение предлагаемой технологии работы с индивидуальными планами, в том числе с реализацией алгоритмов «электронной подписи», будет способствовать уменьшению и постепенному уходу от бумажного документооборота в цепочке «учебные планы» — «рабочие планы» — «объем поручений кафедр» — «индивидуальный план преподавателя» — «электронное тематическое планирование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.