Научная статья на тему 'Электорология - наука о выборах'

Электорология - наука о выборах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
193
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / РОССИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПИАР / ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛОГИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ELECTIONS / SOCIAL INSTITUTE / METHODOLOGICAL GROUNDS / RUSSIA / POLITICAL PR / ELECTORAL (VOTING) BEHAVIOR / LOGIC-GENETIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гречишников Сергей Егорович

Статья посвящена разработке теоретических оснований новой социальной науки электорологии. Автор анализирует особенности электорологии, как прикладной дисциплины. Статья рассчитана, прежде всего, на тех, кто интересуется технологиями проведения избирательных кампаний, а также на политологов, социологов, историков. Работа будет полезна студентам, специиализирующимся на связях с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTOROLOGY IS THE SCIENCE OF ELECTION

The article is devoted to the development of theoretical foundations for a new social science the electorology. The author analyses the peculiarities of the electorology as an applied discipline. The article is intended, first of all, on the who are interested in the technology of conducting election campaigns, as well as to political scientists, sociologists and historians. It will be useful for students, specializing in public relations.

Текст научной работы на тему «Электорология - наука о выборах»

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2012/6А

6. Джанда К. Сравнение политических партий: исследование и теория // Современная сравнительная политология. - М, 1997.

7. Lane J.-E., Errson S. Multiparty Government: The Politics of Coalition in Europe. - Oxford, 1990.

8. Lipset S., Rokkan S. Party Systems and Voter Alignments: Cross-National perspectives. -N.Y., 1967.

9. Przevorski A., Spraque J. Paper Stones: A History of Electoral Socialism. - Chicago, 1986.

10. Budge I., Keman H. Parties and Democracy: Coalition Formation and Government Functioning in Twenty States. -Oxford, 1980.

11. Российский энциклопедический словарь. Книга 2. -Н.: Я Издательство: Большая Российская энциклопедия; 2000 г., - 1024 с.

12. Энциклопедический словарь «Конституция Российской Федерации» - М.: Юристъ; 1997. - 320 с.

13. Справочник официальных определений и терминов по экономике и финансам - М.: Экзамен, 2002. - 640 с.

14. Лапаева В.В. Фракции и депутатские группы в Государственной Думе как субъекты парламентского процесса // Законодательство и экономика. - 1998. -№4.

Родионов Артемий Сергеевич, аспирант кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: aptem_rs@mail.ru.

Rodionov Artemiy Sergeevich, postgraduate student, department of political science and sociology, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: aptem_rs@mail.ru.

УДК 324-027.21 + 342.8 © C.E. Гречишников

ЭЛЕКТОРОЛОГИЯ - НАУКА О ВЫБОРАХ

Статья посвящена разработке теоретических оснований новой социальной науки — электорологии. Автор анализирует особенности электорологии, как прикладной дисцитины.

Статья рассчитана, прежде всего, на тех, кто интересу ется технологиями проведения избирательных кампаний, а также на политологов, социологов, историков. Работа будет полезна студентам, специализирующемся на связях с общественностью.

Ключевые слова: выборы, социальный институт, методологические основания, Россия, политический пиар, электоральное поведение, логико-генетический анализ.

S.E. Grechishnikov

ELECTOROLOGY IS THE SCIENCE OF ELECTION

The article is devoted to the development of theoretical foundations for a new social science - the electorology. The author analyses the peculiarities of the electorology as an applied discipline. The article is intended\ first of all on the who are interested in the technology> of conducting election campaigns, as well as to political scientists, sociologists and historians. It will be useful for students, specializing in public relations.

Key words: elections, social institute, methodological grounds, Russia, political PR, electoral (voting) behavior, logic-genetic analysis.

Электорология, в предельно обобщенном толковании, есть наука о выборах. Это совсем молодая отрасль социального знания. Если проводить аналогию с человеком, то нынешнее состояние электорологии соответствует возрасту девушки на выданье [1].

Целью нашего исследования является подтверждение статуса электорологии как отдельной науки.

Автор статьи пока не претендует на построение целостного методологического базиса новой научной дисциплины. Подобный базис должен вызреть естественным образом в ходе корпоративной научной рефлексии итогов избирательных кампаний. Время для дискуссий на подобную тему пришло. И поводов предостаточно.

До сих пор, например, в сообществе политтехнологов не выработаны стандартные

критерии классификации выборов с точки зрения содержательного наполнения предвыборных проектов. Нет

конвенционального решения по вопросу оценки профессионализма специалистов в

политическом пиаре. Эти и многие другие вопросы ждут своего решения.

Нам совершенно очевидно, что электорология не могла появиться в нашей стране в советское время: выборов как таковых не было. Сегодня же актуальность разработки оснований новой науки не вызывает сомнений. Без решения политических вопросов, т.е. вопросов власти, где одним из ключевых моментов является победа на выборах, развитие России в целом и ее регионов, в частности, невозможно.

Власть есть возможность навязывать другим людям свою волю. Там, где воля утверждается

СЕ Гречишников. Электорология - наука о выборах

путем грубой силы, путем принуждения — там нет места для предмета нашего рассмотрения. Пиар - всегда убеждение, как сказал бы Г.Г. Почепцов, а не принуждение [2].

Связь с общественностью представляет собой такую систему налаженного взаимодействия с объектами социальной среды, которая позволяет заинтересованному в этом актору увеличить свой имиджевый капитал.

Социальным институтом мы называем организационное оформление

рутинизировавшейся деятельности по удовлетворению устойчивой общественной потребности. Исходя из данного определения, мы смеем утверждать, что связи с общественностью в политической сфере есть социальный институт.

Действительно, у общества сформирована устойчивая потребность в продвижении во властные структуры наиболее подготовленных для этого людей. Деятельность по продвижению политических субъектов посредством формирования требуемого имиджа

рутинизировалась. Это значит, что наработаны универсальные инструменты (технологии) для достижения целей пиар-проектов, существуют специалисты, работающие в пиаре на постоянной основе и, наконец, сформирован корпоративный язык, принятый во всех странах мира.

Организационное оформление проявлено в том, что услуги на рынке политического пиара оказывают специализированные структуры, а также имеются учебные заведения, где происходит подготовка профессиональных кадров.

Часто мы также употребляем термин «институт выборов». Попробуем перечислить несколько ключевых моментов в роли выборов как социального института.

Выборы являются средством развития гражданского общества. Электоральная культура может быть воспитана только в ходе непосредственного политического участия граждан в избирательных процессах. И никак иначе.

Выборы легитимизируют отношение между элитами. Часто в конфликтах между кланами только победа на выборах может поставить точку. Тот, кто проиграл, отступает, сохраняя лицо.

Выборы позволяют определить степень управляемости регионом или муниципальным образованием. Причем, управляемости не только со стороны администраций, но и со стороны оппозиционных элитных групп. Если

побеждают кандидаты от власти, то губернатор или мэр контролируют ситуацию, а если их ставленники не набирают должного процента, то, стало быть, регион управляется слабо.

Выборы помогают откорректировать стратегию развития территории по критерию «социальная значимость стратегических замыслов». Программные заявления

соискателей мест во власти с необходимостью должны быть электорально окрашены. Обещания же, придя к власти, приходится выполнять. В противном случае избраться еще раз будет трудно.

Выборы стали новым направлением в так называемом гуманитарном бизнесе. «Бизнес» в переводе с английского есть дело. Услуги по проведению кандидатов во власть (или по сохранению этой власти) «обросли» всеми необходимыми атрибутами социального института и стали основной статьей дохода для многих тысяч пиар-специалистов.

Таким образом, практическая ценность выборов для общества выходит за пределы собственно выборов.

Политический пиар и выборы в современной жизни трудно разделимы. Политический пиар в своей проектной стадии представляет собой стратегию специальным образом выстроенного воздействия на электоральный сегмент массового сознания.

Политический пиар не сводится к идеологии, но существует в непосредственной связи с ней. А идеология превращается в конвертирование философских фондов в электоральную прибыль. Именно пиар делает идеологию системой мотивирующих идей, программирующих людей на определенный тип социального поведения. В этой связи пиар представляет собой единство идеологии и технологий ее присвоения социумом.

Таким образом, электорология как наука имеет право на существование уже хотя бы потому, что возник новый социальный институт, требующий собственной оригинальной научной базы. Об обязательных элементах таковой речь пойдет ниже.

Прежде чем пускаться в рассуждения об особенностях какой-либо научной дисциплины, необходимо как минимум определить ее предмет и объект.

Мы исходим из того, что предметом электорологии является электоральная культура - неслучайный опыт участия в избирательных процессах, выраженный в политических установках конкретной социальной общности (нации, любой другой большой/малой

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2012/6А

социальной группы) или отдельного индивида и определяющий их электоральное поведение.

Одним из критериев электоральной культуры может быть гражданское самосознание. Несмотря на кажущуюся пафосносгь этого термина, он довольно точно отражает и степень понимания избирателем личной

ответственности за исход выборов, и уровень его политической компетентности.

Электоральное поведение, в свою очередь, есть комплекс действий избирателей, осуществляемых в целях оказания воздействия на государство (или иной субъект социального управления) посредством участия в голосовании. Электоральное поведение (voting behaviour) - термин, рожденный в англоамериканской научно-гуманитарной традиции и обозначающий процессы принятия

избирателями политических решений в совокупности с социальными условиями, влияющими на модели голосования. Объект электорологии - индивиды и социальные группы, обладающие активным или пассивным избирательным правом и объективирующие это право в своем электоральном поведении.

Мы будем исходить из допущения, что электоральное поведение и определяющие его факторы являются ядром электоральной культу ры. В этой связи, в настоящей работе мы сосредоточимся на феномене электорального поведения.

Электоральное поведение является настолько сложным феноменом, что исследовать его с позиций одной науки невозможно. В этой связи электорология является «общим ребенком» социальной психологии, политической социологии, истории философии, политологии, конфликтологии, избирательного права, истории, культурологии, социальной инженерии.

Социальная психология, тем не менее, стоит первой в этом ряду. Именно успехи социальной психологии на рубеже XIX-го и ХХ-го вв. позволили осуществить качественный прорыв в представлениях о поведении людей как субъектов активного избирательного права в моменты непосредственной реализации этого права, т.е. во время выборов.

Идею групповых конфликтов, высказанную в США в 1908 г. психологом Артуром Бентли (1870-1957) в работе «Процесс государственного управления. Изучение общественного давления» [3], можно, по нашему мнению, считать началом «эмбриональной стадии» электорологии как науки. С этого времени исследование хода избирательных кампаний, поведения электората,

технологий формирования имиджа кандидатов на выборные должности стало проходить на неслучайных основаниях, хотя отдельные наработки на эту тему появились уже в 60-80-х годах XIX в. (Э.Эннель в Германии, О.Фокарди в Италии). Однако будем считать, что предыстория электорологии началась 100 лет назад.

Сам А.Бентли склонялся к бихевиоризму. В основе его теории лежит понятие деятельности людей, предопределенной их интересами и направленной на их удовлетворение. Общие интересы объединяют людей в группы. Эти группы вступают между собой в политические конфликты.

А.Бентли выступал против рассмотрения общественных идеалов как первопричин группового поведения, его «независимых переменных», стоящих выше государственного управления. У американского психолога всё описывалось гораздо прагматичнее. «Группы по интересам» выступали в качестве общественных сил, влияющих на правительство с целью вынудить его подчиниться своей воле. В процессе всего этого «политического флирта», по мнению А.Бентли, на первые роли выходят самые сильные группы, подчиняющие себе более слабые, а за государственным управлением остается функция урегулирования конфликтов. Однако естественный ход событий приводит к тому, что конституция, конгресс, президент, суд сами, в свою очередь, становятся выразителями групповых интересов.

А.Бентли полагал, что большинство групповых конфликтов разрешается в открытом процессе соперничества. Таким соперничеством, в частности, являются свободные выборы. А.Бентли не сбрасывал со счетов обычаи, традиции, моральные принципы, но считал их формами обычного группового поведения.

Интересно, что в отличие от европейской политологической школы, общественные классы А.Бентли не рассматривал в качестве активных субъектов электоральных процессов. Он относил классы к группам с «множественными интересами», считал их склонными к стабильному социальному бытию и поэтому не имеющими большого значения для политической жизни. Действительно, для американской истории борьба классов, в целом, не характерна.

Несмотря на очевидную «американскую специфику», после Второй мировой войны идеи А.Бентли были воспроизведены в Европе и Японии. В это же самое время два других американца - П.Лазарсфельд (1944) и

CE. Гречишников. Электорология - наука о выборах

Б.Берельсон (1954) [4] установили для электорального поведения важность таких социальных переменных, как статус, религия, возраст и пол, а также прояснили роль лидеров общественного мнения. Но самое главное: они жестко увязали электоральное поведение с партийными пристрастиями избирателей.

«Партийная модель» была затем использована при изучении британского электората Батлером и Стоуксом (1969) [5]. В частности, они установили, что наряду с классовыми предпочтениями избиратели имели склонность наследовать партийную

приверженность от своих родителей. Для стран с развитой демократией это, безусловно, верно. В России, смеем предположить, такой «партийно-семейной» модели еще не сложилось.

Особенности электорального поведения наиболее плодотворно стали исследоваться в ходе массовых социологических опросов избирателей. Вероятнее всего, начало этой традиции было заложено опять-таки в США, когда в 1924 г. Г.-Э. Мерриам и Г.-Ф. Госнел провели опрос с целью выяснения причин нежелания ходить на выборы [6].

Российские социологи подключились к исследованию электорального поведения в конце 80-х гг. XX в. В России и на Украине в последние двадцать лет электоральная социология развивается весьма бурными темпами. Здесь помимо трудов таких известных авторов, как Е.Малкин, И.Н. Панарин, Г.Г. Почепцов, В.В. Полуэктов, хотелось бы особо отметить диссертационную работу С.Г. Зырянова, защищенную в 2008 г. в Ростове-на-Дону [7]. Тема его диссертации: «Современные электоральные процессы: взаимосвязь поведенческого и институционального аспектов (политологический анализ)».

С.Г. Зырянов, по нашему мнению, ближе всех подошел к пониманию теоретико-методологических оснований электорологии, хотя сам термин «электорология» им не употребляется. Как полагает С.Г. Зырянов, в качестве теоретико-методологических

оснований его исследования выступают «социально-философские и политологические принципы изучения политических явлений и процессов в рамках институциональной и

поведенческой парадигм». При анализе электоральных процессов С.Г. Зырянов исходил из концепции политического участия, понимаемого «как совокупность действий, прямо или опосредованно предпринимаемых индивидами с целью оказания воздействия на государство для осуществления своих требований и решения жизненно важных для них проблем».

На наш взгляд, подобное определение политическое участия есть понятие большего объема для «электорального поведения».

Таким образом, к настоящему времени практически во всех мировых научных центрах накоплен колоссальный эмпирический материал о поведении избирателя на выборах, что дает основания утверждать об институализации нового направления политической науки -электорологии. Остается надеяться, что в скором времени количество перейдет в качество.

Литература

1. Гречишников С.Е. Избирательные технологии. - М.: Канон+, 2011.-224 с.

2. Почепцов Г.Г. Имидж и выборы. Имидж политика, партии, президента. - Киев: АДЕФ Украина, 1997. - 328 с.

3. Arthur F. Bentley. The Process of Government: A Study of Social Pressures. - Chicago: University of Chicago Press, 1908 - c. 501.

4. Lazarsfeld P.P The people's choice, 3 éd., - N. Y. - L., 1968 (cobm. с В. Berelson, H. Gaudet).

5. Butler D., Stokes D. Political change in Britain: The évolution of electoral choice. -L., 1974.

6. Мерриам Ч. Новые аспекты политики. Пер. Т.Н. Самсоновой // Антология мировой политической мысли: в 5 т., т. 2: Зарубежная политическая мысль, XX в. / Ред.-сост. Г.К. Ашин, Е.Г. Морозова. - М.: Мысль, 1997. - С. 175-184. Мерриам Ч.Э. Четыре американских партийных лидера. Пред. и пер. Т.Н. Самсоновой, JI.E, Филипповой // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. - 2003. - №№ 2-4.

7. Зырянов С.Г. Электоральное поведение и электоральная культура в трансформирующемся институциональном пространстве: методологический аспект. //Социум и власть. - №2. - 2008.

Гречишников Сергей Егорович, кандидат философских наук, доцент, политический технолог, консультант по управлению, г. Улан-Удэ. Grechoshnikov Sergey Egorovich, candidate of sociological science, associate professor, political technologist, management consultant, Ulan-Ude.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.