Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛАТФОРМА ВЗНАНИЯ, ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И CHAT GPT КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ В ВУЗЕ'

ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛАТФОРМА ВЗНАНИЯ, ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И CHAT GPT КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронные платформы / Взнания / виртуальная реальность / персонализированный подход / адаптивное обучение / e-learning / Vznania / VR / personalized approach / adaptive learning / virtual reality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ж.А. Абалян

Статья посвящена важной проблеме персонализированного подхода в обучении студентов неязыковых специальностей иностранным языкам в высшей школе. В работе описаны преимущества такого подхода и обоснована необходимость адаптивности учебного контента. Автором рассмотрены современная электронная платформа Взнания, виртуальная реальность и чат GPT как средства, помогающие дифференцировать сложность и содержание образовательных материалов. В статье описаны функции, характеристики, возможности и потенциал платформы Взнания, виртуальной реальности и чата GPT, выявлены преимущества использования данных ресурсов. Также в ходе исследования был проведен опрос студентов для получения обратной связи об использовании виртуальной реальности в процессе изучения иностранного языка. Особое внимание в статье уделяется возможностям использования данных технологий в ходе смешанного обучения для реализации персонализированного подхода в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-PLATFORM VZNANIYA, VR AND GPT CHAT AS TOOLS FOR IMPLEMNTING PERSONOLIZED APPROACH IN THE PROCESS OF TEACHING ENGLISH IN PROFESSIONAL SPHERE AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

The article studies a relevant problem of a personalized approach in teaching foreign languages in higher education to students of non-linguistic specialties. The paper also describes the advantages of this approach and substantiates the need for adaptability of educational content especially in mixed-level and mixed-ability groups. The author considers the modern e-platform Vznania, virtual reality and GPT chat as tools that help differentiate the complexity and content of educational materials. The article touches upon functions, characteristics, possibilities and potential of e-platform Vznania, virtual reality and GPT chat. The advantages of using these resources are revealed. Also, during the study, a survey of students was conducted to obtain feedback on the use of virtual reality in the process of learning a foreign language. The article pays particular attention to the opportunities of using these technologies in blended-learning formats, which combine online and offline education, to realize personalized approach in the learning process.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛАТФОРМА ВЗНАНИЯ, ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И CHAT GPT КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ В ВУЗЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет"

(г. Москва)

УДК 378

Abalyan Zh.A, teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University (Moscow, Russia), E-mail: zhanna.abalyan87@gmail.com

E-PLATFORM VZNANIYA, VR AND GPT CHAT AS TOOLS FOR IMPLEMNTING PERSONOLIZED APPROACH IN THE PROCESS OF TEACHING ENGLISH IN PROFESSIONAL SPHERE AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES. The article studies a relevant problem of a personalized approach in teaching foreign languages in higher education to students of non-linguistic specialties. The paper also describes the advantages of this approach and substantiates the need for adaptability of educational content especially in mixed-level and mixed-ability groups. The author considers the modern e-platform Vznania, virtual reality and GPT chat as tools that help differentiate the complexity and content of educational materials. The article touches upon functions, characteristics, possibilities and potential of e-platform Vznania, virtual reality and GPT chat. The advantages of using these resources are revealed. Also, during the study, a survey of students was conducted to obtain feedback on the use of virtual reality in the process of learning a foreign language. The article pays particular attention to the opportunities of using these technologies in blended-learning formats, which combine online and offline education, to realize personalized approach in the learning process.

Key words: e-learning, Vznania, VR, personalized approach, adaptive learning, virtual reality

Ж.А. Абалян, преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации, г. Москва, E-mail: zhanna.abalyan87@gmail.com

ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛАТФОРМА ВЗНАНИЯ, ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И CHAT GPT КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ В ВУЗЕ

Статья посвящена важной проблеме персонализированного подхода в обучении студентов неязыковых специальностей иностранным языкам в высшей школе. В работе описаны преимущества такого подхода и обоснована необходимость адаптивности учебного контента. Автором рассмотрены современная электронная платформа Взнания, виртуальная реальность и чат GPT как средства, помогающие дифференцировать сложность и содержание образовательных материалов. В статье описаны функции, характеристики, возможности и потенциал платформы Взнания, виртуальной реальности и чата GPT, выявлены преимущества использования данных ресурсов. Также в ходе исследования был проведен опрос студентов для получения обратной связи об использовании виртуальной реальности в процессе изучения иностранного языка. Особое внимание в статье уделяется возможностям использования данных технологий в ходе смешанного обучения для реализации персонализированного подхода в обучении.

Ключевые слова: электронные платформы, Взнания, виртуальная реальность, персонализированный подход, адаптивное обучение

Персонализированный подход в обучении является одним из самых трен-довых и актуальных вопросов в области современной педагогики. Персонализированное образование подразумевает, что в центре учебного процесса стоит учащийся. Один из ключевых принципов персонализированного подхода заключается в том, что учебный контент адаптируется к личности и умениям студентов. Учащиеся - активные участники собственного обучения, сотрудничающие со своими сверстниками и преподавателем, совместно исследуют профессиональное пространство и определяют цели, задачи и содержание обучения, выбирают и планируют свою образовательную траекторию, ставят учебные цели, выбирая удобный для себя темп. При построении индивидуальных учебных маршрутов учитываются индивидуальные особенности учащегося, его интересы, мотивы и способности, что приводит к более высокой успеваемости и помогает раскрыть потенциал каждого студента. Использование персонализированного подхода в контексте изучения иностранных языков в нелингвистических вузах видится особенно важным в связи с тем, что данная дисциплина не является профильной, и в одной группе часто оказываются учащиеся с абсолютно разным уровнем языковых компетенций.

Одним из ключевых принципов системы высшего образования в России была названа «гибкость». В указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в сфере образования говорится о необходимости «модернизации профессионального образования, в том числе посредством введения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ». В соответствии с Федеральным законом N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к основным принципам в области

образования относится «...обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека» [1]. В.Н. Фальков, министр науки и высшего образования, в интервью «Идеальный вуз XXI века: 200 студентов - 200 учебных программ» заявил, что «мы все больше переходим к тому, что в центре - студент При сохранении фундаментальности образования, очевидно, что студент должен более ответственно относиться к своей будущей карьере, и надо давать ему возможность выбирать его личный трек обучения» [2]. На ведущей международной конференции по образованию и новым технологиям индивидуализация в сфере высшего образования была названа одним из важнейших трендов современного обучения. Это обусловлено желанием вузов давать студентам некий выбор в рамках курса, что является ответной реакцией на быстроменяющийся мир и потребности обучающихся. В целях выполнения задач национального проекта «Образование» и основных положений указа Президента России № 204 от 7 мая 2018 года была реализована программа по развитию личностного потенциала ребенка Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». Основой данной программы являются идеи персонализации образования, вариативности учебных материалов и предоставление каждому учащемуся возможности осознанно выбирать цели и методы обучения. Принцип «адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» провозглашён сегодня в качестве одного из важнейших в новой образовательной политике государства» [3, с. 36]. Таким образом, актуальность темы исследования обосновывается правовой документацией и новыми запросами общества. Научная новизна статьи заключается в апробации технологии виртуальной ре-

альности в ходе занятий по иностранному языку Целью статьи является анализ применения персонализированного подхода с применением онлайн-платформ и чата GPT. Для достижения настоящей цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть преимущества и возможности платформы Взнания, виртуальной реальности и чата GPT в контексте изучения иностранных языков в высшей школе;

- обосновать ценность данных ресурсов для реализации персонализированного подхода в обучении.

Теоретическая значимость работы состоит в анализе современных платформ и инструментов ИИ, применяемых в учебном процессе. Практическая значимость работы заключается в том, что описанные в ней инструменты могут быть использованы ы ходе реального учебного процесса.

Обучение студентов по индивидуальному маршруту требует от учащихся большей степени самостоятельности и вовлеченности. В нашем сегодняшнем быстроменяющемся мире, где технологии постоянно изменяются, а знания устаревают, стало особенно важно быть способным учиться, осваивать новые знания на протяжении всей жизни. Так, обучение становится непрерывным процессом и не ограничивается школой и вузом, а значит, важно научить учащихся самостоятельно ставить цели и двигаться по образовательному маршруту.

За последние два десятилетия во всем мире резко выросло использование технологий и интернет-ресурсов при изучении английского языка в вузах. «Жизнь учащихся в наше время тесно связана с использованием интернет-технологий, а массовый переход на дистанционное обучение, вызванный пандемией COVID-19, продемонстрировал преимущества онлайн-обучения» [4, с. 106]. С началом использования онлайн-платформ в образовательной среде возможности персонализации обучения возросли. Появлений таких технологий в образовательном процессе, как искусственный интеллект и виртуальная реальность, обусловливает необходимость пересмотра учебных программ и подходов. Учитывая многочисленные возможности и преимущества этих явлений, многие исследователи прогнозируют их развитие и активное внедрение в высшем образовании в целом и в процессе изучения иностранных языков, в частности.

Несмотря на возрастающую популярность персонализированного и адаптивного обучения с применением электронных ресурсов, на сегодняшний день имеется крайне небольшое количество практик по его реализации в вузах. Новые возможности применения виртуальной реальности, чата GPT и других платформ и вовсе почти не изучены как инструменты персонализации обучения в связи с тем, что были созданы и внедрены в учебный процесс совсем недавно. Поскольку персонализированное обучение требует большей степени автономности от студентов, пересмотра системы коррекции, обратной связи, оценивания, так все вышеперечисленное должно предполагать активное участие самого обучающегося.

В настоящей работе цели были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретические методы включают в себя анализ изучения литературы в области педагогики и психологии, по темам индивидуализации образования (В.А. Хуторский, С.Х. Васильченко, И.А. Зимняя, П.Я. Гальперин, О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, Н.П. Капустина, А.В. Петровский, А.Г. Асмо-лова, Дж. Фишер и др.); теории и концепции развития личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Б.Г Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская, В.В. Сериков), мотивации и рефлексии учебной деятельности (А. Маслоу, Т.О. Гордеева, О.С. Анисимов и др.), теоретический контент-анализ отечественной и зарубежной литературы и исследований, включенный в базы данных РИНЦ, ВАК, Scopus по исследуемой теме. Эмпирические методы были представлены опросом учащихся для получения обратной связи об использовании VR в учебном процессе.

Взнания

«Платформа Взнания задумана как эффективный цифровой инструмент для изучения иностранных языков, которая позволяет в игровой форме изучать слова иностранного языка по созданным учителем урокам выполнять грамматические тесты» [5].

Взнания предлагает две роли: учителя и учащегося. Преподаватель создает группы, далее добавляет к группам различные задания. Студентам для получения доступа необходимо зайти на сайт Взнания или скачать приложение, зарегистрироваться в роли ученика, заполнить анкету, создать аккаунт и ввести код к уроку, который предоставляет преподаватель.

Кабинет учителя состоит из трех блоков: «Мои группы», куда добавляют учебные подгруппы и студентов, состоящих в них; «Мои уроки», в которых преподаватель создает и хранит материалы и «Мои игры», где по шаблонам можно создавать игры и квесты для учащихся. В блоки «Мои группы» также отображается успеваемость студентов и результаты выполненных заданий.

Платформа позволяет добавлять задания на отработку лексики (Vocabulary drilling), прикреплять видео, тестовые задания и другое.

При создании урока преподаватель вносит тему занятия, также есть возможность оставить комментарий к уроку, прикрепить картинку и обозначить крайний срок сдачи. Для сдачи урока студентам необходимо выполнить минимум 90% заданий и успешно пройти итоговый тест. Секция, посвященная закреплению лексики, включает в себя множество игровых заданий, таких как запомни, найди слово, найди определение, квиз, послушай и выбери, найди пару, скрэмбл, заполни пропуски, змейка. Задания направлены на изучение и запоминание новых

слов, их произношения и написания. «Данных режимов вполне достаточно, чтобы учащиеся могли успешно усвоить лексический материал, потренировать его в интересной игровой форме и повысить мотивацию к изучению иностранного языка» [6].

Накопление профессионального вокабуляра является одной из важнейших задач при изучении английского в неязыковых вузах. Лексика, относящаяся к профессиональной области студентов, имеет решающее значение, так как они будут пользоваться ей в своей будущей карьере и помогает им более эффективно общаться в выбранной сфере. Без этих знаний студентам трудно понимать содержание лекций, академических статей и других материалов, относящихся к их области изучения. Более того, использование правильной терминологии свидетельствует о профессионализме и компетентности. Это может быть особенно важно на собеседованиях при приеме на работу, когда работодатели могут обращать внимание на то, насколько хорошо кандидаты владеют языком, относящимся к их области. Таким образом, платформа Взнания предоставляет студентам инструмент, помогающий им освоить непростую профессиональную лексику. Платформа также имеет возможность загрузить видео, создать к нему ряд вопросов для проверки понимания и поставить временные рамки. С. Стемплески и Б. Томалин считают, что студенты в большей степени заинтересованы процессом освоения языка, когда видят использование языка в реальных ситуациях на видео. «Это сочетание движущихся изображений и звука может представить язык максимально всесторонне, более чем любое другое обучающее средство, а также более реалистично. Использование видео правильным образом может быть действительно полезным для студентов, потому что таким способом они изучают английский язык естественным образом и сразу ассоциируют изучаемые слова с контекстом. Другими словами, видео позволяет дать учащимся необходимый контекст, в котором то или иное слово может быть использовано. Видео приносит реальный мир и аутентичные ситуации в класс» [7]. Задания на просмотр видео усложняются тем, что, проводя их во время аудиторного занятия, студентам необходимо иметь не только мобильное устройство, но и наушники или проводить занятие в мультимедийном или компьютерном классе, оборудованном всем необходимым.

Основное преимущество данного ресурса в контексте персонализированного подхода заключается в том, что преподаватель может подбирать лексику для каждого конкретного студента. Более того, учащиеся могут самостоятельно составлять цели по изучению именно того вокабуляра, закрепление которого им кажется необходимым.

Виртуальная реальность в образовательном процессе

Виртуальная и дополненная реальности - это технологии, которые уже в обозримом будущем превратятся в широко используемый инструмент педагогического дизайна. ВР предлагает такие возможности, как погружение в среду, новый способ познания и ознакомления с материалом, обучение через действие, что делает процесс изучения иностранных языков более эффективным и увлекательным. Говоря о перспективах применения этих технологий, важно упомянуть вопрос обучения преподавателей применению их в разных форматах и созданию условий, чтобы студенты получали новый образовательный опыт. «Виртуальная реальность предоставляет обучаемым уникальную возможность погрузиться в смоделированный мир, позволяя практиковать языковые навыки в реалистичной обстановке, приближенной к естественной языковой среде [8, с. 120]».

«Идет активная разработка качественных устройств виртуальной реальности и образовательных приложений, однако учебные заведения пока что не начали повсеместно внедрять VR-технологии на уроках, что в первую очередь связано с дороговизной оборудования» [9, с. 24].

Виртуальная реальность - это технология, которая существует уже некоторое время, но только в последние годы она стала более доступной. Последние годы ознаменованы началом изучения возможностей использования виртуальной реальности в образовательном процессе, особенно при изучении иностранных языков. В ближайшем будущем технологии виртуальной и дополненной реальности станут привычным компонентом высшего образования. Благодаря VR процесс изучения языков может стать более эффективным и интересным. У технологии VR есть множество преимуществ:

- возможность отработки новых навыков;

- иммерсивный опыт - опыт полного погружения в среду;

- безопасная и контролируемая среда;

- возможность виртуального общения с носителями языка в реалистичной обстановке;

- возможность культурного погружения (виртуальное посещение музеев, галерей, фестивалей и т. д.);

- интерактивная и увлекательная форма изучения языка, что приводит к повышению уровня мотивации и интереса к изучаемой дисциплине. Также погружение в виртуальную реальность делает занятие интерактивным и приводит к большей вовлеченности студентов в процесс урока, «стимулирует совместное приобретение знаний, предлагает более контекстуальные задачи, менее абстрактные инструкции и способствует рефлексивной практике» [10]. «Использование технологии виртуальной реальности для изучения иностранного языка положительно влияет на уровень медитации и концентрации студентов, о чем свидетельствуют данные ЭЭГ что связано с иммерсивной и интерактивной природой VR» [11, с. 68].

В целом использование VR в обучении английскому языку имеет большие перспективы. Он предоставляет учащимся уникальный и увлекательный опыт обучения, который может помочь им развить свои языковые навыки и культурное понимание. Однако его следует использовать как дополнение к традиционным методам изучения языка, а не как замену. Комбинируя виртуальную реальность с другими занятиями по изучению языка, преподаватели могут создать комплексный и эффективный учебный процесс для своих учеников.

Соответственно, технология виртуальной реальность может быть гармонично встроена в модели смешанного обучения, так как данная модель предполагает лишь частичное использование онлайн-среды и сохраняет возможности традиционного обучения. При планировании сценариев урока с использованием VR также применяется адаптивность и индивидуальный подход. Длительность, содержание видеофрагментов и сложность заданий к ним могут варьироваться исходя из стартового уровня и предпочтений учащихся.

По результатам анкетирования учащиеся в основном высоко оценили опыт использования виртуальной реальности в учебном процессе. Студенты смотрели видео на английском языке в VR-лаборатории университета, после чего они отвечали на вопросы по содержанию видео. Ниже приведены несколько отзывов учащихся:

«Это был новый интересный для меня опыт, на мой взгляд, VR расширяет возможности изучения иностранного языка, но необходимо научиться фокусироваться сразу на нескольких вещах одновременно, не только на картинке, но и на содержании».

«Очень хотелось бы почаще использовать технологии виртуальной реальности на занятиях».

«Виртуальная реальность может разнообразить занятия, сделать их более интересными, но сложно долго находиться в VR-очках».

GPT chat

Использование нейронных сетей в процессе преподавания и изучения английского языка также является относительно новым явлением (появилось только в конце 2022 года) и только начинает входить в современный педагогический дизайн. Однако даже спустя недолго время данная технология продемонстрировала множество преимуществ и способность выявить новые подходы в обучении, повысить эффективность образовательного процесса и мотивацию студентов.

ChatGPT (Generated Pre-trained Transformer) - чат-бот с искусственным интеллектом, использующий алгоритмы машинного обучения, чтобы понимать контекст сообщений и реагировать соответствующим образом. Данный ресурс предоставляет множество инструментов для работы с языком:

- создание текстов по заданной теме и заданий к нему (вопросы по тексту, ложные/правильные утверждения),

- создание диалогов по теме,

- идеи для вводных упражнений,

- работа с лексикой (подобрать дефиницию, найти синонимы, антонимы, вставить слово в предложение),

- работа с грамматическим материалом (генерирование примеров грамматической структуры, создание заданий на раскрытие скобок, создание серии упражнений),

- творческие задания,

- задания на разговорную и письменную практику и др.

Особенно важно отметить возможности ChatGPT для адаптивного и индивидуализированного обучения, то есть на основе информации об учениках данный ресурс способен сгенерировать адаптированный под каждого студента контент. При создании материалов программа учитывает языковой уровень учащихся, желаемый объем, необходимую лексику, а также адаптирует содержание к потребностям и интересам обучающихся. Таким образом, у преподавателя появилась возможность написать упрощенный или укороченный вариант сложного текста из учебника, подобрать другую лексику, подготовить за короткий срок

Библиографический список

большое количество однотипных грамматических упражнений, разработать вопросы на понимание информации и многое другое, что поможет сделать учебный материал более подходящим уровню и нуждам студентов. Кроме того, чат GPT предлагает увлекательный способ совершенствования разговорных навыков в английском языке. Учащиеся могут выбирать из множества тем и общаться с ИИ в естественной и непринужденной манере.

Одним из важнейших преимуществ ChatGPT является экономия временных ресурсов преподавателя. Освободившись от монотонных задач, таких как создание упражнений или поиск текстов, преподаватель может уделять больше времени поиску интересных материалов, созданию банка учебных ресурсов, коррекции письменных работ и эффективной обратной связи со студентами.

К недостаткам инструментов искусственного интеллекта можно отнести вероятность выдачи ботом ложной информации, которую он может выдавать за фактическую. Также «чат-боты могут писать реферативные работы лучше студентов, поэтому при выполнении такой работы в аудиторных условиях лучше ограничить доступ в Интернет локальной сетью или отказаться от таких работ в пользу устных дискуссий» [12, с. 6].

Так, используя в работе платформу Взнания, виртуальную реальность и чат GPT можно дифференцировать образовательный контент, приближая его к языковому уровню и интересам студентов. Учащиеся могут заниматься в комфортном темпе и над теми аспектами языка, которые им необходимы. Создавая индивидуальные образовательные маршруты, преподаватель учитывает пожелания студентов, таким образом делая учащихся активными участниками процесса изучения иностранного языка. По результатам педагогического наблюдения над группой учащихся, в которой применялся персонализированный подход с применением указанных технологий, можно заметить, что студенты проявляют больше мотивации и интереса к занятиям, выросла посещаемость и общий уровень удовлетворенности учебным процессом.

На сегодняшний день электронные ресурсы и технология виртуальной реальности набирают все большую популярность в процессе изучения иностранных языков. Одним из основных их преимуществ можно назвать возможность адаптировать и персонализировать учебный контент к нуждам и потребностям учащихся. В неязыковых вузах частой сложностью в изучении иностранных языков становятся группы, состоящие из студентов разного уровня, стиля обучения, мотивации. Соответственно, поиск новых форм и инструментов является необходимым для внедрения более индивидуального подхода к обучению.

Сегодня перед вузами стоит важная задача реализации личностного потенциала учащихся, учитывая их индивидуальные способности, особенности характера, навыки, интересы, цели и мотивы. Высшие учебные заведения должны не только обучать профессиональным дисциплинам, включая иностранные языки, но и научить учиться самостоятельно. Концепция life-long learning (учиться в течение жизни) очень актуальна в наше время и требует от студентов навыка самостоятельно углублять свои знания в необходимый момент. Поскольку обучающийся является активным участником при составлении своего учебного плана и сам определяет цель, темп и формы обучения, он ощущает больше ответственности, что также приводит к повышению мотивации. Индивидуальные образовательные траектории дают возможность для самоанализа и рефлексии, осознания своих индивидуальных потребностей. При персонализированном подходе роль учащегося выходит на центральный план, от студентов требуется больше ответственности и самоорганизации не только в вопросе выбора целей и содержания обучения, но и оценивания и коррекции. Так, по мнению многих исследователей, использование обратной корректирующей связи, которая подразумевает только собственные исправления учащихся, помогает заставить студентов думать самостоятельно и добиваться больших успехов в изучении иностранного языка [13]. Полученные в ходе исследования результаты могут быть применены в процессе преподавания английского и других иностранных языков в нелингвистических вузах.

1. Усманов С.Р Использование дистанционных образовательных технологий для реализации личностно ориентированной модели обучения в организациях среднего профессионального образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2018.

2. Фальков В.Н. Интервью «Идеальный вуз 21 века: 200 студентов - 200 учебных программ». Available at: https://www.kp.ru/daily/27143/4236342

3. Кумарина ГФ. Адаптивное образование: сущность и условия реализации. Народное образование. 2011; № 4 (1407): 30-36.

4. Абалян Ж.А. Использование метода ротации станций при обучении английскому языку в неязыковых вузах. Преподаватель XXI век. 2022; № 1-1: 105-116.

5. ВЗнания - отличная российская программа интерактивного обучения - Дидактор. Available at: http://didaktor.ru/vznaniya-otlichnaya-rossyskaya-obrazovatelnaya-platforma-interaktivnogo-obucheniya/

6. Кузнецова М.Е. Использование онлайн-платформы «ВЗнания» в преподавании английского языка в колледже. Инновационные процессы в современном образовании: практики, технологии, решения: сборник трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Москва: Информио, 2021: 36-43.

7. Stempleski S., Tomalin B. Cultural awareness. Oxford University Press, 1994.

8. Краснова Т.И. Инновационное изучение языков: исследование иммерсивных виртуальных сред. Общество: социология, психология, педагогика. 2023; № 3 (107): 119-123.

9. Иванько А.Ф., Иванько М.А., Романчук Е.Е. Виртуальная реальность в образовании. Научное обозрение. Педагогические науки. 2019; № 3-1: 20-25.

10. Lee E.A.L., Wong K.W. Learning with desktop virtual reality: Low spatial ability learners are more positively affected. Computers & Education. 2014; № 79: 49-58.

11. Каменева Е.А., Мельничук М.В., Стародубцева Е.А., Краснова Т.И., Савченко Н.В. Компаративный анализ эффективности использования виртуальной реальности и традиционного видеоконтента в образовательном процессе высшего учебного заведения. Вестник Финансового университета. Гуманитарные науки. 2023; № 13 (2): 62-71.

12. Агальцова Д.В., Валькова Ю.Е. Технологии искусственного интеллекта для преподавателя вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 5-7.

13. Rets N.I., Pivneva S.V., Pasiukova O. et al. Effectiveness of foreign language teaching techniques: provision of feedback as a way to correct writing mistakes. Revista EntreLnguas. 2022; Vol. 8, № S1: 022022.

References

1. Usmanov S.R. Ispol'zovanie distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij dlya realizacii lichnostno orientirovannoj modeli obucheniya v organizaciyah srednego professional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2018.

2. Fal'kov V.N. Interv'yu «Ideal'nyj vuz 21 veka: 200 studentov- 200 uchebnyh programm». Available at: https://www.kp.ru/daily/27143/4236342

3. Kumarina G.F. Adaptivnoe obrazovanie: suschnost' i usloviya realizacii. Narodnoe obrazovanie. 2011; № 4 (1407): 30-36.

4. Abalyan Zh.A. Ispol'zovanie metoda rotacii stancij pri obuchenii anglijskomu yazyku v neyazykovyh vuzah. Prepodavatel' XXI vek. 2022; № 1-1: 105-116.

5. VZnaniya - otlichnaya rossijskaya programma interaktivnogo obucheniya - Didaktor. Available at: http://didaktor.ru/vznaniya-otlichnaya-rossijskaya-obrazovatelnaya-platforma-interaktivnogo-obucheniya/

6. Kuznecova M.E. Ispol'zovanie onlajn-platformy «VZnaniya» v prepodavanii anglijskogo yazyka v kolledzhe. Innovacionnye processy v sovremennom obrazovanii: praktiki, tehnologii, resheniya: sbornik trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Informio, 2021: 36-43.

7. Stempleski S., Tomalin B. Cultural awareness. Oxford University Press, 1994.

8. Krasnova T.I. Innovacionnoe izuchenie yazykov: issledovanie immersivnyh virtual'nyh sred. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2023; № 3 (107): 119-123.

9. Ivan'ko A.F., Ivan'ko M.A., Romanchuk E.E. Virtual'naya real'nost' v obrazovanii. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2019; № 3-1: 20-25.

10. Lee E.A.L., Wong K.W. Learning with desktop virtual reality: Low spatial ability learners are more positively affected. Computers & Education. 2014; № 79: 49-58.

11. Kameneva E.A., Mel'nichuk M.V., Starodubceva E.A., Krasnova T.I., Savchenko N.V. Komparativnyj analiz 'effektivnosti ispol'zovaniya virtual'noj real'nosti i tradicionnogo videokontenta v obrazovatel'nom processe vysshego uchebnogo zavedeniya. Vestnik Finansovogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2023; № 13 (2): 62-71.

12. Agal'cova D.V., Val'kova Yu.E. Tehnologii iskusstvennogo intellekta dlya prepodavatelya vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 5-7.

13. Rets N.I., Pivneva S.V., Pasiukova O. et al. Effectiveness of foreign language teaching techniques: provision of feedback as a way to correct writing mistakes. Revista EntreLinguas. 2022; Vol. 8, № S1: 022022.

Статья поступила в редакцию 29.02.24

УДК 372.881.161.1

Abramova T.S., postgraduate, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: tuyara-abramova@mail.ru

Nikiforova E.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: monep@mail.ru

THE HISTORICAL ASPECT OF THE DEVELOPMENT OF THE METHODOLOGY OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA). The methodology of teaching the Russian language, like any science, reacts to all the changes taking place in the education system, the realities of life, while preserving everything that improves the quality of education. The article examines the history of the development of the methodology of teaching the Russian language in the Republic of Sakha (Yakutia) from XIX to XXI century. Russian language teaching methodology features in different historical periods are revealed, conceptual documents and works of methodologists who have made a significant contribution to the development of Russian language teaching methods in Yakutia are considered. The main attention is paid to the formation of the Russian language teaching system in schools with a native non-Russian language. The work reveals the specifics of the methodology of teaching Russian in Yakutia in different historical periods. The reviewed materials allow to conclude that it is currently necessary to revive the methodology of teaching Russian for schools with a native non-Russian language of instruction, taking into account historical experience.

Key words: teaching methods, Russian language, historical aspect, teaching staff, curricula, textbooks

Т.С. Абрамова, аспирант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: tuyara-abramova@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е.П. Никифорова, д-р пед. наук, проф., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: monep@mail.ru

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Методика преподавания русского языка, как и любая наука, реагирует на все изменения, происходящие в системе образования, реалии жизни, сохраняя все то, что повышает качество обучения. В статье рассматривается история развития методики преподавания русского языка в Республике Саха (Якутия) с XIX по XXI века. Раскрыты особенности методики преподавания русского языка в разные исторические периоды, рассмотрены концептуальные документы и работы ученых-методистов, внесших значительный вклад в развитие методики преподавания русского языка в Республике Саха. Основное внимание уделяется становлению системы обучения русского языка в школах с родным нерусским языком обучения. Рассмотренные материалы позволяют сделать вывод, что в настоящее время необходимо возродить методику преподавания русского языка для школ с родным нерусским языком обучения с учетом исторического опыта.

Ключевые слова: методика преподавания, русский язык, исторический аспект, педагогические кадры, учебные программы, учебники

Задача формирования функциональной грамотности и повышения качества образования требует особого внимания к проблеме качества преподавания русского языка. Русскому языку отводится особое место в учебном плане, так как в настоящее время это практически единственный предмет, по которому все без исключения выпускники проходят государственную итоговую аттестацию.

В Республике Саха (Якутия), по данным Всероссийской переписи 2020 г, преимущественно проживает якутоязычное (сахаязычное) население. Более 75% школ осуществляют процесс обучения на втором государственном языке республики, также в качестве учебного предмета изучаются языки коренных народов Севера.

Таблица 1

Средние баллы ОГЭ по русскому языку в 2019-2023 гг. в РС(Я) (%)

Предмет 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Русский язык 3,8 3,7 3,7 3,8 3,9

При этом результаты государственной итоговой аттестации за последние 5 лет показывают отставание от среднероссийских баллов, поэтому в учебном про-

цессе необходимо учитывать исторический опыт преподавания русского языка, в том числе в национальной школе.

В данной статье мы рассмотрим исторический аспект методики преподавания русского языка в Республике Саха (Якутия).

Цель - изучить исторический аспект развития методики преподавания русского языка на примере Республике Саха (Якутия).

Задачи:

1. Изучить историю становления и развития системы преподавания русского языка в условиях многоязычия в Республике Саха (Якутия) в Х1Х-ХХ1 веках.

2. Определить особенности условий развития методики преподавания русского языка на разных исторических этапах.

3. Выявить достоинства и недостатки системы преподавания русского языка в Республике Саха (Якутия) на разных исторических этапах.

Методы исследования: сравнительно-сопоставительный, сравнительно-исторический.

Новизна исследования связана с недостаточным учетом исторического опыта при разработке программ, учебников, учебных и методических пособий при обучении русскому языку.

Таблица 2

Предмет 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

РФ РС(Я) РФ РС(Я) РФ РС (Я) РФ РС (Я) РФ РС (Я)

Русский язык б9,5 б0,б 71,б бб,8 71,4 б3,3 б8,3 б0,1 б8,4 59,9

Средние баллы ЕГЭ по русскому языку в 2019-2023 гг в РФ и РС(Я) (%)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.