Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ДОСТУПНОСТЬ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ДОСТУПНОСТЬ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
526
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ВЕБ-САЙТЫ / ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ / ДОСТУПНОСТЬ / ИНВАЛИДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрияшко Марина Васильевна

Цифровое общество предоставляет пользователям новые способы доступа к информации и услугам. Органы государственного управления, как поставщики информации и электронных услуг, полагаются на Интернет для производства, сбора и предоставления в режиме онлайн необходимых населению услуг и информации. Цель: определить современное состояние института электронного правительства в Республике Беларусь и выявить барьеры, препятствующие равному доступу к цифровой среде. Методы: системного анализа государственного и правового регулирования, юридической герменевтики, семиотики, статистического анализа. Результаты: установлено, что право на равный доступ к информации и право на участие в управлении делами общества и государства реализуются инвалидами не в полной мере ввиду отсутствия соответствующих спецификаций на веб-сайтах государственных организаций, оказывающих электронные услуги и осуществляющих административные процедуры в электронной форме. Внесены соответствующие предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-GOVERNMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS AND ACCESSIBILITY OF THE DIGITAL ENVIRONMENT FOR PERSONS WITH DISABILITIES

The digital society provides users with new ways to access information and services. Governments as providers of information and electronic services rely on the Internet to produce, collect and provide online the services and information needed by the public. Purpose: to determine the current status of the e-government institution in the Republic of Belarus and identify barriers that prevent equal access to the digital environment. Methods: system analysis of state and legal regulation, hermeneutic methods, methods of semiotics, methods of statistical analysis. Results: it is found that the right to equal access to information and the right to participate in the management of society and the state are not fully realized by persons with disabilities, due to the lack of relevant specifications on the websites of state organizations providing electronic services and administrative procedures in electronic form. Appropriate proposals are made.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ДОСТУПНОСТЬ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

PUBLIC LAW (STATE LAW] SCIENCES

Original article

ANDRYIASHKA Maryna Vasilevna

Baranovichi State University, Baranovichi, Republic of Belarus.

Научная статья УДК 34.06(476]

DOI 10.33184/pravgos-2 022.4.4

АНДРИЯШКО Марина Васильевна

Барановичский государственный университет, Барановичи, Республика Беларусь; e-mail: andryiashRomv@mail.ru; https://orcia.org/0000-0003-2527-2224

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ДОСТУПНОСТЬ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

E-GOVERNMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS AND ACCESSIBILITY OF THE DIGITAL ENVIRONMENT FOR PERSONS WITH DISABILITIES

Аннотация. Цифровое общество предоставляет пользователям новые способы доступа к информации и услугам. Органы государственного управления, как поставщики информации и электронных услуг, полагаются на Интернет для производства, сбора и предоставления в режиме онлайн необходимых населению услуг и информации. Цель: определить современное состояние института электронного правительства в Республике Беларусь и выявить барьеры, препятствующие равному доступу к цифровой среде. Методы: системного анализа государственного и правового регулирования, юридической герменевтики, семиотики, статистического анализа. Результаты: установлено, что право на равный доступ к информации и право на участие в управлении делами общества и государства реализуются инвалидами не в полной мере ввиду отсутствия соответствующих спецификаций на веб-сайтах государственных организаций, оказывающих электронные услуги и осуществляющих административные процедуры в электронной форме. Внесены соответствующие предложения.

Ключевые слова: электронное правительство, цифровые технологии, цифровизация, веб-сайты, право на информацию, доступность, инвалиды

Финансирование. Статья подготовлена по результатам выполнения НИР «Обеспечение инвалидам равного доступа к праву на информацию о деятельности органов государственного управления посредством ИКТ» в рамках системы внутренних грантов учреждения образования «Барановичский государственный университет» на 2023 г.

Для цитирования: Андрияшко М.В. Электронное правительство в Республике Беларусь и доступность цифровой среды для лиц с инвалидностью / М.В. Андрияшко // Правовое государство: теория и практика. - 2022. -№ 4. - С. 28-34. DOI 10.33184/ pravgos-2022.4.4.

Abstract. The digital society provides users with new ways to access information and services. Governments as providers of information and electronic services rely on the Internet to produce, collect and provide online the services and information needed by the public. Purpose: to determine the current status of the e-government institution in the Republic of Belarus and identify barriers that prevent equal access to the digital environment. Methods: system analysis of state and legal regulation, hermeneutic methods, methods of semiotics, methods of statistical analysis. Results: it is found that the right to equal access to information and the right to participate in the management of society and the state are not fully realized by persons with disabilities, due to the lack of relevant specifications on the websites of state organizations providing electronic services ana administrative procedures in electronic form. Appropriate proposals are made.

Keywords: e-aovernment, digital technologies, diai-talization, websites, right to information, accessibility, disabled people

Financing. The article is prepared on the results of the research «Ensuring equal access for disabled people to the right to information on government bodies activities through ICT» within the system of internal grants of the educational institution «Baranovichi State University» for 2023.

For citation: Andryiashka M.V. E-government in the Republic of Belarus and accessibility of the digital environment for persons with disabilities. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika = The Rule-of-Law State: Theory ana Practice, 2022, no. 4, pp. 28-34. DOI 10.33184/pravgos-2022.4.4 (In RussianJ.

© Андриашко M.B., 2022

28

Введение

Применение цифровых механизмов в сфере государственного управления невозможно без установления правил - правовой рамки регулирования [1, с. 185; 2, с. 78]. Пределы правовой рамки определяют границы функционирования электронного правительства (далее - ЭП) - междисциплинарной области исследований, которая быстро развивалась с момента ее первоначальной концептуализации в 1990-х годах, позволяющей посредством правовой регламентации использовать достижения кибернетики на благо человека, общества и государства. A.B. Нестеров, ссылаясь на ряд источников [3; 4], отмечает, что впервые об использовании кибернетики в праве стали говорить еще в 1962 г., после выхода книги Н. Винера [5, с. 43].

Исследователями высказываются диаметрально противоположные точки зрения относительно прогнозов дальнейшего развития ЭП: от крайне пессимистических утверждений о нахождении этой исследовательской области в состоянии стагнации [6, с. 43], перечисления потенциальных угроз на пути формирования информационного общества (далее - ИО] [7, с. 109], контекстно зависимого анализа силы динамики окружающей среды (не законодательства и повсеместных технологических возможностей) как «контекстуального фактора, оказывающего влияние на траекторию цифрового правительства» [8, с. 709] до оптимистических рассуждений о новых уникальных возможностях, которые будут «способствовать взаимодействию правительства с гражданами, сотрудниками, предприятиями и другими правительствами» [9, с. 435].

Действительно, даже традиционные институты непосредственной демократии уже функционируют в условиях цифровой среды. Например, в ЕС в целях осуществления гарантированных политических прав инвалидами и обеспечения доступа к полному участию в европейских выборах (и как избирателей, и как кандидатов) с 2022 г. применяется «практика инклюзивной демократии»1. A.A. Арнаутова указывает, что «в 2012 году Исландия использовала краудсорсинг для создания новой конституции. Проект был размещен на веб-сайте Ассамблеи, странице Ассамблеи на Facebook2,

1 Union of Equality: Strategy for the Rights of Persons with Disabilities 2021 - 2030 // European Commission, Directorate-General for Employment, Social Affairs and Inclusion. Luxembourg, Publications Office of the European Union. 2021. 36 p. [Электронный ресурс]. URL: https://data.europa.eu/doi/10.2767/31633 (дата обращения: 18.07.2022].

2 Запрещенная в России социальная сеть. - Прим. ред.

а также в Twitter3, YouTube и Flickr. Менее чем через четыре месяца, собрав 16 000 комментариев, проект конституции был готов» [10, с. 37].

В Республике Беларусь с 2018 г. внедрена платформа «Правовой форум Беларуси» как механизм общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов. С 1 февраля 2019 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-3 «О нормативных правовых актах»4 «Правовой форум Беларуси» является официальной площадкой для публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов.

Тем не менее цифровая среда только стремится к достижению цифрового равенства и цифровой доступности. Этапам становления ЭП в Республике Беларусь и усилиям Правительства по обеспечению реализации права на равный доступ к информации в аспекте развития рынка электронных услуг посвящена настоящая статья.

Развитие электронного правительства

в рамках цифрового развития

Республики Беларусь

Республика Беларусь с 2015 по 2020 г. улучшала свои позиции по индексу доступа к информационно-коммуникационным технологиям (далее - ИКТ) среди 132 государств мира и поднялась с 36-го на 16-е место5. Положительная динамика обусловлена целенаправленными действиями государства на пути развития ИО. Как справедливо заметила М.С. Абламейко, «основным инициатором построения информационного общества во всех странах является государство. И Республика Беларусь не исключение» [7, с. 109].

Крупные «аналитические и статистические исследования существующих предпосылок (факторов), влияющих на развитие ИО, и, параллельно с этим, анализ степени использования ИКТ для развития ключевых сфер социально-экономической деятельности (государственного управления, образования, здравоохранения, культуры и др.)» [11, с. 6] проводились в Беларуси впервые в 2001-2003 гг.

3 Заблокирован в России. - Прим. ред.

4 О нормативных правовых актах : Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2018 г., № 130-3 [Электронный ресурс] // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. -31.07.2018. - 2/2568 (дата обращения: 11.07.2022].

5 Беларусь заняла 16-е место среди 132 государств по

показателю «Доступ к ИКТ» согласно «Глобальному ин-

новационному индексу 2021» [Электронный ресурс] //

Министерство связи и информатизации Респ. Беларусь : сайт. URL: https://www.mpt.gov.by/ru/news/23-09-2021-

7491 (дата обращения: 11.07.2022].

29

«в рамках проекта программы Всемирного банка на планирование деятельности, связанной с использованием ИКТ6 для развития страны» [11, с. 6-7].

В аспекте темы исследования следует упомянуть наделение в 2011 г. Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь функциями независимого регулятора в сфере ИКТ, а также принятие Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере ИКТ на 2011-2015 гг.7 Приоритетной задачей определялась реализация базовых электронных услуг для населения (Government to Citizen, или G2C).

Стратегические шаги на пути государственной информатизации были закреплены Государственной программой развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 гг.8, цель которой состояла в формировании цифровой экономики, развитии ИО и совершенствовании ЭП.

В соответствии с Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2018-2020 гг.9 среди задач по цифровой трансформации экономики обозначалось создание полноценного ЭП, которое предоставляло бы гражданам в режиме онлайн любые государственные услуги из любой точки страны и в любое время.

Следующим этапом стало принятие Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021-2025 гг., согласно которой одним из приоритетов развития национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры является развитие инфраструк-

6 О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 8 нояб. 2011 г., № 515 ; в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 31.05.2022, № 188 [Электронный ресурс] // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - 02.06.2022. - 1/20346 (дата обращения: 11.07.2022].

7 Об утверждении Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2011 г., № 384 ; в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 12.06.2015 г., № 492 [Электронный ресурс] // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. -18.06.2015. - 5/40657 (дата обращения: 11.07.2022].

8 Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 - 2020 годы : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 марта 2016 г., № 235 ; в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 22.03.2017, № 215 [Электронный ресурс] // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - 28.03.2017. -5/43498 (дата обращения: 11.07.2022].

9 Об утверждении Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2018-2020 годы : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 окт. 2018 г., № 774 [Электронный ресурс] // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - 03.11.2018. - 5/45754 (дата обращения: 11.07.2022].

туры ЭП. В качестве ожидаемого результата предусматривается формирование единой государственной модели данных, «построенных по принципу интероперабельности с однократным вводом данных на основе внедрения передовых ИКТ»10. В частности, в рамках подпрограммы «Цифровое развитие государственного управления» предусматривается формирование цифровой платформы нормотворческой деятельности (п. 29 мероприятий). Уже в 2022 г. были отмечены определенные успехи в рамках реализации указанного мероприятия (п. 29.2): выполнена модернизация сайта «Правовой форум Беларуси» как специализированного сервиса цифровой платформы нормотворческой деятельности.

Дихотомия индексов развития

Положительная динамика развития ИО посредством ИКТ обуславливает традиционно высокие показатели Республики Беларусь в индексе готовности к ЭП: Беларусь перешла с высокого E-Government Development Index (High EGDI Level) в 2016 г. на очень высокий индекс EGDI (Very High EGDI Level) в 2018 г. (38-е место)11. Указанные результаты объясняются включением в Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития на период до 2030 г.12 ряда инициатив, связанных с развитием ИКТ в различных секторах экономики Республики Беларусь.

Согласно обзору «Электронное правительство 2020», подготовленному Департаментом экономического и социального развития ООН, в 2020 г. Беларусь заняла 40-е место в рейтинге13. Обзор «Электронное правительство 2022» свидетельствует о том, что в 2022 г. Беларусь продолжает оставаться в группе стан с очень

10 О Государственной программе «Цифровое развитие Беларуси» на 2021-2025 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 2 февр. 2021 г., № 66 ; в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 18.03.2022, № 143 [Электронный ресурс] // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - 30.03.2022. - 5/50056 (дата обращения: 11.07.2022].

11 E-Government Survey 2018 : Gearing E-government to Support Transformation Towards Sustainable and Resilient Societies / United Nations, Department of Economic and Social Affairs. New York, 2018. 300 p. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/FL3mU (дата обращения: 18.07.2022].

12 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2030 года [Электронный ресурс] : М-во экономики Респ. Беларусь, протокол заседания Президиума Совета Министров Респ. Беларусь, 2 мая 2017 г., № 10. URL: https://clck.ru/pHMZt. -09.10.2022 (дата обращения: 18.07.2022].

13 E-Government Survey 2020: Digital Government in the Decade of Action for Sustainable Development, with addendum on COVID-19 Response / United Nations, Department of Economic and Social Affairs. New York, 2020. 364 p. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/SUrtx (дата обращения: 18.07.2022].

30

высоким индексом EGDI, но изменила место в рейтинге и занимает 58-ю позицию14.

Математически EGDI представляет собой средневзвешенное значение трех баллов по трем наиболее важным параметрам ЭП: 1) объем и качество онлайн-услуг (OSI); 2) состояние развития телекоммуникационной инфраструктуры (TII); 3) врожденный человеческий капитал (HCl] [12, с. 229].

С. Сергеев отмечает, что «показатель каждого из трех субиндексов складывается из оценки ряда параметров. Так, индекс онлайн-услуг (OSI) определяется на основании анализа государственных порталов электронных услуг и официальных сайтов министерств, регулирующих сферы образования, здравоохранения, социального обеспечения, труда и занятости, финансов и охраны окружающей среды. Веб-сайты оцениваются с точки зрения информационного наполнения, функциональности, а также их использования для предоставления государственных услуг населению в электронной форме. При этом принимается во внимание как контент, так и доступность различных сервисов» [13, с. 41].

Изменениям в подходах к определению места страны в рейтинге EGDI посвящены многие современные статьи. Так, А.М. Бондарева и Т.В. Савенко отмечают особенности, которые сводятся к тому, что «результаты EGDI, которые и раньше подразделялись на очень высокие, высокие, средние и низкие группы, были разбиты на четыре интервала (классы оценки или класс рейтинга). Эти интервалы определены первым, вторым и третьим квартилями внутри каждой группы, чтобы обеспечить более детальный кластерный анализ стран с аналогичными показателями в каждой группе. Среди стран с очень высоким индексом EGDI выделяются 4 подгруппы (Rating Class): HV, V3, V2, VI. Беларусь отнесена к третьей подгруппе (V2)» [14, с. 102].

Следует отметить, что EGDI не предназначен для абсолютного охвата развития ЭП; скорее, он направлен на то, чтобы дать рейтинг эффективности национальных правительств по сравнению друг с другом.

Тем не менее любая система индикаторов оценивания подвергается критике. Например, по замечанию ТА. Ткалич, система индикаторов оценки уровня развития НО предусматривает множество индексов, в которых «обобщаются различные целевые группы показателей, что усложняет экономический анализ, так как страны отличаются по ВВП, инновационному

14 E-Government Survey 2022: The Future of Digital

Government / United Nations, Department of Economic and Social Affairs. New York, 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/32JHHz (дата обращения: 18.07.2022].

развитию и численности населения» [15, с. 46].

Такая непрозрачность является предпосылкой для многочисленных противоречий (дихотомии) в оценке идентичных явлений в странах с неидентичной самобытностью. Профессор Е.М. Бабосов указывает на многие проявления противоречий: возникновение множественных конфликтов интересов и целей, формирование и навязывание «всему миру идеологии глобализма, ориентированной на подрыв суверенитета государств и подмену традиционных духовно-нравственных ценностей бездуховной и примитивизированной «электронной культурой», не имеющей национальных корней» [16, с. 66].

Действительно, несмотря на поступательные, уверенные движения по внедрению ИКТ в жизнь людей, становление и функционирование многих сервисов ЭП, применение цифровой среды для организации взаимодействия человека с государством характеризуется наличием барьеров.

Доступность цифровой среды для лиц с инвалидностью

Несмотря на несомненные успехи в построении ЭП, экспертами высказываются обоснованные предостережения о наличии потенциальных угроз на пути формирования НО. В частности, М.С. Абламейко относит к таким обстоятельствам «влияние на общество средств массовой информации; возможность посредством ИКТ разрушать частную жизнь людей и организаций», а также предлагает учитывать проблему верификации качественной и достоверной информации и вопросы адаптации людей к среде ИО [7, с. 109].

Вопросам доступности и адаптации людей к электронным сервисам на платформе ЭП уделяется все больше внимания как за рубежом, так и в Республике Беларусь. Директива (ЕС) 2016/2102 Европейского Парламента от 26 октября 2016 г. о доступности веб-сайтов и мобильных приложений органов государственной власти определяет, что доступность следует понимать как принципы и методы, которые необходимо соблюдать при проектировании, создании, обслуживании и обновлении веб-сайтов и мобильных приложений, чтобы сделать их более доступными для пользователей, в частности для лиц с ограниченными возможностями.

15 Directive (EU] 2016/2102 ofthe European Parliament and ofthe Council of 26 October 2016 on the Accessibility of the Websites and Mobile Applications of Public Sector Bodies [Электронный ресурс] // Official Journal ofthe European Union. L 327, 2.12.2016, p. 1-15. URL: http://data.europa. eu/eli/dir/2016/2102/oj (дата обращения: 18.07.2022].

31

В 2021 г. в ЕС принят План действий по обеспечению доступности Интернета (Action Plan on Web Accessibility), который распространяется на все учреждения, органы и агентства ЕС, с целью обеспечения соответствия вебсайтов, документов, опубликованных на этих веб-сайтах и онлайн-платформах, европейским стандартам доступности.

В 2021 г. разработан и введен в действие гармонизированный европейский стандарт Accessibility Requirements for ICT Products and Services EN 301 549 V3.2.1 (2021-03)16, предусматривающий функциональные характеристики веб-страниц и приложений для лиц с ограниченными возможностями.

В Республике Беларусь действует Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь, предоставляющий гражданам возможность высказать мнение о качестве обслуживания государственными организациями путем анкетирования, проведения опросов в Глобальной сети Интернет и иных мероприятий с использованием ИКТ. Однако режимы работы для слабовидящих людей и людей с другими формами инвалидности в настоящее время Порталом не предлагаются. Равно как и не определен Приказом оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 18 марта 2020 г. № 82 «О создании и функционировании личных электронных кабинетов»17 порядок создания инвалидами личных электронных кабинетов на базе Единого портала электронных услуг.

Указом Президента Республики Беларусь от 31 мая 2022 г. № 188 «О расширении использования государственными организациями информационно-коммуникационных технологий»18 в настоящее время не предусматриваются спецификации режимов рабо-

16 Accessibility Requirements for ICT Products and Services : Harmonised European Standard EN 301 549 V3.2.1 (2021-03] // European Telecommunications Standards Institute (ETSI], 2021.186 p.

17 О создании и функционировании личных электронных кабинетов: Приказ оперативно-аналитического центра при Президенте Респ. Беларусь, 18 марта 2020 г., № 82 [Электронный ресурс] // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - 21.03.2020. - 7/4483 (дата обращения: 18.07.2022].

18 О расширении использования государственными организациями информационно-коммуникационных технологий : Указ Президента Респ. Беларусь, 31 мая 2022 г., № 188 [Электронный ресурс] // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - 02.06.2022. - 1/20346 (дата обращения: 18.07.2022].

ты для идентификации и аутентификации физических лиц с инвалидностью. «Правовой форум Беларуси» не предусматривает версию сайта для инвалидов, тем самым исключая многочисленную группу граждан из процесса участия в общественной жизни и реализацию ими права на равный доступ к информации.

Заключение

Переход от пятого к шестому технологическому укладу сопровождается повсеместным внедрением телекоммуникаций во все сферы жизнедеятельности людей и развитием нанотехнологий, что способствует экономии времени, упрощает жизнь людей, исключает посреднические цепочки на пути принятия решений. Не отрицая несомненные достижения Республики Беларусь в этой области, отметим необходимость учета критерия доступности при разработке веб-сайтов и мобильных приложений, предоставляющих гражданам возможность участвовать в управлении делами общества и государства и реализовывать право на равный доступ к информации.

При этом нами выявлено, что условия для пассивного потребления информации о деятельности государственных органов посредством веб-сайтов с поддержкой версий для инвалидов организованы в Республике Беларусь на весьма высоком уровне. Однако сервисы, предполагающие активное участие граждан в реализации своих прав, в настоящее время не предусматривают версии веб-сайтов для инвалидов, что является барьером при реализации инвалидами права на равный доступ к информации и права на участие в управлении делами общества и государства. В связи с указанным видится целесообразным:

1) на веб-сайте «Правовой форум Беларуси» предусмотреть версию для инвалидов;

2) на Портале рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь предусмотреть версию для инвалидов;

3) определить спецификации режимов работы веб-сайтов государственных организаций, оказывающих электронные услуги и осуществляющих административные процедуры в электронной форме, для идентификации и аутентификации физических лиц с инвалидностью.

32

Список источников

1. Андрияшко М.В. Генезис правовой информатизации в Республике Беларусь / М.В. Андрияшко // Правовое государство: теория и практика. - 2020. - № 4 (62].-Ч. 1.-С. 185-198.

2. Андрияшко М.В. Генезис оформления правового регулирования информационно-коммуникационных технологий в Республике Беларусь / М.В. Андрияшко // Проблемы права. - 2019. - № 4 (73). - С. 78-83.

3. Керимов Д.А. Кибернетика и право / Д.А. Керимов // Советское государство и право. - 1962. - № 11. -

C. 98-104.

4. Wiener N. Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine. (Hermann & Cie Editeurs, Paris, The Technology Press, Cambridge, Mass., John Wiley & Sons Inc.). - New York, 1948. - 212 p.

5. Нестеров A.B. Цифровая трансформация юридической деятельности и законодательства / А.В. Нестеров // Правовое государство: теория и практика. - 2020. -№4(62).-Ч. 1.-C.43-53.-DOI 10.33184/pravgos-2020.4.5.

6. McBride К. On Complex Adaptive Systems and Electronic Government: A Proposed Theoretical Approach for Electronic Government Studies / K. McBride,

D. Draheim // The Electronic Journal of e-Government. -2020. - № 18 (1). - P. 43-53. - DOI 10.34190/EJEG.18.1.004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Абламейко M.C. Правовое регулирование построения информационного общества / M.C. Абламейко // Цифровая трансформация. Основные понятия и терминология : сборник статей / редкол.: А.В. Тузиков (пред.) [и др.] ; Нац. акад. наук Беларуси, Объед. ин-т проблем информатики. - Минск : Беларуская навука, 2020.-С. 109-113.

8. Castelnovo W. The digital government imperative: a context-aware perspective / W. Castelnovo, M. Sorrentino // Public Management Review. - 2018. - № 20 (5). - P 709-725. -DOI 10.1080/14719037.2017.1305693.

9. Joseph R.C. A structured analysis of e-government studies: trends and opportunities // Government Information Quarterly. - 2013. - № 30 (4). - P. 435-440. -DOI 10.1016/J.GIQ.2013.05.006.

10. Арнаутова A.A. Цифровизация правотворческой деятельности / A.A. Арнаутова // Век качества. - 2019. -№ 2. - С. 32-42. URL: http://www.agequal.ru/ pdf/2019/219003.pdf.

11. Развитие информационного общества в Беларуси / В.В. Анищенко, Г.Н. Науменко, Р.Б. Григянец, В.Н. Вен-геров. - Минск: ОИПИ НАН Беларуси, 2012. - 290 с.

12. Позняк T.A. Развитие электронного правительства в Республике Беларусь / T.A. Позняк // Проблемы экономики и информационных технологий : сборник тезисов докладов 57-ой научной конференции, БГУИР, Минск, 19-21 апр. 2021 г. / Бел. гос. ун-т информатики и радиоэлектроники. - Минск, 2021. - С. 228-230.

13. Сергеев С. Развитие электронного правительства в Беларуси: оценка ООН / С. Сергеев // Наука и инновации. - 2014. - № 9 (139). - С. 41-44.

14. Бондарева A.M. Индикаторы развития электронного правительства Беларуси / A.M. Бондарева, T.B. Савенко // Менталитет славян и интеграционные процессы: история, современность, перспективы : сборник научных трудов / М-во образования Респ. Беларусь [и др.] ; под общ. ред. В.В. Кириенко. - Гомель : ГГТУ им. П.О. Сухого, 2021. - С. 101-103.

References

1. Andiyiashka M.V. Genesis of legal informatization in the Republic of Belarus. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika = The Rule-of-Law State: Theory and Practice, 2020, no. 4 (62), pt. 1, pp. 185-198. (In Russian).

2. Andryiashka M.V. Genesis of legal regulation formationof information-communication technologies in the Republic of Belarus. Problemy prava = Issues of Law, 2019, no. 4 (73), pp. 78-83. (In Russian).

3. Kerimov D.A. Cybernetics and law. Sovetskoe gosudarstvo i pravo = Soviet state and law, 1962, no. 11, pp. 98-104. (In Russian).

4. Wiener N. Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine. (Hermann & Cie Editeurs, Paris, The Technology Press, Cambridge, Mass., John Wiley & Sons Inc.). New York, 1948. 212 p.

5. Nesterov AM. Digital transformation of legal activities and legislation. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika = The Rule-of-Law State: Theory and Practice, 2020, no. 4 (62), pt. 1, pp. 43-53. DOI 10.33184/pravgos-2020.4.5.

6. McBride K., Draheim D. On Complex Adaptive Systems and Electronic Government: A Proposed Theoretical Approach for Electronic Government Studies. The Electronic Journal of e-Government, 2020, no. 18 (1), pp. 43-53. DOI 10.34190/EJEG.18.1.004.

7. Ablameyko M.S. Legal regulation of building an information society. Cifrovaya transformaciya. Osnovnye ponyatiya i terminologiya. Sbornik statej [Digital transformation. Basic concepts and terminology. Collection of articles]. Minsk, Belarusian Science Publ., 2020, pp. 109-113. (In Russian).

8. Castelnovo W., Sorrentino M. The digital government imperative: a context-aware perspective. Public Management Review, 2018, no. 20 (5), pp. 709-725. DOI 10.1080/14719037.2017.1305693.

9. Joseph R.C. A structured analysis of e-government studies: trends and opportunities. Government Information Quarterly, 2013, no. 30 (4), pp. 435-440. DOI 10.1016/J. GIQ.2013.05.006.

10. Arnautova A.A. Digitalization of lawmaking activity. Vek kachestva = Age of Quality, 2019, no. 2, pp. 32-42. Available at: http://www.agequal.ru/pdf/2019/219003.pdf.

11. Anishchenko V.V., Naumenko G.N., Grigyanets R.B., Vengerov V.N. Razvitie informacionnogo obshchestva v Belarusi [Development of the information society in Belarus], Minsk, OIPI NAN Belarusi Publ., 2012. 290 p.

12. Poznyak T.A. Development of e-government in the Republic of Belarus. Problemy ekonomiki i informacionnyh tekhnologij. Sbornik tezisov dokladov 57-oj nauchnoj konferencii, BGUIR, Minsk, 19-21 apr. 2021 g. [Problems of Economics and Information Technologies. Collection of abstracts of the 57th scientific conference, BSUIR, Minsk, 19-21 April. 2021]. Minsk, 2021, pp. 228-230. (In Russian).

13. Sergeev S. The e-government development in Belarus: the UN evaluation. Nauka i innovacii = The Science and Innovations, 2014, no. 9 (139), pp. 41-44. (In Russian).

14. Bondareva A.M., Savenko T.V. Indicators of the development of the electronic government of Belarus. In Kiriyenko V.V. (éd.). Mentalitet slavyan i integracionnye processy: istoriya, sovremennost', perspektivy. Sbornik nauchnyh trudov [The mentality of the Slavs and integration processes: history, modernity, prospects. Collection of scientific papers]. Sukhoi State Technical University of Gomel, 2021, pp. 101-103. (In Russian).

33

15. Ткалич Т.А. Анализ развития национального сегмента цифровой экономики и информационного общества Республики Беларусь / Т.А. Ткалич // Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации : РИНТИ - 2018 : XVII Между-нар. конф., 20 сент. 2018 г. / [науч. ред.: A.B. Тузиков, Р.Б. Григянец, В.Н. Венгеров]. - Минск, 2018. - С. 46-53.

16. Бабосов Е.М. Дихотомия моделей мироустройства в XXI веке / Е.М. Бабосов // Беларуская думка. - 2011. -№ 10. - С. 66-70.

15. Tkalich T.A. Analysis of the development of the national segment of the digital economy and information society of the Republic of Belarus. In Tuzikov AM., Grigyanets R.B., VengerovV.N. (eds). Razvitie informatizacii i gosudarstvennoj sistemy nauchno-tekhnicheskoj informacii: RINTI - 2018. XVII Mezhdunarodnaya konferenciya, 20 sentyabrya 2018 g. [Development of informatization and the state system of scientific and technical information: RINTI - 2018. XVII International Conference, September 20, 2018]. Minsk, 2018, pp. 46-53. (In Russian).

16. Babosov E.M. Dichotomy of World Order Models in the 21st Century. Belaruskaya dumka = Belarusian thought, 2011, no. 10, pp. 66-70. (In Russian).

Информация об авторе

Андрияшко Марина Васильевна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры общеправовых дисциплин и государственного управления Барановичского государственного университета.

Information about the Author

Andiyiashka Maiyna Vasilevna - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Assistant Professor of the Department of General Legal Disciplines and Public Administration, Baranovichi State University.

Статья поступила в редакцию 15.08.2022; одобрена после рецензирования 18.09.2022; принята к публикации 19.10.2022. The article was submitted 15.08.2022; approved after reviewing 18.09.2022; accepted for publication 19.10.2022.

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.