Научная статья на тему 'Электронная образовательная среда, как современная платформа реализации концепции непрерывного образования в современном образовательном пространстве'

Электронная образовательная среда, как современная платформа реализации концепции непрерывного образования в современном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / E-LEARNING RESOURCES / REMOTE TECHNOLOGY / INTERNET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неделькин А.А.

В статье проанализированы основные подходы к проектированию электронной образовательной с учетом специфики деятельности отечественных университетов. Рассмотрены ключевые особенности и преимущества модульного подхода в процессе разработки электронных учебных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E- LEARNING ENVIRONMENT AS A MODERN PLATFORM IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF LIFELONG LEARNING IN THE MODERN EDUCATIONAL SPACE

The article analyzes the main approaches to the design of eeducation, taking into account the specifics of the local universities. Are considered key features and benefits of a modular approach in the development of e-learning materials.

Текст научной работы на тему «Электронная образовательная среда, как современная платформа реализации концепции непрерывного образования в современном образовательном пространстве»

УДК 37

ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЛАТФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Неделькин А.А., старший преподаватель кафедры «Информационные технологии», ФГБОУ ВПО «РЭУ имени Г. В. Плеханова»,

e-mail: aa@nedelk.in

В статье проанализированы основные подходы к проектированию электронной образовательной с учетом специфики деятельности отечественных университетов. Рассмотрены ключевые особенности и преимущества модульного подхода в процессе разработки электронных учебных материалов.

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, дистанционные технологии, интернет.

E- LEARNING ENVIRONMENT AS A MODERN PLATFORM IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF LIFELONG LEARNING IN THE MODERN EDUCATIONAL

SPACE

Nedelkin A.A., senior teacher, Information technologies chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail: aa@nedelk.in

The article analyzes the main approaches to the design of e- education, taking into account the specifics of the local universities. Are considered key features and benefits of a modular approach in the development of e-learning materials.

Keywords: E-learning resources , remote technology , Internet.

В контексте быстрых технологических изменений и меняющихся рыночных условий, отечественная система образования сталкивается с проблемой предоставления современного и качественного образовательного продукта, соответствующего международным стандартам без значительного увеличения расходной части бюджета, с целью сохранения конкурентных преимуществ. Многие учебные заведения отвечают на такие вызовы путем разработки программ дистанционного обучения. В процессе становления дистанционное обучение трансформировалось и изменилось, адаптируясь под новые технологии и потребности общества.

Для успешной реализации электронная гипертекстовая информационно-образовательная система должна продемонстрировать, что в ней в полной мере реализованы и работают педагогические принципы, а также удаленные учащиеся могут эффективно взаимодействовать между собой и усваивать основные представления о предметной области в форме, которая не может быть использована, без использования соответствующих технологии. Тем не менее в таких системах, роль технологии в первую очередь отводится тому, чтобы получить возможность работать с удаленными слушателями, а не предлагать новый метод обучения, а предлагаемый подход следует рассматривать как улучшение информационных технологий, а не педагогических практик. Отдельные элементы технологий, используемых в электронном образовании, могут применятся и при классическом обучении, а также быть интегрированы в уже существующую инфраструктуру университета. Поэтому, важно чтобы не ограничиваться слишком узким представление о том, что представляет собой электронное образование, или о том, в чем его основная идея.

Таким образом, основная цель данной работы заключается в изучении педагогических основ в системах электронного обучения, в котором мы предоставим обоснование выбранных технологий.

Дистанционные технологии могут хорошо описать традиционные педагогические приемы и фактически не существует никаких противоречий между учебным планом, методами обучения, а также процедурами оценки, применяемой в электронной образовательной среде. Прежде всего, необходимо начать с четко определенных предполагаемых целей и результатов обучения и разработать задачи и методику их оценки, которые будут в автоматическом режиме проверять, являются ли результат достигнутым или нет.

В общем виде учебный процесс может быть представлен в виде цикла так называемой «петли» включающей циклическую последовательность следующих этапов: прогноз - планирование -контролируемая деятельность по реализации планов - учет и анализ результатов - коррекция прогнозов и планов ( рис. 1).

В работе подчеркнута роль обучения с использованием электронных сообществ, которые следует рассматривать, как площадки для обмена знаниями и опытом в рамках непрерывного профессионального развития. Обмен знаниями в сети описывает цикл обучения через фазы познания от неявных знаний, обмена опытом, обсуждения, до уточнения, а затем конкретного оформления. На таком принципе постоянны многие профессиональные ресурсы в сети Интернет: форумы, доски обсуждения, энциклопедии

Поэтому, пренебрежение проектированием площадки для общения слушателей меду друг другом и преподавателями, может иметь последствия.

Во-первых, у дистанционных студентов в отсутствии возможности обсуждения интересующих их тем может значительно снизится производительность труда и мотивация.

Во-вторых, в отсутствии опыта других участников, такие слушатели не знают, что от них ожидают преподаватели и им приходится тратить гораздо больше времени.

Поэтому нами был проведен анализ существующих площадок

Рис. 1. Обобщенная схема этапов проектирования учебного процесса в электронной образовательной среде

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №3 2016 | 73

Таблица 1. Классификация учебных задач в рамках он-лан обучения

Количество участников Взаимодействие Примеры

Один В одиночку Он-лайн базы данных; Интернет-журналы; группы по интересам; электронные библиотеки

Два Один к одному Совместные учебные задания, ролевые игры

Группа Один-ко-многим Лекции. ролевые игры, интервью симпозиумах

Несколько групп Многие ко многим Группы для обсуждения, дискуссионные клубы, моделирование бизнес-ситуаций, тематические исследования, проектные группы

и сервисов в рамках он-лайн обучения за основу классификационного признака мы использовали количество возможных участников (Таблица 1).

Проектирование он-лай площадок в рамках реализации дистанционного обучения может способствовать формированию и поддержанию учебного процесса, и вовлечению в него заинтересованных лиц. При этом в настоящее время уже существуют технологии и принципы создания подобных организационных форм. Многие из решений, которые принимаются в процессе разработки учебного плана зависят от прагматических вопросов, признающих необходимыми только те знания и умения, которые находят непосредственное применение в практике.

Отметим, что создание электронных образовательных ресурсов не простое дело, которое требует отбора лучших педагогических практик и глубоких знаний в сфере информационных технологий. В процессе создания таких ресурсов возникает множество нюансов и проблем.

Отличительной чертой любого цифрового ресурса можно назвать его способность быть многократно использованным, а учебные дисциплины, представленные в электронной форме необходимо рассматривать как объекты компьютерного моделирования. Поэтому для разграничения традиционной учебной дисциплины и ее аналога в электронном пространстве мы будем использовать понятие «электронный учебный объект».

Отметим, что в таком случае, как и любой цифровой ресурс, учебный объект может быть многократно использован в рамках реализации дистанционного обучения. В содержание понятия «электронный учебный объект» мы вкладываем возможность многократного использования электронных учебных материалов, поддержку практического взаимодействия со слушателями.

Следовательно, введенное понятие скорее носит учебно-технологический характер, в той степени, что объекты обучения описываются как технологии обучения, а не образовательные подходы. Использование термина «объекта», а не «материала» не является проблематичным, и пересекается с идеями объектно-ориентированного программирования. Проводя аналогию «учебных материалов» и «электронного учебного объекта» отметим, его пересечение с идей объектно-ориентированного программирования, которая в свою очередь связана малыми объемами исходных кодов и может быть повторно использована в ряде различных проектов, а также существенно упрощает работу по созданию готовых приложений.

Можно предположить, что использование «электронных учебных объектов» даст возможность: ускорения создания учебных курсов, а также позволяет добиться более жесткой структуры электронных учебных материалов.

Использование электронных учебных объектов дает возможность организации четкой и последовательности учебных задач, которая является основой проектного подхода в обучении, и хорошо вписывается в педагогические теории, где обучение проходит стадии от простого к сложному. А каждый учебный объект может быть подвергнут дифференцированной оценке с последующей агрегацией, а обучаемый и преподаватель точно знают реальные достижения в освоении образовательной дисциплины.

Второе предположение состоит в том, что использование электронных учебных объектов, позволяет расширить доступность электронных учебных материалов и доставляться в цифровом виде только в необходимом в данный момент времени объеме.

Дополнительная функциональность может быть получена из последовательности использования учебных объектов в близких по содержанию учебных дисциплинах и их пересечения с другими учебными дисциплинами.

Возможность многократного использования электронных учебных объектов значительно расширяет возможности их использования в системах дистанционного образования. Однако у такого подхода есть и недостатки, включающие в себя: согласованность учебных объектов в разных дисциплинах, изменение образовательных стан-

дартов и педагогических практик. С другой стороны, преподаватели могут разработать свои собственные педагогические подходы к представлению материалов в условиях отсутствия необходимости их взаимосвязи с другими дисциплинами и их спецификой на уровне электронной образовательной среды.

Литература:

1. Антоненкова А.А. Сравнительный анализ современного информационного обеспечения в логистической деятельности // Славянский форум. 2015. № 3 (9). С. 20-28.

2. Волков А.К., Меламуд М.Р. Общие подходы к созданию компьютерного учебника // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 1. С. 55-57.

3. Волков А.К., Меламуд М.Р., Романова Ю.Д. Инновации в экономическом образовании // Фундаментальные исследования. 2009. № S5. С. 122-124.

4. Гришина О.А., Меламуд М.Р., Романова Ю.Д. Использование модельных тренажеров при подготовке специалистов для российской системы государственных закупок // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 5. С. 62-67.

5. Жильцов Е.Н., Коробова Т.С. О социальных предпосылках перехода к демократической приватизации // Экономика и управление собственностью. 2012. № 2. С. 11-14.

6. Иванова, Е.А. Концепция гипертекста / Е.А. Иванова //В сб. научн. тр. «Информационные технологии и преподавание иностранных языков». М.: Изд-во МЭСИ, 2005. - С. 39-44.

7. Коробова Т.С. Инфраструктурный фандрайзинг как форма привлечения социальных инвестиций в российские благотворительные организации: на пути к преодолению ценностного и профессионального лага // Лизинг. 2014. № 10. С. 46-52.

8. Романова Ю.Д., Лесничая И.Г. Информатика и информационные технологии. -М.: Эксмо, 2009 г. -320 с.

9. Степанова М.Г., Неделькин А.А. E-leammg технологий в современном образовательном процессе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5-5. С. 826-827.

10. Степанова М.Г., Неделькин А.А. Технологии облачных сред и сервисов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5-5. С. 827.

11. Степанова М.Г., Неделькин А.А., Антоненкова А.В., Шайтура С.В. Интерактивный учебно-тренинговый практикум «Финансовый менеджмент в коммерческой организации» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2016. № 3 (82). С. 48.

12. Титов В.А., Неделькин А.А. Гипертекстовые технологии в современном образовательном процессе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 12-1. С. 135a.

74 TRANSPORT BUSINESS Ш RUSSIA | №3 2016 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.