Научная статья на тему 'Электронная медицина, как накопитель конфиденциальной информации о гражданах и проблемы его правового обеспечения'

Электронная медицина, как накопитель конфиденциальной информации о гражданах и проблемы его правового обеспечения Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
182
35
Поделиться
Ключевые слова
ПРАВО / ИНФОРМАЦИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / НАКОПЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ МЕДИЦИНА / ИНФОРМАЦИОННОЕ СОГЛАСИЕ

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Рыжов Роман Сергеевич

Статья посвящена проблеме правового регулирования сохранения конфиденциальной информации о больном и охране персональных данных пациентов и врачей-специалистов при реализации нового направления в предоставлении медицинских услуг.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Рыжов Роман Сергеевич,

e-health as a storage of confidential information about citizens and legal challenges to ensure

The article deals with the problem of legal regulation of store confidential information about the patient and the protection of personal data of patients and medical specialists in the implementation of a new direction in the provision of medical services.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Электронная медицина, как накопитель конфиденциальной информации о гражданах и проблемы его правового обеспечения»

10.2. ЭЛЕКТРОННАЯ МЕДИЦИНА, КАК НАКОПИТЕЛЬ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ГРАЖДАНАХ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Рыжов Роман Сергеевич, к.ю.н., докторант кафедры административного права. Место учебы: Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина. Должность: заведующий кафедрой Гражданских и уголовно-правовых дисциплин. Место работы: Московский Государственный Университет Технологий и Управления им. К.Г. Разумовского, филиал в г. Волоколамске Московской области. E-mail: syper1979r@yandex.ru Аннотация: Статья посвящена проблеме правового регулирования сохранения конфиденциальной информации о больном и охране персональных данных пациентов и врачей-специалистов при реализации нового направления в предоставлении медицинских услуг.

Ключевые слова: право, информация, медицинская информация, накопление информации, персональные данные, электронная медицина, информационное согласие.

E-HEALTH AS A STORAGE OF CONFIDENTIAL INFORMATION ABOUT CITIZENS AND LEGAL CHALLENGES TO ENSURE

Ryzhov Roman Sergeevich, PhD at law, competitor for doctor’s degree at administrative law chair. Place of study: Moscow state law academy named after O.E.Kutafin. Position: Head of Civil and Criminal Law chair. Place of employment: Moscow State University of Technologies and Management of K.G.Razumovsky, Volokolamsk branch in Moscow Region. E-mail: syper1979r@yandex.ru Annotation: The article deals with the problem of legal regulation of store confidential information about the patient and the protection of personal data of patients and medical specialists in the implementation of a new direction in the provision of medical services.

Keywords: right, information, medical information, the accumulation of information, personal data, e-medicine, informational consent.

Существенным сегментом общественных отношений, достаточно активно развивающихся в мире, в настоящее время является электронная медицина, которая открывает новые горизонты в благородном деле охраны здоровья граждан. Новая, перспективная форма оказания медицинских услуг подразумевает использование телекоммуникаций для связи медицинских специалистов в экстренных случаях с клиниками, больницами, врачами, оказывающими первичную помощь, а также возможность непрерывного обучения. В то же время, это возможность получения самими пациентами консультации медиков-специалистов на расстоянии относительно лечения и диагностики, в случаях, когда не доступна по различным причинам непосредственная медицинская помощь.

Там, где расстояние или время являются критическим фактором, есть возможность использовать информационно-коммуникационные технологии и прибегнуть к электронной медицине, как методу предоставления специальных информационных услуг в сфере медицинского обслуживания. А для России, с

ее огромной территорией, развитие электронной медицинской услуги, являются одним из важных направлений.

В США еще в конце прошлого века на уровне штатов были приняты законы, регулирующие как развитие, так и предоставление населению данного вида медицинских услуг. В частности, законом 1997 г. в штате Аляска предусмотрено развитие официального проекта по телемедицине и установлены условия его финансирования. Закон о телемедицине штата Оклахома гласит, что ничто в программах здравоохранения не может считаться отрицающим права на оказание услуг посредством информационных коммуникаций. Это создает основания для вознаграждения за консультации, диагностирование и за передачу медицинской информации посредством телекоммуникационных технологий. В той или иной трактовке законодательные акты, регулирующие отношения в области электронной медицины, приняты практически во всех штатах США.

Развитие общественных отношений, связанных с электронной медициной, в мировой практике идет как при государственном участии, так и на уровне общественного саморегулирования. Так, например, в США рядом медицинских организаций создана Коалиция здравоохранения в сети Интернет для обеспечения надлежащего качества медицинских ресурсов в Интернете. В этих целях принят Кодекс этики электронной медицины. Он регулирует такие группы отношений как обеспечение потребителей услуг сведениями о владельцах медицинского сайта, о его спонсорах, целях и задачах; обеспечение конфиденциальности персональных данных потребителей такого вида медицинских услуг; обеспечение обратной связи с владельцами ресурса; обеспечение потребителей

информацией об ограниченных возможностях электронной медицины и т.д. В Канаде для координации развития аналогичной программы создано Общество телемедицины, объединяющее клиницистов, преподавателей, производителей программно-вычислительных и телекоммуникационных средств, в Японии для координации работ по электронной медицине создан директорат при Минздравоохранении. Аналогичное имеет место и в других развитых государствах.

Стремительно развивающееся междисциплинарное направление, называемое телемедициной, не и обошло Россию. При содействии НИИ Сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева образована Российская ассоциация телемедицины. Существует и Федеральный фонд «Телемедицина». Но в нашей стране данное перспективное направление формируется пока на концептуальном уровне.

Началом правового развития электронных медицинских услуг в нашей стране можно считать "Концепцию развития телемедицинских технологий в Российской Федерации", утвержденную приказом Минздрава России и РАМН от 27.08.2001 № 344/76. В соответствии с этим документом телемедицинские технологии - это лечебно-диагностические консультации, управленческие, образовательные, научные и просветительские мероприятия в области здравоохранения, реализуемые с помощью телекоммуникационных технологий ("Медицина на расстоянии").

Следующий шаг в развитии данное направление получает в законопроектах. Так, в Государственную Думу в 2005 г. был внесен проект федерального закона «Об электронной медицине» (далее - Закон об ЭМ ), а в 2006 г. в Государственную Думу был внесен другой альтернативный законопроект «Об информационно-

коммуникационных технологиях в медицине». Однако совсем недавно последний проект закона был отклонен Государственной Думой.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Продолжением развития электронной медицины можно назвать и «Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения», утвержденную Приказом Минздравсоц-развития России №364 от 28 апреля 2011 г., на основе которой разработаны проекты Методических рекомендаций от 29.06.2011 г. для регионального уровня. В рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения эти рекомендации решают вопросы по информационной безопасности, организации работ по созданию, оснащению медицинских учреждений компьютерным оборудованием и многое другое.

Указанные правовые документы определяют содержание электронных медицинских услуг, как лечебнодиагностические консультации, управленческие, образовательные, научные и просветительские мероприятия в области здравоохранения, реализуемые с помощью телекоммуникационных технологий. В качестве одного из самых приоритетных направлений предлагается использовать WEB-серверы клинических институтов для размещения деперсонифицированной информации о трудных для диагностики и лечения случаях в целях получения рекомендаций от профильных специалистов. В качестве правовых аспектов продвижения электронных медицинских технологий выделяется решение вопросов ответственности медицинского и технического персонала за организацию, проведение и конфиденциальность такого рода консультаций.

Будучи с формальной точки зрения прямым продолжением существовавшей ранее дистанционной диагностики, электронная медицина развивается на качественно иной технологической основе и предполагает возможность диалога между специалистами, включая анализ статистической (рентгенограммы, ЭКГ и др.) и динамической (видео- и аудиофрагменты) информации о больном. Происходит накопление конфиденциальной информации о гражданах (больных или не больных) в телекоммуникационных ресурсах, а также врачах-специалистах. Государство в нормативном порядке должно обеспечить охрану этой информации.

Одну из важных проблем в новом направлении медицинских услуг, которую можно выделить на сегодняшний день, - это вопрос сохранения конфиденциальной информации о больном, с учетом врачебной тайны, а также вопрос охраны персональных данных пациента и врача.

Внедрение ИКТ в здравоохранение невозможно без законодательного обеспечения — в частности, без законов об электронном документообороте, защите информации, электронном паспорте здоровья или электронной истории болезни. Вопрос охраны персональных данных граждан достаточно сложен вообще, в чем мы убеждаемся часто на практике (утечка информации из органов внутренних дел, из отдела кадров, из медицинских учреждений и др.). В данном случае дополнительная сложность охраны сведений заключается в том, что пациент, в целях оказания помощи своему здоровью, вынужден против желания дать информацию личностного характера окружающим. Как следует из статьи 9 Закона «О персональных данных», субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Это согласие должно быть кон-

кретным, информированным и сознательным. Получение этого согласия требует правового регулирования, ибо оформление консультаций, лечения способом Интернет-медицины в связи с доступностью многих лиц, может иметь место и от другого лица.

Сотрудники медицинских учреждений обязаны по письменному запросу пациента (или его законного представителя) выдать ему необходимую документацию для получения услуги Эм, о чем должна делаться запись в истории болезни пациента. Между тем, содержание ст. 23 проекта закона «Об ЭМ» столь лаконично, что не отражает необходимость отметки в первичной медицинской документации о согласии пациента в передаче медицинской информации по инициативе врача (например, консультация коллег) другому лицу электронным путем, о необходимости сообщения получателя информации о согласии пациента. Этот вопрос также требует правового разрешения.

Но прежде всего, о возможности получения такого вида медицинских услуг, должно быть указано в базовом законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, введенном в действие с 01.01.2012 г. В ст. 3 законопроекта «Об ЭМ» в качестве нормативной базы, регулирующей сферу услуг электронной медицины наряду с другими федеральными законами указаны Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации», принятые в 1993 г. Следует заметить, что новый федеральный закон в перечне медицинских услуг (ст.ст. 67, 69) не содержит упоминания о новом виде услуг, хотя электронная медицина уже существующая реальность и является одной из составляющих предпринимаемых государством мер по обеспечению охраны здоровья граждан. Отсюда напрашивается вывод о необходимости комплексного подхода к принятию законов, регулирующих охрану здоровья, а не концептуальное его решение по каждому из направлений той или иной проблемы, в том числе и охраны здоровья. Это поможет в последующем избежать противоречий в них.

Нельзя обойти вниманием и то, что перечень предоставляемых медицинских услуг на расстоянии должен иметь ограничения по сравнению с личным приемом у врача (есть заболевания, для которых медицина на расстоянии не приемлема). Учитывая данное обстоятельство, необходимо законодательное установление медицинской помощи, которое не может быть оказано посредством электронной медицины.

С целью защиты граждан от мошеннических действий, необходимым представляется и определение порядка подтверждения квалификации медицинского специалиста, осуществляющего медицинские услуги на расстоянии, исключения появления в сети "подставных" консультационных организаций либо отдельных лиц. Следует признать, что оказание электронных медицинских услуг настолько специфично, что вполне возможно формирование отдельной системы требований, подтверждающих способность лица оказывать такие услуги. Вместе с тем, одним из проверенных правовых инструментов для решения данной проблемы может служить лицензирование этой деятельности, что не следует игнорировать. Не исключены и другие методы защиты, но все они должны быть прописаны в законе.

Недостаточно отработанным представляется вопрос ответственности медицинского посредника в сфере электронной медицины, который должен отвечать за

целостность и своевременность передачи медицинской информации, за модификацию информации и обеспечить невозможность отказа от получения информации, а также аутентификацию участников информационного обмена.

Определенные сомнения вызывает на наш взгляд и подход разработчиков законопроекта к содержанию понятия "Интернет-медицина". Интернет является открытой информационной системой, где люди свободно общаются и высказывают свои суждения. Ограничения свободы общения в Интернете невозможны и нецелесообразны, в связи с чем, необходимо изначально установить, какая медицинская информация может быть распространена через Интернет, допустимость ее размещения на официальных сайтах соответствующих медицинских учреждений, т.е. необходимо предусмотреть возможные варианты обеспечения охраны конфиденциальной информации участников медицинских правоотношений.

Оказание услуг Интернет-медицины требует четкой отработки методов защиты прав пациента, т.е. полное информирование пациента о цели, характере и объеме передачи медицинских данных, возможных рисках, возникающих при передаче, ожидаемых результатах, а также расходах, которые должен будет взять на себя пациент, в том числе решение финансовых вопросов при отказе от этого вида медицинской услуги на разных этапах ее организации и проведения.

Законопроект «Об ЭМ» содержит дополнительные гарантии прав пациента в обеспечения сохранности врачебной тайны, как например, условие об обязательном использовании для обеспечения конфиденциальности обмена электронной медицинской информацией только сертифицированных средств защиты, в том числе средств криптографической защиты; право отказаться от оказания электронной медицинской услуги на любом этапе ее организации или проведения при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, о чем делается запись в первичной медицинской документации; ряд положений, определяющих субъектов юридической ответственности за медицинские услуги, а также предусматривает принцип персональной ответственности специалиста дающего консультацию. Все указанное вполне оправдано и необходимо.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Однако, немаловажный вопрос защиты электронной информации медицинского характера, персональных данных больного, да и врача тоже, можно сказать, не решены комплексно и надлежащим образом ни в анализируемом законопроекте, ни Законом «О персональных данных» , ни другими законами. Возможно, это объясняется тем, что в принятый еще в 2006 году Закон была введена отсрочка нормы о защите информации, срок которой продлевался Госдумой до июля 2011 года.

Разумеется, механизм защиты обеспечения защиты при реализации обсуждаемого направления медицинских услуг, должен быть основан на положениях статьи 19 этого Закона, в которую внесены существенные изменения. Предусмотренные ею меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, достаточно объемны и нередко отсылочные, а механизм этой защиты должен найти свое воплощение в документах определяемых Правительством РФ. Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего

Федерального закона, в статье 23 признается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи. Однако не прописанный механизм этой защиты на сегодняшний день нуллифицирует реализацию указанных функций не только относительно защиты информации в сфере ЭМ, но и вообще.

Реализация конституционных прав человека на получение квалифицированной медицинской помощи в любом месте и в любое время - одна из главных задач системы российского здравоохранения. Не отрицая необходимости данного вида медицинских услуг, некоторые авторы считают, что электронная медицина пока не федеральная задача, а «узкая прикладная задача на уровне сложных медицинских технологий, очень дорогостоящая и требующая таких каналов связи, которые в каждом лечебно профилактическом учреждении не нужны. Важно создавать мобильные телемедицинские центры, способные быстро развернуться в случае чрезвычайных ситуаций, чтобы светила медицины могли участвовать в спасении больных».

Такой взгляд, представляется, ошибочным. Вопросы, связанные с правами и обязанностями сторон, вступающих в медицинские правоотношения способом ЭМ, вопросы оплаты медицинских услуг пациентами, вопросы оплаты консультаций коллегам; дистанционной переподготовки врачей, вопросы конфиденциальности персональных данных потребителя услуги ЭМ (сведений о фактах, событиях и обстоятельствах жизни физического лица—позволяющие идентифицировать его личность), обеспечение сохранения врачебной тайны и тайны связи, обеспечение идентификации авторства электронных значимых документов и сообщений, обмен которыми осуществляется при организации и оказании услуг ЭМ, не могут быть решены только методическими рекомендациями и концепциями, учитывая существующую уголовную, гражданскую и административную ответственность.

Изложенное приводит нас к выводу о том, что хотя законопроект «Об электронной медицине» не лишен недостатков и требует существенных доработок, сама его концепция является рациональной. Сегмент общественных отношений, связанный с удаленным предоставлением медицинских услуг через телекоммуникации, должен быть урегулирован именно на уровне федерального закона и найти отражение в основном законе об охране здоровья граждан. При этом в законодательном порядке должен решаться вопрос и о защите конфиденциальных персональных данных потребителя услуг электронной медицины и специали-стов-медиков.

Список литературы:

Богдановская И.Ю. Правовое регулирование использования информационных технологий в телемедицине США//Информационное право. 2007. № 1.

Заворотченко И.А. Саморегулируемые организации за рубежом //Журнал российского права. 2007. № 8.

«Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации», утвержденную приказом Минздрава России и РАМН от 27.08.2001 № 344/76 // Экономика и жизнь. 2001. № 11.

Проект федерального закона «Об электронной медицине»// сайт: http://www.organum-visus.com/2010-02-26-23-16-35/-2/360-теСюа!-^.Мт!

Проект федерального закона N 308883-4 «Об информационно-коммуникационных технологиях в медицине»// сайт: http://www.pravoteka.ru/pst/98/48984.html Приказ Минздравсоцразвития России №364 от 28 апреля 2011 г. об утверждении «Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения»// Правовая система Гарант Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» // РГ №4131 29 июля 2006 г. http://www.rg.ru/gazeta/rg/2006/07/29.html Федеральный закон №261-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О персональных данных» //РГ ФВ. №5538 от 27.07.11

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»//КонсультантПлюс Постановление № 5469-5 ГД от 15.06.2011 г Об отклонении проекта федерального закона «Об информационно-коммуникационных технологиях в медицине» «Об информационно-коммуникационных технологиях в медицине»//СЗ РФ. 2011. Ст. 3717.

Дубинин В. Интервью/сайт www.osp.ru

Literature list:

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Bogdanovskaya I.J. Legal regulation of the use of information technology in telemedicine USA / / Information law. 2007. Nr 1.

Zavorotchenko I.A. Self-regulatory organizations abroad / / Journal of Russian law. 2007. Nr 8.

"The concept of telemedicine technologies in the Russian Federation", approved by order of the Russian Ministry of Health and Medical Sciences from 27.08.2001 № 344/76 / / Business and Life. 2001. Nr 11.

The draft federal law "On Electronic Medicine" / / site: http://www.organum-visus.com/2010-02-26-23-16-35/-2/360-medical-law.html Draft Federal Law N 308883-4 «On information-communication technologies in medicine," http://www. pravoteka. ru/pst/98/48984. html Health Ministry of Russia Order № 364 of April 28, 2011 approving the "Concept of a unified state information system in health" / / Guarantor legal system Federal Law of July 27, 2006 № 152-FZ "On personal data" WP number 4131 July 29, 2006 http://www.rg.ru /gazeta/rg/2006/07/29.html Federal Law № 261-FZ "On introduction of changes-making in the Federal Law" On Personal Data "/ / WP PV. № 5538 of 27.07.11 Federal Act on November 21, 2011 N 323-FZ "On the basis of health protection in the Russian Federation" / / Consultant

Decree № 5469-5 DG of 15.06.2011g On-deviation of the draft federal law "On the information and communication technologies in medicine is not" "On information and communication technologies in medicine," / / NW. , 2011. Of Art. 3717.

V. Dubinin Interview / site www.osp.ru