Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ - БЫСТРО РАЗВИВАЮЩАЯ СФЕРА ЭКОНОМИКИ'

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ - БЫСТРО РАЗВИВАЮЩАЯ СФЕРА ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
818
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКА / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБМЕН ДАННЫМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Рамиля Валидовна

Статья посвящена проблемам развития электронной коммерции. В статье анализируется сущность электронной коммерции, классификация бизнес-моделей, рассмотрены преимущества и недостатки. Проанализированы текущее положение и перспективы развития Интернет-коммерции в Азербайджане.The article is about problems of development of electronic commerce. In the article there is analyzed the essence of electronic commerce, classification of business models, advantages and shortcoming. The current situation and the prospects of development of Internet commerce in Azerbaijan is also analysed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ - БЫСТРО РАЗВИВАЮЩАЯ СФЕРА ЭКОНОМИКИ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ - БЫСТРО РАЗВИВАЮЩАЯ

СФЕРА ЭКОНОМИКИ.

Алиева Рамиля Валидовна

кандидат экономических наук, Академия Государственного Управления при Президенте Азербайджанской Республики город Баку

Аннотация

Статья посвящена проблемам развития электронной коммерции. В статье анализируется сущность электронной коммерции, классификация бизнес-моделей, рассмотрены преимущества и недостатки. Проанализированы текущее положение и перспективы развития Интернет-коммерции в Азербайджане.

Ключевые слова: Интернет-экономика, электронная торговля, электронный обмен данными.

Abstract

The article is about problems of development of electronic commerce. In the article there is analyzed the essence of electronic commerce, classification of business models, advantages and shortcoming. The current situation and the prospects of development of Internet commerce in Azerbaijan is also analysed.

Keywords: Internet economy, electronic trading, electronic data interchange.

Введение. Применение современных информационных технологий формирует новое направление в глобальной системе мировой экономики. Это направление принято называть Интернет-экономикой / Электронной экономикой (Digital Economy).

Интернет значительно поменял взгляд человечества на жизнь, перевернув многие традиционные представления. Он дает возможность отечественным компаниям выйти на мировой рынок, расширяет каналы сбыта, объединяет поставщиков и покупателей в единую систему.

История электронной коммерции берет начало с 60-х годов двадцатого века и характеризуется внедрением системы бронирования авиабилетов. Далее ее развитию способствуют создание систем управления запасами, появление компьютерных сетей и систем передачи данных, платежных карт и других систем электронных платежей, а также коммерциализация сети Интернет.

В 1995 году Николас Негропонте, использовав метафору о переходе от обработки атомов к обработке битов, отмечая о недостатке классических товаров в «физическом» воплощении (вес, сырьё, транспорт) и преимуществах

новой экономики (отсутствие веса товаров, виртуальность, мгновенное глобальное перемещение), заложил основы концепции электронной экономики.

Развитие электронной коммерции - одна из наиболее актуальных на сегодняшний день тем. Эта сфера приобретает все большее значение в современном мире, и в нашей стране соответственно, в связи с тенденцией к всеобщей глобализации экономики.

Сущность электронной коммерции. Электронная коммерция (Electron^ Commerce) - это быстро развивающаяся сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций.

Одним из первых авторов, рассмотревших теоретические аспекты и давших характеристику электронной коммерции, является американский экономист Дэвид Козье. Он относится к числу исследователей, рассматривающих электронную коммерцию в качестве электронной торговли. Основой электронной коммерции Козье считает структуру традиционной торговли, уточняя, что использование электронных сетей придает ей гибкость [2, стр. 2]. Электронную коммерцию и электронную торговлю этот автор считает синонимами или частными случаями друг друга.

Электронную коммерцию как интернет-торговлю, рассматривают и некоторые западные экономисты, например Д. Эймор [5]. Такую же позицию занимает И. Голдовский: «Под электронной коммерцией подразумевается продажа товаров, при которой как минимум организация спроса на товары осуществляется через Интернет» [1, стр. 12].

С.В. Пирогов трактует электронную коммерцию как «технологию совершения коммерческих операций и управления производственными процессами с применением электронных средств обмена данными» [4]. Включение понятия «управление производственными процессами» автор обусловливает большим значением системного подхода к проблемам управления торговыми и инвестиционными потоками и соответствующими финансовыми рисками, а электронная коммерция позволяет сделать такое управление более эффективным.

Таким образом, электронную коммерцию можно рассматривать как торговлю с использованием передовых информационных технологий в узком смысле, и как огромный состав бизнес-операций, направленных на достижение финансовых и экономических целей компании, в широком смысле

[3].

Наиболее динамично рынок электронной коммерции развивается в течение последних 20 лет, что обусловлено стремительным ростом количества интернет-пользователей, увеличением влияния социальных сетей и других интерактивных онлайн-платформ, динамичным развитием систем электронных платежей и переходом ведущих игроков рынка к новым технологическим платформам для электронной коммерции.

Согласно исследованию специалистов компании Intel (www.intel.com), к 2011 году число пользователей Интернет достигло несколько миллиардов, а оборот электронной коммерции вырос до триллиона долларов.

Классификация электронной коммерции. К электронной коммерции относят:

- электронный обмен информацией (Electron^ Data Interchange, EDI);

- электронное движение капитала (Electronic Funds Transfer, EFT);

- электронную торговлю (англ. e-trade);

- электронные деньги (e-cash);

- электронный маркетинг (e-marketing);

- электронный банкинг (e-banking);

- электронные страховые услуги (e-insurance).

Существуют и быстро развиваются различные виды Интернет-коммерции. Как правило, такая классификация проводится по целевой группе потребителей:

Коммерческие организации

- B2B (Business-to-Business) - взаимоотношения между коммерческими организациями. Бизнес модель B2B - сектор рынка, который работает не на конечного, рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес. Примером В2В-деятельности может послужить производство барных стоек или оказание рекламных услуг. В общем смысле определение B2B соответствует любая деятельность, направленная на клиентов, которые являются юридическими лицами.

- B2C (Business-to-Consumer) - взаимоотношения между коммерческой организацией и потребителями. Бизнес модель B2C - термин, обозначающий коммерческие взаимоотношения между организацией и частным, так называемым, «конечным» потребителем [6]. Форма электронной торговли, целью которой являются прямые продажи для потребителя. B2C эффективен для устранения различий между крупными городами и удалёнными регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. B2C позволяет вести прямые продажи с минимальным количеством посредников. Устранение посредников даёт возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличивать их (исключая вознаграждение посредников), что, естественно, приведёт к росту прибыли.

- B2E (Business-to-Employee) - взаимоотношения между коммерческими организациями и сотрудниками (наёмными рабочими).

- B2G (Business-to-Government) - взаимоотношения между организацией и правительством. Примером B2G-систем могут служить системы электронных госзакупок.

- B2O (Business-to-Operator) - взаимоотношения между организацией и оператором связи.

Потребители

- C2A (Consumer-to-Administration) - взаимоотношения между потребителями и администраторами. - C2B (Consumer-to-business) - взаимоотношения между потребителями и коммерческими организациями.

- C2C (Consumer-to-Consumer) - взаимоотношения между потребителями. Электронная коммерция, осуществляемая таким образом, предполагает совершение сделок между двумя потребителями, ни один из которых не является предпринимателем в юридическом смысле слова. Интернет-площадки для подобной торговли являются чем-то средним между рынком-толкучкой и колонкой объявлений в газете. Как правило, коммерция по схеме С2С осуществляется на сайтах Интернет-аукционов, приобретающих все большую популярность в наше время. Для клиентов таких систем основное удобство заключается в более низкой цене товара, по сравнению с его стоимостью в магазинах.

Администрация

- A2A (Administration-to-Administration) - «взаимоотношения между администрациями».

- A2B (Administration-to-Business) - «взаимоотношения между администрацией и коммерческими организациями». A2B - это вид электронной коммерции, связанный с сделками, заключаемыми между правительственными организациями и компаниями. Например, в США информация о планируемых правительством закупках публикуется в интернете, и компании могут посылать свои предложения электронным способом.

- A2C (Administration-to-Consumer) - «взаимоотношения между администрацией и потребителями». Это направление наименее развито, однако имеет весьма высокий потенциал, который может быть использован для организации взаимодействия правительства и потребителя, особенно в социальной и налоговой сфере.

Электронная коммерция вносит новые качественные элементы в современный бизнес, которые способствуют: росту конкуренции; глобализации сфер экономической деятельности; персонализации взаимодействия; сокращению каналов распространения товаров; экономии затрат.

Следует выделить 6 главных инструментов, относящихся к электронной коммерции: телефон, факс, интерактивное телевидение, системы электронных платежей и переводов денежных средств, электронный обмен данными и сеть Интернет (включая электронную почту).

Именно с помощью Интернета все элементы коммерческой сделки могут быть проведены на интерактивной основе, с сопутствующим окружением в виде звука, видео и передачи текста, при относительно низких издержках. Это делает Интернет более многосторонним и универсальным, чем прочие инструменты электронной торговли, а также позволяет вести торговлю на более глобальном уровне. Электронные системы платежей также являются частью электронной коммерции. Хотя их функция заключается лишь в осуществлении денежных переводов, они являются важным дополнением к остальным средствам электронной торговли.

Из технологий, на которых может базироваться электронная коммерция, наиболее отработанной на сегодняшний день является электронный обмен данными - ЭОД (Electronic Data Interchange - EDI). Это метод кодировки последовательных трансакций и их обработки в интерактивном режиме.

В электронной торговле происходит трансформация способов создания, хранения и обработки информации. С помощью ЭОД поток фактических данных, требующихся для каждого участника сделки, организуется и структурируется в электронные сообщения, которые называются так же, как обычные бумажные документы: заказ, инвойс, отгрузочная ведомость, международная товарно-транспортная накладная, страховой полис, таможенная декларация и т.п.

Эти документы имеют свои эквиваленты в терминах международных стандартов электронных международных стандартных сообщений для управления, торговли и транспорта - ЭДИФАКТ (Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport - EDIFACT). ЭДИФАКТ разрабатывался с целью дать компаниям возможность осуществлять полный цикл делового взаимодействия с многочисленными партнерами на основе единого стандарта и единой технологии.

Преимущества и недостатки электронной коммерции. Данный вид коммерции имеет как преимущества, так и недостатки. Среди плюсов выделим следующие основные (см. Табл. 1):

1. Возможность достичь глобального рынка. Здесь обслуживаются потребности не только национального, но и международного рынка. Перспективы электронной коммерции огромные, поскольку бизнес не ограничивается географическими рамками. При помощи этой коммерции даже небольшие предприятия способны получить доступ к мировому рынку.

2. Уникальная возможность клиенту выбрать не очень дорогие и при этом качественные товары. Здесь есть такая возможность потребителям запросто исследовать интересующий продукт, узнать про изготовителя. Покупки онлайн - это всегда очень быстро и удобно. Помимо того, появляется такая возможность ознакомиться с отзывами тех, кто уже приобрел товар или воспользовался услугой.

3. Для компаний и фирм данный вид коммерции в разы сокращает связанные с маркетингом, обслуживанием клиентов, хранением и обработкой информации расходы, способствует более качественному обслуживанию клиентов.

Среди недостатков электронной коммерции:

1. Еще не все люди используют интернет для проведения финансовых операций по причине нехватки знаний или же недоверия. Так, некоторые опасаются раскрывать личную информацию.

2. Не подойдет для торговли быстро портящихся товаров. Продукты питания люди предпочитают покупать традиционным способами, нежели использовать электронную коммерцию.

Таблица 1

Преимущества электронной коммерции

Преодоление географических ограничений

Прирост новых клиентов с помощью поиска

Снижение расходов

«Найдите продукт моментально»

Исключение затрат при перемещении в магазин

Предоставление большей информации

Работа с группами покупателей, акции и купоны

Создание целевых связей

Время работы 24/7/365

Текущее положение Интернет-коммерции в Азербайджане. Наша страна вышла на новый этап развития - это создание единого информационного общества. Электронная торговля, являющаяся одной из составных частей процесса глобализации, и она в Азербайджане динамично развивается. Но по сравнению с мировой торговлей в торговом обороте Азербайджана все еще не наблюдается хороших результатов.

Электронная торговля развивается по трем основным критериям -электронная платформа, электронные платежные системы и логистика. Основные проблемы возникают именно в электронных платежных системах. Глобализация рынка, усложнение торговой цепи, а также связанных с этим процедур требуют изменений и в таможенной сфере. Целесообразно расширять просветительские работы в этой сфере, так как будущее строится на электронной коммерции.

Согласно индексу е-торговли ЦЫСТАО, Азербайджан находится на 68-м месте среди 144 стран мира.

В области информационных технологий в стране уже принят ряд законодательных актов. Закон Азербайджанской Республики «Об электронной торговле» от 10 мая 2005 года определяет правовые основы для организации и осуществления электронной торговли в Азербайджанской Республике, права и обязанности, а также ответственность ее участников за нарушение законодательства об электронной торговле.

Важным событием для интернет-рынка Азербайджана стал проект развития широкополосного интернета, профинансированный Государственным Нефтяным Фондом (ГНФАР). Проект стартовал в 2014 году и был нацелен на расширение охвата широкополосным доступом к интернету, помимо районных центров, и отдаленные населенные пункты страны.

По данным Госкомитета по статистике, по итогам 2015 года объем электронной торговли в Азербайджане составил 12,8 миллиона манатов (или 12,5 миллиона долларов по официальному среднему курсу Центрального банка Азербайджана на 2015 год). Объемы электронной торговли в

Азербайджане по итогам января-июля 2017 года достигли 21,8 миллиона манатов.

С 1 января 2017 года в Азербайджане вступил в силу закон, предусматривающий налогообложение электронной торговли, в частности, взимание налога на добавленную стоимость (ставка НДС - 18%). С этого года НДС применяется к е-услугам, связанным с покупкой в сети электронных книг, музыки, аудио- и видеоматериалов, графических изображений, виртуальных игр, программного обеспечения, размещением рекламы и прочего.

Это связано с целью защитить местных предпринимателей, то есть НДС взимается с покупателей, если вышеперечисленные услуги оказываются гражданам Азербайджана на территории страны нерезидентами.

С момента ввода НДС налоговые органы стали более пристально следить за компаниями, занятыми в сфере е-торговли, и, возможно, в связи с этим, по итогам первой половины 2017 года показатели электронной торговли почти на 50% превысили объемы за весь предыдущий год.

Отечественные налоговые органы выступают против льгот для электронной коммерции в стране. Они объясняют это тем, что в стране немало мелких интернет-страниц и магазинов находятся в тени, не желая вообще ничего платить налоговым органам, а потому на деле объемы интернет-торговли в стране гораздо масштабнее официальных данных.

Освобождение от налоговых выплат интернет-торговли Азербайджана - требование времени, необходимое для того, чтобы этот вид бизнеса поднялся в стране до серьезных высот.

Эксперты считают, аналогичная практика применялась во многих странах мира, и итогом налоговых поблажек со стороны государства стало то, что интернет-торговля начала приносить немалые доходы странам, которые отменили налоги для е-коммерции.

В Азербайджане специализированные интернет магазины стали появляется в начале 2000-го года, в том числе bestshop.az, topshops.az, giftshop.az, parfumshop.az, р1асе.аг, уагтагка.аг, paxlava.com, bakushop.net. На этих торговых площадках осуществляется продажа от бытовой, электронной техники, до ювелирных изделий, мебели, продуктов питания, косметики и т.д. Анализ местных интернет-магазинов выявил ряд факторов тормозящих развитие электронной торговли в Азербайджане. Отсутствует постоянное обновление информации о наличии, ценах и новых поступлениях товаров. Недоразвита инфраструктура доставки, следствием чего является ее дороговизна. Еще одной проблемой является возврат товара. В большинстве интернет магазинах товар не подлежит возврату. Кроме того, на виртуальных площадках торговли товары практически не предлагаются в кредит или рассрочку.

Перспективы развития. Электронная коммерция является важным компонентом диверсификации экономики Азербайджана. Ведется последовательная работа с целью развития электронной торговли в стране, усиления партнерства между государственными и частными структурами в этом

направлении. Работы в этом направлении проводятся на основе целей по развитию электронной торговли, отраженных в «Национальной стратегии по развитию информационного общества в Азербайджанской Республике на 2014-2020 годы», утвержденной указом Президента Азербайджанской Республики от 2 апреля 2014 года.

С целью развития электронной коммерции в республике в сентябре 2018 года при совместной поддержке Министерства транспорта, связи и высоких технологий и Европейского Союза международного мероприятия -Бакинского форума по электронной коммерции - по приказу министра транспорта, связи и высоких технологий был создан Организационный комитет из представителей соответствующих структур. Бакинский форум по электронной коммерции является первым международным мероприятием в сфере электронной торговли, организованным в нашей стране.

Перспективы электронной торговли в Азербайджане весьма значительны - учитывая заметный разрыв показателей объема е-торговли на душу населения с ведущими странами мира. В частности, если в 2015 году на одного человека объем покупок через Интернет в Азербайджане составил 1,3 доллара, то в США - 1074 доллара, Китае - 410 долларов и в России -141 доллар.

Евросоюз видит огромный потенциал развития партнерских отношений с Азербайджаном в реализации проекта по е-торговле.

С 2017 года эксперты ЕС консультируют нас по вопросу приведения системы электронной идентификации в соответствие со стандартами ЕС в республике.

В декабре 2016 года в Азербайджане был создан портал электронной коммерции - Azexport.az, а для укрепления позиции Азербайджана в качестве цифрового торгового узла и расширения международных торговых связей - Торговый цифровой узел.

Также реализуется глобальный проект, который позволяет почтовому оператору Азербайджана - Azerpoct - выступить в роли регионального почтового центра и осуществлять доставку товаров посредством е-коммерции.

Сегодня заказанные на электронных торговых площадках Китая товары доставляются в страну и перерабатываются со стороны Azerpoct, после чего доставляются более чем в 20 стран самолетами AZAL и SilkWay.

Азербайджан является важным транспортным хабом (HUB) между Европой и Центральной Азией, и поэтому требуется создание надежных схем перевозок и торговли.

Заключение. Электронная коммерция позволяет предприятиям заявить о своем присутствии на рынке на национальном уровне, а также расширить свою экономическую деятельность за пределами национальных границ. Благодаря удобству и увеличением проникновения Интернета, потребители легко обращаются в интернет-магазины, которые успешно конкурируют со своими оффлайновыми конкурентами в развитых странах.

Электронная коммерция в настоящее время рассматривается в качестве отдельной, прибыльной области бизнеса, имеющей большой потенциал для роста и развития.

Азербайджан должен увеличить электронную торговлю. Европейская комиссия рекомендует Азербайджану осуществить пакет мер по упорядочению и стимулированию электронной торговли.

Они включают приведение в соответствие с международными стандартами законодательства, в частности законы «Об электронной торговле» и «Электронной подписи и электронных документах», усовершенствование системы налогообложения в области электронной торговли, проведение аудита компаний, усиление системы безопасности, обеспечение защиты прав потребителей.

Очевидно необходимым является разработка Национальной стратегии, определяющей стратегическую линию предстоящих работ по развитию электронной торговли; создание в республике комплекса благоприятных нормативно-правовых, организационных и технических условий для стимулирования деловой активности участников электронной торговли, формирования конкурентной среды и создания комфортного потребительского климата для населения.

Необходимо разработать комплекс мер, направленных на популяризацию электронной торговли как современного, эффективного, отвечающего самым высоким стандартам и требованиям потребителя формата торговли, позволяющего за счет передовых методов ведения бизнеса значительно снижать денежные и временные затраты потребителя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, Национальная стратегия должна быть направлена на создание дополнительных рыночных механизмов, обеспечивающих рост и развитие электронной торговли в стране, эффективное использование её имеющихся ресурсов и имеющегося потенциала.

Список литературы:

1. Голдовский И. Безопасность платежей в Интернете. СПб.: Питер, 2001. 240 с.

2. Козье Д. Электронная коммерция / Пер. с англ. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 1999. С. 2.

3. Павлова К.А. Анализ основных форм электронной коммерции // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 6.].

4. Пирогов С.В. Электронная коммерция: Учеб. пособие / Под ред. С.В. Пирогова М.: Издательский Дом «Социальные отношения», Изд-во «Перспектива», 2003. 428 с.

5. Эймор Д. Электронный бизнес. Эволюция и/или революция. М.: Вильямс, 2001. 320 с.

6. D.Chaffey, «E-Business and E-Commerce Management», 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.