Научная статья на тему 'Электронное правосудие как новая система в государственном управлении'

Электронное правосудие как новая система в государственном управлении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
649
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СТРУКТУРА СУДА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбкина Кристина Владимировна

В статье приведены основные выводы, сделанные в ходе исследования реализации программ развития судебной системы и внедрения электронного правосудия, выявлены наиболее существенные проблемы, предложено их решение посредством модернизации подходов к судебной системе и процессу при господстве идеи договорного государства, показана разветвленная связь государственного управления с различными социально-экономическими и правовыми явлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC JUSTICE AS A NEW SYSTEM IN PUBLIC ADMINISTRATION

The article presents the main conclusions of the study programs for the development of the judiciary and implementation of e-justice, identified the most significant problems proposed their solution by upgrading the approaches to the judicial system and the process under the domination of the idea of a contractual state, shows the extensive relationship of public administration with different socio-economic and legal phenomena.

Текст научной работы на тему «Электронное правосудие как новая система в государственном управлении»

8.4. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ КАК НОВАЯ СИСТЕМА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Рыбкина Кристина Владимировна. Должность: секретарь судебного заседания. Место работы: Арбитражный суд Чувашской Республики. E-mail: k.rybkina2015@yandex.ru

Аннотация: В статье приведены основные выводы, сделанные в ходе исследования реализации программ развития судебной системы и внедрения электронного правосудия, выявлены наиболее существенные проблемы, предложено их решение посредством модернизации подходов к судебной системе и процессу при господстве идеи договорного государства, показана разветвленная связь государственного управления с различными социально-экономическими и правовыми явлениями.

Ключевые слова: электронное правосудие, управление организаций, судебная система, структура суда, государственное управление, юридические услуги.

ELECTRONIC JUSTICE AS A NEW SYSTEM IN PUBLIC ADMINISTRATION

Rybkina Kristina Vladimirovna. Position: clerk of the court. Place of employment: Arbitration Court of the Chuvash Republic. E-mail: k.rybkina2015@yandex.ru

Annotation: The article presents the main conclusions of the study programs for the development of the judiciary and implementation of e-justice, identified the most significant problems proposed their solution by upgrading the approaches to the judicial system and the process under the domination of the idea of a contractual state, shows the extensive relationship of public administration with different socio-economic and legal phenomena. Keywords: electronic justice, management of organizations, the judicial system, court structure, governance, legal services.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью дальнейшего развития методологии оценки качества электронного правосудия и обеспечения его соответствующими ресурсами. Учение о праве и государстве, государственном управлении в чистом виде будет страдать односторонностью без учета современных влияний и экономических, политических, общественных тенденций. Рассмотрение, исследование электронного правосудия предполагает переход на новый уровень понимания судоустройства и судоговорения, суд рассматривается уже не как жесткий исполнитель государственной воли и ее проводник, а как косвенно содействующее развитию общественных, экономический отношений прогрессивное, разносторонне развитое лицо. Здесь имеется в виду ненарушение принципа беспристрастности, но отход от консервативности. В этой связи изменяется как структура судов, так и процесс взаимодействия между судом и участниками процесса.

Целью исследования является выработка рекомендаций по совершенствованию программы развития судебной системы.

Следует оговориться, что в настоящей статье обобщены и сгруппированы основные выводы, сделанные в ходе предыдущих исследований вопроса.

Теоретическими и методологическими основами исследования явились объективные принципы познания, программы развития судебной системы, законодательство во временном и социально-политическом разрезе, данные различных психологических, социальных, юридических и экономических исследований. В работе использованы современные методики сбора и обработки исходной информации и общенаучные методы, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический, логический и системный подходы, экономико-математические методы и моделирование.

Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем развитии теоретических положений процессуального законодательства, учений о суде в системе органов власти и общества, а также как самостоятельно действующей системы-организации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование на практике сформулированных в работе положений позволит расширить понимание судебной системы, суда и процессуальных норм.

Информационной базой работы послужили нормативные акты Российской Федерации, материалы глобальной сети Интернет, результаты исследований ученых, личные наблюдения автора. Основные публикации, предшествующие данной статье, отражены в списке использованных источников.

Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» разработана на основе положений, содержащихся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Указанная Программа содержит как описание достигнутых результатов, так и ожидаемые результаты, при этом как любой математический алгоритм она не содержит показания человеческого фактора и оценки качества ее выполнения, основные индикаторы приводятся в количественных показателях. Данная программа провозглашает, что реализация мероприятий Программы по созданию «мобильного правосудия», «электронного правосудия», внедрению программных средств аналитического обеспечения деятельности, осуществлению сканирования всех поступающих в суды документов, а также формирование электронных дел и формирование электронного архива судебных дел позволят обеспечить доступ граждан к правосудию, качественную и эффективную работу судов[1].

Вопросы развития электронного правосудия включают в себя проблемы судоустройства, судопроизводства (делопроизводства), обеспечения судов соответствующими ресурсами, это вопросы не только технического характера, но также организационного, кадрового и этического плана.

Информатизация судебной системы и поэтапное введение электронного правосудия в России имеют реальную перспективу и во многом несут в себе решение проблем дебюрократизации и декоррупционности

судебной системы. Их развитие и широкое комплексное применение создает удобства и преимущества не только для судов, но и физических и юридических лиц. Вместе с тем сегодня говорить, например, о наличии системы электронного правосудия крайне преждевременно. Речь можно вести только о формировании некоторых элементов такой системы, определенных подходов к решению этой серьезной государственной задачи. [21, с.40].

Результаты исследования приведены ниже.

Реализация указанной программы ресурсозатратна, растянулась во времени, сама программа содержит некоторые недочеты в части объектов, подлежащих модернизации, а также направлений совершенствования системы судов. Основной огрех программы заключен в принципах подхода к судам (необходимо исходить из современных точек зрения на управление, организацию управления и процессы управления). Также поставим вопрос о вероятности отмены реализации программы в части введения электронного правосудия (различая его от информатизации судов), поскольку экспериментальное сканирование документов и создание электронных образов документов сотрудниками суда на федеральном уровне юридически ничем не подкреплено, нормативно не регулируется, носит эпизодический, выборочный, несплошной характер, эффективность мало подтверждена, контроль и ответственность за данное поручение в этой части не наблюдается, кроме того данная процедура фактически направлена на сужение рынка юридических услуг, поскольку разработанные к настоящему времени порядки подачи документов не позволяют всем лицам беспрепятственно подавать документы, данная возможность предполагает наличие достаточных средств и времени для подготовки электронных образов документов в отдельных файлах с целью их подачи в суд, такая возможность имеется только у достаточно крупных юридических фирм и организаций, в то время как для частного лица электронный оборот затруднителен (необходимо специально обзавестись сканирующим устройством либо обратиться к лицу, обладающему им). Однако электронное правосудие не ограничивается созданием электронных образов дел. Обратимся к иным его сторонам.

Стратегические планы развития судебной системы во многих странах за последние годы включают внедрение и расширение электронного правосудия. При этом следует осознавать, что стратегический план не предусматривает меры ответственности за неправильность выдвинутых задач, но должен корректироваться в процессе осуществления с учетом выявления ошибочных предположений. Стратегический план не может быть чем-то абстрагированным, должен приниматься на основе глубоких исследований и разработок, с учетом мнения научной общественности и профессионального мнения, отсутствие планомерного контроля и ответной реакции на отклонение от поставленных задач, непринятие мер по выявлению причин и условий, негативно сказывающихся на его выполнение, будут свидетельствовать о декларативности плана. [12, с. 39].

Введение и распространение электронного правосудия - это образовательный (подготовка кадров), технический и материальный вопрос. При его реализации невольно встают социально-правовые вопросы, неминуемо следующие за любыми общественными явлениями.

При реализации указанной программы развития судебной системы следовало бы пересмотреть перечень строек с учетом технических паспортов и соответствующих строительных экспертиз, соблюдения санитарно-гигиенических требований, оптимальной организации судебного процесса, указанный перечень содержит ограниченный перечень объектов; реализация экономико-правовых проектов возможна при справедливом распределении бюджетных средств сообразно поставленным государственным задачам. В условиях рыночной экономики такой важнейшей задачей является стимулирование предпринимательской деятельности, а значит соответствующей инфраструктуры, куда можно отнести и суды, распределение возможно за счет перераспределения средств с карательных, правоохранительных органов в пользу социально-развивающих проектов [6, с. 233].

Осветим наиболее острые проблемы, всплывающие при рассмотрении вопросов осуществления правосудия и работы аппарата судов. Среди них можно выделить вопросы подбора кадров для осуществления правосудия, обучение и дальнейший карьерный рост кадров, вопросы возможности создания судебной службы, справедливость и адекватность выставляемых к кандидатам и действующим работникам требований этических кодексов, требований к государственным служащим, вопросы дисциплинарной ответственности, автоматизации судопроизводства и ведения протокола судебного заседания в упрощенном виде, доступности использования сканированных документов как участниками процесса, так и судом, эффективности существующей системы судов, системы организации и управления аппаратом, разработки научных изысканий и их апробации самими судами и др.

Понимание судейского сообщества как организации, предприятия позволяет глубже понять процессы, проходящие в его управлении, а также создавать модели, проекты, механизмы развития судебной системы, заимствуя по аналогии с обычными успешно функционирующими предприятиями [7, с. 34].

Также возникает вопрос, как соотносятся провозглашенные в Конституции права человека и гражданина с теми ограничениями, которые накладываются при выборе кандидата в судьи, может ли сложившаяся личность отказаться от веры, политических убеждений и семейных, дружеских отношений именно на срок исполнения обязанностей судьи, кто и каким образом может определить соответствие кандидата или действующего судьи «положительному образу судьи»... следует заметить, что суд на ряду с законом руководствуется нравственными принципами: суду предоставлен выбор с учетом обстоятельств конкретного дела и внутреннего убеждения. Наиболее ярко свободное волеизъявление суда проявляется в уголовном и административном праве, где предусматриваются ситуационные и альтернативные меры нормы, а также в процессуальном праве, например, в отношении возмещения судебных расходов. Судья как должностное лицо должен заниматься постоянным совершенствованием своих знаний, занимать активную жизненную позицию, при этом законодательство запрещает ему поддерживать какие-либо партии, религиозные организации [14, с. 287-288].

Схожие требования и ограничения предъявляются к сотрудникам аппарата и государственным служащим в целом.

Согласно законодательству повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере

необходимости, но не реже одного раза в три года, однако данная возможность предоставляется работнику не всегда, проведение внутриорганизационных собраний не может рассматриваться как обучение: получение гражданским служащим дополнительного профессионального образования подтверждается документом о квалификации и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв или продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы. Говоря о коррупции, следует также учесть, что борьба с ней возможна при условии обеспечения прав. Не зря существует устоявшееся в народе выражение «голь на выдумки хитра». Ограничивая права своих граждан, государство также должно предоставлять свои гарантии и обязательства, в том числе и для государственных служащих [11, с. 231].

Как заметил Конституционный Суд РФ, установление для государственных служащих запретов, обусловленных прохождением государственной службы, допустимо, если оно согласуется с основными целями правового регулирования государственной службы в России как социальном правовом государстве. Наличие ограничений компенсируется предоставлением государственным служащим дополнительных социальных гарантий как организационно-правового, так и социально-экономического характера[2].

Совершенствование знаний возможно при наличии мотивации при неполной загруженности сотрудника, наличии электронной библиотеки, координации развития сотрудников.

Работа в суде как общественном месте сопряжена с рисками для здоровьядля здоровья: физические посягательства в связи с деятельностью, шум в ходе и вне заседания от выступлений посетителей, электромагнитные поля и шум от персональных компьютеров, ноутбуков, различных электронных устройств, бумажная пыль, возможные заболевания посетителей суда, передающиеся через кожу либо дыхательным путем.

Верховным Судом Российской Федерации предлагается ввести судебную службу, выделение отдельной судебной службы необходимо, установив конкретный перечень прав и обязанностей сотрудников, их независимость от судей, пересмотр наименований категорий должностей с учетом требования высшего образования к сотрудникам при их приеме, позволяющего получать достойное вознаграждение и отношение к себе, специальные правила ротации и повышения квалификации сотрудников.

Привлечение к дисциплинарной ответственности лишь маркер работы системы, борьба должна вестись не с последствиями, а в виде профилактики и устранения причин нарушений, пересмотре этических требований к госслужащим и судьям исходя из общенравственных норм.

На работе судьи могут негативно сказываться слабое материально-техническое обеспечение, недоработка в программном обеспечении, усложнение процесса, отсутствие соответствующих залов для проведения заседаний, труднодоступность проезда к зданию суда, недостаток штатов, система обучения аппарата суда, неорганизованность (трудоемкость) делопроизводства, создаваемый в коллективе климат, семейные, религиозные отношения. Все эти факторы являются социально-психологическими и не могут не учитываться при организации работы суда [14, с. 288].

Представляется возможным координация судебной службы под руководством администратора суда, под-

чиненного Судебному департаменту. В то время как председатель суда будет продолжать осуществлять процессуальную деятельность (включая рассмотрение отводов и жалоб), представительскую деятельность может осуществлять администратор суда с подотчетным ему аппаратом суда. В таком случае будет возможно, что аппарат суда также набирается и развивается под контролем и при содействии Судебного департамента, в функции которого входит определение потребности судов в кадрах; обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов. Это устранит дублирование и противоречие между функциями председателя суда, администратора суда и Судебного департамента [18, с. 222].

При исследовании проблем внедрения электронного правосудия возникают вопросы совершенствования процессуального законодательства.

П. 9 ч. 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: к иску прилагаются выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Фактически непредставление указанных выписок стороной не препятствует рассмотрению спора по существу, поскольку установление легитимности участника спора возможно самостоятельными действиями суда.

Возврат искового заявление при отклонении ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера, предусмотренного частью 1 статьи 129 АПК РФ: в данном случае не предусмотрена даже вероятность оставления без движения для представления стороной дополнительного обоснования заявленного ходатайства [16, с. 239].

На наш взгляд нет необходимости в автономизации мировых судей, но есть возможность разделения уголовного и гражданского судопроизводства за счет специализации судей. Такая специализация существует в форме выделения коллегий и составов, но на уровне мировых судей ее нет. Частично вследствие отсутствия специализации данное звено испытывает трудности. В случае же расформирования мировых судей с передачей их полномочий в районные суды и расширения штата районных судей, такая проблема отпадет [8, с. 141].

В системе арбитражных судов нет института, подобного мировым судьям, с передачей подсудности в низшие суды в зависимости от ценовой их категории и «малозначительности» (родовая подсудность) как это наблюдается в системе общей юрисдикции (наглядно в статье 23 ГПК РФ). Арбитражные суды субъектов, если проводить параллель, рассматривают дела как мировые судьи и районные суды. Желая уравнять нормы ГПК и АПК, вводя приказное производство и упрощенное производство в обоих процессах стоит задаться вопросом о системе судов. Таким образом, унификация процессуального законодательства возможна лишь при изменении системы существующих судов, процедуры обжалования судебных актов, возможном выделении норм административного процесса из АПК РФ с последующим созданием отдельных административных судов согласно ранее высказывавшимся в научной литературе идеям. [15, с. 200-201].

При выставлении требований в правовых нормах к действиям участников процесса и суда было бы бла-

горазумно руководствоваться здравым смыслом и учитывать реальные факторы, сказывающиеся на ведении процесса. Ко времени проведения заседания стороны должны иметь на руках заверенные надлежащим образом копии документов: либо нотариально заверенные, либо заверенные выдавшим их органом (организацией), либо заверенные самостоятельно. В последнем случае сторона несет риск непринятия судом заверенной копии документа только в случае отсутствия оригинала и наличия возражений со стороны иных участвующих в деле лиц. [9, с. 153].

Отсутствие мотивировки в составляемых в "упрощенном" порядке судебных актов (без мотивировочной и описательной частей) в последующем может навредить в установлении обстоятельств по длящимся отношениям (в частности, по поставке, административных нарушениях): каким образом можно будет установить, что данный иск уже не был предметом спора между сторонами, что данное конкретное деяние уже рассмотрено судом, всегда ли суд будет располагать возможностью определить тождественность исков, каким образом определить вышестоящей инстанции мотивы оспариваемого акта, доводы, аргументацию суда? Именно для этого и необходимо установление доступа для сторон к отсканированным документам, с целью возможности установления фактических обстоятельств дела.

В случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, гражданское дело в отсутствие возражений истца может быть рассмотрено в порядке заочного производства. В арбитражном процессе данного института нет, поскольку здесь закон возлагает на ответчика более ответственное отношение к процессуальным требованиям об отслеживании за ходом дела и представления отзыва, возражений. Особенность заочного производства в том, что решение суда, не удовлетворившее ответчика, может быть отменено этим же судом, по ходатайству ответчика, при этом если ответчик обратиться с заявлением к этому же суду об отмене решения, государственная пошлина не уплачивается, если же он подаст апелляционную жалобу, вопрос об уплате государственной пошлины решается в общем порядке. Полагаю, что законодатель, предусмотрев альтернативность действий ответчика, не учел отсутствие необходимости нижестоящего суда выполнять функции вышестоящего суда [19, с. 77].

Налаживание электронного обмена информацией существенно сократило бы сроки рассмотрения споров, не влияя на их результат, способно уменьшить бумажный документооборот за счет признания возможности и достаточности поступления документов от органов и учреждений в электронном виде [6, с. 236].

По мнению автора, в перспективе необходимо установление информационного электронного взаимодействия между судом и Федеральным казначейством. В таком случае представляется, что о возврате государственной пошлины суд отправил бы информацию непосредственно в электронном виде в Федеральное казначейство. Также такое взаимодействие необходимо с судебными приставами, налоговыми и другими государственными органами. Так, по мнению автора, изменение процессуального законодательства и инструкции по делопроизводству в части рассмотрения судебных актов с отметкой о вступлении в законную силу, проставляемой в программе, в качестве испол-

нительного документа и отправка его непосредственно для исполнения избавит от необходимости выдачи исполнительных листов как отдельных документов, должно ускорить процесс исполнения судебных актов.

Среди существенных недостатков работы с электронными документами выделим следующий: возможность сканирования документов, в приобщении которых к материалам дела в процессе отказано, отсутствует; в данном случае участвующее в деле лицо, заинтересованное в приобщении документов, должно заблаговременно озаботится о том, чтобы представить документы до судебного заседания, поскольку все поступающие через канцелярию документы сканируются «кабинетом судьи» и в Картотеке арбитражных дел сохраняется электронный образ документа [17, с. 163].

Здесь нужно дополнительно отметить, что значительное время уходит на сжатие PDF-файлов отсканированных документов с целью прикрепления их в Картотеку арбитражных дел, поскольку файлы, размеров более 50 МБ не прикрепляются, программа выдает сигнал об ошибке. В лучшем случае при всех трудностях внедрения сканирования документов участники процесса будут обладать возможностью ознакомления с материалами дела, не отрывая сотрудников суда от рабочего процесса, к тому же, полагаю, дистанционное ознакомление с правильно сформированным электронным делом имеет явные достоинства. [4, с. 20]. Введение использования аудиозаписи и видеоконфе-ренц-связи при протоколировании судебных заседаний в арбитражных судах имеет множество положительных моментов, как и сама возможность использования Интернета каждым сотрудником суда (предоставленная несколько лет назад). Сократилось время на составление протокола судебного заседания, участники процесса получили частичную возможность удаленного доступа к процессу, у сотрудников суда появилась возможность искать информацию, необходимую для дела (выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, адреса и реквизиты участников процесса), направлять электронные уведомления в адрес участников процесса, а также получать ответы на них, просматривать движение дела через Картотеку арбитражных дел, повышать свой уровень знаний [4, с. 21 -22].

При работе с судебными документами достаточно удобно использовать готовые шаблоны, однако они за столь продолжительное существование судебной власти, а также при функционировании различных специализированных юридических факультетов, учреждений, не разработаны, не смотря на наличие явных повторяющихся элементов [3, с.121].

В качестве одного из видов контроля автор считает необходимым рассматривать контроль со стороны научной общественности: исследователи правовой действительности (будь то кандидаты, доктора наук, аспиранты, учащиеся либо интересующиеся определенным вопросом лица) также осуществляют контроль за действующим законодательством, деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений посредством изучения учебных программ, актуальных проблем, встречающихся в практике вопросов. Результаты данного контроля выражаются в научных конференциях, различных публикациях, обсуждаются на круглых столах, семинарах и могут получить свое дальнейшее отражение на позиции ведущих юристов, практиков, законодателя [10].

Необходимо изменение характера деятельности Научно-консультативного совета, придание ему большей

активности, законодательного признания особого статуса постановлений- разъяснений в качестве источника права, изменение механизма взаимодействия Пленума и Научно-консультативного совета, а также с учетом предложения верховным судом Верховным Судом Российской Федерации должностей консультантов в нижестоящих судах -введение механизма взаимодействия консультативных советов, желательна открытость деятельности совета: размещение в соответствующем разделе о деятельности совета рассматриваемых и актуальных для разрешения вопросов, с возможностью открытой связи с общественностью и государственными органами, учреждениями (для внесения замечаний и предложений) [13].

Разрабатывая программу мотиваторов, не стоит забывать о ценности человеческой жизни, этичности при проведении социальных экспериментов, данный мотиватор может использоваться как один из множества, работа в целом при всем желании смотивированного лица не может быть осуществлена в отсутствие определенных физических, психических, интеллектуальных, социальных параметров. Разделение труда строится на способностях и возможностях людей, привлечение к работе должно проходить на основе квалификации и оплачиваемости, а не бесплатном расходовании человеческого ресурса. Сокращение рабочего времени положительно сказывается как на работнике так и на организации, рост свободного времени расширяет творческий потенциал квалифицированного работника.

Вопрос о продолжительности рабочего времени тем более актуален, что личностное развитие, человеческое взаимодействие невозможно в условиях полной загруженности. В установленный восьмичасовой рабочей день не умещается тот объем работы, который необходимо выполнить при имеющейся нагрузке, при этом сотрудник за это время успевает эмоционально и физически истощиться. Не стоит забывать, что социальная работа, умственная работа не менее сложная, чем физическая, кроме того, как автор уже подчеркивал, излучения персональных компьютеров, ноутбуков может негативно сказываться на организме.

До настоящего времени не приведены в соответствии с потребностями сотрудников и реалиями работы Инструкции по делопроизводству, предлагаемый к принятию проект Федерального закона о судебной службе не содержит конкретных рекомендаций, прав и обязанностей, ответственности сотрудников.

Среди целей и задач для развития суда можно поставить следующие: образование научно-консультативных советов, внедрение и ведение открытой стратегии развития суда, привлечение кадров, осознающих, желающих и способствующих достижению целей и задач суда, разработка кардинальных изменений в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) для получения возможности получения не самых «дешевых» товаров, работ и услуг, а качественных и действительно необходимых суду (судебной системе); изменений в законодательство о государственной службе, разработка закона, регулирующего стимулирование судей и аппарата суда (пересмотр уже существующих и дополнение новыми рабочими нормами), расширение штатного расписания сотрудников с целью возможности их непрерывного обучения и получения от них новых предложений, раз-

работок, достижения поставленных целей и задач; введение дальнейший мер для реализации электронного правосудия; строительство нового здания суда на месте имеющегося, более просторного, отвечающего требованиям безопасности (в том числе пожарной), комфортное для сотрудников суда и посетителей, также подземная парковка для автотранспорта, помещения для отдела сканирования, архива, проведения учебных занятий, кафетерия [5, с. 14].

До настоящего времени остался нерешенным вопрос о создании единой информационной базы судов, программы судопроизводства не доведены до полной автоматизации, новый сотрудник в арбитражном должен освоить, изучить программу прежде чем сможет работать с ней (на ее понимание уходит не один месяц), уйдут годы прежде чем он наработает хоть какую-то часть постоянно используемых шаблонов, причем если он перейдет в другой состав или коллегию нарабатывать базу нужно будет снова. Несмотря на то, что профессионалу своего дела не составляет труда ориентироваться в сфере правовых норм, изготовление судебных актов является ежедневной рутинной работой в отсутствие полной автоматизации [20, с. 124].

Не оспаривая преимущества информатизации судов и введения электронного правосудия затронем еще одни вопросы, возникающие в работе с Картотекой арбитражных дел и системами, обеспечивающими осуществление правосудия. Так, не предусмотрена возможность прикрепления в Картотеке арбитражных дел иных документов, кроме как в размере PDF, имеется необходимость, к примеру, прикрепления документов, выполненных в программе Word, прикрепления аудиофайлов, видеофайлов (при сбоях, технических неполадках в системах аудиопротоколирования и видеоконференцсвязи; в качестве доказательств по делу), не предусмотрены альтернативные менее дорогостоящие варианты на случай, если видеоконферен-цсвязь прервется (к примеру, посредством Skype), имеющиеся сканирующие устройства не способны отсканировать все предоставляемые документы (любого формата и толщины), не предусмотрена процедура документирования поступившего вещественного доказательства и отражения его в Картотеке арбитражных дел (приемы и условия фотографирования, отображения рисунка, формат его прикрепления); для полноценного электронного правосудия необходимо законодательное закрепление обязательного электронного адреса всех лиц в выписках из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, а также при подаче заявления (обязательное направление извещения только по электронному адресу, указанному в заявлении, также актуально для физических лиц), установление в АПК РФ правила первого извещения по юридическому электронному адресу (распространение данного правила на все дела и судебные акты, путем постепенного исключения из статьи 122 АПК РФ правила о направлении почтовых уведомлений); изменение перечня исполнительных документов (исключение из них исполнительных листов); разработка (доработка) программ делопроизводства с обеспечением возможности полной автоматизации получения бланков судебных актов; обеспечение суда зданием, позволяющим размещать наиболее рационально судей и аппарат суда в целях экономии ресурсов и более эффективного выполнения обязанностей. Имеются трудности с хранением, возвратом и направлением для конфискации вещественных доказательств по делам о привлечении к административной ответственности.

Полный переход на электронное правосудие позволит не направлять в вышестоящие суды или по подсудности дело на бумажном носителе, не направлять в другие органы документы на бумажных носителях, а ограничится соответствующим электронным сопроводительным письмом, сэкономит почтовые расходы, время пробега дела от одного суда к другому [12, с. 40-41].

Процессуальное законодательство нуждается в уде-лении вниманию выработке смежного института -представительства (возможно путем принятия отдельного законодательного акта), приведении к единым началам терминов, принципов допуска представителей, четкому (не отсылочному) установлению видов представителей, оснований возникновения их полномочий (закон, договор-доверенность, назначение судом, ордер адвоката), предъявление требований к образованию представителей. С введением полноценного электронного правосудия проблема представительства в судах должна стать менее острой.

Полноценное электронное правосудие также предполагает решение вопроса о признании надлежащими доказательствами представленных в электронном виде документов, без предъявления требования о представлении подлинников документов. Так заслуживает внимания дело № 305-ЭС17-13822 (№ А40-4350/2016), в котором жалоба о том, что вывод судов о недоказанности поставки, оформленной с помощью электронного документооборота, сделан с нарушением норм об электронной подписи, передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, судья посчитал, что приведённые в жалобе доводы заслуживают внимания и поставил под сомнение судебные акты нижестоящих инстанций об отказе в удовлетворении иска в связи с непредставлением надлежащих доказательств по делу. Изложенные в постановлениях апелляционной и кассационной инстанции доводы, по мнению автора, соответствуют общеправовой сложившейся практике, но, действительно, правовая практика может отстаивать от складывающихся бизнес-процессов и предпочтения сторон сделки пользоваться электронными средствами коммуникации, не прибегая к бумажным носителям. В таком случае закон и судебная практика должна пересмотреть свою позицию исходя из общего блага.

Нужно отметить, что общественность не устраивают порядки подачи документов в электронном виде в суды, а именно необходимость сканировать документы в определенных форматах, прикреплять документы в отдельных файлах, а также большой процент отклонений поданных документов. Применить усиленную электронную цифровую подпись также не все могут себе позволить. В связи с неуверенностью в принятии судом документов, направленных в электронном виде, участники процесса одновременно с электронными направляют в суд документы по факсу и на бумажных носителях. Пользование электронным документооборотом означает также, что участники и их представители должны обладать соответствующими сканирующими устройствами, мощными персональными компьютерами, что опять же не для всех возможно. Таким образом, необходимо обратить внимание на порядки подачи документов в электронном виде и смягчить их требования.

При внедрении электронного правосудия также всплывают вопросы качества преподаваемого в вузах

образования, воспитательных процессов по подготовке будущих юристов, в рыночных условиях в отличие от советского права юридические услуги представляют собой именно услуги, что подчеркивается самой идеей электронного правосудия, к юристу предъявляются требования не только наличия диплома, но также и полученных знаний и опыта, умения работать с информацией в условиях неопределённости, сохранение имиджа образцового юриста. Провозгласив всеобщее образование, государство ввело возможность получить образование по ранее узким специальностям, но на практике это свелось к образованию ради образования. При этом подрывается не только наука, лишаясь кадров, но и бюджет терпит потери за счет необоснованных трат. Сознательность юристов, осознанность совершаемых действий и видение взаимной связки правовых вопросов с общегосударственными лежат в основе безопасности государства.

Таким образом, решив совершенствовать судебную систему и ввести электронное правосудие Правительство фактически поставило перед государством и обществом множество острых вопросов, требующих своего разрешения.

Заключение. Электронное правосудие - сложное, многоаспектное явление действительности. Для его функционирования необходима основательная подготовка кадров, пересмотр процессуального и материального права, выделение значительных материальных ресурсов, данный процесс не может пройти одномоментно и слаженно с учетом отсутствия готовности правовой, технической и социальной базы. Автор предлагает внести ряд изменений в процессуальное законодательство, пересмотреть систему взаимодействия и обеспечения судов, развития судебной службы.

Список литературы:

1. О федеральной целевой программе: «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы»: постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1406 (в ред. от 10.04.2017 № 430) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 2. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 № 14-П по делу о проверке конституционности положений п. 10 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 20.1 Закона Российской Федерации «О милиции» в связи с жалобами граждан Л.Н. Кондратьевой и А.Н. Мумоли-на // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 28. -Ст. 426.

3. Рыбкина К.В. Автоматизация судопроизводства и бланки судебных актов // В сборнике: Исследования и разработки молодых ученых: наука и практика Сборник материалов I Международной молодежной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. - 2017. - С. 120-127.

4. Рыбкина К.В. Вопросы, возникающие при работе секретаря арбитражного суда // В сборнике: Проблемы взаимодействия политики и экономики Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. - 2017. -С. 11 -23.

5. Рыбкина К.В. Иерархическая структура суда, разделение и мотивация труда // Экономическая система современного общества: экономика и управление: сборник материалов II Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чер-

нова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. - С. 7-15.

6. Рыбкина К.В. Информационно-телекоммуникационные технологии в судопроизводстве // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2016. - № 23. - С. 232-237.

7. Рыбкина К.В. Корпоративная культура как индикатор правосудия в плане стратегического развития судебной системы // Экономическая наука - основополагающая дисциплина всеобщего развития: сборник материалов V Международной научно-практической конференции (26 декабря 2017 года), - Кемерово: За-пСибНЦ, 2017. - С. 31-37.

8. Рыбкина К.В. Мировой судья как звено в судебной системе //Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2016. - № 36. - С. 133-143.

9. Рыбкина К.В. Надлежащее заверение копий документов для представления в суд // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2016. - № 14. - С. 139154.

10.Рыбкина К.В. Общественный контроль: виды и значение // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» 2018. -№ 1(17) Alley - science.ru

11. Рыбкина К.В. Отличительные особенности правового статуса государственного служащего // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2016. -№ 11. - С. 227-238.

12. Рыбкина К.В. О части причин, тормозящих электронное правосудие // Перспективные направления развития экономики и управления: новый взгляд: сборник материалов I Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. - С. 38-52.

13. Рыбкина К.В. Правотворческая роль Верховного Суда Российской Федерации // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки.- 2018. -№ 1(17) Alley - science.ru

14. Рыбкина К.В. Принципы независимости, беспри-

страстности: организационные и этические аспекты

деятельности суда // Достижения вузовской науки. -2016. - № 20. - С. 287-293.

15. Рыбкина К.В. Реформирование процессуального законодательства // Научные исследования и разработки молодых ученых. - 2016. - № 11. - С. 191-205.

16. Рыбкина К.В. Сбор доказательств на стадии принятия заявления // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2016. - № 23. - С. 237-242.

17. Рыбкина К.В. Создание электронного образа документа для размещения в Картотеке арбитражных дел // Фундаментальные и прикладные исследования: гипотезы, проблемы, результаты: сборник материалов II Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. - С.161-165.

18. Рыбкина К.В. Статус администратора суда как руководителя аппарата суда // Фундаментальные основы правового государства и актуальные вопросы реформирования современного законодательства: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза, МЦНС «Наука и Просвещение». -2018. - С.219-222.

19. Рыбкина К.В. Судебные ошибки и право на их исправление самим судом // Система ценностей современного общества. - 2016. - № 49. - С. 68-79.

20. Рыбкина К.В. Судебный департамент в системе государственного управления // Наука и инновации в

XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 3. - Пенза, МЦНС «Наука и Просвещение». - 2017. - 116-126.

21. Тарасов А.М. Информатизация судебной системы и электронное правосудие // Вестник академии права и управления. - 2010. - № 18.- С. 5-41.

Статья прошла проверку системой «Антилпагиат»;

Оригинальность текста - 87,22%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.