Научная статья на тему 'Электронные платежные системы как инструмент Интернет-маркетинга'

Электронные платежные системы как инструмент Интернет-маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1037
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные платежные системы как инструмент Интернет-маркетинга»

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале

Старостенко Анна Григорьевна

Электронные платежные системы как инструмент Интернет-маркетинга

4

д.э.н., профессор кафедры «Экономической теории». Национального университета гос..налоговой службы, г. Ирпень, Украина

Национальный университет государственной налоговой

Торшин Евгений Александрович

магистр финансов,

Аннотация: в работе исследовано направление развития электронных платежных систем, подано оценку деятельности в сфере Интернет-маркетинга. Дана характеристика работы компаний, предоставляющих услуги в сфере электронных платежей на мировом и постсоветском пространстве.

службы Украины, г. Ирпень, Украина

h star@ukr.net

Ключевые слова: Интернет-маркетинг, Интернет-торговля, электронные платежные системы

Starostenko A.G., Torshin E. A., Electronic payment systems as a tool for Internet marketing

We have investigated the direction of the development of electronic payment systems, received an assessment activities in the field of Internet marketing. The characteristics of the companies providing services in the field of electronic payments in the world and the former Soviet levels are given. Key words: Internet marketing, Internet commerce, electronic payment systems

Современная мировая экономика является свидетелем развития маркетинга 3.0., или, по Ф. Котлеру, эры ценностей.

Стремительное развитие информационных технологий, среди которых одно из ключевых мест занял Интернет, появление и рост электронной коммерции стали основой для появления нового направления в современной концепции маркетинга взаимодействия — Интернет-маркетинга.

Глобальные сетевые технологии обладают уникальными характеристиками, значительно отличающимися от характеристик традиционных инструментов маркетинга. Одним из основных свойств среды Интернета является ее гипермедийная природа, характеризующаяся высокой эффективностью в представлении и усвоении информации, что значительно повышает возможности маркетинга в усилении взаимосвязи предприятий и потребителей.

Одним из наглядных показателей, способных характеризовать ту или иную область деятельности, в частности сферу Интернет-маркетинга, является количество людей, которые работают в данной сфере. К примеру, по данным портала Rabota.ua, количество маркетинговых вакансий в сети Интернет выросла практически во всех сферах экономики, особенно в таких как оптовая и розничная торговля, производство.

Интернет-маркетинг неразделимо связан с Интернет-торговлей, так как все без исключения компании, которые реализуют свои товары и услуги через глобальную сеть, используют специальный набор маркетинговых методов для продвижения своего продукта на рынке.

Одним из основных инструментов Интернет-маркетинга с позиции компаний, работающих в сфере Интернет-торговли, является использование электронных платежных систем.

Электронная платежная система — это система расчётов между финансовыми организациями, бизнес-организациями и Интернет-пользователями при покупке-продаже товаров и за различные услуги через глобальную сеть Интернет.

Большинство людей сводит предназначение электронных платежных систем к обычному методу оплаты, необходимых им товаров и услуг, которые они покупают через различные ма-

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале газины, осуществляющие продажи в сети. Следует отметить, что эта наиболее распространенная точка зрения принадлежит именно конечному потребителю.

С точки зрения маркетолога, осуществляющего продвижение определенных товаров и услуг через Интернет, использование электронных платежных систем носит несколько иной характер:

1) электронные платежные системы позволяют гораздо быстрее принимать платежи покупателей, что в свою очередь позволяет ускорить процесс доставки продукта конечному покупателю;

2) использование наиболее популярных электронных платежных систем глобального уровня позволяет компаниям, осуществляющим деятельность в сфере электронной коммерции, увеличить рост продаж за счет высокого уровня доверия к лидерам рынка электронных систем приёма и отправки платежей.

По данным информационного портала Onlinepaysystems.info в мире насчитывается 160 компаний, предоставляющих услуги в сфере электронных денежных платежей. Следует отметить, что эта цифра только увеличивается. Наиболее признанными лидерами мирового рынка являются такие гиганты как PayPal, Skrill и т.д. На просторах СНГ пальму первенства разделили Webmoney и Яндекс.Деньги.

PayPal — крупнейшая дебетовая электронная платёжная система. По состоянию на 2012 год PayPal работает в 190 странах и имеет более 164 млн. зарегистрированных пользователей. PayPal работает с 24 национальными валютами. С октября 2002 года является подразделением компании eBay. Имея наибольшую часть рынка, целесообразно рассмотреть схему принципа работы электронных платежных систем именно на примере Paypal:

1. Платежи осуществляются через защищённое соединение после введения e-mail и пароля, указанных после подтверждения аккаунта. В понятие аккаунт входит адрес, по которому будут доставляться покупки. Пользователи PayPal могут переводить деньги друг другу.

2. Подтверждение аккаунта включает в себя процедуру перевода небольшой суммы денег с карты пользователя с указанием кода, который необходимо сообщить PayPal, что подтверждает идентичность владельца карты, имеющего доступ к истории платежей, личности, вводящей пароль и остальные данные в систему PayPal. После подтверждения идентичности владельца деньги возвращаются на карту.

3. Использование системы PayPal осуществляется на бесплатной основе: регистрация в системе бесплатна, за отправление денежных средств комиссия с пользователя не снимается, за исключением привилегированных статусов (premier и business). Комиссия взимается с получателя платежа, размер комиссии зависит от местоположения страны пользователя и статуса. Дополнительный доход PayPal получает за счет разницы курса валют, когда она конвертирует деньги через себя, а не через банк-эмитент.

Наиболее ярким примеров взаимодействия электронной платежной системы и компании, бизнес которой построен на продажах товаров в сети Интернет, является симбиотический союз крупнейшего в мире Интернет-аукциона eBay и уже известной нам компании Paypal. В 2002 году после размещения акций Paypal на американском фондовом рынке, eBay приобрел компанию и объявил базовым платежным инструментом. Отчасти эта сделка имела маркетинговый характер: с одной стороны - eBay уже носил звание крупнейшей торговой площадки в мире, а с другой - Paypal, стремительно набиравший обороты в сфере электронных платежей. В результате, обе компании вывели свой бизнес на качественно новый уровень за счет друг друга. Спустя довольно короткий промежуток времени, большинство компаний, продающих товары через Интернет, считали необходимым предоставить возможность своим клиентам осуществлять платежи, используя именно это систему.

Несмотря на безоговорочное мировое лидерство компании Paypal, существуют определенные недостатки, которые способствовали развитию новых электронных платежных систем в СНГ. Основным недостатком Paypal для жителей большинства стран союза независимых государств является отсутствие возможности принимать платежи. Такое ограничение обусловлено особенностями законодательства данных стран в сфере финансов.

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале Наиболее популярной электронной платежной системой на постсоветском пространстве является Webmoney.

WebMoney или WebMoney Transfer— российская электронная платёжная система, созданная в 2007 году и обслуживающая по состоянию на начало 2012 года более 16 млн. счетов. В системе обращаются частные электронные деньги. В 2011 году компания запустила новый гарантийный сервис совместно с компанией Escrow, сервисы которой активно используется на большинстве крупнейших Интернет-площадок по продаже товаров в странах Азии. Возможно, такое нововведение может свидетельствовать о намерениях Webmoney проводить экспансию на восточные рынки. Ещё одним доводом в пользу данного предположения является интеграция системы Webmoney в один из популярных китайских Интернет-магазинов электроники Pandawill в марте 2012 года. Следует отметить, что после такого нововведения, количество русскоязычных клиентов Pandawill начало стремительно расти, что еще раз подтверждает принадлежность электронных платежных систем к инструментам Интернет-маркетинга.

Таким образом, анализируя роль электронных платежных систем как инструмента Интернет-маркетинга, следует отметить:

- для эффективного использования электронной платежной системы как инструмента Интернет-маркетинга необходимо рассматривать её с точки зрения маркетолога, сотрудника компании работающей в глобальной сети, а не со стороны потребителя.

- функционирование электронных платежных систем в большинстве случаев имеет характер симбиотической связи с компаниями, которые являются их непосредственными клиентами;

- электронная платежная система может стимулировать развитие компании, продвигающих свои продукты в сети Интернет, и наоборот - крупный Интернет-продавец может увеличить популярность компании, предоставляющей услуги в сфере электронных денежных платежей.

Литература:

1. В мире дефицит квалифицированных Интернет-маркетологов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://emarketingblog.com.ua/.

2. Online Payment Systems List [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.onlinepaysystems.info/systems/list.

3. PayPal [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/PayPal.

4. WebMoney - система расчетов on-line [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.webmoney.ru.

5. PandaWill Online Store [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pandawill.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.