Научная статья на тему '«Электронное правительство»: словацкий опыт для России*'

«Электронное правительство»: словацкий опыт для России* Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
310
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / "ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО" / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / E-GOVERNMENT / INFORMATION DEVELOPMENT OF PUBLIC AUTHORITIES / E-COMMUNICATION / E-SERVICES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мигаликова Ева

Рассматриваются проблемы и перспективы процесса информатизации общественных организаций и органов государственной власти в Словацкой Республике. Раскрываются основные тенденции и направления работы в сфере формирования эффективно действующей системы предоставления электронных услуг органами управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-Government: the Slovak Experience for Russia

The article analyses problems and prospects of information development of public authorities and nongovernmental organizations in the Slovak Republic. Basic tendencies of forming effective e-services delivering system are covered

Текст научной работы на тему ««Электронное правительство»: словацкий опыт для России*»

тии, поворот к человекоориентированной модели государственного управления, усложнение задач, выполняемых органами государственной службы, изменение качественных характеристик их деятельности определяют объективную необходимость социологического анализа процесса интериоризации социальных ценностей в сфере государственного управления.

Библиографический список

1. Современные зарубежные теории социального изменения и развития [Текст]. - М., 1993.

2. Социологическая энциклопедия [Текст]. - М., 2003.

3. Послание Президента РФ Федеральному собранию [Текст] // Российская газета. - 2008. -6 нояб.

4. Винделъбанд, В. История новой философии в связи с общей культурой и отдельными науками [Текст] / В. Виндельбанд. - СПб., 1905.

5. Риккерт, Г Науки о природе и науки о культуре [Текст] / Г. Риккерт. - СПб., 1911.

6. Вебер, М. Избранные произведения [Текст] / М. Вебер. - М., 1990.

7. Дюркгейм, Э. Ценностные и реальные суждения [Текст] / Э. Дюркгейм // Социс. -1991. - № 2.

8. Парсонс, Т Система современных обществ [Текст] / Т. Парсонс. - М., 1998.

9. Сорокин, П. Социальная и культурная динамика [Текст] / П. Сорокин. - СПб., 2000.

Eva Mihalikova E-Government:

the Slovak Experience for Russia

The article analyses problems and prospects of information development of public authorities and nongovernmental organizations in the Slovak Republic. Basic tendencies of forming effective e-services delivering system are covered.

Key words and word-combinations: information and communication technologies; “e-government”;

information development of public authorities; e-communication; e-services.

Рассматриваются проблемы и перспективы процесса информатизации общественных организаций и органов государственной власти в Словацкой Республике. Раскрываются основные тенденции и направления работы в сфере формирования эффективно действующей системы предоставления электронных услуг органами управления.

Ключевые слова и словосочетания: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); «электронное правительство»; информатизация органов публичной власти; электронная коммуникация; электронные услуги.

УДК 35 ББК 67.401

Ева Мигаликова

«ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»: СЛОВАЦКИЙ ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ*

К ачество жизни современного общества во многом определяется развитием информационно-коммуникационных технологий (1КТ), которые позволяют быстрее, качественнее и с большей безопасностью использовать постоянно растущее количество информации, устранять географические ба-

* Статья является результатом решения задачи VEGA № 1/0127/08 - Идентификация состояния и необходимость введения менеджмента знаний в органах управления Словацкой Республики в контексте общих целей и призывов Европейского Союза.

рьеры при коммуникации, поддерживать конкурентоспособность в новом «обществе знаний». Процесс распространения и совершенствования информационно-коммуникационных технологий затронул все страны Европейского Союза, в том числе Словакию.

В целом Словацкая Республика имеет достаточно высоко развитую рыночную экономику и конкурентоспособную предпринимательскую среду. Но в то же время по уровню развития высокоэффективной «экономики знаний» страна может быть отнесена к числу наиболее слабых членов ЕС. Одной из причин данного положения является недостаток технологической инфраструктуры и цифрового содержания, а также недостаточное использование IKT, главным образом на уровне органов управления обществом. В связи с этим информатизация таких органов и структур входит в число ключевых задач словацкого правительства, и на ее решение выделяются немалые финансовые средства.

Для достижения прогресса в данной области IKT необходимо вводить одновременно с организационными изменениями, внедрением новых методов и навыков работы государственных и муниципальных служащих. Лишь в ходе комплексных изменений существующей системы работы управленческих структур может возникнуть «виртуальный институт», который будет способен предоставлять свои услуги, выполнять требования и предлагать варианты решений, касающихся прав и обязанностей граждан и фирм, при помощи Интернета и иных современных средств коммуникации. Такой институт принято именовать E-Government - «электронным правительством». В целом под данным термином понимаются электронные ресурсы, которые находятся в распоряжении органов управления обществом и в on-line режиме в электронной форме предоставляют необходимую актуальную и верную информацию для граждан, структур и органов управления обществом.

«Электронное правительство» - это, по сути, синоним модернизации управляющих органов, направленной на облегчение процессов оказания ими услуг общественности [1, с. 31]. Одной из целей введения данной технологии является упрощение для граждан процедуры оформления различных документов в органах управления. Реализованный таким образом способ электронной коммуникации обозначается как «электронные услуги» («e-услуги»), ориентированные на решение проблем общественности и обеспечивающие для нее доступ к информации, а также участие в управлении. С помощью e-услуг доступ к информации становится более быстрым и простым, административные вопросы можно решать в любое время и дистанционно, что способствует повышению качества обслуживания и удовлетворенности населения. Уровень предоставления e-услуг оценивается с помощью 4-уровневой шкалы, приведенной в таблице [2].

Согласно приведенным данным используемость e-услуг очень низкая. Главной проблемой является невысокий уровень информированности общества об электронных услугах. Объясняется это тем, что в Словакии все еще доминирует форма личной коммуникации, а on-line-коммуникацию предпочитает только некоторая часть молодежи, население с университетским образованием и занимающееся умственным трудом.

Уровни e-услуг

Обозначение уровня Определение Примеры Процентное выражение использования

Информативный На общедоступном сайте предоставляется основная информация для клиента, необходимая при административном рассмотрении соответствующей общественной услуги Законы, протоколы переговоров, гид административных задач 19

Одностороннее взаимодействие С общедоступного сайта клиент может скачать бланки, формуляры и иные документы, необходимые для административного рассмотрения соответствующей общественной услуги. Все заполнив, он должен послать документы по почте или принести их лично Формуляры для налоговой декларации, смены постоянного места жительства 18

Двустороннее взаимодействие Посредством общедоступного сайта будет возможна коммуникация между исполнителем и клиентом. Данная коммуникация позволит не только скачивать документы, но и отправлять их, получать информацию о текущем состоянии рассмотрения дела. Оформленный документ, однако, клиент должен будет забрать лично или получить по почте Контакт с соответствующим сотрудником посредством электронной почты, отправка заполненного бланка 11

Трансакционный На общедоступном сайте клиент сможет полностью в электронном виде получить соответствующую услугу (включая наблюдение за ходом дела, оформление документов и выполнение финансовой трансакции) е-выборы, налоговая декларация, оплата за курсы, на которые идет запись через Интернет 7

Пользование оп-Ипв-услугами чаще всего происходит посредством Интернет-доступа прямо из дома. Применение персональных компьютеров и Интернета за последние десять лет хоть и стало заметно расти, но теряет прежнюю динамику. В Словакии только 34% жителей имеют Интернет дома [3], что, по данным Евростата, ниже среднеевропейского уровня на 20%. Основной проблемой при использовании в-услуг оказалась грамотность населения в этой области. 50% опрошенных необходима помощь при использовании Интернета, что является следствием, с одной стороны, недостаточного владения новыми технологиями, а с другой - непонятности и сложности процесса осуществления в-услуг.

В целом позиция Словакии в рамках ЕС с точки зрения уровня «электронного правительства» представлена в некоторых исследованиях [4]. Основной

функцией «электронного правительства» является предоставление населению расширенной возможности активно участвовать в работе органов управления благодаря распространению соответствующей информации. Найти необходимые сведения гражданам позволяют информационные порталы [2]. Портал является виртуальной средой, где гражданин «встречается» с органами управления и которая значительно упрощает их коммуникацию.

В Словакии существует Главный портал органов управления, обеспечивающий централизованный и единый доступ к информационным источникам и услугам общественных органов посредством сайта www.portal.gov.sk. Портал содержит подробную информацию, необходимую для пользования электронными услугами, распределенную по разделам.

Преимущество портала - возможность бесплатной регистрации, при которой нужно заполнить колонку локализации пользователя. После этого координаты всех запрашиваемых структур указываются с учетом наилучшей доступности по месту жительства пользователя с соответствующим адресом и контактными данными. Неудобством при регистрации является то, что имя пользователя присваивается самим порталом и его нельзя изменить. Оно указывается в сложной форме, что затрудняет быстрое запоминание, но в то же время препятствует доступу к данным клиента. Следующим преимуществом является облегчение и ускорение работы, связанной с поиском самых используемых услуг, так как они указаны в сегменте «TOP 10». Расширение портала путем дополнения платежного сектора является шагом на пути к достижению трансакционного уровня, когда можно будет проводить оплату on-line за предоставление электронных услуг, хотя данная услуга доступна лишь отдельным пользователям.

Частными критериями оценки успешности портала с точки зрения пользователей является его доступность, используемость и содержательность. Как оказалось, граждане мало знают об электронных услугах органов управления. Лишь 13% населения указывало, что они знакомы с данной областью [5, с. 8-9]. Необходимо, чтобы e-услуги и портал, с помощью которого можно ими воспользоваться, больше пропагандировались. Следует также организовать в административных учреждениях обучение, возможно видеоинструктаж, пользованию Интернетом, оформлению документов электронным путем.

Доступ к порталу должен быть одинаковым для всех, что предусматривает устранение языковых барьеров и учет физических недостатков определенных групп граждан. Например, сайт будет на нескольких языках с так называемым Blind Friendly - для граждан со слабым зрением.

Информатизация органов управления - это концептуально управляемый процесс, направленный на максимальное использование потенциала современных информационно-коммуникационных технологий. Его можно оценивать по разным критериям: уровня информатизации при доступе и трансфере сведений для гражданина, при предоставлении услуг населению, способности предоставлять интегрированные стратегические данные для исполнительной сферы [6]. В Словакии прилагаются максимальные усилия для улучшения ситуации в данной области.

П.А. Малуев

Библиографический список

1. Адамцова, M. Политологический дискурс в Е-Government [Текст] / M. Адамцова // Теория и практика общественных органов. - Кошице, 2004.

2. Мигаликова, E. Менеджерская информатика в общественных органах [Текст] / Е. Мигали-кова, P. Чисарик. - Кошице, 2007.

3. Велшич, M. Цифровая грамотность в Словакии, 2007 [Текст] / M. Велшич. - Братислава, 2007.

4. Capgemini. The User Challenge Benchmarking. The Supply Of Online Public Services // http:// ec.europa.eu/information_society/eeurope/i2010/docs/benchamarking/egov_benchmark_2007.pdf

5. Велшич, M. Что не дает гражданам быть on-line? [Текст] / M. Велшич // Infoware. -2008. - № 3.

6. Информатизация общественных органов (online) // www.rokovania.sk/appl/material.nsf/0/ 4A6DC5A3B3AE03CEC1256DFF0046B3C1/FILE/Zdroj.html

P.A. Maluev

Sources and Functions

of the State Information Policy

in Conditions of Democracy

The author considers the sources and functions specificity of the state information policy in conditions of democracy, leaning on the system understanding of information policy. The author refers the institutes of state and municipal authority, civil society, non-commercial organizations, business-structures and private initiatives of citizens to the basic sources of the state information policy.

Key words and word-combinations: information policy; information sphere; mass media; public discourse; public opinion.

Исходя из системного понимания информационной политики показана специфика источников и функций государственной информационной политики в условиях демократии. К основным источникам информационной политики государства автор относит институты государственной и муниципальной власти, «третий сектор», бизнес-структуры и частные инициативы граждан.

Ключевые слова и словосочетания: информационная сфера; средства массовой информации; информационная политика; общественное мнение; публичный дискурс.

УДК 32.019.5 ББК 66.06

П.А. Малуев

ИСТОЧНИКИ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИИ

емократия всегда предъявляла к политической системе строгое требование: обеспечение высокой степени публичности, информационной открытости и прозрачности интеракций акторов в рамках того или иного политического процесса. В современном обществе это требование все более трансформируется в непреложную ценность демократии.

Одним из институциональных механизмов формирования публичного по своему характеру и содержанию дискурса в масштабах национальных государств считается государственная информационная политика. Являясь стратегически важным видом государственной политики, информационная политика современной России нуждается в дальнейшей научной рефлексии. Отечественным исследова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.