РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ В РБ
Драгилев Е.В. Драгилева Л.Л.
2.29. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Драгилев Евгений Владимирович. Должность: преподаватель. Место работы: Российский государственный университет правосудия. Филиал: Ростовский филиал. Подразделение: кафедра общеобразовательных дисциплин. Драгилева Людмила Леонидовна, канд. физ.-мат. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Российский государственный университет правосудия. Филиал: Ростовский филиал. Подразделение: кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин. E-mail: ludmiladr@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена опыту создания и внедрения электронного правосудия в Республике Беларусь. Анализируется использование элементов электронного правосудия в системе хозяйственных судов республики, а также рассматриваются возможные меры по развитию электронного правосудия в сформированных судах общей юрисдикции.
Ключевые слова: электронное правосудие, Беларусь, хозяйственные суды, суды общей юрисдикции.
CURRENT ISSUES IN E-JUSTICE IN THE REPUBLIC OF BELARUS
Dragilev Evgeniy Vladimirovich. Position: lecturer. Place of employment: Russian State University of Justice. Branch: Rostov branch. Department: general education disciplines chair.
Dragilevа Lyudmila Leonidovna, PhD in physico-mathematical sciences, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Russian State University of Justice. Branch: Rostov branch. Department: humanitarian, social and economic disciplines. E-mail: ludmiladr@mail.ru
Annotation. The article is devoted to the Belorussian experience in the field of development of e-justice in the Republic. It deals with use of some elements of e-justice in the system of economic courts of Belarus in the past and reports on measures that can be taken in regular courts at the present time.
Keywords: e-justice, Belarus, economic courts, regular courts.
Широкий круг вопросов, связанных со становлением электронного правосудия, на протяжении нескольких лет не выходит из поля зрения исследователей в нашей стране и за рубежом. Это обусловлено в первую очередь тем, что процесс внедрения информационных технологий (ИТ) в самые разные сферы жизни непрерывно ускоряется и интенсифицируется. Общество постепенно осознает, что использование ИТ является необходимым, без них уже нельзя обходиться в современном мире.
В связи с этим несомненный интерес представляет изучение опыта зарубежных стран по созданию систем электронного правосудия. Анализ такого опыта помогает объективно оценить путь, проделанный нашей страной в данной области, избежать возможных проблем, заимствовать и развивать отдельные достижения. Некоторые затруднения при этом могут возникнуть по причине больших различий между правовыми системами государств, их экономическим укладом,
культурно-историческими традициями и т.д.; тем более ценной кажется нам возможность рассмотрения опыта такого государства, как Республика Беларусь (РБ), по многим показателям достаточно близкого к Российской Федерации.
Возникновение и развитие электронного правосудия в Беларуси отличается некоторым своеобразием. На высоком уровне об электронном правосудии в республике заговорили в 2009 г., когда соответствующую инициативу проявила судебная власть в лице бывшего Высшего Хозяйственного Суда РБ [11] (в 2014 г. в Беларуси хозяйственные суды были объединены с общими судами, образовав единую систему судов общей юрисдикции). В соответствии с Примерными нормативами материально-технического обеспечения хозяйственных судов РБ предусматривалось обеспечение всех хозяйственных судов различными видами компьютерной и оргтехники, в том числе для организации видеоконференций и фиксации судебных заседаний, а также «программными и техническими средствами для организации "электронного правосудия"» [6]. Именно эти Нормативы стали первым официальным белорусским документом, в котором появляется сам термин «электронное правосудие»; интересно, что определения электронного правосудия в документе не содержалось, - практические потребности судебной системы опередили теоретические изыскания.
Еще один важный документ Высшего Хозяйственного Суда в качестве целей для хозяйственных судов на 2011 г. ставит «продолжение работы» по применению элементов электронного правосудия, к числу которых отнесены:
- аудио- и видеофиксирование судебных заседаний;
- дистанционный порядок рассмотрения и пересмотра судебных дел;
- рассмотрение обращений, прием граждан с использованием систем видеоконференцсвязи;
- использование «электронных дел» [7].
Как видно, внедрение электронного правосудия, как и в других государствах, началось с подготовительного этапа - информатизации системы хозяйственных судов и создания соответствующей материально-технической базы, наличие которой является необходимым условием для функционирования электронного правосудия.
После завершения этого этапа естественным образом начали возникать задачи более высокого уровня сложности. Технические усовершенствования в виде простого применения компьютерной техники в делопроизводстве стали в целом успешно использоваться, но потребовался пересмотр и внесение некоторых изменений в нормативные правовые акты. Понятно, что без изменений в законодательстве основополагающие принципы электронного правосудия реализованы быть не могут.
В частности, в 2011 г. в ст. 7 Хозяйственного процессуального кодекса РБ были внесены поправки [2], в соответствии с которыми обращение «в суд, рассматривающий экономические дела», может быть «дополнительно передано... в электронном виде» (имеются в виду такие формы обращений в суд, как исковое заявление, апелляционные, кассационные и иные жалобы, протесты, ходатайства и т.д.). На практике формулировка кодекса породила некоторую неопределенность относительно того, что именно имел в виду законодатель. Можно понимать это положение в том смысле, что обращение обязательно должно быть подано в
3'2017
Пробелы в российском законодательстве
бумажном виде, но в дополнение к этому заявитель имеет право воспользоваться электронным способом; можно, напротив, предположить, что электронное обращение вводится именно как равноправный, хотя и дополнительный способ коммуникации с судом.
Примечательно, что судебная практика однозначно пошла по второму пути, выбрав расширительное толкование нормы закона. Так, Минский хозяйственный суд в 2011 г. рассматривал дело о взыскании задолженности по лизинговым платежам, используя элементы электронного правосудия. Исковое заявление вместе с материалами по делу поступило в суд по электронной почте, после чего «было зарегистрировано канцелярией суда, перенесено на бумажный носитель и... передано судье»; заседание с представителями лиц, участвующих в деле, «было назначено. с использованием видеоконференцсвязи»; копии определений «о принятии искового заявления, возбуждении производства по делу и назначении примирителя» были направлены по электронным адресам истца и ответчика; стороны по электронной почте уведомили суд о получении определений суда; в рамках примирительной процедуры «с использованием видеоконфе-ренцсвязи сторонами достигнуто соглашение» и в тот же день «по итогам судебного разбирательства. с использованием видеоконференцсвязи. хозяйственный суд утвердил соглашение о примирении, заключенное между истцом и ответчиком» [12].
В конечном счете белорусский законодатель полностью поддержал точку зрения судебных органов, и с 2014 г. в соответствии с новым законом [3] положение ст. 7 Хозяйственного процессуального кодекса РБ стало звучать следующим образом: «Обращение. может быть подано в суд, рассматривающий экономические дела, в электронном виде» [1], что исключило возможность разночтений.
Не менее важные для электронного правосудия положения зафиксированы в ст. 84 кодекса, в соответствии с которой письменными доказательствами признается в том числе информация, «выполненная в форме цифровой. записи, размещенная в глобальной компьютерной сети Интернет», а также документы и материалы, «полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи». Ст. 189 позволяет производить аудио- или видеозапись судебного заседания и приобщать электронные носители к протоколам заседаний (традиционный протокол в этом случае не отменяется, но часть записей в нем не делается).
В целом в системе хозяйственных судов удалось добиться целого ряда достижений. На сайте Высшего Хозяйственного Суда появился электронный сервис для процессуальных обращений, начали выкладываться расписания судебных заседаний, был облегчен доступ к судебным актам, запланированы дальнейшие шаги по развитию электронного правосудия в целом [8].
Таким образом, главную роль в деле создания системы электронного правосудия в Беларуси на первом этапе сыграли хозяйственные суды. Можно вспомнить, что и в России ситуация складывалась во многом сходно, и со многими нововведениями мы впервые встретились в системе арбитражных судов. Скорее всего, причины этого вполне объективны и связаны с тем, что в силу специфики рассматриваемых арбитражными или хозяйственными судами дел именно эти суды более всего подходят для внедрения электронного правосудия.
В настоящее время применительно к электронному правосудию в Беларуси правомерно говорить о переходном периоде, связанном с созданием в республике единой системы судов общей юрисдикции. В этих условиях важно не растерять ценный опыт, уже накопленный в хозяйственных судах, а, напротив, постепенно распространить его на всю судебную систему республики. Весь комплекс работ в этом направлении нам представляется целесообразным разделить на две большие сферы: концептуальную и практическую.
К первой следует отнести обсуждение, разработку и принятие на высоком уровне документов базового характера, в которых было бы наконец дано легальное определение термина «электронное правосудие», а также зафиксированы цели и задачи государственной политики в данной области, возможно, с указанием соответствующих сроков. Сейчас нормативная база в области электронного правосудия сильно фрагменти-рована, имеет ведомственный характер, упоминания о нем разрознены, некоторые из соответствующих правовых норм уже утратили силу, тогда как другие не подкреплены в должной степени юридически и организационно. Например, Президент РБ еще в 2010 г. предписал «обеспечить максимальное расширение сферы применения электронного документооборота. при осуществлении хозяйственного судопроизводства» [4]; программой деятельности Правительства РБ на 2011-2015 гг. было установлено, что одним из направлений государственной политики в области информационно-коммуникационных технологий является «содействие формированию электронного правосудия» [5, с. 44], однако конкретных мер, за исключением перечисленных выше и принятых при непосредственном участии Высшего Хозяйственного Суда, т.е. «изнутри» системы, было реализовано немного.
С практической точки зрения можно рассмотреть следующие возможности:
- восстановление сервиса подачи процессуальных обращений посредством сайта Верховного Суда РБ, сначала ограничившись экономическими делами, а в перспективе, с учетом внесения изменений в законодательство, предоставив аналогичные возможности и сторонам по другим категориям дел;
- облегчение доступа всех заинтересованных лиц к текстам судебных актов (в настоящее время на сайте Верховного Суда лишь частично выкладываются постановления Пленума и Президиума, полноценный же доступ к нормативным правовым актам можно получить при помощи государственной информационно-поисковой системы «Эталон», но на коммерческой основе);
- проблема недостаточной осведомленности населения о возможностях применения ИТ решается «посредством проведения тренингов, круглых столов, массовой пропагандой», созданием бесплатных консультативных центров и т.д. [10, с. 245].
Реализация подобного рода мер, позволяющих развивать отдельные элементы электронного правосудия, «обеспечивает абсолютную открытость и доступность судов, способствует улучшению качества судейской работы» [9, с. 284] и в конечном счете будет служить повышению эффективности работы судебной системы.
Список литературы:
1. Хозяйственный процессуальный кодекс РБ от 15.12.1998 №219-З (с последующими изменениями и
РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ В РБ
Драгилев Е.В. Драгилева Л.Л.
дополнениями) // Национальный реестр правовых актов РБ, 20.03.2001, 2/745.
2. Закон РБ от 10.01.2011 №241-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы РБ по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» // Национальный реестр правовых актов РБ, 20.01.2011, 2/1793.
3. Закон РБ от 01.07.2014 № 174-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы РБ по вопросам совершенствования судопроизводства в судах, рассматривающих экономические дела» // Национальный реестр правовых актов РБ, 10.07.2014, 2/2172.
4. Директива Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в РБ» // Национальный реестр правовых актов РБ, 06.01.2011, 1/12259.
5. Программа деятельности Правительства РБ на 2011-2015 гг.: Утв. Постановлением Совета Министров РБ от 18.02.2011 №216 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.by/upload/docs/pdp2011_ 2015.pdf.
6. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ от 07.08.2009 №11 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://naviny.org/2009/08/07/by24484. htm.
7. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ от 24.12.2010 №9 «Об итогах работы хозяйственных судов РБ в 2010 г. и задачах на 2011 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belarus.news-city.info/docs/2010by/crfxfnm-tcgkfnyj11343.htm.
8. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ от 23.12.2011 №23 «Об итогах работы хозяйственных судов РБ в 2011 г. и задачах на 2012 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: court.by/upload/post%20N23%2023_12_2011.doc.
9. Жук, М. Г. Электронные документы как элемент «электронного правосудия» / М. Г. Жук, Е. И. Шулейко, В. К. Бойко // Технологии информатизации и управления : сб. науч. ст. - Вып. 2. - Минск, 2011. - С. 283-285.
10. Клочко, М. А. Электронное правосудие в Республике Беларусь / М. А. Клочко // Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития : материалы VI Международной научно-практической конференции студентов (Минск, 17-18 апреля 2013 г.). - Минск, 2013. - С. 244-246.
11. Федотов, О. Электронное правосудие в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-gov.by/ekspert/elektronnoe-pravosudie-v-respublike-belarus.
12. Электронное правосудие в хозяйственном суде Минской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://court.gov.by/minsk/news/c53f663179a00e8c. html.
Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Статья проверена в системе «Антиплагиат».