УДК 34.01
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ИНТЕРНЕТ-МЕДИЦИНЫ ВЫЗОВЫ БУДУЩЕГО
Д. А. Герасимова
магистрант кафедры социальных коммуникаций, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Н. В. Гришечкина
кандидат философских наук, доцент, магистрант кафедры социальных коммуникаций, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Введение. Интенсивное внедрение информационных технологий в пространство медицины стремительно изменяет способы диагностики и лечения, формы взаимодействия врача и пациента, организацию лечения и восстановления здоровья. Наиболее тесно данные процессы связаны с развитием интернет-медицины, поэтому в статье анализируется правовая политика в этой сфере. Методы. Исследование интернет-медицины как объекта правовой политики опирается на общефилософский диалектический метод познания, общенаучную группу формально-логических методов, системный подход и структурно-функциональный анализ, а также частнонаучные -формально-юридический и сравнительно-правовой методы, позволяющие рассматривать интернет-медицину как объект права и правовой политики. Результаты. Авторы приходят к выводу, что сфера интернет-медицины нуждается в проведении адекватной правовой политики, направленной на оптимизацию процессов интеграции интернет-медицины в систему электронного здравоохранения. Первым шагом к ее созданию должны стать конкретизация доктринальных основ, легальное закрепление базовых биоэтических принципов в качестве исходных положений правовых статусов субъектов медицинских правоотношений в интернет-медицине. Ключевые слова: правовая политика, интернет-медицина, система электронного здравоохранения, принципы биоэтики.
Введение
Развитие информационных технологий создает принципиально новую платформу для развития современного общества. Качественно меняя социальные институты, механизмы их развития, модели коммуникации, новые информационные технологии требуют правовой рефлексии целей, задач, условий, границ и возможностей их применения. Интенсивное внедрение информационных технологий в пространство медицины стремительно изменяет способы диагностики и лечения, формы взаимодействия врача и пациента, организацию лечения и восстановления здоровья. Интернет становится средством потребления [1, с. 68], обеспечивая доступ пациента к медицинским услугам. На данный момент можно говорить о системных изменениях в сфере медицины,
детерминируемых внедрением новых информационных технологий и выраженных в становлении системы электронного здравоохранения. В широком смысле мы можем определить электронное здравоохранение как систему общественных связей и отношений медицинского, правового, экономического, научного и т.д. характера, формирующуюся в результате использования новых информационных технологий в медицине, направленную на организацию и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, профилактику, лечение и восстановление здоровья. Развитие и внедрение информационных технологий в настоящее время является одним из приоритетных направлений в медицине для решения задач сохранения и улучшения здоровья, увеличения продолжительности жизни граждан, повышения рождаемости и снижения смертности, что требует проведения правовой политики, направленной на оптимизацию процессов развития интернет-медицины и ее интеграции в систему электронного здравоохранения.
Данное исследование нацелено на рефлексию развития интернет-медицины в проблемном поле юридической науки. Реализация данной цели связана с решением следующих задач: описать в категориях юридической науки новые общественные связи и отношения, формирующиеся в результате развития интернет-медицины, проанализировать возникающие в ходе данного процесса противоречия правового характера, определить приоритетные направления правовой политики в этой сфере.
Методы
Основой методологии данного исследования выступает диалектический метод, также авторы опираются на общенаучную группу формальнологических методов, системный подход и структурно-функциональный анализ. Частнонаучными методами исследования выступают формально-
юридический и сравнительно-правовой методы, позволяющие рассматривать интернет-медицину как объект права и правовой политики.
Результаты
Несмотря на то что система электронного здравоохранения только начинает формироваться в нашей стране, интернет-медицина, в свою очередь, стала вполне привычным явлением для большей части активных пользователей Интернета. Как показывает интернет-статистика (например статистика поисковой системы Яндекс - http://direct.yandex.ru/), большинство запросов в поисковых системах Интернета - это запросы по поводу здоровья (связанные с лечением, диагностикой, профилактикой болезней). Все большее количество людей активно ищет информацию о здоровом образе жизни и своих заболеваниях, используя интернет-ресурсы, в частности медицинские сайты, онлайновые консультации врачей и т. д. В результате возникает новое пространство связей и отношений, к сожалению, зачастую автономное от системы здравоохранения, связанное с удовлетворением потребности населения в профилактике, лечении и восстановлении здоровья.
Представляя собой уникальный и достаточно эффективный ресурс для системы здравоохранения, сфера интернет-медицины для своего развития требует разработки адекватной правовой политики. Давая определение интернет-медицины (кибермедицины), Кейт Бауэр отмечает: «Интернет-медицина в простых терминах - это медицинская практика в киберпространстве <...> Интернет-медицину можно определить более широко, включая другие формы дистанционной медицины (телемедицины), которые не ограничиваются использованием компьютера и Интернета. В частности, интернет-медицина может выходить за рамки электронной системы учета пациентов для управления информацией и коммуникационной технологии (телефон) в качестве посредника во взаимодействии врача и пациента» [2, р. 83].
Некоторые западные исследователи [3, с. 213] выделяют три основных вида интернет-медицины: консультационные сайты, сайты, содержащие медицинскую информацию, и он-лайн аптеки. Первые предлагают обращение за медицинской помощью к врачу или фармацевту. Горан Коллсте обозначил подобное явление термином «интернет-доктор» [4, р. 121]. Обычно такие сайты предназначены для того, чтобы обеспечить посещение врача либо через медицинскую анкету, либо через он-лайн конференцию. Иногда оба варианта могут быть совмещены. Пациент оплачивает консультацию, после чего вводит информацию о себе, врач смотрит ее и выдает рецепт. Этот вид интернет-медицины представляет
собой прямую связь между врачом и пациентом. Однако он-лайн медицинские формы или анкеты, какими бы полными они ни были, все же не способны заменить непосредственного осмотра, без которого многие симптомы могут остаться незамеченными, что создает потенциальную опасность для пациента.
Второй вид сайтов предоставляет медицинскую информацию о какой-либо болезни или лекарстве, открытую для всех пациентов. Этот вид интернет-медицины считается наиболее популярным. Кроме того, люди используют эти информационные сайты при лечении различных болезней, поскольку могут получить описание способов лечения того или иного заболевания. Пациенты видят информацию, которая актуальна именно для них. Однако возникает вопрос: способен ли пациент без соответствующего медицинского образования разобраться в обилии медицинской информации?
Третий вид интернет-медицины - это сайты, продающие сильнодействующие лекарственные препараты. По словам Дэвида Миллса, такие сайты бывают двух типов: те, которые требуют рецепта врача перед тем, как продать препарат, и те, которые такого рецепта не требуют. Зафиксированы случаи, когда через подобные сайты продавали наркотики: «. здесь любой покупатель может получить доступ к списку контролируемых веществ и других рецептурных наркотиков, перейдя на сайт, выбрав из списка и расплатившись кредитной картой» [5].
Развитие интернет-медицины и электронного здравоохранения в нашей стране на сегодняшний день связано с развитием телемедицинских технологий. Интернет-медицина в настоящее время включает: информационную поддержку клинической медицины в вопросах консультирования больных; справочную службу в области охраны здоровья; медико-статистическую информацию; обеспечение доступа к базам данных библиотек; информацию административного характера; информацию в области телемедицины; планы проведения конференций, выставок и информационные сообщения по их завершении.
Web-серверы клинических институтов и ЛПУ могут использоваться для размещения деперсонифицированной информации о трудных для диагностики и лечения случаях в целях получения рекомендаций от профильных специалистов. Справочно-консультативные системы обеспечивают совершенствование медицинского обслуживания населения, информируя его о предоставляемых услугах (включая высокие технологии) и обеспечивая осознанный выбор учреждения для последующего лечения.
Как отмечено в «Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федера-
ции», утвержденной приказом Минздрава России и РАМН от 27.08.2001 № 344/76, телемедицинские технологии - это лечебно-диагностические консультации, управленческие, образовательные, научные и просветительские мероприятия в области здравоохранения, реализуемые с применением телекоммуникационных технологий («медицина на расстоянии»). В нашей стране функционирование телемедицинских технологий осуществляется в рамках действующего законодательства Российской Федерации (в том числе, законодательства об охране здоровья, об информации, информатизации и защите информации, о связи) при обязательном наличии у телемедицинского центра сертификата (лицензии) Минздрава России. При этом приказ Минздрава России № 344 и РАМН № 76 от 27.08.2001 г. «Об утверждении концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации» - единственный нормативный документ, действующий на сегодняшний день в области телемедицины.
Несмотря на то что правовые аспекты регулирования информационно-коммуникационных отношений в медицине являются очень важными и определяющими эффективность и качество медицинской помощи, их регулирование на законодательном уровне в России пока не осуществляется. В 2005 г. в Государственную думу был внесен законопроект «Об электронной медицине», а в 2006 г. - «Об информационно-коммуникационных технологиях в медицине». В последнем содержится следующее определение интернет-медицины: «интернет-медицина» - телемедицинские услуги по свободному распространению информации медицинского содержания в сети Интернет.
Основные приоритетные направления развития интернет-медицины и электронного здравоохранения были отражены: в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который содержит описание порядка организации документооборота в электронном виде в сфере охраны здоровья, определяет обязанность медицинских организаций создавать и вести информационные ресурсы в сети Интернет; Федеральном законе от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», который определяет возможность предоставления документов в электронном виде, подписанных электронной подписью; модельном законе от 28 октября 2010 г. № 35-7 «О телемедицинских услугах», где определены участники процесса и порядок организации телемедицинских услуг.
Являясь на сегодняшний день наиболее простым способом доступа к медицинской информации, интернет-медицина предоставляет не
только информацию о здоровом образе жизни, заболеваниях, методах их лечения, но и возможности первичной диагностики посредством онлайн консультаций врачей, консультаций на различных форумах и т.д. Растущей популярностью в последнее время пользуются социальные сети (чаты) для врачей и пациентов, в которых они в реальном времени могут обмениваться информацией. Каждый может обсудить свои проблемы, касающиеся здоровья, получить необходимую поддержку и даже консультацию ведущего специалиста, а также получить оперативную информацию по поводу того или иного заболевания и т.д. Интернет-медицина - это возможность для многих людей избежать психологического барьера при общении с врачом, который в отдельных случаях может стать причиной необращения за медицинской помощью в обычную поликлинику. Это залог сохранения анонимности в процессе поиска информации о своем здоровье, а также получения социальной поддержки у пользователей Интернета с аналогичными проблемами.
Поставщиками медицинской информации в Интернете являются в основном частные компании, предлагающие медицинскую продукцию или информацию, некоторые пациенты и медицинские работники, профессиональные медицинские ассоциации, общественные организации, университеты, исследовательские институты и государственные учреждения. Возникает вопрос о критериях качества и доступности подобного рода информации, а также о юридической ответственности за последствия данных консультаций.
Современные пациенты очень часто сталкиваются с необходимостью выбора наиболее оптимального метода лечения. Если раньше его осуществлял врач, то сегодня, в рамках пациентоцентрированной медицины, это право пациента. Интернет предоставляет обширную информацию о современных методах лечения различных заболеваний, их преимуществах и недостатках. Это способствует повышению уверенности в себе пациентов и активизирует на ответственный выбор. Кроме того, интернет-медицина предоставляет возможность онлайн консультации со специалистом из другого региона, страны. На форумах пациенты могут обменяться информацией, связанной с личным опытом заболевания, лечения, посещения специалистов. Услуги он-лайн консультаций предоставляются не только пациентам, но и врачам, например, в ситуациях, когда специалист сталкивается с трудным случаем, и тогда онлайн можно воспользоваться помощью коллег. Кроме того, врач может получить мгновенный диагноз, воспользовавшись, например, услугами он-лайн кардиологии при интерпретации электрокардиограммы.
Развитие интернет-медицины несет в себе не только расширение возможностей для врачей и пациентов в пространстве медицины, но и различные риски. Так, например, ситуация «правовой туманности» в вопросах информатизации системы электронного здравоохранения и развития интернет-медицины приводит к подмене основных целей и задач медицины коммерческими интересами. Многочисленные медицинские интернет-сайты создаются не только с целью информирования и осуществления консультаций пациентов, но и с целью рекламы, продвижения фармацевтической продукции. Пациентам зачастую трудно разобраться, с каким вариантом интернет-сайта они столкнулись, а поэтому легко стать инструментом реализации чьих-то далеких от медицины интересов.
В настоящее время достаточно распространены интернет-сайты, которые непосредственно продают лекарственные препараты без рецепта врача [6]. В лучшем случае, чтобы снять с себя ответственность за возможные негативные последствия от приема данных препаратов, создатели сайта предупреждают о том, что перед использованием препарата необходимо проконсультироваться с врачом. Как правило же, ответственность за самолечение в данном случае лежит только на пациенте. Кроме того, интернет-сайты не отвечают за условия транспортировки лекарственного препарата, что является немаловажным условием сохранения его качества.
В Интернете достаточно распространенным явлением стала реклама лекарственных препаратов. Медицинские сайты, являющиеся очень популярными, эффективно используют возможности рекламы лекарственных препаратов. Несмотря на то что в некоторых странах, например Франции, данная практика является незаконной, все же возможности Интернета способны обходить эти национальные ограничения. Пациенты, приобретающие лекарства через Интернет, зачастую могут не знать фирму-производителя лекарства и быть лишены возможности правовой помощи в случае негативных последствий для здоровья. Развитие интернет-медицины во взаимодействии с системой электронного здравоохранения снимет многие проблемы, и в частности проблему контроля взаимодействий в пространстве интернет-медицины. Наличие у пациента рецепта, пусть даже в электронной форме, уже определяет ответственного за возможные негативные последствия.
Пятьдесят лет назад медицинская информация была исключительно «интеллектуальной собственностью» представителей медицинской профессии. Во время консультации врач предоставлял незначительный объем информации, чтобы пациент не поставил под сомнение его
решение. Врач был той инстанцией, которая определяла, в чем же состоит благо для пациента. То есть медицина развивалась в рамках патерналистической модели взаимодействия врача и пациента. Развитие Интернета совершило революцию в составлении, оценке и распространении информации, касающейся здоровья и болезней [7]. Это является причиной трансформации традиционных взаимоотношений врача и пациента, основанных на принципах патернализма в различных аспектах. Коммуникативная ситуация становится качественно другой, она позволяет снизить психологический дискомфорт, стимулировать интерес обеих сторон к достижению цели, сформировать положительный имидж врача. Современный пациент, получая доступ к медицинской информации, а также возможность делать выбор в решении вопросов, касающихся своего здоровья, учится брать на себя ответственность за состояние своего здоровья. Простота установления контакта между врачом и пациентом и легкость в его поддержании служит фактором привлечения большого числа пациентов, а также повышает уровень их доверия к медицинским работникам и институту медицины в целом. Многие пациенты сегодня обращаются к Интернету перед непосредственным посещением врача и приходят на консультацию уже вооруженные информацией о предполагаемом диагнозе. Кроме того, они обращаются к поиску информации об уже известном диагнозе или предписанных врачами лекарственных средствах.
Несмотря на высокие темпы развития информационных технологий и интернет-медицины, в целом они не соответствуют скорости создания благоприятных условий для их внедрения в систему электронного здравоохранения. Это связано со многими причинами: ограниченным доступом к новым информационным технологиям субъектов пространства медицины; качеством человеческого капитала, а именно низким уровнем овладения новыми информационными технологиями медицинскими работниками, отсутствием специальной подготовки. Многие причины не столь очевидны, поэтому данная ситуация требует детального правового анализа и разработки грамотной правовой политики в этой сфере.
Интернет-медицина в перспективе должна получить новый импульс в своем развитии как компонент системы электронного здравоохранения, объединяющий с помощью высокоскоростных телекоммуникационных каналов связи суперкомпьютерные вычислительные и информационные ресурсы.
Можно выделить ряд основных функций, которые интернет-медицина играет в системе электронного здравоохранения:
1) повышение эффективности связи между учреждениями здравоохранения посредством использования электронной почты;
2) обмен информацией о пациентах между больницами с целью консультации и поддержки в принятии решений (развитие телемедицины способствует осуществлению лечебного процесса на расстоянии);
3) предоставление доступа к медицинской информации, содержащейся в различных базах данных;
4) осуществление возможности общения медицинских работников в реальном времени с целью обсуждения профессиональных вопросов, проведение конференций;
5) расширение возможностей использования собственных научных исследований.
Для осуществления перечисленных функций необходимо, во-первых, чтобы интернет-медицина была составной частью системы здравоохранеия, то есть чтобы каждый субъект здравоохранения имел доступ к Интернету. Во-вторых, требуется развитая система электронной коммуникации в самих субъектах здравоохранения. В-третьих, должен осуществляться обмен медицинскими знаниями между больницами и поликлиниками через Интернет. В самом Интернете должны существовать базы данных с высококачественной информацией. И, наконец, что немаловажно, - обеспечение безопасности.
Решение обозначенных вопросов требует проведения целенаправленной правовой политики на оптимизацию процессов интеграции интернет-медицины в систему электронного здравоохранения. Современная теория правовой политики предполагает консолидацию аксиологического уровня целеполагания развития системы права и правовых средств [8, 9]. В рамках нашей статьи мы воспользуемся определением «правовая политика», под которой понимается совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе в целях приближения к правовому идеалу [10].
Исследователи отмечают, что значение права в современном обществе, правовых способов регулирования усложняющихся общественных отношений обусловливает потребность в системном подходе к созданию и реализации правовых норм. Слаженность действий правотворческих, правоприменительных органов, выработки доктрины юридического развития, подготовки кадров юристов высшей квалификации достигается за счет реализации единой правовой политики. Однако современная правовая политика не может быть универсальной, она должна дифференцироваться в зависимости от области применения. Соответственно, раз-
витие законодательной базы в сфере интернет-медицины и электронного здравоохранения требует системной правовой политики в этой области.
Первым шагом к ее созданию должны стать конкретизация доктринальных основ, легальное закрепление базовых биоэтических принципов в качестве исходных положений правовых статусов субъектов медицинских правоотношений в интернет-медицине. Полагаем, что наиболее перспективным в этом отношении является принцип автономии воли пациента как принцип медицинского права. Он вытекает из правового принципа автономии и свободы личности, док-тринальным источником которого выступают правовые идеи свободы личности, уважения человеческого достоинства, гуманизма, созревшие на почве возведения жизни, здоровья, свободы человека в ранг высших человеческих ценностей. Действительно, человек, его права и свободы не могут не быть высшей ценностью и при оценке перспектив технологического развития. Но вопрос о том, как поставить технологии на службу этой ценности, может быть решен только на уровне определения форм правовой политики и ее правовых средств. Сможет ли современная юридическая наука ответить на этот вызов - покажет время.
В процессе разработки государственной концепции интернет-медицины должны быть учтены, прежде всего, правовые проблемы. Нормативно-правовые аспекты технологий электронного здравоохранения предполагают решение вопросов ответственности медицинского и технического персонала за организацию, проведение и конфиденциальность предоставляемых услуг, включая:
- показания к проведению интернет-консультаций и медицинской помощи через систему электронного здравоохранения;
- добровольное информированное согласие пациента (родственника, уполномоченного лица) на проведение интернет-консультации с учетом ограничений, существующих при использовании интернет-технологий;
- ответственность консультанта за сделанное заключение при условии предоставления ему всего комплекса необходимой информации о состоянии больного и правильной трактовке (выполнении) лечащим врачом полученных при интернет-консультации рекомендаций; аутентичность обсуждаемых медицинских документов (процедура подтверждения одинакового качества передаваемых/получаемых материалов);
- авторизацию материалов, получаемых при использовании интернет-медицины;
- конфиденциальность интернет-консультации и последующую защиту персональных данных пациентов;
- протоколизацию (документирование) интернет-консультации (сеанса) и последующее архивирование данных;
- аутентификацию консультанта и его подписи;
- ответственность за достоверность информации, публикуемой на Web-серверах;
- обеспечение авторских и имущественных прав на материалы, используемые в пространстве интернет-медицины;
- предоставление платных интернет-медицинских услуг.
Таким образом, интернет-медицина является интенсивно развивающейся областью здравоохранения, обеспечивающей более широкий доступ населения к медицинским услугам, повышение эффективности и качества медицинской помощи. Внедрение информационных технологий в практику здравоохранения требует решения многочисленных правовых вопросов для разработки адекватных механизмов реализации прав пациента и урегулирования процедуры привлечения к юридической ответственности в случае их нарушения.
В связи с этим основными задачами правового регулирования интернет-медицины являются:
1) формирование единой не только государственной, но и международной правовой политики для интернет-медицины;
2) подготовка организационных и финансовых условий, которые будут способствовать наиболее эффективному использованию возможностей интернет-медицины;
3) обеспечение защиты прав субъектов интернет-медицины, прежде всего пациентов;
4) создание стандартов оказания помощи, гарантирующих качество услуг интернет-медицины.
Список литературы
1. Тихонова С. В. Средства потребления и глобализации жизни // Власть. 2008. № 6. С. 68-72.
2. Bauer K. Cyber medicine and the moral integrity of the physician-patient relationship // Ethics and Information Technology. 2004. № 6. Р. 83-91.
3. Андриянова Е. А., Гришечкина Н. В., Медведева Е. Н. Институт медицины в информационном обществе // Медицина в системе современных социальных практик / под общ. ред. Е. А. Андрияновой и И. Г. Новокрещеновой. Саратов : Изд-во Сарат. мед. ун-та, 2009. С. 181-220.
4. Collste G. The Internet doctor and Medical Ethics // Medicine healthcare and philosophy. 2002. № 5. Р. 121-125.
5. Mills D. Cybermedicine : The Benefits and Risks of Purchasing Drugs Over The Internet. URL: http:// jtlp.org/vol5/issue2/medicine.html (дата обращения: 04.11.2013).
6. Potts H. W. W., Wyatt J. C. Survey of Doctors' Experience of Patients Using the Internet // Journal of Medical Internet Research. March, 2002. Vol. 4, № 1. P. E5. URL: www.jmir.org/2002/1/e5/ (дата обращения: 04.11.2013).
7. Gerber B., Eiser A. The Patient-Physician Relationship in the Internet Age: Future Prospects and the Research Agenda // Journal of Medical Internet Research. April, 2001. Vol. 3, № 2. P. E15. URL: www.jmir.org/2001/2/ e15/ (дата обращения: 02.11.2013).
8. Рыбаков О. Ю. Социальное согласие в России : возможности личности и государства // Правоведение. 2009. № 1. С. 202-211.
9. Рыбаков О. Ю., Тихонова С. В. Проблема взаимоотношений человека и государства в теории правовой политики // Правоведение. 2011. № 2. С. 34-42.
10. Поляков А. В. Общая теория права. СПб. : Юридический центр «Пресс», 2003. 421 c.
Legal Policy in the Sphere of Internet Medicine: Future Chalenges D. A. Gerasimova
Undergraduate, Department of Social Communications,
Saratov State University, 83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012 Russia
E-mail: [email protected]
N. V. Grishechkina
Candidate of Philosophy, Associate Professor,
Undergraduate, Department of Social Communications,
Saratov State University, 83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012 Russia
E-mail: [email protected]
Introduction. Intensive development of information technologies in medicine changes ways of diagnostics and treatment, a form of interaction of the doctor and the patient, organization of the treatment and recovery. Most closely these processes are connected with Internet medicine development therefore in article the legal policy in this sphere is analyzed. Methods. Internet medicine research as object of legal policy on ground of philosophical dialectic method of knowledge, general scientific group of formal and logical methods, system approach and the structurally functional analysis, and also special scientific methods of law - comparative and legal methods, allowing to consider Internet medicine as object of the right and legal policy. Results. Authors come to a conclusion that the sphere of Internet medicine needs carrying out the adequate legal policy directed on optimization of processes of integration of Internet medicine in
system of electronic health care. The specification of doctrinal bases, legal fixing of basic bioethical principles as a basis of legal statuses of subjects of medical legal relationship in Internet medicine has to become the first step to its creation. Key words: legal policy, Internet medicine, system of electronic health care, principles of bioethics.
References
1. Tihonova S. V. Sredstva potreblenija i globalizacii zhizni [Means of consumption and globalisation of life]. Vlast', 2008, no. 6, pp.68.
2. Bauer K. Cyber medicine and the moral integrity of the physician-patient relationship. Ethics and Information Technology, 2004, no. 6, pp. 83.
3. Andrijanova E. A., Grishechkina N. V., Medvedeva E. N. Institut mediciny v informacionnom obshhestve [Institute of medicine in information society]. Medicina v sisteme sovremennyh social'nyhpraktik. Pod obsh. red. E. A. Andrijanovoj and I. G. Novokreshonovoj. [Medicine in system of modern social practices. Ed by E. A. Andrijanova and I. G. Novokreshonova]. Saratov, SGMU Publ., 2009, pp. 181-220.
4. Collste G. The Internet doctor and Medical Ethics. Medicine healthcare and philosophy, 2002, no. 5, pp. 121-125.
5. Mills D. Cybermedicine: The Benefits and Risks of Purchasing Drugs Over The Internet. Available at:
http://jtlp.org/vol5/issue2/medicine.html (accessed 04 November 2013).
6. Potts H. W. W., Wyatt J. C. Survey of Doctors' Experience of Patients Using the Internet. Journal ofMedical Internet Research. March, 2002, vol. 4(1):e5. Available at: www. jmir.org/2002/1/e5/ (accessed 04 November 2013).
7. Gerber B., Eiser A. The Patient-Physician Relationship in the Internet Age: Future Prospects and the Research Agenda. Journal of Medical Internet Research, April, 2001, vol. 3(2):e15. Available at: www.jmir.org/2001/2/ e15/ (accessed 02 November 2013).
8. Rybakov O. Yu. Social'noe soglasie v Rossii: vozmozh-nosti lichnosti i gosudarstva [Social consent in Russia: possibilities of the personality and state]. Pravovedenie, 2009, no. 1, pp. 202-211.
9. Rybakov O. Yu., Tihonova S. V. Problema vzaimoot-noshenij cheloveka i gosudarstva v teorii pravovoj politiki [The man and the state in the theory of a legal policy]. Pravovedenie, 2011, no. 2, pp. 34-42.
10. Poljakov A. V. Obshhaja teorija prava [General theory of law]. St. Petersburg, Juridicheskij centr «Press» Publ., 2003. 421 p.