Электронная криминалистика: миф или реальность
О. С. КУЧИН,
доктор юридических наук, доцент, академик РАЕ профессор кафедры криминалистики (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова)
E-mail: [email protected]
Electronic Forensics: Myth or Reality
O. S. KUCHIN,
Doctor of Law, Associate Professor, Aсademician of RAE, Professor at the Department of Criminology (Moscow State University named after М. V. Lomonosov),
Цифровые и компьютерные технологии в настоящее время прочно заняли ведущее место в развитии криминалистической техники. В связи с развитием технического прогресса и ^-технологий в различных сферах правоприменительной деятельности, в настоящее время в теории науки криминалистики активно рассматривается вопрос о введении такого термина как «электронная или цифровая криминалистика».
Криминалистика, электронные технологии, компьютерные технологии, цифровые технологии, расследование преступлений, носители цифровой информации.
yflK 004:343.1
Digital and computer technologies have now firmly taken a leading place in development of forensic technology. In connection with development of technological progress and the IT-technologies in various fields of law enforcement, currently in criminology science theory is actively considering introduction of such a term as «electronic or digital criminology».
Criminology, electronic technology, computer technology, digital technology, crimes' investigation, digital media.
Актуальными направлениями развития современной отечественной криминалистики являются: дальнейшее совершенствование ее методологических основ, разработка и применение технико-криминалистических источников информации (электронные следы, компьютерные системы наблюдения, цифровые носители информации, компьютерные экспертизы и т. п.), создание на этой основе новых методических рекомендаций по расследованию новых и изменяющихся прежних составов преступлений, их унификация и адаптация к современной практике правоприменения.
Технико-криминалистические методы и средства собирания и исследования материальных носителей информации, их оценки и использования, находят все более широкое применение в уголовном судопроизводстве. В практику расследования уголовных дел, в частности, для фиксации вербальной криминалистически значимой информации, активно внедряются средства аудио- и видеотехники,
а также электронные способы передачи данной информации.
Цифровые и компьютерные технологии в настоящее время прочно заняли ведущее место в развитии криминалистической техники. В связи с развитием технического прогресса и ^-технологий в различных сферах правоприменительной деятельности, в настоящее время в теории науки криминалистики активно рассматривается вопрос о проведении в ходе расследования уголовных дел онлайн-допроса (интернет-допроса, м^вЬ-допроса, допроса с помощью видеоконференцсвязи) [1], который представляет собой специальный метод получения криминалистически значимой и доказательственной информации, осуществляемый на основе использования интернет-технологий, предусмотренный ст. 278.1 УПК РФ. «Особенности допроса свидетеля путем использования систем видеоконференц-связи».
Полицией успешно используется разветвленная система криминалистических учетов,
действующая на основе компьютерной техники. Научно-технические средства криминалистического учета, розыска преступников и похищенного имущества включают средства, используемые для накопления и переработки криминалистической информации путем ведения различных учетных систем и облегчения поиска необходимых материалов.
Например, до сих пор остается весьма актуальной разработка компьютерной системы для автоматического распознавания папиллярных узоров и их цифрового кодирования. Создание такой программной компьютерной системы позволило заменить традиционную де-сятипальцевую систему регистрации человека монодактилоскопической и ввести ее в память компьютера, способного на автоматический поиск следов пальцев рук, сходных с обнаруженными на месте происшествия или в других местах и их идентификацию.
Все это говорит о том, что в России, с некоторым опозданием, электронные, компьютерные и цифровые технологии все-таки все более активнее внедряются в криминалистическую практику борьбы с преступностью.
В российской криминалистике в последние годы стал активно появляться и обсуждаться научной общественностью термин «цифровая криминалистика» или «электронная криминалистика». В силу того что исторически российские специалисты любят устраивать обширные научные дискуссии по поводу актуальности и научности новых терминов, не обременяя себя исследованием их содержания и возможного практического использования, автор решил разобраться в научности и необходимости введения в науку криминалистику вышеуказанной терминологии, с целью выяснения вопроса о том, а не засоряем ли мы криминалистику своими излишне трудными в понимании терминами, которые фактически не имеют практического применения.
Поэтому сначала следует разобраться, какие новые технологии в настоящее время внедряются в криминалистику и как они могут быть использованы на практике. Рассмотрим три наиболее освещаемые в криминалистике новые технологии: электронная технология, компьютерная технология, цифровая технология.
Электронная технология или электроника (от греч. НЛектроую — электрон) — это область науки и техники, занимающаяся созданием и практическим использованием различных устройств и приборов, работа которых основана на изменении концентрации и перемещении заряженных частиц (электронов) в вакууме, газе или твердых кристаллических телах, и других
физических явлениях (НБИК). Данная технология является составной частью электронной аппаратуры.
Компьютерные технологии или информационные технологии (IT) — это обобщенное название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров.
Цифровые технологии (от англ. digital technology) основаны на представлении сигналов дискретными полосами аналоговых уровней, а не в виде непрерывного спектра. Все уровни в пределах полосы представляют собой одинаковое состояние сигнала. Эта технология работает, в отличие от аналоговой, с дискретными, а не непрерывными сигналами. Кроме того, сигналы имеют небольшой набор значений, как правило, два, но в реальной жизни системы, особенно учетные системы хранения данных, на основе трех значений. Обычно это 0, 1, NULL, которые в булевской алгебре имеют значения «Ложь», «Истина» и в присутствии NULL — «отсутствие результата», соответственно. Цифровые схемы состоят в основном из логических элементов, таких как AND, OR, NOT и др., а также могут быть связаны между собой счетчиками и триггерами. Цифровые технологии главным образом используются в вычислительной цифровой электронике, прежде всего в компьютерах, в различных областях электротехники, таких как игровые автоматы, робототехника, автоматизация, измерительные приборы, радио- и телекоммуникационные устройства, и во многих других цифровых устройствах.
Анализируя вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что обобщающим термином является электронная технология, в которую входит компьютерная, а составной частью последней является цифровая технология.
Следует отметить, что во всем мире вещественным доказательством является именно носитель цифровой информации (флэш-карта, диск, телефон, смартфон, айфон, планшет, компьютер и т. п.), а вот полученная из него цифровая информация становится доказательством только после исследования самого носителя специалистом или посредством заключения соответствующей экспертизы. Поэтому цифровая информация становится доказательством только в виде заключения эксперта или заключения специалиста, т. е. после ее специальной обработки и исследования. В этом ее особенность и отличие, например, от письменного документа, который сам по себе, а также изложенная в нем информация являются самостоятельным и совместным доказательством, не требующим обязательного экспертного исследования.
В последние годы большое значение получили различные криминалистические компьютерные технологии, используемые в борьбе с преступностью. Вместе с тем следует отметить, что российское понятие «цифровая или электронная криминалистика», известное в зарубежных странах так же, как Digital fo-rensics или Electronic forensics, на самом деле, представляет собой раздел криминалистической техники, посвященный восстановлению и исследованию доказательств, обнаруженных на цифровых устройствах или в Интернете, и, как правило, в связи с расследованием киберпреступлений. Последнее утверждение, впрочем, не должно восприниматься как отождествление цифровой криминалистики и расследование только киберпреступности.
Криминалистическое исследование носителей цифровой информации вполне успешно применяется при расследовании традиционных преступлений, в случаях, когда часть доказательств имеет цифровую форму — например, в виде электронной переписки, перевода денежных средств с использованием систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и т. д. Именно поэтому внутренняя классификация криминалистического исследования цифровых носителей информации довольно сложна и варьируется в зависимости от объекта и предмета исследования, вида преступлений и преступности, особенностей исследования.
В ряде стран, таких как США, Республика Корея, КНР, Япония, Республика Сингапур, — известная нам криминалистическая экспертиза, в т. ч. экспертиза цифровых носителей информации и различных устройств, не существует в качестве отдельного процессуального действия, имеющего определенные временные границы назначения, проведения и дачи заключения.
На смену такой экспертизе пришло постоянное сопровождение процесса выявления, раскрытия и расследования преступлений специалистами в сфере компьютерных (цифровых) технологий. С целью обеспечить непрерывный процесс такого сопровождения и создаются научно-практические центры цифровой криминалистики в Республике Корее (Национальный центр цифровой криминалистики при Прокуратуре Республики Корея ^ИШ tfl^ исследовательские институты (Исследовательский центр цифровой криминалистики при Университете Корё «^ИШ tfl^ ^») [2], сотрудники которых разрабатывают не методики расследования преступлений и проведения экспертизы, а алгоритмы криминалистического сопровождения, т. е. специальные
системы и программное обеспечение, гарантирующие постоянный доступ субъекта расследования к цифровому анализу.
Основой таких систем являются анализ больших данных, анализ работы систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО), искусственный интеллект и применение программного обеспечения (ПО) на основе нейро-сетей. Разработанные сравнительно небольшим количеством сотрудников алгоритмы и программы автоматически обнаруживают и фиксируют следы при совершении различных видов преступлений посредством автоматического изучения активности вредоносных программ, логов, сетей, больших данных. Соответственно, сбор информации и ее документирование осуществляется не человеком, т. е. специалистом, детективом, сотрудником полиции, прокурором или следователем, а специализированным программным обеспечением (ПО), фактически цифровым роботом. На основе анализа собранной информации, следственная команда или детективы получают необходимые им данные по заданной комбинации и критериям анализа, которые могут быть использованы не только для расследования конкретного деяния, но и для выявления и предотвращения преступлений вообще.
Таким образом, принятое в Российской Федерации толкование «электронной, компьютерной или цифровой криминалистики» как направленного исследования электронных доказательств с помощью специалистов и экспертов, неверно или просто ошибочно.
Фактически же цифровая криминалистика (Digital forensics) представляет собой сложную систему, включающую совокупность постоянно работающих программных обеспечений (программ) для исследования цифрового пространства в целях предотвращения и выявления преступлений, анализ цифрового материала, а также направленного исследования конкретных носителей цифровых данных или самих данных (например, логов) для выявления следов конкретного преступления. При этом ведущую роль в цифровой криминалистике, в отличие от науки криминалистики «традиционного» типа, играет именно специализированное программное обеспечение (ПО) и широта его возможностей, а не специалист или эксперт, — проще сказать, не человек.
Объясняется это тем, что сложность и мно-гослойность цифровых устройств, их технические характеристики, а также действия преступников в цифровом пространстве настолько ускорены и усовершенствованы возможностями этого пространства, что человеческий мозг
не в силах противостоять им в одиночку. Таким образом, специалист-криминалист превращается, по сути, в обслуживающий персонал при инструменте криминалистического исследования.
Поэтому сейчас в этой работе все шире используются возможности компьютеров, снабженных соответствующим программным обеспечением. Во многих технически развитых странах уже разработаны и успешно работают специальные компьютерные программы, которые сами автоматически обнаруживают и фиксируют следы при совершении различных видов киберпреступлений. Т. е. документирование электронных следов киберпреступлений осуществляется не лично самим детективом-полицейским, а специальным компьютерным, цифровым роботом.
У нас же в стране эту инновацию не совсем верно назвали «электронной или цифровой криминалистикой», определив ее предназначение только в исследовании цифровых электронных носителей информации с помощью специ-
алистов в области IT-технологий. Это в корне не верно.
На самом же деле, «цифровая криминалистика — Digital forensics» — это специальная IT-программа (программное обеспечение), по своей сути, компьютерный робот с зачатками искусственного интеллекта.
Автор считает, что российские термины «электронная криминалистика», «компьютерная криминалистика» и «цифровая криминалистика» являются неверными, это просто некая дань научной моде, т. к. априори такой криминалистики в природе не существует. На самом же деле, «цифровая криминалистика» — это «Digital forensics», программное обеспечение или специальная компьютерная программа, разработанная в ряде развитых стран, направленная на автоматическое обнаружение, фиксацию и документирование цифровых следов преступлений. У нас же пока следует говорить только о криминалистическом или об экспертном исследовании носителей цифровой (электронной или компьютерной) информации.
Список литературы:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Университет Корё — Korea University — частный исследовательский университет [Электронный ресурс]. URL : https://www.unipage. net/ru/korea_university (дата обращения: 17.05.2019).