Научная статья на тему 'Возможности и перспективы использования гипертекста в экономическом университете'

Возможности и перспективы использования гипертекста в экономическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРТЕКСТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БАЗЫ ДАННЫХ / ИНТЕРНЕТ / HYPERTEXT / INFORMATION TECHNOLOGY / DATABASE / INTERNET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титов В.А., Неделькин А.А.

Проанализированы различные подходы к определению гипертекста, а также выделены основные этапы развития гипертекстовых технологий. Рассмотрены ключевые особенности и преимущества гипертекстовых документов в сравнении с традиционными форматами распространения информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES AND PROSPECTS FOR THE USE OF HYPERTEXT IN ECONOMIC UNIVERSITY

Analyzed different approaches to the definition of hypertext, and highlights the main stages in the development of hypertext technology. Are considered key features and benefits of hypertext documents in comparison with traditional formats of information.

Текст научной работы на тему «Возможности и перспективы использования гипертекста в экономическом университете»

УДК 338.49

ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИПЕРТЕКСТА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Титов В.А., д.э.н., профессор кафедры Информационных технологий, ФГБОУВПО «РЭУ имени Г. В. Плеханова»,

e-mail: vtitov213@yandex.ru

Неделькин А.А., старший преподаватель кафедры Информационных технологий, ФГБОУ ВПО «РЭУ имени Г. В. Плеханова»,

e-mail: aa@nedelk.in

Проанализированы различные подходы к определению гипертекста, а также выделены основные этапы развития гипертекстовых технологий. Рассмотрены ключевые особенности и преимущества гипертекстовых документов в сравнении с традиционными форматами распространения информации.

Ключевые слова: гипертекст, информационные технологии, базы данных, интернет.

OPPORTUNITIES AND PROSPECTS FOR THE USE OF HYPERTEXT IN ECONOMIC

UNIVERSITY

Titov V., Doctor of Economics, Professor, Information technologies chair, FSEIHPE «Plekhanov Russian University of Economics»,

e-mail: vtitov213@yandex.ru

Nedelkin A., senior teacher, Information technologies chair, FSEI HPE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail: aa@nedelk.in

Analyzed different approaches to the definition of hypertext, and highlights the main stages in the development of hypertext technology. Are considered key features and benefits of hypertext documents in comparison with traditional formats of information.

Keywords: hypertext, information technology, database , internet.

В условиях перехода на новые образовательные стандарты и сокращения аудиторных часов, отводимых для лекционных и семинарских занятий, возрастает необходимость в качественном совершенствовании учебных и практических материалов в части использования современных информационных технологий, которые могут способствовать повышению качества образования.

В настоящее время наблюдается быстрое развитие Web-технологий, а также рост их популярности в качестве системы представления информации в сети Интернет. Интернет (World Wide Web или WWW) представляет собой глобальную гипертекстовую систему и построен по архитектуре «клиент-сервер» с использованием протокола TCP/IP. Все без исключения «клиент-серверные» системы состоят из 2 отдельных программ, которые взаимодействуют друг с другом, используя различные технологии и протоколы передачи данных.

Основой работы WWW является гипертекстовый протокол передачи данных HTTP (Hypertext Transfer Protocol, протокол передачи гипертекста).

Распространение информации в сети Интернет осуществляется посредством WWW-серверов. Эти сервера представляют различные документы в виде гипертекстовой разметки, которая может содержать ссылки на другие документы и ресурсы в сети, создавая сеть взаимосвязанных информационных ресурсов, доступных через Интернет. Хорошо структурированные документы в формате HTML дают возможность быстрого поиска и моментального доступа к нужной информации и данным.

HTML является привлекательным форматом для публикации по причине гибкости конечного продукта, а также предоставляет широкие возможности для издателей, исследователей, ученых и студентов, вследствие того, что стоимость тиражирования такой продукции стремится к нулю. Отметим, что WWW поддерживает больше источников сетевой и локальной электронной информации, чем любой другой сетевой инструмент поиска информации: FTP, локальные файловые системы, виртуализированные системы Hyper-V и т.д.

Существование онлайн-справочников, энциклопедий, специализированных порталов играет важную роль при поиске информации для исследователей, а в некоторых случаях и первичную. Также в Интернет представлен широкий спектр изданий в электронном виде, часто с использованием гипертекстовых возможностей. В современном обществе гипертекстовые технологии приобрели большую популярность как среди организаций и учреждений, так и у населения. Гипертекст становится все более распространенным и частым явлением социальной практики.

Во многих крупных, особенно западных учебных заведениях в рамках гуманитарных и технических наук уже созданы коллекции

документов (базы данных, доски объявлений, форумы, электронные тренажеры и библиотеки) основанные на гипертексте. Технология гипертекста настолько универсальна и настраиваема практически под любые требования и потребности, что область ее применения ограничена только воображением.

Одной из основных особенностей гипертекста является принцип, по которому не только допускается вложение одних элементов в другие, но и декларируется необходимость такого вложения. Это отличает гипертекст от многих других языков, в которых можно написать код без вложенных конструкций. В случае с гипертекстом, это невозможно изначально. Каждый элемент допускает вложение только ряда разрешенных элементов, которые, в свою очередь, допускают вложение других, разрешенных для них, и т. д. Таким способом формируется не только общая структура гипертекста, но и создаются разнообразные визуальные эффекты.

Все элементы гипертекста можно условно разделить на три группы. К первой относятся элементы, которые создают структуру гипертекстового документа. Использование таких элементов -необходимость, которая носит формальный характер.

Ко второй группе можно отнести элементы, создающие эффекты форматирования. Их использование диктуется конкретными требованиями к документу, фантазией и компетенцией разработчика.

К третьей группе относятся элементы, которые позволяют управлять программными средствами, установленными и работающими на компьютере клиенте.

Часто такие элементы создаются автоматически, когда разработчик использует для вставки некоторого объекта в документ гипертекстовый редактор или подобную программу.

Несмотря на то, что спецификация гипертекста является стандартом, этот язык дополняется новыми элементами, которые разрабатывают только известные корпорации для WWW.

Задача создания гипертекста или преобразование документов в него не является легкой, требует значительного времени и специальных знаний (гипертекстовые документы в формате HTML могут содержать более чем 450 специальных тегов (атрибутов), используемых для разметки различных материалов: тексты, заголовки иллюстрации, таблицы и т.д.). Однако, несмотря на сложности связанные с внедрением гипертекстовых технологий, результаты могут превзойти ожидания.

В сравнении с гипертекстом, традиционный бумажный носитель имеет серьезные ограничения для организации или передачи знаний в обществе. Гипертекст не ограничивается количеством заданных символов, слов, фраз и предположений, как на бумажных носителях. Гипертекст может адаптироваться к интересам или потребностям конкретного читателя, исследователя или студента. Гипертекст может содержать дополнения и примечания от исследователей или

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №4 2015 j 17

ученых, которые изучили и внесли свои пожелания и критические замечания, что может быть очень полезно. Учащиеся могут создавать свои собственные структуры знаний из научных статей, выдержек из книг, учебных кейсов и т.д.

Гипертекст - единственная абсолютно платформонезависимая технология. Гипертекстовые документы, созданные на компьютере, который работает под управлением Windows, не перестанут работать под управлением UNIX или другой операционной системы.

Отметим, что основные знания и опыт специалист, как правило, получает на своем рабочем месте. Обучение в ВУЗе, на курсах повышения квалификации, семинарах позволяет получить небольшую часть от требуемого уровня необходимых знаний. Моделирование процессов прогнозирования, планирования, принятия решений, контроль над обеспечением информацией служб логистики, производства и сбыта при использовании гипертекстовых технологий могут заменить практический опыт и закрепить имеющиеся у студентов знания.

Гипертекстовые технологии в учебном процессе могут найти широкое применение при подготовке специалистов, за счет моделирования ряда образовательных задач:

Информационно-поисковые и справочные - сообщение новых сведений, формирование умений и навыков по систематизации информации;

Демонстрационные - визуализация изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения;

Имитационные - раскрытие определенных аспектов реальных практик для изучения их структурных или функциональных характеристик;

Моделирующие - позволяют моделировать объекты, явления и процессы с целью их исследования и более глубокого понимания;

Расчетные - автоматизация различных расчетных и других рутинных операций;

Обучающие - сообщение новых знаний, умений, навыков и компетенции в учебной или практической деятельности;

Тренажеры - предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала;

Учебно-игровые - предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность студентов реализуется в игровой форме.

Все это, в свою очередь, способствует совершенствованию образовательного процесса, так как большинство образовательных программ преследуют две задачи: дать студентам возможность приобрести знания об основных понятиях дисциплины и воспитать умение использовать эти знания для решения реальных практических проблем.

Гипертекстовые электронные самоучители обеспечивают максимальное приближение процесса обучения к реальным практическим ситуациям в бизнес-среде, тем самым преодолевается разрыв между теорией и практикой преподавания.

Подход к обучению посредством использования гипертекстовых технологий следует рассматривать как средство совершенствования методики обучения студентов. Изучая, как создавать такие типы документов, педагоги получают больше возможностей для удовлетворения потребностей студентов, расширяя границы знания.

В заключение отметим, что современный гипертекст - это не только специальным образом размеченные документы, содержащие изображения и текст, а также различные комбинации из интерактивных презентации, аудио и видео. Это взаимосвязанные с помощью системы ссылок на другие документы сложные иерархические структуры, позволяющие получать актуальную информацию и достоверные знания: удобно, быстро и значительно проще, чем на бумажном носителе.

Правильно спроектированные и внедренные в учебный процесс гипертекстовые обучающие тренажер-модели могут иметь большой потенциал для развития системы образования, повышения уровня знаний студента, его мотивации, и его интеллектуальной хватки.

Литература:

1. Алексеева Т.В. Обучение студентов с использованием облачных технологий // Славянский форум. 2012. № 1 (1). С. 81-87

2. Антоненкова А.В., Борцова Д.Э., Степанова М.Г. Модели документооборота в корпоративных информационных системах учетно-аналитического назначения // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2015. № 2 (20). С. 1-14.

3. Борцова Д.Э., Неделькин А.А., Оленов Л.А. Основные этапы и направления развития современного гипертекста // Славянский форум. 2015. № 2 (8). С. 50-59.

4. Волков А.К., Меламуд М.Р., Романова Ю.Д. Инновации в экономическом образовании // Фундаментальные исследования. 2009. №5. С. 122-124.

5. Гаврилова В.В., Шайтура С.В. Интеллектуальная обработка информации в области оценки недвижимости // Славянский форум. 2012. № 1 (1). С. 164-171.

6. Гончаренко Л.П., Якушев А.Ж., Сыбачин С.А., Романова Ю.Д., Милорадов К.А., Антоненкова А.В., Титов В.А. Автоматизированная портальная гипертекстовая электронная система для проведения научных мероприятий в формате конференций и конкурсов // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. Т. 1. № 12 (67). С. 140.

7. Иванова, Е.А. Концепция гипертекста / Е.А. Иванова //В сб. научн. тр. «Информационные технологии и преподавание иностранных языков». М.: Изд-во МЭСИ, 2005. - С. 39-44.

8. Музычкин П.А. Excel в экономических расчетах // Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и другим экономическим специальностям / П. А. Музычкин, Ю. Д. Романова. Москва, 2009.

9. Пахомов А.В. Новые стандарты инновационного развития экономического образования // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2012. № 3 (8). С. 76-79.

10. Рожнова Н.С., Пахомов А.В. Информационные технологии в менеджменте // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2014. № 4 (18). С. 16-112.

11. Романова Ю.Д., Дьяконова Л.П. Международные стандарты и сертификация в области современных информационных технологий //Инициативы XXI века. 2012. № 4. С. 92-93.

12. Титов В.А. Российская инновационная система: от индустриальной экономики к экономике информационного общества // Интеграл. 2010. № 3. С. 17-19.

18 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №4 2015 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.