Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОЕНИЕ СССР: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ[3]'

ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОЕНИЕ СССР: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ[3] Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
646
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА СССР / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОЕНИЕ / ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бугров Константин Дмитриевич

Статья предлагает комплексную характеристику важнейших технико-производственных центров электромашиностроения СССР в историко-географическом и хронологическом аспектах, с учетом специализации каждого из выявленных центров. Выделены важнейшие исторические этапы формирования географии советского электромашиностроения. На основании выявленных научно-образовательно-производственных конфигураций конкретных центров предложена классификация центров советского электромашиностроения по 4 основным категориям в важнейших отраслях данной производственной сферы (тяжелое электромашиностроение, высоковольтная аппаратура, электровозостроение, электромоторостроение, конденсаторостроение, низковольтная аппаратура). Показано, что крупнейшие центры электромашиностроения сложились поначалу в Москве и Ленинграде, в изобилии обеспеченных квалифицированными рабочими и научно-техническими кадрами. Часть производств формировалась в связи с локальной ресурсно-производственной спецификой - такой, как электрификация шахтных работ в угольных бассейнах (Первомайск), гидроэнергетика (Чирчик, Запорожье), потребность в электротяге в условиях горного рельефа (Тбилиси). Однако ключевое влияние на размещение электромашиностроения в СССР оказали волны эвакуации в годы мировых войн (Харьков, Баранчинский, Чебоксары). Отмечено также ориентация советских планировщиков на равномерное размещение по стране новых технико-производственных узлов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRIC MACHINE-BUILDING OF THE USSR: FORMTION OF THE KEY RESEARCH AND TECHNOLOGICAL CENTERS

The article characterizes the key technical and industrial centers of the electric machine-building of USSR in its historical, geographical and chronological aspects, paying special attention to the specialization of each center. The author specifies the stages of formation of geography of Soviet electric machine-building. Based on the study of scientific-educational-technological configurations, the author classifies the centers of Soviet electric machine-building into 4 main categories in the most important branches of this industrial sphere (that is, heavy electric machines, high-voltage devices, electric locomotive construction, electric motors, condenser building, low-voltage devices). It is shown that the largest centers of electrical engineering were formed at first in Moscow and Leningrad, abundantly provided with skilled workers and scientific and technical personnel. Some of the industries were formed in connection with the local resource and production specifics, such as electrification of mine operations in coal basins (Pervomaisk), hydropower (Chirchik, Zaporozhye), the need for electric traction in mountainous terrain (Tbilisi). However, evacuation waves during the World Wars (Kharkov, Baranchinsky, Cheboksary) had a key influence on the placement of electrical engineering in the USSR. It also noted the orientation of Soviet planners towards the even distribution of new technical and production units throughout the country.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОЕНИЕ СССР: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ[3]»

13. Yaroslavskij Em. Na putyah k kommune. M.-L., 1930. S. 43.

14. Lyudi Stalingradskogo traktornogo: [Sbornik statej] /Sost. Ya. Il'in; Otv. red. L. Mekhlis. - M., 1933.

15. Vodolagin M.A. Pervyj traktornyj... - M., 1968. S. 21.

16. KPSS v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov, konferencij i plenumov CK. - M., 1984. T. 5. 1929-1932.

17. XVII Vsesoyuznoj Kommunisticheskoj partii (b). 26 yanvarya - 10 fevralya 1934 g. - M., 1934.

18. Strana Sovetov za 50 let: Sb. st. i materialov. - M., 1967.

БЛОНСКИИ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры «Философия, социология и история» Российского университета транспорта (МИИТ) (leonidas78@inbox.ru)

BLONSKY, LEONID V. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of Philosophy, Sociology and History of the Russian University of Transport (MIIT) (leonidas78@inbox.ru).

УДК 94(47).084:338.45(621+621.31) DOI: 10.24412/2308-264X-2021-5-65-78

БУГРОВ К.Д.

ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОЕНИЕ СССР: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ3

Ключевые слова: экономика СССР, научно-технические центры, электромашиностроение, история электротехнической промышленности.

Статья предлагает комплексную характеристику важнейших технико-производственных центров электромашиностроения СССР в историко-географическом и хронологическом аспектах, с учетом специализации каждого из выявленных центров. Выделены важнейшие исторические этапы формирования географии советского электромашиностроения. На основании выявленных научно-образовательно-производственных конфигураций конкретных центров предложена классификация центров советского электромашиностроения по 4 основным категориям в важнейших отраслях данной производственной сферы (тяжелое электромашиностроение, высоковольтная аппаратура, электровозостроение, электромоторостроение, конденсаторостроение, низковольтная аппаратура). Показано, что крупнейшие центры электромашиностроения сложились поначалу в Москве и Ленинграде, в изобилии обеспеченных квалифицированными рабочими и научно-техническими кадрами. Часть производств формировалась в связи с локальной ресурсно-производственной спецификой - такой, как электрификация шахтных работ в угольных бассейнах (Первомайск), гидроэнергетика (Чирчик, Запорожье), потребность в электротяге в условиях горного рельефа (Тбилиси). Однако ключевое влияние на размещение электромашиностроения в СССР оказали волны эвакуации в годы мировых войн (Харьков, Баранчинский, Чебоксары). Отмечено также ориентация советских планировщиков на равномерное размещение по стране новых технико-производственных узлов.

BUGROV, K.D.

ELECTRIC MACHINE-BUILDING OF THE USSR: FORMTION OF THE KEY RESEARCH AND TECHNOLOGICAL CENTERS

Key words: economics of USSR, technological centers, electric machine building, history of electrical industry.

The article characterizes the key technical and industrial centers of the electric machine-building of USSR in its historical, geographical and chronological aspects, paying special attention to the specialization of each center. The author specifies the stages of formation of geography of Soviet electric machine-building. Based on the study of scientific-educational-technological configurations, the author classifies the centers of Soviet electric machine-building into 4 main categories in the most important branches of this industrial sphere (that is, heavy electric machines, high-voltage devices, electric locomotive construction, electric motors, condenser building, low-voltage devices). It is shown that the largest centers of electrical engineering were formed at first in Moscow and Leningrad, abundantly provided with skilled workers and scientific and technical personnel. Some of the industries were formed in connection with the local resource and production specifics, such as electrification of mine operations in coal basins (Pervomaisk), hydropower (Chirchik, Zaporozhye), the need for electric traction in mountainous terrain (Tbilisi). However, evacuation waves during the World Wars (Kharkov, Baranchinsky, Cheboksary) had a key influence on the placement of electrical engineering in the USSR. It also noted the orientation of Soviet planners towards the even distribution of new technical and production units throughout the country.

Развитым электромашиностроительным комплексом обладают лишь немногие страны мира. Первопроходцами электромашиностроения с конца XIX в. выступали страны Западной Европы и США. В 1920-х - 1930-х гг. в «клуб» электромашиностроительных держав вступили также СССР и Япония. К середине 1960-х гг. доминирующие позиции в глобальной экономике занимали крупнейшие международные концерны тяжелого машиностроения, сконцентрировавшие в своих руках основные научно-технические разработки и представлявшие узкий круг развитых индустриальных стран: США, Великобританию, Германию, Францию, Японию, Швейцарию, Швецию, в значительно меньшей степени - Бельгию, Италию и Австрию [1, р. 14-15]. Однако начавшийся после Второй мировой войны рост электромашиностроения в

3 Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ и Правительства Свердловской области № 20-49-660015 «Екатеринбург-Свердловск как интеллектуальный центр России в эпоху промышленного модерна: вехи становления (конец XIX - конец XX вв.)».

развивающихся странах привел во 2-й половине XX в. к новым сдвигам в географии центров электромашиностроения. Крупные предприятия данного профиля появились в Китае, Индии, Республике Корея, Пакистане, Бразилии [2; 3, р. 278-279]. К 1980-м гг. глобальный научно-производственный комплекс электромашиностроения, в целом, сложился, хотя удельный вес отдельных его элементов сильно менялся в последующие десятилетия в зависимости от ряда факторов.

Истории электромашиностроения в СССР посвящен ряд крупных обобщающих трудов [47], выделивших основные категории электромашиностроительного производства, зафиксировавших исторические вехи развития комплекса, осветивших историю конкретных заводов и научных центров. Вместе с тем, в историографии отсутствует цельная характеристика отечественного электромашиностроительного комплекса, дающая не только общий обзор научно-технического прогресса в данной сфере, но и увязывающая производственные мощности, вузовские факультеты и научно-исследовательские институты в географическом и хронологическом контекстах.

С целью восполнения данного пробела, в статье предложен обобщающий обзор исторической динамики формирования ключевых центров советского электромашиностроения, их специфических научно-технологических характеристик. При этом автор исходил из того, что в состав электротехнической промышленности включают «20 основных взаимно связанных между собой подотраслей по производству: турбо- и гидрогенераторов, крупных электрических машин электродвигателей, кранового электрооборудования, электровозов, тягового электрооборудования, силовых выпрямителей, трансформаторов, аппаратуры высокого и низкого напряжения, электротермического оборудования, электросварочного оборудования, аккумуляторов, электроугольных изделий, электрофарфора, осветительной аппаратуры и электроламп, рентгеновского оборудования, электроустановочных изделий, электроизоляционных материалов и кабельных изделий» [8, с.13]. Объектом изучения в статье является не вся электротехническая промышленность, а лишь ее часть - электромашиностроение, под которым подразумевают выпуск оборудования, преобразующего механическую энергию в электрическую (генераторы), преобразующего электрическую энергию в механическую (электродвигатели), а также аппаратов, необходимых для передачи электроэнергии (трансформаторы, выключатели и т. п.), хотя они и не являются в строгом смысле машинами [9, с5].

На старте своего развития научно-техническая и производственная деятельность в сфере электромашиностроения была сконцентрирована в двух крупнейших городах Российской империи

- Санкт-Петербурге и Москве, а также в Прибалтике [10, с. 9]. Таким образом, география электромашиностроения СССР на своем старте не совпадала с дореволюционной: ряд важных центров электромашиностроения оказался на территории Латвии и Эстонии. Вместе с тем, важнейшую роль сыграл процесс эвакуации, спровоцированной Первой мировой войной: приближение германских войск заставило перебросить заводы Риги и Таллинна глубоко в тыл. Таким образом, с самого начала в советском электромашиностроении взаимодействовали два типа центров: столичные и опорно-тыловые, возникшие в результате перемещения целых производственных коллективов под давлением военных обстоятельств.

В Ленинграде ключевую роль играл завод «Электросила» (основан как российское предприятие германской фирмы «Сименс-Шуккерт»). В 1924 г. именно этот завод создал гидрогенераторы для Волховской и Земо-Авчальской ГЭС [6, с. 58], положив начало советскому генераторостроению, а в 1926 г. - начал выпуск первых советских ртутных выпрямителей, разработанных В.К. Крапивиным [4, с. 398]. В 1930-х гг. завод сосредоточился на выпуске крупных генераторов и мощных электромоторов для тяжелой индустрии [10, с. 9]. В 1927 г. М.П. Костенко организовал и возглавил «бюро исследований» завода, ставшее тем центром, где фактически «зародилась советская научно-техническая школа электромашиностроения» [11, с.89]. С «Электросилой» связаны имена таких выдающихся конструкторов гидрогенераторов, как Р.А. Лютер, А.Е. Алексеев, Е.Г. Комар, В.П. Федоров, П.Н. Фролов, Е.И. Цибульский, во 2-й половине XX в. - В.В. Романов. Другой «тяжеловес» ленинградского электромашиностроения -завод «Электроаппарат» (основан в 1910 г. как завод акционерного общества «Сименс-Шуккерт»)

- изготавливал высоковольтное оборудование, в том числе масляные выключатели [6, с. 66-68].

Важнейшим центром подготовки электромашиностроителей в СССР стал Ленинградский политехнический институт (ЛИИ). Здесь в 1920-х - 1930-х гг. работали А.В. Винтер, А.А. Горев, А.В. Вульф, М.А. Шателен, В.А. Толвинский. С 1931 г. кафедрой электрических машин ЛИИ руководил М.И. Костенко, что способствовало глубокой интеграции вуза и завода «Электросила» [12, с. 47]. В послевоенный период развитие электротехники в ЛИИ связано с именами А.И. Вольдека (работавшего также в Таллинне), И.Ю. Каасика, Н.Н. Тиходеева и ряда других специалистов, а таких выпускников ЛИИ, как Д. А. Завалишин, Л. М. Пиотровский, И. А. Глебов, которые определяли развитие электротехники в других вузах города. Конечно, одним ЛИИ разработка вопросов электромашиностроения высшей школой Ленинграда не ограничивалась. Так, проблемы электротяги изучались на организованном в 1932 г. электромеханическом факультете Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), где работали А.Е. Алексеев, А.Б. Лебедев, В.А. Шевалин [13, с. 8-10]. Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ) в большей степени специализировался на системах автоматики и телекоммуникации. Хотя в ЛЭТИ имелись сильные коллективы, изучавшие электромашины и трансформаторы (Ф.И. Холуянов), а также технику высоких напряжений (А.А. Смуров), в 1930-х гг., после череды болезненных для ленинградских вузов преобразований, электромашиностроительная специальность в основном была передана в ЛИИ [14, с. 78].

В системе ленинградских научно-исследовательских институтов довоенной поры ведущие позиции занимал Ленинградский электрофизический институт (ЛЭФИ), в 1931 г. выделенный из состава Государственного физико-технического института. Хотя он специализировался в области систем связи, в структуре института имелась высоковольтная лаборатория, в которой работали

A.А. Чернышев, В.Н. Глазанов и другие специалисты. Однако в 1935 г. ЛЭФИ был расформирован [15, с. 148].

Другой электромашиностроительный кластер сложился в Москве. Он включал Московский электромашиностроительный завод «Динамо» (основан в 1898 г. как завод Центрального электрического общества) и Московский электромеханический завод имени Владимира Ильича (МЭМЗ, основан в 1847 г., с 1916 г. был известен как завод Михельсона). В 1930-х гг. предприятия приобрели специализацию: «Динамо» - выпуск электротяговых двигателей (трамвайное и троллейбусное оборудование, электровозы) и электродвигателей для промышленного оборудования, а также крановых двигателей [4, с. 322]; МЭМЗ - выпуск асинхронных электродвигателей. Не менее мощной в городе была и университетская база. Иервоначально ведущим электротехническим вузом Москвы являлось Московское высшее техническое училище (МВТУ), где преподавал основоположник московской электротехнической школы К.А. Круг [16, с. 2]. В 1930 г. на базе профильных факультетов МВТУ и Института народного хозяйства был создан Московский энергетический институт (МЭИ), ставший ведущим вузом СССР в области электромашиностроения. Здесь работали такие специалисты, как К.И. Шенфер, Г.Н. Иетров, Л.И. Сиротинский. Специализации по электровозостроению в МЭИ не было. С 1930 г. вопросы электрической тяги изучались на профильной кафедре Московского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта (МЭМИИТ), где работали Е.С. Аватков,

B.Г. Иванов-Смоленский, В.Б. Медель и другие специалисты.

Кроме того, в Москве был организован ряд научных институтов электромашиностроительного и электротехнического профиля. Важнейшим из них являлся созданный в 1921 г. Всесоюзный электротехнический институт (ВЭИ). Основными направлениями его разработок были системы передачи и распределения электроэнергии, разработка коммутационной аппаратуры высокого и среднего напряжения (Л.И. Сиротинский, Д.В. Разевиг, В.И. Левитов, И.И. Верещагин), трансформаторов (В.А. Карасев, А.В. Ианов), систем защиты от напряжений, преобразователей и систем регулирования, конструирования турбогенераторов (В.В. Енько, С.В. Юдицкий, Г.Н. Иетров) [17, с. 4-5; 18]. Крупный вклад в развитие генераторостроения внес выпускник МЭИ И.А. Сыромятников - под его руководством впервые в мире в практику была внедрена автоматическая форсировка возбуждения генераторов [19, с. 60].

Другим научным центром был учрежденный в 1930 г. Энергетический институт имени Г. М. Кржижановского (ЭНИН), до 1961 г. находившийся в структуре Академии наук СССР. Здесь работали такие ученые, как К.А. Круг, А.В. Винтер, Л.Р. Нейман, Д.Г. Жимерин, Д.В. Разевиг,

Ю.Г. Толстов и многие другие. Проблемы электровозостроения изучали в центральном НИИ Народного комиссариата путей сообщения (ЦНИИ НКПС, позднее - Всесоюзный НИИ железнодорожного транспорта, ВНИИЖТ), среди крупнейших ученых этого исследовательского центра надо назвать М.Д. Находкина, Б.Н. Тихменева, З.М. Рубчинского и других [20, с. 91-120].

Как отмечалось, новые центры электромашиностроения, возникавшие за пределами старого ареала, сформировались в опорно-тыловой парадигме. В 1915 г. из Риги в Харьков был переброшен завод российского филиала германской компании «AEG» [4, с. 309]. В 1925 г. на его базе был образован Харьковский электромеханический завод (ХЭМЗ), производивший электрические машины для промышленности [10, с. 9]. В 1916 г. из Таллинна в поселок Баранчинский была эвакуирована часть электромашиностроительного завода «Вольта». На данной базе был создан Уральский электромеханический завод имени Калинина. К 1939 г. этот завод разработал собственную серию синхронных генераторов малой мощности [21, с. 19]. Кроме того, в январе 1917 г. в Ярославле был заложен завод шведской электротехнической компании «ASEA», однако эта стройка была заморожена. Следует также отметить разработки 1920-х гг., выполненные в Грузинском политехническом институте (ГПИ) в Тбилиси, где А.И. Дидебулидзе и К.М. Амираджиби создали первый в СССР электротрактор [22, с. 66]. Важными центрами подготовки специалистов были также Ивановский энергетический институт, Киевский политехнический институт и Одесский политехнический институт, хотя в самих этих городах не сложились крупные электромашиностроительные комплексы [23, с. 163].

Острая нехватка научно-технического обеспечения электромашиностроения заставляла советское правительство прибегать к помощи иностранных компаний. Так, в 1920-х гг. был заключен ряд договоров с уже упомянутой AEG [24, с. 216; 25]. В 1928 г. в Москве начал работу многопрофильный Электрозавод, выстроенный по модели берлинского завода AEG [26, с. 19]. Хотя этот промышленный гигант включил в себя ряд мелких электроламповых дореволюционных производств, главной сферой его специализации стало трансформаторостроение (в конце 1930-х гг. предприятие было разделено на три части, выпускавшие, соответственно, трансформаторы, электролампы и автотракторное электрооборудование). В 1927-1930 гг. в рамках концессии шведской фирмы «ASEA» был достроен Ярославский электромашиностроительный завод (ЯЭМЗ) [27]. Этот завод специализировался на выпуске асинхронных электродвигателей для промышленной техники, однако своей научно-учебной базы не получил: вузы Ярославля не имели специализаций по электромашиностроению. Наконец, в годы первой пятилетки электромашиностроительную специализацию получил тамбовский завод «Ревтруд» [28, с. 74].

По-настоящему крупные шаги по расширению в СССР географии электромашиностроения были предприняты лишь со стартом индустриализации. Одним из ее приоритетов являлось создание мощных опорных центров электромашиностроения. В западной части СССР таким центром выступил уже имевший солидную базу Харьков. В 1932 г. был создан Харьковский электротехнический завод, выпускавший электродвигатели, а в 1934 г. вошел в строй крупнейший Харьковский турбогенераторный завод - в конце 1930-х гг. два эти завода образовывали единое предприятие [29, с. 12]. Научно-образовательную базу предоставлял Харьковский политехнический институт (ХПИ). У истоков профильного факультета ХПИ стоял видный электротехник П.П. Копняев, а в 1930-е - 1940-е гг. здесь работали такие ученые, как А.И. Бертинов, Б.Ф. Вашура, А.А. Скоморохов, И.С. Рогачев, Л.Л. Рожанский, В.М. Хрущев и другие.

Центром электромашиностроения на востоке страны должен был стать Свердловск, где планировалось строительство Уральского электромашиностроительного комбината -«невиданного гиганта, каких еще не знает история электропромышленности мира» [30, л. 58]. Но амбициозный план не был осуществлен в полной мере: в 1934 г. в строй вошел завод «Уралэлектромашина», выпускавший сталеплавильные электропечи, выключатели и трансформаторы. Предприятие продолжало расширяться, и в 1939 г. его разделили на два завода - Уральский турбинный завод и «Уралэлектроаппарат». Отметим также нереализованные попытки создания новых предприятий. Так, заложенное в Ступино в 1933 г. электровозостроительное предприятие было в середине 1930-х гг. переориентировано на выпуск алюминиевого полуфабриката, а строительство электровозного завода в Уфе [31, л. 2] даже не было начато.

В рамках третьей пятилетки в конце 1930-х гг. началось возведение ряда новых электромашиностроительных предприятий. В 1939 г. был запланирован турбогенераторный завод

в Лысьве. К 1941 г. его начали строить [32], однако из-за войны завод вошел в строй лишь в 19511952 гг. В том же 1939 г. было решено основать первое электромашиностроительное предприятие к востоку от Урала - завод промышленных электромоторов в Томске. Строительство, начавшееся летом 1940 г., получило импульс осенью 1941 г., когда сюда были переброшены цеха «Электросилы» и Ярославского электромашиностроительного завода [33, с. 13-23]. Так возник завод «Сибэлектромотор», производивший электродвигатели для металлургического и кранового оборудования. Помощь заводу оказывал Томский политехнический институт, где профильную научную школу основал в 1950-х гг. Г.А. Сипайлов [34, с. 258].

Эвакуация оказала большое влияние и на уже действующие электромашиностроительные предприятия Урала. Так, в военные годы Баранчинский, куда были эвакуированы цеха «Электросилы», «Электрика» и ХЭМЗ, стал на некоторое время крупнейшим центром электромашиностроения СССР: здесь соединили усилия местные инженеры (В.Ф. Новокрещенов, С.И. Рычков, М.Я. Алфимов), ленинградцы (Р.А. Лютер, А.Б. Шапиро, В.Н. Евзлин, В.А. Васильев) и харьковчане (В.Р. Ставровиецкий, Э.Д. Кравчик). Они создали серию электродвигателей «Урал», использовавшихся для откачки затопленных оккупантами шахт Донбасса [35, л. 9]. На площадку «Уралэлектроаппарата» были эвакуированы цеха заводов «Электросила», ХЭМЗ и «Электроаппарат», и на ведущие позиции в Свердловске выдвинулись ленинградцы З.Б. Нейман, И.Д. Урусов и другие. «Уралэлектроаппарат» (с 1964 г. -«Уралэлектротяжмаш») начал выпуск выпрямителей для электролизных производств цветной металлургии, в 1950-е гг. приобрел специализацию по выключателям, освоил выпуск гидрогенераторов.

В 1959 г. на базе завода был сформирован Свердловский научно-исследовательский электротехнический институт (СНИЭТИ, позднее - НИИ УЭТМ) [36, с. 166]. В этих условиях перестроили учебный процесс в Уральском политехническом институте (УПИ): хотя подготовка электротехников здесь началась еще в 1920-е гг., профильными направлениями были эксплуатация электросетей, электропривод и сварочная аппаратура. Первый выпуск электромашиностроителей в УПИ состоялся в годы Великой Отечественной войны. В 1956 г. М.М. Акодис, до войны работавший в тресте «Донэнерго», создал кафедру техники высоких напряжений и стенд для испытаний высоковольтной аппаратуры в составе проблемной лаборатории электрических машин и аппаратов [37, с. 198]. К 1960-м гг. сложилась специализация кафедры электрических машин УПИ - разработка бесщеточных возбудителей синхронных машин, применяемых в электромоторостроении и генераторостроении [38]. К 1960-м гг. у руля «Уралэлектротяжмаша» встали выпускники УПИ - конструкторы Е.С. Эльберт, В.П. Лошкарев, Я.Л. Фишлер и другие. В 1959 г. профильная кафедра была открыта и в Уральском институте путей сообщения, наладившем взаимодействие с «Уралэлектроаппаратом».

Подготовка инженеров-электриков в Центральной Азии началась в 1920 г., импульсом для данного направления была гидроэнергетика - еще в 1926 г. в Ташкенте была пущена небольшая Бозсуйская ГРЭС. Руководитель строительства выпускник ЛПИ Г.Ф. Грушкин в 1933 г. возглавил энергетический факультет Среднеазиатского индустриального института в Ташкенте. В 1932 г. началось строительство гидроэлектростанции и электрохимического комбината в Чирчике близ Ташкента, а в 1942 г. на базе электромеханических мастерских Чирчика и эвакуированного ленинградского предприятия «Электропульт» был создан завод «Электрощит» (с 1962 г. -Чирчикский трансформаторный завод). Харьковский завод «Электростанок» в те же годы стал основой для Ташкентского электротехнического завода, производившего щитовые устройства. Кафедра электрических машин Среднеазиатского индустриального института была усилена эвакуированными из Ленинграда М.А. Шателеном, М.П. Костенко, Л.Р. Нейманом и другими учеными. К 1960-м гг. в Ташкенте появились специализированные научные институты.

Эвакуация создавала новые производства и в городах, ранее не имевших электромашиностроительной специализации. Так возникли завод «Электромашина» в Прокопьевске (1941), Медногорский электроаппаратный завод (1941, позднее -«Уралэлектромотор»), ульяновский завод «Электропускатель» (1941; позднее - завод низковольтной аппаратуры «Контактор»), Чебоксарский электроаппаратный завод (1941), завод «Электроаппарат» в Уфе (1941; позднее - Уфимский завод низковольтной аппаратуры), «Кузбассэлектромотор» в Кемерово (1941), Саратовский электротехнический завод (1943),

«Миассэлектроаппарат» (1947) и другие производства [39, с. 155; 40]. Некоторые из них стали основой для формирования известных научно-производственных центров. Так, в Кемерово в составе горного института (позднее - Кузбасский политехнический институт) возник профильный горно-электромеханический факультет, а в 1959 г. при заводе «Кузбассэлектромотор» был организован НИИ электрооборудования для химической, газовой и нефтяной промышленности. Равным образом в Прокопьевске, на базе завода «Электромашина», в 1977 г. был учрежден собственный НИИ. Наиболее же интенсивным стало развитие научных исследований по электротехнике в Чебоксарах [4, с. 386-392]. С историей ЧЭАЗ связаны конструкторы А.М. Бреслер, Г.Ф. Эдельштейн, В.А. Дакшиев, Ю.Б. Михайлов. В 1960 г. был основан Чувашский электротехнический научно-исследовательский институт (ЧЭТНИИ, позднее - Всесоюзный научно-исследовательский институт релестроения, ВНИИР), а в 1967 г. - Чувашский государственный университет, включивший кроме прочего местный филиал МЭИ. Он отличался ярко выраженной специализацией в сфере электротехники (первым заведующим кафедры электрических и электронных аппаратов стал один из конструкторов ЧЭАЗ М.Г. Кобленц). В 1960-х гг. ЧЭАЗ и ЧЭТНИИ привлекали в город молодых специалистов из Новочеркасска, Свердловска, Иваново [41, с. 125]. К 1970 г. на электротехнические кафедры и лаборатории Чувашского университета приходилось практически 80% от общей суммы реализовавшихся в вузе хоздоговоров [42, с. 111]. Столица Чувашии стала известна как «Релеград».

В послевоенный период электромашиностроение начинает развиваться более быстрым темпом. В старых центрах формируются крупные комплексы профильных научных институтов. В 1945 г. в Ленинграде был учрежден НИИ по передаче электроэнергии постоянным током высокого напряжения (НИИПТ). Ядром научно-технической работы НИИПТ стала лаборатория техники высоких напряжений, организованная усилиями А.К. Герцика. В 1958-1986 гг. лабораторию возглавлял Н.Н. Тиходеев; в ней работали Г.Э. Крастин, А.Г. Левит, Л.С. Перельман, Д.И. Артемьев, А.И. Скойбедо и ряд других специалистов [43, с. 235-236]. В 1950 г. по инициативе М.П. Костенко в Ленинграде было создано отделение Института автоматики и телемеханики АН СССР, в 1969 г. превратившееся во Всесоюзный НИИ электромашиностроения (ВНИИэлектромаш). Разработки ВНИИэлектромаш были связаны с моделированием энергосистем (М.П. Костенко, Л.Р. Нейман), автоматизацией систем электропривода (Д.А. Завалишин), конструированием турбогенераторов (Ю.В. Арошидзе), с 1970-х гг. основным направлением работ стало изучение систем возбуждения для мощных генераторов (И.А. Глебов, А.А. Юрганов, В.А. Кожевников). В 1959 г. в Ленинграде было создано Центральное проектно-конструкторское и технологическое бюро крупных электрических машин (ЦПКТБ КЭМ).

Возникали новые научные институты и в Москве. В 1941 г. стараниями электротехника А.Г. Иосифьяна был создан завод № 627, позднее преобразованный во Всесоюзный НИИ электромеханики. Хотя этот институт занимался системами управления, роль ВНИИЭМ и лично А.Г. Иосифьяна в формировании новых центров электромашиностроения в послевоенный период была огромной. В 1944 г. в Москве была создана Центральная научно-исследовательская электротехническая лаборатория (ЦНИЭЛ), в 1958 г. реорганизованная во Всесоюзный НИИ энергетики (ВНИИЭ), в основном изучавший вопросы диагностики электрооборудования и управления энергосистемами. С середины 1950-х гг. в составе ВНИИЭ под руководством М.М. Ботвинника работал коллектив разработчиков асинхронизированных синхронных электрических машин [44, с. 4; 45]. В 1960 г. на базе конструкторского бюро завода «Динамо» был организован Всесоюзный НИИ кранового и тягового машиностроения (ВНИПТИ «Динамо»).

Кардинально расширен был и харьковский научно-учебный и производственной-технический центр. Здесь в 1947 г. начал работу Харьковский электротяговый завод (с 1959 г. -«Электротяжмаш»), первоначально специализировавшийся на электродвигателях для локомотивов, но с 1953 г. начавший также выпуск гидро- и турбогенераторов [46, с. 148; 47]. В 1957 г. на выпуск электродвигателей перевели Харьковский паровозоремонтный завод, отныне получивший имя «Электромашина». Рост производства отражался и на учебно-научной структуре. В ХПИ с 1954 г. существовал отдел механических выпрямителей (позднее - научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «Молния»), который возглавил С.М. Фертик. Институт стал ведущим центром по разработке механических выпрямителей, генераторов импульсных напряжений сверхвысокого диапазона и иного высоковольтного оборудования, в

частности, поставлявшегося для научно-технических подразделений Запорожского трансформаторного завода и «Уралэлектротяжмаша» [48, с. 29]. Кроме того, с 1960-х гг. при ХЭМЗ работал Всесоюзный научно-исследовательский институт электроаппаратуры (ВНИИэлектроаппарат), специализировавшийся по низковольтной аппаратуре.

Еще в 1939 г. в Харькове был создан Институт энергетики АН УССР, возглавленный специалистом по высоковольтной технике В.М. Хрущевым. Однако он специализировался в основном на теплотехнике и строительстве турбин. В 1947 г. из состава Энергетического института АН УССР выделился Институт электротехники (с 1963 г. носящий имя Институт электродинамики), вскоре переведенный в Киев. Для этого института приоритетной стала тема конструирования электронных вычислительных машин. Однако работали здесь и крупные специалисты по электромашинам Л.В. Цукерник, О.М. Костюк и другие. Кроме того, в 1950-х гг. было восстановлено производство электромоторов на таллиннском заводе «Вольта» [49].

Возникали и новые опорные центры электромашиностроения, не связанные ни с довоенным планированием, ни с эвакуацией. Крупнейшим из них стал Новосибирск - первый центр тяжелого электромашиностроения к востоку от Урала [50, с. 162]. В 1953 г. в строй вступил Новосибирский электротяговый завод, уже к 1955 г. получивший новое направление - выпуск турбо- и гидрогенераторов. Так началась историю организационных перетрясок: завод сменил имя на Новосибирский турбогенераторный завод (НТГЗ, с 1976 г. - «Сибэлектротяжмаш»), то сливаясь с другим предприятием, Новосибирским заводом тепловозного оборудования, то отделяясь от него [51]. Быстро формировалась научно-учебная база новосибирского электромашиностроение: в 1950 г. было принято решение о создании Новосибирского электротехнического института, а в 1960 г. на базе НТГЗ был организован Сибирский научно-исследовательский электротехнический институт (СибНИЭТИ), позднее преобразованный в НИИ комплектного электропривода (НИИКЭ). Таким образом к 1960-м гг. в Новосибирске сложился мощный научно-технологический комплекс электромашиностроения.

Другим крупнейшим центром электромашиностроения, возникшим в послевоенные годы, стал Новочеркасск. В 1945 г. местный паровозостроительный завод, вошедший в строй еще в 1936 г., был перепрофилирован, став Новочеркасским электровозостроительным заводом (НЭВЗ), а в 1958 г. на базе завода был организован Всесоюзный НИИ электровозостроения (ВЭлНИИ). Так возник крупнейший в СССР центр изучения электровозостроения, связанный с именами таких ученых, как А.Л. Курочка, И.Л. Шапиро, В.И. Янов. С 1950-х гг. г. к разработке электровозов подключились ВНИИЭМ (Е.С. Аватков) и кафедра электрической тяги ЛИИЖТ (А.Е. Алексеев) [52, с. 234].

В 1957 г. на выпуск электровозов был переведен паровозовагоноремонтный завод в Тбилиси (ТЭВЗ) [53]. С конца 1950-х гг. ТЭВЗ выпускал в основном электровозы постоянного тока, а НЭВЗ - переменного тока, поскольку Генеральный план электрификации железных дорог 1956 г. предполагал «преимущественное внедрение электрической тяги переменного тока 25 кВ, 50 Гц» [54, с. 39]. В Тбилиси быстро росла научно-образовательная поддержка электровозостроения. В 1945 г. подготовку по электрической тяге начал Тбилисский институт железнодорожного транспорта [4, с. 546]. С 1958 г. на ТЭВЗе функционировало конструкторское бюро. В 1968 г. здесь под руководством Г.И. Чирикадзе был разработан электровоз постоянного тока ВЛ10, массово выпускавшийся не только в Тбилиси, но и в Новочеркасске [55]. В 1958 г. -создан Тбилисский научно-исследовательский электротехнический институт (ТНИЭТИ) [56, с. 11].

Строительство электровозов в 1958 г. начали осваивать и на Днепропетровском локомотиворемонтном заводе, отныне ставшем Днепропетровским электровозостроительным заводом (ДЭВЗ); основной его продукцией стали специализированные электровозы для карьеров и электростанций [57, р. 215]. С 1970 г. к разработке тяговых систем подключился Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта, в котором кафедру электрических машин и преобразователей возглавил экс-главный конструктор ДЭВЗ В. Н. Безрученко [58]. Кроме того, Рижский электромашиностроительный завод (1946) выпускал пригородные поезда (электрички), а вот пассажирские электровозы СССР не производил, получая их из Чехословакии, с заводов фирмы «Skoda» [59, р. 103].

В 1970-е гг. производство тяговых двигателей для большегрузных самосвалов, трамвайных и троллейбусных двигателей было передано с московского «Динамо» на завод «Татэлектромаш» в Набережных Челнах [7, с. 197]. Некоторые заводы поставляли электродвигательное оборудование для тепловозов - например, уже упомянутый прокопьевский завод «Электромашина» (1941), Новосибирский завод тепловозного оборудования (1961 г., позднее -«Сибэлектротрансмаш») [60, с. 112] и ряд других.

Быстрыми темпами развивалось производство электроаппаратов, связанное с ростом потребностей общесоюзной электросети и появлением новых приборов, предъявляющих к электропитанию повышенные требования. Одним из ключевых направлений было производство электровыпрямителей - сначала ртутных, а позднее и полупроводниковых. Оно велось на Таллиннском заводе ртутных выпрямителей имени Калинина (1958 г., позднее - Таллинский электротехнический завод), заводе «Электровыпрямитель» в Саранске (1959), Ставропольском заводе ртутных выпрямителей (1959, с 1964 г. - Тольяттинский электротехнический завод), Запорожском заводе полупроводниковых преобразователей (1965). Данное направление привлекало ресурсы высшей школы и отраслевой науки. К примеру, электромашиностроение Таллинна обеспечивалось ресурсами Таллиннского политехнического института (в 1950-1961 гг. здесь преподавал видный ученый А.И. Вольдек) и заводского научного института (НИИТЭЗ). В Саранске - ключевом центре производства полупроводниковых выпрямителей [56, с. 101], с 1959 г. работал Мордовский научно-исследовательский электротехнический институт (с 1969 г. -НИИ силовой полупроводниковой техники) [61, с. 581]. Силовые конденсаторы выпускались на Серпуховском конденсаторном заводе (1944), Усть-Каменогорском конденсаторном заводе (1959), Новосибирском заводе конденсаторов (1959), Ленинаканском конденсаторном заводе (1969) и других предприятиях [56, с. 105]. В 1963 г. на базе Серпуховского конденсаторного завода был создан Всесоюзный НИИ силового конденсаторостроения (ВНИИСК).

В 1940-х - 1960-х гг. бурное развитие, стимулируемое ростом энергосистемы СССР, переживало также трансформаторостроение. На карте советской электропромышленности появились Запорожский трансформаторный завод (1949), Минский электротехнический завод (1956), Тольяттинский электротехнический завод (с 1974 г. - «Толяттитрансформатор», основан в 1959 г. как Ставропольский завод ртутных выпрямителей, но к началу 1960-х гг., с пуском нового корпуса, основным видом продукции стали высоковольтные трансформаторы), а также меньшие по размеру - Свердловский завод трансформаторов тока (1954 г., производство вынесено с «Уралэлектроаппарата»), Биробиджанский завод силовых трансформаторов (1959), Кентауский трансформаторный завод (1959), Хмельницкий завод трансформаторных подстанций (1957, позднее - «Укрэлектроаппарат»), Алтайский электромеханический завод (1962) и других.

Крупнейшим научно-техническим центром данного профиля стало Запорожье, где в 1959 г. был организован Всесоюзный НИИ трансформаторостроения (ВИТ), с которым связаны имена конструкторов С.И. Рабиновича, Э.А. Манькина, И.Д. Воеводина, Л.В. Лейтеса, В.Ю. Френкеля. В том же 1959 г. в Запорожском машиностроительном институте была создана кафедра электрических машин и аппаратов. Профильный вуз имелся и в Тольятти [62]. Иные разновидности электроаппаратов выпускали Ровенский завод высоковольтной аппаратуры (1958), Запорожский завод высоковольтной аппаратуры (1958), Великолукский завод высоковольтной аппаратуры (1959). В Сибири начал работу мощный Минусинский завод вакуумных выключателей (1980), при котором был образован филиал ВЭИ.

Появился ряд новых (или перепрофилированных старых) предприятий, выпускавших промышленные электродвигатели - Саратовский электротехнический завод (1943), Бакинский электромашиностроительный завод (1945), Первомайский электромеханический завод имени К. Маркса (1946), Бавленский электромеханический завод (1959), Пермский электротехнический завод (1949), завод «Уралэлектромаш» в Каменске-Уральском (1950), Армавирский электротехнический завод (1951), Воронежский электромеханический завод (1951 г., с 1960-х гг. сконцентрировал усилия на выпуске электродвигателей для аэрокосмической техники), Новокаховский электромашиностроительный завод (1955), Владимирский электромоторный завод (1955), тираспольский завод «Электродвигатель» (1959, позднее - «Электромаш»), Сафоновский электромашиностроительный завод (1960), Карпинский

электромашиностроительный завод (1960), завод «Электромашина» в Улан-Удэ (1961), «Электродвигатель» в Красногорске (1968) и другие [63; 7, с. 211].

Флагманом в данной области стал Владимир: в середине 1960-х гг. на базе местного завода был организован филиал ВНИИЭ, с 1969 г. ставший самостоятельным учреждением (НИПТИЭМ). Именно НИПТИЭМ выступал головной организацией по разработке асинхронных электродвигателей (В.М. Петров, А.Э. Кравчик, Э.В. Горецкий, Я.Б. Тубис, Ф.К. Макаров), а также координатором подготовки единой серии асинхронных электродвигателей в рамках организации «Интерэлектро» при Совете экономической взаимопомощи [64]. С 1946 г. в Вильнюсе начал работу завод «Эльфа», на базе которого в 1979 г. было сформировано отделение ВНИИМЭМ; здесь выпускались электродвигатели особого назначения. В Баку, Перми и ряде других городов электромашиностроительные заводы активно взаимодействовали с профильными кафедрами местных политехнических институтов [65, с. 2].

Низковольтное оборудование и распределительные устройства выпускали «Электрощит» в Куйбышеве (1943), Курский электроаппаратный завод (КЭАЗ, 1945), «Мосэлектрощит» в Москве (1946), Курганский электромеханический завод (1948), Ангарский электромеханический завод (1956), Подольский завод электромонтажных изделий (1957), Нижнетуринский электроаппаратный завод (1958), «Электроавтоматика» в Ставрополе (1958), Тырныаузский завод низковольтной аппаратуры (1959), Псковский электротехнический завод (1960), Усть-Каменогорский опытный завод электротехнических изделий (1960), Карагандинский завод электротехнических изделий (1963), Вологодский электромеханический завод (1965), Кемеровский электротехнический завод (1965), Новосибирский завод низковольтной аппаратуры (1966), Дивногорский завод низковольтных автоматов (1973), завод низковольтной аппаратуры в Рассказово (1974) и другие. Передвижные электростанции, предназначенные в основном для сельского хозяйства, выпускали завод «Сельэлектро» (1945, позднее - Ярославский электромеханический завод), Свободинский электромеханический завод (1949), курский завод «Электроагрегат» (1952) и некоторые другие. В данной отрасли ведущим научно-техническим центром стал Курск, где в 1967 г. на базе конструкторского бюро КЭАЗ сформировали Всесоюзный НИИ электрических агрегатов (ВНИИЭА) [66, с. 146].

Особо нужно охарактеризовать сложившиеся в послевоенный период электромашиностроительные центры Средней Азии и Закавказья. В Средней Азии базой для роста электромашиностроения стал промышленно-технический узел, который в годы Великой Отечественной войны сложился в Ташкенте и Чирчике. В 1960-х - 1970-х гг. возник ряд небольших электромашиностроительных предприятий в Адрасмане, Андижане, Мархамате и некоторых других городах. Таким образом, к 1980-м гг. в Узбекистане сложился крупный центр электромашиностроения, включавший более десятка предприятий и в научно-техническом отношении опиравшийся на энергетический факультет Ташкентского политехнического института.

Развивалось электромашиностроение и в других республиках Средней Азии. Так, в 1958 г. в Киргизской ССР был основан Фрунзенский завод тяжелого электромашиностроения («Тяжэлектромаш») [67, с. 78], а также ряд других электротехнических предприятий. В 1965 г. кафедра электрических машин и аппаратов была сформирована во Фрунзенском политехническом институте.

Мощный узел электротехнической и электромашиностроительной индустрии и науки сложился в Армянской ССР. В 1945 г. на базе авиаремонтного завода был открыт «Армэлектрозавод», положившее начало амбициозной программе создания в республике электротехнической индустрии. Уже в 1948 г. были организованы лаборатория электротехники АН Армянской ССР и специальное конструкторское бюро «Армэлектрозавода» (к 1965 г. это бюро, претерпев ряд трансформаций, было преобразовано во Всесоюзный НИИ комплексного электрооборудования - ВНИИКЭ). Партнерство научных учреждений и промышленных предприятий к 1970-м гг. превратило Ереван в один из центров советского электромашиностроения, ведущую роль в котором играли крупнейшие заводы «Армэлектромаш» и «Армэлектроаппарат», взаимодействовавшие с Ереванским политехническим институтом и рядом электромашиностроительных НИИ [68].

Итак, к 1980-м гг. структура электромашиностроительного комплекса приобрела стабильность; новые крупные центры практически перестали возникать. Период интенсивного роста советской электроэнергетики, активно увеличивавшей мощности и требовавшей все более эффективных систем распределения электричества, завершился: «Потребности отечественной энергетики в настоящее время сместились в область рассредоточения источников энергии. В связи с этим актуальной становится проблема создания большого количества менее мощных энергоблоков» [69, с. 3]. Итогом 70 лет форсированного развития стала разветвленная география научно-технических центров электромашиностроения. Можно классифицировать центры советского электромашиностроения по четырем группам: производства, производства и вуз с профильным факультетом; производство, вуз и специализированный НИИ; производство, группа вузов и НИИ (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Классификация центров электромашиностроения СССР_

Группа Тип специализации Названия городов

I Все виды специализации Ленинград, Москва

II Тяжелое электромашиностроение Свердловск, Новосибирск, Харьков

Высоковольтная аппаратура Запорожье, Саранск, Свердловск, Таллинн

Электровозостроение Днепропетровск, Новочеркасск, Тбилиси

Электродвигатели Вильнюс, Владимир, Воронеж, Ереван, Кемерово, Ташкент

Низковольтная аппаратура Харьков, Чебоксары

III Тяжелое электромашиностроение Фрунзе

Высоковольтная аппаратура Минск, Тольятти, Минусинск

Электровозостроение Рига

Электродвигатели Баку, Могилев, Первомайск, Пермь, Прокопьевск, Томск

Конденсаторостроение Серпухов

Низковольтная аппаратура Минск, Псков, Ташкент

IV Тяжелое электромашиностроение Лысьва

Высоковольтная аппаратура Новая Каховка, Сафоново, Ровны

Электровозостроение -

Электродвигатели Андижан, Баранчинский, Медногорск, Лунинец, Полтава, Ярославль, Улан-Удэ

Низковольтная аппаратура Курган, Подольск

Своего рода «высшую лигу» советского электромашиностроения в научно-производственно-учебном отношении сформировали 19 центров, входивших в группы I и II. Целый ряд значимых центров группы III мог претендовать на то, чтобы в перспективе пополнить эту лигу. В производственных центрах группы IV было либо слишком мало населения для развития своего научно-учебного комплекса, либо электромашиностроение заметно уступало другим отраслям промышленности города, чтобы обзавестись профильным вузом или НИИ.

Для того, чтобы детализировать структуру центров электромашиностроения, можно использовать данные о награждении членов коллективов предприятий, вузов и НИИ электромашиностроительного профилями правительственными премиями СССР (таблица 2).

Таблица 2.

Распределение правительственных премий среди центров электромашиностроения СССР

Город Предприятие, вуз, НИИ Год награждения премией

Москва «Динамо» 1950

Московский трансформаторный завод 1946, 1962, 1978

Московский электромеханический завод 1979

МЭИ 1948, 1950, 1974, 1981

ВНИИЭЭ 1964, 1968, 1978

ВНИИЖТ 1974

Ленинград «Электроаппарат» 1948, 1949, 1962, 1980

«Электросила» 1946, 1948, 1950, 1967, 1981

ЛПИ 1948

ЛЭТИ 1949, 1961, 1962, 1978, 1980

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВНИИЭМ 1968, 1979, 1981

Запорожье «Запорожтрансформатор» 1962, 1977, 1980, 1982

ВИТ 1978

Свердловск «Уралэлектротяжмаш» 1962, 1968, 1980, 1982

Новочеркасск Новочеркасский электровозостроительный завод 1974

ВЭлНИИ 1974, 1977

Баранчинский Баранчинский электромеханический завод 1947, 1948

Первомайск ВНПКТИ защищенного и рудничного оборудования 1975

Первомайский электромеханический завод 1975

Саранск «Электровыпрямитель» 1951, 1966

Тбилиси Грузинский политехнический институт 1981

Днепропетровск ДЭВЗ 1977

Киев ИЭТ АН УССР 1950

Новосибирск «Сибэлектротяжмаш» 1967

Харьков ХЭМЗ 1951, 1975

Тирасполь «Электромашина» 1975

Лысьва Лысьвенский турбогенераторный завод 1981

Могилев «Электродвигатель» 1979

Тольятти «Тольяттитрансформатор» 1989

*В таблицу не включены данные о Сталинской премии 1951 г., врученной за разработку единой серии асинхронных электродвигателей: публикация списка ее лауреатов не включала указания на их места работы.

Как видим, по признанию в форме официальных премий лидерами среди центров оставались Ленинград, Москва, Запорожье и Свердловск. Среди конкретных организаций лидировали пять крупнейших заводов Ленинграда, Москвы, Свердловска и Запорожья, связанных с тяжелым электромашиностроением и высоковольтной аппаратурой, а также четыре ведущих вуза и научно-исследовательских института Ленинграда и Москвы.

В Европе исторически ведущим регионом электромашиностроения является регион, примыкающий к Карпатам и Альпам, располагающий «рядом благоприятных предпосылок для развития отрасли, в частности крупным рынком сбыта продукции в виде каскадов гидроэлектростанций, а также мощных скоплений теплоэлектростанций в близлежащих угольных бассейнах» [70, с. 78]. В США электромашиностроительные предприятия размещались в хозяйственных центрах наиболее развитой в промышленном отношении северо-восточной части страны - Питтсбурге, Скенектеди и других. В Советском Союзе действовали сходные закономерности, но с важными исключениями.

Крупнейшие центры электромашиностроения первоначально сложились в Москве и Ленинграде, в изобилии обеспеченных квалифицированным трудом, научно-техническими компетенциями и являвшихся одновременно емкими рынками сбыта. Часть электромашиностроительных производств формировалась в связи с локальной ресурсно-производственной спецификой - такой, как электрификация шахтных работ в угольных бассейнах (Первомайск), гидроэнергетика (Чирчик, Запорожье), потребность в электротяге в условиях горного рельефа (Тбилиси). Однако ключевое влияние на размещение электромашиностроения в СССР оказали волны эвакуации в годы мировых войн (Харьков, Баранчинский, Чебоксары). Отметим также стремление советских планировщиков к равномерному размещению по стране новых технико-производственных узлов - крупнейших предприятий, работа которых поддерживалась профильными вузами и научными институтами (Свердловск, Ереван, Новосибирск, Новочеркасск, Минск, Тольятти). Сформировавшаяся в итоге иерархия в громадной степени определяет развитие электромашиностроения и электротехнической промышленности сегодняшней России и постсоветского пространства вообще.

Литература и источники

1. Cilingiroglu A. Manufacture of Heavy Electrical Equipment in Developing Countries. - Baltimore; London: The Johns Hopkins Press, 1969.

2. Saes A., Grandi G., Moraes, F. de. The Internationalization of WEG // Journal of Evolutionary Studies in Business. - 2018. - № 2. -P. 57-91.

3. WernerB., FonsecaM., Guilhoto, J. Structural changes in Brazil's industrial economy, 1960-80// World Development. - 1987. - № 2.

4. История энергетической техники СССР. Т. 3. Электротехника. - М.; Л.: Государственное энергетическое издательство, 1957.

5. Развитие электротехники в СССР. - М., 1962.

6. Гусев С. А. Развитие советской электротехнической промышленности. - М.; Л.: Энергия, 1964.

7. История электротехники. - М.: Изд-во МЭИ, 1999.

8. Экономика, организация и планирование электротехнического производства. - М.: Энергия, 1977.

9. ВольдекА.И. Электрические машины. - Л.: Энергия, 1978. - 832 с.

10. ВиноградовН.В. Производство электрических машин. - М.; Л.: Государственное энергетическое издательство, 1961.

11. КарцевВ.П. Михаил Полиевктович Костенко (1889-1976). - М.: Наука, 1981.

12. Иванов Б.И. Формирование петербургской электротехнической школы и научной школы электромашиностроения // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. - 2017. - № 3.

13. Мазнёв А. С., Плакс А. В. История становления и развития кафедры «Электрическая тяга» в Петербургском государственном университете путей сообщения. // Известия Петербургского университета путей сообщения. - 2007. - № 2.

14. Золотинкина Л.И. Формирование научных школ ЭТИ-ЛЭТИ и направления их развития в период с 1891 по 1941 годы // Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. - 2017. - № 4.

15. Владимирский Л.Л., Соломоник Е.А. К истории высоковольтного корпуса НИИПТ // Известия НТЦ Единой энергетической системы. - 2016. - № 74.

16. Кафедра электромеханики МЭИ (из истории основания и развития) // Электричество. - 2007. - № 10.

17. Ковалев В.Д. Основные достижения и перспективные направления работ Всероссийского электротехнического института // Электричество. - 2006. - № 9.

18. Лизунов С.Д., Лоханин А.К., Зенова В.П. История трансформаторного направления в ВЭИ // Электро. Электротехника, электроэнергетика, электротехническая промышленность. - 2006. - № 5. - С. 46-51.

19. Иван Аркадьевич Сыромятников - научный руководитель ЦНИЭЛ // Энергия единой сети. - 2013. - № 6.

20. Ученые ВНИИЖТа (к 85-летию института). - М.: Интекст, 2003.

21. Пиотровский Л.И. Электрические машины. - Л.; М.: Госэнергоиздат, 1950.

22. Листов П. Электротрактор. // Сельскохозяйственная энциклопедия. Т. 5. - М.: Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1956.

23. Кафедра электрических машин Одесского национального политехнического университета. // Электротехнические и компьютерные системы. - 2013. - № 11.

24. НовиковМ. В., Землянская С. В. Иностранный капитал в советской электротехнической промышленности сильных токов в годы нэпа // Вестник Волгоградского государственного университета. - Серия 3: Экономика. Экология. - 2008. - № 2.

25. Annenkov I. Cooperation with AEG in 1925-1928 as the first form of scientific-technical borrowings in the electric machinebuilding industry of the Ukrainian SSR. // History of Science and Technology. - 2020. - № 1. - P. 34-49.

26. Журавлев С.В., Мухин С.Ю. «Крепость социализма»: Повседневность и мотивация труда на советском предприятии, 1928 - 1938 гг. - М.: РОССПЭН, 2004.

27. ЛагузовА. Шведское наследство // Деловые вести Ярославии. - 2019. - № 1. - С. 48-53.

28. Второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1933-1937). Т. 2. План развития районов. - М.: Госплан СССР, 1934.

29. Анненков 1.О. Организацшш структури електромашинобудiвноi галузi в Украш у 1922 - 1941 рр. // Исторш науки I технжи. - 2015. - № 7.

30. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 4. Оп. 9. Д. 608. - Постановление президиума Госплана, отчеты обкомов союзов, обкома ВЛКСМ об участии уральских предприятий в создании второй угольно-металлургической базы и обсуждении встречного плана строительства Кузбасса.

31. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 4372. Оп. 29. Д. 606. - Протокол совещания сектора машиностроения Госплана СССР от 7 октября 1931 г. о рассмотрении Башкирской части Урало-Кузнецкого комбината.

32. Пермский государственный архив социально-политической истории (ПГАСПИ). Ф. 105. Оп. 354. Д. 69. - Генеральный план строительства Лысьвенского турбогенераторного завода и схема планирования жилого поселка.

33. Синяев В.С., Дмитриенко Н.М., Коновалов П.С. Сибирский электромоторный. - Томск: Издательство Томского университета, 1978.

34. Рапопорт О. Л., Муравлев О. П., Цукублин А. Б. Первой сибирской кафедре «Электрические машины и аппараты» Томского политехнического университета 75 лет. // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. - 2006. - № 5.

35. «Дважды орденоносный»: дайджест о Баранчинском заводе в годы Великой Отечественной войны. - Кушва, пос. Баранчинский: БИЦ КГО, 2019.

36. Мы - с завода имени Ленина. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1984.

37. Ведущие ученые Уральского государственного технического университета. Биографический справочник. - Екатеринбург, 1995.

38. Пластун А.Т., Денисенко В.И., Шутько В.Ф., Мойсейченков А.Н. Направления научных исследований на кафедре электрических машин УГТУ - УПИ // Электричество. - 2007. - № 9. - С. 65-66.

39. Альтов В. Медногорск. - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1989.

40. Кузнецов И.Д., Петров Г.П. История Чебоксарского электроаппаратного завода. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1975. - 280 с.

41. Лямец Ю., Нудельман Г. Становление Релеграда в Чебоксарах: события и люди // Электроэнергия. Передача и распределение. - 2011. - № 7. - С. 124-127.

42. Михайлова С. Ю., Музякова А. Л., Шумилова О. В. Университетская составляющая ускоренной индустриализации Чувашии в 60-70-е годы XX века // Вестник Чувашского университета. - 2017. - № 2. - С. 108-114.

43. СоломоникЕ.А. Время творческого подъема ЛТВН НИИПТ (1960 - 1985) // Известия НИИ постоянного тока. - 2011. - № 65. - С. 235-253.

44. БотвинникМ.М. Асинхронизированная синхронная машина. Основы теории. - М.; Л.: Государственное энергетическое издательство, 1960.

45. Сокур П.В. Памяти Юрия Гевондовича Шакаряна. // Энергия единой сети. - 2021. - № 1. - С. 60-61.

46. Яковлев О.Е. 100-летие профсоюза энергетиков и электромашиностроителей России. - М.: Спецкнига, 2011.

47. Харьковский завод «Электротяжмаш» им. В. И. Ленина. - Харьков: Прапор, 1972. - 191 с.

48. Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «Молния» на рубеже тысячелетий. - Харьков: Изд-во «НТТМ», 2014.

49. Гусарова В.Г. Завод «Вольта». Страницы истории. - Таллин: Ээсти раамат, 1974. - 194 с.

50. История промышленности Новосибирска. Т. IV. Запас прочности (1946 - 1985). - Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2005.

51. Сибирской индустрии рядовой: Сибирский завод тяжелого электромашиностроения «Сибэлектротяжмаш». -Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1980. - 166 с.

52. Григорьев Н.Д. Наделяющий электросилой // Мир транспорта. - 2019. - № 1.

53. Мгалоблишвили Л. И. К истории развития электровозостроения в Грузии// История науки и техники. - 2008. - №9. - С.20-29.

54. Подуст С. Ф. НЭВЗ - начало новой эпохи. // Железные дороги мира. - 2011. - № 4.

55. Айдинов М. Богатыри стальных магистралей: страницы истории Тбилисского электровозостроительного завода им. В.И. Ленина. - Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1987. - 83 с.

56. Развитие электротехники и энергетики в советских республиках. // Электричество. - 1982. - № 12. - С. 1-22.

57. Ruban M., Ponomarenko V. Development and construction of shunting electric locomotives at Dnipropetrovsk electric locomotives plant (1960's - 1970's) // History of Science and Technology. - 2021. - № 1.

58. Омельяненко В. И., Маслиев В. Г. Кафедра электрического транспорта и тепловозостроения - правопреемница кафедр паровозостроения и локомотивостроения // Вестник Национального технического университета «ХПИ». - Харьков: НТУ «ХПИ», 2009. - С. 174-175.

59. Ruban M. Development of mainline electric locomotive engineering in Ukraine (on the example of diversification of production activity of OJSC "Luhanskteplovoz") // Економпчний вюник Донбасу. - 2020. - № 4(62).

60. Меньшикова Т.В. Завод «Сибэлектропривод» - история становления и перспективы развития // Горная промышленность. - 2012. - № 2.

61. Стафеев В.И. Начальные этапы становления полупроводниковой электроники в СССР (К 60-летию открытия транзистора). Обзор. // Физика и техника полупроводников. - 2010. - № 5.

62. Тимохова Е.А. Становление и развитие инженерной подготовки в Тольяттинском политехническом институте (на примере электротехнического факультета) // Концепт. - 2015. - № 22. - С. 31-35.

63. РукосуевЕ.Ю., СуржиковаН.В. «...Построить и завести большой железный завод»: от Каменского чугуноплавильного до ЗАО «Уралэлектромаш». - Екатеринбург: Автограф, 2011. - 221 с.

64. Жмырев Л. Сделаем вместе // Правда. - 1981. - 13 июля. - № 194 (22990).

65. Шулаков Н.В. 55 лет кафедре «Электротехника и электромеханика» Пермского государственного технического университета // Электротехника. - 2010. - № 6.

66. Супорткин Д.С. Вклад региональной промышленности в оборонную индустрию Советского Союза во второй половине XX века (по материалам Курской области) // Известия ВГПУ. - 2020. - № 2.

67. Алымкулов К.А. Развитие электротехнической науки в Кыргызстане // Экономический вестник. - 2018. - № 2.

68. Терзян А.А. Электротехническая наука и промышленность в Армении: историческое развитие и роль ГИУА. // Вестник Государственного инженерного университета Армении. Серия: Электротехника, энергетика. - 2012. - № 1. - С. 9-10.

69. Электроэнергетические машины. - СПб.: Издательство Политехнического университета, 2011.

70. Махновский Д. Е. Современные тенденции развития и размещения электротехнического машиностроения Евросоюза. // Известия Русского географического общества. - 2012. - № 4.

References and Sources

1. Cilingiroglu A. Manufacture of Heavy Electrical Equipment in Developing Countries. - Baltimore; London: The Johns Hopkins Press, 1969.

2. Saes A., Grandi G., Moraes, F. de. The Internationalization of WEG // Journal of Evolutionary Studies in Business. - 2018. - № 2. - P. 57-91.

3. Werner B., Fonseca M., Guilhoto, J. Structural changes in Brazil's industrial economy, 1960-80 // World Development. - 1987. - № 2.

4. Istoriya energeticheskoj tekhniki SSSR. T. 3. Elektrotekhnika. - M.; L.: Gosudarstvennoe energeticheskoe izdatel'stvo, 1957.

5. Razvitie elektrotekhniki v SSSR. - M., 1962.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Gusev S. A. Razvitie sovetskoj elektrotekhnicheskoj promyshlennosti. - M.; L.: Energiya, 1964.

7. Istoriya elektrotekhniki. - M.: Izd-vo MEI, 1999.

8. Ekonomika, organizaciya i planirovanie elektrotekhnicheskogo proizvodstva. - M.: Energiya, 1977.

9. Vol'dek A.I. Elektricheskie mashiny. - L.: Energiya, 1978. - 832 s.

10. Vinogradov N.V. Proizvodstvo elektricheskih mashin. - M.; L.: Gosudarstvennoe energeticheskoe izdatel'stvo, 1961.

11. Karcev V.P. Mihail Polievktovich Kostenko (1889-1976). - M.: Nauka, 1981.

12. Ivanov B.I. Formirovanie peterburgskoj elektrotekhnicheskoj shkoly i nauchnoj shkoly elektromashinostroeniya // Problemy deyatel'nosti uchenogo i nauchnyh kollektivov. - 2017. - № 3.

13. Maznyov A. S., Plaks A. V. Istoriya stanovleniya i razvitiya kafedry «Elektricheskaya tyaga» v Peterburgskom gosudarstvennom universitete putej soobshcheniya. // Izvestiya Peterburgskogo universiteta putej soobshcheniya. - 2007. - № 2.

14. Zolotinkina L.I. Formirovanie nauchnyh shkol ETI-LETI i napravleniya ih razvitiya v period s 1891 po 1941 gody // Izvestiya SPbGETU LETI. -2017. - № 4.

15. Vladimirskij L.L., Solomonik E.A. K istorii vysokovol'tnogo korpusa NIIPT // Izvestiya NTC Edinoj energeticheskoj sistemy. - 2016. - № 74.

16. Kafedra elektromekhaniki MEI (iz istorii osnovaniya i razvitiya) // Elektrichestvo. - 2007. - № 10.

17. Kovalev V.D. Osnovnye dostizheniya i perspektivnye napravleniya rabot Vserossijskogo elektrotekhnicheskogo instituta // Elektrichestvo. - 2006.

- № 9.

18. Lizunov S.D., Lohanin A.K., Zenova V.P. Istoriya transformatornogo napravleniya v VEI // Elektro. Elektrotekhnika, elektroenergetika, elektrotekhnicheskaya promyshlennost'. - 2006. - № 5. - S. 46-51.

19. Ivan Arkad'evich Syromyatnikov - nauchnyj rukovoditel' CNIEL // Energiya edinoj seti. - 2013. - № 6.

20. Uchenye VNIIZHTa (k 85-letiyu instituta). - M.: Intekst, 2003.

21. Piotrovskij L.I. Elektricheskie mashiny. - L.; M.: Gosenergoizdat, 1950.

22. Listov P. Elektrotraktor. // Sel'skohozyajstvennaya enciklopediya. T. 5. - M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo sel'skohozyajstvennoj literatury, 1956.

23. Kafedra elektricheskih mashin Odesskogo nacional'nogo politekhnicheskogo universiteta. // Elektrotekhnicheskie i komp'yuternye sistemy. - 2013.

- № 11.

24. Novikov M. V., Zemlyanskaya S. V. Inostrannyj kapital v sovetskoj elektrotekhnicheskoj promyshlennosti sil'nyh tokov v gody nepa // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. - Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya. - 2008. - № 2.

25. Annenkov I. Cooperation with AEG in 1925-1928 as the first form of scientific-technical borrowings in the electric machine-building industry of the Ukrainian SSR. // History of Science and Technology. - 2020. - № 1. - P. 34-49.

26. Zhuravlev S.V., Muhin S.YU. «Krepost' socializma»: Povsednevnost' i motivaciya truda na sovetskom predpriyatii, 1928 - 1938 gg. - M.: ROSSPEN, 2004.

27. Laguzov A. SHvedskoe nasledstvo // Delovye vesti YAroslavii. - 2019. - № 1. - S. 48-53.

28. Vtoroj pyatiletnij plan razvitiya narodnogo hozyajstva SSSR (1933-1937). T. 2. Plan razvitiya rajonov. - M.: Gosplan SSSR, 1934.

29. Annenkov I.O. Organizacijni strukturi elektromashinobudivnoi galuzi v Ukraini u 1922 - 1941 rr. // Istoriya nauki I tekhniki. - 2015. - № 7.

30. Centr dokumentacii obshchestvennyh organizacij Sverdlovskoj oblasti (CDOOSO). F. 4. Op. 9. D. 608. - Postanovlenie prezidiuma Gosplana, otchety obkomov soyuzov, obkoma VLKSM ob uchastii ural'skih predpriyatij v sozdanii vtoroj ugol'no-metallurgicheskoj bazy i obsuzhdenii vstrechnogo plana stroitel'stva Kuzbassa.

31. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv ekonomiki (RGAE). F. 4372. Op. 29. D. 606. - Protokol soveshchaniya sektora mashinostroeniya Gosplana SSSR ot 7 oktyabrya 1931 g. o rassmotrenii Bashkirskoj chasti Uralo-Kuzneckogo kombinata.

32. Permskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii (PGASPI). F. 105. Op. 354. D. 69. - General'nyj plan stroitel'stva Lys'venskogo turbogeneratornogo zavoda i skhema planirovaniya zhilogo poselka.

33. Sinyaev V.S., Dmitrienko N.M., Konovalov P.S. Sibirskij elektromotornyj. - Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo universiteta, 1978.

34. Rapoport O. L., Muravlev O. P., Cukublin A. B. Pervoj sibirskoj kafedre «Elektricheskie mashiny i apparaty» Tomskogo politekhnicheskogo universiteta 75 let. // Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. Inzhiniring georesursov. - 2006. - № 5.

35. «Dvazhdy ordenonosnyj»: dajdzhest o Baranchinskom zavode v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. - Kushva, pos. Baranchinskij: BIC KGO, 2019.

36. My - s zavoda imeni Lenina. - Sverdlovsk: Sredne-Ural'skoe knizhnoe izdatel'stvo, 1984.

37. Vedushchie uchenye Ural'skogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Biograficheskij spravochnik. - Ekaterinburg, 1995.

38. Plastun A.T., Denisenko V.I., Shut'ko V.F., Mojsejchenkov A.N. Napravleniya nauchnyh issledovanij na kafedre elektricheskih mashin UGTU -UPI // Elektrichestvo. - 2007. - № 9. - S. 65-66.

39. Al'tov V. Mednogorsk. - Chelyabinsk: Yuzhno-Ural'skoe knizhnoe izdatel'stvo, 1989.

40. Kuznecov I.D., Petrov G.P. Istoriya Cheboksarskogo elektroapparatnogo zavoda. - Cheboksary: Chuvashskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1975. - 280 s.

41. Lyamec Yu., Nudel'man G. Stanovlenie Relegrada v Cheboksarah: sobytiya i lyudi // Elektroenergiya. Peredacha i raspredelenie. - 2011. - № 7. -S. 124-127.

42. Mihajlova S. Yu., Muzyakova A. L., SHumilova O. V. Universitetskaya sostavlyayushchaya uskorennoj industrializacii Chuvashii v 60-70-e gody XX veka // Vestnik Chuvashskogo universiteta. - 2017. - № 2. - S. 108-114.

43. Solomonik E.A. Vremya tvorcheskogo pod"ema LTVN NIIPT (1960 - 1985) // Izvestiya NII postoyannogo toka. - 2011. - № 65. - S. 235-253.

44. Botvinnik M.M. Asinhronizirovannaya sinhronnaya mashina. Osnovy teorii. - M.; L.: Gosudarstvennoe energeticheskoe izdatel'stvo, 1960.

45. Sokur P.V. Pamyati Yuriya Gevondovicha Shakaryana. // Energiya edinoj seti. - 2021. - № 1. - S. 60-61.

46. Yakovlev O.E. 100-letie profsoyuza energetikov i elektromashinostroitelej Rossii. - M.: Speckniga, 2011.

47. Har'kovskij zavod «Elektrotyazhmash» im. V. I. Lenina. - Har'kov: Prapor, 1972. - 191 s.

48. Nauchno-issledovatel'skij i proektno-konstruktorskij institut «Molniya» na rubezhe tysyacheletij. - Har'kov: Izd-vo «NTTM», 2014.

49. Gusarova V.G. Zavod «Vol'ta». Stranicy istorii. - Tallin: Eesti raamat, 1974. - 194 s.

50. Istoriya promyshlennosti Novosibirska. T. IV. Zapas prochnosti (1946 - 1985). - Novosibirsk: Istoricheskoe nasledie Sibiri, 2005.

51. Sibirskoj industrii ryadovoj: Sibirskij zavod tyazhelogo elektromashinostroeniya «Sibelektrotyazhmash». - Novosibirsk: Zapadno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1980. - 166 s.

52. Grigor'ev N.D. Nadelyayushchij elektrosiloj // Mir transporta. - 2019. - № 1.

53. Mgaloblishvili L.I. K istorii razvitiya elektrovozostroeniya v Gruzii // Istoriya nauki i tekhniki. - 2008. - № 9. - S. 20-29.

54. Podust S. F. NEVZ - nachalo novoj epohi. // Zheleznye dorogi mira. - 2011. - № 4.

55. Ajdinov M. Bogatyri stal'nyh magistralej: stranicy istorii Tbilisskogo elektrovozostroitel'nogo zavoda im. V.I. Lenina. - Tbilisi: Sabchota Sakartvelo, 1987. - 83 s.

56. Razvitie elektrotekhniki i energetiki v sovetskih respublikah. // Elektrichestvo. - 1982. - № 12. - S. 1-22.

57. Ruban M., Ponomarenko V. Development and construction of shunting electric locomotives at Dnipropetrovsk electric locomotives plant (1960's -1970's) // History of Science and Technology. - 2021. - № 1.

58. Omel'yanenko V.I., Masliev V.G. Kafedra elektricheskogo transporta i teplovozostroeniya - pravopreemnica kafedr parovozostroeniya i lokomotivostroeniya // Vestnik Nacional'nogo tekhnicheskogo universiteta «HPI». - Har'kov: NTU «HPI», 2009. - S. 174-175.

59. Ruban M. Development of mainline electric locomotive engineering in Ukraine (on the example of diversification of production activity of OJSC "Luhanskteplovoz") // Ekonomichnij visnik Donbasu. - 2020. - № 4(62).

60. Men'shikova T.V. Zavod «Sibelektroprivod» - istoriya stanovleniya i perspektivy razvitiya // Gornaya promyshlennost'. - 2012. - № 2.

61. Stafeev V.I. Nachal'nye etapy stanovleniya poluprovodnikovoj elektroniki v SSSR (K 60-letiyu otkrytiya tranzistora). Obzor. // Fizika i tekhnika poluprovodnikov. - 2010. - № 5.

62. Timohova E.A. Stanovlenie i razvitie inzhenernoj podgotovki v Tol'yattinskom politekhnicheskom institute (na primere elektrotekhnicheskogo fakul'teta) // Koncept. - 2015. - № 22. - S. 31-35.

63. Rukosuev E.Yu., Surzhikova N.V. «... Postroit' i zavesti bol'shoj zheleznyj zavod»: ot Kamenskogo chugunoplavil'nogo do ZAO «Uralelektromash».

- Ekaterinburg: Avtograf, 2011. - 221 s.

64. Zhmyrev L. Sdelaem vmeste // Pravda. - 1981. - 13 iyulya. - № 194 (22990).

65. Shulakov N.V. 55 let kafedre «Elektrotekhnika i elektromekhanika» Permskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta // Elektrotekhnika.

- 2010. - № 6.

66. Suportkin D.S. Vklad regional'noj promyshlennosti v oboronnuyu industriyu Sovetskogo Soyuza vo vtoroj polovine XX veka (po materialam Kurskoj oblasti) // Izvestiya VGPU. - 2020. - № 2.

67. Alymkulov K.A. Razvitie elektrotekhnicheskoj nauki v Kyrgyzstane // Ekonomicheskij vestnik. - 2018. - № 2.

68. Terzyan A.A. Elektrotekhnicheskaya nauka i promyshlennost' v Armenii: istoricheskoe razvitie i rol' GIUA. // Vestnik Gosudarstvennogo inzhenernogo universiteta Armenii. Seriya: Elektrotekhnika, energetika. - 2012. - № 1. - S. 9-10.

69. Elektroenergeticheskie mashiny. - SPb.: Izdatel'stvo Politekhnicheskogo universiteta, 2011.

70. Mahnovskij D. E. Sovremennye tendencii razvitiya i razmeshcheniya elektrotekhnicheskogo mashinostroeniya Evrosoyuza. // Izvestiya Russkogo geograficheskogo obshchestva. - 2012. - № 4.

БУГРОВ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ - доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН, профессор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (k.d.bugrov@gmail.com)

BUGROV, KONSTANTIN D. - Doctor of History, Associate Professor, Leading Researcher at the Institute of History and Archeology of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences; Professor of the Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (k.d.bugrov@gmail.com).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.