Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР НАРУШЕНИЯ РИТМА СЕРДЦА'

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР НАРУШЕНИЯ РИТМА СЕРДЦА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
184
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Курбанов А.Ч., Каримова Ф.А.

Провести экспозиционные замеры уровня электромагнитных полей промышленной частоты в электролизном цехе завода и сравнить с предельно допустимыми норма -ми. Выявить основные нарушения ритма сердца у рабочих электролизного цеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Курбанов А.Ч., Каримова Ф.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР НАРУШЕНИЯ РИТМА СЕРДЦА»

зывающих участков (МАМ) и/или в области ионных Са-каналов, обеспечивающих поступление ионов Са2+ из цистерн саркоплазматического ретикулума (СПР) в цитозоль клетки. По сути сигма1^ представляет собой комплексное образование - «ли-пидную везикулу», состоящую из сигма1^, адап-терного белка анкирин-220 и 1Р3-рецептора 3 типа (1Р3^). Известно, что 1Р3^ крайне нестабильный протеин и легко распадается под действием про-теаз, однако в соединении с сигма1^ он стабилизируется. После взаимодействия сигма1^ с агони-стом происходит диссоциация этого функционального образования, в результате чего сигма1^ и анкирин-220 в составе липидной везикулы мигрируют к внутренней поверхности клеточной мембраны, где они регулируют функциональную активность потенциалзависимых трансмембранных №, К и Са каналов и стабилизируют фосфолипидный бислой клеточной мембраны. Оставшийся на мембране СПР 1Р3-рецептор активируется и инициирует выход ионов Са2+ в цитоплазму кардиомиоцитов из цистерн СПР. Недавно были опубликованы сообщения о том, что агонисты сигма1^ обладают способностью оптимизировать функциональную активность не только 1Р3^, но и RyR2-рецепторов. Известно, что именно синхронная активация каналов, ассоциированных с 1Р3^, и RyR2 является ключевым механизмом, регулирующим процессы электромеханического сопряжения кардиомио-цитов. Комплекс сигма1^/1Р3^ локализован на МАМ участке СПР. Активированный сигма1^ выступает в роли шаперона 1Р3^, в результате чего в митохондрии через вольтаж-зависимые анионо-вые каналы начинают поступать ионы Са2+, стимулирующие синтез АТФ. Таким образом, опосредуемые сигма1^ сигнальные каскады активируют процессы биоэнергетического обеспечения клетки и тем самым повышают ее устойчивость к неблагоприятным воздействиям. Известно, что сигма1^ обладают способностью препятствовать стресс-

индуцируемому повреждению СПР кардиомиоци-тов, что связано со способностью сигма1^ активировать сопряженный с ними внутриклеточный IRE1/ XBP1S сигнальный каскад, результатом активации которого является подавление экспрессии транскрипционного фактора CHOP, ответственного за стресс-индуцированное повреждение СПР. Показано, что у нокаутных по сигма1^ мышей, в отличие от интактных, развивается прогрессирующая систолическая дисфункция, сопровождающаяся фиброзом, отложением коллагена и увеличением экспрессии экстрацеллюлярного белка периоста-тина, обладающего кардиотоксическим действием, а также нарушена дыхательная функция митохондрий и активизированы митохондрии-сопряженные проапоптотические каскады. Таким образом, накопленные к настоящему времени данные позволяют рассматривать сигма1^ как внутриклеточное образование, играющее важную роль в защите клетки от патологических воздействий, т.е. как эволюци-онно сформировавшийся «ремонтный комплекс», обеспечивающий гомеостаз клетки и тем самым поддерживающий ее жизнедеятельность, а также полагать, что в условиях патологии миокарда агонисты сигма1^ могут проявлять выраженное кар-диопротективное действие. В докладе подробно рассматриваются результаты экспериментальных исследований, свидетельствующих о том, что аго-нисты сигма1^ обладают выраженной антиаритмической, антифибрилляторной и антиишемической активностью; значимо уменьшают площадь ише-мического повреждения и интенсивность постинфарктного ремоделирования миокарда; в условиях сформировавшейся хронической сердечной недостаточности значимо увеличивают инотропную функцию сердца; в миокарде подавляют экспрессию ключевых рецепторов и сигнальных белков, регулирующих внутриклеточные патологические сигнальные каскады.

Заключение. Доклад.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР НАРУШЕНИЯ РИТМА СЕРДЦА

курбанов а.ч.12, каримова Ф.А.2

1Тгму 2гкБ-2, г. Ташкент. узбекистан

Введение (цели/задачи). Провести экспозиционные замеры уровня электромагнитных полей промышленной частоты в электролизном цехе завода и сравнить с предельно допустимыми норма -ми. Выявить основные нарушения ритма сердца у рабочих электролизного цеха.

Материал и методы. Экспозиционные замеры напряженности электромагнитных полей проводились в электролизном цехе завода многократно в течение рабочей смены при помощи измерителя напряженности промышленной частоты ПЗ-50 (сертификат об утверждении типа средств изме-232

рений Ru. С. 34.002. А. № 5412 от 28.07. 1998), а также прибором ВЕ-метр в соответствии с требованиями СН- № 5802-91, СанПиН 2.24.723-98. Обследованы 120 рабочих электролизного цеха, в частности им произведена запись ЭКГ во время рабочего дня. Возраст обследованных составил от 20 до 55 лет.

Результаты. Результаты экспозиционных замеров свидетельствуют о том, что внутри помещений завода рабочие (электрики и электрослесари) подвергаются минимальному воздействию электромагнитного излучения. При ПДУ 5,0 (5 ч)

напряженность в комнате электриков, мастерской составила 0,015 Кв/м, в аккумуляторной комнате - 0,04 Кв/ч. Напряженность электромагнитных полей в электролизном цехе возле электроустановок мощностью не более 110 Кв также находилась в пределах нормы и составила 4,16 Кв/м. Наибольшая напряженность регистрируется возле установок мощностью 380 Кв в частности на участке электролизера напряженность увеличивается до 13,3 Кв/м; возле трансформаторов и конденсаторов этот показатель увеличивается до 21,8 Кв/ч, превышая в 3-4 раза. Анализ электрокардиограмм, записанных у 120 рабочих электролизного цеха, позволил выявить основные нарушения ритма сердца, среди которых на первый план выступает синусовая тахикардия - у 32 рабочих (26,7 %); синусовая брадикардия - у 6 рабочих (5,0 %>); экс-трасистолии - 19 рабочих (15,9 %>); блокады ножек пучка Гиса левой - у 7 рабочих (5,8 0%>) и правой - у

одного рабочего (0,8 %%>); комбинированные нарушения ритма у 22 рабочих (18,3 %%>). У 24 рабочих регистрировался вариант нормы.

Заключение. Высоким экспозиционным нагрузкам, превышающим ПДК в 3-4 раза, подвергаются работники, обслуживающие электроустановки мощностью в 380 Кв в электролизном цехе. Электромагнитное излучение является основным фактором сердечно-сосудистой патологии и в частности, нарушения ритма сердца. Анализ 120 электрокардиограмм позволяет отнести рабочих цеха к группе риска, поскольку у них регистрируются частые нарушения ритма сердца в виде синусовой тахикардии, блокад ножек пучка Гиса, экстраси-столий. В этом аспекте возникает необходимость регулярного динамического мониторинга за состоянием сердечно-сосудистой системы рабочих электролизного и анодного цехов.

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ НОСИТЕЛЬСТВОМ ГЕНОТИПОВ ПОЛИМОРФИЗМА ГЕНОВ CYP2C9 И VKORC1 С РАЗВИТИЕМ ЭПИЗОДОВ ЧРЕЗМЕРНОЙ ГИПОКОАГУЛЯЦИИ НА ФОНЕ АНТИКОАГУЛЯНТНОЙ ТЕРАПИИ ВАРФАРИНОМ

курбанов р.д., закиров н.у., ирисов ДЖ.Б.

Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр кардиологии, г. Ташкент. Узбекистан

Цель исследования. Изучение взаимосвязи между носительством генотипов полиморфизмов CYP2C9*2/*3 гена CYP2C9 и G(-1639)A полиморфного маркера гена VKORC1 и развитием эпизодов чрезмерной гипокоагуляции на фоне антикоагу-лянтной терапии варфарином (Вф) у больных с фибрилляцией предсердий (ФП ) узбекской национальности.

Материал и методы исследования. В исследование включены 157 пациентов (63,1 % мужчин) с длительно существующей ФП, имевших не менее двух факторов риска по шкале CHA2DS2-VASc и ранее не принимавших Вф. Вф назначался в стартовой дозе 2,5 мг/сут, под контролем международного нормализованного отношения (МНО) дополнительно к базисной терапии основного заболевания. Чрезмерную гипокоагуляцию (ЧГ) констатировали при МНО более 3. Определение аллельных вариантов гена проводили методом полимеразной цепной реакции с последующим изучением полиморфизма длин рестрикционных фрагментов.

Результаты исследования. В обследованной выборке (n = 157) выявлены 13 (72 %>) комбинаций из 18 возможных сочетаний полиморфизмов

CYP2C9*2/*3 гена CYP2C9 и полиморфного маркера G(-1639)A гена VKORC1. Анализ влияния носитель-ства различных генотипов показал, что наименьшая частота (29 %%>) развития случаев ЧГ встречалась в группе лиц (п=31) с сочетанным носительством «диких» генотипов GG полиморфного маркера G(-1639) А гена VKORC1 и *1/*1 полиморфизмов CYP2C9*2/*3 гена CYP2C9, при этом доза Вф, вызвавшая эпизод ЧГ, составила 3,8 ± 0,9 мг/сут. В группе лиц с носительством *1/*1-генотипа полиморфизмов CYP2C9*2/*3 с АА-генотипом полиморфного маркера G(-1639)A гена VKORC1 эпизоды ЧГ наблюдались в 74 %% случаев (р < 0,05), при этом также выявлена достоверно более низкая доза Вф 2,9 ± 0,9 мг/сут, вызвавшая эпизоды ЧГ (р < 0,05). Промежуточное положение заняли пациенты (п = 52) с носительством *1/*1-генотипа полиморфизмов CYP2C9*2/*3 и AG-генотипом полиморфного маркера G(-1639)A гена VKORC1, где частота эпизодов ЧГ наблюдалась в 42 %% случаев, а доза Вф составила 3,8 ± 1,4мг/сут.

Выводы. Наименьшая частота развития ЧГ встречается при сочетанном носительстве «диких» генотипов полиморфизмов генов VKORC1 и CYP2C9 при дозе Вф 3,8 ± 0,9 мг/сут.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.