Научная статья на тему 'Информационное сопровождение индивидуально-ориентированного учебного процесса'

Информационное сопровождение индивидуально-ориентированного учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Евгения Васильевна, Елизарова Ирина Капитоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное сопровождение индивидуально-ориентированного учебного процесса»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Е. В. Баранова,

профессор кафедры информатики И. К. Елизарова, программист учебно-методического управления

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса предполагает возможность оперативного доступа студентов, преподавателей, руководителей и сотрудников подразделений университета к учебно-методическим материалам, связанным со структурой, содержанием, инновационными формами, методами, технологиями обучения. Современные средства информационных технологий — инструмент, который ориентирован на разработку и сопровождение механизмов такого доступа.

В рамках мероприятий инновационной программы разрабатывается система информационных образовательных ресурсов «электронный атлас — электронный справочник образовательных маршрутов — электронный путеводитель», ориентированных на новое содержание и инновационные педагогические технологии обучения (рис. 1).

Информационные образовательные ресурсы

В электронном атласе представляется информация об образовательных услугах, которые можно получить в университете. Справочник образовательных маршрутов позволит студентам формировать индивидуальную траекторию освоения образовательной программы и будет служить инструментом мониторинга успешности прохождения выбранного маршрута. Назначение электронного путеводителя — ориентировать студента в выборе образовательного маршрута с учетом потребностей рынка труда.

Рассмотрим модель электронного атласа (рис. 2). Наполнение атласа составляют:

• информация о возможностях образовательной среды университета в целом;

• информационные материалы по модульной организации учебного процесса с использованием системы кредитов;

• информация о структуре, содержании основных и дополнительных образовательных программ, формируемых при их освоении компетенциях;

• информация о модулях, учебных курсах, практиках, аттестациях, составляющих образовательные программы с указанием кредитов.

Структура и состав информации об образовательных программах зависят от категорий пользователей. Группа внешних пользователей (абитуриенты, родители, работодатели и т. д.) имеет доступ к краткой, аннотированной информации о реализуемых в университете образовательных программах и формируемых при их освоении компетенциях. Эта информация может располагаться на внешнем сайте вуза в следующей структуре.

1. Требования к начальной подготовке для освоения программы (только для магистерских программ). Описание классов задач, которые должны уметь решать студенты. Список литературы, которая должна быть изучена. Перечень направлений подготовки бакалавров, на которые ориентирована магистерская программа.

2. Цели, задачи и ожидаемые результаты. Цели формулируются в терминах компетент-ностного подхода через решение выделенных классов задач и достижение ожидаемых результатов. Задачи конкретизируют цели и раскрывают этапы их достижения.

3. Компетенции. Перечень компетенций в наиболее общем виде.

4. Содержание магистерской программы. Перечень модулей и получаемых ожидаемых результатов.

5. Квалификационный документ. Образец диплома для бакалавриата, магистратуры, сертификат для дополнительной программы и т. д.

6. Сфера профессиональной деятельности. Список профессий, на которые ориентирована образовательная программа.

Цель аннотации — сориентировать потенциального студента в выборе основной образовательной программы, программ повышения квалификации или получении дополнительной квалификации. Для облегчения поиска на этом уровне доступа предусматривается возможность установки ряда фильтров: на направления и профили, формируемые компетенции, сферы профессиональной деятельности и т. д.

Основной целевой аудиторией, которой предназначен электронный атлас, являются студенты университета. Для этого класса пользователей в атласе представляется подробная информация об образовательных программах, составляющих их инвариантных и вариативных модулях, формируемых компетенциях, присваиваемой квалификации. Адресат — студент университета, который определился с выбором образовательной программы и разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут ее освоения. Доступ к этой составляющей атласа студент университета получает после ввода своего логина и пароля. Цели, содержание обучения, формируемые компетенции уточняются на уровне модулей, составляющих образователь-

Рис. 2

ную программу. В содержании модуля перечисляются учебные курсы, входящие в модуль, с указанием результатов обучения, формируемых компетенций, получаемых кредитов. Характеристика учебно-методического обеспечения включает список основной литературы, ссылки на 1п1егпе1 и цифровые образовательные ресурсы, примерные образовательные маршруты освоения модуля, виды самостоятельной работы, формы контроля, получаемые кредитные единицы.

Следующий уровень детализации — представление информации об учебном курсе. Структура представления этой информации в целом аналогична структуре представления модуля. В разделе содержания учебного курса приводится примерное учебно-тематическое планирование с указанием форм учебной деятельности студентов. Целесообразно добавить раздел с формами текущего контроля и итоговой аттестации, включив туда примеры тестов, самостоятельных заданий, вопросы к итоговой аттестации.

Интерфейс ресурса обеспечит широкие возможности для наглядного представления содержания электронного атласа в различных разрезах, с различной степенью детализации, с сервисами поиска и установки фильтров по различным критериям для обеспечения оперативного доступа к нужной информации. В основе реализации — гиперссылочная структура, разработанная на базе 1п1егпе1-технологий. Информационный образовательный ресурс позволит студенту самостоятельно на основе полученной информации об образовательных программах осознанно формировать индивидуальный маршрут, выбирая вариативные модули, отдельные учебные курсы, дополнительные образовательные программы.

В дальнейшем предполагается реализовать информационную связь между составляющими атласа и «электронной поддержкой процесса обучения» — представленными в электронном виде учебно-методическими материалами для сопровождения процесса обучения, включая:

• программы и технологические карты дисциплин;

• материалы для аудиторной и самостоятельной работы студентов;

• материалы для текущего и промежуточного контроля знаний, программы итоговых испытаний;

• программы проведения практик и научно-исследовательской работы студентов.

Рассмотрим модель инновационного образовательного ресурса «Электронный справочник индивидуальных образовательных маршрутов» (рис. 3), который:

• обеспечивает студенту возможность формировать индивидуальную траекторию освоения образовательной программы с учетом потребностей рынка труда;

• обеспечивает студенту возможность корректировать индивидуальный маршрут на основе успешности освоения выбранного маршрута; информации из электронного атласа об актуальном содержании и требованиях реализуемых в университете образовательных про-

г

Выбор

Рис. 3

грамм, модулей, курсов; информации из электронного путеводителя по рынку труда относительно востребованных компетенций и профессий;

• является для подразделений университета, связанных с организацией и управлением учебным процессом, инструментом мониторинга успешности прохождения студентами выбранных маршрутов.

Студент формирует индивидуальный образовательный маршрут освоения основной или дополнительной образовательной программы — инвариантную составляющую программы (дисциплины/учебные курсы группы А), перечень вариативных составляющих и последовательность их изучения (вариативные модули и дисциплины, учебные курсы групп B и С). Индивидуальный образовательный маршрут отражается в индивидуальном плане студента. Инвариантная составляющая индивидуального плана формируется автоматически после выбора студентом образовательной программы, вариативная — после выбора дисциплин групп В и С или вариативных модулей. Информационное наполнение справочника маршрутов начинается в приемной комиссии, после поступления студента на выбранную образовательную программу и, далее, осуществляется в деканатах во всех контрольных точках маршрута (текущая, промежуточная, итоговая аттестация). Таким образом, в справочнике индивидуальных маршрутов последовательно формируется информация (баллы, рейтинги, кредиты) об успешности освоения студентами образовательного маршрута.

Разрабатываемые инновационные информационные ресурсы интегрируются с созданными в университете информационными системами, поддерживающими традиционные формы и методы организации учебного процесса.

Рассмотрим модель взаимодействия информационных систем, предназначенных для организационной и управленческой поддержки учебного процесса, ориентированного на кредитно-модульную организацию учебного процесса.

1. На основе наполнения электронного атласа в информационной системе «Учебные планы» формируются базовые учебные планы, представляющие возможные маршруты освоения основных и дополнительных образовательных программ.

2. Для каждой образовательной программы в соответствии с учебным планом для дисциплин, практик, аттестаций формируются технологические карты.

3. Индивидуальные учебные планы студентов, представляющие в справочнике индивидуальные маршруты освоения образовательной программы, автоматически проверяются на соответствие индивидуального плана базовому.

4. На основе базовых планов с учетом индивидуальных планов студентов в информационной системе «Рабочие планы» формируются рабочие учебные планы, определяющие образовательные маршруты групп студентов на текущий учебный год. Учебные группы формируются на основе справочника индивидуальных образовательных маршрутов с информацией о том, на какие дисциплины записались студенты.

5. На основе рабочих планов автоматически в системе «Объемы учебных поручений кафедр» формируется нагрузка кафедр и индивидуальные планы преподавателей.

6. Технологические карты дисциплин, представленные в атласе, и индивидуальные учебные планы студентов составляют основу для текущей аттестации.

7. По текущей аттестации рассчитываются академические рейтинги и предполагаемые баллы по промежуточной аттестации. После аттестации полученные студентами баллы и рассчитанные рейтинги заносятся в справочник индивидуальных образовательных маршрутов.

8. Оценки по промежуточной аттестации составляют основу для автоматического формирования свидетельства об окончании. Информация о полученном квалификационном документе также заносится на страницу студента в справочник образовательных маршрутов.

Рассмотренная модель поэтапно реализуется в университете. Информационные системы «Учебные планы», «Рабочие планы», «Объемы учебных поручений», «Индивидуальные планы преподавателей» разработаны в технологии клиент-сервер, ориентированы на работу с единой базой данных, полномасштабно внедрены в практику работы университета.

Разработка и внедрение новых информационных ресурсов, электронных атласа, справочника и путеводителя обеспечат включение в единую базу данных информации по контингенту абитуриентов и студентов: кадровая информация, выбранный студентом индивидуальный образовательный маршрут обучения, успешность освоения образовательного маршрута, социальная сфера (стипендии, общежитие, военный стол и т. д.), трудоустройство выпускников.

Информационный образовательный ресурс электронный путеводитель (рис. 4) «образовательный маршрут — рынок труда — вакансии» ориентирован на разработку инновационных методов взаимодействия рынка труда и образовательных учреждений.

Электронный путеводитель

Образовательный

маршрут

Компетенции

В

Рынок труда

Рис. 4

Под электронным путеводителем будем понимать специальным образом структурированную и представленную информацию:

• об образовательных маршрутах с перечнем формируемых компетенций;

• о потенциальных работодателях по секторам рынка труда с перечнем вакансий;

• о студентах и выпускниках, заинтересованных в трудоустройстве;

• информацию консультационного и методического характера для сопровождения электронного путеводителя.

Назначение путеводителя:

• помогать студенту в формировании и корректировке индивидуального образовательного маршрута в соответствии с востребованными на рынке труда компетенциями;

• обеспечивать потенциального работодателя информацией о компетенциях студентов и выпускников университета;

• обеспечивать руководство университета достоверной информацией о востребованности на рынке труда выпускников университета по различным направлениям подготовки.

Используя инновационные ресурсы, абитуриенты смогут сориентироваться в выборе образовательной программы, а студенты — осознанно формировать и корректировать индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с достигнутыми успехами, способностями, интересами и потребностями рынка труда. Автоматический расчет баллов, рейтингов и кредитных единиц облегчит работу сотрудников деканатов и преподавателей кафедр по организации учебного процесса.

В условиях вариативного, индивидуально-ориентированного образовательного процесса, предполагающего увеличение доли самостоятельной работы студентов, изменяется деятельность преподавателя по организации учебного процесса, появляются новые виды, такие как, например, разработка технологических карт, инновационных учебно-методических, в том числе оценочных материалов и пр. Очевидно, необходимо разработать и программно реализовать и новые алгоритмы оценки трудозатрат преподавателей, не ориентированные только на учет аудиторной работы. Представленная в информационных ресурсах детальная информация об образовательных программах, модулях, учебных курсах поможет каждому преподавателю понять статус своей дисциплины в общей программе подготовки бакалавра или магистра, будет способствовать разработке и внедрению инновационных междисциплинарных курсов группами специалистов различных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.