Научная статья на тему 'Электронное правительство и электронная демократия как новые явления информационного общества'

Электронное правительство и электронная демократия как новые явления информационного общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
854
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВО / ТЕХНОЛОГИИ / ГРАЖДАНЕ / ОБЩЕСТВО / ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голубкина Ксения Вячеславовна, Абрамян Сюзанна Кароевна

В статье отмечается, что развитие технологий приводит к модификации существующих принципов, технологий и процедур взаимодействия власти и общества. Технологии электронного правительства и электронной демократии призваны решить существующие во взаимодействии государства и общества проблемы: повысить транспарентность органов власти, развивать демократические практики, обеспечить возможность гражданам участвовать в управлении государственными делами и т.д. В рамках исследования предложена новая концепция исследования электронного правительства и электронной демократии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство и электронная демократия как новые явления информационного общества»

УДК 342

Голубкина Ксения Вячеславовна

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории

и истории государства и права Государственного морского университета

имени адмирала Ф.Ф. Ушакова

abrsyuzanna@yandex.ru

Абрамян Сюзанна Кароевна

Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории

и истории государства и права Государственного морского университета

имени адмирала Ф.Ф. Ушакова

abrsyuzanna@yandex.ru

Ksenia V. Golubkina

Candidate of legal Sciences, docent of Department

of theory and history of state and law of the

«State Maritime University named after Admiral F. F. Ushakov»

abrsyuzanna@yandex.ru

Sуuzanna K. Abramyan

Candidate of legal Sciences, docent of Department

of theory and history of state and law of the

«State Maritime University named after Admiral F. F. Ushakov»

abrsyuzanna@yandex.ru

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ КАК НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО

ОБЩЕСТВА

ELECTRONIC GOVERNMENT AND ELECTRONIC DEMOCRACY AS THE NEW PHENOMENA OF THE INFORMATION SOCIETY

Аннотация: Развитие технологий приводит к модификации существующих принципов, технологий и процедур взаимодействия власти и общества. Технологии электронного правительства и электронной демократии призваны решить существующие во взаимодействии государства и общества проблемы: повысить транспарентность органов власти, развивать демократические практики, обеспечить возможность гражданам участвовать в управлении государственными делами и т.д. В рамках исследования предложена новая концепция исследования электронного правительства и электронной демократии

Ключевые слова: электронное правительство, государство, технологии, граждане, общество, власть

Abstract: the Development of technology leads to the modification of existing principles, techniques and procedures of interaction between authorities and companies. E-government and e-democracy is intended to solve the existing in the interaction of state and society problems: to increase the transparency of

governments, to develop democratic practices, to provide an opportunity for citizens to participate in managing state Affairs, etc., the study proposed a new concept of the study of e-government and e-democracy

Key words: electronic government, technology, citizens, society, power

Современная информационная эпоха отличается повсеместным использованием информационно-компьютерных технологий, появлением новых форм взаимодействия хозяйствующих субъектов, контроля и учета в рамках любой социально-экономической системы. Также для современной стадии развития информационного общества характерно и появление новых опекаемых благ, т.е. тех общественных благ, объем спроса на которые отстает от желаемого обществом. В свою очередь, новые явления общества порождают и новые объекты научных исследований, способствуют выработке новых гипотез и теорий. Сегодня четко наблюдаются две взаимозависимые тенденции: во-первых, активное развитие основ гражданского общества, во-вторых, развитие электронных форм взаимодействия власти и граждан.

В конце XX века правительства многих стран столкнулись с необходимостью реформирования классических моделей государственного управления, которые оказались неадекватными в условиях начавшейся информатизации общества. Были выделены общие для большинства стран мира проблемы: рост совокупной занятости и расходов на заработную плату в государственном секторе; неэффективность денежных стимулов, слабая мотивация труда госслужащих; протекционизм, коррупция и низкий уровень общественного доверия к чиновникам; неспособность госаппарата реагировать на изменения общественных приоритетов; операционная неэффективность госаппарата и низкое качество государственных услуг; нехватка квалифицированного персонала в регионах с ограниченными человеческими ресурсами. Переход к информационному обществу потребовал реорганизации государственной службы и решения назревших проблем. Именно поэтому последние десятилетия в мире стали временем активной трансформации системы государственного управления, направленной на повышение ее эффективности и результативности. Основная цель осуществляемых административных реформ - повысить эффективность государственного аппарата на базе использования новых информационно-коммуникационных технологий, без которых современная степень эффективности развитых государств, безусловно, не может быть достигнута. Термин «электронное», «электронный» при этом стал ключевым. Говорим: «электронное государство», «электронная Европа», «электронный город» или иные территориальные структуры, «электронный офис», «электронный человек». Глава Россвязи Валерий Бугаенко заявляет: «Нужно пользоваться не только термином «электронное правительство», а прежде всего нам нужно воспитать «электронного гражданина». Добавим, что крайне необходимы и грамотные электронные чиновники. Однако пока нельзя сказать, что есть однозначное понимание терминов «электронное

государство» и «электронное правительство». Комиссия Европейского сообщества определяет «электронное правительство» как «использование ИКТ в государственном управлении в сочетании с организационными изменениями и новыми навыками для улучшения услуг и демократических процессов и укрепления поддержки для государственной политики». В США согласно принятому законодательству «e-Gоvemmеnt» определено как «деятельность по использованию органами власти Интернетприложений и других информационных технологий, интегрированных с процессами, которые используют данные технологии для того, чтобы улучшить доступ и распространение государственной информации и услуг гражданам, другим государственным организациям или внести улучшения в деятельность органов власти, в частности, в результативность, качество услуг и преобразований». В приведенных формулировках общим является внимание к тому, что электронное правительство (далее ЭП) - это «деятельность» или «использование» потенциала ИКТ в сфере государственного управления. При этом часто забывают, что речь идет о структурах на разных уровнях систем управления: федеральном, региональном, территориальном, а внутри каждого уровня - об «э-правительстве» отрасли, города, организации. Стратегия развития информационного общества делает акцент на понятии «информационное» общество как на определении цели, которая достигается на основе использования информационных технологий. Организационно -структурной формой этих процессов и становится ЭП и его усилия по созданию адекватной инфраструктуры электронных форм деятельности реальных субъектов в современном обществе. При любом варианте информационного пространства, в котором действует ЭП, следует иметь в виду, что в структурном отношении оно представляет собой систему специализированных органов, механизмов и правил, обеспечивающих реализацию государственной политики в области информатизации на всех уровнях управлениях социального управления во всей его сложности. В итоге можно сказать, что Информационное общество - это характеристика состояния общества на переходе к новому этапу культуры в общемировом плане, его готовности ответить на вызовы глобализации и формирования новой цивилизации, новой личности и роли человека в жизнеспособности этой цивилизации. Электронное правительство - это форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия и исполнения их функциональных обязанностей, оперативности и удобства получения организациями, гражданами и иными физическими лицами государственных услуг и информации о деятельности государственных органов. Инновации на основе инфраструктуры электронного правительства реализуются по всему фронту жизни общества. Центром организационной деятельности и гарантией в значительной мере остается само российское государство в лице его органов власти. Здесь и законодательство, и деятельность органов исполнительной власти, и органов местного самоуправления,

преимущественно муниципальных. На каком участке, и в каких формах реализуется включение информационно-коммуникационных технологий в системы государственного и муниципального управления? Обновление и повышение результативности деятельности государственных и муниципальных органов на основе их перевода на новые информационные технологии и их сетевой коммуникации - вопрос, который уже много лет ждет решения. Прежде всего, это проблема обеспечения стабильности и безопасности управления. Его сдвиг с имеющихся тормозов зависит от ряда факторов объективного и субъективного характера, позволяющих более свободно двигаться в сторону освоения потенциала ЭП в системах государственного и муниципального управления. Имеют место и факторы, которые сосредоточены и в природе самого ЭП, и в целом в ИКТ. Этим вопросам в России последнее время уделялось и уделяется большое внимание. О чем свидетельствуют различные указы президента, постановления, распоряжения правительства и даже законы. Созданы государственные программы развития информационного общества в Российской Федерации. Можно отметить основные из этих документов: Распоряжение Правительства РФ от 17.07.2006 № 1024-р «О концепции региональной информатизации до 2010 года». Указ Президента от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Концепция и стратегии отрасли. Постановление Правительства Российской Федерации № 149 от 04 марта 2011. О федеральной государственной информационной системе «Федеральный портал управленческих кадров" Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2007 г. № 516р «О Концепции создания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами» (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 219). «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» (утверждена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011- 2020 годы)». Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010г. №365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов. Постановление Правительства Российской Федерации Правительство Российской Федерации № 149 от 04 марта 2011 «О федеральной государственной информационной системе» Федеральный портал управленческих кадров»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.