Научная статья на тему 'Электронное учебное пособие по грамматике английского языка для бакалавров как средство формирования информационной культуры'

Электронное учебное пособие по грамматике английского языка для бакалавров как средство формирования информационной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежова С.А.

В связи с переходом на трёхуровневую систему образования подчёркивается важность использования новых форм и методов обучения. Статья посвящена разработке учебного пособия по грамматике английского языка для бакалавров технических направлений и созданию электронного учебного пособия, способствующего совершенствованию навыков самостоятельной работы студентов и становлению информационной культуры обучаемых в современном обществе. Отмечаются преимущества использования электронного пособия в процессе обучения. Особое внимание уделяется структуре электронного учебного пособия и требованиям при его разработке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронное учебное пособие по грамматике английского языка для бакалавров как средство формирования информационной культуры»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

[у] - верхнего подъема заднего ряда; [о] - среднего подъема заднего ряда.

Особенностью системы гласных закатальского диалекта является наличие в ее составе открытого гласного переднего ряда нижнего подъема [аь]. Данный звук характерен следующим говорам: катехскому, мацехскому, кабахчельскому, белоканскому. Встречается в ауслате, т.е. звук конечного слога слова или основы (в вопросительных глагольных формах), например: хъаллаь «написал?», гьубуллаь «сделал?», везилаь «придешь?» и т.д.

Звук [аь] встречается также в большом количестве заимствованных слов из азербайджанского языка, с которым закатальский диалект контактирует непосредственно. Примеры: даьра «долина», даьрд «горе, печаль» и т.д.

Достаточно большое количество имен существительных в говорах диалекта, которым характерен специфический звук [аь]. Примеры: гадаьг «буйволенок», к1ат1аьли «платок», каллаь «голова, темя», к1аьмах1 «лист» и др.

Как было отмечено выше не во всех говорах закатальского диалекта встречается специфический звук [аь]. Так, чарскому, кебельубинскому, тальскому, динчинскому говорам характерен гласный [э] - заднее-среднего ряда нижнего подъема, который встречается чаще всего в конце глагольных форм, например: хъаллэ «написал?», хъаллэ «написал», ц1алилэ «прочитал?», ц1алилэ «прочитал». Звук [э] спорадически встречается и в указательных местоимениях говора: эй «эта», дэй «та», «этот».

Следует также отметить, что в закатальском диалекте отсутствует характерное многим диалектам и говорам аварского языка противопоставление гласных по долготе и краткости, а также наличие назализованных гласных.

Как долгие, так и назализованные гласные, характерные многим диалектам и говорам аварского языка. Однако это явление в закатальском диалекте, на наш взгляд, имеет остаточный признак так как встречается в нескольких примерах чарского говора, характеризующего возглас для понукания осла. Список использованной литература:

1. Асланов А.М. Взаимодействие азербайджанского языка с другими языками на территории Азербайджанской СССР. Баку 1982 г.

2. Атаев Б.М. История изучения аварского языка. Махачкала 1997 г.

3. Бокарев Е.А. Сравнительно историческая фонетика кавказских языков. Махачкала 1981 г.

4. Дибиров И.А. Некоторые особенности дагестанских языков Алазанской долины. Махачкала 2000 г.

©И.А.Дибиров

УДК 811.11

С.А. Ежова

Старший преподаватель Факультет экономики и управления ФГБОУ ВПО Ивановский государственный энергетический университет

имени В.И. Ленина, г. Иваново, РФ

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ БАКАЛАВРОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В связи с переходом на трёхуровневую систему образования подчёркивается важность использования новых форм и методов обучения. Статья посвящена разработке учебного пособия по грамматике английского языка для бакалавров технических направлений и созданию электронного учебного пособия, способствующего совершенствованию навыков самостоятельной работы студентов и становлению

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

информационной культуры обучаемых в современном обществе. Отмечаются преимущества использования электронного пособия в процессе обучения. Особое внимание уделяется структуре электронного учебного пособия и требованиям при его разработке.

Ключевые слова

Электронное учебное пособие, грамматика английского языка, бакалавры технических направлений,

новые методы и технологии обучения, информационное общество, информационная культура,

самостоятельная работа.

Система высшего профессионального образования в современном обществе предполагает подготовку квалифицированных специалистов с высоким уровнем знаний, способствующих становлению информационного общества.

Изучение иностранного языка является составляющей частью профессиональной подготовки специалистов любого профиля в вузе. Полагают, что переход университетского образования на трёхуровневую систему (бакалавриат, магистратура, аспирантура) реализует компетентностный подход к образованию [1, с. 326]. Обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов [2, с. 4]. Поэтому необходимо создать соответствующие условия для развития данных компетенций, что предусматривает изменение содержания и методов обучения и требует отражения этого процесса в учебной литературе.

В настоящее время в вузах большое внимание уделяется методической работе, направленной на совершенствование методики преподавания и использование современных эффективных форм организации обучения иностранным языкам в связи с изменившимися условиями, а также на поиск оптимального сочетания учебно-методических и технических средств обучения в учебном процессе.

Объем обязательной дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе незначителен, в нашем университете он составляет в среднем лишь 108 академических часов для бакалавров. Следовательно, в данных условиях необходимо обновить учебно-методическую литературу и использовать такие методы и технологии, применение которых позволит рационально использовать аудиторные часы и время, выделяемое на самостоятельную работу студентов.

На основе анализа программ обучения разрабатывается учебное пособие по грамматике для студентов-бакалавров технических направлений, для того, чтобы эффективно осветить основные грамматические темы в рамках отведённого времени. Создание учебного пособия продиктовано необходимостью максимально оптимизировать учебный процесс, уделяя внимание самым важным явлениям, необходимым для развития и совершенствования навыков профессиональной компетенции на данном этапе обучения.

В настоящее время идет активный процесс информатизации в области образования, который предполагает интенсивное внедрение и применение новых информационных технологий, которые могут быть полезны в формировании интеллектуально развитой личности, хорошо ориентирующейся в информационном пространстве. [3, с. 53].

Формирование и развитие информационной культуры студента нужно связать с гибкостью мышления, четким виденьем проблемной ситуации, умением быстро разрешить её и способностью мгновенно активизировать в памяти нужную информацию. Формировать информационную культуру значит показывать необходимость систематического самообразования и развивать те навыки и умения, которые для этого требуется. [4, с. 105].

Информатизация образования предусматривает разработку новых технологий с использованием технических средств обучения, в том числе и создание электронных учебных пособий. На современном этапе развития образования внедрение в образовательный процесс электронных образовательных ресурсов является одним из способов активизации учебной деятельности обучаемых. Электронные учебные пособия предполагают новую нетрадиционную форму обучения, которая способствует становлению информационной культуры обучаемых и совершенствованию владения компьютерными технологиями.

В связи с этим планируется создание электронного учебного пособия по грамматике, которое направлено на развитие способности студентов к самостоятельному изучению иностранного языка.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

Технические возможности персонального компьютера открывают новые перспективы, так как позволяют: 1) проводить практические занятия в форме самостоятельной работы; 2) быстро и эффективно контролировать знания обучаемых. Можно говорить о переходе на такую форму обучения, где акцент смещается с лидирующей роли преподавателя на самостоятельную работу студента в процессе познавательной деятельности. Это делает возможным овладение практическими навыками при координирующих, контролирующих функциях преподавателя.

Необходимо отметить, что использование электронных учебных пособий позволяет: 1) повысить наглядность учебного материала, 2) сочетать теоретические знания с практическими навыками в удобном формате, 3) индивидуализировать обучение. В таком достаточно сложном разделе изучения языка как грамматика, не все студенты усваивают материал одинаково. Компьютер дает возможность каждому индивидуально поработать над теми или иными грамматическими структурами в своём темпе, выяснить ошибки и при необходимости вернуться к изучению тех или иных правил снова.

Структура электронного учебного пособия должна четко определять последовательность изучаемого материала. Поэтому любое пособие должно включать в себя следующие обязательные компоненты: теоретическая часть, практическая часть, контрольные задания. При этом оно должно отвечать следующим требованиям: 1) четкая структуризация предметного материала; 2) наличие рекомендаций по изучению дисциплины; 3) компактность представленного информационного материала; 4) включение текущего и промежуточного контроля знаний. [5, с. 295]. В связи с этим материал учебного пособия по грамматике разбит на части и тематические разделы, содержащие теоретическую часть, упражнения, составленные в чётком соответствии с изложенным материалом, учитывая последовательность введения тем и правил в теоретической части и контрольные задания в конце каждого раздела и каждой части. В работе также представлены тестовые задания по рейтинговой системе промежуточного контроля знаний, включая 4 контрольных точки в течение учебного года.

Электронный вид учебного пособия предпочтителен в связи с особым интересом студентов к компьютерным технологиям и осознанием их значимости и удобства использования в современных условиях образовательной и профессиональной деятельности. [6, с. 39]. Использование компьютера для обучения пробуждает интерес к самому процессу обучения и создает дополнительную мотивацию для работы, что способствует развитию поисковой деятельности обучаемых, повышению их познавательного интереса. [7, с. 305]. Нельзя не отметить тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить учебный процесс и делают его более интересным и привлекательным.

В заключение следует подчеркнуть, что создание электронного учебного пособия по грамматике для бакалавров способствует формированию информационной культуры студентов, что так важно в современном обществе. При использовании электронных учебных пособий формируются навыки абстрактно - логического мышления, необходимых молодым людям в работе с информационными технологиями для решения сложных задач в стремительно развивающемся мире. Кроме того, умение учиться всегда было наиболее важным качеством. Электронный учебник дает возможность развивать навыки самообразования, что в современных быстро изменяющихся условиях крайне необходимо.

Следующим этапом работы нам представляется апробация учебного пособия с целью выяснения достаточности объема грамматического материала, понятности его изложения и количества тренировочных упражнений для закрепления изученного материала и внедрение электронного учебного пособия в образовательный процесс с последующим анализом результатов.

Список использованной литературы:

1. Журбенко Л.Н., Никонова Г.А., Никонова Н.В., Нуриева С.Н. Учебник для подготовки бакалавров в национальном исследовательском университете.//Образовательные технологии и общество. - Выпуск №4/том 13 - Казанский государственный технологический университет, 2010. - с. 326.

2. Тер-Минасова С.Г., Соловова Е.Н. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык». - М., 2009. -с. 5.

3. Насретдинова Р.Р. Образовательные технологии на занятии по иностранному языку.//Тезисы выступлений участников межвузовского Круглого стола: Преподавание иностранных языков в неязыковом вузе: переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования. - Оренбург, 2014. - с. 53.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

4. Герова Н.В. Общая характеристика модуля дисциплин "Информатика и ИКТ" по направлению "Образование" в рамках двухуровневой системы образования.//Российский научный журнал. Выпуск .№17. -2010. - с. 105.

5. Камалеева А.Р. Из опыта создания электронного учебного пособия по курсу «Современные средства оценивания результатов обучения»//Образовательные технологии и общество. - Казань, 2010. - 1. - с. 295.

6. Косарева С.А. Опыт организации проектной деятельности студентов при разработке электронного учебного пособия для направлений «Туризм» и «Сервис»//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Выпуск № 1 (86). - 2014 - с. 39.

7. Денисенко В.И. Электронное учебное пособие как эффективное средство интерактивного обучения теории изобразительной деятельности//Теория и практика общественного развития. Выпуск № 2. - 2010. - с. 305.

© С.А. Ежова, 2015

УДК 81 -.11

Г.Ф. Коваленко

К. фил. н., доцент Социально-гуманитарный факультет Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Российская Федерация

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ТЕРМИНА «ЭКСПРЕССИВНОСТЬ»

Аннотация

Статья посвящена когнитивному подходу к изучению термина «экспрессивность». Такой подход позволяет более детально охарактеризовать структуру знания, представленную данным термином и более полно понять его функции. Концепт ЭКСПРЕССИВНОСТЬ исследуется на материале текстовых фрагментов научного дискурса.

Ключевые слова

Термин, экспрессивность, научный дискурс, экспрессивные средства, стилистические приемы,

концепт, фрейм.

В современном мире динамично развивающихся технологий и инноваций возрастает интерес исследователей к соотношению языковых (терминологических) и когнитивных структур (структур знания и сознания). Изучением процесса познания и вербализации знания в языке занимается когнитивная лингвистика, являющаяся «интегративным направлением в языкознании и представляющая собой концепцию когнитивной обусловленности языковых единиц и структур» [6, с. 99].

Термины - неотъемлемая часть языка профессиональной деятельности и связанного с ней профессионального мышления. Как отмечает Е.И. Головина, «термин является вербализованным результатом профессионального мышления, значимым лингвокогнитивным средством ориентации в профессиональной среде и важным элементом профессиональной коммуникации. В термине реализуются механизмы познания той или иной специальной области знаний или деятельности, в нем репрезентированы структуры специального знания, которые служат отправной точкой в осмыслении профессионального пространства и способствуют оптимизации организации деятельности специалистов» [7, с. 51-52]. Однако термины фиксируют не всю информацию, связанную с обозначаемым объектом, фокусируя внимание лишь на определенных деталях, что доказывает необходимость рассмотрения терминов как механизмов передачи смыслов, то есть их исследование в когнитивном аспекте.

Среди единиц языка профессиональной коммуникации лингвистов, репрезентирующих ту область человеческого знания и деятельности, которая связана с языком и речью, внимание многих лингвистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.