ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ КАК ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
А.А. Модина, магистрант
А.В. Лошкарев, канд. юрид. наук, доцент
Самарский государственный экономический университет
(Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11192
Аннотация. В работе рассматривается система электронного правосудия в Российской Федерации, её актуальность использования в современном мире. Указывается нормативная правовая база, регулирующая создание и функционирование как электронного правосудия отдельно, так и цифровой экономики в целом. Определяются необходимые процессы по совершенствованию системы электронного правосудия. Описываются главные цифровые нововведения в судебной системе. Определяются электронное правосудие как помощника ведения предпринимательства разного уровня.
Ключевые слова: электронное правосудие, повышение качества правосудия, совершенствование, современные технологии, электронный документооборот, предпринимательство.
Электронный документооборот, онлайн встречи, онлайн конференции, электронные подписи и многие другие понятия, которые уже давно знакомы каждому человеку в современном обществе. Мы больше не можем представить свою жизнь без интернета, гаджетов и иных продуктов цифровых технологий, которые заметно упрощают нашу жизнь. Все сферы нашей жизни компьютеризируются. Данные технологии уже давно используются, в том числе и в предпринимательстве. С чего же зарождался данный процесс в бизнесе, кто поддержал идею электронного документооборота и многие другие вопросы рассмотрим в данной статье.
В течение последних лет разнообразные юридические значимые действия в сфере предпринимательства совершаются (или могут совершаться) в электронном виде с использованием электронных документов, что позволяет повысить оперативность, комфортность и прозрачность ведения бизнеса. Применение эффективного, высокотехнологичного и производительного документооборота также в судебной системе напрямую связано с ее результативностью, гарантиями доступа предпринимателей к правосудию и обеспечением максимальной открытости судопроизводства.
С учетом данной направленности субъекты предпринимательства, представители крупного, среднего и малого бизнеса указали на потребность разработки правовых условий внедрения электронного документооборота во всех сферах российской экономики как одно из важнейших направлений модернизации государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые были зафиксированы в Плане мероприятий «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса», утв. распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 953-р.
Предложенная предпринимательским сообществом программа совершенствования правовых условий для электронного документооборота указывала на необходимость законодательных новаций, предусматривающих:
- отмену ограничений на использование электронных документов при взаимодействии предпринимателей и органов государственной власти;
- обязательную альтернативность использования электронных документов или документов на бумажном носителе (при наличии технической возможности);
- расширение возможностей для электронного правосудия, и ряда других [1].
Возникает вопрос о том, каким образом электронное правосудие может помочь
предпринимательству, какие нововведения были созданы для поддержки малого, среднего и крупного бизнеса.
Первым шагом к введению электронного правосудия стало принятие и поэтапная реализация федеральных целевых программ: «Электронная Россия (2002-2010)» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65); Программы по Развитию судебной системы России на 2002-2006 годы и на 2007-2012 годы (утвержденные постановлениями Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 и от 21 сентября 2006 года № 583, соответственно). К задачам указанных программ можно отнести следующее:
- реализация судебной реформы;
- повышение эффективности деятельности судебной власти в Российской Федерации;
- создание оптимального организационно-правового и материально-технического обеспечения судебной системы в Российской Федерации [2].
Данные программы привели к принятию документов, как федерального уровня, так и отдельно внутри судебной системы, а именно Федерального закона от 23 июня 2016 г. №220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» и принятых в целях реализации данного Закона таких нормативных правовых актах, как Порядок подачи в Верховный Суд РФ документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа и Порядок подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронной форме, в том числе в форме электронного документа.
Данные акты привели к возможности подачи искового заявления в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В связи с появлением соответствующих предложений не смогли остаться в стороне органы государственной власти, и пред-
приняли ряд важных шагов в данном направлении.
Президент РФ одним из первых поддержал идею внедрения цифровых технологий во все сферы жизни общества для эффективного взаимодействия государства, граждан, предпринимательства, образования. Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 была утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Данный документ предусматривает формирование информационного пространства путем развития науки, просветительских проектов, создания взаимосвязанных знаний и представлений, обеспечения безопасной среды для детей, поддержки традиционных форм распространения знаний. Также документ предусматривает обширную программу развития информационной и коммуникационной структуры Российской Федерации [3].
В целях реализации Стратегии Постановлением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р была принята Программа, направленная на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение уровня и качества жизни граждан нашего государства путем повышения доступности и качества товаров и услуг, которые произведены в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.
Данные нормативные правовые акты стали основополагающими для развития как отдельно электронного правосудия, так и цифровой экономики в целом.
Как указал в своем Послании Президент Российской Федерации 01 марта 2018 г. «В мире сегодня накапливается громадный технологический потенциал, который позволяет совершить настоящий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управления... С помощью передовых телекоммуникаций мы от-
кроем нашим гражданам все возможности цифрового мира».
Результатом всех вышеуказанных и иных актов стало появление концепции «электронного судопроизводства».
Введение «электронного обеспечения правосудия» подразумевает процесс информатизации судов, то есть широкого внедрения и использования информационных технологий внутри системы, и во взаимоотношениях с внешними субъектами, а также формирования правовой базы или принятия правовых норм, регулирующих процессуальные аспекты осуществления правосудия с помощью электронных средств [4].
Под электронным правосудием следует понимать целую систему разрешения споров, включающую такие элементы, как руководство процессом и судебным разбирательством, оборот судебных документов, доступ к судебной информации, судебные извещения, правовой поиск, внутренние судебные процедуры [5].
Актуальность развития «электронного правосудия» в информационном обществе и в стране может быть продемонстрирована существенными изменениями, связанными с внедрением технических средств в судебный процесс, что способствует реализации большинства функций судебной системы. Концепция электронного государства предполагает введение последовательного, простого и индивидуального способа предоставления услуг и информации населению - посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий, в частности Интернета [6].
Система электронного правосудия базируется на принципах открытости, обеспечения права на доступ к информации о деятельности судов, что позволяет без труда взаимодействовать с судами посредством электронного документооборота.
Первая технология, которая успешно используется российскими судами в течение многих лет, - это электронный документооборот. Первооткрывателями в данной сфере можно назвать арбитражные суды. Сторона процесса или третье лицо может разместить документы в электрон-
ном виде в арбитражном процессе вне зависимости от типа судопроизводства и инстанции. Такую возможность предоставляет сервис «Мой Арбитр». В настоящий момент активно развивается система документооборота судов общей юрисдикции ГАС «Правосудие».
Следующим важным нововведением для правосудия явилась возможность принимать участие в судебном заседании дистанционно с помощью видео-конференц-связи (ВКС). Подобная система существует не только в России, но и в других странах мира.
Данные нововведения в большей степени применяются арбитражными судами. Арбитражный суд - это государственный орган, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Именно в данный орган предприниматели и юридические органы обращаются за защитой своих экономических прав. Необходимо более конкретно рассмотреть каким образом электронные технологии применяются в данном суде, и какую поддержку оказывают субъектам бизнеса.
Указанные выше результаты информатизации упрощают процесс защиты интересов субъектов предпринимательства. Независимо от местонахождения юридического лица, стороне судебного процесса открываются возможности для быстрого доступа к правосудию из любой точки страны и даже мира. Директору или иному представителю организации, а также индивидуальному предпринимателю не придется тратить время на долгие переезды к месту рассмотрения дела, а также на подготовку и отправку огромного количества бумажных писем. Указанные лица могут посвятить освободившееся время ведению бизнеса.
Электронное судопроизводство и ведение судебного заседания с помощью ВКС позволят решить еще один вопрос, часто возникающий при заключении различных договоров субъектами предпринимательской деятельности. Ведение любого бизнеса влечет за собой определенные риски, что может привести к неисполнению возложенных договором и законодательством
обязательств. Возникающие споры могут быть рассмотрены только судами. В силу договорной подсудности у сторон договора появляется возможность указать конкретный суд, который будет компетентен на рассмотрение возникших из договора споров. И в этот момент возникают разногласия: какой выбрать суд, если лица находятся и ведут свое производство в разных областях страны? Разногласия по этому поводу могут быть устранены с помощью электронного правосудия, позволяющего участвовать в заседании из любой точки Российской Федерации. Как было указано выше директору или индивидуальному предпринимателю не придется задумываться о времени и расходах на переезды к месту рассмотрения дела, соответственно и суд можно будет выбрать любой.
Необходимо отметить еще одну положительную сторону электронного правосудия, а именно ускорение рассмотрения дел в арбитражных. Сервис «Мой арбитр» позволяет сторонам быстро и без лишних денежных затрат подать процессуальные документы в суд. Таким образом, документы поступят своевременно, и суду не придется откладывать судебное заседание. Указанные сервисы судов, в том числе дают возможность судам публиковать принятые ими судебные акты. Соответственно решения всегда находятся в открытом доступе не только для сторон судебного процесса, но и для третьих лиц, чьи интересы могут быть затронуты рассмотрением дела.
Отдельно стоит затронуть систему ви-део-конференц-связи. Система ВКС стала особенно популярна в 2020 году после введения в Российской Федерации карантинных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции. Ограничения по перелетам внутри страны, соблюдение режима самоизоляции в течение 14 дней привели к невозможности присутствовать в судебных заседаниях, проводимых в других субъектах РФ. Арбитражные суды, имея большой опыт и техническую возможность, удовлетворяли ходатайства
сторон о рассмотрении дел удаленно. Если обратиться к графику судебных заседаний с использованием видео-конференц-связи Арбитражного суда Поволжского округа можно увидеть, что количество проводимых заседаний с помощью ВКС увеличилось в два раза. Так в мае и июне 2019 г. было проведено дистанционно 156 заседаний, а за аналогичный период 2020 г. - 393 заседания. Информация о количестве заседаний получена с официального сайта Арбитражного суда Самарской области [7]. Таким образом, данная технология стала востребованной в настоящее время и должна развиваться и получать дополнительное финансирование для оснащения судов техническими средствами.
В настоящее время арбитражные суды стремятся предпринимать все необходимые действия для полноценного перехода к электронному правосудию, что будет являться огромной поддержкой для субъектов предпринимательства в сфере защите своих экономических прав и интересов. Арбитражный суд является основным органом для защиты экономических прав предпринимателей. Рассмотрение споров между юридическими лицами и предпринимателями будет проходить быстрее и качественнее. Однако остается много нерешенных вопросов. Данные вопросы в основном связаны с недостаточной оснащенностью судов необходимым оборудованием, отсутствием постоянного повышения квалификации сотрудников. В том числе не все субъекты судебных разбирательств готовы использовать цифровые технологии, так как не уверены в надежности данных систем и опасаются вмешательства третьих лиц, что может привести к потере персональных данных. Экспертное сообщество приходит к выводу о том, что развитие федеральной законодательной базы в сфере электронного документооборота пока явно недостаточное, однако уверены, что востребованность данного направления приведет к дополнительному финансированию и принятию новых нормативных правовых актов.
Библиографический список
1. Лаптев В.А., Соловяненко Н.И. Электронное правосудие и электронный документооборот как условие модернизации регуляторной среды для бизнеса // Российский судья. -2017. - №2. - С. 16-21.
2. Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации с изм. и допол. в ред. от 16.02.2004 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34171/ (дата обращения: 24.09.2020).
3. Поддубный Е.О. К вопросу об оптимизации деятельности судов в России посредством электронного правосудия // Право и цифровая экономика. - 2018. - №1. - С. 31-34.
4. Лазарева И.В. «Актуальные вопросы развития электронного судопроизводства в России» // информационный ежемесячник «Верное решение». - 2013. - №1.
5. Жданова Ю.А. Правовая природа электронного правосудия и его место в системе институтов информационного общества // Административное право и процесс. - 2015. - №4. - С. 81.
6. Гасанзаде Ш.Ш. Электронное правосудие и электронное судопроизводство // Научные горизонты. - 2019. - № 5-1 (21). - С. 118-122.
7. Официальный сайт Арбитражного суда Поволжского округа. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://faspo.arbitr.ru/vks (дата обращения 28.10.2020).
JUSTICE AS A SUPPORT FOR ENTREPRENEURSHIP A.A. Modina, Graduate Student
A.V. Loshkarev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State Economic University (Russia, Samara)
Abstract. The paper considers the e-justice system in the Russian Federation and its relevance in the modern world. The regulatory framework regulating the creation andfunctioning of both e-justice separately and the digital economy as a whole is indicated. The necessary processes for improving the e-justice system are identified. The main digital innovations in the judicial system are described. Electronic justice is defined as an assistant for conducting business at different levels.
Keywords: electronic justice, improving the quality of justice, improvement, modern technologies, electronic document management, entrepreneurship.