/ А.Ю. Девятко. М.: Проспект, 2016. С. 1216.
2. Комментарий к Уголовному кодексу РФ в 4 т. Том 2. Особенная часть. Разделы vii —VIII / В. М. Лебедев [и др.] ; отв. ред. В. М. Лебедев. Москва: Издательство Юрайт, 2018. С. 371.
3.Антонян Ю.М. Убийство матерью новорожденного ребенка: уголовно-правовые и криминологические проблемы // Государство и право. Юридические науки. - 2018. - №°3. С. 94114.
© Королев В.С., 2019
УДК 341.64
Ю.В. Муромская
студентка 2 курса Института магистратуры и аспирантуры Саратовская государственная юридическая академия г. Саратов, Российская Федерация e-mail: [email protected] Научный руководитель: Н.А. Батурина к.ю.н., преподаватель кафедры гражданского процесса Саратовская государственная юридическая академия г. Саратов, Российская Федерация e-mail: [email protected]
ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА СУДОПРОИЗВОДСТВА ЗА РУБЕЖОМ
Аннотация
В статье проводится исследование опыта развития и реализации электронной формы судопроизводства за рубежом. Также будет проведен сравнительный анализ функционирования электронного судопроизводства в Соединенных Штатах Америки, Германии и Белоруссии.
Ключевые слова:
Судопроизводство, гражданский процесс, электронная подача документов, электронная цифровая подпись, электронное правительство, электронное правосудие.
Соединенные Штаты Америки можно смело назвать первоиспытателем электронной формы правосудия, да и основоположником идеи электронного правительства.
В основу электронного правосудия Соединенных Штатов Америки положена система PACER (Public Access to Electronic Records). Система располагает довольно широким функционалом. К возможностям можно отнести такие функции как загрузка и печать документов, находящихся в системе, возможность ознакомления с аудиозаписями судебного заседания, отслеживание статуса дела, все это осуществляется в рамках круглосуточного доступа. Также система предоставляет полную информацию по делу как-то наименование сторон и других участников судебного разбирательства, номер дела, отметка о процессуальных действиях сторон, документы предоставленные другими сторонами, решения и постановления судов по делу, а также текущий статус дела. Удобство этой системы также заключается в том, что она предоставляет возможность поиска дела по наименованию сторон, по сущности спора, а также по суду, рассматривающему дело. Всю представленную информацию в данной системе пользователь может просмотреть, распечатать, скопировать, а также существует возможность загрузки на внешние устройства. Тем не менее, существует ситуация, когда тот или иной документ отсутствует в системе, как, например, по причине того, что он ещё не был загружен. В таких ситуациях суд может предоставить стороне копию
данного дела или же документа по делу.
Следует также обратить внимание и на то, что в 2010 году система получила существенное обновление. С этого момента она стала располагать широкими базами данных аудиозаписей судебных заседаний. Данная новелла была принята по инициативе судебный конференции, которая по результату анализа опыта предыдущих лет пришла к выводу о необходимости предоставления аудиоинформации сторонам дела по причине особой потребности пользователей в этой информации. При этом, предоставление доступа к такой информации осуществляется избирательно, то есть такая информация не открыта для общего доступа. Так, председатель соответствующего суда самостоятельно разрешает вопрос об ознакомлении с аудиозаписями какого-либо судебного заседания.
Все суды Соединенных Штатов используют систему «Управление делом / электронный реестр дел (CM / ECF)» предназначенную для электронной подачи документов. Сама по себе эта система является основной электронной платформой, посредством которой федеральные суды взаимодействуют с населением и управляют своими делами и документами. Эта система позволяет сторонам, их представителям, адвокатам подавать документы непосредственно в суд, используя сеть Интернет, и позволяет судам хранить и управлять своими файлами, а также иметь постоянный доступ к ним. Для использования системы необходимо лишь стандартное оборудование: компьютер, доступ в сеть Интернет, а также набор программного обеспечения, работающего с документами в формате Portable Document Format (PDF).
На начальном этапе этого проекта с 2004 года был предоставлен доступ к более чем 600 000 решений. Эта услуга является одной из наиболее интенсивно используемых в системе, обеспечивая доступ к документам всех трех ветвей власти с миллионами ежемесячных загрузок. Правила доступа в отношении конфиденциальной информации требуют, чтобы определенные программы редактировали персональную информацию, в том числе дату рождения, имена несовершеннолетних детей, номера финансовых счетов, номер социального страхования [1]. Система CM / ECF предупреждает пользователей об ответственности за раскрытие конфиденциальной информации, помимо этого требуется дать согласие на добросовестное использование предоставленной информации.
В отношении электронного правосудия США также следует отметить наличие множества учебно-методических материалов по использованию программ электронного правосудия, это, в свою очередь, обеспечивает доступность электронных систем такого рода для людей, которые, как правило, не имеют профессиональных навыков в этой области. PACER постоянно дополняется различными услугами, обеспечивающими доступ к ним для большинства пользователей. Таким образом, появилась мобильная версия банка судебных дел, к которому ранее был возможен доступ только через персональный компьютер. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что реализации электронного правосудия в США имеет давнюю историю, эту страну действительно можно назвать не только первопроходцем в применении технических средств в судебных разбирательствах, но и лидером по уровню и качеству развития электронного правосудия.
Другой страной, чей опыт использования электронной правосудия заслуживает особого интереса в рамках проводимого анализа, является Германия. Важнейшим инструментом, обеспечивающим функционирование электронного правосудия в Германии, является Электронный судебный и административный почтовый ящик (EGVP). Для использования этой системы пользователю необходимо установить на свой персональный компьютер специальную программу «Электронный судебный и административный почтовый ящик». Программа является абсолютно бесплатной и доступна для установки на официальных сайтах. Программа стала результатом успешной административной реформы и содействует осуществлению новых положений законодательства страны об электронном правосудии.
В соответствии с Германским законодательством научно-технические средства связи должны обеспечивать эффективный документооборот правовой информации между населением и государственным аппаратом. Система EGVP предоставляет пользователям такие возможности, как круглосуточный доступ к информационным судебным ресурсам, надежная передача данных, защищенная связь с использованием
криптографических механизмов, возможность электронной обработки файлов, получение автоматических уведомлений по электронной почте, поддержка всех аккредитованных карточек подписи. В целом, такая электронная форма организации документооборота выступает в качестве дополнительной к обычной письменной форме [2].
Правила гражданского судопроизводства включают в себя квалификационные требования, направленные на обеспечение безопасности и прозрачности судебного процесса. Повышенная безопасность и конфиденциальность представления электронных сообщений требуют соответствующих технических и организационных мер в судах. Все документы, представленные в суд, должны быть заверены с использованием электронной цифровой подписи, она гарантирует подлинность ответственного лица и заменяет собственноручную подпись. Сайты Германских судов наполнены необходимой информацией, которая помогает пользователю ознакомиться с правилами судопроизводства в каждом из них. Решения судов также публикуются на официальных сайтах и доступны для широкого круга.
Важно отметить, что Германия, практикуя электронные правовые ресурсы, имеет целью, в первую очередь, сделать правосудие доступным для всего населения и для каждого человека. Например, на сайтах судов и прочих правовых сайтах предоставленная информация изложена не на сложном «юридическом» языке, полном правовых и зачастую не понятных населению терминах, а на простом доступном населению языке. Данный подход, несомненно, позволяет населению в полной мере осуществлять защиту собственных прав без привлечения правовой помощи извне. Помимо этого, сайты содержат специальную информацию для людей с ограниченными способностями, для них информация предоставляется в видеоматериалах, где коммуникация осуществляется посредством жестов.
Анализ услуг электронного правосудия в Германии позволяет сделать вывод, что его главным достижением является электронное управление документами. Отличительной чертой Германского опыта является то, что эта страна очень аккуратно относится к процессу информатизации судопроизводства. Также Германия особое внимание уделяет вопросу обеспечения безопасного и конфиденциального документооборота. Реформы в сфере электронного правосудия в Германии имеют приоритетной целью внедрение в него дополнительных протоколов безопасности и не подразумевают насыщение новыми электронными службами правосудия, широко используемыми в ряде других стран.
На наш взгляд, вполне интересным будет рассмотрение в рамках исследования зарубежного опыта электронного правосудия и страны, которая очень схожей с Российской Федерацией. В связи с этим далее будет рассмотрен опыт введения и развития электронного правосудия в Республике Беларусь.
Появление и развитие электронного правосудия в Беларуси весьма уникально. Предметно о вопросе введении электронного правосудия в стране начали говорить лишь в 2009 году, когда соответствующая инициатива была проявлена со стороны судебной власти в лице бывшего Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь [3, с. 207]. В соответствии с Примерными нормативами материально-технического обеспечения хозяйственных судов в Республике Беларусь предполагалось оснащение судов различного рода компьютерной и оргтехникой, включая системы видеоконференц-связи, а также необходимое программное обеспечение и оборудование для организации электронного правосудия.
Эти Нормативы стали первым официальным белорусским актом, затронувшим вопрос организации электронного правосудия на территории Республики Беларусь. При этом документ не содержал понятия «электронное правосудие» - практические потребности судебной системы опередили теоретические исследования.
Помимо этого, Пленум Высшего Хозяйственного Суда было отмечено, что «в качестве целей для хозяйственных судов на 2011 г. определено продолжение работы по применению элементов электронного правосудия, к числу которых отнесены: аудио- и видеофиксирование судебных заседаний; дистанционный порядок рассмотрения и пересмотра судебных дел; рассмотрение обращений, прием граждан с использованием систем видеоконференц-связи; использование «электронных дел»[4].
Создание электронного правосудия в Республике Беларусь, как и в ряде других государств, началось не сразу, потребовались подготовительные меры. В рамках подготовительного этапа была осуществлена
информатизация системы хозяйственных судов и создана соответствующая материально-техническая база, необходимая для исправного функционирования электронного правосудия.
По завершению подготовительного этапа, власть начала ставить перед собой более сложные задачи, требующие более детальных мероприятий. Технические новации в виде простого применения компьютерных технологий сами по себе недостаточны для полного функционирования электронного правосудия, для этого необходим пересмотр и дальнейшее внесение поправок в ряд нормативно правовых актов. Таким образом, в 2011 году в статью 7 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь были внесены изменения, закрепившие, что «обращение в суд, рассматривающий экономические дела, может быть дополнительно передано в электронном виде». На практике такая формулировка стала причиной некоторых разногласий относительно того, что именно подразумевалось законодателем. С одной стороны, возможно предположить, что обращение обязательно должно быть подано в письменном виде, но в дополнение к этому заявитель имеет право воспользоваться электронным способом. С другой - можно думать, что электронное обращение можно рассматривать в качестве самостоятельного способа обращения, не зависящего от обращения, поданного в письменной форме.
Судебная практика выбрала второй путь, применив расширительное толкование нормы закона. К примеру, в 2011 году Минским хозяйственным судом было рассмотрено дело о взыскании задолженности по лизинговым платежам. Исковое заявление с прикрепленными материалами по делу поступило в суд в электронной форме, после чего оно было зарегистрировано канцелярией суда и распечатано. Заседание с представителями лиц, участвующих в деле, было назначено с использованием видеоконференц-связи, копии определений о принятии искового заявления, возбуждении производства по делу и назначении примирителя были направлены по электронным адресам истца и ответчика, далее стороны в электронной форме уведомили суд о получении определений суда. В рамках самой примирительной процедуры, осуществленной системой видеоконференц-связи, сторонами было достигнуто соглашение и в тот же день по итогам судебного разбирательства хозяйственным судом было утверждено соглашение о примирении[5].
В итоге, законодательная власть, обратив внимание на неопределенность, имеющуюся в норме, поддержав позицию судов, внесла необходимые изменения в эту норму. Так, с 2014 года в новом изложении статья 7 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь стала закреплять, что «обращение может быть подано в суд, рассматривающий экономические дела, в электронном виде»[6]. Это действие полностью исключило юридическую неопределенность нормы.
Важное значение для развития электронного правосудия имело положение статьи 84 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, отнесшее к письменным доказательствам информацию, выполненную в форме цифровой записи, размещенную в сети Интернет, а также документы и материалы, полученные по факсимильной, электронной или иной связи. Кроме того, статьей 189 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь была закреплена возможность ведения аудио- и видеозаписи судебных заседаний и приобщать электронные носители информации к протоколам заседаний, при этом сам письменный протокол сохраняет свое практическое применение.
Можно утверждать, что система хозяйственных судов добилась серьезных достижений. На данный момент сайт Высшего Хозяйственного Суда оснащен электронной службой для процессуальных обращений, появилось расписание судебных заседаний, значительно облегчен доступ к актам суда, а самое главное - был заложен базис и определены основные направления по дальнейшему развитию электронного правосудия.
О современном электронном правосудии в Республике Беларусь можно говорить как о находящемся на переходном этапе, что обусловлено созданием единой системы судов общей юрисдикции в Республике. В этот период необходимо сохранить ценный опыт, приобретенный деятельностью хозяйственных судов, и в дальнейшем внедрить его во всю судебную систему Республики. Предварительно процесс реформирования можно условно разделить на две группы мероприятий: концептуальные и практические.
Концептуальные меры должны включать в себя ряд мероприятий по определению основ организации и функционирования электронного правосудия, в их числе обсуждение и разработка нормативных актов,
определяющих цели и задачи государственного регулирования в данной области.
Подводя итоги анализу зарубежного опыта применения электронного правосудия, можно заключить, что опыт США в области построения электронного правосудия является прогрессивным и в целом достойным подражания. Анализ ресурсов электронного правосудия в Германии позволяет сделать вывод, что его главным достижением является электронное управление документами. Отличительной чертой Германского опыта является то, что эта страна очень аккуратно относится к процессу информатизации судопроизводства. Также Германия особое внимание уделяет вопросу обеспечения безопасного и конфиденциального документооборота. Построение современного электронного правосудия в Республике Беларусь находится на переходном этапе. Несомненно, потенциал для создания качественного электронного правосудия у этой страны существует. В целом, в плане уровня развития, а также общей концепции построения электронного правосудия Республика Беларусь и Российская Федерация весьма схожи. В связи с этим обстоятельством и с учетом особо дружественных отношений между странами можно рассчитывать и на теснейшее партнерство в области развития института электронного правосудия. Список использованной литературы:
1. Proposed amendment to the federal rules of appellate procedure // Официальный сайт судебной системы США. URL: http://www.uscourts.gov/Viewer.aspx?doc=/uscourts/RulesAndPolicies/rules/AP_25.pdf .
2. Elektronisches gerichts- und verwaltungspostfach // Официальный сайт EGVP. URL: http://www.egvp.de/beh_allgemeine_info/index.php.
3. Драгилев Е.В. Драгилева Л.Л. Актуальные вопросы развития электронного правосудия в Республике Беларусь // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2017.
4. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ от 24.12.2010 №9 «Об итогах работы хозяйственных судов РБ в 2010 г. и задачах на 2011 г.» // Информационный портал Республики Беларусь. URL: http://belarus.news-city.info/docs/2010by/crfxfhm-tcgkfhyj 11343.htm.
5. Электронное правосудие в хозяйственном суде Минской области // Информационный портал Республики Беларусь. URL: http://court.gov.by/minsk/news/c53f663179a00e8c. html.
6. Закон РБ от 01.07.2014 № 174-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы РБ по вопросам совершенствования судопроизводства в судах, рассматривающих экономические дела» // Национальный реестр правовых актов РБ. 2014.
© Муромская Ю.В., 2019
УДК 347.4
И.В. Ясина
Старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Российский государственный университет правосудия
Крымский филиал г. Симферополь, Российская Федерация Е-mail: yasina_ira@ mail.ru
К ВОПРОСУ О ЗАМЕНЕ СТОРОН В ДОГОВОРЕ ЛИЗИНГА
Аннотация
В настоящее время вопросы реформирования лизингового законодательства являются актуальными как в теории, так и на практике. Урегулирование проблемных сделок в лизинговых правоотношениях на практике осуществляется путем замены лизингодателя или лизингополучателя в договоре. Необходим