ние механизма доступного, надежного, оперативного и экономичного предоставления по запросам заявителей юридически значимых выписок из государственных информационных ресурсов.
Анализ реализации программы «электронного правительства» на региональном уровне показывает существенные различия в степени информатизации различных ведомств. Наряду с «продвинутыми» существуют слабо информатизированные, в некоторых из них нет даже электронной почты, не говоря уже о системе электронного документооборота, при этом уровень информационного неравенства стремительно возрастает по мере развития самих информационно-коммуникационных технологий. Для их устранения требуются разнообразные усилия, в том числе ликвидация несовершенства законодательства, особенно в части обеспечения его единообразия, классификации полномочий и функций государственных услуг, гарантий безопасности информационно-коммуникационных технологий, обеспечения их совместимости, развития стандартизации в области информационных технологий.
Г.Н. Андреева
2018.03.018. Г.Н. АНДРЕЕВА. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ГЕРМАНИИ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. (Обзор).
Ключевые слова: Германия; информационные технологии; государственное управление; «дигитализация»; суверенитет данных.
Использование информационных технологий в государственном управлении в Германии в настоящее время приобретает широкий размах, ему уделяют большое внимание политики и исполнительная власть, на разных уровнях управления продвигаются многочисленные инициативы в данной области - от объединения порталов на федеральном уровне до городского портала Open Data города Моерса. За 50 лет информационные технологии настолько глубоко проникли в государственное управление, что если бы, как отмечается в немецкой литературе, произошла авария в этой области, то остановилась бы деятельность почти всех подразделений [2, с. 12].
Расходы Германии на информационные технологии составляют около 20 млн евро в год. Каждая реформа в области государ-
ственного управления - это одновременно и проект в области информационных технологий. Однако, хотя в Германии существует несколько тысяч веб-страниц органов власти, исследователи отмечают существенные недостатки в области создания «электронного правительства»: использование цифровых сервисов государственных услуг ниже среднеевропейского; только некоторые государственные услуги могут быть получены онлайн; в запросах государственных услуг сложно отразить существенные жизненные обстоятельства, поскольку многочисленные сайты ведомств не интегрированы; электронные государственные услуги немногочисленны (коммуны, например, в среднем предлагают по две государственные услуги); данные обрабатываются в разных отраслевых информационных системах, которые несовместимы (хотя существуют и успешные проекты интеграции информационных систем, например, в землях Северной Германии). Вместе с тем в стране имеются и очевидные успехи в области применения передовых информационных технологий в области государственного управления, в частности, уже более 20 лет практикуется подача налоговых деклараций в электронной форме [2, с. 13].
Для характеристики применения цифровых технологий в государственном управлении в немецкой литературе используется термин «дигитализация» (Digitalisierung), который означает придание управленческим процессам цифровой формы, что тесно связано с понятием «инновации». Немецкие ученые особо выделяют четыре направления дигитализации: государственные услуги, оказываемые гражданам и обществу; управленческие процессы и взаимоотношения между исполнительной властью, гражданами и бизнесом; собственно информационные технологии, нуждающиеся в контроле; управление в целом [1, с. 15].
Стремительное развитие информационных технологий в частном секторе и появление на рынке новых информационных продуктов создают возможность для разработки новых интегрированных форм контроля за публичной инфраструктурой и участия граждан в государственном управлении, включая планирование в публичной сфере. Отсюда вытекает необходимость мер по повышению способности государственного управления к усвоению инноваций и ускорению.
Немецкое государство в различные исторические периоды инициировало и придавало дополнительный импульс экономическим и технологическим переменам. Продвижение цифровых технологий в сфере государственного управления является именно таким изменением, и оно таит в себе огромные возможности для развития индивидуальной свободы, обеспечения экономического процветания и развития общественных связей. Этот шанс необходимо использовать в государственном управлении.
В немецкой науке разрабатывается концепция «цифровой трансформации» («digitale Transformation»), которая отражает преобразование в цифровую форму различных аспектов управленческой деятельности. По мнению ученых, «цифровая трансформация» позволит решить такие стоящие перед страной задачи, как старение населения, обеспечение здравоохранения, работа в старости, участие мигрантов в жизни, их адаптация в обществе и др. [4, с. 10]. Цифровая трансформация не сводится к общению граждан и органов власти онлайн, а призвана помочь точнее определять потребности граждан и бизнеса, выдвигать соответствующие их интересам предложения, эффективнее выполнять задачи государства, предотвращать злоупотребления в сфере государственных услуг, более целенаправленно инвестировать в инфраструктуру, освобождать персонал от монотонных и повторяющихся действий.
Отмечено, что применение информационных технологий в области государственного управления более эффективно и прозрачно, если одновременно и комплексно обдумываются такие аспекты предполагаемых изменений, как технология, организация и правовое регулирование [2, с. 15].
Однако правовая наука не успевает за потребностями цифровой трансформации государственного управления. Как отмечает профессор Немецкого университета административных наук Шпейера М. Мартини, «исчезающее малое число юристов» занимается данной проблематикой [3, с. VI]. Цифровая трансформация государственного управления требует большего, чем частичная модификация управления. В процессе цифровой трансформации преобразованию подвергаются организация и управленческие процессы всех подсистем.
Появление новых задач в области государственного управления влечет приспособление существующего правового регулирова-
ния и разработку нового. Однако изменение правового регулирования требует предварительного ответа на целый ряд вопросов. Как цифровая трансформация повлияет в перспективе на государственное управление? Как будет выглядеть цифровое демократическое общество Германии через 50 лет? Как оно будет разрешать конфликты, распределять товары, трудиться в условиях расширяющейся роботизации? Могут ли государство и управление быть преобразованы в цифровую форму без угрозы для основных принципов демократического правового государства и защиты прав и свобод человека и гражданина? Насколько пригодны цифровые ресурсы современного государственного управления в цифровом обществе? [3, с. 28].
Если сравнить существующее положение вещей с представлениями о правовом государстве в цифровом мире, то первые действия в направлении цифровой трансформации управления должны включать: предоставление государственных услуг в электронном виде вместо управления, базирующегося на бумажном документообороте; публичный сектор, если он хочет быть включен в цифровую экосистему, должен опираться на базы данных; государство цифрового общества усваивает в публичном пространстве новые формы сетевого сотрудничества; организация управления отражает изменения цифровой окружающей среды; для проявления активности в сетевом пространстве следует выработать подходящие организационные принципы (например, открытости, доверия, гибкости, сотрудничества). Органы государственного управления должны принять в качестве своей основной задачи понимание происходящих перемен в культуре.
Немецкие исследователи полагают, что дорогу к новому порядку в сфере государственного управления позволяет найти изучение трех основополагающих аспектов цифровой трансформации: всеобщего блага, суверенитета данных о личности и транснациональности. Обеспечение всеобщего блага, как принцип, который содержится в Основном законе ФРГ, остается важнейшей задачей и в условиях цифрового взаимодействия человека и машины. Под суверенитетом данных понимается возможность гражданина предоставлять персональные данные и обращаться с ними самостоятельно. Суверенитет данных выступает как важнейшая предпосылка приемлемости цифровых инноваций, их совместимости с
принципами демократического строя. Транснациональность сферы цифрового государственного управления вытекает из растущего международного обмена данными, в результате чего только национального регулирования становится недостаточно и возникает настоятельная потребность в международно-правовом регулировании [3, с. 37].
Список литературы
1. Digitalisierung im Bund, Länder, Gemeinden. IT Organisation, Management und Empfehlungen. - B.: Springer, 2018. - XVI, 335 S.
Дигитализация в федерации, землях, коммунах. Организация информационных технологий, менеджмент и рекомендации.
2. Hunnius S. Stand und Perspektiven der Digitalisierung der Verwaltung // Digitale Transformation der Verwaltung. Empfehlungen für eine gesamtstaatliche Strategie. -Gütersloh: Bertelsmann Stiftung, 2017. - S. 12-16.
Хунниус З. Состояние и перспективы дигитализации управления.
3. Martini M. Digitalisierung als Herausforderung und Chance für Staat und Verwaltung. Forschungskonzept des Programmbereichs «Transformation des Staates in Zeiten der Digitalisierung». - Speyer, 2016. - 119 S. - (Deutsches Forschungsinstitut für Öffentliche Verwaltung Speyer. Discussion Papers).
Мартини М. Дигитализация как вызов и шанс для государства и государственного управления: Концепция исследования программы «Трансформация государства в эпоху дигитализации».
4. Stocksmeier D. Potenziale der digitalen Transformation für die deutsche Verwaltung // Digitale Transformation der Verwaltung. Empfehlungen für eine gesamtstaatliche Strategie. - Gütersloh: Bertelsmann Stiftung, 2017. - S. 10-11.
Штоксмайер Д. Возможности цифровой трансформации для управления в Германии.
2018.03.019. КАМАРА И. СОВМЕСТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В ЕС: МАНДАТ НА ТЕХНИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ И ПРИВАТНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ.
KAMARA I. Co-regulation in EU personal data protection: The case of technical standards and the privacy by design standardisation 'mandate' // European journal of law and technology. - Oxford, 2017. - Vol 8, N 1. -P. 1-24.
Ключевые слова: технические стандарты; Интернет вещей; защита персональных данных; совместное регулирование; саморе-