Научная статья на тему 'Электронное правительство как новый способ предоставления государственных услуг'

Электронное правительство как новый способ предоставления государственных услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1265
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / E-GOVERNMENT / ПРАВИТЕЛЬСТВО / ОНЛАЙН / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / GOVERNMENT SERVICES / УСЛУГИ / SERVICES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / INFORMATION SYSTEMS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / GOVERNMENT ON-LINE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чумаков Дмитрий Владимирович

В статье рассматривается электронный ресурс правительства Российской Федерации. Показана актуальность его создания, а также те виды услуг, которые оно помогает оказать. Заканчивается статья сравнением электронного правительства России с электронными правительствами других стран и оценкой эффективности работы электронного правительства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство как новый способ предоставления государственных услуг»

2. Общая теория статистики: Учебник.-2-е изд., испр. и доп. М.: Инфра-М, 2007. 416 с.

3. Ильясова К. Х., Дышниева М. М. Инновационное развитие Чеченской Республики. // Международный журнал «Science Time». № 3. Казань. С. 203.

4. Ялмаев Р. А. Полный курс лекций по «Экономике ЧР». С. 10.

5. Чеченстат - информационный сборник. С. 15.

E-government as a new way of providing public services Chumakov D.

Электронное правительство как новый способ предоставления государственных услуг Чумаков Д. В.

Чумаков Дмитрий Владимирович / Chumakov Dmitry — магистр, экономический факультет, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается электронный ресурс правительства Российской Федерации. Показана актуальность его создания, а также те виды услуг, которые оно помогает оказать. Заканчивается статья сравнением электронного правительства России с электронными правительствами других стран и оценкой эффективности работы электронного правительства России.

Abstract: the article under consideration studies Russian e-government. Provides the characteristics of the sustainability management style. Shows the urgency of its creation, as well as the types of providing services. Ends with comparing the Russian e-government and e-governments of other countries and the evaluation of the effectiveness of e-Russian government.

Ключевые слова: электронное правительство, правительство, онлайн, государственные услуги, услуги, информационные системы, информационные технологии.

Keywords: e-government, government online, government services, services, information systems, information technology.

В современном мире все большую роль играют информационные технологии. Развитие сети интернет, облачных серверов для хранения данных или операционных систем для компьютеров не только упрощает и улучшает повседневную жизнь людей, но и является фактором развития экономики, в том числе и сферы услуг. Так, с использованием интернета, услуги становятся более доступными.

Почему данный фактор - создание информационной платформы для коммуникации между населением страны и правительством - можно расценивать как положительный? Все дело в том, что во все времена не у всех людей была возможность коммуницировать с правительством той страны, чьими гражданами они являются. Этому могло быть множество причин, как, например, болезнь. Но, как, в таком случае, они могут получить те услуги, которые по праву принадлежат им? И информационное правительство решает данные и другие, аналогичные, проблемы.

Так что же такое электронное правительство? Электронное правительство - это «новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов» [1]. Из определения следует, что создание электронного правительства направленно, в первую очередь, на то, чтобы как можно более число граждан страны воспользовались государственными услугами. А как воспользовались? Ответ - с помощью информационно-коммуникационных технологий. Это и понято, ведь в современном мире уже просто общение перешло в социальные сети или просто в интернет. А, значит, нельзя сомневаться в том, что данная инициатива будет провальной. В этой связи, мне представляется, что создание электронного правительства, это еще и в некоторой степени создание лояльности к себе со стороны граждан. Через создание электронного правительства правительство Российской Федерации показывает, что ему не все равно на тех граждан, кто не имеет возможности потреблять предоставляемые ему государственные услуги. Но, также, правительство Российской Федерации показывает, что оно идет в ногу со временем и является

современным. Ведь вся молодежь России, да и мира, сегодня используют гаджеты, планшеты и т.п. не только во время отдыха, но и в работе. Поэтому, молодому человеку легче проверить свои штрафы, нажав пару кнопок и введя свои персональные данные, чем тратить время, силы и деньги для поездки на другой конец города в пункт ГИБДД.

Если говорить о том, что же позволяет электронное правительство, то можно выделить такие пункты, как [1 ]:

• проще и быстрее оказывать услуги населению и бизнесу;

• активнее включать граждан в процесс самообслуживания;

• повысить уровень технологической грамотности граждан;

• увеличить активность избирателей в процессах руководства и управления страной;

• снизить влияние географического местонахождения граждан.

Но что же касается отличия электронного правительства России от электронных правительств других стран, то для того, чтобы его определить, мы должны ввести определенные характеристики или параметры. В рамках данной работы, мы не будем выделять возможные параметры и пытаться оценить, а главное сравнить, с их помощью качество электронного правительства разных стран. Но, для объективной картины, чтобы понимать, как на сегодняшний день обстоит дело с электронным правительством разных стран, приведем уже готовое сравнение и статистику по электронным правительствам (e-govemment). Результаты исследования - "UNITED NATIONS E-GOVERNMENT SURVEY 2014" - будут лучшим примером, с помощью которого мы сможем увидеть, насколько отличаются электронные правительства разных стран. Остановимся же на тех характеристиках, которые использовались для оценки электронного правительства в данном исследовании. Это [2] - OSI—Online Service Index, TII—Telecommunication Infrastructure Index и HCI—Human Capital Index. На основании этих индексов и был составлен данный рейтинг, в котором Российская Федерация не представлена в лидерах. Связан данный факт с тем, что «согласно Концепции, электронное правительство должно было создаваться в два этапа [3]:

1) 2008 год - разработка и утверждение необходимых документов;

2) 2009-2010 годы - практическое внедрение».

а значит электронное правительство Российской Федерации «более молодое», чем электронные правительства других стран. И именно поэтому, пока ему не получается составить конкуренцию ведущим e-government. Но это не значит, что электронное правительство российской Федерации вообще не представлено в данном рейтинге. Все дело в том, что у электронного правительства относительно невысокие рейтинговые баллы. Как мы видим, позиции российского электронного правительства не такие и низкие - мы находимся в одной группе с Турцией, Грецией, Китаем и Бразилией. Но, в то же время, нашей системе электронного правительства есть, куда стремится - в группу, балл которой больше 0,75.

Интересно было бы определить, какие же услуги предлагает электронное правительство и как часто ими пользуются. Для ответа на последние вопросы можно воспользоваться социологическим исследованием ВЦИОМ, проведенным в 2013 году. Так, например, «Наиболее важные сферы, в которых инструменты Электронного правительства необходимы -это ЖКХ (71% от числа опрошенных), здравоохранение (58%), социальная поддержка граждан (50%), вопросы правопорядка и безопасности (46%), транспортные проблемы (45%), занятость населения (42%), образование (42%), регистрация актов гражданского состояния (37%), экология (36%)» [4]. При этом только «6% опрошенных ответили, что электронное правительство не решает никаких проблем» [4]. Это свидетельствует о том, что с момента запуска электронного правительства, многие стали им пользоваться. А последнее уже может говорить, в той или иной степени, о развитии информационного общества в Российской Федерации. С другой стороны, пользование определенными услугами через информационный портал электронного правительства, не говорит о том, что эта платформа полностью удовлетворяет потребности пользователей. Ведь, если граждане пользуются электронным правительством для оплаты штрафов, то это не значит, что они не хотели бы оплачивать, например, ЖКХ через этот же ресурс. Поэтому, очень важно, чтобы сайт электронного правительства предоставил пользователям такие возможности.

Что касается спектра предоставляемых онлайн-услуг, то он весьма обширен. Также сайт сделан очень удобно, что позволяет пользователям без труда найти необходимую услугу - как по ведомствам или и по категориям, так и по, например, жизненным ситуациям. Все это удобство позволяет сайту электронного правительства достигать того, ради чего и была создана данная платформа. А именно [1]:

• проще и быстрее оказывать услуги населению и бизнесу;

• активнее включать граждан в процесс самообслуживания;

• снизить влияние географического местонахождения граждан.

Конечно, нельзя заявлять, что электронное правительство Российской Федерации в скором времени вытеснит обычное (традиционное) правительство. Ведь оно еще не так популярно в России. Связано это, во-первых, с тем, что многие граждане России не знают о существовании электронного правительства. Также, в нашей стране, все еще отсутствует широкое и повсеместное использование интернет услуг (естественно, если говорить через призму сравнения с западными, более развитыми, странами). К тому же, на мой взгляд, население России не доверяет электронному правительству в том смысле, что многие не хотят вводить свои персональные данные или же переводить собственные денежные средства, пусть и в счет оплаты услуг.

Однако, электронное правительство Российской Федерации, все же набирает популярность, делает предоставление услуг для населения более доступным. И поэтому сейчас нельзя судить об эффективности или неэффективности электронного правительства. Ведь все точки на и расставит время. Сейчас же можно заключить одно - электронное правительство помогает большому количеству людей воспользоваться теми услугами, которыми раньше им было воспользоваться гораздо сложнее или вообще невозможно.

Литература

1. Портал государственных услуг Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/ (дата обращения: 11.11.2016).

2. Сайт международной государственной объединенной сети. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unpan.org/e-government/ (дата обращения: 11.11.2016).

3. Научная Электронная библиотека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.monographies.ru/ru/book/section?id=2993/ (дата обращения: 12.11.2016).

4. Экспертный центр электронного государства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2013/06/Survey_EGov_EDemocracy.pdf/ (дата обращения: 13.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.