Список використаних джерел
1. Про швестицшну дiяльнiсть: Закон Украши вщ 18.09.1991 р. № 1560-XII [Електронний ресурс]. - Режим доступу: // zakon.rada.gov.ua.
2. Про шновацшну дiяльнiсть: Закон Украши вiд 04.07.2002 р. № 40-IV [Електронний ресурс]. - Режим доступу:// zakon.rada.gov.ua.
3. Про науковi парки: Закон Украши вщ 25.06.2009 р. № 1563-VI [Електронний ресурс]. - Режим доступу:// zakon.rada.gov.ua.
4. Про режим шоземного швестування: Закон Украши вщ 19.03.1996 р. № 93/96-ВР [Електронний ресурс]. — Режим доступу: // zakon.rada.gov.ua.
5. Про стимулювання швестицшно! дiяльностi у прiоритетних галузях економiки з метою створення нових робочих мюць: Закон Украши вщ 06.09.2012 р. № 5205-VI [Електронний ресурс]. — Режим доступу: // zakon.rada.gov.ua.
6. Про утворення Нащонального комитету проми-слового розвитку: Постанова КМУ вщ 11.11.2016 р. № 711 [Електронний ресурс]. — Режим доступу:// zakon.rada.gov.ua.
7. Амоша О.1. Перший етап модершзацп еконо-мiки Украши: досвщ та проблеми: монографiя / О.М. Алимов, О.1. Амоша та ш.; за заг. ред. В.1. Ляшенка; 1ЕП НАН Украши, КПУ. — Запор1жжя: КПУ, 2014. — 798 с.
8. Геець В. Кластери i мережевi структури в еко-номiцi — тема досить щкава, але на сьогодш ще не до кшця вивчена / В. Геець // Економют. — 2008. — №10. — С. 10—11.
9. Заруцька О. П. Банювський нагляд з викорис-танням структурно-функцiонального аналiзу: теорiя, свiтовий i вiтчизняний досвiд: монографiя/ О. П. Заруцька. — Суми: ДВНЗ "УАБС НБУ", 2013. — 379 с.
10. Зовнiшньоекономiчна дiяльнiсть Украши. Державний комiтет статистики Украши // www.ukrstat.gov.ua/.
11. Ляшенко В.1. Регулювання розвитку економь чних систем: теорiя, режими, iнститути / В.1. Ляшенко. — Донецьк: ДонНТУ, 2006. — 668 с.
12. Мазур А.А. Технолопчш парки Украши: циф-ри, факти, проблеми / А.А. Мазур, С.В. Пустовойт // Наука та шновацИ. — 2013. — Т. 9. — № 3. — С. 59-72.
13. Проблеми малого i середнього бiзнесу: досль дження USAID [Електронний ресурс]. — Режим доступу: // imbalance.com.ua/news/Problemi-maloho-i-serednoho-biznesu-doslidzhennya-USAID.
14. Фшансова звггшсть банкiв Украши [Електронний ресурс]. — Режим доступу: // bank.gov.ua.
15. Enabling synergies between European Structural application: and Investment Funds, Horizon 2020 and other research, innovation and competitiveness-related Union programmes [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/ docge ner/guides/synergy/ synergies_en.pdf.
С. В. Иванов
академик АЭН Украины, д-р экон. наук,
А. С. Вишневский
член-кор. АЭН Украины, канд. экон. наук Международный центр исследования социально-экономических проблем
модернизации и развития кооперации, г. Полтава
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
Модернизации экономики Украины входит в число приоритетных проблем и активно изучается ведущими учеными-экономистами [1-6]. Ориентированная на индустриальную эпоху структура экономики Украины не позволяет создавать в достаточном объеме высокотехнологичные товары и услуги, которые были бы конкурентоспособны и востребованы на глобальном рынке. Как результат экспорт сокращается, традиционные последние десятилетия сектора экономики утрачивают свои позиции, а экономически активное население ищет возможности для трудоустройства за пределами Украины. Система образования и воспроизводства человеческого капитала, оставаясь ориентированной на эти морально устаревшие сектора экономики, закрепляет структурно-технологическую отсталость. Учитывая указанные тенденции неслучайно внутренний валовой продукт в Украине в 7 раз меньше, чем в США и, очевидно, преодоление такого разрыва требует ускоренной модернизации экономики Украины.
Обзор научных публикаций связанных с исследованиями проблем модернизации свидетельствует об акценте на уже сложившиеся экономические и промышленные районы Украины [2-3], определение методологических подходов [2], изучение процессов модернизации экономики с позиций неоиндустриализации [4], перспектив опережающего развития [5] и оценки роли инноваций [6]. При этом остаются без должного внимания глобальные и локальные процессы развития цифровой экономики и электронных платформ, а также потенциал их положительного влияния на обеспечение модернизации экономики и роста объёмов выпуска товаров и услуг. Согласно анализу Бостонской консалтинговой группы» (The Boston Consulting Group) на данный момент «дигитализация является ключевым драйвером роста ВВП» [7, с. 7].
Таким образом, не решенной остаётся проблема модернизации экономики Украины за счет развития её цифровой составляющей. Соответственно целью статьи является определение тенденций развития цифровых платформ, как части цифровой экономики,
и обоснование путей приоритетного развития данного направления как фактора модернизации экономики Украины.
Цифровая (электронная) экономика
Существуют различные подходы к определению цифровой экономики. Одна из общепринятых дефиниций, предложена еще в 2001 году Т. Месенбургом (^ Mesenbourg) и используемая до сих пор в экономически развитых странах [8]. Согласно этому подходу в состав цифровой экономики предлагается включать три основных компонента:
■ инфраструктура электронного бизнеса1 (оборудование, программное обеспечение, телекоммуникации, сети, человеческий капитал и т. д.);
■ электронный бизнес2 (осуществление любых бизнес процессов через Интернет);
■ электронная коммерция3 (продажа или покупка товаров и услуг в Интернете).
С позиций классической экономической теории такой выбор компонент нельзя считать случайным. Описанные и разграниченные К. Марксом «производство, распределение, обмен, потребление» [9, с. 25] однозначно сопоставляются с компонентами цифровой экономики. Электронный бизнес обуславливает диги-тализацию производства. Электронная коммерция, согласуя интересы продавца и покупателя, приводит к дигитализация обмена, распределение и отчасти потребления цифровых продуктов, которые совершения в момент обмена. Например, купленное приложение для смартфона или приобретение различных артефактов в сетевых компьютерных играх можно считать примером цифрового обмена и потребления.
Если рассматривать процесс дигитализации с позиции разделения экономики на три сектора (первичный — сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых, вторичный — промышленное производство, третичный — услуги), то принципиальным отличием является не столько увеличение доли третичного сектора или появления нового (цифровой экономики), а радикальное преобразование всех трех уже существующих секторов. Учитывая современные технологические возможности и тенденции их развития, может исчезнуть классическое разделение между указанными секторами. Например, уже сейчас используя технологически возможно удаленно в режиме онлайн обрабатывать сельскохозяйственные поля, собирать урожай, производить промышленную продукцию, делать медицинские операции и оказывать различные услуги. Следовательно, происходит модернизация не отдельных секторов экономики, а архитектуры всей экономической системы.
Возможности для использования цифровых технологий в экономики с каждым годом расширяются. Помимо людей, интернетом сегодня «пользуются» около 10 млрд машин и механизмов — устройств, датчиков и приборов, а к 2020 году исследователями из компании Гартнер (Gartner) прогнозируется двукратное увеличение этого числа4. Следовательно, участие человека в производстве и промежуточном потреблении будет уменьшаться.
Качественные изменения в использовании сетевых цифровых технологий на протяжении последних десятилетий обусловили выделение четырех этапов цифровой революции (рис. 1).
Рис. 1. Классификация этапов цифровой революции Источник: Бостонская консалтинговая группа.
1 e-business infrastructure.
2 e-business.
' e-commerce.
http://www.gartner.com/newsroom/id/3165317.
Первый этап цифровой революции (19902000 гг.) характеризовался формированием необходимой инфраструктуры для обеспечения доступа к информации через Интернет, сайты в основном предназначались только для чтения (получения) информации, а не её размещения. На втором этапе (20002010 гг.) сами пользователи стали активными участниками создания и накопления данных1. Третий этап (2010-2020 гг.) ознаменовался эрой социальных сетей и мессенджеров (приложений для обмена мгновенным сообщениями). Четвертый этап, начало которого возможно будет положено с 2020 года, предполагает построение так называемого нейронета, т. е. сети, где коммуникации между людьми, животными и вещами будут осуществляться на принципах нейрокоммуника-
ции2.
Накладывает хронологические рамки цифровой революции на периодизацию промышленных революций [10, с.19] становится очевидным, что цифровая революция является инструментом перехода от третей промышленной революции к четвертой промышлен-
Источник: Бостон Консалтинг Групп.
Для всех стран из группы G-20 дигитализация экономики не имеет признаков ускорения и проходит весьма плавно.
Доля цифровой экономики в Украине по оценкам некоторых экспертов составляет 2% (по состо-
1 http://www.oreШy.com/pub/a/web2/arcЫve/what-is-web-20.html.
2 Коммуникации на уровне мозг-мозг.
3 Станут ли цифровая экономика и стратегия созда-
ния "точек роста" локомотивом развития Украины? — Режим доступа: https://delo.ua/news-companies/stanut-li-
ной революции (Индустрии 4.0) и её влияние непосредственно отражается на создании ВВП в ведущих экономиках планеты.
Как показывает динамика изменений за 2016 год относительно 2010 года, доля цифровой экономики увеличилась во всех без исключения двадцати крупнейших экономиках планеты (табл. 1). Однако диги-тализация экономики проходит не равномерно и её объем в различных странах составляет от 1,5% до 12,4%, а увеличение за прошедшие 6 лет колеблется от 1,09 до 1,72 раз.
Развитые экономики имеют в среднем более высокую долю цифровой экономики в ВВП, чем развивающиеся, которая составляет 5,53%. И этот показатель варьируется от 12,4% в Великобритании до 3,4% во Франции.
Развивающие страны несколько отстают. Их средний уровень — 3,53% ВВП, а диапазон колебаний от 1,5% в Индонезии до 6,9% в Китае. При этом средняя скорость роста цифровой экономики в развивающихся странах выше 1,4 раза, против 1,28 в развитых странах.
Таблица 1
янию на 2015 год)3, что вписывает в характеристики развивающихся стран. При этом особое внимание стоит уделить изменению индекса дигитализации экономики (рис. 2), рассчитываемому Бостонской консалтинговой группой (BCG e-Intensity)4.
cifrovaja-ekonomika-i-strategija-sozdanija-tochek-rost-304952/.
4 Индекс цифровизации экономики рассчитывается как средневзвешенная сумма трех субиндексов: развитие инфраструктуры, онлайн-расходы, активность пользователей.
Изменения доли цифровой экономики в структуре ВВП стран в-20
Страна 2010 2016 +/- 2016 к 2010
Великобритания 8,3 12,4 4,1 1,49
Южная Корея 7,3 8 0,7 1,10
Китай 5,5 6,9 1,4 1,25
Евросоюз 3,8 5,7 1,9 1,50
Индия 4,1 5,6 1,5 1,37
Япония 4,7 5,6 0,9 1,19
США 4,7 5,4 0,7 1,15
Мексика 2,5 4,2 1,7 1,68
Германия 3 4 1 1,33
Саудовская Аравия 2,2 3,8 1,6 1,73
Австралия 3,3 3,7 0,4 1,12
Канада 3 3,6 0,6 1,20
Италия 2,1 3,5 1,4 1,67
Франция 2,9 3,4 0,5 1,17
Аргентина 2 3,3 1,3 1,65
Россия 1,9 2,8 0,9 1,47
ЮАР 1,9 2,5 0,6 1,32
Бразилия 2,2 2,4 0,2 1,09
Турция 1,7 2,3 0,6 1,35
Индонезия 1,3 1,5 0,2 1,15
Среднее 3,42 4,53 1,11 1,32
Среднее (развитые страны) 4,31 5,53 1,22 1,28
Среднее (развивающиеся страны) 2,53 3,53 1 1,40
20 40 60
GDP per capita
($thousands, adjusted for purchasing power parity)
Рис. 2. ВВП на душу населения и интенсивность интернет экономики их динамика в 2011-2015 гг.
Источник: https://www.bcgperspectives.com/content/ _^ешйу_тёех/.
Положение и изменение положения Украины в системе координат индекс дигитализации экономики и ВВП на душу населения свидетельствует о двух негативных моментах. С одной стороны, Украина отстает по степени дигитализации экономики не только от развитых стран, но и развивающихся экономик включая наших географических соседей и стран-членов СНГ. С другой стороны, легко заменить, что наклон траектории изменений в Украине почти параллелен оси индекса дигитализации экономики. Это означает, что развитие цифровых технологий в Украине не превращается в увеличение выпуска товаров и услуг.
interactive / telecommunications_media_entertainment_bcg_e
Также это может свидетельствовать о дигитализации именно потребления, а не производства товаров и услуг.
Во много похожие данные приводит Международный телекоммуникационный союз1. Согласно рассчитываемого этой организацией индекса развития информационно-коммуникационных технологий (ГО1), который включает в себя три субиндекса: доступ к информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), использование ИКТ и навыки использования ИКТ [11, с. 9].
Структура индекса развития информационно-коммуникационных технологий
Таблица 2
Доступ к ИКТ Базовая величина Вес показателя в субиндексе, % Вес субиндекса в индексе, %
1. Абонентская база фиксированной телефонной связи на 100 жителей 60 20 40
2. Число абонентов мобильной сотовой телефонной связи на 100 жителей 120 20
3. Международный интернет-трафика (бит/с) на одо-ного интернет-пользователя 976 696* 20
4. Процент домашних хозяйств с компьютером 100 20
5. Процент домохозяйств с доступом в Интернет 100 20
Использование ИКТ Базовая величина Вес показателя в субиндексе, % Вес субиндекса в индексе, %
6. Процент лиц, пользующихся Интернетом 100 33 40
7. Фиксированная широкополосная подписка на 100 жителей 60 33
8. Активная мобильная широкополосная связь на 100 жителей 100 33
Навыки использования ИКТ Базовая величина Вес показателя в субиндексе, % Вес субиндекса в индексе, %
9. Среднее количество лет обучения 15 33 20
10. Совокупный коэффициент охвата школьным обучением 100 33
11. Совокупный коэффициент охвата образованием в высших учебных заведениях 100 33
* Нормализованное логарифмическое значение составило 5,99.
1 International Telecommunication Union.
Не смотря на то, что динамика индекса для Украины положительная и наблюдается увеличение его значения с 5,21 до 5,33, однако относительно других стран прогресса нет. Согласно этому индексу в 20152016 годах Украина стабильно занимает 76 позицию [11, с.12] из 175 стран, участвующих в данном рейтинге.
Однако более детальный анализ субиндексов показывает, что позиция Украине может быть более оптимистичной, чем есть на самом деле. Если по субиндексу «Доступ к ИКТ» — 71 позиция (значение 6,48), а по субиндексу «Использование ИКТ» — 114 позиция (значение 2,57), то по субиндексу «Навыки использования ИКТ» — 11 позиция (значение 8,57), что выше, чем в Германии, Великобритании или Швеции. Однако количество средних лет обучения и распространенность среднего и высшего образования не всегда переходит в высокое качество использования ИКТ.
Таким образом, образом можно утверждать, что объёмы цифровой экономики в глобальном экономическом пространстве увеличивается, однако это процессы в Украине развиваются медленнее и менее эффективно, чем в развитых и многих развивающихся странах. Это в свою очередь затрудняет модернизацию экономики и закрепляет экономическое отставание.
Электронные платформы как элемент цифровой экономики
Одним из важных элементов современной цифровой экономики являются электронные платформы. В рамках данного исследования, под электронной платформой представляют собой единая совокупность реестров субъектов и объектов различных коммуникаций (потребителей, производителей, услуг и т.п.), алгоритмов их взаимодействия и хранилища, осуществленных между ними транзакций, которая действует он- лайн.
Как видно из определения, электронную платформу следует считать не только техническим инструментом, но и носителем стандартов (правил), которые формируют единые нормы и архитектуру коммуникаций для всех экономических агентов.
Электронные платформы в контексте ключевых принципов цифровой экономики с одной стороны базируются на 1Т инфраструктуре, а с другой стороны являются базисом не только электронной коммерции и электронного бизнеса, но и всего спектра коммуникаций в треугольнике бизнес-потребители-государ-ство (табл. 3).
Базовые модели коммуникаций для формирования электронных платформ
Таблица 3
Субъект (производитель товаров и услуг) Объект (потребители товаров и услуг)
Бизнес Потребители Правительство
Бизнес Модель бизнес для бизнеса (Business-to-business: B2B). Электронные коммерческие закупки. Модель бизнес для потребителей (Business-to-consumer: В2С). Интернет магазины. Модель бизнес для правительства ^ш^зв^-Govemment B2G). Электронные государственные закупки
Потребители (домохозяйства) Модель потребители для бизнеса (Customer-to-business: C2B). Контекстная реклама бизнеса и электронные биржи труда. Модель потребители для потребителей (Customer-to-Customer: С2С). Электронные платформы совместного потребления. Модель потребители для правительства (Customer-to-Govemment: С2 G). Электронные платформы для подачи петиций.
Правительство Модель правительство для бизнеса (Government-to-Business: G2B). Государственные услуги для бизнеса. Модель правительство для потребителей (Government to Consumer: G2Q. Государственные услуги для граждан. Модель правительство для правительства (Govemment-to-Govemment: G2G). Электронное правительство.
Модель B2B является типичными базисом для формирования электронной платформы, которая обеспечивает возможность он-лайн закупки товаров, услуг и работ одним бизнесом у другого бизнеса. Также примером использования этой модели являются электронные платформы, обеспечивающие логистику, например, для оптимизации морских перевозок с использованием «умных кораблей» [12].
Электронная платформа для закупок даёт следующие преимущества для заказчика:
- максимизация количество поставщиков и возможность их постоянного расширения без увеличения расходов на их привлечение;
- оптимизация (минимизация) расходов подразделение, отвечающее за закупки;
- автоматизация выбора поставщика.
Одновременно имеют преимущества для поставщиков:
- расширение рынка сбыта;
- уменьшение затрат поставщика на рекламу и продвижение продукции;
- стандартизация правил подачи заявок для участие в закупках для разных заказчиков;
- понимание своей конкурентной позиции.
Обобщая перечисленные преимущества можно
констатировать, что электронная платформа (в модели B2B) снижает транзакционные издержки и асимметрию информации на рынке, что способствует развитию свободной конкуренции.
Модель B2С чаще всего воплощается в электронных платформах, которые действуют в логике интер-
нет-магазина. Наиболее известной и капитализированной электронной площадкой такого типа является Alibaba Group.1, активы которой по состоянию на 31 марта 2016 года превышали 360 млрд долл. США. [13, с.22] Важной особенность развития этой компании является
Модель B2G реализует в электронных платформах для осуществления государственных закупок.
Модель C2B предполагает создание ценность со стороны клиентов для бизнеса. Одним из видов реализации этой модели может быть размещение контекстной рекламы в блогах и интернет ресурсах потребителей (например, Google AdSense). Вместе с тем домохозяйства являются поставщикам трудовых ресурсов для бизнеса и электронные платформы, которые агрегируют реестры тех кто ищет работу и работодателей, можно считать воплощением этой модели.
Модель С2С представлена электронными платформами совместного потребления (например, Airbnb2, а также продажей товаров потребителями друг другу (например, eBuy).
Модель C2G предполагает взаимодействие домо-хозяйств с органами государственной власти, например, для получения информации об отношении к тем или иным инициативам (платформы для подачи электронных петиций).
Модель G2B реализуется через электронные платформы по оказанию государственных услуг для бизнеса (сбор налогов, выдача разрешительные документов, различной информации и т.п.).
Модель G2C предполагает взаимодействие домо-хозяйств с органами государственной власти, например, для онлайн уплаты налогов или получения информации в виде справок (выписок) из государственных реестров.
Модель G2G предполагает коммуникацию между двумя государственными организациями и часто используется в контексте электронного правительства. В этом случае, положительный эффект для национальной экономики обусловлен снижением бюджетных расходов на государственно управление.
Перспективным направлением развития электронных платформ является переход от централизованного администрирования баз данных на этих платформах к их распределенному формированию и администрированию согласно логике технологии блок-чейн. Примером такой платформы является Ethereum3.
Подводя промежуточные итоги можно сделать вывод, что использование электронных платформ приводит к увеличению полноты информации на рынке, повышение доверия между контрагентами через прозрачность транзакций и фактически возрождается эпоха свободной конкуренции на принципиально новой технологической основе. А сами электронные платформы становятся ядрами глобальных экосистем4, объединяя виртуальный и реальный мир.
1 Стоит отметить, что электронная платформа Alibaba также работает в модели В2В.
2
http://www.airbnb.com.
3 https://ethereum.org/ .
4 Примерами широко известных являются экоси-
стема Apple, Google, Microsoft, Amazon, Alibaba.
Развитие электронньх платформ в Украине
Украина не является исключением из глобальных трендов экономического развития, и последние годы наблюдается активное развитие электронных платформ. Позитивными факторами для развития цифровой экономики в Украине является: (1) рост стажа использовании сети Интернет; (2) расширения числа мобильных устройств, которые имеют доступ к сети Интернет; (3) подрастание молодого поколения, для которого Интернет и цифровые технологии являются обыденным явлением.
Наиболее успешной платформой в рамках модели B2G является внедрение и развивается системы государственных электронных закупок «Ргс^отэ». Ее структура предполагает наличие двух уровней: (1) ДП «Ргс^огто», которое является хранилищем Базы данных и процессинговым центром для проведения аукционов и (2) электронные торговых площадки, у которых частные владельцы и их количество потенциально не ограничено.
Цена закупки определяется по результатам аукциона на понижение, что позволяет путем сравнения первоначальной и окончательной цены определить экономическую эффективность деятельности этой площадки. По результатам 1 квартала 2017 оценочная экономия составляет 7,78 млрд грн.5 Хотя существует целый ряд претензий к данной методологии подсчета экономической эффективности6, имеет место ряд иных положительных моментов её использования. Так не менее важным фактором, чем «чистая» экономическая эффективность, является постоянный рост количества организаторов торгов (заказчиков) и участников торгов (потенциальных поставщиков) численность которых уже составляет 25,5 тыс. и 96,2 тыс. соответственно. Таким образом, происходит масштабное вовлечение, как бизнеса та и организаций подчиненных правительству в использование электронных платформ. И тоге это приводит к развитию свободной конкуренции.
Успешная деятельность электронной платформы «Ргс^огто» способствовала развитию модели В2В относительно коммерческих закупок. С 2016 года действует открытая система коммерческих закупок «Шако», которая объединяет группу частных торговых площадок.
Примером реализации модели С2С в Украине является электронная платформа «В^^аг»7, которая обеспечивает совместное потребление транспортных услуг.
Достаточно амбициозным концептом является проект электронная платформа «Up.me»8, которая предполагает объединение на единой платформе органов государственной власти, представителей бизнеса, гражданского общества, потребителей и различных учреждений и организаций.
Несмотря на наличие различных элементов цифровой экономики в Украине, отсутствует комплексный подход в её развитии. В Стратегии устойчивого развития «Украина-2020» [14], цифровая экономика
5 https://bi.prozorro.org/sense/app/fba3f2f2-cf55-40a0-a79f-b74f5ce947c2/sheet/HbXjQep/state/analysis.
6 Возможность завышения изначальной цены закупки по сравнению с рыночной.
7 https://www.blablacar.com.ua/.
8 http://ua.up.me/.
не упоминается. Отдельные акценты делаются исключительно на электронном государственном управлении и предоставлении государственных услуг в электронном виде.
Только в последнее время активизировалась работа по обсуждению «Цифровой повестки дня для современной Украины» в то время как «Цифровая повестка дня для ЕС» была принята в 2010 году и рассчитана до 2020 года.
Таким образом, несмотря на значительное отставание в определении стратегического вектора развития цифровой экономики Украины, на операционной уровне наблюдается развитие соответствующее глобальным тенденциям.
Выводы
1. Дигитализация экономики является глобальным явлением, которое влияет на модернизацию всех национальных экономик.
2. Украина отстает от ведущих экономических стран и многих развивающихся не только по объемам ВВП на душу населения, но и объемам цифровой экономики в ВВП. В большинстве развитых стран увеличение ВВП проходит гармонично с развитием цифровой экономики. В Украине прогресс во внедрении цифровых технологий не приводит к прорывным экономическим результатам, расширение использования ИКТ не оказывает существенного влияния на рост ВВП. Можно сказать, что происходить модернизация потребления, но не происходит модернизация производства.
3. Цифровые платформы зарождаются в виртуальном пространстве, а затем проводят экспансию в реальном пространств, превращаясь в ядра глобальных бизнес экосистем. Таким образом, потенциальные точки роста для национального хозяйства смещаются из реального (оффлайн) пространства в виртуальное (онлайн) пространство.
4. Затягивание процесса консолидации усилий бизнеса и власти в вопросах формирования приоритетов развития и использования цифровых технологий приводит к затормаживанию модернизации национальной экономики Украины.
5. Учитывая достаточно низки позиции Украины по доступу и ИКТ целесообразно рассмотреть возможность внедрения социального интернета (в том числе мобильного) для широких масс населения, как необходимого условия для ускоренного развития цифровой экономики.
6. В современных условиях перед каждым бизнесом, и органом власти стоит проблема (А) присоединения у уже действующим электронным платформам и (Б) создание новых платформ (в еще не занятых нишах или более эффективных, чем действующие). У домохозяйств основная задача получение доступа к уже существующим платформам и эффективное участие в их деятельности.
7. Действующие стратегические документы определяют приоритеты развития электронного правительства, значимость цифровой экономики как комплексного фактора для модернизации экономики Украины отсутствует или находится в состоянии формирования.
Список использованных источников
1. Перший етап модершзацп економ1ки Укра!ни: досвщ та проблеми / О.М. Алимов, О.1. Амоша та iH.; за заг. ред. В.1. Ляшенка ; 1ЕП НАН Укра!- ни, КПУ.
- Запорiжжя: КПУ, 2014. - 798 с.
2. Ляшенко В. И. Методические подходы к оценке процессов модернизации промышленно развитых территорий Украины / В. И. Ляшенко, Е. В. Котов // Экономика Украины. - 2015. - № 10. - С. 32-44.
3. Котов Е. В. Оценка процессов модернизации Украины и ее экономических районов / Котов Е. В., Ляшенко В. И. Вестник экономической науки Украины. - 2013. - №1. - С.55-69.
4. 1ванов С. В. Оцшка перспектив неошдус^а-льно! модершзацп промислового репону / С.В. 1ванов, 6.В. Котов // Вюник економiчноí науки Укра!ни. -2016. - №1. - С.61-70.
5. Котов Е.В. Модернизация и перспективы опережающего развития Донбасса в свете теории длинных волн Кондратьева / Котов Е.В., Ляшенко В.И. / Экономический вестник Донбасса. - 2014. - №3. - С. 419.
6. Землянин А.1. Напрями вдосконалення дж>-чих механiзмiв управлшня шноващями в умовах модершзацп економiки Укра!ни / Землянин А.1., Пдори-чева 1.Ю. // Економжа промисловость - 2015. - №1.
- С. 40-52.
7. Digitizing Europe. Why northern european front-runners must drive digitization of the EU economy / Ema nuelle Alm, Niclas Colliander, Filiep Deforche et al; The Boston Consulting Group. - Stockholm: BCG, 2016. -37p.
8. What defines the Digital Sector? [Electronic resource] / Office for National Statistic. - Newport: ONS 08 October 2015. - 11 p. - Mode of access: http://webar-chive.nationalarchives.gov.uk/20160105160709/ http://www.ons.gov.uk/ons/dcp171776_419158.pdf.
9. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1861 годов / К. Маркс. В 2-х ч. Ч.1. - М.: Политиздат, 1980.
- 564 с.
10. Проблеми стратепчного управлшня соща-льно-економiчним розвитком Укра!ни з урахуванням процеав децентралiзацil / О. С. Вишневський // Вю-ник економiчноl науки Укра!ни. - 2016. - № 1 (30). -С. 14-22.
11. Measuring the Information Society Report 2016 [Electronic resource]. - Geneva: International Telecommunication Union, 2016. - 274 p. - Mode of access: http://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/ pub-lications/ misr2016/ MISR2016-w4.pdf .
12. Roberson C. Get onboard the «smart ship» - innovation and disruption in the ocean freight market [Electronic resource] / Roberson C. - Mode of access: http://www.tradeready.ca/2016/trade-takeaways/get-onbo ard-smart-ship-innovation-disruption-ocean-freight-mar-ket/.
13. Alibaba Group Announces June Quarter 2016 Result [Electronic resource]. - Hangzhou, China, August 11, 2016. - Mode of access: http://www.alibabagroup. com/en/news/press_pdf/p160811.pdf.
14. Стратепя сталого розвитку «Укра!на - 2020»: Указ Президента Укра!ни вщ 12.01.2015 р. № 5/2015 // Офщшний вюник Президента Укра!ни. - 2015. -№2. - Ст. 154.
http://www.rada.gov.ua/news/Novyny/140547.html.