Научная статья на тему 'Информационное взаимодействие власти и общества: повышение роли официального сайта'

Информационное взаимодействие власти и общества: повышение роли официального сайта Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
550
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / САЙТ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / THE ELECTRONIC GOVERNMENT / THE SITE OF PUBLIC AUTHORITY / ELECTRONIC STATE PUBLIC SERVICES / INFORMATION INTERCHANGE / DIGITAL INEQUALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Изотова Вера Филипповна, Изотова Евгения Валерьевна

В статье анализируются вопросы реализации модели электронного управления в России, проблемы практического использования электронных госуслуг. Официальный сайт как средство информационного взаимодействия власти и общества рассматривается на конкретных примерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Problem of the Interaction between Authority and Society

The paper analyzes the issues of electronic governance model realization in Russia, to the problems of electronic state public services practical application. The official website is considered as information policy powerful engine for affecting dialog between authority and society and the problem is discussed by concrete examples.

Текст научной работы на тему «Информационное взаимодействие власти и общества: повышение роли официального сайта»

Настройка списка адресов

Поля

Фамилия J

Имя

Отчество

Организация

Должность

Дата

Сумма цифрами

Сумма прописью

ФИО директора

ФИО главного бухгалтера > ' ■

zl

JLJxj

Добавить...

Удалить

Переименовать,.,

ОК

Отмена

Рис 7. Добавление полей слияния для справки

Для юристов будет полезно использовать в своей профессиональной деятельности описанную технологию создания серии однотипных документов в текстовом процессоре с целью автоматизации электронного документооборота юридических документов, предназначенных для массовой рассылки.

1 См.: ЕреськоП.В., СенинаЕ.В. (Варламова Е.В.). Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика и математика» (раздел Microsoft Word): учебно-методическое пособие. Саратов, 2007. С. 68.

2 См. : Примерная форма справки с места работы для предъявления по требованию (на получение визы, в банк и т. д.). Разработана компанией «ГАРАНТ». 2011.

В.Ф. Изотова, Е.В. Изотова

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА:

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА

В статье анализируются вопросы реализации модели электронного управления в России, проблемы практического использования электронных госуслуг. Официальный сайт как средство информационного взаимодействия власти и общества рассматривается на конкретных примерах.

Ключевые слова электронное правительство, сайт органа государственной власти, электронные государственные услуги, информационный обмен, цифровое неравенство.

V.F. Izotova, E.V. Izotova

TO THE PROBLEM OF THE INTERACTION BETWEEN AUTHORITY AND SOCIETY

The paper analyzes the issues of electronic governance model realization in Russia, to the problems of electronic state public services practical application. The official website is considered as information policy powerful engine for affecting dialog between authority and society and the problem is discussed by concrete examples.

Keywords: the Electronic government, the site of public authority, electronic state public services, information interchange, digital inequality.

Постоянное взаимодействие власти и общества характерно для развитых демократий. В них общественное мнение является важной силой, влияющей на по-

© Изотова Вера Филипповна, 2013

Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информатики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Изотова Евгения Валерьевна, 2013

Кандидат филологических наук, доцент кафедры культурологии (Саратовский государственный техни-210 ческий университет имени Ю.А. Гагарина); e-mail: [email protected]

литику государства. Как отмечает Н.А. Романович, «основная потребность (общества) — это уверенность в «правильном пути» развития страны. Легитимна будет в России та власть, которая даст народу эту уверенность»1. Обществу свойственно сомневаться в правильности действий власти. Оно хочет понимать, какие цели ставятся властью и какие шаги предпринимаются для их достижения. Общественный интерес к деятельности властных структур в нашей стране растет, делая необходимым интенсивный и постоянный диалог между социумом и властью.

Упрощению процедуры доступа к информации органов государственной власти (ОГВ) и предоставляемыми ОГВ услугами, уменьшению времени на их получение способствует реализация модели электронного правительства (ЭП), по сути электронной, дистанционной формы управления государством. Широкое использование ОГВ информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при реализации своих функций и полномочий решает актуальную для нашей огромной страны проблему обеспечения информацией и государственными услугами удаленного заявителя, способствует сокращению бюрократического аппарата и расходов на его содержание, повышению эффективности государственного и муниципального управления и российской экономики в целом.

В нашей стране концептуальные основы электронного управления были заложены Федеральной целевой программой (ФЦП) «Электронная Россия (2002-2010)»2, которая хотя, по мнению многих, и не была выполнена в полном объеме, тем не менее, способствовала разработке Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации3. С целью дальнейшего совершенствования ЭП была принята и реализуется ФЦП «Информационное общество (20112020 годы)»4, которая предусматривает оказание широкого спектра государ- ш ственных услуг хозяйствующим субъектам и гражданам путем использования н сетевых технологий и сети Интернет. В частности, было осуществлено внедрение С

а

ИКТ в деятельность государственных и муниципальных органов власти, создан т

о

официальный сайт Правительства РФ5, электронного правительства в России к

о

E-GOV 2.06, разделы «Электронное правительство» или «Электронные услуги» О' на официальных сайтах правительств многих субъектов РФ. |

В последние годы была проведена большая работа по созданию законодатель- о ной базы электронного управления. Два основополагающих закона в этой сфе- |

О

ре — Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа Ю к информации о деятельности государственных органов и органов местного са- и моуправления»7 и Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организа- с

к

ции предоставления государственных и муниципальных услуг»8 (далее — Закон № 210-ФЗ) хочется выделить особо, поскольку принятие именно этих законов Ц способствовало большей открытости власти, повышению доверия к ней граждан. | А.В. Червяковский, анализируя Федеральный закон «Об обеспечении до- • ступа к информации о деятельности государственных органов...», отмечает, 9 что «в данном Законе впервые подробно раскрывается механизм реализации ^ гражданами права на доступ к информации», законодательно закреплено поня- 3 тие «информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и делает вывод о том, что «практически вся информация, находящаяся в ГОВ или ОМС, должна быть доведена до сведения пользователя, кроме информации, доступ к которой ограничен в соответствии со ст. 5 Закона. Но на практике данное определение принимается в узком смысле»9. Закон предписывает каждому ОГВ создать свой официальный сайт с указанием электронной 211

почты и адреса, если у органа нет возможности разместить информацию таким способом, то она может быть размещена на официальном сайте субъекта РФ.

Доступность Интернета расширяет круг участников коммуникации, вовлекая в него представителей различных профессиональных и социальных кругов. Пользователи хотят получать информацию оперативно, из первых уст и демонстрировать свою реакцию на нее. Именно поэтому наблюдается рост популярности микроблогов и видеотрансляций. С сожалением приходится констатировать, что в большинстве случаев власть не замечает или не хочет замечать этой потребности социума. Как правило, интернет-ресурсы властных структур носят презентационный характер. Это наглядно демонстрирует рейтинг, который ежегодно, начиная с 2004 г., составляет Фонд свободы информации10. Опираясь на результаты веб-контент-анализа, эксперты Фонда оценивают выложенные в сеть ресурсы по 32 параметрам. Основными критериями оценки становятся полнота представленной информации, ее актуальность, навигационная и Ы;ш1-доступность, возможность скачивания информации файлом, графическая интерпретация.

Сайт Правительства Саратовской области в 2012 г. занял в этом рейтинге только 78-е место. Степень открытости информации о деятельности исполнительной власти нашего региона составила, по оценкам экспертов Фонда, лишь 25,737 %. Вероятно, для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию, в сентябре 2012 г. был представлен новый сайт Правительства Саратовской области11. Теперь веб-ресурс имеет современный дизайн, демонстрирует четкое композиционное решение главной страницы. Цветовое решение осталось прежним — цвета нацио-а нального флага, но тона выбраны более светлые, в графике появилась прозрач-? ность, меню стало более лаконичным и логичным. На главной странице сайта, 8 помимо новостной ленты, появились видеоролики и фоторепортажи, заработал поиск по сайту. Под вертикальным меню и под рубрикой «Актуально» оставлены

1 пустые блоки, которые, вероятно, позднее будут заполнены новыми рубриками. | Изменения на сайте Правительства Саратовской области пока в большей степени

го

| коснулись формы. Какими будут изменения содержания, мы можем предполо-

| жить, рассмотрев сайт Правительства Ростовской области, который занимает

| в рейтинге Фонда свободы информации 1-е место и характеризуется 100 %-ной

2 открытостью и доступностью информации.

° Раздел «Губернатор», посвященный В. Радаеву, включает пять рубрик: ж «Новости», «Выступления и интервью», «Биография», «Рабочие поездки и | официальные визиты», «Фотографии». Раздел с таким же названием на сайте I Правительства Ростовской области12 имеет более сложное и разнообразное на° полнение. Он объединяет 15 рубрик, демонстрирующих ориентацию сайта на

0

° различные группы пользователей, интересующихся всевозможными аспектами ¿5 деятельности руководства области: «Биография», «Полномочия», «Поручения

1 губернатора», «Выступления, обращения», «Стенограммы встреч, совещаний»; | «Пресс-конференции»; «Интервью, публикации»; «Цитаты»; «Блог»; «Фото»;

«Видео»; «Аудио»; «Заместители»; «Губернаторские стипендии и программы». Отметим, что в рубрику «Биография» включена информация широкой тематики. Помимо сведений об образовании и профессиональных достижениях руководителя области, публикуются ежегодные отчеты о его деятельности, сведения о доходах губернатора и его супруги, портретное фото для скачивания в большом 212 разрешении, контактная информация (телефон приемной и адрес электронной

почты). Особый интерес вызывает рубрика «Поручения губернатора», на странице которой представлена таблица с информацией о поручениях, сроках исполнения, ответственных лицах, результатах работы и замечаниях к ним.

Анализируя сайты региональных правительств, названия и адреса которых приведены в таблице, можно видеть, что наблюдается значительное разнообразие в адресации, наименовании, рубрикации и наполнении этих ресурсов, что затрудняет быстрое получение необходимой информации.

Интернет-адреса сайтов субъектов Федерации

Наименование сайта Адрес

Губернатор и Правительство Волгоградской области (официальный портал) http ://www.volganet .ru/

Правительство Саратовской области http://saratov.gov.ru/

Правительство Самарской области http://www.samregion.ru/

Официальный портал Правительства Ростовской области http://www.donland.ru/ области

Московская область http ://www. mo sreg.ru/

Портал органов власти Калужской области http: //www. admoblkaluga.ru / main /

Иркутская область (официальный портал) http: //www. irkobl .ru/

Официальный сайт Администрации Ленинградской области http ://www. lenobl.ru/

На наш взгляд, следует ввести единую адресацию ОГВ по примеру США, где подобные порталы объединены в один домен.доу.

На главную страницу сайта в качестве обязательных рубрик в первую очередь должны быть вынесены телефоны горячих линий, ссылки на основные госуслуги, разделы, в которых предлагается помощь пользователю, вплоть до рубрик «Ликвидация последствий стихийных бедствий», как это сделано на официальном сайте Правительства Австралии13.

В Закон о доступе к информации следует добавить перечень обязательной информации, которая должна содержаться на официальных сайтах ОГВ, и требование единой рубрикации, что позволило бы контролировать и совершенствовать деятельность порталов по их ведению и функционированию.

На урегулирование процедуры предоставления государственных услуг в электронном виде направлен Закон № 210-ФЗ. Основными целями этого Закона являются повышение качества предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций, предусматривающих взаимодействие с гражданами или организациями, а также повышение эффективности и результативности деятельности ОГВ и органов местного самоуправления (ОМС).

Во исполнение Закона № 210-ФЗ на Едином портале государственных и муниципальных услуг14 организован доступ ко всем видам электронных госуслуг. Это, несомненно, прекрасно организованный и профессионально заполненный ресурс, на нем удобно осуществляется доступ ко всем госуслугам. Однако в настоящем виде его возможностями способен воспользоваться или обученный

специалист, или хорошо образованный и активно пользующийся ИКТ человек, но далеко не каждый пользователь сети Интернет.

В этой связи необходимо остановиться на проблеме «цифрового неравенства», под которым чаще всего понимаются неравные возможности доступа к информационным технологиям. Нам близка позиция А.А. Чеботаревой, которая считает, «что цифровое неравенство — это социально-экономический феномен, являющийся следствием разницы в уровне дохода, грамотности и образования, степени развития определенных навыков, различия в сфере бизнеса, культуры, законодательства»15. Для обеспечения цифрового равенства граждан, по ее мнению, «необходимыми условиями являются: равенство в доступности технических средств; равенство в навыках использования ИКТ»16.

В части доступности технических средств сделано многое, что подтверждается статистическими оценками. По данным ФОМ, на осень 2011 г. месячная аудитория интернета в России составляет около 47 % всего совершеннолетнего населения страны17. По данным TNS, на начало 2012 г., возможность выходить в сеть из дома есть уже у 92 % пользователей, проживающих в городах с населением свыше 100 тыс. чел.18

Если же говорить о навыках использования ИКТ, то здесь равенства достигнуть значительно труднее, поскольку на него влияют многие факторы: это и образование, и общий культурный уровень, и способность к обучению, которая, к сожалению, с возрастом снижается, и просто отсутствие желания обучаться чему-либо, а ведь «осчастливить насильно» удается немногих. Для решения этой проблемы весьма полезным оказывается опыт банков с добровольно-принудительным внедрением электронных карт. Когда клиента вынуждают пользоваться картой, но при этом обучают и постоянно консультируют у банкоматов и платежных терминалов, которые установлены в достаточном количестве. Конечно, все это требует значительных вложений и усилий, но они окупаются сторицей.

На наш взгляд, наиболее востребованные госуслуги должны рекламироваться и популяризироваться всеми возможными способами:

через средства массовой информации, с использованием демонстрационных роликов;

на портале госуслуг, например, в виде графических объектов, указывающих путь решения проблемы и наглядных тренажеров, открываемых ссылкой «Войди и научись — это просто»;

в госучреждениях должны быть выделены компьютеры, постоянно подключенные к сайту «Госуслуги», на которых клиент бесплатно под руководством консультанта будет обучен использованию электронных госуслуг, особенно эта мера актуальна для отдаленных населенных пунктов.

Таким образом, роль интернет-ресурсов властных структур крайне важна. Они должны быть наполнены актуальной, полной, разнообразной и легко находимой информацией, которая даст правдивое представление о деятельности органов власти.

1 Романович Н.А. Образ власти как отражение российской политической культуры // Вестник Воронежского государственного ун-та. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. №1. С. 170.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 5, ст. 531.

3 См.: Российская газета. 2008. 16 февр.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 46, ст. 6026.

О.Л. Солдаткина

• Информационно-правовая политика: дефиниция, сущность, субъекты

5 См.: Сайт Правительства Российской Федерации. URL: www.government.ru (дата обращения: 29.11.2012).

6 См.: Электронное правительство России. URL: http://open-gov.ru/ (дата обращения 29.11.2012).

7 См.: Российская газета. 2009. 13 февр.

8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 31, ст. 4179.

9 Червяковский А.В. Проблемы законодательного обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти // Информационное право. 2011. № 1. С. 6-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 См.: Суворова Т. Мониторинг официальных сайтов органов власти как эффективный инструмент общественного контроля. URL: http://www.svobodainfo.org/ru/node/2157 (дата обращения: 10.10.2012).

11 См.: Сайт Правительства Саратовской области. URL:www.saratovgov.ru (дата обращения: 29.11.2012).

12 См.: Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: www.donland.ru (дата обращения: 29.11.2012).

13 Australian Government: the official website. URL http://australia.gov.au/ (дата обращения: 29.11.2012).

14 См.: Единый портал государственных и муниципальных услуг. URL: www.gosuslugi.ru (дата обращения: 29.11.2012).

15 Чеботарева А.А. Эволюция института прав человека в условиях развития информационного общества // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 6. С. 27-33.

16 Там же.

17 См.: Развитие Интернета в регионах России. Весна 2012. URL: http://company.yandex.ru/researches/ reports/internet_regions_2012.xml (дата обращения: 30.11.2012).

18 См.: Там же.

О.Л. Солдаткина

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА: ДЕФИНИЦИЯ, СУЩНОСТЬ, СУБЪЕКТЫ

В статье закладываются теор^ические основы для дальнейших исследований одного из видов правовой политики — информационно-правовой политики, включая формирование дефиниции, определение сущности и субъектов выбранного объекта.

Ключевые слова: правовая политика, информационно-правовая политика, субъекты информационно-правовой политики, информационное общество, информатизация.

O.L. Soldatkina

INFORMATION LEGAL POLICY: DEFINITION, ESSENCE, SUBJECTS

In the article theoretical bases for further researches of one of types of legal policy — information legal policy, including definition formation, definition of essence and subjects of the chosen object are put.

Keywords: legal policy, information legal policy, subjects of information legal policy, information society, information.

Сегодня уже невозможно поспорить с тем фактом, что идущие во всем мире процессы информатизации и компьютеризации становятся определяющими направление развития социума. На всех уровнях государственной власти говорится о том, что построение информационного общества нового порядка, при котором статус и положение государства определяют качество и количество ресурсов информации, а большинство работающих либо занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, либо не в состоянии выполнять свои производственные обязанности без этих процессов — одна из важнейших задач Российского государства. Так, в 2002 г. Правительством РФ была принята Фе-

© Солдаткина Оксана Леонидовна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент кафедры информатики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.