Научная статья на тему 'Электронные государственные закупки как способ эффективного использования бюджета: мировой опыт'

Электронные государственные закупки как способ эффективного использования бюджета: мировой опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные закупки / контрактная система / цифровизация закупок / финансы / бюджет / экономия бюджета. / public procurement / contract system / digitalization of purchases / finance / budget / budget savings

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмелева Марина Владимировна

Введение: одной из целей цифрового развития экономики всех стран мира выступает внедрение технологии обработки данных с помощью электронных технологий. Развитие цифровой экономики предопределило, в т.ч. новые подходы к регулированию государственных закупок. Традиционные способы проведения закупочных процедур все больше отходят на второй план, уступая место электронным закупочным процедурам. Цель: выработать предложения по оптимизации процесса государственных закупок в России, основываясь на анализе опыта закупок других стран, в целях более эффективного расходования бюджетных средств. Методологическая основа: диалектический и логический, сравнительно-правовой методы исследования. Результаты: проанализирован уровень электронизации государственных закупок в России и мире. Выводы: использование электронных процедур позволит сделать процесс государственных закупок простым, понятным и легким в применении, и, в результате, быстрым и эффективным. Также цифровые технологии позволят расширить число организаций, желающих принять участие в закупочных процедурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC PUBLIC PROCUREMENT AS A WAY TO USE THE BUDGET EFFECTIVELY: GLOBAL EXPERIENCE

Background: one of the goals of the digital economy development in all countries of the world is the introduction of data processing technology using electronic technologies. The development of the digital economy has predetermined, among other things, new approaches to the regulation of public procurement. Traditional methods of conducting procurement procedures are increasingly fading into the background, giving way to electronic procurement procedures. Objective: to develop proposals for optimizing the public procurement process in Russia, based on the analysis of the experience of procurement in other countries, in order to more effectively spend budget funds. Methodology: dialectical and logical, comparative legal research methods. Results: the level of electronic public procurement in Russia and the world is analyzed. Conclusions: the use of electronic procedures will make the public procurement process simpler, easier to understand and use, and as a result, faster and more efficient. Digital technologies will also make the procurement system more efficient and effective, and expand the number of organizations willing to participate in procurement procedures.

Текст научной работы на тему «Электронные государственные закупки как способ эффективного использования бюджета: мировой опыт»

DOI 10.24411/2227-7315-2020-10080

УДК 347.45.47

М.В. Шмелева

ЭЛЕКТРОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТА: МИРОВОЙ ОПЫТ*

Введение: одной из целей цифрового развития экономики всех стран мира выступает внедрение технологии обработки данных с помощью электронных технологий. Развитие цифровой экономики предопределило, в т.ч. новые подходы к регулированию государственных закупок. Традиционные способы проведения закупочных процедур все больше отходят на второй план, уступая место электронным закупочным процедурам. Цель: выработать предложения по оптимизации процесса государственных закупок в России, основываясь на анализе опыта закупок других стран, в целях более эффективного расходования бюджетных средств. Методологическая основа: диалектический и логический, сравнительно-правовой методы исследования. Результаты: проанализирован уровень электронизации государственных закупок в России и мире. Выводы: использование электронных процедур позволит сделать процесс государственных закупок простым, понятным и легким в применении, и, в результате, быстрым и эффективным. Также цифровые технологии позволят расширить число организаций, желающих принять участие в закупочных процедурах.

Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, цифровизация закупок, финансы, бюджет, экономия бюджета.

M.V. Shmeleva

ELECTRONIC PUBLIC PROCUREMENT AS A WAY TO USE

THE BUDGET EFFECTIVELY: GLOBAL EXPERIENCE

Background: one of the goals of the digital economy development in all countries of the world is the introduction of data processing technology using electronic technologies. The development of the digital economy has predetermined, among other things, new approaches to the regulation of public procurement. Traditional methods of conducting procurement procedures are increasingly fading into the background, giving way to electronic procurement procedures. Objective: to develop proposals for optimizing the public procurement process in Russia, based on the analysis of the experience of procurement in other countries, in order to more effectively spend budget funds. Methodology: dialectical and logical, comparative legal research methods. Results: the level of electronic public procurement in Russia and the world is analyzed. Conclusions: the use of electronic procedures will make the public

© Шмелева Марина Владимировна, 2020 2

Кандидат юридических наук, докторант, доцент кафедры гражданского права (Саратовская государ- 03

ственная юридическая академия); e-mail: [email protected] °

© Shmeleva Marina Vladimirovna, 2020

Candidate of law, doctoral candidate, associate Professor, Civil law department (Saratov State Law Academy)

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-01100140 А «Внедрение современных гражданско-правовых механизмов в сферу государственных закупок как системы мер обеспечения эффективного и результативного использования бюджетных средств, а также создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере», 2020-2022 гг. 151

procurement process simpler, easier to understand and use, and as a result, faster and more efficient. Digital technologies will also make the procurement system more efficient and effective, and expand the number of organizations willing to participate in procurement procedures.

Key-words: public procurement, contract system, digitalization of purchases, finance, budget, budget savings.

Применение цифровых технологий в государственных закупках становится основой эффективности расходования бюджетных средств. Кроме того, технологии позволяют обеспечить соблюдение закона и осуществлять мониторинг за деятельностью заказчиков путем обеспечения открытости закупочной деятельности. В частности, электронные закупки снижают стоимость приобретаемых товаров (услуг, работ) и сокращают временные издержки посредством автоматизации и стандартизации закупочных процессов и обеспечения прозрачности и подотчетности деятельности государственных заказчиков.

Признавая преимущества электронных закупок, есть основания полагать, что каждый процесс закупки в рамках государственного заказа нуждается в оцифровке на каждом из шести этапов: этап планирования закупок; этап подготовки и разработки закупочной документации (включая выбор способа закупки) и проекта государственного контракта (в отдельных случаях — гражданско-правового договора); этап проведения закупки; этап заключения государственного контракта (в отдельных случаях — гражданско-правового договора); этап исполнения государственного контракта (в отдельных случаях — гражданско-правового договора); этап сдачи отчетности по закупочной деятельности1.

Таким образом, «цикл государственных закупок» означает последовательную разнообразную деятельность заказчиков, начиная с оценки потребностей и заканчивая выбором победителя, оплаты контракта и осуществления контроля за его исполнением, а также любой последующий мониторинг или аудит.

В настоящее время в России оцифрованы: этап проведения закупки и этап заключения государственного контракта, а также, отчасти, этап планирования закупок и этап сдачи отчетности по закупочной деятельности.

Все современные государства либо стремятся перейти на онлайн-закупки, либо уже активно применяют электронные закупочные процедуры.

Система государственных закупок большинства стран мира строится на центральной веб-платформе управления закупочными процессами по аналогии с Единой информационной системой России. Такие системы позволяют управлять всеми многоэтапными рабочими процессами, включая сбор информации, настройку внутренних проверок, прием заявок от участников закупки.

Каждая из исследованных нами стран обладает электронной системой, на которой государственные организации осуществляют закупку необходимых товаров (работ, услуг). При этом функциональные возможности информационных систем разных стран варьируются.

1 См.: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 27 июня 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652; 2019. 152 № 26, ст. 3318.

В большинстве стран электронная система государственных закупок в ряде случаев используется для публикации и хранения информация о проводимых закупочных процедурах, за исключением Швеции. Все страны в рамках ОЭСР (29 стран) объявляют о проведении закупки и размещают информацию о присуждении контрактов в своих национальных информационных системах электронных закупок [1].

Закупочная документация также размещается на сайтах национальных центральных информационных систем электронных закупок в почти всех странах ОЭСР (в 26-ти странах), за исключением Дании, Польши, Швеции и Соединенного Королевства, где такие документы предоставляются в электронных закупочных системах или на веб-сайтах конкретных закупающих организаций. Примерно в половине стран ОЭСР (15 стран), заказчики на муниципальном и региональном уровнях также используют центральные системы электронных закупок.

В частности, только национальные центральные платформы электронных закупок 21 страны обеспечивают электронную подачу заявок, но меньшее количество стран осуществляют это исключительно в отношении электронных реверсивных аукционов (11 стран), в отношении электронного представления счетов-фактур (только 10 стран) и в части функционирования онлайн-каталога товаров (услуг, работ) (только 11 стран). Планы по развитию функциональности действующих информационных закупочных систем разработаны в ряде стран ОЭСР. Например, в предстоящие годы в Израиле, Канаде и Словении планируется внедрение электронной подачи заявок. Европейская комиссия разработала инициативы в поддержку перехода к системам электронных закупок, охватывающие весь цикл проведения государственных закупок, в т.ч. обязательную | электронную подачу заявок в странах-членах ЕС к 2020 г. и

Интеграция систем электронных закупок в другие системы электронного а правительства пока не является общепринятой практикой в странах ОЭСР [2, о p. 97]. Между тем очевидно, что интеграция системы государственных закупок О в систему общего управления государственными финансами и в процессы бюд- О

п

жетирования имеют высокий потенциал, позволяющий обеспечить государствам а

наиболее эффективное использование государственных ресурсов посредством в

|

улучшения передачи информации, использования стандартизации и автомати- О зации, а также помогает повысить подотчетность государственных организаций. ю

Системы электронных закупок, в свою очередь также поддерживают и облегчают |

работу других информационных систем электронного правительства, связанных К

с публичными закупками. а

В странах ОЭСР наиболее распространены системы электронных закупок, |

которые зачастую интегрируются с реестрами организаций (8 стран), с налого- |

выми реестрами (7 стран), системами бюджетирования (6 стран) и базами данных №

социального обеспечения (6 стран). К таким странам относятся: Австралия, 1

Бельгия, Чили, Эстония, Греция, Израиль, Италия, Япония, Корея, Латвия, )

Словения и Турция. 0

В нескольких странах интеграция электронных закупок с другими электронными государственными системами выступает частью повестки дня правительства, например в Финляндии и Польше.

Страны расширяют свои системы электронных закупок за счет внедрения дополнительных функциональных возможностей на платформе и интеграции

системы закупок с другими технологиями электронного правительства для даль- 153

нейшего использования преимуществ цифровизации всего цикла осуществления государственных закупок. Однако только 10 стран ОЭСР (33%), включая Эстонию, Финляндию, Корею и Португалию, определяют эффективность закупочной процедуры путем использования самой системы, используя ее возможности, например, эффективность, экономию времени и сокращение трансакционных издержек [3, p. 90].

Следует полагать, что в настоящее время электронные закупки предполагают интеграцию цифровых технологий в закупочный процесс с целью полной или частичной замены бумажных закупочных процедур. При этом цифровизация государственных закупок это не просто вопрос приобретения самых передовых технологий. Она также требует изменения инструментов и способов закупок, которые позволили бы государству осуществлять взаимодействие с новыми технологиями, а также эффективно и быстро интегрировать их в практическую действительность.

В силу своих масштабов, расходы на государственные закупки существенно влияют на финансовую стабильность государства. Эффективные государственные закупки способны повысить благосостояние населения за счет снижения издержек при приобретении необходимых товаров (услуг, работ) и за счет поддержания малого и среднего бизнеса государством, путем закупки товаров (услуг).

На основании проведенного сравнительно-правового анализа считаем что в России необходимо совместить систему закупок с другими технологиями электронного правительства, в первую очередь с системой электронного бюджета.

Библиографический список

1. OECD (2017), «E-procurement», in Government at a Glance 2017, OECD Publishing, Paris.

2. Arrowsmith S. (2008). EC Regime on Public Procurement. In K. V. Thai (Ed.), International handbook of public procurement (p. 252-284). CRC Press.

3. Alexander Rhode. Public Procurement in the European Union How Contracting Authorities Can Improve Their Procurement Performance in Tenders. Dissertation Universität Potsdam, 2019. 279 p.

References

1. OECD (2017), «E-procurement», in Government at a Glance 2017, OECD Publishing, Paris.

2. Arrowsmith S. (2008). EC Regime on Public Procurement. In K. V. Thai (Ed.), International handbook of public procurement (p. 252-284). CRC Press.

3. Alexander Rhode. Public Procurement in the European Union How Contracting Authorities Can Improve Their Procurement Performance in Tenders. Dissertation Universität Potsdam, 2019. 279 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.