И.А. ИЛЬЧЕНКО, В.В. ОНУФРИЕНКО
ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
В статье приведены результаты исследования мнения студентов об использовании электронной образовательной среды МооМе в учебном процессе. Выявлены цели использования образовательной среды, частота обращения респондентов к отдельным разделам электронных учебно-методи-
ческих комплексов дисциплин, степень удовлетворенности спектром ресурсов, предоставляемых образовательной средой, и проблемы, возникающие у студентов при работе с электронной средой. Предложены мероприятия для совершенствования электронной образовательной среды института.
Электронная образовательная среда, образовательная услуга, социологический опрос, учебный процесс.
Современный учебный процесс невозможно представить без использования электронных образовательных ресурсов и электронной образовательной среды. Реализация образовательной услуги в высшей школе в условиях развития технологий дистанционного обучения приводит к появлению новых форм организации учебного процесса как на очном, так и на заочном отделениях, что, в свою очередь, отражается на конкурентоспособности высших учебных заведений [1, с. 144-147]. Интернет-технологии позволяют гармонично выстроить учебный процесс как по отдельно взятой дисциплине, так и обеспечить формирование ме^дпредметных связей, улучшая наглядность и воспринимаемость учебной информации благодаря возможности скачивания файлов в виде рисунков, презентаций, фотографий, баз данных и т.п. и создавая условия для диалога между преподавателем и студентом и между студентами посредством чатов, форумов и др. В то же время необходимо знать, какие именно возможности электронной образовательной среды (ЭОС) вуза наиболее востребованы, а какие - наименее, какие виды электронных ресурсов и в каком формате наиболее удобны для использования студентами. Ранее было проведено изучение мнения студентов относительно их отношения к отдельным элементам учебного процесса и о важных и второстепенных факторах учебной деятельности, влияющих на получение профессии [2, с. 256-259], и выявлена актуальность оптимизации еженедельной и ежедневной учебной аудиторной и внеаудиторной нагрузки путем использования ГГ-технологий. Цель данной работы заключалась в изучении особенностей работы студентов в образовательной среде МооШе, выявлении возникающих при этом проблем и разработке рекомендаций для более эффективного использования ЭОС в учебном процессе. Объектом исследования являлся учебный процесс, предметом исследования - роль ЭОС в учебном процессе.
Для изучения мнения студентов об использовании образовательной среды МооШе в учебном процессе был проведен социологический опрос студентов ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики» методом анкетирования с 29 ноября 2016г. по 1 февраля 2017г. Для разработки анкеты, проведения опроса и обработки результатов анкетирования респондентов были использованы общепринятые методики [3]. В исследовании принял участие 151 студент. Характе-
ристики выборки: а) по полу - женский (69,5%), мужской (30,5%); б) по профилю обучения - факультет управления (53,7%), экономический факультет (43%), юридический факультет (3,3%); в) по форме обучения
- очная (98,7%), заочная (1,3%); г) по уровню высшего образования: бакалавриат: 1-й курс (19,9%), 2-й курс (27,8%), 3-й курс (37,8%), 4-й курс (10,6%); магистратура: 1-й курс (3,3%), 2-й курс (0,6%).
В Таганрогском институте управления и эконо -мики уже более 10 лет внедрена и успешно применяется в учебном процессе образовательная среда МооШе, поэтому респондентам первым был задан вопрос о том, пользуются ли они институтской электронной образовательной средой. Ответ «да» дали 83,4% опрошенных, «скорее да, чем нет» - 14,6%; «затрудняюсь ответить» - 0,7%; «скорее нет, чем да»
- 1,3%; «нет» - 0%. Следовательно, все без исключения опрошенные работают с электронной образовательной средой.
Для входа в электронную образовательную среду необходимо зарегистрироваться в ней путем введения пароля и логина, что у некоторых студентов вызывает затруднения. Ответы на вопрос о наличии проблем при регистрации в образовательной среде оказались следующими: а) «да» - 2%; б) «скорее да, чем нет» -4%; в) «затрудняюсь ответить» - 2%; г) «скорее нет, чем да» - 8,6%; д) «нет» - 83,4%. Подавляющее большинство анкетированных свободно входят в систему, не сталкиваясь с проблемами (83,4%).
Относительно частоты посещения образовательной среды были получены следующие данные (рис.1): а) несколько раз в неделю - 66,9%; б) один раз в неделю - 23,8%; в) один раз в месяц - 8,6%; г) один раз в полгода - 0,7%. Поскольку 90,7% респондентов не реже 1 раза в неделю работают в ЭОС, то такой характер ответов свидетельствует о регулярном использовании ее материалов в процессе обучения.
При планировании недельной учебной нагрузки наряду с аудиторными занятиями предусматривается и самостоятельная работа студентов, в связи с чем представляло интерес выяснить, сколько времени в течение недели студенты работают в ЭОС. Около 1 часа в неделю работают 11,8% опрошенных; 1 час в неделю - 43,1%; 3 часа - 32%; 2-4 часа - 1,3%; 4-5 часов - 2,6%; 8 часов - 9,2%. Анализ полученных данных с помощью АВС-метода показывает, что в
зоне А находятся интервалы времени работы в ЭОС, равные 1 часу и 3 часам в неделю (75,1%), в зоне В -промежутки времени до 1 часа в неделю и 8 часов в неделю (21%), в зоне С - интервалы времени, равные 2-4 часам в неделю и 4-5 часам в неделю (3,9%).
Информацию, размещенную в образовательной среде, считают полезной 49,7% респондентов (ответ «да»), 43,7% дали ответ «скорее да, чем нет»; ответ «скорее нет, чем да» составил 0,7%; ответ «нет» - 2%; затруднились ответить 3,9% опрошенных (рис.2). Значит, 93,4% опрошенных положительно оценивают полезность учебных информационных ресурсов. Безусловно, целесообразность использования тех или иных информационных ресурсов (конспектов лекций, зада-80,00
нии для семинарских и практических занятии, заданий для самостоятельной работы, контрольно-измерительных материалов и т.д.) определяет преподаватель, формирующий наполнение содержания ЭОС по своей дисциплине, поэтому было изучено мнение студентов о частоте, с какой преподаватель обращает их внимание на материалы, размещенные в образовательной среде. Ответ «часто» дали 83,4% анкетированных, «редко» - 15,2%, «никогда» - 1,4%. Возможно, последний ответ относится к приглашенным преподавателям-практикам, которые не всегда сами формируют и заполняют электронный УМК своей дисциплины и поэтому не владеют полной информацией о тех элементах УМК, которые в нем размещены.
ш
о
н
ф
со н о к с; о Ч
70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00
66,9
23,8
8,6
0,7 0,00
несколько раз в неделю
один раз в неделю один раз в месяц один раз в полгода Варианты ответов
никогда
Рис. 1. Частота использования респондентами материалов электронной образовательной среды в учебном
процессе
60,00
50,00
§ 40,00
н
<и
£ 30,00
к
20,00
10,00
49,7
0,00
43,7
3,9
I-1
0,6
2,0
да
скорее да, чем нет
затрудняюсь ответить
скорее нет, чем да
Варианты ответов
Рис. 2. Мнение респондентов о полезности материалов электронной образовательной среды для учебного
процесса
При планировании недельной учебной нагрузки наряду с аудиторными занятиями предусматривается и самостоятельная работа студентов, в связи с чем представляло интерес выяснить, сколько времени в течение недели студенты работают в ЭОС. Около 1 часа в неделю работают 11,8% опрошенных; 1 час в неделю - 43,1%; 3 часа - 32%; 2-4 часа - 1,3%; 4-5 часов - 2,6%; 8 часов - 9,2%. Анализ полученных данных с помощью АВС-метода показывает, что в зоне А находятся интервалы времени работы в ЭОС, равные 1 часу и 3 часам в неделю (75,1%), в зоне В -промежутки времени до 1 часа в неделю и 8 часов в неделю (21%), в зоне С - интервалы времени, равные 2-4 часам в неделю и 4-5 часам в неделю (3,9%).
Информацию, размещенную в образовательной среде, считают полезной 49,7% респондентов (ответ «да»), 43,7% дали ответ «скорее да, чем нет»; ответ «скорее нет, чем да» составил 0,7%; ответ «нет» - 2%; затруднились ответить 3,9% опрошенных (рис.2). Значит, 93,4% опрошенных положительно оценивают полезность учебных информационных ресурсов. Безусловно, целесообразность использования тех или иных информационных ресурсов (конспектов лекций, заданий для семинарских и практических занятий, заданий для самостоятельной работы, контрольно-измерительных материалов и т.д.) определяет преподаватель, формирующий наполнение содержания ЭОС по своей дисциплине, поэтому было изучено мнение студентов о частоте, с какой преподаватель обращает их внимание на материалы, размещенные в образовательной среде. Ответ «часто» дали 83,4% анкетированных, «редко» - 15,2%, «никогда» - 1,4%. Возможно, последний ответ относится к приглашенным преподавателям-практикам, которые не всегда сами формируют и заполняют электронный УМК своей дисциплины и поэтому не владеют полной информацией о тех элементах УМК, которые в нем размещены.
Для многих дисциплин является важным регулярное обновление их содержания вследствие изменения нормативно-правовой базы, методических указаний к изучению дисциплины, совершенствования образовательных технологий и др. факторов. Ответы респондентов о необходимости обновления размещенных в образовательной среде материалов распределились так: а) «да» - 25,8%; б) «скорее да, чем нет» - 25,2%; в) «затрудняюсь ответить» - 21,2%; г) «скорее нет, чем да» - 23,2%; д) «нет» - 4,6%.
30
Для анализа ответов на данный вопрос анкеты был рассчитан индекс для равнения групп И по формуле:
^ _ £Г=1а+~£у=1а-
Ет=1ат
где Yli=ia+ ~ общее количество положительных ответов («полностью удовлетворен», «скорее удовлетворен, чем нет»);
£у=1а_ - общее количество отрицательных ответов («совершенно не удовлетворяет», «скорее не удовлетворяет, чем удовлетворяет»); где Ylm=iam ~ общее количество всех ответов, включая ответ «затрудняюсь ответить».
Величина И оказалась равной 0,23, что свидетельствует о необходимости своевременного обновления материалов по отдельным дисциплинам.
ЭОС может использоваться для реализации разных целей учебного процесса, одной из которых является предоставление информационных ресурсов для подготовки к занятиям. Мнение студентов о полезности образовательной среды для подготовки к занятиям оказалось следующим: а) «да» - 57,6%; б) «скорее да, чем нет» - 35,8%; в) «затрудняюсь ответить» - 3,3%; г) «скорее нет, чем да» - 1,3%; д) «нет»
- 2%. Значит, 93,4% опрошенных считают полезным использование ресурсов ЭОС при подготовке к занятиям. А индекс для равнения групп равен .0=0,90.
Ответ на вопрос о цели посещения образовательной среды допускал выбор нескольких вариантов (общее количество ответов было равным 507). Результаты анкетирования распределились так (рис.3): а) подготовка к экзаменам - 21%; б) подготовка к занятиям -22,9%; в) прохождение тестирования - 26%; г) скачивание материалов - 18,5%; д) просмотр расписания
- 8%; е) работа с электронной библиотекой - 3,6%. Ранжирование результатов по методу ABC позволило в группу А (-70%) включить прохождение теста, подготовку к занятиям и подготовку к экзаменам, в группу В (-19%) - скачивание материалов ЭОС, в группу С (-11%) - просмотр расписания занятий и работу с электронной библиотекой.
По мнению анкетированных, наиболее удобным форматом информации, размещенной в образовательной среде, является редактор Microsoft Office Word (72%); затем редакторы Microsoft Office Excel (18,5%) и Adobe PDF (9,5%).
m
о
I—
<u m I—
о к с; о d
25 20 15 10 5
26
22,9
21
18,5
подготовка к экзаменам
подготовка к занятиям
прохождение тестирования
скачивание материалов
Варианты ответов
просмотр работа с
расписания электронной библиотекой
8
0
Рис. 3. Мнение респондентов о цели посещения образовательной среды электронной образовательной среды
Структура ЭОС включает такие разделы, как учебный процесс (расписание учебных занятий, консультаций, расписание экзаменационной сессии, академические задолженности и др.), образовательные ресурсы (информационно-методическое обеспечение учебного процесса в институте) и учебно-методические комплексы дисциплин для каждого направления подготовки. Частота обращения респондентов к разным разделам ЭОС такая: 1) учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД) (53,5%); 2) учебный процесс (27%); 3) образовательные ресурсы (19,5%). Что касается частоты обращения к ресурсам отдельных элементов УМКД, то опрошенные могли при заполнении анкеты указать одновременно несколько видов ресурсов, поэтому общее количество ответов было равно 576. Результаты опроса показали такое распределение ответов: а) рабочая учебная программа -7,1%; б) конспект лекций - 16,5%; в) задания для семинарских и практических занятий - 14,6%; г) домашние задания, рефераты, проекты, творческие работы, расчетные работы - 16,3%; д) дополнительные материалы, размещенные преподавателем (документы, книги, статьи, образцы отчетов, ссылки на веб-страницы) - 6,3%; е) тесты 18,9%; ж) вопросы к зачету/экзамену - 18%; з) список литературы - 2,3%. Применение метода ABC к полученным результатам показало, что в группу А (69,7%) вошли такие элементы УМКД, как тесты, вопросы к зачету/экзамену, конспект лекций и домашние задания, рефераты, проекты, творческие работы, расчетные работы; в группу В (21,7%) -задания для семинарских и практических занятий и рабочая учебная программа дисциплины; в группу С (8,6%) - дополнительные материалы, размещенные преподавателем (документы, книги, статьи, образцы отчетов, ссылки на веб-страницы и т.п.) и список литературы по дисциплине. Следовательно, в группу А наряду с контрольно-измерительными материалами вошли и конспекты лекций, и задания для самостоятельной работы, поскольку последние наряду с ответом на экзамене или зачете также учитываются при выставлении общей оценки по дисциплине, а в группу В - материалы, используемые для подготовки к занятиям в течение семестра.
ЭОС предполагает возможность работы с нею в любых условиях, где есть возможность выхода в Интернет, поэтому она может использоваться как для аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов, так и для контроля полученных знаний. Чаще всего с ресурсами образовательной среды анкетированные работают: а) в домашних условиях (70,1%); б) в институте на занятиях (19%); в) в институте в специализированных аудиториях (10,9%). При этом степень удовлетворенности спектром ресурсов, предоставляемых образовательной средой, такая: а) удовлетворены - 44%; б) скорее удовлетворены, чем не удовлетворены - 40,9%; в) затруднились ответить -6,3%; г) скорее не удовлетворены, чем удовлетворены - 8,2%; д) не удовлетворены - 0,6%. Индекс равнения групп оказался высоким и составил 0,76.
Для совершенствования работы ЭОС необходимо знать характер проблем, возникающих у студентов при ее использовании. Согласно результатам анкетирования, ими являются: 1) сложная структура разде-
лов УМК отдельных дисциплин (31,1%); 2) сложности при поиске информации внутри УМКД (29,1%); 3) сложности при входе в ЭОС (введение пароля) (10,7%); 4) в некоторых дисциплинах трудно по названию разделов найти необходимую информацию (3,3%), а 25,8% ответили, что у них не возникает проблем при работе с ЭОС.
Таким образом, изучив мнение студентов об использовании образовательной среды Moodle в учебном процессе, можно сделать вывод о том, что ЭОС активно применяется при оказании образовательной услуги в институте, и ее регулярно используют все респонденты. Среднее еженедельное время работы в ЭОС составляет от 1 до 3 часов, и 93,4% опрошенных положительно оценивают полезность размещенных в ней учебных информационных ресурсов. Целями посещения ЭОС являются: 1) прохождение теста, подготовка к занятиям и подготовка к экзаменам; 2) скачивание материалов, 3) просмотр расписания занятий и работа с электронной библиотекой. Относительно частоты обращения респондентов к тем или иным разным разделам ЭОС были получены с использованием метода ABC следующие результаты: в группу А (69,7%) вошли такие элементы УМКД, как тесты, вопросы к зачету/экзамену, конспект лекций и домашние задания, рефераты, проекты, творческие работы, расчетные работы; в группу В (21,7%) - задания для семинарских и практических занятий и рабочая учебная программа дисциплины; в группу С (8,6%) - дополнительные материалы, размещенные преподавателем (документы, книги, статьи, образцы отчетов, ссылки на веб-страницы) и список литературы по дисциплине. Индекс равнения групп для степени удовлетворенности спектром ресурсов, предоставляемых образовательной средой, равен 0,76, т.е. довольно высокий. Среди основных проблем, возникающих у студентов при работе с ЭОС, можно отметить: 1) сложную структуру разделов УМК отдельных дисциплин (31,1%); 2) трудности при поиске информации внутри УМКД (29,1%); 3) сложности при входе в ЭОС (введение пароля) (10,7%). В качестве мероприятий по совершенствованию ЭОС института можно рекомендовать унификацию структуры разделов УМК дисциплин для удобства поиска студентами нужной информации, а также своевременное обновление содержания УМК по отдельным дисциплинам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильченко И.А. Влияние факторов внешней среды на оказание образовательной услуги // XVII научно-практическая конференция преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. Проблемы качества образования. Психолого-педагогические аспекты гуманитарной культуры общества. Управление в региональных социально-экономических системах: сборник докладов. Таганрог: Изд-во ЧОУ ВО ТИУиЭ, 2016. 224 с.
2. Ильченко И.А., Павлюкова И.С. Профессиональная подготовка студентов: факторы выбора профессии и проблемы обучения // Экономика и социум. 2016. №10 (29).
3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Омега-Л, 2007. 568 с.
Е.В. КИРИЙ
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В статье рассматривается блок дисциплин по физической культуре, примеры применения интерактивных методов обучения в данной конкретной дисциплине, их описание и последователь-
ность введения в учебный курс; дана характеристика нетрадиционных технологий с позиций формирования физической культуры личности.
Образование, интерактивное обучение, физическая культура, личность, интеллект.
В современной системе образования произошёл ряд серьёзных видоизменений, продиктованных требованиями научно-технического прогресса XXI века и запросами общества [1]. Традиционные передача и усвоение знаний, характерные для прошлого века, в наши дни становятся малоэффективными, в частности, на фоне стремительного развития компьютерных технологий. Вот почему столь актуальной становится тема внедрения нетрадиционных технологий образовательного пространства, в том числе и в высших учебных заведениях. Появились новые подходы как к трансляции знаний, так и к их усвоению и осмыслению, так называемые интерактивные формы образовательных технологий.
Под интерактивным обучением понимается способ познания, ориентированный на более широкое взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения, а именно: интерактивные методы осуществляются в формах совместной деятельности студентов. В традиционном высшем образовании преподаватель выступает в роли эксперта, чьи знания не подвергаются сомнению или анализу, а в интерактивном - в роли грамотного коммуникатора, одного из факторов, активизирующих двухсторонние потоки информации [2]. По сравнению с традиционным в интерактивном обучении активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для проявления их инициативы.
В Российском экономическом университете имени Г.В.Плеханова впервые появились две дисциплины, имеющие отношение к физической культуре, -физическая культура (аудиторные занятия) и элективные курсы по физической культуре (внеаудиторные занятия). Таким образом, произошло разделение на два блока: первый (теоретический) блок -получение глубоких теоретических знаний (частично умений и навыков) и второй (практический) блок -реализация теоретических знаний (в виде сформировавшихся умений и навыков).
Теоретический блок («Физическая культура») предусматривает освоение системы научных и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры. Практический блок («Элективные курсы по физической культуре») предполагает умение адаптивно, творчески использовать полученные знания в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации
здорового стиля жизни. Он чаще всего состоит из двух подразделов: мето дико-практического и учебно -тренировочного.
Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания, которые можно разделить на теоретические, методические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности, сведения о физическом самовоспитании и самосовершенствовании. Методические знания обеспечивают возможность использовать теоретические знания на практике. Практические знания применяются для эффективного выполнения физического упражнения.
Необходимо отметить, что только через прохождение первого блока возможно освоение практических умений и навыков по укреплению здоровья, повышению работоспособности, организации здорового образа жизни. Отдельно стоит выделить у старшекурсников навыки владения методикой по разностороннему физическому развитию и спортивному совершенствованию, психофизической подготовке к будущей профессиональной деятельности.
Конечным результатом прохождения двух вышеуказанных блоков должно стать формирование физической культуры личности или физического совершенствования. Этот феномен правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкуль-турно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующих ее морфофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры [3].
Вместе с тем важно указать, что формирование компетенций, являющихся неотъемлемой частью современного процесса образования, происходит только в практической деятельности. К числу используемых инновационных технологий можно отнести несколько, а именно: творческое задание, круглый стол, деловую игру.
Творческое задание не только является самостоя -тельным методом обучения, но и составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание придаёт смысл обучению, мотивирует студентов. Примером творческого задания является
эссе, позволяющее решать следующие дидактические задачи: умение оперировать полученными знаниями, умение применять их при решении теоретических и практических задач, умение самостоятельно анализировать, обобщать и делать значимые выводы, имеющие ярко выраженный субъективный характер. В отличие от стандартных методов обучения эссе проявляет в индивиде творческий потенциал, развивая тем самым когнитивные процессы личности, основы креативного мышления.
Отдельно стоит указать, что выступление по теме эссе способствует формированию вербального интеллекта. Это интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания.
Не менее важными формами методов обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий являются круглый стол и деловая игра, в основе которых лежат дискуссия и игра (в последнем случае).
Метод дискуссии выступает базовым подходом в системе инновационных методов обучения, включаясь в каждый из них как необходимая составляющая. Вместе с тем дискуссия может выступать и как самостоятельный метод интерактивного обучения, представленный множеством модификаций, различающихся способами организации процесса обсуждения [4]. Дискуссия создает предпосылки для проблемного обучения, позволяет приобрести опыт публичного выступления, навыки критического мышления, более объёмно взглянуть на ситуацию и выработать оптимальные варианты ее решения путём увеличения аргументационного арсенала.
Деловая игра позволяет человеку проявить себя в сфере коммуникации, общения, обозначить в той или иной степени свои установки и ценности, проиграть сложные межличностные ситуации, найти собственные точки опоры при эскалации конфликтов. Вербальные способности определяют возможности личности для оформления своих мыслей в виде логических высказываний. Оперируя имеющимися знаниями, студент формирует важную для любого человека область - социальный интеллект. Он обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека (на базе вербального интеллекта), а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Социальный интеллект является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек - человек» или, например, в профессиях «человек - художественный образ».
М.И. Бобнева [5] отмечает, что любой процесс развития человека, в том числе и социального, - это всегда процесс его индивидуального развития в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Таким образом, формирование человека является результатом сложного сочетания процессов социализации и индивидуального социального развития личности. Очевидно, индивидуальное социальное развитие личности предполагает становление мировоззрения личности, ее ценностей, интересов и убеждений в том или ином обществе. Поэтому дискуссии и
игровые формы лучше вводить в учебный курс после эссе, которое отражает самоотношение и самообразование личности. Более того, теоретический блок по физической культуре проходит и заканчивается на первом курсе, студенты недостаточно знают о механизмах формирования физического воспитания, законах физического развития, особенностях здоровье-сберегающих технологий, поэтому спектр применяемых интерактивных методов обучения ограничен определёнными рамками.
В целом применение игровых форм обучения нацелено на повышение степени осознания личностью мотивов своего поведения, действий, поступков и в конечном итоге - учёбы. При этом происходит формирование внутренних структур психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности за счёт механизма интериоризации.
Таким образом, применение методов интерактивного обучения стимулирует студентов к активной мыслительной деятельности. Также данные методы способствуют максимальному развитию творческого мышления, накоплению совместных знаний и умений, формируют навыки самоанализа и самоконтроля, активизируют когнитивную сферу личности, реализуя непосредственный переход от получения знаний к их применению в профессиональной деятельности.
Специфика предмета и курс обучения учебной дисциплины «Физическая культура» (теоретический блок) не позволяют использовать весь набор интерактивных форм образовательных технологий, однако вышеописанные технологии могут быть актуализированы в полной мере.
В целом максимальный результат обучения достигается при сочетании традиционных и инновационных технологий обучения, их комплексном применении вместе с другими дидактическими средствами, когда они конструктивно сочетаются, взаимо-дополняя друг друга, а также при наличии у педагога навыков ведения групповой и межгрупповой дискуссии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Прохода П.В. О социальных последствиях процессов глобализации в России XXI века// Политическое и социально-экономическое развитие Юга России: история, современность, перспективы развития: сборник научных статей международной научно-практической конференции. Краснодар, 2015.
2. Алексеенко О.И., ДаниленкоТ.В. Методика интерактивного обучения в преподавании гуманитарных дисциплин //Социально-гуманитарный вестник: Всероссийский сборник научных трудов. Краснодар, 2017.
3. Физическая культура студента: учебник/ под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. 448 с.
4. Активные формы обучения для бакалавриата ГМУ: метод.пособие/ авт.-сост. A.A. Васильев, В.А. Волков. М.: АСОУ, 2013.
5. Бобнева М.И., Шорохова Е.В. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. 339 с.