УДК 342
Голубкина Ксения Вячеславовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории
и истории государства и права Государственного морского университета
имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
Абрамян Сюзанна Кароевна
Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории
и истории государства и права Государственного морского университета
имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
Ksenia V. Golubkina
Candidate of legal Sciences, docent of Department
of theory and history of state and law of the
«State Maritime University named after Admiral F. F. Ushakov»
Sуuzanna K. Abramyan
Candidate of legal Sciences, docent of Department
of theory and history of state and law of the
«State Maritime University named after Admiral F. F. Ushakov»
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ КАК НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЩЕСТВА
ELECTRONIC GOVERNMENT AND ELECTRONIC DEMOCRACY AS THE NEW PHENOMENA OF THE INFORMATION SOCIETY
Аннотация: Развитие технологий приводит к модификации существующих принципов, технологий и процедур взаимодействия власти и общества. Технологии электронного правительства и электронной демократии призваны решить существующие во взаимодействии государства и общества проблемы: повысить транспарентность органов власти, развивать демократические практики, обеспечить возможность гражданам участвовать в управлении государственными делами и т.д. В рамках исследования предложена новая концепция исследования электронного правительства и электронной демократии
Ключевые слова: электронное правительство, государство, технологии, граждане, общество, власть
Abstract: the Development of technology leads to the modification of existing principles, techniques and procedures of interaction between authorities and companies. E-government and e-democracy is intended to solve the existing in the interaction of state and society problems: to increase the transparency of
governments, to develop democratic practices, to provide an opportunity for citizens to participate in managing state Affairs, etc., the study proposed a new concept of the study of e-government and e-democracy
Key words: electronic government, technology, citizens, society, power
Современная информационная эпоха отличается повсеместным использованием информационно-компьютерных технологий, появлением новых форм взаимодействия хозяйствующих субъектов, контроля и учета в рамках любой социально-экономической системы. Также для современной стадии развития информационного общества характерно и появление новых опекаемых благ, т.е. тех общественных благ, объем спроса на которые отстает от желаемого обществом. В свою очередь, новые явления общества порождают и новые объекты научных исследований, способствуют выработке новых гипотез и теорий. Сегодня четко наблюдаются две взаимозависимые тенденции: во-первых, активное развитие основ гражданского общества, во-вторых, развитие электронных форм взаимодействия власти и граждан.
В конце XX века правительства многих стран столкнулись с необходимостью реформирования классических моделей государственного управления, которые оказались неадекватными в условиях начавшейся информатизации общества. Были выделены общие для большинства стран мира проблемы: рост совокупной занятости и расходов на заработную плату в государственном секторе; неэффективность денежных стимулов, слабая мотивация труда госслужащих; протекционизм, коррупция и низкий уровень общественного доверия к чиновникам; неспособность госаппарата реагировать на изменения общественных приоритетов; операционная неэффективность госаппарата и низкое качество государственных услуг; нехватка квалифицированного персонала в регионах с ограниченными человеческими ресурсами. Переход к информационному обществу потребовал реорганизации государственной службы и решения назревших проблем. Именно поэтому последние десятилетия в мире стали временем активной трансформации системы государственного управления, направленной на повышение ее эффективности и результативности. Основная цель осуществляемых административных реформ - повысить эффективность государственного аппарата на базе использования новых информационно-коммуникационных технологий, без которых современная степень эффективности развитых государств, безусловно, не может быть достигнута. Термин «электронное», «электронный» при этом стал ключевым. Говорим: «электронное государство», «электронная Европа», «электронный город» или иные территориальные структуры, «электронный офис», «электронный человек». Глава Россвязи Валерий Бугаенко заявляет: «Нужно пользоваться не только термином «электронное правительство», а прежде всего нам нужно воспитать «электронного гражданина». Добавим, что крайне необходимы и грамотные электронные чиновники. Однако пока нельзя сказать, что есть однозначное понимание терминов «электронное
государство» и «электронное правительство». Комиссия Европейского сообщества определяет «электронное правительство» как «использование ИКТ в государственном управлении в сочетании с организационными изменениями и новыми навыками для улучшения услуг и демократических процессов и укрепления поддержки для государственной политики». В США согласно принятому законодательству «e-Gоvemmеnt» определено как «деятельность по использованию органами власти Интернетприложений и других информационных технологий, интегрированных с процессами, которые используют данные технологии для того, чтобы улучшить доступ и распространение государственной информации и услуг гражданам, другим государственным организациям или внести улучшения в деятельность органов власти, в частности, в результативность, качество услуг и преобразований». В приведенных формулировках общим является внимание к тому, что электронное правительство (далее ЭП) - это «деятельность» или «использование» потенциала ИКТ в сфере государственного управления. При этом часто забывают, что речь идет о структурах на разных уровнях систем управления: федеральном, региональном, территориальном, а внутри каждого уровня - об «э-правительстве» отрасли, города, организации. Стратегия развития информационного общества делает акцент на понятии «информационное» общество как на определении цели, которая достигается на основе использования информационных технологий. Организационно -структурной формой этих процессов и становится ЭП и его усилия по созданию адекватной инфраструктуры электронных форм деятельности реальных субъектов в современном обществе. При любом варианте информационного пространства, в котором действует ЭП, следует иметь в виду, что в структурном отношении оно представляет собой систему специализированных органов, механизмов и правил, обеспечивающих реализацию государственной политики в области информатизации на всех уровнях управлениях социального управления во всей его сложности. В итоге можно сказать, что Информационное общество - это характеристика состояния общества на переходе к новому этапу культуры в общемировом плане, его готовности ответить на вызовы глобализации и формирования новой цивилизации, новой личности и роли человека в жизнеспособности этой цивилизации. Электронное правительство - это форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия и исполнения их функциональных обязанностей, оперативности и удобства получения организациями, гражданами и иными физическими лицами государственных услуг и информации о деятельности государственных органов. Инновации на основе инфраструктуры электронного правительства реализуются по всему фронту жизни общества. Центром организационной деятельности и гарантией в значительной мере остается само российское государство в лице его органов власти. Здесь и законодательство, и деятельность органов исполнительной власти, и органов местного самоуправления,
преимущественно муниципальных. На каком участке, и в каких формах реализуется включение информационно-коммуникационных технологий в системы государственного и муниципального управления? Обновление и повышение результативности деятельности государственных и муниципальных органов на основе их перевода на новые информационные технологии и их сетевой коммуникации - вопрос, который уже много лет ждет решения. Прежде всего, это проблема обеспечения стабильности и безопасности управления. Его сдвиг с имеющихся тормозов зависит от ряда факторов объективного и субъективного характера, позволяющих более свободно двигаться в сторону освоения потенциала ЭП в системах государственного и муниципального управления. Имеют место и факторы, которые сосредоточены и в природе самого ЭП, и в целом в ИКТ. Этим вопросам в России последнее время уделялось и уделяется большое внимание. О чем свидетельствуют различные указы президента, постановления, распоряжения правительства и даже законы. Созданы государственные программы развития информационного общества в Российской Федерации. Можно отметить основные из этих документов: Распоряжение Правительства РФ от 17.07.2006 № 1024-р «О концепции региональной информатизации до 2010 года». Указ Президента от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Концепция и стратегии отрасли. Постановление Правительства Российской Федерации № 149 от 04 марта 2011. О федеральной государственной информационной системе «Федеральный портал управленческих кадров" Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2007 г. № 516р «О Концепции создания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами» (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 219). «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» (утверждена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011- 2020 годы)». Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010г. №365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов. Постановление Правительства Российской Федерации Правительство Российской Федерации № 149 от 04 марта 2011 «О федеральной государственной информационной системе» Федеральный портал управленческих кадров»