Научная статья на тему 'Электронная книга как альтернатива печатной продукции'

Электронная книга как альтернатива печатной продукции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
565
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронная книга как альтернатива печатной продукции»

Электронная книга как альтернатива печатной продукции

Ю.А. Васерчук,

канд. искусствовед, и.о. зав. кафедрой РМ

Будущее бумаги и бумажных носителей в современной, насыщенной мультимедийными, цифровыми технологиями среде не является однозначным. Существует множество прогнозов, предрекающих печатной продукции неминуемую смерть. Однако нам, как наследникам письменной культуры, сложно представить себе мир, лишенный печатного слова. Бумажные страницы, книги и журналы, листовки и записки наполняют нашу жизнь миром чувственных ощущений, переживаемых каждый раз по-разному, в зависимости от вида печатной продукции, ее формата, качества бумаги, печати и т. д. К сожалению, ценные качества предметного мира полиграфической продукции недостижимы для цифровых носителей.

В контексте бумажных изданий все еще звучит лозунг «сужать и минимизировать форматы». Бытует мнение, что книги и бумага загромождают наше жизненное пространство, и с появлением новых форм информационных накопителей, наконец, наступает время освободиться от тяжести бумажного ярма. Потребность сужать и минимизировать материал и форму была отмечена еще русским авангардистом Эль Лисицким в начале ХХ века. «Хотя лозунгом революционной России был «материализм», Эль Лисицкий в «Нашей книге» утверждал, что явлением, которое характеризовало эпоху, была как раз наоборот, дематериализация» [6, В с. 66]. В начале прошлого века он писал, что «идея, ныне движущая массой, зовется материализмом, однако то, что характеризует именно нашу эпоху, представляет собой дематериализацию. Вот пример: растет корреспонденция, накапливается множество писем, исписанной бумаги, использованного материала; от этого бремени нас освобождает телефон. За этим следует расширение электросети, увеличение расхода материалов; от этого бремени нас освобождает радио. Материал сокращается, мы дематериализуем, вытесняем инертные ма-

териальные массы с помощью высвобождаемой энергии. Это - знамение нашей эпохи» [5, с. 357-358]. Сегодня, в конце XXI века процесс дематериализации захватывает все новые и новые области жизнедеятельности.

В 2001 году американская компания EInk, известная своими разработками в области гибких дисплеев, разработала технологию, позволяющую производство электронной бумаги. Собственная технология EInk, названная «электронными чернилами», зарождалась в медиа-лаборатории Массачусетского Технологического Института (MIT). Принцип работы системы EInk состоит в следующем: слой микрокапсул, поделенных белым и черным пигментами пополам, накладываются на электронную плату, генерирующую развертку из электрических полей, формируя изображение на дисплее. В зависимости от потенциала капсулы становятся то черными, то белыми (рис. 1). Уже в июне 2005 года на суд зрителей была представлена цветная книга, основанная на базе «электронной бумаги».

Z

Рис. 1. Технология формирования изображения в электронной бумаге

Безусловно, новая «бумага» является прямым конкурентом прочих цифровых носителей, однако, некоторые специалисты считают иначе: «Эти устройства гораздо более подходят для чтения текстов, чем существующие карманные компьютеры. Они приятнее для глаз, потребляют на порядок меньше энергии, гораздо меньше весят, их не нужно загружать (текст всегда на экране). Электронная бумага не конкурирует с карманными компьютерами. Она конкурирует с обычной бумагой -как по техническим характеристикам, так и по функциональности. Воз-

можно, электронная бумага с импортом RSS - это и есть будущее печатной прессы» [4]? «Ранее никто не мог представить аналогичного устройства с таким низким энергопотреблением в сочетании с высокой четкостью изображения» [2], - сказал Расс Уилкокс, глава компании, производящей электронную бумагу. «Наш дисплей способен за доли секунды отображать графические меню и анимацию, - продолжил он. -Экран также поддерживает быстрое переключение между черно-белой графикой и цветными изображениями. Надеемся, что последние достижения нанотехнологий, использующиеся в представленном прототипе, позволят в дальнейшем настолько усовершенствовать продукт, что «электронная» бумага станет такой же популярной и доступной, как и обычная» [2]. Если мы рассматриваем бумагу исключительно как носитель текстовой и иллюстративной информации, то электронный эквивалент в таких случаях более чем уместен. Однако то, что традиционно может предложить зрителю бумага, на этом не ограничивается. Бумага обладает широким спектром конструктивных возможностей, богатым тактильным потенциалом, выразительными объемно-пространственными характеристиками. Эти качества уникальны, они вытекают из самой сути листового материала как пластической единицы. Электронная бумага - это, прежде всего, дисплей. Он более современный и удобочитаемый, чем предыдущие форматы дисплеев, приятнее для глаз, но, разумеется, не обладает многообразием физических форм, свойственных бумажной книге. Разработчики электронной бумаги и не нацелены на формирование абсолютного подобия бумажному полотну. В качестве одной из задач выступает сокращение физических объемов носителей информации, а не развитие и обогащение объемно-пространственных качеств. Ценность электронной бумаги заключается в ее компактности. Сегодня опытный образец электронной бумаги обладает толщиной в три листа писчей бумаги. «Задача состоит в том, чтобы создать лист электронной бумаги такой же толщины, что и одинарный стандартный лист бумаги, и таких же размеров, положить его в портфель или свернуть в рулон, принести на работу и получать постоянно обновляющуюся информацию на бумаге-дисплее» [3]. Речь также не идет о формировании листов электронной бумаги в многостраничное издание, смысл которого отпадает сам собой (рис. 2). Таким образом, объемно-пространственные характеристики электронного листа представляются весьма однозначными. Они находятся в рамках того, что предлагает технология. Тот мир пластических преобразований, которые свойственны традиционной бумаге, в будущем может быть навсегда потерян. И тем более он ценен сегодня.

Притом, что электронные технологии дышат в спину самому понятию «бумага», в современном обществе интерес к физическому миру бумажного листа еще не исчерпал себя. В начале 90-х годов, когда элек-

Рис. 2. Гибкий, тонкий, мобильный лист электронной бумаги

тронные публикации имели еще младенческий возраст, автор научной фантастики Брюс Стерлинг отмечал, что «электронный текст испытывает недостаток в ритуальных, чувственных элементах печатной продукции. Удобные места для зрительных остановок, постепенное движение читателя к развязке - это то, что можно было бы назвать языком тела печатного текста. Потеря этих сенсорных ключей имеет тонкий, но глубокий эффект, влияющий на взаимоотношения с текстом» [6, А, с. 55].

Бумага в большей степени, чем любой другой элемент оформления книги, например, типографика, иллюстрация и т. п. формирует облик печатного изделия, обеспечивая тактильные, сенсорные впечатления от продукта. Формат, объем, качество бумаги, взаимодействие листов в едином издании - все это важные факторы, оказывающие влияние на качество коммуникации с печатной продукцией.

Ценностные качества бумаги как материальной единицы, определяющей с помощью собственных пластических средств образное начало книги, игнорированы в цифровых носителях. То есть физические качества в данном случае не являются предметом творческой деятельности разработчика книги, журнала и т. д. Цифровые средства во многом унифицируют внешний вид сообщения. Выводя на экран новую информацию, компьютер не меняет своей формы, размеров, цвета или геометрии. Для цифровых носителей информация отличается лишь количеством потребляемых ресурсов памяти. Однако человеку этого недостаточно, как недостаточно потреблять пищу в таблетках, как недостаточно жить в квартирах-клетках... Подобная унификация подавляет интерес к физическому миру вещей. Стремление переживать физи-

ческий мир - естественное стремление, а не прихоть или жажда роскоши. Джон Орелли в книге «Экспериментальные форматы» отмечает, что «печатная продукция - объект фетиша. Для человека, наследующего письменную культуру, книги, буклеты, брошюры и прочая печатная продукция поддерживают равновесие в цивилизации» [6, А, с. 54].

Электронная бумага при всех кажущихся неоспоримыми преимуществах, лишена возможности формировать индивидуальный образ информационного сообщения через визуальные и объемно-пространственные качества. И будет грустно, если будущие поколения предпочтут унылый монитор многообразию пластических, физических, зрелищных преобразований, реализованных в печатной продукции. Предметный, вещественный уровень этого мира никогда не исчезнет, он всегда будет работать активнее с нашим восприятием, чем иные формы трансляции информации (рис. 3).

Рис. 3. Конгревное тиснение на бумаге в виде человеческой ладони

Предполагается, что смысл полиграфии реализуется во внешнем виде печатной продукции, однако, и запах клея или чернил, и шелест страниц осуществляют свое воздействие на восприятие нами образца печатной продукции. Зрительское соучастие, более плотное взаимодействие «дополняет созерцательный процесс зрителя чувством коммуникации с объектом, сопричастности ему через тактильные и мышечные ощущения, через происходящие изменения пространственной композиции» [1, с. 79]. Палитра эмоций возникает у зрителя при комплексном воздействии на все органы чувств. Одним из самых очевидных аспектов печатной продукции является ее физический вес, ее осязательные характеристики, ведь книги, журналы или брошюры, это

вещи, которые мы берем в руки. Смысл печатной продукции как объекта, наравне с ее смыслом, как хранилища сообщения или визуального представления, отражается в том, что мы воспринимаем брошюры и буклеты как материальное имущество, храним бережем их, тем более, если они необычны (рис. 4). «Есть некоторые основные элементы, привычные для современной жизни. Пиццу доставляют теплой. Если Вы периодически сохраняете документы при работе с ПК, Ваша работа в меньшей степени подвержена риску в случае аварий. Идея, которая заключена в печатной продукции, никогда не окажется в мусорном ящике истории из-за осязательного качества этой продукции. Ее материальное качество тесно связано с традицией, в которой есть что-то от Английской монархии» [6, А с. 66].

Рис. 4. Необычный эргономичный дизайн книги со встроенной между страницами ручкой для переноски

Важно отметить, что традиции взаимодействия с бумажным листом подготовили ряд требований для проектирования электронной книги, обусловили технические и эргономические аспекты взаимодействия с электронными носителями текстовой информации. Учитывая потребительские предпочтения бумажных книг, устойчивые привычки обращения с печатной продукцией, присутствие на рынке поколения потребителей, большая часть жизни которых прошла в тесном контакте с традиционной книгой, разработчики электронных изданий стараются как можно сильнее приблизиться к традициям потребления текстового материала, устоявшимся в обществе.

Электронные книги впитывают и преобразуют на свой лад тот комплекс формальных характеристик, который свойственен бумажной книге. В первую очередь это касается многостраничных электрон-

ных изданий. «Листание страниц» в них осуществляется преимущественно двумя способами: «прокручиванием» текста и «перелистыванием» электронных страниц.

Прокручивание текста отсылает нас к традициям свитка. Для древних папирусных свитков было характерно соединение между собой от 15 до 20 листов, которые составляли полотно длиною в несколько метров. Самым большим из дошедших до нас свитков папируса считается так называемый папирус Гарриса, названный так в честь его первооткрывателя, его длина составляет 40 метров, а ширина равняется 43 сантиметрам. Этот свиток хранится в Британском музее. Чтение текста в свитках осуществлялось благодаря раскручиванию свитка правой рукой и скручивания - левой (рис. 5). Подобная моторика удобна лишь для непрерывного чтения, тогда как для чтения текстов в неустановленном порядке она весьма неудобна, т. е. для прочтения какого-либо отрывка приходилось «перематывать» всю книгу.

Рис. 5. Древний свиток

Форма книги, т. е. многостраничного подшитого с одной стороны издания, также служит моделью комплектации «электронных страниц» в электронном издании. Сама форма книги возникла уже в начале нового летоисчисления. Она называлась «кодексом» (от лат. - сodex «дощечка для письма»), т. е. «книга» в отличие от свитка (рис. 6). Распространение получили первые кодексы при судопроизводстве, что позволило упорядочивать записи, легче находить нужные акты. Появлению книг-кодексов способствовало не только удобство доступа к различным кускам текста, но и то, что писать на пергаменте - материале, предшествовавшем бумаге, можно было как с лицевой, так и с оборотной сторон.

Рис. 6. Традиционная форма книги-кодекса

Использование листа-страницы в книге-кодексе вместо свитка лишь современный человек может назвать более привычным и удобным с функциональной точки зрения. Культура разворачивания и сворачивания наравне с культурой листания имеют тысячелетнюю историю. Привычка последовательного непрерывного чтения, в отличие от современной привычки к выборочному чтению, поддерживает, скорее, эргономику свитка, как более естественной формы преподнесения объемного массива информации.

Для современных разработчиков электронных изданий оба формата - и книги-свитка, и книги-кодекса - представляют значительный интерес. Из исторических традиций обращения с массивными текстовыми блоками вытекают технические задания на проектирование и разработку программного обеспечения для электронных книг.

В контексте разговора о последовательном непрерывном чтении стоит отметить, что с появлением Интернета, наши привычки чтения и схватывания информации изменились. Раньше мы читали по-другому: мы переворачивали страницы, следовали от строки к строке, слева направо. Читатель двигался от начала до конца страницы, соединяя слова и изображения в единое целое, пока книга не заканчивалась. Но это все отображает в чем-то устаревшую, предцифровую систему освоения информации. Теперь подобная структура текста часто оказывается недостаточной. Мы подсознательно ищем ссылки и указатели, дополнительные возможности разных уровней «схватывания» текста - от поверхностного, предполагающего листание и прочитывание заголовков, до углубленного внедрения в литературное полотно, вплоть до са-

мостоятельной переработки структуры текста. Виртуальная система ПК наложила значительный отпечаток на форматы печатных изданий. Рубрикаторы, работающие как диалоговые окна, ссылки, расположенные и выделенные в тексте, всевозможного рода указатели, выносные элементы, особые механизмы маркировок текста - все это добавляет другое измерение в канву повествования через структуру издания. Форматы, которые, возможно, когда-то сочли бы эксцентричными дизайнерскими решениями или непостижимыми для книги, кажутся вполне естественными и гораздо более подходящими для современного человека, воспринимающего компьютер как самую естественную вещь на свете. И справедливо будет отметить, что некоторые нестандартные форматы печатных каталогов и брошюр, походившие некогда на чрезвычайно смелый креатив, теперь часто воспринимаются как аспекты привнесения новой функции, взятой из привычного интерфейса ПК.

В электронных книгах подобные многоаспектные уровни взаимодействия с текстом не представляются возможными в силу отсутствия тактильного разнообразия, столь свойственного полиграфическим изделиям. Рубрикаторы, реализованные через вырубки, через наличие плотных и менее плотных страниц, использование цветных материалов для выделения, тактильное и визуальное восприятие объема лежащей в руках книги - все это невозможно для электронных изданий. Электронное издание - прямоугольная коробка с экраном и кнопками. Электронное издание по формальному принципу крайне сложно сравнивать с современной сложноструктурной книгой, часто высококлассным образцом графического дизайна.

Электронная книга в своем стремлении подражать бумажной кажется нелепой и ущербной: звуки-щелчки, напоминающие листание страниц в бумажной книге, визуальная имитация перелистываю-щихся страничек и прочие аспекты «дизайнерских приколов» кажутся наивными и примитивными. В них чувствуется дурной вкус. Такая беспомощность перед лицом нового формата оправдывается лишь юным возрастом электронных изданий. Хочется надеяться, что разработчики программного обеспечения для электронных книг сумеют найти свежие эргономичные решения, разработать тактику взаимодействий с материалом для чтения, не уступающую привычной, знакомой нам по бумажной продукции.

Каждая культурная эпоха имеет свой комплекс вещей, через которые она самовыражается. Современный человек через дематериализацию вышел на совершенно новые принципы взаимодействия с информационным наследием письменной культуры. Это серьезный прорыв технологий, перед лицом которого большинство из нас - дети. Хочется верить в ментальное взросление, в наработку принципов оптимального взаимодействия с теми возможностями для человека, кото-

рые реализованы в современных технологиях. Бумажные и электронные издания находятся сегодня в плотном союзе. Тем не менее представляется, что их различие гораздо большее, чем кажется с перспективы начала XXI века. Нащупать, найти тенденции развития электронной книги, ее самобытного становления и самовыражения - интересная, сложная задача, справившись с которой, человек откроет для себя поистине новые возможности письменной культуры.

Библиографический список

1. Колейчук В.Ф. Авторские концепции динамической и кинетической формы / В.Ф. Колейчук // Динамическая и кинетическая форма в искусстве. - М., 1989.

2. Свидиненко Ю. Наноэлектроника «Электронная бумага» выходит на рынок / Ю. Свидиненко. Источник: www.nanonewsnet.ru

3. Электронная бумага. Источник: www.voanews.com

4. Электронная бумага с импортом RSS - это будущее газет? Источник: www.webplanet.ru

5. El Lissitzky. Maler, Architekt, Typograf, Fotograf / El Lissitzky. -Dresden, 1967.

6. Experimental Formats. - RotoVision, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.