Научная статья на тему 'Актуальные вопросы развития электронного правосудия в республике Беларусь'

Актуальные вопросы развития электронного правосудия в республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1445
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / БЕЛАРУСЬ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ / СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Драгилев Евгений Владимирович, Драгилева Людмила Леонидовна

Статья посвящена опыту создания и внедрения электронного правосудия в Республике Беларусь. Анализируется использование элементов электронного правосудия в системе хозяйственных судов республики, а также рассматриваются возможные меры по развитию электронного правосудия в сформированных судах общей юрисдикции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current issues in e-justice in the Republic of Belarus

The article is devoted to the Belorussian experience in the field of development of e-justice in the Republic. It deals with use of some elements of e-justice in the system of economic courts of Belarus in the past and reports on measures that can be taken in regular courts at the present time.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы развития электронного правосудия в республике Беларусь»

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ В РБ

Драгилев Е.В. Драгилева Л.Л.

2.29. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Драгилев Евгений Владимирович. Должность: преподаватель. Место работы: Российский государственный университет правосудия. Филиал: Ростовский филиал. Подразделение: кафедра общеобразовательных дисциплин. Драгилева Людмила Леонидовна, канд. физ.-мат. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Российский государственный университет правосудия. Филиал: Ростовский филиал. Подразделение: кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин. E-mail: ludmiladr@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена опыту создания и внедрения электронного правосудия в Республике Беларусь. Анализируется использование элементов электронного правосудия в системе хозяйственных судов республики, а также рассматриваются возможные меры по развитию электронного правосудия в сформированных судах общей юрисдикции.

Ключевые слова: электронное правосудие, Беларусь, хозяйственные суды, суды общей юрисдикции.

CURRENT ISSUES IN E-JUSTICE IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Dragilev Evgeniy Vladimirovich. Position: lecturer. Place of employment: Russian State University of Justice. Branch: Rostov branch. Department: general education disciplines chair.

Dragilevа Lyudmila Leonidovna, PhD in physico-mathematical sciences, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Russian State University of Justice. Branch: Rostov branch. Department: humanitarian, social and economic disciplines. E-mail: ludmiladr@mail.ru

Annotation. The article is devoted to the Belorussian experience in the field of development of e-justice in the Republic. It deals with use of some elements of e-justice in the system of economic courts of Belarus in the past and reports on measures that can be taken in regular courts at the present time.

Keywords: e-justice, Belarus, economic courts, regular courts.

Широкий круг вопросов, связанных со становлением электронного правосудия, на протяжении нескольких лет не выходит из поля зрения исследователей в нашей стране и за рубежом. Это обусловлено в первую очередь тем, что процесс внедрения информационных технологий (ИТ) в самые разные сферы жизни непрерывно ускоряется и интенсифицируется. Общество постепенно осознает, что использование ИТ является необходимым, без них уже нельзя обходиться в современном мире.

В связи с этим несомненный интерес представляет изучение опыта зарубежных стран по созданию систем электронного правосудия. Анализ такого опыта помогает объективно оценить путь, проделанный нашей страной в данной области, избежать возможных проблем, заимствовать и развивать отдельные достижения. Некоторые затруднения при этом могут возникнуть по причине больших различий между правовыми системами государств, их экономическим укладом,

культурно-историческими традициями и т.д.; тем более ценной кажется нам возможность рассмотрения опыта такого государства, как Республика Беларусь (РБ), по многим показателям достаточно близкого к Российской Федерации.

Возникновение и развитие электронного правосудия в Беларуси отличается некоторым своеобразием. На высоком уровне об электронном правосудии в республике заговорили в 2009 г., когда соответствующую инициативу проявила судебная власть в лице бывшего Высшего Хозяйственного Суда РБ [11] (в 2014 г. в Беларуси хозяйственные суды были объединены с общими судами, образовав единую систему судов общей юрисдикции). В соответствии с Примерными нормативами материально-технического обеспечения хозяйственных судов РБ предусматривалось обеспечение всех хозяйственных судов различными видами компьютерной и оргтехники, в том числе для организации видеоконференций и фиксации судебных заседаний, а также «программными и техническими средствами для организации "электронного правосудия"» [6]. Именно эти Нормативы стали первым официальным белорусским документом, в котором появляется сам термин «электронное правосудие»; интересно, что определения электронного правосудия в документе не содержалось, - практические потребности судебной системы опередили теоретические изыскания.

Еще один важный документ Высшего Хозяйственного Суда в качестве целей для хозяйственных судов на 2011 г. ставит «продолжение работы» по применению элементов электронного правосудия, к числу которых отнесены:

- аудио- и видеофиксирование судебных заседаний;

- дистанционный порядок рассмотрения и пересмотра судебных дел;

- рассмотрение обращений, прием граждан с использованием систем видеоконференцсвязи;

- использование «электронных дел» [7].

Как видно, внедрение электронного правосудия, как и в других государствах, началось с подготовительного этапа - информатизации системы хозяйственных судов и создания соответствующей материально-технической базы, наличие которой является необходимым условием для функционирования электронного правосудия.

После завершения этого этапа естественным образом начали возникать задачи более высокого уровня сложности. Технические усовершенствования в виде простого применения компьютерной техники в делопроизводстве стали в целом успешно использоваться, но потребовался пересмотр и внесение некоторых изменений в нормативные правовые акты. Понятно, что без изменений в законодательстве основополагающие принципы электронного правосудия реализованы быть не могут.

В частности, в 2011 г. в ст. 7 Хозяйственного процессуального кодекса РБ были внесены поправки [2], в соответствии с которыми обращение «в суд, рассматривающий экономические дела», может быть «дополнительно передано... в электронном виде» (имеются в виду такие формы обращений в суд, как исковое заявление, апелляционные, кассационные и иные жалобы, протесты, ходатайства и т.д.). На практике формулировка кодекса породила некоторую неопределенность относительно того, что именно имел в виду законодатель. Можно понимать это положение в том смысле, что обращение обязательно должно быть подано в

3'2017

Пробелы в российском законодательстве

бумажном виде, но в дополнение к этому заявитель имеет право воспользоваться электронным способом; можно, напротив, предположить, что электронное обращение вводится именно как равноправный, хотя и дополнительный способ коммуникации с судом.

Примечательно, что судебная практика однозначно пошла по второму пути, выбрав расширительное толкование нормы закона. Так, Минский хозяйственный суд в 2011 г. рассматривал дело о взыскании задолженности по лизинговым платежам, используя элементы электронного правосудия. Исковое заявление вместе с материалами по делу поступило в суд по электронной почте, после чего «было зарегистрировано канцелярией суда, перенесено на бумажный носитель и... передано судье»; заседание с представителями лиц, участвующих в деле, «было назначено. с использованием видеоконференцсвязи»; копии определений «о принятии искового заявления, возбуждении производства по делу и назначении примирителя» были направлены по электронным адресам истца и ответчика; стороны по электронной почте уведомили суд о получении определений суда; в рамках примирительной процедуры «с использованием видеоконфе-ренцсвязи сторонами достигнуто соглашение» и в тот же день «по итогам судебного разбирательства. с использованием видеоконференцсвязи. хозяйственный суд утвердил соглашение о примирении, заключенное между истцом и ответчиком» [12].

В конечном счете белорусский законодатель полностью поддержал точку зрения судебных органов, и с 2014 г. в соответствии с новым законом [3] положение ст. 7 Хозяйственного процессуального кодекса РБ стало звучать следующим образом: «Обращение. может быть подано в суд, рассматривающий экономические дела, в электронном виде» [1], что исключило возможность разночтений.

Не менее важные для электронного правосудия положения зафиксированы в ст. 84 кодекса, в соответствии с которой письменными доказательствами признается в том числе информация, «выполненная в форме цифровой. записи, размещенная в глобальной компьютерной сети Интернет», а также документы и материалы, «полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи». Ст. 189 позволяет производить аудио- или видеозапись судебного заседания и приобщать электронные носители к протоколам заседаний (традиционный протокол в этом случае не отменяется, но часть записей в нем не делается).

В целом в системе хозяйственных судов удалось добиться целого ряда достижений. На сайте Высшего Хозяйственного Суда появился электронный сервис для процессуальных обращений, начали выкладываться расписания судебных заседаний, был облегчен доступ к судебным актам, запланированы дальнейшие шаги по развитию электронного правосудия в целом [8].

Таким образом, главную роль в деле создания системы электронного правосудия в Беларуси на первом этапе сыграли хозяйственные суды. Можно вспомнить, что и в России ситуация складывалась во многом сходно, и со многими нововведениями мы впервые встретились в системе арбитражных судов. Скорее всего, причины этого вполне объективны и связаны с тем, что в силу специфики рассматриваемых арбитражными или хозяйственными судами дел именно эти суды более всего подходят для внедрения электронного правосудия.

В настоящее время применительно к электронному правосудию в Беларуси правомерно говорить о переходном периоде, связанном с созданием в республике единой системы судов общей юрисдикции. В этих условиях важно не растерять ценный опыт, уже накопленный в хозяйственных судах, а, напротив, постепенно распространить его на всю судебную систему республики. Весь комплекс работ в этом направлении нам представляется целесообразным разделить на две большие сферы: концептуальную и практическую.

К первой следует отнести обсуждение, разработку и принятие на высоком уровне документов базового характера, в которых было бы наконец дано легальное определение термина «электронное правосудие», а также зафиксированы цели и задачи государственной политики в данной области, возможно, с указанием соответствующих сроков. Сейчас нормативная база в области электронного правосудия сильно фрагменти-рована, имеет ведомственный характер, упоминания о нем разрознены, некоторые из соответствующих правовых норм уже утратили силу, тогда как другие не подкреплены в должной степени юридически и организационно. Например, Президент РБ еще в 2010 г. предписал «обеспечить максимальное расширение сферы применения электронного документооборота. при осуществлении хозяйственного судопроизводства» [4]; программой деятельности Правительства РБ на 2011-2015 гг. было установлено, что одним из направлений государственной политики в области информационно-коммуникационных технологий является «содействие формированию электронного правосудия» [5, с. 44], однако конкретных мер, за исключением перечисленных выше и принятых при непосредственном участии Высшего Хозяйственного Суда, т.е. «изнутри» системы, было реализовано немного.

С практической точки зрения можно рассмотреть следующие возможности:

- восстановление сервиса подачи процессуальных обращений посредством сайта Верховного Суда РБ, сначала ограничившись экономическими делами, а в перспективе, с учетом внесения изменений в законодательство, предоставив аналогичные возможности и сторонам по другим категориям дел;

- облегчение доступа всех заинтересованных лиц к текстам судебных актов (в настоящее время на сайте Верховного Суда лишь частично выкладываются постановления Пленума и Президиума, полноценный же доступ к нормативным правовым актам можно получить при помощи государственной информационно-поисковой системы «Эталон», но на коммерческой основе);

- проблема недостаточной осведомленности населения о возможностях применения ИТ решается «посредством проведения тренингов, круглых столов, массовой пропагандой», созданием бесплатных консультативных центров и т.д. [10, с. 245].

Реализация подобного рода мер, позволяющих развивать отдельные элементы электронного правосудия, «обеспечивает абсолютную открытость и доступность судов, способствует улучшению качества судейской работы» [9, с. 284] и в конечном счете будет служить повышению эффективности работы судебной системы.

Список литературы:

1. Хозяйственный процессуальный кодекс РБ от 15.12.1998 №219-З (с последующими изменениями и

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ В РБ

Драгилев Е.В. Драгилева Л.Л.

дополнениями) // Национальный реестр правовых актов РБ, 20.03.2001, 2/745.

2. Закон РБ от 10.01.2011 №241-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы РБ по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» // Национальный реестр правовых актов РБ, 20.01.2011, 2/1793.

3. Закон РБ от 01.07.2014 № 174-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы РБ по вопросам совершенствования судопроизводства в судах, рассматривающих экономические дела» // Национальный реестр правовых актов РБ, 10.07.2014, 2/2172.

4. Директива Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в РБ» // Национальный реестр правовых актов РБ, 06.01.2011, 1/12259.

5. Программа деятельности Правительства РБ на 2011-2015 гг.: Утв. Постановлением Совета Министров РБ от 18.02.2011 №216 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.by/upload/docs/pdp2011_ 2015.pdf.

6. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ от 07.08.2009 №11 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://naviny.org/2009/08/07/by24484. htm.

7. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ от 24.12.2010 №9 «Об итогах работы хозяйственных судов РБ в 2010 г. и задачах на 2011 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belarus.news-city.info/docs/2010by/crfxfnm-tcgkfnyj11343.htm.

8. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ от 23.12.2011 №23 «Об итогах работы хозяйственных судов РБ в 2011 г. и задачах на 2012 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: court.by/upload/post%20N23%2023_12_2011.doc.

9. Жук, М. Г. Электронные документы как элемент «электронного правосудия» / М. Г. Жук, Е. И. Шулейко, В. К. Бойко // Технологии информатизации и управления : сб. науч. ст. - Вып. 2. - Минск, 2011. - С. 283-285.

10. Клочко, М. А. Электронное правосудие в Республике Беларусь / М. А. Клочко // Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития : материалы VI Международной научно-практической конференции студентов (Минск, 17-18 апреля 2013 г.). - Минск, 2013. - С. 244-246.

11. Федотов, О. Электронное правосудие в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-gov.by/ekspert/elektronnoe-pravosudie-v-respublike-belarus.

12. Электронное правосудие в хозяйственном суде Минской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://court.gov.by/minsk/news/c53f663179a00e8c. html.

Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Статья проверена в системе «Антиплагиат».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.