Научная статья на тему 'Электронная музыка в контексте культурной жизни России в 90-е гг. ХХ века'

Электронная музыка в контексте культурной жизни России в 90-е гг. ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1014
74
Поделиться
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ИНДУСТРИЯ / КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / КЛУБНАЯ КУЛЬТУРА / GAGARIN PARTY / "ПТЮЧ" / РЕЙВ / "СТАНЦИЯ" / "ТАНЦПОЛ" / "ТОННЕЛЬ" / ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА / CLUB INDUSTRY / CULTURAL REVOLUTION / CLUB CULTURE / "PTUCH" / RAVE / "STATION" / "ТANSPOL" / "TUNNELL" / ELECTRONIC MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Плотников К.Д.

В статье рассматриваются ключевые события в истории электронной музыки в России в 1990-е гг. и их влияние на культурную жизнь страны.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Плотников К.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ELECTRONIC MUSIC IN THE CONTEXT OF RUSSIAN CULTURAL LIFE OF 1990s

The article explores the key events in the history of electronic music in 1990s Russia and their impact on the cultural life of the country.

Текст научной работы на тему «Электронная музыка в контексте культурной жизни России в 90-е гг. ХХ века»

Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. 2017. №2/3 (21) АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ

УДК 7.05

К. Д. Плотников

г. Екатеринбург, Россия

ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ В

90-е гг. ХХ века

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются ключевые события в истории электронной музыки в России в 1990-е гг. и их влияние на культурную жизнь страны.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культурная индустрия, культурная революция, клубная культура, Gagarin Party, «Птюч», рейв, «Станция», «Танцпол», «Тоннель», электронная музыка

К. D. Plotnikov

Yekaterinburg, Russia

ELECTRONIC MUSIC IN THE CONTEXT OF RUSSIAN CULTURAL LIFE OF 1990s

ABSTRACT. The article explores the key events in the history of electronic music in 1990s Russia and their impact on the cultural life of the country.

KEYWORDS: club industry, cultural revolution, club culture, Gagarin Party, «Ptuch», rave, «Station», «Тanspol», «Tunnell», Electronic music

В данной статье речь пойдёт о ключевых моментах преображения мира электронной музыки в 1990-е годы и их влиянии на культурную жизнь страны. Тематика статьи относится к малоизученной сфере, на данный момент практически не существует научных публикаций по теме, а события, упомянутые в статье недостаточно задокументированы. При исследовании данной темы приходится опираться на анализ публицистических статей в тематических изданиях, опубликованных интервью и воспоминаний непосредственных участников и очевидцев событий, а также видеодокументов.

В 90-е годы ХХ века в Россию усилился поток культурной информации из-за рубежа, который коснулся и электронной музыки. Вместе с тем поступала информация о формах ее потребления, которых в России до этого не существовало, среди них были рейвы и клубные вечеринки. Новые веяния, постепенно встраивались в российские реалии и с течением времени до неузнаваемости преобразили области культурной жизни России, связанные с развитием электронной музыки. На почве

общих пристрастий к электронной музыке, люди начали кооперироваться и менять пространство вокруг себя. В результате нформационной революции появляется новый социальный заказчик, происходит популяризация электронной музыки, форм досуга и образа жизни с ней связанных. Всё это переводит электронную музыку из области культуры элитарной в культуру массовую. Электронная музыка катализирует процессы интеллектуального, символического и социального культурного производства, потребления и обмена.

Электронная музыка и сопутствующие практики привлекали людей тем, что они были чем-то абсолютно новым, уникальным явлением, дававшим возможность противопоставить себя конформистскому обществу и советскому прошлому, выразить протест традиционным ценностям, но в то же время позволявшем обрести единомышленников и стать причастным к чему-то большему, что и требовалось молодёжи в эпоху перемен.

Культурное творчество, какими были первые электромузыкальные проекты, отличалось инновационностью, авторской

АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ

оригинальностью и «штучностью», эволюционировало в культурную индустрию, которую отличает массовость и высокая стандартизированность по большинству характеристик [13].

Отправной точкой изменений в культурной жизни России 1990-х годов, связанных с электронной музыкой, можно считать создание сквота «Танцпол» в Санкт-Петербурге ( в 1990 году по адресу Набережная Реки Фонтанки, 145) в квартире, «захваченной» группой художников, которая становится самым модным молодёжным местом города, закрытым авангардным клубом для друзей. Там собирается вся богемная и творческая молодёжь того времени: объединение «Речники», художники из Новой академии изящных искусств, «Новые композиторы» [7]. Понятия формата в ту пору еше не существовало, всю новую электронную музыку называли «новым звучанием», вне зависимости от направления. Главным было то, что эта музыка отличается от рока и вообще от всей музыки России [1]. «Танцпол» можно считать прообразом современных ночных клубов. Немногочисленные люди только начинают знакомиться с электронной музыкой и подобным видом досуга. Постепенно резиденты «Танцпола» пробуют коммерческую организацию мероприятий с электронной музыкой, в том числе и вне своей обычной локации, в помещении Ленинградского планетария.

Логическим продолжением вечеринок в планетарии стало мероприятие Gagarin Party, первый масштабный российский рейв, который состоялся 14 декабря 1991 года в павильоне «Космос» на ВДНХ в Москве и собрал около трёх тысяч людей. В организации мероприятия объединились творческие силы Петербурга и Москвы. Gagarin Party задумывалось как «праздник космической музыки», там звучала электронная музыка, которая была популярна на европейских мероприятиях того времени, была организована первая в России коллективная поездка на мероприятие (по различным подсчётам из

Санкт-Петербурга на Gagarin Party выехало около двухсот человек) [11]. Теперь подобная практика коллективных туров на фестивали и концерты в другой город или даже страну является повсеместной. Мероприятие Gagarin Party приносило чувство свободы и новизны, внедряло гедонистическую идеологию, познакомило россиян с захватывающим видом досуга и с незнакомой до этого музыкой, которая была одинаково далека как от рока, так и от музыки популярной, эстрадной. [2]. Gagarin Party переросло в целую серию вечеринок и породило множество подобных мероприятий.

Первым российским клубом в современном понимании стал Санкт-Петербургский клуб «Тоннель», который открылся 7 мая 1993 в помещении бомбоубежища на Петроградской. В то время еще не существовало ни одного постоянного и легально действующего клуба, таким образом «Тоннель» - первый зарегистрированный властями клубом, деятельность которого носила официальный характер и осуществлялась в рамках правового поля [3]. В клубе создаётся собственная фонотека виниловых пластинок; профессиональных диджеев в России на тот момент практически не было, поэтому играть пускают практически всех желающих научиться этому ремеслу [10]. В «Тоннеле» также проходили выставки художников, семинары о новых технологиях в искусстве, кинопоказы [6]. Вслед за клубом «Тоннель» начинают появляться и другие клубы.

Электронная музыка в 1990-е гг. влияет не только на развитие различных площадок для вечеринок, но и на появление тематических средств массовой информации, которых до этого не существовало в стране.

В 1994 году начал выходить журнал «Птюч», который считался главным идеологическим вестником новой культуры и рейв-культуры, в частности. Большую часть полос журнала занимали статьи о музыке. Журнал «Птюч» отличался от дру-

АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ

гих изданий визуально, авторы использовали очень смелый дизайн, в первых номерах часто в ущерб «читабельности». В целом первые номера были больше похожи на художественный проект, нежели на информационный, но, тем не менее, «Птюч» задал вектор развития для всей будущей глянцевой журналистики. Создатели планировали создать некое культурное пространство, которое будет совмещать в себе галерею, клуб, лекторий, модный дом, звукозаписывающую компанию, видеогалерею [8], а журнал задумывался только как издание при одноименном клубе, который открылся к выходу второго номера. Но журнал стремительно обрёл популярность по всей стране, по утверждениям издателей, через несколько лет тираж достигал 110 тысяч экземпляров, и, в итоге, он пережил клуб на несколько лет [12]. В работе над клубом участвовали все творческие силы Москвы того времени, и в нём впервые реализовались многие особенности клубного отдыха, которые начинают появляться в других клубах столицы позже. Среди них были вечерние киносеансы, показы мод, видео-арт, выступления российских исполнителей электронной музыки и привозы зарубежных звёзд [9].

28 октября 1995 года начинает своё вещание «Станция 106,8 FM» - первая российская радиостанция, полностью по-свящённая электронной музыке. Станция вещала в уникальном клубном формате, в эфире круглосуточно звучала электронная музыка, проигрываемая диджеями с виниловых пластинок, станция стала революционным рупором, объединявшим сообщество любителей электронной музыки [4]. Станция формировала российскую сцену электронной музыки, популяризировала занятие диджеингом, знакомила огромную аудиторию с эксклюзивной электронной музыкой, которую до этого никто не слышал и которую было невозможно достать.

Важно отметить, что все упомянутые в статье революционные проекты, создавались не властями или профессиональ-

ным сообществом, а энтузиастами, любителями, обычными молодыми людьми, которые ощущали свободный дух времени как никто иной и вдохновлялись на культурное строительство. Всё начиналось именно с электронной музыки, она собирала вокруг себя множество разных талантливых людей, желающих созидать. Творческая интеллигенция в этом процессе занимала главенствующую роль и выступала в качестве предводителей культурной революции, все переломные события организовали передовые художники, музыканты и писатели того времени. Первые площадки и мероприятия отличались ярко выраженной творческой, художественной составляющей. Копирование элементов западной музыки в проектах присутствовало, творчески переосмысливалось и шло в ногу с новейшими с зарубежными тенденциями. Электронная музыка существовала в синтезе с другими видами искусства и различными областями деятельности, они дополняли и развивали друг друга. Социокультурные проекты в области электронной музыки были направлены на художественную трансформацию окружающего пространства, творческую реализацию, развлечение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Электронная музыка влияла на культурную жизнь в России 1990-х годов довольно разнообразно. С одной стороны, она способствовала появлению новых видов досуга, изменению концепций потребления музыки, возникновению сопутствующих изданий, радиостанций и передач, влияла на формирование субкультуры. Как часть искусства электронная музыка способствовала изменению вкусов, музыкальному воспитанию слушателей и расширению их музыкального кругозора.

Но с другой стороны, помимо положительного просветительского влияния, существовала и обратная сторона свободы и вседозволенности. Музыкальные мероприятия часто были связаны с криминалом, а молодёжь с присущим максимализмом принялась самоотверженно следовать новым веяниям, в результате чего в массо-

АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ

вую молодежную культуру, вместе с электронной музыкой, переносилась также и наркотизация, праздный и гедонистический образ жизни. В этой связи электрому-

зыкальная культура стала прочно ассоциироваться с культурой наркотической и, к сожалению, сохраняет такие признаки и в современности.

ЛИТЕРАТУРА

1. 1990 - питерские сквоты - Фонтанка и Свечной [Электронный ресурс]. 44100hz. URL: http://44100.com/history/ar48112/ (дата обращения: 10.04.2017).

2. 1991 - Гагарин party [Электронный ресурс]. 44100hz. URL: http://44100.com/history/ar44575/ (дата обращения: 10.04.2017).

3. 1992-1995 - клуб Тоннель (Питер) [Электронный ресурс]. 44100hz. URL: http://44100.com/history/ar48113/ (дата обращения: 10.04.2017).

4. Афиша Волна: История радио «Станция» глазами его создателей и диджеев - Архив [Электронный ресурс]. Афиша. URL: https://daily.afisha.ru/archive/volna/archive/muzsmi_station/ (дата обращения: 10.04.2017).

5. Грибова Д. Д. Формирование системы ценностей молодежи 1990-х годов (на примере журнала «Птюч») // Век информации: Ценностные ориентиры отечественной журналистики : сб. науч. статей № 1(S1) / ред.-сост. Г. В. Жирков, К. В. Силантьев, С. Б.

Никонов, Е. С. Георгиева.-СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и

мас. коммуникаций», 2015. — 368 с. [Электронный ресурс]. URL: http://if.spbu.ru/upload/files/file 1428065532 4462.pdf (дата обращения 10.04.2017).

6. Как начиналась диджей-культура [Электронный ресурс]. DJ.ru. URL: http://di.ru/news/45858/kak-nachinalas-didzhei-kultura (дата обращения: 10.04.2017).

7. Клуб «Планетарий»: доисторический период [Электронный ресурс]. Собака. URL: http://sobaka.ru/city/city/35194 (дата обращения: 10.04.2017)

8. «Коммерсантъ» создал безличную журналистику, а «Птюч» - глянцевую [Электронный ресурс]. Slon. URL: https://republic.ru/russia/kommersant_sozdal_bezlichnuyu_zhurnalistiku_a_pty-530425.xhtml (дата обращения: 10.04.2017).

9. Краткая история рейва. 1994: «Jungle Massive!» Война в джангле, трип-хоп, «Птюч», конец рейвов [Электронный ресурс]. Nightparty. URL: https://nightparty.ru/novosti/kratkaya/ (дата обращения: 10.04.2017).

10. Культурный слой: «Всё это рейв!» [Электронный ресурс]. Пятый канал. URL: http://5-tv.ru/programs/broadcast/502703/ (дата обращения: 10.04.2017).

11. «Поехали!» История Gagarin Party [Электронный ресурс]. Mixmag. URL: http://mixmag.io/cover/63144 (дата обращения: 10.04.2017).

12. Создатель «Птюча» Шулинский: 90-е - лучшие годы России [Электронный ресурс]. BBC Русская Служба. URL: http://bbc.com/russian/russia/2015/04/150428 shulinsky interview (дата обращения: 10.04.2017).

13. Флиер А. Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии [Электронный ресурс]. // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 3 (май — июнь). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Flier Cultural-Industries/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.04.2017).

14. Флиер А. Я. Культурные последствия информационной революции // Флиер А. Я. Некультурные функции культуры: Очерки. М.: МГУКИ, 2008. - с. [Электронный ресурс]. URL: http://vshk2.narod.ru/flier-nekult-kult-new.zip (дата обращения: 10.04.2017).

АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ

15. Ястремский Т. С. Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX - XXI веков: диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.09. - СПб.: 2006. - 227 с. [Электронный ресурс]. URL: http://dissercat.com/content/tantsevalnaya-elektronnaya-muzyka-v-khudozhestvennoi-kulture-rubezha-xx-xxi-vekov (дата обращения: 10.04.2017).