Научная статья на тему 'Виртуальное образовательное пространство современных университетов'

Виртуальное образовательное пространство современных университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / MOTIVATION / SOCIOLOGICAL RESEARCH / SOCIOLOGICAL METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неделькин А.А., Антоненкова А.В.

Инфраструктура российских университетов все больше становится похожа на западные образцы и постоянно улучшается. Сегодня ведущие российские университеты имеют в своем распоряжении не только административные здания и учебные корпуса, но и бассейны, спортзалы и стадионы, огромные библиотеки, собственные туристические базы, лекционные аудитории, столовые, кафе и комбинаты питания. Но в тоже время университеты развивают не только материальную инфраструктуру, но виртуальное пространство. Информационные технологии открывают широкие возможности совместной работы и коммуникации как для студентов, так и преподавателей. В статье сделан акцент на то, как информационные технологии встраиваются в традиционный образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неделькин А.А., Антоненкова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL EDUCATIONAL SPACE OF MODERN UNIVERSITIES

The infrastructure of Russian universities is becoming more and more like Western models and is constantly improving. Today, leading Russian universities have at their disposal not only administrative buildings and educational buildings, but also swimming pools, gyms and stadiums, huge libraries, own tourist bases, lecture halls, canteens, cafes and food factories. But at the same time, universities are developing not only a material infrastructure, but virtual space. Information technologies open up broad opportunities for joint work and communication for both students and teachers. The article focuses on how information technologies are built into the traditional educational process.

Текст научной работы на тему «Виртуальное образовательное пространство современных университетов»

УДК 33

ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННЫХ

УНИВЕРСИТЕТОВ

Неделькин А.А., старший преподаватель кафедры «Информационные технологии», ФГБОУВО «РЭУ имени Г. В. Плеханова», e-mail:

aa@nedelk.in

Антоненкова А.В., к.э.н., доцент кафедры «Информационные технологии», ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г. В. Плеханова», e-mail:

antalbina@yandex.ru

Инфраструктура российских университетов все больше становится похожа на западные образцы и постоянно улучшается. Сегодня ведущие российские университеты имеют в своем распоряжении не только административные здания и учебные корпуса, но и бассейны, спортзалы и стадионы, огромные библиотеки, собственные туристические базы, лекционные аудитории, столовые, кафе и комбинаты питания. Но в тоже время университеты развивают не только материальную инфраструктуру, но виртуальное пространство. Информационные технологии открывают широкие возможности совместной работы и коммуникации как для студентов, так и преподавателей. В статье сделан акцент на то, как информационные технологии встраиваются в традиционный образовательный процесс.

Ключевые слова: информационные технологии, образовательные услуги, рынок образовательных услуг, глобализация, конкуренция, образовательные программы.

VIRTUALEDUCATIONALSPACEOFMODERNUNIVERSITIES

Nedelkin A., senior teacher, Information technologies chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail: aa@nedelk.in Antonenkova A., Ph.D., Associate Professor, Information technologies chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail:

antalbina@yandex.ru

The infrastructure of Russian universities is becoming more and more like Western models and is constantly improving. Today, leading Russian universities have at their disposal not only administrative buildings and educational buildings, but also swimming pools, gyms and stadiums, huge libraries, own tourist bases, lecture halls, canteens, cafes and food factories. But at the same time, universities are developing not only a material infrastructure, but virtual space. Information technologies open up broad opportunities for joint work and communication for both students and teachers. The article focuses on how information technologies are built into the traditional educational process.

Keywords: motivation, sociological research, sociological methods.

Изменчивость конъюнктуры рынка отечественной и мировой экономики постоянно ставит перед системой образования непростые задачи, решение которых требует адекватных современных форм, методов и способов подготовки управленческих кадров. Большинство образовательных программ направлены на решение двух задач: дать студентам возможность приобрести знания по основным понятиям дисциплины и привить навыки в использовании этих знаний для решения реальных практических проблем.

Отметим, что переход российских вузов к двухуровневой системе образования привел к резкому сокращению аудиторных часов, отводимых для лекционных и семинарских занятий, что способствовало развитию дистанционного образования. В таких условиях возрастает необходимость в качественном совершенствовании теоретических и практических материалов, а действенным инструментом решения данной задачи могут выступать гипертекстовые информационные системы и технологии, направленные на достижение более результативной и эффективной деятельности образовательных учреждений при подготовке управленческих кадров, в том числе и по экономическим направлениям. Если раньше в России можно было наблюдать разрывы в развитии системы образования между столичными и областными университетами, а также между восточными и западными регионами из-за огромной территории и дефицита преподавателей, то в настоящее время различия минимизированы за счет внедрения образовательных стандартов и новейших достижений в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Виртуальное пространство современных университетов крайне разнообразно и в каждом конкретном случае индивидуально как по структуре, так и по содержанию. Оно обычно включает: Интернет-портал образовательной организации, учетно-аналитические системы, системы поддержки учебного процесса (LMS), виртуальные образовательные среды (VLS), информационныесистемы управления (MIS), а также системы дистанционного обучения. Существуют идеи расширения обучающего виртуального пространства с помощью мощных серверов и виртуальных библиотек, что приводит к мысли о необходимости виртуального управления университетом.

Также необходимо отметить, что традиционная система преподавания, где преподаватель работает лицом к лицу со студентами имеет недостатки, главными из которых являются: затянутость вхождения в профессию и снижение эффективности обучающих программ, ограниченный охват учебных и практических материалов, сложность, а иногда и невозможность отслеживать результаты обучения. Как

показывает практика лучших западных университетов преодоление этих разрывов возможно с помощью новых методов организации учебного процесса и информационных технологий с активным использованием электронных образовательных ресурсов.

В традиционном образовательном процессе ведущая роль принадлежит преподавателю и включает в себя все виды деятельности, которые помогают транслировать знания, факты, идеи или педагогическое мастерство. Такой подход подразумевает личное общение преподавателя и обучаемого, а использование технически средств сведено к минимуму.

Современные университеты выступают организациями, которые реально способны влиять на процесс формирования информационного общества и экономики знаний, поэтому они требует наличия хорошего финансирования своей деятельности. В экономике, основанной на знаниях, миссия университета должна быть направлена на создание знаний и их передачу обществу. Строго говоря, вузы имеют хорошие возможности развития, чтобы противостоять локальным и глобальным проблемам для развития человеческого капитала и всего общества в целом.

Инфраструктура российских университетов все больше становится похожа на западные образцы и постоянно улучшается. Сегодня ведущие российские университеты имеют в своем распоряжении не только административные здания и учебные корпуса, но и бассейны, спортзалы и стадионы, огромные библиотеки, собственные туристические базы, лекционные аудитории, столовые, кафе и комбинаты питания. Но в тоже время университеты развивают не только физическую инфраструктуру, но виртуальное пространство.

Вместе с тем Россия и другие страны континентальной Европы сталкиваются с последствиями финансового и глобального кризисов, а также ограничениями, связанными с международной политической ситуацией в условиях изменчивости конъюнктуры рынка, что постоянно ставит перед системой образования непростые задачи, решение которых требует адекватных инновационных форм, методов и способов подготовки управленческих кадров.

Существенную роль в достижении национального приоритета повышения экономической конкурентоспособности и развития экономики, основанной на знаниях, играет качество образования. Как известно, учебный процесс является познавательной деятельностью, семинары и лекции выступают основой для организации учебных ситуаций и для формирования соответствующих компетенций, знаний, способностей и навыков, а также их развития. Таким об-

Рис 1. Структура форм обучения и используемых электронных образовательных ресурсов.

разом, учебный процесс является наиболее действенным способом достижения поставленной цели.

Для успешной реализации электронная образовательная система должна продемонстрировать, что в ней в полной мере реализованы и работают педагогические принципы, а удаленные учащиеся могут эффективно взаимодействовать между собой и усваивать основные представления о предметной области с помощью соответствующих технологий. Однако в таких системах обычно роль технологии, в первую очередь, отводится тому, чтобы получить возможность работать с удаленными слушателями, а не предложить новый метод обучения. Предлагаемый подход следует рассматривать как улучшение информационных технологий, а не педагогических практик. Отдельные элементы технологий, используемых в электронном образовании, могут применятся и при классическом обучении, а также быть интегрированы в уже существующую инфраструктуру университета. Поэтому важно не ограничиваться слишком узким представлением о том, что представляет собой электронное образование, или о том, в чем его основная идея.

Электронные образовательные ресурсы используются, прежде всего, в процессе, в котором преподаватель и студенты могут быть физически отделены друг от друга, и для общения они вынуждены применять коммуникационные технологии. В ходе исследования установлено, что современные обучение можно разбить на два направления: он-лайн (с использованием сетевых технологий) и оффлайн обучение (с использованием локальных компьютеров).

Он-лайн технологии включают интернет-ориентированное обучение - личностно-ориентированный подход, основанный на использовании интернет технологий: электронная почта, вебинары, чаты, доски объявлений, анкетирование. Web-ориентированное обучение является частным случаем использования интернет технологий, в процессе обучения применяются специализированные гипертекстовые информационные системы. Ключевым моментом такого подхода является наличие виртуальной обучающей среды (платформы). Можно утверждать, что такое обучение - это новая модель учебного процесса.

Офф-лайн блок включает обучение по почте, когда учебные материалы среди обучающихся распространяются на бумажном носителе через почтовые отправления. Такая форма обучения подразумевает удаленную работу обучаемого, но не обязательное использование компьютера.

Компьютерное обучение - обучение людей с использованием компьютерных средств или обучение компьютерной грамотности, но в любом случае при этом учебные материалы преимущественно распространяются на CD дисках, а также популярных форматах Word, PDF. При этом использование компьютера возможно, как в учебных аудиториях, так и вне.

Электронное обучение, также, как и дистанционное, предполагает пространственную удаленность, но процесс обучения строится на использовании информационно- коммуникационных технологий интернет сети. Очевидно, что каждая группа терминов имеет свои нюансы, содержание и смысл. Эти соотношения продемонстрирова-

ны на рисунке 1, определяющем наиболее распространенные формы организации обучения: компьютерное обучение, дистанционное обучение, электронное обучение, интернет-ориентированное обучение, обучение на основе технологии и Web-ориентированное обучение.

Образовательные программы, реализованные в рамках дистанционного образования, могут предоставить уже практикующим специалистам возможность повысить квалификацию или пройти программы профессиональной переподготовки в условиях ограниченного времени, пространственного расположения или инвалидности, а также обновить и углубить знания работников непосредственно на их рабочих местах.

Таким образом, использование любой технологии трансляции знаний через любые доступные средства и по любым каналам связи автоматически влечет за собой элементы дистанционного обучения, за счет отдаления преподавателя и студента. В настоящее время наблюдается сближение и взаимопроникновение традиционного и дистанционного обучений, их гармоничный симбиоз.

Дистанционные технологии в обучении имеют множество преимуществ, так, например, они снимают ограничения во времени и пространстве, способствуют увеличению масштабов университетов, повышают качество и снижает стоимость обучения. Такие технологии могут хорошо описать традиционные педагогические приемы, и фактически не существует никаких противоречий между учебным планом, методами обучения, а также процедурами оценки, применяемыми в электронной образовательной среде. Однако, создание электронных образовательных ресурсов не простое дело, которое требует отбора лучших педагогических практик и глубоких знаний в сфере информационных технологий.

В заключении отметим, что качественный образовательный продукт невозможно получить, улучшив отдельные компоненты сферы образования, поэтому современная траектория развития отечественной системы высшего и дополнительного образования заключается в повышении качества обучения, диверсификации миссий и профилей подготовки; поиске механизмов финансирования; развитии педагогического мастерства и управленческого потенциала руководства университета; интеграции с бизнесом путем создания партнерских отношений; повышении количества и качества исследований; внедрения внутренних механизмов обеспечения контроля образовательного процесса; интеграции в международное научное пространство; совершенствовании учебных программ.

Литература:

1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. http://fgosvo.ru/

2. Аверина О.И., Горбунова Н.А. Двухуровневая система российского образования: проблемы и перспективы // Интеграция образования. 2012. №3 С.3-8.

3. Волков А.К., Меламуд М.Р. Общие подходы к созданию компьютерного учебника // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 1. С. 55-57.

4. Женова Н.А. Информационная система автоматизации управ-

ления вузом с использованием решений 1С//Новые информационные технологии в образовании: применение технологий «1С» в условиях модернизации экономики и образования Сборник научных трудов 16-й Международной научно-практической конференции. 2016. С. 36-38.

5. Коробова Т.С. Инфраструктурный фандрайзинг как форма привлечения социальных инвестиций в российские благотворительные организации: на пути к преодолению ценностного и профессионального лага // Лизинг. 2014. № 10. С. 46-52.

6. Лапшина Е.А., Савинова В.М. Анализ продуктов IBM для решения задач информационной бизнес-аналитики // Научные труды Вольного экономического общества России. 2012. Т. 164. С. 333-338.

7. Мартынов А.Ф., Титов В.А. Методологические подходы к

управлению инновационной активностью // Транспортное дело России. 2006. № 12-4. С. 40-42.

8. Меламуд М.Р., Герасимова В.Г. К вопросу использования сетевых технологий в традиционном учебном процессе // Научные труды Вольного экономического общества России. 2014. Т. 186. С. 507-512.

9. Меламуд М.Р., Романова Ю.Д. Коммуникации в сетевом обучении // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 11. С. 18-25.

10. Титов В.А. Анализ показателей национальных инновационных систем: международные сравнения // Транспортное дело России. 2010. № 3. С. 32-36.

11. Хачатурова С.С. Роль компьютера в жизни человека. // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 12-1. С. 49.

УДК 338

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ЧАСТЬ 1)

Думина С.С., аспирант кафедры «Экономика автомобильного транспорта» ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ), e-mail: dumina@mail.ru

Существующие на сегодняшний день наиболее проработанные методики оценки инвестиционной привлекательности, главным образом, применимы к промышленным предприятиям.Оценка инвестиционной привлекательности субъектов автотранспортного сектора экономики нуждается в совершенствовании методологических принципов, особенно в части более полного учета влияния факторов на макро и-мезоуровнях.На основании анализа существующей практики оценки инвестиционной привлекательности предприятий в статье рассмотрена методологическая база совершенствования оценочной технологии автотранспортных организаций.Рассмотренный в статье подход к оценке инвестиционной привлекательности автотранспортных организаций охватывает все уровни функционирования объекта инвестиций с учетом резидентского статуса инвестора. Таким образом, проанализированы методики оценки странового риска, система оценки инвестиционного потенциала регионов Российской Федерации, отрасли экономики и ее рынка, а также оценка инвестиционного привлекательности предприятия.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, автомобильный транспорт, методики оценки инвестиционной привлекательности

IMPROVING THE MECHANISM FOR EVALUATING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE MOTOR TRANSPORTATION ORGANIZATIONS (PART

ONE)

Dumina S., the post-graduate student, Economy of motor transport chair, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the

name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT), e-mail: dumina@mail.ru

Existing to date the most developed methods for assessing investment attractiveness are mainly applicable to industrial enterprises. The evaluation of investment attractiveness of motor transport sector of economy requires the improvement of methodological principles by taking into account the influence of factors at macro and meso levels. The article describes the methodological framework of improving the evaluation of motor technology organizations.The approach of assessing the investment attractiveness of motor transport organizations covers all levels offunctioning of the investment object, taking into account the resident status of investor. Methods for assessing country risk, the system for assessing investment potential of the regions of Russian Federation, the branch of economy and its market, evaluation of motor technology organizationsare analyzed in this article.

Keywords: investmentattractiveness, roadtransport, methods for assessing investment attractiveness.

Анализ разработанных на сегодняшний день методик оценки инвестиционной привлекательности позволяют сделать выводы о том, что в чистом в виде, главном образом, они применимы к промышленным предприятиям. Оценка инвестиционной привлекательности субъектов автотранспортного бизнеса нуждается в совершенствовании методологических принципов, особенно в части более полного учета влияния факторов на макро и- мезоуровнях. В этой связиалгоритм определения уровня инвестиционной привлекательности в наиболее полном виде можно представить следующим образом (рис. 1).

Представленный алгоритм определения уровня инвестиционной привлекательности свидетельствует о взаимосвязи инвестиционной привлекательности всех уровней внешней среды хозяйствующих субъектов. В зависимости от субъекта-пользователя информацией алгоритм оценки инвестиционной привлекательности может включать разное количество этапов. Так, иностранный инвестор, на первой итерации выбора объекта инвестирования будет учитывать страновые риски, т.е. обращать внимание в первую очередь на инвестиционную привлекательность государства. Российские же инвесторы первый шаг оценки могут пропустить, так как для резидентов данные риски не являются актуальными, а начать процедуру определения уровня инве-

стиционной привлекательности с оценок привлекательности отрасли или региона. По-нашему мнению, промежуточным звеном при определении инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта является оценка инвестиционного потенциала рынка, который может рассматриваться не только в пределах одного субъекта РФ, а территориальные границы которого могут располагаться сразу на пространстве нескольких регионов. В тоже время совокупность рынков одного и тоже товара/ услуги образуют отрасль народного хозяйства.

При оценки инвестиционной привлекательности государства, по-нашему мнению, целесообразно учитывать существующие методики оценки странового риска. В обобщенном виде, страновой риск - риск, связанный с текущим и перспективным экономическим и политическим состоянием страны в той степени, в какой это может отразиться на способности правительства страны или иных находящихся под ее юрисдикцией экономических субъектов отвечать по своим обязательствам. Применительно к субъектам, подвергающимся страновому риску, речь идет о вероятности неожидаемых финансовых потерь, которые могут возникать при осуществлении операций, прямо или косвенно связанных с международной экономической деятельностью и/или трансграничным перемещением средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.