Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ'

АНАЛИЗ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
597
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / E-COMMERCE / ЭЛЕКТРОННО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / ELECTRONIC-INFORMATION BUSINESS / ОПЕРАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / OPERATING COSTS / ПОЗИТИВНЫЕ ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ СЕТЕЙ / POSITIVE SIDE EFFECTS OF NETWORKS / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ / ONLINE STORES / ВЕБ-ВИТРИНЫ / ИНТЕРНЕТ-КОМПАНИИ / WEB SHOW-WINDOWS / INTERNET-COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рзун И.Г., Михайлиди Е.М.

В статье рассмотрены основы электронной коммерции, особенности и проблемы её развития в РФ. Произведён анализ статистических данных, касающихся объёма рынка электронной коммерции в России, а также выручки интернет-магазинов, сделаны соответствующие выводы.Article covers the basics of e-commerce, features and problems of its development in the Russian Federation. The statistical data of size of the market of e-commerce in Russia, and also revenues of online stores, the corresponding conclusions are drawn.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ»

И.Г. Рзун

зав. кафедрой информатики и математики, к.физ.-мат.н., Кубанский государственный университет, филиал в г. Новороссийске

I.G. Rzun

department chair of informatics and mathematics, KUBGU FGBOU VO branch in Novorossiysk (kaf-im@nvr.kubsu.ru, 89887628638) Е.М. Михайлиди филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Новороссийске (E-mail: elenamihailidi@mail.ru) E.M. Mikhailidi

department chair of informatics and mathematics, KUBGU FGBOU VO branch in Novorossiysk, (E-mail: elenamihailidi@mail.ru)

АНАЛИЗ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ

Аннотация. В статье рассмотрены основы электронной коммерции, особенности и проблемы её развития в РФ. Произведён анализ статистических данных, касающихся объёма рынка электронной коммерции в России, а также выручки интернет-магазинов, сделаны соответствующие выводы.

Annotation. Article covers the basics of e-commerce, features and problems of its development in the Russian Federation. The statistical data of size of the market of ecommerce in Russia, and also revenues of online stores, the corresponding conclusions are drawn.

Ключевые слова: электронная коммерция, электронно-информационный бизнес, операционные издержки, позитивные побочные эффекты сетей, интернет-магазины, веб-витрины, интернет-компании.

Key words: e-commerce, electronic-information business, operating costs, positive side effects of networks, online stores, web show-windows, internet-companies.

В современном мире в условиях всеобщей глобализации и интернационализации экономика получила широкий спектр новых возможностей в сети Интернет. Осуществление деятельности в экономической сфере, благодаря новейшим информационным технологиям, становится всё более эффективной и прибыльной. Актуальность рассматриваемой темы заключается в анализе сектора мировой экономики — сектора электронной коммерции. Электронная коммерция является одной из составляющих «новой экономики», которая приобретает все большую практическую значимость. Необходимым условием развития коммерческой деятельности России в сети Интернет является прогнозирование и выявление её структурных элементов, закономерностей, основных тенденций и перспектив развития.

Итак, электронная коммерция - совокупность технических и организационных форм совершения финансовых и торговых транзакций, осуществляемых с использованием электронных систем. Электронная коммерция - сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые с помощью компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций. Электронная коммерция включает в себя электронный обмен информацией, электронное движение капитала, электронную торговлю, электронные

деньги, электронный маркетинг, электронный банкинг и электронные страховые услуги.

Электронная коммерция, являясь основой электронно-информационного бизнеса, на современном этапе своего развития имеет определенные вопросы и проблемы, причем как на международном уровне, так и на уровне отдельных стран мира, включая Российскую Федерацию. До настоящего момента времени экономический сектор электронной коммерции в России переживает определенные этапы своего формирования и развития. Причём объемы продаж посредством интернета в России возрастают в геометрической прогрессии, а количество пользователей увеличивается с каждым днём.

Объем российского рынка интернет-торговли материальными товарами за 2014 год составил 560 миллиардов рублей. Еще 85 миллиардов рублей пришлось на сегмент трансграничной интернет-торговли. Таким образом, расходы россиян на покупки материальных товаров в интернет-магазинах в 2014 году составили 645 миллиардов рублей. По состоянию на ноябрь 2014 года, 69% от всех онлайн-покупателей (17,5 миллионов человек) совершали онлайн-покупки хотя бы раз за последние 3 месяца (то есть за осень 2014 года), в том числе 47% (12 миллионов человек) совершали онлайн-покупки в ноябре.

Таблица 1- Основные показатели объема рынка интернет-торговли.

показатель величина (млрд.руб)

объем рынка интернет-торговли внутри России 580

объем рынка трансграничной торговли 85

общий объем рынка 645

рост общего объема рынка 42%

рост внутрироссийского рынка 35%

Всего российские покупатели за 2014 год сделали 195 миллионов покупок материальных товаров в интернет-магазинах, в том числе 47 миллионов заказов в зарубежных интернет-магазинах и 148 миллионов - в российских интернет-магазинах. Доля электронной торговли в России в общем объеме розницы составила 2,5% в 2014 году и увеличилась до 2,9% в 2015 году.

Согласно данным Hermes, из 72 млн пользователей Рунета 31 млн человек покупают товары в онлайн-магазинах (это 27% населения России старше 18 лет). По сравнению с 2014 годом, доля тех, кто совершает покупки в сети, выросла в 2015 году с 38% до 43%. При этом приобретают чаще всего электронные товары (43%), одежду и аксессуары (17%) и автозапчасти (10%), а среднегодовые траты одного покупателя приравниваются к $701. Hermes отмечает, что интернет-аудитория России занимает первое место среди европейских стран и обладает высоким потенциалом роста: количество интернет-покупателей с каждым годом увеличивается на 20-25%.

Согласно мнению аналитиков, рынок электронной коммерции будет стабильно увеличивать свою доходность минимум на десять процентов в год. Однако такой бизнес в условиях кризиса довольно нестабилен, а кризис в мировой и федеральной практике - явление достаточно частое и продолжительное. Кроме того, за счет увеличения количества совершаемых онлайн-операций, у России есть реальный шанс стать едва ли не одной из ведущей стран в мире в области интернет-коммерции, на что указывает постоянное открытие новых компаний в сети, а также увеличение количества потенциальных потребителей и заказчиков. Активное разви-

тие электронной коммерции стало причиной появления нескольких основных категорий. В Российской Федерации основными формами электронной коммерции являются: Сектор business-to-business (В2В) и Сектор business-to-consumer (B2C).

«Тендер Про» — это межкорпоративная межотраслевая электронная торговая площадка сектора бизнес для бизнеса (B2B). Система электронных закупок позволяет проводить конкурсы всех видов: аукционы, открытые и закрытые тендеры, редукционы с переторжкой, запросы котировок и предложений. Электронный рынок в сравнении с традиционным рынком еще недостаточно силен, его потенциал реа-лизовывается не в полной мере, на что существуют определённые причины, сущность которых представляет собой непосредственно проблемы электронной коммерции. К таковым относятся:

1) Отсутствие развитой нормативной и законодательной базы. Следствием данной ситуации является возникновение проблемы защиты прав интеллектуальной собственности на товар или услугу, которые реализуются в рамках электронной коммерции, а также проблем финансового и договорного характера. Отсюда возникает недоверие со стороны инвесторов и возможных покупателей, что значительно снижает темпы развития электронного бизнеса в целом.

2) Проблемы, связанные с глобальной концепцией электронной коммерции. К ним относятся: отсутствие уверенности в том, что в другой точке мира реально существует компания-партнер и предлагаемый ею товар или услуга; различия в традициях и правилах по ведению бизнеса в этих компаниях.

3) Угрозы в сфере безопасности электронной коммерции. Они проявляются в отсутствии надежных и эффективных механизмов, которые гарантировали бы конфиденциальность, идентификацию и авторизацию.

4) Отсутствие универсальной стандартизации взаимодействия и совместимости сетей. Наличие такой стандартизации необходимо для того, чтобы все участники электронной торговли могли иметь доступ к сайтам организаций, вне зависимости от географического положения и особенности сети.

5) Сложность привлечения новых людей, по причине отсутствия менеджеров с опытом работы в сфере продаж, логистов, маркетологов, квалифицированных специалистов по обслуживанию. Поэтому в настоящее время большое внимание стали уделять сфере Интернета (дизайнам различных проектов), а не традиционной торговле.

Также специалисты в ближайшее время прогнозируют стабильные темпы роста исследуемого рынка на уровне 10-15 % ежегодно, такая активная фаза роста в соответствии с прогнозами будет длиться до 2017года. Если сравнивать с другими странами, российский рынок имеет запас значительного резерва для дальнейшего роста. Оценка аналитиков не включает некоторые крупные сегменты по покупкам за рубежом (около 150 млрд. руб.), корпоративным сделкам (около 100 млрд. руб.), туристическим услугам (примерно 60 млрд. руб.), купонным рынкам и скидочным сервисам. Учитывая растущее количество интернет-пользователей в России, которое в 2014г. увеличилось с 61,4 до 80 миллионов человек, что составляет больше половины населения России, а также популярность онлайн-шопинга, можно прогнозировать активный рост российского рынка электронной коммерции. Объем внутреннего рынка электронной коммерции в России из отчета агентства East-West Digital News в 2015г. достиг 650 млрд. руб. или примерно 10,5 млрд. долларов США. Всего в 2015г. потребители России совершили 160 млн. покупок на внутреннем рынке ecommerce т.е. на 10% больше, чем годом ранее. В среднем стоимость заказа соста-

вила 4050 руб., что тоже выше в сравнении с 2014г - 3750руб. Наиболее высокие темпы роста продемонстрировали: товары для досуга, домашних животных и детей, одежда, обувь и продовольственные товары. С другой стороны, на электронику, бытовую технику, косметику и парфюм сократился в сравнении с 2014 г. В свою очередь, объем трансграничных продаж (покупатель, находясь в России, приобретает товар в иностранном интернет-магазине, который отправляет ему товар через границу (например, при покупке на Aliexpress.com)) на рынке электронной коммерции в РФ в 2015 г. составил $3,4 млрд. т.е. вырос на 55% в сравнении с 2014г. Всего в 2015 г. россиянами было совершено 135 млн трансграничных покупок. В денежном выражении трансграничные продажи составили 24,5% всего рынка электронной коммерции в России по итогам 2015 г.

VO

800 600

400 315

176 235

650

я 200 &

S

£ 0 vo

У 1

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Год

Рисунок 1 - Объём рынка электронной коммерции в РФ

Исходя из всего вышесказанного, Россия может стать сверхдержавой в сфере онлайн-коммерции и привлечь внимание представителей новых видов бизнеса. Развитие и принятие e-commerce стратегий для действующих предприятий стали данностью нескольких последних лет. Таким образом, доля электронной коммерции в российской будет возрастать, следовательно, будет возрастать и её положительное влияние на экономику государства и уровень жизни общества, появятся новые выгодные возможности: глобальное присутствие и глобальный выбор; персонали-зация продаж, реакция на спрос; снижение издержек; новые возможности ведения бизнеса; дальнейшее развитие конкурентной среды.

Специалисты выделяют следующие основные факторы экономического роста электронной коммерции в РФ:

1. Низкие операционные издержки.

2. Комплиментарность отношений между компонентами интернет-технологий. То есть при увеличении ценности использования одних компонентов интернет-технологий, повышается ценность других.

3. Позитивные побочные эффекты сетей. Покупатели и продавцы товаров или услуг находят преимущества в использовании Интернета и привлекают друг друга в процессы электронной коммерции.

Основу современной российской электронной коммерции составляют новые информационные технологии по совершению коммерческих операций и управлению производственными процессами с применением электронных средств обмена данными. В настоящее время организации благодаря электронной коммерции выходят на новейшие рынки сбыта, получают нужную информацию о потребностях потребителей, достаточно быстро реагируют на различные изменения спроса, сокращают как финансовые, так и временные ресурсы, повышают конкурентоспособность.

Возможности электронной коммерции используются многими компаниями для обеспечения дополнительного обслуживания клиентов.

Характерными чертами российского рынка электронной коммерции на данном этапе развития являются: развивающееся онлайн-кредитование; многоканаль-ность и интеграция онлайн и офлайн режимов; растущий спрос на товары зарубежных интернет-магазинов. Ключевая отличительная черта электронного рынка России - активное использование электронных платежных систем, создание большой потребительской вариативности. Важнейшая тенденция — опережающий рост электронных магазинов на рынке физических товаров. Следует отметить, что в большей мере экономические перспективы российской электронной коммерции выражаются в развитии сферы интернет-магазинов, которые представлены различными видами:

1. розничные интернет-магазины, осуществляющие торговлю в небольших объемах, часто по одной единице;

2. оптовые интернет-магазины, которые продают товары большими партиями и в большинстве случаев имеют постоянную клиентуру;

3. продажа по системе дропшипинга, то есть интернет-магазин не выкупает товар, а продаёт его напрямую со склада поставщика.

В пятерку наиболее успешных российских интернет-магазинами в рейтинге Forbes входят электронные магазины Ulmart, Sitilink, Wildberries, Ozon и Biglion.

Появление интернета сильно отразилось на жизни населения России. Чтобы открыть интернет-магазин, не нужен большой стартовый капитал, в сравнении с традиционной торговлей его можно считать практически нулевым. В интернет-коммерции можно обойтись без наёмного персонала, существует много направлений, где прекрасно справится и один человек. Интернет-магазин позволяет по минимуму тратиться на его содержание, предпринимателю не нужно платить за аренду помещений, заработную плату, коммунальные платежи, иногда даже можно не платить за товар, работая как посредник, между поставщиком и потребителями. Проекты электронной коммерции не ограничены физическими границами, существует возможность осуществления международной торговли. На сегодняшний день электронная коммерция весьма перспективное направление бизнеса. В нашей стране она только начала набирать обороты и в ближайшее время будет только усиливать темпы роста. Источники:

1. Рзун И.Г., Калипов С.А. // Эффективность использования электронного бизнеса // Актуальные проблемы современной науки. 2015. № 3 (82). С. 97-101.

2. Маслова Е.Ю., Прибыткова Е.Н.// Национальная платежная система России // В сборнике: Технологии XXI века: проблемы и перспективы развития Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 126-129.

3. КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: правовой сайт. URL: http://www.consultant.ru/search/?q=электронный+бизнес&x=0&y=0 (Дата обращения:

07.04.2016).

4. Рейтинги-Forbes [Электронный ресурс]: 20 крупнейших онлайн-магазинов России. URL:

http://www.forbes.ru/reitingi-photogallery/251169-20-krupneishikh-onlain-magazinov-rossii-reiting-forbes/photo/1 (Дата обращения: 09.04.2016).

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Официальная статистика/ URL:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovation s/science/# (Дата обращения: 30.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.