Научная статья на тему 'Формирование Петербургской электротехнической школы и научной школы электромашиностроения'

Формирование Петербургской электротехнической школы и научной школы электромашиностроения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
358
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА / НАУЧНАЯ ШКОЛА ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОЕНИЯ / Э.Х. ЛЕНЦ / Б.С. ЯКОБИ / РУССКИЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ / ST. PETERSBURG SCHOOL OF ELECTRICAL ENGINEERING / SCIENTIFIC SCHOOL OF ELECTRICAL ENGINEERING / E.CH. LENZ / B.S. JACOBI / RUSSIAN ELECTRICAL ENGINEERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Борис Ильич

В статье изложена история становления Петербургской электротехнической школы в конце XIX начале XX веков, а также история возникновения и развития научной школы электромашиностроения. Обоснована роль российских ученых Э.Х. Ленца и Б.С. Якоби в становлении Петербургской электротехнической школы и ее развитие их учениками и последователями. Показано, что сформировавшаяся электротехническая школа была коллективной, без единоличного лидера. Показано, что после создания электротехнической школы, она дифференцировалась по отдельным отраслям. Одна из них научная школа электромашиностроения проанализирована в данной статье. Рассмотрена роль профессора В.А. Толвинского и академика М.П. Костенко как основателей научной школы электромашиностроения на электромеханическом факультете Ленинградского политехнического института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of St. Petersburg Electrotechnical School and the Scientific School of Electrical Engineering

The paper treats a history of foundation of St. Petersburg School of Electrical Engineering in the late XIX-early XX centuries as well as its Electrical Machinery. Maintained a role of Russian scholars E.Ch. Lenz and B.S. Jacobi in foundation of St. Petersburg Electrotechnical School and its development by their pupils and successors. This School had not a sole leader but it was a collaboration of many scholars. After its foundation, the School was divided into different branches. One of them is under study here. Discussed is a role of Prof. V.A. Tolvinsky and Acad. M.P. Kostenko as the founders of the School of Electrical Engineering at the Electrical Engineering Faculty of Leningrad Polytechnic Institute.

Текст научной работы на тему «Формирование Петербургской электротехнической школы и научной школы электромашиностроения»

УДК 621.3(091) ФОРМИРОВАНИЕ ПЕТЕРБУРГСКОй

электротехнической школы и научной школы электромашиностроения

Иванов Борис Ильич

Доктор философских наук, профессор,

главный научный сотрудник

Санкт-Петербургского филиала

Института истории естествознания и техники

им. С.И. Вавилова РАН,

Санкт-Петербург, Россия;

e-mail: [email protected]

В статье изложена история становления Петербургской электротехнической школы в конце XIX - начале XX веков, а также история возникновения и развития научной школы электромашиностроения. Обоснована роль российских ученых Э.Х. Ленца и Б.С. Якоби в становлении Петербургской электротехнической школы и ее развитие их учениками и последователями. Показано, что сформировавшаяся электротехническая школа была коллективной, без единоличного лидера. Показано, что после создания электротехнической школы, она дифференцировалась по отдельным отраслям. Одна из них - научная школа электромашиностроения - проанализирована в данной статье. Рассмотрена роль профессора В.А. Толвинского и академика М.П. Костенко как основателей научной школы электромашиностроения на электромеханическом факультете Ленинградского политехнического института.

Ключевые слова: Петербургская электротехническая школа, научная школа электромашиностроения, Э.Х. Ленц, Б.С. Якоби, русские электротехники.

Среди петербургских научно-технических школ, возникших в XIX веке, особое место занимает петербургская электротехническая школа, формирование которой завершилось в конце XIX — начале XX века. К этому времени в Петербурге, да и вообще в России, завершился процесс становления социально-экономических,

естественнонаучных и производственно-технических предпосылок возникновения технических наук и началось формирование этих наук. Полным ходом шел начавшийся еще в XVIII веке процесс профессионализации научной и инженерной деятельности, связанной с основанием Академии наук, появлением первых инженерно-технических организаций типа технических корпусов, формированием высшего технического образования, центром которого в XIX столетии стал Петербург. К этому времени, в ходе начавшейся в России технической революции произошли кардинальные перемены в технике и промышленности, обеспечившие создание технической базы в качестве объектов изучения и мест приложения результатов технических наук, наметилось общее движение академической науки к практике, закрепленное в новом Уставе Академии наук 1803 года, произошла институализация инженерной профессии. Началось формирование и развитие технических наук механического цикла. Возникновение этих наук и, соответственно, появление научно-технических школ связано, в первую очередь, с развитием в Петербургской Академии наук, естествознания и математики и, прежде всего, тех их разделов, которые оказали наибольшее влияние на возникновение технических наук механического цикла, включая, кроме названных, и такие ранние технические науки, как гидравлика и внешняя баллистика, становление которых относится еще к XVIII веку.

Однако всех этих условий было явно недостаточно для формирования технических наук электротехнического цикла и, соответственно, для возникновения петербургской электротехнической научно-технической школы. Если при возникновении технических наук механического цикла теория отставала от практики, преимущественно описывая с помощью математического аппарата то, что было получено в практической деятельности или в эксперименте, то при становлении электротехники нужны были фундаментальные исследования в области электродинамики и электромеханики, соединенные с изобретательской деятельностью, чтобы достичь желаемого результата и получить научно-техническое знание, которое могло бы обрести статус научной теории и тем самым создать условия для формирования технических наук электротехнического цикла. Для этого необходимы были специалисты, сочетающие в себе, с одной стороны, способности к изобретательской деятель-

ности и, с другой, могущие вести фундаментальные и прикладные исследования в области электротехники. Эти условия были реализованы в России, в Санкт-Петербурге, в XIX веке, в ходе происходившей в этот период электротехнической революции, вызванной, с одной стороны, потребностями в новом источнике энергии, и, с другой — возможностями реализовать эти потребности благодаря открытию М. Фарадеем в 1831 г. закона электромагнитной индукции. Именно с этого времени индукционные явления становятся темой в физических исследованиях, начинается история учения об электрических колебаниях, составляющего научный фундамент электротехники переменных токов и радиотехники.

Безусловно, изучение электрических и магнитных явлений проводилось и ранее и включало в себя два периода: 1) становления электростатики (до 1800 г.), в разработку которой определенный вклад внесли и отечественные ученые, члены Петербургской Академии наук Г.В. Рихман, М.В. Ломоносов и Ф.У. Эпинус; 2) и период с 1800 по 1830 гг., когда были заложены научные основы электротехники, открыт электрический ток, началось изучение его действия, был установлен ряд закономерностей в области электромагнетизма и осуществлены первые шаги в практическом применении электричества. Это стало возможным, благодаря открытию источника постоянного тока — вольтова столба (1799 г.).

Однако, несмотря на успехи в исследовании электрических и магнитных явлений, названные два периода — до 1880 г. и с 1800 по 1830 г. — представляют собой лишь предысторию электротехники. Подлинная же история начинается, как отмечалось выше, с 1831 г. и связана с открытием М. Фарадеем закона электромагнитной индукции. Именно с этого времени начинается процесс становления электротехники как технической науки. Электротехника явилась первой наукой, на основе которой создавалась промышленность электрических приборов, аппаратов и машин.

Большой вклад в развитие электротехники внесли отечественные, петербургские ученые Б.С. Якоби и Э.Х. Ленц, которые в 30—40-е гг. XIX в. провели важные теоретические исследования в области электрических машин и электромагнетизма (открытие обратимости электрических машин, явления реакции якоря, исследование свойств электромагнетизма и др.). В течение второй половины XIX в. было сделано еще много других открытий, изо-

бретений и исследований в области электричества и магнетизма, имевших как для науки, так и для техники исключительно большое значение. Отметим несколько практических изобретений, выполненных петербургскими учеными Б.С. Якоби и П.Л. Шиллингом. Б.С. Якоби в 1834 г. построил первый электродвигатель. В 1838 г. его новый двигатель, получив ток от гальванической батареи, мог двигать лодку на Неве против течения с большой скоростью. В этот период постоянный ток начинает применяться для различного рода электрохимических процессов, из которых наибольшее распространение получили покрытие одних металлов другими (золочение, серебрение) и гальванопластика, изобретенная в 1838 г. Б.С. Якоби и сразу нашедшая широкое применение. Потребности снабжения гальванопластических установок током вызвали ряд весьма интересных работ Якоби, выполненных отчасти совместно с Ленцем. Что касается электротехники слабых токов, имеющей дело с задачей передачи всякого рода сигналов, особенно телеграфных и человеческой речи, то можно утверждать, что работы таких ученых, как П.Л. Шиллинг и Б.С. Якоби, выполненные в Петербурге в первой половине XIX в., положили начало проволочной телеграфии.

Таким образом, в период становления электротехники как технической науки, охватывающий отрезок времени с 1831 по 1870-е гг., ярко выделяются две мощные фигуры петербургских ученых Э.Х. Ленца и Б.С. Якоби, дополняющие друг друга. Теоретические исследования Э.Х. Ленца, заложившего научные основы электротехники, сочетаются с практическими работами Б.С. Якоби, связанными с электротехнической изобретательской деятельностью. Они стояли у истоков Петербургской электротехнической школы, формирование которой произошло несколько позднее, в 1870—1890-е гг. Именно в их деятельности соединились теоретические исследования с практическими, изобретательскими работами, заложившими основы электротехники. Так, может быть, эти ученые и явились родоначальниками петербургской электротехнической школы, давшей мощные плоды уже в 1870—1890-е и последующие годы? Думаем, что правильнее их назвать лидерами Петербургской физической школы, посвятившими себя исследованию электрических и магнитных явлений и их практическому применению. Не случайно, что и Э.Х. Ленц и Б.С. Якоби с 1840 по

1874 гг. возглавляли физический кабинет Академии наук (Ленц с 1840 по 1865 гг., а Якоби — с 1865 по 1874 гг.). Э.Х. Ленц, кроме того, без малого три десятилетия был связан с Петербургским университетом, возглавляя кафедру физики и создав русскую школу физики. В течение многих лет кафедры физики в высших школах Петербурга, Москвы, Казани и других городов занимали или возглавляли ученики его учеников. Сам Ленц преподавал физику в Морском кадетском корпусе, и в Михайловских артиллерийских училище и академии, и в Главном педагогическом институте.

Одним из наиболее выдающихся его учеников был Ф.Ф. Пе-трушевский, возглавивший впоследствии кафедру физики и воспитавший ряд крупнейших представителей русской физической школы. Неудивительно, что научные интересы их склонялись по преимуществу к исследованию электромагнитных явлений. Изобретатель радио А.С. Попов и старейшие советские электротехники М.А. Шателен, В.Ф. Миткевич были учениками Петрушевского. Одним из последних учеников Э.Х. Ленца был Д.А. Лачинов, в будущем профессор, видный теоретик-электротехник, который, поступив в Петербургский университет в 1859 г., в течение двух лет слушал лекции учителя. Ректор университета П.А. Плетнев писал о Ленце: «Он дельный человек, серьезный, взыскательный». По воспоминаниям К.А. Тимирязева, лекции Ленца отличались блестящим изложением, привлекавшим слушателей. Большое внимание Э.Х. Ленц обращал на выработку практических навыков студентов, их умение обращаться с приборами, производить точные наблюдения и вносить требуемые поправки.

Большой заслугой Ленца перед русской наукой является внимание его к работам других ученых и изобретателей. Для всех его отзывов об этих работах — а их более 40 — характерны доброжелательное отношение к авторам, стремление поддержать начинающих и помочь им.

Ленц не принадлежал к числу ученых, преданных лишь «чистой науке». С не меньшим тщанием занимался он и решением актуальных задач, будь то в области электрических машин и аппаратов приборостроения или источников тока. И Б.С. Якоби, занимавшийся по преимуществу изобретательской деятельностью и являющийся родоначальником практической электротехники, много и плодотворно работал и в области теоретической. Однако,

в конечном счете, каждый из них олицетворял свою линию в физике, Ленц — теоретическую, а Якоби — практическую. В последующем эти линии получили развитие в трудах их учеников, и образовали Петербургскую электротехническую школу, виднейшими представителями которой были Д.А. Лачинов, В.Н. Чиколев, П.Н. Яблочков, А.Н. Лодыгин, Н.Н. Бенардос, Н.Г. Славянов, а позднее М.А. Шателен, В.Ф. Миткевич, С.Н. Усатый, Г.Н. Люст и другие. Эта научно-техническая школа формировалась не вокруг отдельных ученых, а была коллективной, возникшей как итог суммарных достижений групп ученых и их последователей, объединенных общностью концепций, принципов и методов исследований, которые постоянно совершенствуются и при этом сохраняют определенную преемственность.

Благодаря деятельности ученых этой школы, охватывающей период с 1870-х гг. до 20-х гг. XX века, совершился процесс формирования электротехнической науки с развитым исследовательским аппаратом, дисциплинарным подразделением, системой подготовки кадров. Этот период достаточно отчетливо подразделяется на два этапа: первый (1870—1890), связанный с формированием электротехники как самостоятельной отрасли техники, и второй (1890—1920), характеризующийся экспансией электротехники во все отрасли техники и промышленности и завершением становления электротехнической науки. В последующем электротехника дифференцировалась на ряд самостоятельных отраслей, получивших относительно независимое развитие.

Одной из таких отраслей, которая будет нами рассмотрена, является научная школа электромашиностроения.

Научная школа электромашиностроения

Развитие научной школы электромашиностроения в первые послереволюционные годы происходило в тесной связи кафедры электрических машин, руководимой В.А. Толвинским, с заводом «Электросила». По приглашению директора завода В.К. Горе-лейченко и его заместителя по технической части А.С. Шварца (член комиссии ГОЭЛРО) В.А. Толвинский принимает участие в работах по реконструкции завода, разработке и созданию первых советских генераторов.

В связи с началом строительства Волховской ГЭС встал вопрос об изготовлении уникальных для того времени мощных генерато-

ров, опыта изготовления которых в России не было. Еще в 1910 г. со своим проектом комплексного использования энергии реки Волхов выступил Г.О. Графтио, но лишь 13 июля 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР утвердил проект Г.О. Графтио и ассигновал необходимые средства. Однако Гражданская война и иностранная интервенция отодвинули развертывание работ до 1921 г. Проект Г.О. Графтио предусматривал установку восьми трехфазных гидрогенераторов мощностью 7700 КВт, 9650 КВА и напряжением 11 Кв. Об изготовлении волховских гидрогенераторов не могло быть и речи, и их предполагалось заказывать на шведской фирме ASEA. Пришедшему на завод техническому руководителю А.С. Шварцу при поддержке В.А. Толвинского пришлось выдержать упорную борьбу с сомневающимися в возможностях «Электросилы». Благодаря энергии и настойчивости А.С. Шварца и его сотрудников, «Электросиле» удалось одержать крупную победу — ей было поручено изготовить четыре гидрогенератора Волховской ГЭС, а остальные четыре гидрогенератора были заказаны шведской фирме ASEA. Талант руководителя и замечательная интуиция А.С. Шварца дали ему возможность совместно с В.А. Толвинским в короткое время создать на заводе прекрасный коллектив молодых талантливых ученых, конструкторов, инженеров и рабочих — базу советской научной школы электромашиностроения. В 1923 г. к работам на заводе были подключены А.Е. Алексеев, Р.А. Люпер (выпускники и профессора ЛЭТИ), И.А. Оден, вернувшийся в 1924 г. из научной командировки в Англию М.П. Костенко, а в 1926 г. — Д.В. Ефремов и другие молодые преподаватели и инженеры — выпускники кафедры «Электрические машины» электромеханического факультета. В 1928 г. на Волховской ГЭС были установлены гидрогенераторы, изготовленные на «Электросиле».

15 мая 1928 г. Комиссия в составе главного инженера Вол-ховстроя, члена правления «Электротока» (ныне Ленэнерго) Г.О. Графтио, профессора В.А. Толвинского, инженеров М.П. Ко-стенко, Д.В. Ефремова и других ученых провела испытания волховских генераторов, в результате которых было установлено, что они удовлетворяют всем техническим требованиям. Это была крупная победа ленинградской школы электромашиностроения — завода «Электросилы» и кафедры электрических машин

электромеханического факультета. В то же время гидрогенераторы фирмы ASEA аналогичных испытаний не выдержали, и фирма была вынуждена их усовершенствовать. В период 1927—1930 гг. на заводе «Электросила» при непосредственном участии М.П. Ко-стенко, а также А.Е. Алексеева и Р.А. Люпера создается первая отечественная серия турбогенераторов с широким диапазоном номинальных мощностей. Для взаимодействия «Электросилы» и кафедры электрических машин на заводе «Электросила» нужно было создать специализированную организацию. Такой организацией, созданной в 1930 г. по инициативе М.П. Костенко, стало общезаводское бюро исследований завода «Электросила» (ОБИС), а его научным руководителем и заведующим — сам М.П. Костенко. Работало бюро в контакте с кафедрой электрических машин ЛПИ, которую с 1931 г. возглавил М.П. Костенко. Так возникла научная школа электромашиностроения академика М.П. Костенко.

Под руководством М.П. Костенко на кафедре проводилась большая работа по подготовке специальных учебников, учебных пособий и монографий. К наиболее важным из них следует отнести учебник «Электрические машины», написанный М.П. Костенко и Л.М. Пиотровским. Этот учебник наглядно отражает особенности школы электромашиностроения Политехнического института. В конце 1950-х годов для изучения физических процессов в электрических машинах большой мощности и их совместной работы начали применять вычислительную технику.

К началу 1960-х годов кафедрой было подготовлено более 500 инженеров-электротехников, 5 докторов и около 30 кандидатов технических наук, в том числе: для союзных республик Армении, Азербайджана, Эстонии и для зарубежных стран — Китая, Румынии, Венгрии и ГДР.

В 1963 г. М.П. Костенко переходит на постоянную работу в созданный им Ленинградский научно-исследовательский Институт электромеханики, а руководство кафедрой берет на себя его ученик — доктор технических наук, профессор А.И. Вольдек (в дальнейшем лауреат Государственной премии ЭССР и академик АН ЭССР), возглавлявший кафедру до 1977 г.

После кончины А.И. Вольдека в 1978 г. заведующим кафедрой становится и выполняет эти обязанности до лета 1988 г. лауреат Ленинской премии В.В. Романов, ранее работавший главным

инженером «Электросилы». На этом этапе продолжается совершенствование учебного процесса, методической и научной деятельности кафедры.

С 1988 г. кафедрой руководит профессор В.В. Попов.

В настоящее время кафедра является базовой в электромашиностроительной отрасли.

Профессор В.А. Толвинский и академик М.П. Костенко — основатели научной школы электромашиностроения

Кафедра «Электрические машины» была организована по инициативе первого декана электротехнического отделения профессора М.А. Шателена решением специальной комиссии по составлению учебных планов и строительству института. Занятия на кафедре начались в 1908 г.

Для чтения лекций по курсу «Электрические машины» был привлечен профессор Электротехнического института А.А. Воронов, а для руководства кафедрой в 1902 г. — крупный ученый-электрик С.Н. Усатый (1875—1944), который возглавлял кафедру до 1918 г. В этот период для педагогической деятельности на кафедре привлекаются: Г.А. Люст (с 1920 г. — профессор кафедры, зам. директора института по учебной работе), Н.А. Иванов, Е.Н. Фридберг, Н.Н. Грузов — выпускники электромеханического института, а также Н.Н. Черносвитов — крупный конструктор и расчетчик электрических машин и трансформаторов, а также крупный специалист по электрической тяге А.В. Вильф.

В период с 1902 по 1917 гг. закладывался фундамент учебной и научной школы электромашиностроения, кафедра пополняется с 1909 г. одаренными выпускниками. Это, прежде всего,

B.А. Толвинский, Л.М. Пиотровский, А.Б. Лебедев, В.А. Шевалин,

C.И. Курбатов и др. — впоследствии крупные ученые, профессора Политехнического института. В 1918 г. заведующим кафедрой электрических машин был избран В.А. Толвинский (1887—1952), который создает основы учебной и научной школы кафедры электрических машин Политехнического института. В этот период для работы на кафедре были приглашены ее выпускники М.П. Костенко, В.К. Попов, Д.В. Ефремов, Д.А. Завалишин, С.М. Гохберг — в дальнейшем крупные ученые и организаторы новых научных школ и направлений. В связи с переходом на

другую работу проф. В.А. Толвинский в 1930 г. оставил кафедру, а профессором и заведующим кафедрой избирается М.П. Костенко, который бессменно руководит ею вплоть до 1963 г. М.П. Костенко (1889—1976) — наиболее выдающаяся личность в отечественном электромашиностроении. С конца 1930-х годов и до последних дней жизни ни одна серьезная задача, поставленная перед отечественным электромашиностроением, не решалась без участия академика М.П. Костенко, лауреата Ленинской и Государственной премии СССР, Героя Социалистического Труда. М.П. Костенко смог создать и идейно сплотить большой коллектив единомышленников и вырастить блестящую плеяду учеников-последователей, ставших в дальнейшем известными учеными. Среди них следует особо отметить профессоров А.Я. Берера, Л.М. Пиотровского, Д.А. Завалихина, И.М. Постникова, Е.А. Алексеева, В.В. Фенко-ва, А.И. Вольдека, А.И. Вахнова, П.Ю. Каасика, И.А. Глебова, Е.А. Казовского и др.

В конце 1980-х на кафедре «Электрические машины» появились следующие новые научные направления:

• исследование и разработка современных и перспективных электроэнергетических машин с использованием материалов, технологий и физических явлений;

• исследование и разработка машин постоянного тока с улучшенными коммутационными предельными параметрами;

• исследование и разработка машиновентильных систем;

• исследование и разработка систем высокоскоростного наземного транспорта и линейных электродвигателей;

• исследование и разработка униполярных криогенных электрических машин;

• совершенствование методологии математического моделирования электромагнитных, тепловых, механических и термомеханических полей и процессов в электрических машинах;

• исследование твердощелочных систем токосъема и контактных явлений в сложных структурах электрических машин.

Список литературы

Иванов Б.И. Петербургская электротехническая школа // Интеллектуальная элита. В 2-х ч. под ред. С.А. Кугеля. - СПб., Изд-во СПбИЭиФ. 1994. - Ч. 2, кн. 2. С. 38-47.

История энергетической техники // Л.Д. Белькид, О.А. Вселовский и др. — М.—Л:, Госэнергоиздат. 1960. — 664 с.

История энергетической техники СССР. — М.—Л.: Госэнергоиздат, 1957. — 772 с.

Политехники: выдающиеся ученые, основатели научных школ и направлений: электромеханический факультет / под ред. проф. В.С. Тарасова. Л., ЛГТУ. Ленинград 1990. 80 с.

Симоненко О.Д. Электротехническая наука в первой половине XX века. — М.: Наука, 1988. — 141 с.

Шателен М.А. Русские электротехники XIX века. — М.—Л.: Госэнергоиздат, 1955. 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.