Научная статья на тему 'Электронное обучение - объективная реальность современной жизни'

Электронное обучение - объективная реальность современной жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / LEARNING MANAGEMENT SYSTEM / ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ORGANIZATION TYPES OF E-LEARNING / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / INTERACTION OF THE EDUCATION SUBJECTS / ЭЛЕКТРОННЫЙ МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / ELECTRONIC MONITORING OF THE COMPETENCIES FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башарина О.В.

В статье рассматриваются виды электронного обучения, основные возможности электронных образовательных ресурсов, организация взаимодействия субъектов образовательного процесса и электронного мониторинга при различных видах электронного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-LEARNING IS THE CONTEMPORARY OBJECTIVE REALITY

The article explores the types of e-learning, the main potentialities of the electronic educational resources, the organization of the interaction of the subjects of the educational process and electronic monitoring during the different types of e-learning.

Текст научной работы на тему «Электронное обучение - объективная реальность современной жизни»

Образовательные технологии наука и практика

УДК 371/377 О. В. Башарина, зав. лабораторией Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: basholgachel@mail.ru

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ — ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

В статье рассматриваются виды электронного обучения, основные возможности электронных образовательных ресурсов, организация взаимодействия субъектов образовательного процесса и электронного мониторинга при различных видах электронного обучения.

Ключевые слова: электронное обучение, система управления обучением, виды организации электронного обучения, электронные образовательные ресурсы, взаимодействие субъектов образовательного процесса, электронный мониторинг формирования компетенций.

Современное общество характеризуется созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

В современных условиях меняется идеология образования, возрастает приоритет конструирования нового знания на основе самостоятельной работы с разнообразной информацией, интенсивное обновление которой приводит к невозможности дать знания единовременно и на всю жизнь.

Поэтому перед образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема формирования информационной компетентности специалиста, т. е. его способности решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Эффективным инструментом формирования данной компетентности является электронное обучение, позволяющее реализовать новые

формы и методы построения образовательного процесса.

Значимость электронного обучения как одного из основных направлений модернизации образования определяется в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [1].

Понятие электронного обучения сегодня закреплено в статье 16 закона РФ «Об образовании»: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [2].

Электронное обучение осуществляется с помощью электронных систем управления обучением, реализованных на базе компьютерных технологий или интернет-технологий. Исходя

из этого электронное обучение позволяет работать со студентами как очно (непосредственное обучение), так и заочно (удаленное обучение), с одной стороны, предлагая унифицированную услугу вне зависимости от места и времени обучения, с другой — включая интерактивные формы взаимодействия слушателя и преподавателя, а также прогрессивный контроль обучения, обеспечиваемый автоматизированной системой обучения.

Опыт работы профессиональных образовательных организаций Челябинской области показал, что система LMS Moodle является достаточно эффективной для организации электронного обучения, как асинхронной формы (офлайн), обеспечивающей самостоятельную работу обучающихся, так и синхронной формы (онлайн), осуществляемой под руководством педагогов.

Однако при организации электронного обучения администрация и педагоги сталкиваются с определенными проблемами, возникающими, прежде всего, из-за использования старых методов, способов и средств организации образовательного процесса. Закономерность, сформулированная Б. С. Флейшманом, определяет, что «из элементов, обладающих определенными свойствами, при принятых

Виды организации э

правилах их взаимодействия принципиально невозможно создать систему более совершенную (эффективную), чем позволяют сделать эти элементы и правила» [3]. Таким образом, эффективность электронного обучения определяется эффективностью методов, приемов и способов обучения, и она не может быть повышена за счет совершенства технических характеристик компьютера.

В зависимости от цели, мотива, условий обучения, можно рассматривать два подхода к организации электронного обучения [4].

При первом подходе преподаватель заменяется автоматизированной системой управления обучением. Соответствующие этому подходу виды электронного обучения: самообучение и встроенное обучение (табл. 1) [5].

При втором подходе осуществляется взаимодействие преподавателя и автоматизированной системы обучения в процессе управления обучением. При таком подходе происходит компенсация недостатков преподавателя достоинствами автоматизированной системы, и наоборот. Соответствующие этому подходу виды электронного обучения: управляемое обучаемым, обучение, направляемое инструктором, теленаставничество (дистанционная подготовка) (табл. 1) [5].

Таблица 1

жтронного обучения

Вид Роль педагога Функции АСУ Характеристика средств обучения Взаимодействие с другими обучающимися

Самообучение Отсутствует Доставка электронных материалов, включающих инструкции Теоретический материал в различной форме (файлы, веб-страницы, мультимедийные презентации), интерактивные контрольные средства, инструкции в материалах курса Отсутствует

Обучение, управляемое обучаемым Ответы на вопросы обучающихся, помощь в решении возникающих проблем. Выкладывание и проверка контрольных заданий Доставка электронных материалов, автоматическая проверка тестовых заданий, выстраивание рейтинга обучающихся, поддержка взаимодействия педагогов и обучающихся Текстовые файлы (кейсы), веб-страницы, интерактивные задания, тесты Совместная работа обучающийся, общение с ведущим (фасилитатор)

Обучение, направляемое инструктором Управление обучением. Проведение рефлексии изученного теоретического материала, дискуссий. Проведение занятий Наличие технологий работы в реальном времени Мультимедийные презентации, образовательное видео Видео- и аудио-конференции, чаты, совместное использование приложений,

Окончание таблицы 1

Вид Роль педагога Функции АСУ Характеристика средств обучения Взаимодействие с другими обучающимися

в реальном времени (демонстрация слайдов и руководство показом дополнительного материала) опросы, белые доски

Встроенное обучение Отсутствует Компьютерные программы, файлы справочной системы, веб-страницы или сетевые приложения Справочники, руководства, алгоритмы Отсутствует

Теленаставничество и дистанционная подготовка Техническое или деловое консультирование Доставка электронных материалов Теоретический материал в различной форме (файлы, веб-страницы, мультимедийные презентации), интерактивные контрольные средства Отсутствует

Практика организации электронного обучения в профессиональных образовательных организациях показывает, что виды электронного обучения, перечисленные в таблице 1, могут использоваться как по отдельности, так и в комплексе.

Анализ содержания таблицы 1 показывает, что основными характеристиками электронного обучения являются:

1) использование в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов, созданных на основе гипертекстовых и мультимедийных технологий;

2) организация взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе современных информационно-коммуникационных технологий;

3) реализация электронного мониторинга формирования компетенций обучающихся.

Рассмотрим каждую характеристику относительно вида электронного обучения.

Первая характеристика: использование в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов, созданных на основе гипертекстовых и мультимедийных технологий.

Современные электронные ресурсы, в отличие от традиционных источников, обладают следующими возможностями.

1. Позволяют провести структуризацию материала, разбить курс на небольшие блоки и провести их изучение в последовательности, наиболее удобной для каждого обучаемого.

2. Предоставляют возможность создания удобной для пользователей системы навигации,

позволяющей не только легко передвигаться по курсу, но и изучать материал в любом направлении, а также изменять образовательную траекторию.

3. Обеспечивают поддержку электронного текстового материала иллюстрациями как статического, так и динамического характера, добавление аудио- и видеоматериалов и других мультимедийных приложений. Использование наглядных материалов в процессе обучения способствует повышению уровня восприятия, формированию устойчивых ассоциативных зрительных образов, развитию творческих способностей обучаемых.

4. Осуществляют возможность подключения словарей и различных справочных материалов.

5. Обладают развитой системой гиперссылок. Внутренние ссылки позволяют осуществлять переходы внутри курса, а также на источники, размещенные в файловой структуре системы. Внешние ссылки обеспечивают переход на материалы сайтов, размещенные в сети Интернет: электронные библиотеки, музеи, словари и справочники, виртуальные лаборатории, удаленные базы данных, конференции т. д.

Создание электронного ресурса, обладающего всеми этими возможностями, — достаточно сложный процесс и на данный момент только 54,35 % профессиональных образовательных организаций Челябинской области используют электронные курсы при организации образовательного процесса.

Наличие таких электронных ресурсов характерно для любого вида электронного обучения,

но наибольшая их востребованность просматривается при самообучении и теленаставничестве. Мультимедийность и интерактивность такого ресурса позволит компенсировать минимальное взаимодействие с педагогом и даже его отсутствие.

Совокупность структурированных нормативных, учебно-методических материалов и электронных ресурсов составляет электронный учебно-методический комплекс, который позволяет обучающимся не только получать новую информацию, но также включаться в активную познавательную деятельность и взаимодействие с автоматизированной системой и субъектами образовательного процесса [6].

Вторая характеристика: организация взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе современных информационно-коммуникационных технологий.

При таких формах электронного обучения, как самообучение, встроенное обучение, взаимодействие обучающихся и педагога осуществляется только с автоматизированной системой обучения.

Педагоги выкладывают в автоматизированную систему управления обучением электронные ресурсы и инструкции по работе с ними, а обучающиеся самостоятельно изучают теоретический материал, выполняют практические задания, решают тесты и при возникновении проблем обращаются к инструкциям.

Необходимость электронного обучения, управляемого самим обучающимся, возникает тогда, когда он по каким-либо причинам не может посещать очные занятия, однако имеет желание взаимодействовать как с преподавателем, так и с другими обучающимися. В этом случае преподаватель не руководит обучением, а только консультирует и помогает решать возникающие у обучающихся вопросы.

Совместная работа как всех обучающихся, так и отдельных групп может проводиться в синхронной (онлайн) и в асинхронной (оф-

лайн) форме. Организация дискуссии осуществляется с помощью форума, работа над общими документами — с помощью вики-среды и дистанционного семинара, консультации преподавателей — с помощью видеоконференции, форумов, отдельных сообщений, чата.

Обучение, управляемое инструктором, характеризуется активной управляющей ролью педагога. По своей сути это вариант смешанного обучения, при котором электронная система управления обучением используется на любом этапе образовательного процесса.

Практика показывает целесообразность использования при данном виде электронного обучения таких видов занятий, как: интерактивная лекция, видеолекция, видеоконференция, дистанционный семинар, вики-проект, дискуссия.

Третья характеристика: реализация электронного мониторинга формирования компетенций обучающихся.

Процесс обучения осуществляет три функции: образовательную, воспитательную, развивающую. Эффективная реализация этих функций в профессиональной образовательной организации позволяет сформировать общие и профессиональные компетенции обучающихся.

Измерение эффективности обучения осуществляется с помощью мониторинга процесса формирования компетенций, включающего вид контроля, определение момента сбора данных, цель, метод, средство, использование результатов [7].

Результативность мониторинга зависит от объема информации о результатах формирования компетенций, собранной преподавателем и самим студентом, и от возможности быстрой ее обработки. Это можно осуществить с помощью автоматизированной системы управления обучением LMS Moodle.

Далее рассмотрим содержание мониторинга процесса формирования компетенций относительно электронного обучения разного вида (табл. 2).

Вид Цель Метод Средство Использование результатов

Входной

Самообучение, управляемое обучение, теленаставничество 1. Определение актуального уровня знаний Тестирование Входной тест актуальных знаний Выстраивание индивидуальной траектории обучения

2. Определение вида модальности Тестирование Тест Определение ведущей модальности

Таблица 2

Содержание мониторинга процесса формирования компетенций

Окончание таблицы 2

Вид Цель Метод Средство Использование результатов

для выбора наиболее приемлемого вида восприятия учебных материалов

3. Определение личностных и профессионально значимых качеств Тестирование Тест личностных и профессионально значимых качеств Выстраивание индивидуальной траектории формирования профессионально-личностных качеств

Обучение, направляемое инструктором 1. Определение актуального уровня знаний. 2. Определение вида модальности. 3. Определение личностных и профессионально значимых качеств. 4. Определение уровня профессионально мотивации 1. Тестирование. 2. Опрос 1. Тест. 2. Анкета Составление рекомендаций по формированию мотивации

Текущий

Самообучение Определение темпа формирования компетенций (уровня знаний, усвоения умений и развития личностных и профессионально значимых качеств) Тестирование, выполнение контрольных, практических и лабораторных заданий и сравнение полученных результатов с ответами, предлагаемыми автоматизированной системой 1.Задания 2. Тесты 3. Контрольные, практические лабораторные работы. 4. Тренажеры Коррекция индивидуальной траектории формирования компетенций

Обучение, направляемое инструктором, управляемое обучение, теленаставничество 1. Метод кейсов. 2. Экспликация. 3. Экспертная оценка. 4. Текущее наблюдение. 5. Опрос. 6. Тестирование 1. Задания. 2. Тесты. 3. Контрольные, практические лабораторные работы. 4. Тренажеры. 5. Анкета

Итоговый

Самообучение Определение уровня сформированности профессиональных компетенций Тестирование Тест Определение обучающимся соответствия уровня сформированности компетенций требованиям ФГОС

Обучение, направляемое инструктором, управляемое обучение, теленаставничество Экспертная оценка 1. Квалификационный экзамен. 2. Дипломная работа Определение преподавателем соответствия уровня сформированности компетенций требованиям ФГОС

Анализ таблицы 2 показывает, что реализация мониторинга в образовательном процессе при любом виде электронного обучения обеспечивает: во-первых, непрерывный контроль и оценку результатов учебной деятельности обучающихся; во-вторых, обратную связь, в результате которой обучающийся получает опыт работы с учебными материалами; в-третьих,

Библиографический список

индивидуальные траектории обучения, мотивацию и направление деятельности.

Подводя итог, можно сделать вывод, что электронное обучение, включая в себя различные методы и формы организации образовательного процесса, позволяет перевести его на качественно новый уровень, соответствующий современному информационному обществу.

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bolplotds.ucoz.net/FEDERAL/gos_ programma_razvitija_obrazovanija.pdf.

2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. — Режим доступа: httpV/минобрнауки.рф.

3. Флейшман, Б. С. Элементы теории потенциальной эффективности сложных систем [Текст] / Б. С. Флейшман. — Смоленск : Ойкумена, 2008. — 224 с.

4. Печников, А. Н. Альтернативные подходы к проектированию и внедрению компьютерных технологий обучения [Электронный ресурс] / А. Н. Печников, Т. П. Аванесова, А. Н. Ши-ков // Междунар. электрон. журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». — 2013. — Т. 16. — № 2 — Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/ depository/v16_i2/pdf/8.pdf.

5. Хортон, К. Электронное обучение : инструменты и технологии [Текст] / К. Хортон, У. Хор-тон. — М. : КУДИЦ-Образ, 2005. — 640 с.

6. Башарина, О. В. Проектирование дистанционных образовательных курсов на основе трансдисциплинарного учебно-методического комплекса специальности [Текст] / О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — № 1. — С.41-49.

7. Башарина, О. В. Мониторинг процесса формирования профессиональных компетенций как элемент мультикомпонентной информационно-образовательной среды (на основе LMS Moodle) [Электронный ресурс] / О. В. Башарина // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1. — Режим доступа: www.science-education.ru/115-11914.

УДК 37.0 Е. В. Годлевская, доц. Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: elengodl@ya.ru

АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОПАРКОМ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Широкое развитие в Российской Федерации индустриальных парков, курс, взятый на обеспечение промышленного роста, приводят к необходимости подготовки соответствующих кадров. Наряду со знаниями, умениями и навыками выпускники профессиональных образовательных организаций должны обладать профессионально важными качествами личности, которые предполагают способность и готовность к принятию творческих решений в условиях неопределенности. Организация технопарка позволит создать системную среду для воспроизводства научно-технических кадров предприятий нашего региона.

Ключевые слова: технопарк, модель системы управления, изобретательство, техническое мышление.

Прежде чем проводить анализ моделей си- том факте, что в 1980-х гг. в СССР корпус на-стем управления технопарком, остановимся на учно-технических работников составлял 12 млн

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.