ЭЛЕКТРОННОЕ ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
ТИТОВСКАЯ Анастасия Владимировна
Аннотация: статья посвящена изучению проблемы обеспечения принципа тайного голосования в процессе использования электронного голосования на выборах. Раскрывается сама суть данного способа голосования, предлагаются пути разрешения некоторых проблем.
Annotation: the given work is devoted to studying of a problem of maintenance of a principle of ballot during use of electronic voting on elections. The essence of the given way of voting reveals. Also ways ofpermit of some problems are offered.
Ключевые слова: выборы, тайное голосование, электронное голосование.
Key words: elections, ballot, electronic voting.
В Древней Греции, Египте, Риме для голосования использовали керамические таблички, затем появились бумажные бюллетени, а сейчас внедряется автоматизированный подсчет голосов.
В настоящее время в мире применяются различные системы электронного голосования. К ним относятся: 1) система голосования перфокартами; 2) система оптической нумериза-ции; 3) система прямого электронного регистрирования; 4) Интернет.
Само понятие «электронное голосования» включает в себя следующее: 1) процесс подсчета голосов электронными средствами (автоматические ящики для голосования, которые сканируют бюллетень); 2) процесс подачи голоса с использованием новых телекоммуникационных средств (голосование посредством мобильной связи или Интернет).
Системы электронного голосования имеют свои недостатки и достоинства, которые необходимо учитывать при введении в той или иной стране.
Впервые системы электронного голосования появились в 1960 году с появлением систем с перфокартами. Перфокарты и компьютеры для подсчета голосов впервые были использованы в двух графствах Джорджии в США на первичных президентских выборах в 1964 году.
В настоящее время ряд стран, такие как Великобритания, США, Эстония, Франция, Голландия, Швейцария применяют технологию интернет-голосования на выборах различных уровней. Первым государством, использовавшим данную систему в государственных выборах в 2000 году, стали США. Но всякий раз они ищут новые пути по усовершенствова-
нию данной системы и каждый раз приходят к различным результатам. Так, например, американцы в последнее время перестали доверять Интернету из-за множества технических ошибок, допущенных при голосовании. И американский эксперт в области информационной безопасности Брюс Шнейер подметил, что «создание защищенной системы голосования, основанной на Интернете, является очень сложной проблемой, более сложной, чем все другие проблемы информационной безопасности, ...риски для демократии являются слишком огромными, чтобы ее использовать»1.
А в Бразилии электронная система зарекомендовала себя с хорошей стороны, то есть благодаря модернизованной системе электронного голосования возникла возможность снижения показателя вероятности ошибки до 0,2 %.
В Ирландии электронное голосование стали вводить в 2002 году, но впоследствии после получения в 2003 году негативного отзыва Комиссии по электронному голосованию правительство приняло решение о приостановлении этого эксперимента.
В ФРГ первые машины для голосования были использованы в 1999 году на выборах в Европарламент. Однако чуть позже Конституционный Суд ФРГ признал, что электронное голосование не отвечает принципам транспа-рантных выборов, он признал, что немецкие граждане должны будут голосовать традиционным способом - посредством бюллетеней. Также суд признал, что использование на всеобщих выборах в 2005 году электронных ма-
1 Дурнова И.А. Зарубежный опыт проведения интернет-
выборов и проблемы для России // Информационное право. 2007. № 2. С. 28.
шин для голосования, изготовленных в Нидерландах, противоречит немецкому законодательству. Эти аппараты не могли гарантировать осуществление общего контроля над голосами. Но это касается лишь указанного поколения машин.
Электронные машины, конечно же, несовершенны, а компьютерные вирусы и проблемы с настройкой затрудняют их эксплуатацию. В 2002 году Тэд Селкер протестировал одно из электронных устройств, и в ходе проверки выяснилось, что 10 % избирателей штата Нью-Мексико заполнили бюллетени неправильно. Еще один недостаток исследуемого оборудования был тот, что данное устройство возможно было отключить при подсчете избирателей2.
Россия же активно осваивает информационные технологии при проведении и организации выборов. За последние годы выборы в РФ стали более современным процессом, и мы находимся в числе государств, которые заинтересованы в развитии электронного голосования.
Автоматизация избирательных процессов в РФ началась еще с 1994 года, когда разрабатывалась Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее - ГАС «Выборы»), а эксплуатация -в 2000 году. В 2001 году были также созданы сканеры обработки избирательных бюллетеней, а в 2003 году комплексы обработки избирательных бюллетеней (далее - КОИБ). Первые экспериментальные «сканеры избирательных бюллетеней» были широко применены в Омской области на выборах губернатора в 2004 году в количестве 800 штук. В 2005 году была изготовлена партия комплексов для электронного голосования (далее - КЭГ), в которых реализована технология «безбумажного» голосования. В 2007-2008 годах в ходе парламентских и президентских выборов на 21 избирательном участке в пяти субъектах России: Великом Новгороде, Орле, Саратове, Суздале, Рязани - было использование КЭГ. В октябре 2008 года в г. Новомосковске впервые был проведен эксперимент по электронному голосованию. После обычных выборов избирателям по желанию предлагался специальный диск, и они могли в любом месте, где есть выход в Интернет, отдать свой голос. Данный эксперимент показал положительные
результаты: при сравнении результатов данные совпали с высокой степенью. 4 декабря 2011 года в Республике Татарстан 5 % избирательных участков были оборудованы комплексами электронного голосования3. И по данным Центральной избирательной комиссии к 2015 году планируется достигнуть 100 % оснащенности современными программно-техническими средствами избирательных участков по всей стране.
Что же касается проведения электронных выборов посредством сети Интернет, то в данных условиях принципы избирательного права приобретают совершенно иную окраску, чем при проведении традиционного голосования. И поэтому соблюдение принципа тайного голосования становится практически невозможным. Существующие технологии фактически не обеспечивают анонимность, так как невозможно исключить хранение уникальных ключей голосовавших в базе данных на сервере, потому что это может повлечь возможность повторного голосования одним и тем же лицом. Здесь сразу же возникает еще один вопрос: каким же образом будет устанавливаться подлинность избирателя при регистрации. Один из самых надежных способов - это постоянное и повсеместное применение электронно-цифровых подписей, но на сегодняшний момент это является невозможным для многих стран. В мире пока лишь одна страна, в которой граждане отдают свой голос через Интернет - это Эстония, с помощью электронных удостоверений личности - это пластиковые карты со встроенным микрочипом, на котором хранится индивидуальный номер (цифровая подпись). Но опять же, в Эстонии численность населения составляет 1,340 млн, а в Российской Федерации - 142,9 млн человек. И мы считаем, что для России это будет затратной идеей. А если обойтись только получением избирателем ключа электронной цифровой подписи для доступа на сервер для голосования, то это имеет тоже свои минусы. Временный промежуток между выборами может быть различным. Длительный период снижает надежность этих ключей, так как они могут быть похищены либо в базе данных избирательной комиссии, либо у самого избирателя. А если выдавать данные ключи накануне выборов, то тогда пропадает основное преимущество ин-
2 Селкер Т. Электронное голосование // В мире наук. 2005. Янв. С. 62.
3 Чуров В. Цель - модернизация избирательной системы // Журн. о выборах. 2011. № 3. С. 3.
тернет-выборов - удобство, так как за день до голосования избиратель все равно должен посетить избирательный участок для регистрации и получения ключа. Значит, для того чтобы действительно в какой-то мере обеспечить тайность голосования - это наличие электронных удостоверений.
В 1983 году Кен Томсон сообщил, что при использовании электронной техники для проведения выборов можно изменить результаты голосования4, то есть в программное обеспечение может быть введен специальный код, активизирующийся в день выборов и фальсифицирующий результаты голосования. И поэтому сотрудниками Массачусетского технологического института была создана программа «Безопасные выборы», которая воплотила в себе все основные требования по защите данных.
Как известно из практики, при проведении федеральных выборов 2003-2004 годов на интернет-портал ГАС «Выборы» было совершено 1 800 атак (из них 20 % из-за рубежа)5, но по словам прежнего Председателя Центральной избирательной комиссии А.А. Вешнякова, они были успешно отражены. Однако данный опыт показывает, что атака со стороны различных хакеров не исключается, и это может повлиять на итоги голосования.
Конечно, в процессе информатизации общества, возможно, данный вид голосования обеспечит доверие граждан к государственной власти. Интернет-выборы значительно увеличат явку молодежи, так как наиболее активными пользователями Интернет, как правило, являются люди в возрасте до 35 лет. И соответ-
ственно увеличится участие молодых людей в политической жизни страны. Ведь, как говорил известный государственный деятель, оратор, выдающийся юрист Марк Туллий Цицерон, «Народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой в вопросах права и общностью интересов»6. Следовательно, в основе демократической власти лежит легитимность, которая выступает как источник ее авторитета и уважения, добровольного подчинения. Чем выше уровень легитимации государственной власти, тем шире возможности руководства с минимальными «силовыми» издержками и затратами «управленческой энергии» и с большей свободой регулировать общественные процессы.
Введение электронного голосования представляет собой не простую замену классических урн и бюллетеней. Развитие систем электронного голосования является многоэтапным и сложным процессом. Поэтому как законодателю, так и ученым, в первую очередь необходимо обратить внимание на безопасность данных, на борьбу со сбоями в системе. А безопасность программного обеспечения определяется различными протоколами и уровнем шифрования информации. Для того чтобы точно быть уверенным в высокой степени защиты, необходимо несколько раз проверить оборудование. В связи с этим необходим более жесткий контроль обработки, передачи и хранения информации, для обеспечения реализации принципов избирательного права.
Селкер Т. Электронное голосование. С. 64.
5 Вешняков А.А. Общая характеристика гарантий обеспе-
чения избирательных прав граждан с использованием Г АС «Выборы» // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 8.
Лазарев В.В. Общая теория права и государства. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юристь, 1996. 472 с. С. 376.