Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК БАЗОВЫЙ ИНСТИТУТ И СИСТЕМНЫЙ ГЕНЕРАТОР ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ'

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК БАЗОВЫЙ ИНСТИТУТ И СИСТЕМНЫЙ ГЕНЕРАТОР ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронное правительство / цифровизация / институциональные инновации / государственные услуги / государственное управление / e-government / digitalization / institutional innovations / public services / public administration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.А. Столярова, Д.Ш. Мусостова, А.А. Ваганов

Одно из важнейших достижений современного информационно-цифрового общества – электронное правительство – это способ организации деятельности органов власти, основанный на всеохватном применении достижений четвертой промышленной революции. Внедрение электронного правительства способствует снижению транзакционных издержек, повышению эффективности работы правительства на всех его уровнях и повышению качества жизни граждан. Осуществляя такие важнейшие функции, система электронного правительства, как один из базовых институтов в государстве, является одновременно драйвером и генератором совершенствования институциональной инфраструктуры для поддержки и стимулирования развития инновационной экономики. Именно этим вопросам посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC GOVERNMENT AS A BASIC INSTITUTE AND A SYSTEM GENERATOR OF INSTITUTIONAL CONDITIONS FOR INNOVATIVE ECONOMY

One of the most important achievements of the modern information and digital society – e-government is a way of organizing the activities of government bodies, based on the inclusive application of the achievements of the fourth industrial revolution. The introduction of e-government helps to reduce transaction costs, improve the efficiency of the government at all its levels and improve the quality of life of citizens. By carrying out such important functions, the e-government system, as one of the basic institutions in the state, is both a driver and a generator for improving the institutional infrastructure to support and stimulate the development of an innovative economy. This article is devoted to these issues.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК БАЗОВЫЙ ИНСТИТУТ И СИСТЕМНЫЙ ГЕНЕРАТОР ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2022-43-5-293-298 EDN: KGFFMC

М.А. Столярова - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, stolyarova.m@kubsay.ru,

M.A. Stolyarova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of accounting theory, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

Д.Ш. Мусостова - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Грозный, Россия, Goldzr@yandex.ru,

D.Sh. Musostova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics and economic security of industries and enterprises, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia;

А.А. Ваганов - обучающийся, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, vaganov.anton@mail.ru,

A.A. Vaganov - student, Southern federal university; Rostov-on-Don, Russia.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК БАЗОВЫЙ ИНСТИТУТ И СИСТЕМНЫЙ ГЕНЕРАТОР ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ ELECTRONIC GOVERNMENT AS A BASIC INSTITUTE AND A SYSTEM GENERATOR OF INSTITUTIONAL CONDITIONS FOR INNOVATIVE ECONOMY

Аннотация. Одно из важнейших достижений современного информационно-цифрового общества - электронное правительство - это способ организации деятельности органов власти, основанный на всеохватном применении достижений четвертой промышленной революции. Внедрение электронного правительства способствует снижению транзакционных издержек, повышению эффективности работы правительства на всех его уровнях и повышению качества жизни граждан. Осуществляя такие важнейшие функции, система электронного правительства, как один из базовых институтов в государстве, является одновременно драйвером и генератором совершенствования институциональной инфраструктуры для поддержки и стимулирования развития инновационной экономики. Именно этим вопросам посвящена данная статья.

Abstract. One of the most important achievements of the modern information and digital society - e-government is a way of organizing the activities of government bodies, based on the inclusive application of the achievements of the fourth industrial revolution. The introduction of e-government helps to reduce transaction costs, improve the efficiency of the government at all its levels and improve the quality of life of citizens. By carrying out such important functions, the e-government system, as one of the basic institutions in the state, is both a driver and a generator for improving the institutional infrastructure to support and stimulate the development of an innovative economy. This article is devoted to these issues.

Ключевые слова: электронное правительство, цифровизация, институциональные инновации, государственные услуги, государственное управление.

Keywords: e-government, digitalization, institutional innovations, public services, public administration.

Процесс диджитализации в рамках «Индустрии 4.0» (четвертой промышленной революции) охватывает все сферы нашей жизни. И исключением не является преобразование формы и характера взаимодействия граждан с органами государственного и муниципального управления. Итогом этой трансформации стало рождение «Электронного правительства».

В современных публикациях отмечается, что «становление электронного правительства произошло в большинстве стран мира - как развитых, так и развивающихся - в 2000-х годах. Основная причина востребованности проекта «электронное правительство» заключалась в том, что внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельность органов государственной власти связывалось с повышением эффективности и результативности их работы, позволяло существенно сократить расходы на содержание структур исполнительной власти» [4].

За годы развития концепции информатизации и цифровизации и её применения в практике государственного управления были разработаны различные «программы развития электронного правительства, например:

- «Правительственный план действий для информационного общества», Франция, 1998 г.;

- «Электронное правительство: стратегические рамки для государственных служб в информационную эпоху» Великобритания, 2000 г.;

- «План действий по электронному правительству» Сингапур, 2000 г.;

- «Электронное правительство - цифровое будущее: политика в области информационных технологий для государственных служб», Южно-Африканская республика, 2001 г.

- «Национальный план действий по управлению», Индия, 2003 г.;

- ФЦП «Электронная Россия 2002-2010 годы», Россия, 2002 г.» [4].

Также существуют обширные доклады и исследования ООН. Таким образом, в настоящее время представляется возможным оценить роль электронного правительства как базового института и как системного генератора институциональных условий инновационной экономики.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» [1]. Электронное правительство - это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Следует отметить, что данное в распоряжении правительства определение не является исчерпывающим. Изучая различные государственные программы и исследования, можно найти разные подходы к определению сущности электронного правительства, но так или иначе все определения ставят во главу угла использование информационных технологий в целях повышения эффективности, оптимизации работы правительства и улучшения качества жизни населения.

UN-ASPA (United Nations-American Society for Public Administration) выделяет пять этапов развития электронного правительства [10], представленных в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика этапов развития электронного правительства [10]

Этап Описание Отличительные черты

Развивающееся присутствие в Интернете Сайты служат общедоступным источником информации. Предоставляется статическая информация о правительстве. Есть раздел «Часто задаваемые вопросы» и «Контактная информация». - Телефонные номера; - Почтовый адрес; - Адрес электронной почты; - Предлагаемые услуги; - Полномочия, Организационная Структура; - ЧаВо.

Расширенное присутствие в Интернете Доступ к конкретной информации, которая регулярно обновляется. Домашняя страница центрального правительства может выступать в качестве портала для сайтов других ведомств. Полезные документы можно загрузить или заказать онлайн. Доступны функции поиска, электронная почта и комментарии. - Обновления не реже 1 раз в 45 дней; - Доступны формы заявлений (html, word, иногда zip, pdf); - Функция поиска / Карта сайта; - Доска объявлений / Форма обратной связи; - Информационные бюллетени или Публикации

Интерактивное присутствие в Интернете Веб-сайт национального правительства часто выступает в качестве портала. Пользователи могут осуществлять поиск в специализированных базах данных. Формы заявлений можно загрузить и/или отправить онлайн. Начинают появляться защищенные сайты и пароли. - Загружаемые формы заявлений (pdf, zip); - Специализированные базы данных; - Подача онлайн-форм; - Интерактивные элементы, например, Чат или Форум; - Логин пользователя и пароль (для внутреннего использования или общедоступный)

Транзакционное присутствие в Интернете Пользователи могут проводить полные и безопасные транзакции онлайн. Правительственный веб-сайт позволяет пользователям настраивать портал для прямого доступа к услугам на основе конкретных потребностей и приоритетов. Высокий уровень защиты данных. - Логин и пароль для общего пользования (НЕ исключительно для внутреннего использования); - Безопасное соединение (http); - Онлайн-Оплата; - Подтверждение запроса (подтверждение по электронной почте/ квитанция о подтверждении); - Отображение Политики безопасности и конфиденциальности

Полностью интегрированное присутствие в Интернете Страна предоставляет все услуги и ссылки через единый портал. Отсутствие четкой границы между различными ведомствами и отделами. Все транзакционные услуги, предлагаемые правительством, будут доступны онлайн - Доступ ко всей информации и услугам ведомства можно получить через Портал управления; - Согласованный интерфейс, охватывающий все прикрепленные ведомства, заинтересованные учреждения и все службы; - Услуги являются полностью транзакционными онлайн; - Пользователь может настроить свою страницу на Портале; - Поисковая система охватывает прикрепленные веб-сайты

Основными субъектами электронного правительства являются:

- правительство (G);

- бизнес (B);

- гражданин (C);

- неправительственные (негосударственные, общественные) организации (NGO);

- знания (K).

Отсюда, соответственно, формируются различные возможные типы взаимодействий между субъектами: G2G, G2B, G2C, G2N, G2K.

Внедрение электронного правительства приводит к следующим положительным эффектам:

- повышение скорости документооборота и выполнения операций;

- сокращение транзакционных издержек;

- повышение прозрачности работы ведомств;

- повышение качества коммуникаций между всеми субъектами электронного правительства.

Оценка качества работы электронного правительства, безусловно, важна. Помочь в этом может обзор электронного правительства Организации Объединенных Наций [11], который публикуется каждые два года и насчитывает уже более 10 выпусков.

Обзор включает в себя анализ данных в глобальном и региональном контекстах, исследование развития местного электронного правительства на основе Индекса LOSI(Local Online Service Index) -индекс местных онлайн-услуг Организации Объединенных Наций, рассмотрение вопроса о гибридных цифровых обществах, а также тенденции и события, связанные с будущим цифрового правительство. Как и во всех изданиях, в нем представлены обширные приложения, посвященные его данным, методологии и связанным с ними инициативам в области экспериментальных исследований.

Результаты обзора тестируют положительную динамику развития электронного правительства в мире. Так, глобальный средний индекс развития электронного правительства (EDGI) вырос с 0,5988 в 2020 г. до 0,6102 в 2022 г., а 14 стран перешли из своей категории развития в категорию стран с более высоким уровнем развития. Среди них как дружественные нам - Сербия, Грузия, КНДР, Таджикистан, Перу и другие, так и недружественные - Украина.

По состоянию на 2022 г. Россия занимает 42 место в рейтинге стран по индексу развития электронного правительства [6] (EGDI) со значением 0,8162, попадая в категорию стран V2 - «Страны с очень высоким уровнем развития».Верхние строчки списка занимают Дания, Финляндия, Республика Корея, Новая Зеландия и Исландия.

Динамика индекса для России положительна на протяжении всего рассматриваемого ООН периода, однако наблюдается снижение позиции в общем рейтинге при росте показателя индекса. Это говорит о торможении темпов роста и развития электронного правительства в последние 4 года (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика индекса развития электронного правительства (EDGI) для России

(составлено авторами по материалам исследования)

Также следует отметить, что г. Москва занимает шестое место в рейтинге местных онлайн сервисов (LOSI).

Таким образом, существует развитая методология оценки уровня развития электронного правительства. По состоянию на 2022 г. Россия входит в группу стран с очень высоким уровнем развития электронного правительства, но, к сожалению, показывает отрицательную динамику движения в рейтинге.

Электронное правительство может рассматриваться и с институциональной точки зрения. Напомним, что Институт - это коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия [8].

Могут быть выделены 3 составляющих института [2]:

1) норма, правило;

2) повторяющееся взаимодействие, на которое оно направлено и которое оно структурирует;

3) механизм принуждения, обеспечивающий выполнение правила.

Таким образом, институт, являясь продуктом коллективной деятельности устанавливает некие нормы взаимодействия, которые позволяют снизить транзакционные издержки этого взаимодействия, используя механизм принуждения.

Электронное правительство является закономерной эволюцией института правительства, который сам по себе, является базовым и неотъемлемым для современного общества. В условиях тотальной диджитализации всех процессов уже и электронное правительство становится в ряд базовых институтов продвинутого общества эпохи четвертой промышленной революции, без которого невозможно его дальнейшее развитие.

Внедрение электронного правительства также может выступать как драйвер и генератор институциональных инноваций. Электронное правительство облегчает и ускоряет взаимодействие между субъектами, позволяя тем самым форсировать внедрение новшеств, а также, например, проводить эксперименты.

Так, новый налоговый режим для самозанятых, получивший впоследствии название «налог на профессиональный доход» внедрялся постепенно и в формате эксперимента [3]. С 1 января 2019 года в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан у физических лиц появилась возможность стать самозанятым, перейдя на новый налоговый режим. Эксперимент оказался успешным -с 1 января 2020 г. введением налога на профессиональный доход смогли воспользоваться еще 19 регионов, а с 1 июля того же года остальные регионы по своему желанию могут также присоединиться к эксперименту. Это решение власти регионов будут принимать самостоятельно. И не последнюю роль в проверке и внедрении данного налогового режима сыграл институт электронного правительства.

Также развитие института электронного правительства может способствовать облегчению ведения бизнеса, что положительно скажется на экономике и увеличит инновационный потенциал страны.

Так, в статье «Digital govemmentas a business facilitator» [9] проводится исследование связи между развитием электронного правительства и простотой ведения бизнеса. Авторы используют лон-гитюдные данные 169 стран.

Итогом исследования становится вывод о том, что инновации в общественном секторе экономики действительно могут облегчить процесс ведения бизнеса путем создания более дружелюбного окружения для бизнеса. Развитое электронное правительство снижает бремя регулирования бизнеса, что способствует более динамичному развитию экономику, повышения её конкурентоспособности и притоку иностранных инвестиций.

Также авторы подчеркивают, что разработка институциональных инноваций должна вестись с участием всех стейкхолдеров. Подход простого копирования институциональных инноваций, сработавших в другой стране, не подойдет.

Другое исследование [7] связывает рост и развитие электронного правительства с уменьшением доли теневой экономики. Авторы приходят к выводу, что внедрение электронного правительства повысит качество институтов и повысит вероятность выявления уклонения от уплаты налогов в результате неформальной экономической деятельности, улучшая верховенство закона, уменьшая коррупцию, повышая эффективность предоставления общественных благ и улучшая общественное восприятие эффективности правительства.

Внедрение электронного правительства также улучшает экономическую и политическую среду, снижает административную нагрузку на экономических агентов, действующих в официальной экономике, и создает больше стимулов для участия в официальной экономической деятельности. Электронное правительство является мощным инструментом в целом для ограничения теневого сектора. Наблюдается сильное влияние компонента телекоммуникационной инфраструктуры, который может стимулировать предприятия использовать информационные технологии и действовать фор-

мально, а также может облегчить координацию между различными уровнями государственных учреждений, улучшая качество бюрократии, доверие к правительству и эффективность политики в целом.

Этот результат является мощным стимулом для правительств инвестировать в инновационные технологии и их применение. Кроме того, исследование показывает, что влияние внедрения электронного правительства на сокращение теневой экономики является более мощным в долгосрочной перспективе, чем в краткосрочной перспективе, и что приложениям электронного правительства требуется время, чтобы полностью реализовать свои возможности.

Также существует развитая методология оценки уровня развития электронного правительства. По состоянию на 2022 г. Россия входит в группу стран с очень высоким уровнем развития электронного правительства, но, к сожалению, показывает отрицательную динамику движения в рейтинге.

В настоящее время, электронное правительство может считаться базовым институтом информационного общества. За счет облегчения взаимодействия между субъектами оно может служить базой для проведения институциональных экспериментов по внедрению институциональных инноваций, что будет способствовать гармоничному и динамичному развитию экономики.

Многие исследования показывают связь между различными аспектами экономики и электронного правительства, что означает необходимость дальнейшего всестороннего и динамичного развития электронного правительства в мире.

Источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 632-р (ред. от 10.03.2009) <О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года> \ КонсультантПлюс - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76942/ (дата обращения: 02.10.2022).

2. Вольчик В. В. Институционализм: вторичность нового мифа? (возможности и пределы институциональной экономики) // Пространство экономики. 2003. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalizm-vtorichnost-novogo-mifa-vozmozhnosti-i-predely-institutsionalnoy-ekonomiki (дата обращения: 04.10.2022).

3. Начался эксперимент по введению специального налогового режима для самозанятых | ФНС России | 77 город Москва - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/8254964/ (дата обращения: 04.10.2022).

4. Павлютенкова М. Ю. Электронное правительство vs цифровое правительство в контексте цифровой трансформации // Мониторинг. 2019. №5 (153). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-vs-tsifrovoe-pravitelstvo-v-kontekste-tsifrovoy-transformatsii (дата обращения: 02.10.2022).

5. Электронное правительство - Правительство России- URL: http://government.ru/rugovclassifier/719/events/ (Дата обращения: 02.10.2022)

6. Data Center - URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/Data-Center (дата обращения 02.10.22).

7. Elbahnasawy N. G. Can e-government limit the scope of the informal economy? // World Dev. 2021. Т. 139. С. 105341.

8. Institutional Economics on JSTOR - URL: https://www.jstor.org/stable/495 (датаобращения 04.10.22).

9. Martins J., Veiga L. G. Digital government as a business facilitator // Information Economics and Policy. 2022. Т. 60. С. 100990.

10. UN-ASPA Five Stages of E-Government | RacidonBernarte - Academia.edu - URL: https://www.academia.edu/10309336/ UN_ASPA_Five_Stages_of_E_Government (датаобращения 02.10.22).

11. Web version E-Government 2022.pdf - URL: https://desapublications.un.org/sites/default/files/publications/2022-09/Web%20version%20E-Government%202022.pdf (датаобращения 02.10.22).

12. Кулагина, Н. А. О государственной поддержке предпринимательской деятельности в инновационных сегментах экономики / Н. А. Кулагина, А. В. Чмаро, С. Ю. Симонов // Деловой вестник предпринимателя. - 2021. - № 5(3). -С. 73-78.

13. Управление инновационной деятельностью экономических систем: теория и практика / А. В. Полянин, Л. И. Кулакова, И. Л. Авдеева [и др.]. - Орел : Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2021. - 260 с.

14. Хорольская, Т. Е. Теоретические основы построения инновационного типа экономики / Т. Е. Хорольская, Л. В. Па-пова, Б. М. Мусаева // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 49(2). - С. 314-317.

References:

1. Decree of the Government of the Russian Federation of 05/06/2008 N 632-r (as amended on 03/10/2009) <On the Concept for the formation of electronic government in the Russian Federation until 2010> \ ConsultantPlus - URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_76942/ (date of access: 02.10.2022).

2. Volchik VV Institutionalism: secondary nature of a new myth? (opportunities and limits of institutional economics) // Space of Economics. 2003. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/ninstiMsionalizm-vtorichnost-novogo-mifa-vozmozhnosti-i-predely-institutsionalnoy-ekonomiki (date of access: 04.10.2022).

3. An experiment has begun to introduce a special tax regime for the self-employed | FTS of Russia | 77 city of Moscow -URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/8254964/ (date of access: 04.10.2022).

4. Pavlyutenkova M. Yu. Electronic government vs digital government in the context of digital transformation // Monitoring. 2019. No. 5 (153). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-vs-tsifrovoe-pravitelstvo-v-kontekste-tsifrovoy-transformatsii (date of access: 02.10.2022).

5. Electronic government - the Government of Russia - URL: http://government.ru/rugovclassifier/719/events/ (Accessed: 02.10.2022).

6. Data Center - URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/Data-Center (accessed 02.10.22).

7. Elbahnasawy N. G. Can e-government limit the scope of the informal economy? // worlddev. 2021. V. 139. S. 105341.

8. Institutional Economics on JSTOR - URL: https://www.jstor.org/stable/495 (Accessed 10/04/22).

9. Martins J., Veiga L. G. Digital government as a business facilitator // Information Economics and Policy. 2022. V. 60. S. 100990.

10. UN-ASPA Five Stages of E-Government | RacidonBernarte - Academia.edu - URL: https://www.academia.edu/10309336/ UN_ASPA_Five_Stages_of_E_Government (accessed 02.10.22).

11. Web version of E-Government 2022.pdf - URL: https://desapublications.un.org/sites/default/files/publications/2022-09/Web%20version%20E-Government%202022.pdf (Accessed 02.10. 22).

12. Kulagina, N. A. On state support of entrepreneurial activity in innovative segments of the economy / N. A. Kulagina,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A. V. Chmaro, S. Yu. Simonov // Business Bulletin of the Entrepreneur. - 2021. - No. 5(3). - S. 73-78.

13. Management of innovative activity of economic systems: theory and practice / A. V. Polyanin, L. I. Kulakova, I. L. Av-deeva [and others]. - Orel: Central Russian Institute of Management - branch of the RANEPA, 2021. - 260 p.

14. Khorolskaya, T. E. Theoretical foundations for building an innovative type of economy / T. E. Khorolskaya, L. V. Papova,

B. M. Musaeva // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2022. - No. 49(2). - S. 314-317.

EDN: KGFSEV

О.В. Тахумова - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, takhumova@ramble.ru,

0.V. Takhumova - candidate of economic sciences,associate professor of the department of economic analysis, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

И.А. Бурса - д.э.н., профессор кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, bursaia@mail.ru,

1.A. Bursa - doctor of economics, professor of the department of economic analysis, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

ПРИОРИТЕТНОСТЬ СОЗДАНИЯ ЛАБОРАТОРИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РОСТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕГИОНЕ THE PRIORITY OF CREATING A LABORATORY TO ENSURE SUSTAINABLE GROWTH OF AGRICULTURAL PRODUCTION IN THE REGION

Аннотация. В условиях неизбежного снижения продовольственной безопасности отечественных и зарубежных производителей сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, связанных с последствиями COVID-19, условиями введенных санкций, возрастают требования к обоснованности и качеству стратегического планирования на предприятиях АПК. Актуальность предмета исследования обусловлена: необходимостью разработки индивидуальных стратегий развития сельского хозяйства российских регионов, в частности молочно-продуктового подкомплекса АПК, способствующих увеличению объема выпуска продукции за счет интенсивных факторов. В работе показана роль животноводческой отрасли в поддержание продовольственной безопасности, уточнена его роль в воздействии на окружающую среду. Обоснована приоритетность создания формирования научно-учебной лаборатории, направленной на поисково-исследовательскую деятельность хозяйствующих субъектов через естественную потребность общества в сельскохозяйственной продукции и связью с природой. Определены пути оптимизации за интенсивных факторов, что в целом будет способствовать повышения эффективной животноводческой отрасли и снижения нагрузки на окружающую среду. На основе изучения канадской и итальянской технологий повышения продуктивности молочно-продуктового полкомплекса, обоснован инновационный проект, реализация которого позволит в достаточно короткие сроки создать в стране стадо элитных животных повышенной продуктивности.

Abstract. In the context of the inevitable decline in food security of domestic and foreign agricultural producers in the domestic and foreign markets associated with the consequences of COVID-19, the conditions of the imposed sanctions, the requirements for the validity and quality of strategic planning at agricultural enterprises are increasing. The relevance of the subject of the study is due to: the need to develop individual strategies for the development of agriculture in Russian regions, in particular the dairy and food subcomplex of the agro-industrial complex, contributing to an increase in the volume of output due to intensive factors. The paper shows the role of the animal husbandry industry in maintaining food security, clarifies its role in the impact on the environment. The author substantiates the priority of creating the formation of a scientific and educational laboratory aimed at the search and research activities of economic entities through the natural need of society for agricultural products and communication with nature. The ways of optimizing the dairy herd due to intensive factors have been identified, which in general will contribute to increasing the efficiency of the industry and reducing the burden on the environment. Based on the study of Canadian and Italian technologies for increasing the productivity of the dairy and food complex, an innovative project has been substantiated, the implementation of which will allow in a fairly short time to create a herd of elite animals of increased productivity in the country.

Ключевые слова: сельскохозяйственное производства, эффективность, интеснивыне факторы, лаборатория, проект.

Keywords: agricultural production, efficiency, intensive factors, laboratory, project.

Благодарности: Работа выполнена в рамках гранта РФФИ № 20-010-00089 «Формирование организационно-экономического механизма сбалансированного инновационного развития аграрного производства».

Acknowledgments: The work was carried out within the framework of the RFBR grant No. 20-010-00089 "Formation of the organizational and economic mechanism for the balanced innovative development of agricultural production."

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.