Научная статья на тему 'Электронная коммерция как новая форма организации экономической деятельности'

Электронная коммерция как новая форма организации экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА / NETWORK ECONOMY / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ELECTRONIC COMMERCE / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / ELECTRONIC SHOPPING / МАГАЗИНЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ECONOMIC SISTEMS / INTERNETTECHNOLOGIES / SYSTEMS OF E-PAYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Ольга Викторовна

Новейшие Интернет-технологии, глобальная информационная сеть открывают сегодня не только технические, но и новые экономические возможности. Современные достижения в развитии коммуникационных технологий привели к созданию глобальной электронной среды для экономической деятельности, что, в свою очередь, открыло новые возможности роста электронной коммерции как новой формы организации торгово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сидорова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic commerce as new form of organization of economic activity

The newest internet-technologies and global informational network open not only technical, but new economic opportunities. Modern achievements in development of communication technologies led to creation of global electronic space for economic activity, which in its turn opened new opportunities for growth of electronic commerce as new form of organization of trade and economic activity of managing subjects.

Текст научной работы на тему «Электронная коммерция как новая форма организации экономической деятельности»

невидимые магазины

электронная коммерция как новая форма

организации экономическом деятельности

_Аннотация

Новейшие Интернет-технологии, глобальная информационная сеть открывают сегодня не только технические, но и новые экономические возможности. Современные достижения в развитии коммуникационных технологий привели к созданию глобальной электронной среды для экономической деятельности, что, в свою очередь, открыло новые возможности роста электронной коммерции как новой формы организации торгово-экономической деятельности

хозяйствующих субъектов. _

Ключевые слова: сетевая экономика, электронная коммерция, Интернет-технологии, системы электронных платежей, магазины электронной торговли, экономические системы _

В настоящее время быстрое развитие сетевых форм организации экономики приводит к эволюции существующих экономических систем, дополнительным возможностям получения прибыли и требует соответствующих механизмов их использования.

Электронная коммерция в теории и на практике

Сетевые формы организации экономических систем, основанные на современных информационно-коммуникационных технологиях, постепенно вытесняют классические формы хозяйственных взаимоотношений в обществе. Сегодня электронные формы организации экономики свойственны практически всем уровням хозяйственных систем, и с каждым днем их влияние усиливается. Но сложившаяся к настоящему времени система сетевых отношений различных субъектов хозяйствования пока еще недостаточно ориентирована на ожидания общества и государства. Целевые установки данных систем в значительной степени направлены на получение максимально возможной прибыли участников хозяй-

Сидорова Ольга Викторовна

канд. экон. наук, доцент, кафедра

экономической теории и экономической политики,

Башкирская академия

государственной

службы и управления

при Президенте

Республики

Башкортостан

sidorova_o@yahoo.com

электронная к

сегодня электронные формы ственных отношений,

а не на долгосрочное

организации экономики инвестирование в развитие реального секто-

свойственны практически всем ра экономики. Во мно-__гом это объясняется

уровням хозяйственных систем, тем, что процесс разви-__тия электронной коми с каждым днем мерции в современных __хозяйственных систе-

}ма

их влияние усиливается мах не только недоста-

__точно изучен, но до сих

пор не имеет единого толкования среди специа-

_ листов соответствующих областей знаний.

_ Электронная коммерция является одной из

основных областей хозяйственной активности в _ условиях сетевой экономики. Как правило, данный термин применяется при характеристике

_ коммерческой деятельности в глобальной инфор-

_ мационной сети Интернет. Этот вид деятель_ ности создает возможность проведения закупок,

осуществления продаж, выполнения сервисного обслуживания, ведения маркетинговых мероприятий посредством использования компьютерных сетей.

В широком смысле слова понятие «электронная коммерция» включает ряд основных инструментов, относящихся к этому виду экономической деятельности: системы электронных денежных платежей и переводов, электронный обмен данными, телефон, факс и, конечно же, глобальную сеть Интернет.

Необходимо отметить, что большинство специалистов под термином «электронная коммерция» подразумевают только возможности электронного обмена данными, Интернета и прочих сетевых технологий. Однако телефон, факс и телевидение уже давно и успешно используются в большинстве развитых государств для осуществления коммерческих транзакций. Но именно появление Интернета открывает совершенно новые возможности бизнеса - с его помощью все составляющие экономических операций могут быть проведены на интерактивной основе при относительно низких и продолжающих уменьшаться издержках, что сегодня делает Интернет наиболее универ-

сальным инструментом электронной торговли. Всемирная сеть Интернет способствует также устранению многих барьеров при осуществлении коммерческих операций и дает возможность вести торговлю на международных рынках. Что касается сетевой экономики, то данный термин определяется в основном в качестве «среды, в которой любой индивид или компания, находящиеся в любой точке экономической системы, имеют возможность взаимодействовать с минимальными издержками с иными компаниями или индивидами по поводу совместной деятельности, для коммерции, обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия» [1]. В технологическом отношении сетевая экономика представляет собой среду, где физические и юридические лица могут контактировать между собой по поводу совместной деятельности [2].

Электронная торговля в России: проблемы и перспективы

В последние годы в мире наблюдается стремительное развитие электронных форм коммерческой деятельности, реализуемой с помощью сети Интернет. Согласно данным агентства Reuters со ссылкой на доклад Международного союза электросвязи (ITU), являющегося специализированным учреждением ООН, в конце 2010 года число пользователей Интернета в мире превысило 2 миллиарда человек.

В нашей стране коммерческая деятельность при помощи Интернет-технологий пока находится на начальной стадии развития, хотя наблюдается существенный рост числа пользователей Сети (в настоящее время около 60 миллионов человек). Такие данные приводит мониторинговая компания Pingdom со ссылкой на Internet World Stats [3]. Объектами реализации электронной коммерческой деятельности в Российской Федерации сегодня являются в основном книги, аудио- и видеоносители и ряд

в технологическом

отношении сетевая

экономика представляет собой среду, где физические и юридические лица могут контактировать между собой по поводу совместной деятельности

онкуренция с классической услуг. Выбор названной группы

__товаров обусловлен относитель-

(оффлайновой) сферой ной легкостью их транспортировки к месту назначения (доставки), что имеет существенное значение

__в условиях недостаточно развитой

_самими электронными транспортной инфраструктуры.

__Отечественные магазины элек-

магазинами вынуждает тронной торговли в процессе

__своего становления сталкиваются

х владельцев использовать с рядом проблем, наиболее сущес-

__твенными из которых являются

овые способы организации следующие:

__• недостаточное число пользо-

электронных отношений вателей электронных кредитных __карт;

_ • недостаточная развитость системы онлайновых

_ платежей, необходимость личного контакта при

_ оплате покупки «человек-человек» в преобладаю_ щем числе торговых сделок;

_ • недостаток государственной поддержки в фор_ мировании и развитии современной инфра-

_ структуры систем электронных коммерческих

_ отношений;

недостаточный уровень безопасности процесса обмена данными между участниками электронной орговли;

нерешенность вопросов защиты прав интеллектуальной собственности;

• отсутствие гарантий соблюдения безопасности при осуществлении коммерческих операций в открытых сетях;

• отсутствие системы профессиональной подготовки специалистов по работе в сфере электронной коммерции);

• недостаточная разработанность нормативно-правовой базы, регулирования взаимоотношений потенциальных участников электронной коммерции;

• отсутствие специализированных методик определения экономической эффективности создания и развития электронных магазинов и торговых площадок;

• ограниченные возможности создания новых рабочих мест в силу недостаточно быстрых темпов развития систем электронной торговли;

м •

ивная экономика, 2011, № 9

• отсутствие государственной пропаганды экономической целесообразности широкого применения систем электронной коммерции.

Ряд вышеперечисленных проблем может быть решен на государственном уровне. Конкуренция с классической (оффлайновой) сферой торговли, а также между самими электронными магазинами вынуждает их владельцев использовать новые способы организации электронных отношений. Вопросы последующего развития и эффективного функционирования торгового Интернет-сегмента заключаются в необходимости:

• обеспечения значительного роста объема принимаемой и передаваемой информации, вызванного существенным увеличением количества Интернет-пользователей;

• установления тарифов подключения и использования сети Интернет, приемлемых для большей части пользователей;

• обеспечения достаточного уровня безопасности на каждом этапе обслуживания Интернет-пользователей;

• разработки надежных и безопасных серверов, доступных по тарифам для массового потребителя.

Выводы

Сегодня электронные коммерческие сделки в России пока не стали одним из распространенных способов купли-продажи и заключения соответствующих деловых контрактов, осуществляемых с использованием Интернета. В современных условиях наша страна отстает от развитых государств в области создания и использования элементов инфраструктуры системы электронной коммерции (по некоторым данным, отставание России от США в данной сфере составляет 7 лет) [4]. Процессы проведения как международных, так и национальных торгово-посреднических сделок стали менее затратными по времени и значительно упростились по сравнению с классическими видами торговых отношений. Важное конкурентное преиму-

важное конкурентное преимущество электронной

торговли состоит

в существенном снижении издержек обращения

щество электронной торговли состоит в существенном снижении издержек обращения. Дальнейший рост числа государств-участников Всемирной торговой организации и принятие в рамках ВТО соглашения по основным средствам связи формируют благоприятные перспективы создания и развития международного (глобального) рынка электронной коммерческой активности. Российская Федерация, в свою очередь, должна будет учитывать принятые международные стандарты, рекомендации и требования в данной сфере.

Литература

1. Титов Л.Ю. Классификация экономических сетей в инновационной экономике [Текст] / Л.Ю. Титов, И.В. Скоблякова // Вестник ИНЖЭКОНа, 2008 - № 7.

2. Словарь Сетевая экономика. [Электронный ресурс] // http://www.finam.ru/dictionary/wordf0059 D00014/default.asp?n=1

3. Интернет в России. Методика и основные результаты исследования [Текст] // Аналитический бюллетень, 2011 - Выпуск 32.

4. Кантарович А.А., Царев В.В. Электронная коммерция [Текст]. - СПб.: Питер, 2002.

Olga V. Sidorova

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Chair of Economic Theory and Economic Policy,

Bashkiria Academy of State Service and Management under the President of Republic of Bashkortostan

Electronic commerce as new form of organization of economic activity

_Abstract

The newest internet-technologies and global informational network open not only technical, but new economic opportunities. Modern achievements in development of communication technologies led to creation of global electronic space for economic activity, which in its turn opened new opportunities for growth of electronic commerce as new form of organization of trade and economic activity of managing subjects.

Keywords: network economy, electronic commerce, internet-technologies, systems of e-payment, electronic shopping, economic sistems

креативная экономика, 2011, № 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.