Научная статья на тему 'Электронная образовательная среда как составляющая современной образовательной услуги'

Электронная образовательная среда как составляющая современной образовательной услуги Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильченко Ирина Анатольевна, Онуфриенко Виктория Викторовна

В статье приведены результаты исследования мнения студентов об использовании электронной образовательной среды Moodle в учебном процессе. Выявлены цели использования образовательной среды, частота обращения респондентов к отдельным разделам электронных учебно-методических комплексов дисциплин, степень удовлетворенности спектром ресурсов, предоставляемых образовательной средой, и проблемы, возникающие у студентов при работе с электронной средой. Предложены мероприятия для совершенствования электронной образовательной среды института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильченко Ирина Анатольевна, Онуфриенко Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронная образовательная среда как составляющая современной образовательной услуги»

И.А. ИЛЬЧЕНКО, В.В. ОНУФРИЕНКО

ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

В статье приведены результаты исследования мнения студентов об использовании электронной образовательной среды МооМе в учебном процессе. Выявлены цели использования образовательной среды, частота обращения респондентов к отдельным разделам электронных учебно-методи-

ческих комплексов дисциплин, степень удовлетворенности спектром ресурсов, предоставляемых образовательной средой, и проблемы, возникающие у студентов при работе с электронной средой. Предложены мероприятия для совершенствования электронной образовательной среды института.

Электронная образовательная среда, образовательная услуга, социологический опрос, учебный процесс.

Современный учебный процесс невозможно представить без использования электронных образовательных ресурсов и электронной образовательной среды. Реализация образовательной услуги в высшей школе в условиях развития технологий дистанционного обучения приводит к появлению новых форм организации учебного процесса как на очном, так и на заочном отделениях, что, в свою очередь, отражается на конкурентоспособности высших учебных заведений [1, с. 144-147]. Интернет-технологии позволяют гармонично выстроить учебный процесс как по отдельно взятой дисциплине, так и обеспечить формирование ме^дпредметных связей, улучшая наглядность и воспринимаемость учебной информации благодаря возможности скачивания файлов в виде рисунков, презентаций, фотографий, баз данных и т.п. и создавая условия для диалога между преподавателем и студентом и между студентами посредством чатов, форумов и др. В то же время необходимо знать, какие именно возможности электронной образовательной среды (ЭОС) вуза наиболее востребованы, а какие - наименее, какие виды электронных ресурсов и в каком формате наиболее удобны для использования студентами. Ранее было проведено изучение мнения студентов относительно их отношения к отдельным элементам учебного процесса и о важных и второстепенных факторах учебной деятельности, влияющих на получение профессии [2, с. 256-259], и выявлена актуальность оптимизации еженедельной и ежедневной учебной аудиторной и внеаудиторной нагрузки путем использования ГГ-технологий. Цель данной работы заключалась в изучении особенностей работы студентов в образовательной среде МооШе, выявлении возникающих при этом проблем и разработке рекомендаций для более эффективного использования ЭОС в учебном процессе. Объектом исследования являлся учебный процесс, предметом исследования - роль ЭОС в учебном процессе.

Для изучения мнения студентов об использовании образовательной среды МооШе в учебном процессе был проведен социологический опрос студентов ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики» методом анкетирования с 29 ноября 2016г. по 1 февраля 2017г. Для разработки анкеты, проведения опроса и обработки результатов анкетирования респондентов были использованы общепринятые методики [3]. В исследовании принял участие 151 студент. Характе-

ристики выборки: а) по полу - женский (69,5%), мужской (30,5%); б) по профилю обучения - факультет управления (53,7%), экономический факультет (43%), юридический факультет (3,3%); в) по форме обучения

- очная (98,7%), заочная (1,3%); г) по уровню высшего образования: бакалавриат: 1-й курс (19,9%), 2-й курс (27,8%), 3-й курс (37,8%), 4-й курс (10,6%); магистратура: 1-й курс (3,3%), 2-й курс (0,6%).

В Таганрогском институте управления и эконо -мики уже более 10 лет внедрена и успешно применяется в учебном процессе образовательная среда МооШе, поэтому респондентам первым был задан вопрос о том, пользуются ли они институтской электронной образовательной средой. Ответ «да» дали 83,4% опрошенных, «скорее да, чем нет» - 14,6%; «затрудняюсь ответить» - 0,7%; «скорее нет, чем да»

- 1,3%; «нет» - 0%. Следовательно, все без исключения опрошенные работают с электронной образовательной средой.

Для входа в электронную образовательную среду необходимо зарегистрироваться в ней путем введения пароля и логина, что у некоторых студентов вызывает затруднения. Ответы на вопрос о наличии проблем при регистрации в образовательной среде оказались следующими: а) «да» - 2%; б) «скорее да, чем нет» -4%; в) «затрудняюсь ответить» - 2%; г) «скорее нет, чем да» - 8,6%; д) «нет» - 83,4%. Подавляющее большинство анкетированных свободно входят в систему, не сталкиваясь с проблемами (83,4%).

Относительно частоты посещения образовательной среды были получены следующие данные (рис.1): а) несколько раз в неделю - 66,9%; б) один раз в неделю - 23,8%; в) один раз в месяц - 8,6%; г) один раз в полгода - 0,7%. Поскольку 90,7% респондентов не реже 1 раза в неделю работают в ЭОС, то такой характер ответов свидетельствует о регулярном использовании ее материалов в процессе обучения.

При планировании недельной учебной нагрузки наряду с аудиторными занятиями предусматривается и самостоятельная работа студентов, в связи с чем представляло интерес выяснить, сколько времени в течение недели студенты работают в ЭОС. Около 1 часа в неделю работают 11,8% опрошенных; 1 час в неделю - 43,1%; 3 часа - 32%; 2-4 часа - 1,3%; 4-5 часов - 2,6%; 8 часов - 9,2%. Анализ полученных данных с помощью АВС-метода показывает, что в

зоне А находятся интервалы времени работы в ЭОС, равные 1 часу и 3 часам в неделю (75,1%), в зоне В -промежутки времени до 1 часа в неделю и 8 часов в неделю (21%), в зоне С - интервалы времени, равные 2-4 часам в неделю и 4-5 часам в неделю (3,9%).

Информацию, размещенную в образовательной среде, считают полезной 49,7% респондентов (ответ «да»), 43,7% дали ответ «скорее да, чем нет»; ответ «скорее нет, чем да» составил 0,7%; ответ «нет» - 2%; затруднились ответить 3,9% опрошенных (рис.2). Значит, 93,4% опрошенных положительно оценивают полезность учебных информационных ресурсов. Безусловно, целесообразность использования тех или иных информационных ресурсов (конспектов лекций, зада-80,00

нии для семинарских и практических занятии, заданий для самостоятельной работы, контрольно-измерительных материалов и т.д.) определяет преподаватель, формирующий наполнение содержания ЭОС по своей дисциплине, поэтому было изучено мнение студентов о частоте, с какой преподаватель обращает их внимание на материалы, размещенные в образовательной среде. Ответ «часто» дали 83,4% анкетированных, «редко» - 15,2%, «никогда» - 1,4%. Возможно, последний ответ относится к приглашенным преподавателям-практикам, которые не всегда сами формируют и заполняют электронный УМК своей дисциплины и поэтому не владеют полной информацией о тех элементах УМК, которые в нем размещены.

ш

о

н

ф

со н о к с; о Ч

70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

66,9

23,8

8,6

0,7 0,00

несколько раз в неделю

один раз в неделю один раз в месяц один раз в полгода Варианты ответов

никогда

Рис. 1. Частота использования респондентами материалов электронной образовательной среды в учебном

процессе

60,00

50,00

§ 40,00

н

£ 30,00

к

20,00

10,00

49,7

0,00

43,7

3,9

I-1

0,6

2,0

да

скорее да, чем нет

затрудняюсь ответить

скорее нет, чем да

Варианты ответов

Рис. 2. Мнение респондентов о полезности материалов электронной образовательной среды для учебного

процесса

При планировании недельной учебной нагрузки наряду с аудиторными занятиями предусматривается и самостоятельная работа студентов, в связи с чем представляло интерес выяснить, сколько времени в течение недели студенты работают в ЭОС. Около 1 часа в неделю работают 11,8% опрошенных; 1 час в неделю - 43,1%; 3 часа - 32%; 2-4 часа - 1,3%; 4-5 часов - 2,6%; 8 часов - 9,2%. Анализ полученных данных с помощью АВС-метода показывает, что в зоне А находятся интервалы времени работы в ЭОС, равные 1 часу и 3 часам в неделю (75,1%), в зоне В -промежутки времени до 1 часа в неделю и 8 часов в неделю (21%), в зоне С - интервалы времени, равные 2-4 часам в неделю и 4-5 часам в неделю (3,9%).

Информацию, размещенную в образовательной среде, считают полезной 49,7% респондентов (ответ «да»), 43,7% дали ответ «скорее да, чем нет»; ответ «скорее нет, чем да» составил 0,7%; ответ «нет» - 2%; затруднились ответить 3,9% опрошенных (рис.2). Значит, 93,4% опрошенных положительно оценивают полезность учебных информационных ресурсов. Безусловно, целесообразность использования тех или иных информационных ресурсов (конспектов лекций, заданий для семинарских и практических занятий, заданий для самостоятельной работы, контрольно-измерительных материалов и т.д.) определяет преподаватель, формирующий наполнение содержания ЭОС по своей дисциплине, поэтому было изучено мнение студентов о частоте, с какой преподаватель обращает их внимание на материалы, размещенные в образовательной среде. Ответ «часто» дали 83,4% анкетированных, «редко» - 15,2%, «никогда» - 1,4%. Возможно, последний ответ относится к приглашенным преподавателям-практикам, которые не всегда сами формируют и заполняют электронный УМК своей дисциплины и поэтому не владеют полной информацией о тех элементах УМК, которые в нем размещены.

Для многих дисциплин является важным регулярное обновление их содержания вследствие изменения нормативно-правовой базы, методических указаний к изучению дисциплины, совершенствования образовательных технологий и др. факторов. Ответы респондентов о необходимости обновления размещенных в образовательной среде материалов распределились так: а) «да» - 25,8%; б) «скорее да, чем нет» - 25,2%; в) «затрудняюсь ответить» - 21,2%; г) «скорее нет, чем да» - 23,2%; д) «нет» - 4,6%.

30

Для анализа ответов на данный вопрос анкеты был рассчитан индекс для равнения групп И по формуле:

^ _ £Г=1а+~£у=1а-

Ет=1ат

где Yli=ia+ ~ общее количество положительных ответов («полностью удовлетворен», «скорее удовлетворен, чем нет»);

£у=1а_ - общее количество отрицательных ответов («совершенно не удовлетворяет», «скорее не удовлетворяет, чем удовлетворяет»); где Ylm=iam ~ общее количество всех ответов, включая ответ «затрудняюсь ответить».

Величина И оказалась равной 0,23, что свидетельствует о необходимости своевременного обновления материалов по отдельным дисциплинам.

ЭОС может использоваться для реализации разных целей учебного процесса, одной из которых является предоставление информационных ресурсов для подготовки к занятиям. Мнение студентов о полезности образовательной среды для подготовки к занятиям оказалось следующим: а) «да» - 57,6%; б) «скорее да, чем нет» - 35,8%; в) «затрудняюсь ответить» - 3,3%; г) «скорее нет, чем да» - 1,3%; д) «нет»

- 2%. Значит, 93,4% опрошенных считают полезным использование ресурсов ЭОС при подготовке к занятиям. А индекс для равнения групп равен .0=0,90.

Ответ на вопрос о цели посещения образовательной среды допускал выбор нескольких вариантов (общее количество ответов было равным 507). Результаты анкетирования распределились так (рис.3): а) подготовка к экзаменам - 21%; б) подготовка к занятиям -22,9%; в) прохождение тестирования - 26%; г) скачивание материалов - 18,5%; д) просмотр расписания

- 8%; е) работа с электронной библиотекой - 3,6%. Ранжирование результатов по методу ABC позволило в группу А (-70%) включить прохождение теста, подготовку к занятиям и подготовку к экзаменам, в группу В (-19%) - скачивание материалов ЭОС, в группу С (-11%) - просмотр расписания занятий и работу с электронной библиотекой.

По мнению анкетированных, наиболее удобным форматом информации, размещенной в образовательной среде, является редактор Microsoft Office Word (72%); затем редакторы Microsoft Office Excel (18,5%) и Adobe PDF (9,5%).

m

о

I—

<u m I—

о к с; о d

25 20 15 10 5

26

22,9

21

18,5

подготовка к экзаменам

подготовка к занятиям

прохождение тестирования

скачивание материалов

Варианты ответов

просмотр работа с

расписания электронной библиотекой

8

0

Рис. 3. Мнение респондентов о цели посещения образовательной среды электронной образовательной среды

Структура ЭОС включает такие разделы, как учебный процесс (расписание учебных занятий, консультаций, расписание экзаменационной сессии, академические задолженности и др.), образовательные ресурсы (информационно-методическое обеспечение учебного процесса в институте) и учебно-методические комплексы дисциплин для каждого направления подготовки. Частота обращения респондентов к разным разделам ЭОС такая: 1) учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД) (53,5%); 2) учебный процесс (27%); 3) образовательные ресурсы (19,5%). Что касается частоты обращения к ресурсам отдельных элементов УМКД, то опрошенные могли при заполнении анкеты указать одновременно несколько видов ресурсов, поэтому общее количество ответов было равно 576. Результаты опроса показали такое распределение ответов: а) рабочая учебная программа -7,1%; б) конспект лекций - 16,5%; в) задания для семинарских и практических занятий - 14,6%; г) домашние задания, рефераты, проекты, творческие работы, расчетные работы - 16,3%; д) дополнительные материалы, размещенные преподавателем (документы, книги, статьи, образцы отчетов, ссылки на веб-страницы) - 6,3%; е) тесты 18,9%; ж) вопросы к зачету/экзамену - 18%; з) список литературы - 2,3%. Применение метода ABC к полученным результатам показало, что в группу А (69,7%) вошли такие элементы УМКД, как тесты, вопросы к зачету/экзамену, конспект лекций и домашние задания, рефераты, проекты, творческие работы, расчетные работы; в группу В (21,7%) -задания для семинарских и практических занятий и рабочая учебная программа дисциплины; в группу С (8,6%) - дополнительные материалы, размещенные преподавателем (документы, книги, статьи, образцы отчетов, ссылки на веб-страницы и т.п.) и список литературы по дисциплине. Следовательно, в группу А наряду с контрольно-измерительными материалами вошли и конспекты лекций, и задания для самостоятельной работы, поскольку последние наряду с ответом на экзамене или зачете также учитываются при выставлении общей оценки по дисциплине, а в группу В - материалы, используемые для подготовки к занятиям в течение семестра.

ЭОС предполагает возможность работы с нею в любых условиях, где есть возможность выхода в Интернет, поэтому она может использоваться как для аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов, так и для контроля полученных знаний. Чаще всего с ресурсами образовательной среды анкетированные работают: а) в домашних условиях (70,1%); б) в институте на занятиях (19%); в) в институте в специализированных аудиториях (10,9%). При этом степень удовлетворенности спектром ресурсов, предоставляемых образовательной средой, такая: а) удовлетворены - 44%; б) скорее удовлетворены, чем не удовлетворены - 40,9%; в) затруднились ответить -6,3%; г) скорее не удовлетворены, чем удовлетворены - 8,2%; д) не удовлетворены - 0,6%. Индекс равнения групп оказался высоким и составил 0,76.

Для совершенствования работы ЭОС необходимо знать характер проблем, возникающих у студентов при ее использовании. Согласно результатам анкетирования, ими являются: 1) сложная структура разде-

лов УМК отдельных дисциплин (31,1%); 2) сложности при поиске информации внутри УМКД (29,1%); 3) сложности при входе в ЭОС (введение пароля) (10,7%); 4) в некоторых дисциплинах трудно по названию разделов найти необходимую информацию (3,3%), а 25,8% ответили, что у них не возникает проблем при работе с ЭОС.

Таким образом, изучив мнение студентов об использовании образовательной среды Moodle в учебном процессе, можно сделать вывод о том, что ЭОС активно применяется при оказании образовательной услуги в институте, и ее регулярно используют все респонденты. Среднее еженедельное время работы в ЭОС составляет от 1 до 3 часов, и 93,4% опрошенных положительно оценивают полезность размещенных в ней учебных информационных ресурсов. Целями посещения ЭОС являются: 1) прохождение теста, подготовка к занятиям и подготовка к экзаменам; 2) скачивание материалов, 3) просмотр расписания занятий и работа с электронной библиотекой. Относительно частоты обращения респондентов к тем или иным разным разделам ЭОС были получены с использованием метода ABC следующие результаты: в группу А (69,7%) вошли такие элементы УМКД, как тесты, вопросы к зачету/экзамену, конспект лекций и домашние задания, рефераты, проекты, творческие работы, расчетные работы; в группу В (21,7%) - задания для семинарских и практических занятий и рабочая учебная программа дисциплины; в группу С (8,6%) - дополнительные материалы, размещенные преподавателем (документы, книги, статьи, образцы отчетов, ссылки на веб-страницы) и список литературы по дисциплине. Индекс равнения групп для степени удовлетворенности спектром ресурсов, предоставляемых образовательной средой, равен 0,76, т.е. довольно высокий. Среди основных проблем, возникающих у студентов при работе с ЭОС, можно отметить: 1) сложную структуру разделов УМК отдельных дисциплин (31,1%); 2) трудности при поиске информации внутри УМКД (29,1%); 3) сложности при входе в ЭОС (введение пароля) (10,7%). В качестве мероприятий по совершенствованию ЭОС института можно рекомендовать унификацию структуры разделов УМК дисциплин для удобства поиска студентами нужной информации, а также своевременное обновление содержания УМК по отдельным дисциплинам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильченко И.А. Влияние факторов внешней среды на оказание образовательной услуги // XVII научно-практическая конференция преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. Проблемы качества образования. Психолого-педагогические аспекты гуманитарной культуры общества. Управление в региональных социально-экономических системах: сборник докладов. Таганрог: Изд-во ЧОУ ВО ТИУиЭ, 2016. 224 с.

2. Ильченко И.А., Павлюкова И.С. Профессиональная подготовка студентов: факторы выбора профессии и проблемы обучения // Экономика и социум. 2016. №10 (29).

3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Омега-Л, 2007. 568 с.

Е.В. КИРИЙ

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматривается блок дисциплин по физической культуре, примеры применения интерактивных методов обучения в данной конкретной дисциплине, их описание и последователь-

ность введения в учебный курс; дана характеристика нетрадиционных технологий с позиций формирования физической культуры личности.

Образование, интерактивное обучение, физическая культура, личность, интеллект.

В современной системе образования произошёл ряд серьёзных видоизменений, продиктованных требованиями научно-технического прогресса XXI века и запросами общества [1]. Традиционные передача и усвоение знаний, характерные для прошлого века, в наши дни становятся малоэффективными, в частности, на фоне стремительного развития компьютерных технологий. Вот почему столь актуальной становится тема внедрения нетрадиционных технологий образовательного пространства, в том числе и в высших учебных заведениях. Появились новые подходы как к трансляции знаний, так и к их усвоению и осмыслению, так называемые интерактивные формы образовательных технологий.

Под интерактивным обучением понимается способ познания, ориентированный на более широкое взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения, а именно: интерактивные методы осуществляются в формах совместной деятельности студентов. В традиционном высшем образовании преподаватель выступает в роли эксперта, чьи знания не подвергаются сомнению или анализу, а в интерактивном - в роли грамотного коммуникатора, одного из факторов, активизирующих двухсторонние потоки информации [2]. По сравнению с традиционным в интерактивном обучении активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для проявления их инициативы.

В Российском экономическом университете имени Г.В.Плеханова впервые появились две дисциплины, имеющие отношение к физической культуре, -физическая культура (аудиторные занятия) и элективные курсы по физической культуре (внеаудиторные занятия). Таким образом, произошло разделение на два блока: первый (теоретический) блок -получение глубоких теоретических знаний (частично умений и навыков) и второй (практический) блок -реализация теоретических знаний (в виде сформировавшихся умений и навыков).

Теоретический блок («Физическая культура») предусматривает освоение системы научных и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры. Практический блок («Элективные курсы по физической культуре») предполагает умение адаптивно, творчески использовать полученные знания в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации

здорового стиля жизни. Он чаще всего состоит из двух подразделов: мето дико-практического и учебно -тренировочного.

Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания, которые можно разделить на теоретические, методические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности, сведения о физическом самовоспитании и самосовершенствовании. Методические знания обеспечивают возможность использовать теоретические знания на практике. Практические знания применяются для эффективного выполнения физического упражнения.

Необходимо отметить, что только через прохождение первого блока возможно освоение практических умений и навыков по укреплению здоровья, повышению работоспособности, организации здорового образа жизни. Отдельно стоит выделить у старшекурсников навыки владения методикой по разностороннему физическому развитию и спортивному совершенствованию, психофизической подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Конечным результатом прохождения двух вышеуказанных блоков должно стать формирование физической культуры личности или физического совершенствования. Этот феномен правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкуль-турно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующих ее морфофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры [3].

Вместе с тем важно указать, что формирование компетенций, являющихся неотъемлемой частью современного процесса образования, происходит только в практической деятельности. К числу используемых инновационных технологий можно отнести несколько, а именно: творческое задание, круглый стол, деловую игру.

Творческое задание не только является самостоя -тельным методом обучения, но и составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание придаёт смысл обучению, мотивирует студентов. Примером творческого задания является

эссе, позволяющее решать следующие дидактические задачи: умение оперировать полученными знаниями, умение применять их при решении теоретических и практических задач, умение самостоятельно анализировать, обобщать и делать значимые выводы, имеющие ярко выраженный субъективный характер. В отличие от стандартных методов обучения эссе проявляет в индивиде творческий потенциал, развивая тем самым когнитивные процессы личности, основы креативного мышления.

Отдельно стоит указать, что выступление по теме эссе способствует формированию вербального интеллекта. Это интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания.

Не менее важными формами методов обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий являются круглый стол и деловая игра, в основе которых лежат дискуссия и игра (в последнем случае).

Метод дискуссии выступает базовым подходом в системе инновационных методов обучения, включаясь в каждый из них как необходимая составляющая. Вместе с тем дискуссия может выступать и как самостоятельный метод интерактивного обучения, представленный множеством модификаций, различающихся способами организации процесса обсуждения [4]. Дискуссия создает предпосылки для проблемного обучения, позволяет приобрести опыт публичного выступления, навыки критического мышления, более объёмно взглянуть на ситуацию и выработать оптимальные варианты ее решения путём увеличения аргументационного арсенала.

Деловая игра позволяет человеку проявить себя в сфере коммуникации, общения, обозначить в той или иной степени свои установки и ценности, проиграть сложные межличностные ситуации, найти собственные точки опоры при эскалации конфликтов. Вербальные способности определяют возможности личности для оформления своих мыслей в виде логических высказываний. Оперируя имеющимися знаниями, студент формирует важную для любого человека область - социальный интеллект. Он обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека (на базе вербального интеллекта), а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Социальный интеллект является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек - человек» или, например, в профессиях «человек - художественный образ».

М.И. Бобнева [5] отмечает, что любой процесс развития человека, в том числе и социального, - это всегда процесс его индивидуального развития в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Таким образом, формирование человека является результатом сложного сочетания процессов социализации и индивидуального социального развития личности. Очевидно, индивидуальное социальное развитие личности предполагает становление мировоззрения личности, ее ценностей, интересов и убеждений в том или ином обществе. Поэтому дискуссии и

игровые формы лучше вводить в учебный курс после эссе, которое отражает самоотношение и самообразование личности. Более того, теоретический блок по физической культуре проходит и заканчивается на первом курсе, студенты недостаточно знают о механизмах формирования физического воспитания, законах физического развития, особенностях здоровье-сберегающих технологий, поэтому спектр применяемых интерактивных методов обучения ограничен определёнными рамками.

В целом применение игровых форм обучения нацелено на повышение степени осознания личностью мотивов своего поведения, действий, поступков и в конечном итоге - учёбы. При этом происходит формирование внутренних структур психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности за счёт механизма интериоризации.

Таким образом, применение методов интерактивного обучения стимулирует студентов к активной мыслительной деятельности. Также данные методы способствуют максимальному развитию творческого мышления, накоплению совместных знаний и умений, формируют навыки самоанализа и самоконтроля, активизируют когнитивную сферу личности, реализуя непосредственный переход от получения знаний к их применению в профессиональной деятельности.

Специфика предмета и курс обучения учебной дисциплины «Физическая культура» (теоретический блок) не позволяют использовать весь набор интерактивных форм образовательных технологий, однако вышеописанные технологии могут быть актуализированы в полной мере.

В целом максимальный результат обучения достигается при сочетании традиционных и инновационных технологий обучения, их комплексном применении вместе с другими дидактическими средствами, когда они конструктивно сочетаются, взаимо-дополняя друг друга, а также при наличии у педагога навыков ведения групповой и межгрупповой дискуссии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Прохода П.В. О социальных последствиях процессов глобализации в России XXI века// Политическое и социально-экономическое развитие Юга России: история, современность, перспективы развития: сборник научных статей международной научно-практической конференции. Краснодар, 2015.

2. Алексеенко О.И., ДаниленкоТ.В. Методика интерактивного обучения в преподавании гуманитарных дисциплин //Социально-гуманитарный вестник: Всероссийский сборник научных трудов. Краснодар, 2017.

3. Физическая культура студента: учебник/ под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. 448 с.

4. Активные формы обучения для бакалавриата ГМУ: метод.пособие/ авт.-сост. A.A. Васильев, В.А. Волков. М.: АСОУ, 2013.

5. Бобнева М.И., Шорохова Е.В. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. 339 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.