Научная статья на тему 'Особенности российского рынка электронной коммерции'

Особенности российского рынка электронной коммерции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
0
Поделиться
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / E-COMMERCE / ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА / PAYMENT SYSTEM AND ELECTRONIC MONEY / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ / ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ / INTERNET BANKING / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / ONLINE SHOP / МОБИЛЬНЫЙ БАНКИНГ / MOBILE BANKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смолокуров Евгений Вениаминович

В статье рассматриваются сущность и основные направления электронной коммерции, дается характеристика ведущих электронных платежных сервисов. Исследуются наиболее популярные электронные платежные системы, а также деятельность интернет-магазинов в России. Проведен анализ российского рынка электронной коммерции и перспектив его развития как в целом по стране, так и по Москве и Санкт-Петербургу. Сделаны выводы о тенденциях развития электронной коммерции в России.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смолокуров Евгений Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FEATURES OF THE RUSSIAN E-COMMERCE

He article examines the nature and main directions of e-commerce, the characteristic of the leading electronic payment services. We investigate the most popular electronic payment systems, as well as the activities of online stores in Russia. It analyses the Russian market of electronic commerce and future prospects in the whole country as well as in Moscow and St. Petersburg. It draws conclusions about trends in the development of e-commerce in Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности российского рынка электронной коммерции»

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

FEATURES OF THE RUSSIAN E-COMMERCE

УДК [336.7 : 004] : 339.13

СМОЛОКУРОВ Евгений Вениаминович

доцент кафедры экономики кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного ин-

ч........

SMOLOKUROV, Evgeniy Veniaminovich

Associate Professor of the Economics of Film and Television Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, mail@smolokurov.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются сущность и основные направления электронной коммерции, дается характеристика ведущих электронных платежных сервисов. Исследуются наиболее популярные электронные платежные системы, а также деятельность интернет-магазинов в России. Проведен анализ российского рынка электронной коммерции и перспектив его развития как в целом по стране, так и по Москве и Санкт-Петербургу. Сделаны выводы о тенденциях развития электронной коммерции в России.

Ключевые слова: электронная коммерция, платежная система, электронные деньги, интернет-банкинг, интернет-магазин, мобильный банкинг.

Äbstract.

The article examines the nature and main directions of e-commerce, the characteristic of the leading electronic payment services. We investigate the most popular electronic payment systems, as well as the activities of online stores in Russia. It analyses the Russian market of electronic commerce and future prospects in the whole country as well as in Moscow and St. Petersburg. It draws conclusions about trends in the development of e-commerce in Russia.

Key words: E-commerce, payment system and electronic money, internet banking, online shop, mobile banking.

Термин «электронная коммерция» является достаточно популярным и широко используется в современном мире. Однако в мировой и российской экономической теории и практике до сих пор окончательно не сформировалось точной терминологии для аналитического описания систем электронной коммерции.

Различные исследователи этой темы дают многочисленные определения электронной коммерции.

В некоторых источниках наиболее популярно следующее определение: «Электронная коммерция - это процесс удаленного приобретения товаров и услуг как физических, так и нефизических, при помощи телекоммуникаци-

онных сетей, прежде всего, сети Интернет» [1]. Данное определение является неполным, так как рассматривает только одно направление электронной коммерции - приобретение товаров и услуг.

Электронная коммерция в другихисточниках рассматривается как бизнес-процессы, основанные на информационных технологиях, или коммерческая деятельность в Интернете [2]. По мнению автора, данное понятие - наиболее объемное и в полной мере раскрывает в полной мере суть электронной коммерции.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие электронной коммерции многогранно. Основные направления электронной коммерции представлены на рисунке 1.

Рынок электронных платежных систем включает в себя следующие составляющие:

• Банковские и небанковские платежные терминалы. Банковский платежный терминал - программно-аппаратный комплекс с купюроприемником, обслуживаемый банковской организацией, обеспечивающий прием платежей от физических лиц в режиме самообслуживания. Небанковский платежный терминал - программно-аппа-

ратный комплекс с купюроприемником, обслуживаемый небанковской организацией, обеспечивающий прием платежей от физических лиц в режиме самообслуживания.

• Банковские и небанковские дистанционные финансовые сервисы. Они включают в себя следующие составляющие: мобильный банкинг, интернет-банкинг, БМБ-банкинг, мобильные операторские платежи, электронные деньги.

В настоящее время существует огромное количество электронных платежных сервисов, таких как WebMoney, ДОВОСАББА и др.

Электронные платежные системы и электронные деньги тесно связаны.

Электронные деньги - это деньги, существующие только в электронном виде. Они используются лишь в рамках определенной платежной системы, как правило, носящей то же название, что и система электронных денег. В настоящий момент в России наиболее распространен отдельный вид электронных денег -электронные кошельки, например WebMoney, Яндекс-Деньги, Р1'ш-кошелек. Электронные деньги также используются для оплаты товаров и услуг по Интернету.

|

Рисунок 1

Виды электронной коммерции

Интернет-банкинг - это предоставление банковских услуг через Интернет. В настоящее время самые развитые банки стремятся для своих клиентов сделать пользование их услугами наиболее удобным образом. Именно поэтому они развивают интернет-технологии и создают новые сервисы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мобильные платежные системы включают следующие составляющие:

• Мобильный операторский платежный сервис - электронный платежный сервис операторов мобильной связи, позволяющий оплачивать товары и услуги посредством мобильного телефона и/или интернет-портала с помощью средств на лицевом счету и/или банковской карты.

• Мобильный банкинг - сервис, позволяющий управлять средствами клиентов с использованием мобильного терминала и оплачивать товары и услуги, а также совершать переводы со своего банковского счета с помощью мобильного телефона. Услуга реализуется либо с помощью SMS-команд, либо с помощью специальных приложений для телефонов, использующих Интернет для передачи данных.

• SMS-банкинг - это группа услуг, предоставляющих возможность для контроля состояния и/или управления счетами, а также иногда позволяющих оплачивать различные услуги и сервисы.

• Мобильный контент - цифровой контент, адресованный владельцам мобильных устройств, специальным образом адаптированный или даже изготовленный с учетом технических возможностей мобильных устройств и канала беспроводного доступа [3].

Ведение бизнеса через Интернет в последнее время является достаточно распространенным способом. Появление социальных сетей и расширение сети Интернет дает множество возможностей для создания интернет-компании.

Также необходимо отметить, что область электронной коммерции постоянно развивается, появляются все новые и новые виды платежей. Например, система one-click, которая дает возможность постоянному клиенту,

сделавшему заданное количество покупок с помощью одной и той же банковской карты, совершать новые покупки без ввода данных карты, подтверждая оплату только указанием кода СУС2 [4]. Использование такой системы позволяет сократить время создания заказа и его оплаты клиентом, а также минимизировать количество возможных ошибок при вводе информации о карте.

Еще одной развивающейся системой можно назвать мобильный эквайринг. Это возможность оплаты товаров или услуг банковской картой с помощью мобильного телефона. Для того, чтобы провести транзакцию и перевести необходимую сумму денег с помощью данной технологии, необходим телефон, желательно смартфон, мини-терминал и сама банковская карта для оплаты [5].

По мнению Е. Суворовой, в настоящий момент интернет-банкинг в нашей стране пока что находится на стадии развития. Конечно, на рынке действует несколько банков, которые активно развивают данную область, но их число невелико [6, с. 14-15]. Наиболее развитые и крупные банки создают систему интернет-банкинга для привлечения клиентов и удержания своих позиций на рынке. Клиенты банков все более активно используют дистанционные банковские сервисы в повседневной жизни. Однако количество банков, которые предоставляют онлайн услуги, на данный момент невелико. Из 22 банковских систем лишь несколько, например Альфа-Банк и Банк24.ру, являются наиболее прогрессивными обладателями понятного интерфейса и удобного дизайна [6, с. 21].

Рынок онлайн платежей населения России в возрасте от 18 до 65 лет за 2012 год собрал 17 млн человек, что составляет всего 17% населения страны в данных возрастных границах [7]. Эти данные подтверждают, что рынок электронной коммерции в России пока еще находится на стадии развития и сильно отстает от показателей в более развитых странах.

Рассмотрим наиболее популярные на сегодняшний день электронные платежные системы в России: СуЬегр1а1, РауРа1 и Webmoney.

СуЬегр1а1 является универсальной системой платежей в сети Интернет, которая обе-

спечивает широкий спектр финансовых услуг. Клиент может подключиться к системе Cyberplat как в сети Интернет, так и через платежные аппараты, которые в нынешнее время находятся буквально на каждом шагу. Более 550 000 терминалов Cyberplat работают в России и странах СНГ, более 240 000 терминалов расположены в крупнейших городах всех стран мира. На начало ноября 2013 года количество терминалов в России уже составило 590 000, в то время, как еще в 2006 году их насчитывалось всего 38 500 [8]. Динамика роста и расширения данной системы видна, она узнаваема и популярна в нашей стране.

PayPal является крупнейшей в мире электронной платежной системой. С ее помощью пользователи могут управлять своими платежами при помощи электронной почты или мобильного телефона с доступом к Интернету. C октября 2002 года она является подразделением компании eBay. В настоящее время PayPal работает в 190 странах и имеет более 164 млн зарегистрированных пользователей. Paypal является самым популярным и, пожалуй, самым удобным способом отправки и приема платежей для пользователей интернет-магазинов и аукционов. По всему миру более 90% интернет-продавцов принимают оплату за свои товары только посредством PayPal [9].

Также примером универсальной электронной системы онлайн-платежей можно назвать Webmoney. Она обеспечивает в режиме реального времени проведение расчетов между зарегистрированными участниками, получившими уникальный идентификатор пользователя. WebMoney остается одной из самых популярных электронных платежных систем в России, Украине и СНГ [9]. Система WebMoney Transfer позволяет проводить финансовые расчеты между пользователями системы, приобретать товары/услуги в сети Интернет.

Ключевой отличительной чертой электронной коммерции в России является активное использование электронных платежных систем. Это выгодно отличает российский рынок от иностранных, так как создает большую потребительскую вариативность.

«Яндекс.Деньги» - распространенная система электронных денег от компании Яндекс, которая предоставляет возможность мгновенных безналичных расчетов в сети Интернет. Необходимо отметить, что данный сервис оперирует только рублями. Система Яндекс.День-ги не предназначена для платежей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Соглашение об использовании системы четко обозначает предназначение Ян-декс.Деньги для физических лиц и их личных, домашних или семейных нужд .

По данным Фонда общественного мнения, сегодня интернет-банкинг используют лишь 13% населения России. Еще более печальные цифры у исследовательской компании GfK Rus, они говорят всего о 2% россиян [10]. Другое исследование аналитического агентства Markswebb Rank & Report утверждает, что 15,7 млн россиян, что составляет около 9% населения России, используют мобильный телефон для совершения финансовых и платежных операций. Исследование проводилось среди пользователей электронных финансовых и платежных сервисов в России. Из них 10,8 млн человек пользуются мобильным банком, SMS-банком - 9,7 млн человек, интернет-банком на мобильном устройстве - 5,9 млн человек, электронным кошельком на мобильном устройстве - 4,8 млн человек. 6,6 млн человек совершают за месяц хотя бы одну платежную операцию онлайн с использованием мобильного устройства. Чаще всего это покупки в онлайн-магазинах, оплата услуг, в том числе государственных, и денежные переводы [11].

Интересно отметить вопрос регионального распределения: больше всего мобильным банком пользуются москвичи - 29%, такой же процент приходится на города с населением от 100 до 500 тысяч человек, 20% пользователей живет в городах-миллионниках, 16% - в городах с населением от 500 тысяч до 1 млн. В Санкт-Петербурге проживает 6% пользователей мобильного банкинга [11].

По результатам опроса J'son & Partners Consulting, проведенного в октябре 2012 года, около 44% пользователей смартфонов и 60% пользователей планшетов оплачивали товары или услуги в предшествующем опросу меся-

це с помощью данных устройств, при этом в 2012 году в России 43,4 млн человек пользовались SMS-банкингом, подавляющее большинство из них являлись клиентами исключительно информационного SMS-банкинга. Товары и услуги оплачивали немногим более 5% пользователей, из них 94% платили за услуги мобильной связи. Оплата других услуг с помощью SMS-банкинга, помимо мобильной связи, не пользуется популярностью у российских пользователей [3].

Из данных опроса можно сделать вывод, что в последнее время широкое распространение современных смартфонов и планшетов стимулирует увеличение покупок через сеть Интернет. Также важным фактором расширения покупок и платежей через Интернет является возможность оплаты товаров и услуг непосредственно с мобильного устройства. Производители мобильных телефонов делают все возможное для того, чтобы доступ к Интернету, электронным платежным системам и приложениям на их продукции был максимально удобным.

На рисунке 2 представлены самые популярные мобильные банки в России, обслуживающие наибольшее число пользователей мобильного банкинга.

Суммарный оборот интернет-магазинов в России за 2012 год составил 350,6 млрд руб. В 2011 году суммарный оборот интернет-магазинов оценивался в 258 млрд руб. Таким образом, рост оборота составил 36%. По данным InSales.ru, в 2012 году в России успешно работало около 32,5 тысячи розничных интернет-магазинов. В 2011 году этот показатель составлял 25 тысяч. Рост составил 30%. Общий объем рынка интернет-торговли в 2012 году составил 350,6 млрд руб., рост по отношению к 2011 году составил 36% [12].

На 2012 год в Рунете насчитывалось всего 2000 интернет-магазинов с числом оформленных заказов более 10 в сутки и менее 10 магазинов с числом заказов больше 1000 в сутки [7].

На рисунке 3 приводятся основные группы наиболее востребованных в интернет-магазинах товаров на 2013 год.

Ведущие интернет-магазины в РФ показаны на рисунке 4.

Кроме представленных выше сайтов интернет-магазинов, существует на данный момент большое количество небольших интернет-магазинов. На сайтах ежедневных скидок, которые начали терять популярность еще с 2012 года, наибольшим спросом пользуются

^0.00% 60.00% Л0,00% 40,00% *0,00%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 ^ I

10,00% 4,90% да ^0% 3,30% 2,20% 2.10% 1.50%

ОДОН ИИИИИШМ«» —

Рисунок 2

Топ-10 мобильных банков

•Л V ^ Л ^ ^ ^ № ^

У ✓ V у У / у У

услуги салонов красоты, развлечения и спорт, организация ужинов и туристические услуги.

Среди виртуальных товаров и услуг наиболее популярными являются авиа- и железнодорожные билеты, а также билеты на мероприятия и покупка программного обеспечения [12].

Сегмент электронной коммерции в экономике нашей страны стал заметен только в последние годы. До 2011 года доля продаж через Интернет составляла менее 1% от общего объема торговли России, в 2012 - около 2% (см. рисунок 2). Подобные показатели отмечались в США и Великобритании в 2003 и 2005 годах, а в настоящий момент доля е-сошшегсе в этих странах занимает более 10%, что позволяет сделать вывод о наличии значительного резерва для дальнейшего роста рынка электронной коммерции России. По мнению экспертов, сегмент электронной коммерции к 2020 году составит около 7% от общего объема торговли в России [2].

В последние годы использование Интернета для оплаты счетов, ведения бизнеса, покупки товаров и проведения иных платежей становится все более популярным. Несмотря на это, на российском рынке количество людей, которые предпочитают наличный рас-

чет, по-прежнему велико. Также одной из проблем интернет-банкинга на сегодняшний день является низкая скорость перечисления платежей, ведь деньги перечисляются не моментально, минимальное время - несколько часов.

Для интернет-компаний тоже есть плюсы: такой способ ведения бизнеса повышает гибкость компании и обеспечивает оперативную реакцию на изменения внешней среды, предоставляет возможность неограниченно расширять ассортимент и наращивать сбыт, упрощает обработку заказа и его оплату, взаимодействие как с поставщиками, так и с потребителями [13, с. 139]. Основными причинами для покупок и проведения платежей в Интернете пользователи считают более низкие цены (47%), экономию времени (36%), удобство (33%) [15].

Российский рынок электронной коммерции переживает стадию бурного роста, и, по оценкам J'son & Partners, активная фаза этого процесса продлится до 2017 года. Российский рынок электронной коммерции увеличится к 2017 году до 3,7 трлн руб. При этом сравнение с другими странами показывает, что у российского рынка электронной коммерции есть значительный резерв для дальнейшего роста.

1 "7G.5 млш[ цу'йлсП 1-

Е • Электроника м бы гокая техника

1 (io, [ млпн DvGaeit

Е • Одежда ii обувь

■ ■45.6 шста ovfijiefi К

Е - Компьютеры, иоут буки. комплектующие

■- 217 evfiftcfl |

Е * Мобаиьные тснеф оны

■ IS.Swipit nvtWeii |

Е ■ ДбТСКИС товары ■

■ 183 мизл bvontn 1"

Е • Автозапчасти

Рисунок 3

Основные группы наиболее востребованных товаров в интернет-магазинах на 2013 год [12]

Рисунок 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведущие интернет-магазины в Российской Федерации

Отношение рынка электронной коммерции к общему объему торговли в России составляет около 2%, в то время как в развитых рынках эта цифра ближе к 5%, а у общепризнанных лидеров - Великобритании и США - превышает 10% [16].

В январе 2013 года специалисты Morgan Stanley провели масштабное исследование интернет-торговли в России. По результатам этого исследования они сделали следующие выводы: к 2015 году Российский рынок электронной коммерции вырастет на 35% и достигнет 4,5% от общего объема розничной торговли России [15]. Эксперты данной компании прогнозируют рост проникновения электронной коммерции к 2020 году до 7%, а сам объем рынка - до 72 млрд долл. Необходимо отметить также то, что по прогнозу компании Morgan Stanley, к 2020 году объем продаж через Интернет в Санкт-Петербурге и Москве вырастет на 30%, в то время как в остальных регионах рост в среднем составит 55% [15].

Одними из самых динамично развивающихся способов оплаты будут платежи через мобильные терминалы (мобильные операторские платежи, мобильный банкинг и SMS-банкинг). В ближайшие несколько лет банки, которые уже внедрили приложения

для мобильных телефонов, будут увеличивать функциональность и интерфейс, а те банки, которые пока имеют лишь мобильный банкинг с помощью эшэ-команд или мобильной версии интернет-банкинга, будут внедрять новые решения согласно тенденциям рынка. Наиболее перспективным направлением мобильного банкинга будут приложения для мобильных устройств [14].

В заключение следует отметить, что система электронной коммерции в современной России имеет ряд проблемных вопросов, именно поэтому анализ ее сущности, особенностей и современных тенденций развития на российском рынке является необходимым условием дальнейшего развития коммерческой деятельности в нашей стране.

Широкое распространение современных смартфонов и планшетов стимулирует увеличение клиентов мобильного и эшэ-банкинга.

Интернет-торговля также набирает популярность, существует большое количество сайтов, которые предоставляют различные услуги и товары. Наиболее популярными товарами и услугами в интернет-магазинах являются: оплата услуг мобильной связи, телевидения, цифровых услуг, Интернета, покупка бытовой техники, компьютеров, мобильных телефонов, автозапчастей и детских товаров.

Проблемными моментами электронной коммерции в России являются: неопределенность стандартов защиты данных от несанкционированного доступа и стандартов электронных платежей, перегруженность сети, высокие риски и проблема безопасности.

Проблемы безопасности являются самыми острыми как для области интернет-банкинга, так и для сферы электронной коммерции в общем. Наиболее распространенные проблемы, связанные с безопасностью, - подделка электронно-цифровой подписи, шпионаж с помощью различных устройств, мошенничество.

Технические трудности вытекают из недостаточной квалификации работников, а также из материальных проблем, так как собственных систем в России очень мало, а внедрение иностранных требует дополнительных финансовых затрат.

Психологические трудности, связанные с менталитетом россиян, можно объяснить следующим образом - до сих пор подавляющее большинство жителей нашей страны боятся новых технологий по причине их непонимания и страха быть обманутыми. Такое мнение оправдывается проблемами с безопасностью во многих банках.

Бизнес в Интернете также имеет ряд недостатков для своих клиентов. Во-первых, это несоответствие товаров, указанных на сайте и по факту, проблемы с доставкой товаров в надлежащем виде, а также слишком долгий период ожидания заказа. В некоторых компаниях заказ может идти до трех месяцев, что для жителей нашей страны крайне долго, ведь намного проще купить в обычном магазине и пользоваться в этот же день. Кроме того, необходим комплексный подход к стратегии информатизации компаний [17, с. 46].

Положительными моментами можно назвать следующие: минимизация затрат на время и на живой труд, мгновенный доступ к любым покупкам, услугам и платежам, сокращение времени обслуживания клиентов, уменьшение объемов наличных денежных средств в экономике, возможность доступа к информации из любой точки, в любое удобное время и место.

Рынок электронной коммерции является быстрорастущим и перспективным во всем мире, позволяющим вывести уровень обслуживания клиентов на новую ступень. Интернет-банкинг и мобильный банкинг станут наиболее популярными направлениями в ближайшем будущем.

Список литературы

1. Рынок электронной коммерции в России. URL: http://web.json.ru/poleznye_ma-terialy/free_market_watches/analytics/rynok_elektronnoj_kommercii_v_rossii/ (дата обращения: 01.06.2014).

2. Холодкова К. С. Анализ рынка электронной коммерции в России // Современные научные исследования и инновации. Октябрь. 2013. № 10. URL: http://web.snauka. ru/issues/2013/10/26760 (дата обращения: 01.06.2014).

3. Российский рынок мобильного банкинга. URL: http://www.bankspb.ru/re-search/11091/ (дата обращения: 02.06.2014).

4. Программа One Click. URL: http://www.assist.ru/files/OneClick.pdf (дата обращения: 02.09.2014).

5. Мобильный эквайринг. URL: http://acquirer.su/ (дата обращения: 05.09.2014).

6. Генкин А., Суворова Е. М. Электронные платежи: будущее наступает сегодня. М.: Альпина Паблишерз, 2011. 284 с.

7. Рынок онлайн платежей в России. URL: http://www.datainsight.ru/onlinepay-ment2012 (дата обращения: 05.09.2014).

8. Преимущества системы электронных платежей CyberPlat. URL: http://www.cyber-plat.ru/advantages (дата обращения: 05.09.2014).

9. Электронные платежные системы. URL: http://www.roboxchange.com/Environ-ment/Wiki/PayPal.aspx (дата обращения: 20.09.2014).

10. Мобильный и интернет-банкинг. URL: http://i-news.kz/news/2013/05/14/7007399-mobilnyi_i_internet-banking_poka_ne_oche.html (дата обращения: 08.07.2014).

11. Пользователей мобильного банка в России впервые посчитали. URL: http://fu-turebanking.ru/post/2360 (дата обращения: 09.07.2014).

12. Аналитический бюллетень InSales.ru. URL: http://www.insales.ru/blog/wp-con-tent/uploads/2013/04/InSales_otchet.pdf (дата обращения: 10.08.2014).

13. Интернет-торговля в России: руководство к успешным инвестициям и проектам, декабрь 2013. http://vk.com/doc-62823836_251546581 (дата обращения: 08.10.02.2014).

14. Вопросы экономики. № 5. 2012. URL: http://bief.ru/LIBRARY/PDF/Voprosec-onom/2012/Journal_voproseco_5_2012.pdf (дата обращения: 08.09.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Исследования развития рынка электронной коммерции в России в 2013 году. URL: http://retailrocket.ru/blog/ecommerce-in-russia-2013-research-morgan/ (дата обращения: 20.10.2014).

16. J'son & Partners Consulting: Исследования рынка электронной коммерции России в 2008-2017 гг. URL: http://www.kiosksoft.ru/news/2013/06/18/3176.html(дата обращения: 20.10.2014).

17. Магомедов М. Н. Стратегия информатизации компании // Петербургский экономический журнал. 2014. № 2. С. 44-47.