Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ КАК ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ КАК ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
194
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРАВОСУДИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ELECTRONIC JUSTICE / IMPROVING THE QUALITY OF JUSTICE / IMPROVEMENT / MODERN TECHNOLOGIES / ELECTRONIC DOCUMENT MANAGEMENT / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Модина А. А., Лошкарев А. В.

В работе рассматривается система электронного правосудия в Российской Федерации, её актуальность использования в современном мире. Указывается нормативная правовая база, регулирующая создание и функционирование как электронного правосудия отдельно, так и цифровой экономики в целом. Определяются необходимые процессы по совершенствованию системы электронного правосудия. Описываются главные цифровые нововведения в судебной системе. Определяются электронное правосудие как помощника ведения предпринимательства разного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTICE AS A SUPPORT FOR ENTREPRENEURSHIP

The paper considers the e-justice system in the Russian Federation and its relevance in the modern world. The regulatory framework regulating the creation and functioning of both e-justice separately and the digital economy as a whole is indicated. The necessary processes for improving the e-justice system are identified. The main digital innovations in the judicial system are described. Electronic justice is defined as an assistant for conducting business at different levels.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ КАК ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ КАК ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

А.А. Модина, магистрант

А.В. Лошкарев, канд. юрид. наук, доцент

Самарский государственный экономический университет

(Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11192

Аннотация. В работе рассматривается система электронного правосудия в Российской Федерации, её актуальность использования в современном мире. Указывается нормативная правовая база, регулирующая создание и функционирование как электронного правосудия отдельно, так и цифровой экономики в целом. Определяются необходимые процессы по совершенствованию системы электронного правосудия. Описываются главные цифровые нововведения в судебной системе. Определяются электронное правосудие как помощника ведения предпринимательства разного уровня.

Ключевые слова: электронное правосудие, повышение качества правосудия, совершенствование, современные технологии, электронный документооборот, предпринимательство.

Электронный документооборот, онлайн встречи, онлайн конференции, электронные подписи и многие другие понятия, которые уже давно знакомы каждому человеку в современном обществе. Мы больше не можем представить свою жизнь без интернета, гаджетов и иных продуктов цифровых технологий, которые заметно упрощают нашу жизнь. Все сферы нашей жизни компьютеризируются. Данные технологии уже давно используются, в том числе и в предпринимательстве. С чего же зарождался данный процесс в бизнесе, кто поддержал идею электронного документооборота и многие другие вопросы рассмотрим в данной статье.

В течение последних лет разнообразные юридические значимые действия в сфере предпринимательства совершаются (или могут совершаться) в электронном виде с использованием электронных документов, что позволяет повысить оперативность, комфортность и прозрачность ведения бизнеса. Применение эффективного, высокотехнологичного и производительного документооборота также в судебной системе напрямую связано с ее результативностью, гарантиями доступа предпринимателей к правосудию и обеспечением максимальной открытости судопроизводства.

С учетом данной направленности субъекты предпринимательства, представители крупного, среднего и малого бизнеса указали на потребность разработки правовых условий внедрения электронного документооборота во всех сферах российской экономики как одно из важнейших направлений модернизации государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые были зафиксированы в Плане мероприятий «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса», утв. распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 953-р.

Предложенная предпринимательским сообществом программа совершенствования правовых условий для электронного документооборота указывала на необходимость законодательных новаций, предусматривающих:

- отмену ограничений на использование электронных документов при взаимодействии предпринимателей и органов государственной власти;

- обязательную альтернативность использования электронных документов или документов на бумажном носителе (при наличии технической возможности);

- расширение возможностей для электронного правосудия, и ряда других [1].

Возникает вопрос о том, каким образом электронное правосудие может помочь

предпринимательству, какие нововведения были созданы для поддержки малого, среднего и крупного бизнеса.

Первым шагом к введению электронного правосудия стало принятие и поэтапная реализация федеральных целевых программ: «Электронная Россия (2002-2010)» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65); Программы по Развитию судебной системы России на 2002-2006 годы и на 2007-2012 годы (утвержденные постановлениями Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 и от 21 сентября 2006 года № 583, соответственно). К задачам указанных программ можно отнести следующее:

- реализация судебной реформы;

- повышение эффективности деятельности судебной власти в Российской Федерации;

- создание оптимального организационно-правового и материально-технического обеспечения судебной системы в Российской Федерации [2].

Данные программы привели к принятию документов, как федерального уровня, так и отдельно внутри судебной системы, а именно Федерального закона от 23 июня 2016 г. №220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» и принятых в целях реализации данного Закона таких нормативных правовых актах, как Порядок подачи в Верховный Суд РФ документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа и Порядок подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронной форме, в том числе в форме электронного документа.

Данные акты привели к возможности подачи искового заявления в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В связи с появлением соответствующих предложений не смогли остаться в стороне органы государственной власти, и пред-

приняли ряд важных шагов в данном направлении.

Президент РФ одним из первых поддержал идею внедрения цифровых технологий во все сферы жизни общества для эффективного взаимодействия государства, граждан, предпринимательства, образования. Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 была утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Данный документ предусматривает формирование информационного пространства путем развития науки, просветительских проектов, создания взаимосвязанных знаний и представлений, обеспечения безопасной среды для детей, поддержки традиционных форм распространения знаний. Также документ предусматривает обширную программу развития информационной и коммуникационной структуры Российской Федерации [3].

В целях реализации Стратегии Постановлением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р была принята Программа, направленная на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение уровня и качества жизни граждан нашего государства путем повышения доступности и качества товаров и услуг, которые произведены в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.

Данные нормативные правовые акты стали основополагающими для развития как отдельно электронного правосудия, так и цифровой экономики в целом.

Как указал в своем Послании Президент Российской Федерации 01 марта 2018 г. «В мире сегодня накапливается громадный технологический потенциал, который позволяет совершить настоящий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управления... С помощью передовых телекоммуникаций мы от-

кроем нашим гражданам все возможности цифрового мира».

Результатом всех вышеуказанных и иных актов стало появление концепции «электронного судопроизводства».

Введение «электронного обеспечения правосудия» подразумевает процесс информатизации судов, то есть широкого внедрения и использования информационных технологий внутри системы, и во взаимоотношениях с внешними субъектами, а также формирования правовой базы или принятия правовых норм, регулирующих процессуальные аспекты осуществления правосудия с помощью электронных средств [4].

Под электронным правосудием следует понимать целую систему разрешения споров, включающую такие элементы, как руководство процессом и судебным разбирательством, оборот судебных документов, доступ к судебной информации, судебные извещения, правовой поиск, внутренние судебные процедуры [5].

Актуальность развития «электронного правосудия» в информационном обществе и в стране может быть продемонстрирована существенными изменениями, связанными с внедрением технических средств в судебный процесс, что способствует реализации большинства функций судебной системы. Концепция электронного государства предполагает введение последовательного, простого и индивидуального способа предоставления услуг и информации населению - посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий, в частности Интернета [6].

Система электронного правосудия базируется на принципах открытости, обеспечения права на доступ к информации о деятельности судов, что позволяет без труда взаимодействовать с судами посредством электронного документооборота.

Первая технология, которая успешно используется российскими судами в течение многих лет, - это электронный документооборот. Первооткрывателями в данной сфере можно назвать арбитражные суды. Сторона процесса или третье лицо может разместить документы в электрон-

ном виде в арбитражном процессе вне зависимости от типа судопроизводства и инстанции. Такую возможность предоставляет сервис «Мой Арбитр». В настоящий момент активно развивается система документооборота судов общей юрисдикции ГАС «Правосудие».

Следующим важным нововведением для правосудия явилась возможность принимать участие в судебном заседании дистанционно с помощью видео-конференц-связи (ВКС). Подобная система существует не только в России, но и в других странах мира.

Данные нововведения в большей степени применяются арбитражными судами. Арбитражный суд - это государственный орган, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Именно в данный орган предприниматели и юридические органы обращаются за защитой своих экономических прав. Необходимо более конкретно рассмотреть каким образом электронные технологии применяются в данном суде, и какую поддержку оказывают субъектам бизнеса.

Указанные выше результаты информатизации упрощают процесс защиты интересов субъектов предпринимательства. Независимо от местонахождения юридического лица, стороне судебного процесса открываются возможности для быстрого доступа к правосудию из любой точки страны и даже мира. Директору или иному представителю организации, а также индивидуальному предпринимателю не придется тратить время на долгие переезды к месту рассмотрения дела, а также на подготовку и отправку огромного количества бумажных писем. Указанные лица могут посвятить освободившееся время ведению бизнеса.

Электронное судопроизводство и ведение судебного заседания с помощью ВКС позволят решить еще один вопрос, часто возникающий при заключении различных договоров субъектами предпринимательской деятельности. Ведение любого бизнеса влечет за собой определенные риски, что может привести к неисполнению возложенных договором и законодательством

обязательств. Возникающие споры могут быть рассмотрены только судами. В силу договорной подсудности у сторон договора появляется возможность указать конкретный суд, который будет компетентен на рассмотрение возникших из договора споров. И в этот момент возникают разногласия: какой выбрать суд, если лица находятся и ведут свое производство в разных областях страны? Разногласия по этому поводу могут быть устранены с помощью электронного правосудия, позволяющего участвовать в заседании из любой точки Российской Федерации. Как было указано выше директору или индивидуальному предпринимателю не придется задумываться о времени и расходах на переезды к месту рассмотрения дела, соответственно и суд можно будет выбрать любой.

Необходимо отметить еще одну положительную сторону электронного правосудия, а именно ускорение рассмотрения дел в арбитражных. Сервис «Мой арбитр» позволяет сторонам быстро и без лишних денежных затрат подать процессуальные документы в суд. Таким образом, документы поступят своевременно, и суду не придется откладывать судебное заседание. Указанные сервисы судов, в том числе дают возможность судам публиковать принятые ими судебные акты. Соответственно решения всегда находятся в открытом доступе не только для сторон судебного процесса, но и для третьих лиц, чьи интересы могут быть затронуты рассмотрением дела.

Отдельно стоит затронуть систему ви-део-конференц-связи. Система ВКС стала особенно популярна в 2020 году после введения в Российской Федерации карантинных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции. Ограничения по перелетам внутри страны, соблюдение режима самоизоляции в течение 14 дней привели к невозможности присутствовать в судебных заседаниях, проводимых в других субъектах РФ. Арбитражные суды, имея большой опыт и техническую возможность, удовлетворяли ходатайства

сторон о рассмотрении дел удаленно. Если обратиться к графику судебных заседаний с использованием видео-конференц-связи Арбитражного суда Поволжского округа можно увидеть, что количество проводимых заседаний с помощью ВКС увеличилось в два раза. Так в мае и июне 2019 г. было проведено дистанционно 156 заседаний, а за аналогичный период 2020 г. - 393 заседания. Информация о количестве заседаний получена с официального сайта Арбитражного суда Самарской области [7]. Таким образом, данная технология стала востребованной в настоящее время и должна развиваться и получать дополнительное финансирование для оснащения судов техническими средствами.

В настоящее время арбитражные суды стремятся предпринимать все необходимые действия для полноценного перехода к электронному правосудию, что будет являться огромной поддержкой для субъектов предпринимательства в сфере защите своих экономических прав и интересов. Арбитражный суд является основным органом для защиты экономических прав предпринимателей. Рассмотрение споров между юридическими лицами и предпринимателями будет проходить быстрее и качественнее. Однако остается много нерешенных вопросов. Данные вопросы в основном связаны с недостаточной оснащенностью судов необходимым оборудованием, отсутствием постоянного повышения квалификации сотрудников. В том числе не все субъекты судебных разбирательств готовы использовать цифровые технологии, так как не уверены в надежности данных систем и опасаются вмешательства третьих лиц, что может привести к потере персональных данных. Экспертное сообщество приходит к выводу о том, что развитие федеральной законодательной базы в сфере электронного документооборота пока явно недостаточное, однако уверены, что востребованность данного направления приведет к дополнительному финансированию и принятию новых нормативных правовых актов.

Библиографический список

1. Лаптев В.А., Соловяненко Н.И. Электронное правосудие и электронный документооборот как условие модернизации регуляторной среды для бизнеса // Российский судья. -2017. - №2. - С. 16-21.

2. Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации с изм. и допол. в ред. от 16.02.2004 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34171/ (дата обращения: 24.09.2020).

3. Поддубный Е.О. К вопросу об оптимизации деятельности судов в России посредством электронного правосудия // Право и цифровая экономика. - 2018. - №1. - С. 31-34.

4. Лазарева И.В. «Актуальные вопросы развития электронного судопроизводства в России» // информационный ежемесячник «Верное решение». - 2013. - №1.

5. Жданова Ю.А. Правовая природа электронного правосудия и его место в системе институтов информационного общества // Административное право и процесс. - 2015. - №4. - С. 81.

6. Гасанзаде Ш.Ш. Электронное правосудие и электронное судопроизводство // Научные горизонты. - 2019. - № 5-1 (21). - С. 118-122.

7. Официальный сайт Арбитражного суда Поволжского округа. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://faspo.arbitr.ru/vks (дата обращения 28.10.2020).

JUSTICE AS A SUPPORT FOR ENTREPRENEURSHIP A.A. Modina, Graduate Student

A.V. Loshkarev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State Economic University (Russia, Samara)

Abstract. The paper considers the e-justice system in the Russian Federation and its relevance in the modern world. The regulatory framework regulating the creation andfunctioning of both e-justice separately and the digital economy as a whole is indicated. The necessary processes for improving the e-justice system are identified. The main digital innovations in the judicial system are described. Electronic justice is defined as an assistant for conducting business at different levels.

Keywords: electronic justice, improving the quality of justice, improvement, modern technologies, electronic document management, entrepreneurship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.