Научная статья на тему 'О понятиях «Политическая партия» и «Партийная фракция» в современной России'

О понятиях «Политическая партия» и «Партийная фракция» в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
8560
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ПАРТИЙНАЯ ФРАКЦШ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТОРАТ / ИДЕОЛОГИЯ / ВЛАСТЬ / ВЫБОРЫ / ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНТЕРЕСОВ / ДЕПУТАТ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / POLITICAL PARTY / THE PARTY FRACTION / POLITICAL SYSTEM / ELECTORATE / IDEOLOGY'' / POWER / ELECTIONS / PUBLIC INSTITUTION / POLITICAL COMMITMENT / REPRESENTATION / DEPUTY / LEGAL STATUS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Родионов Артемий Сергеевич

В данной статье рассматриваются понятия «политическая партия» и «партийная фракция» применительно к современной России. Партии являются существенным элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партий превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Внутри парламента политические партии образуют депутатские объединения, которые являются неотъемлемым, необходимым и существенным элементом любого представительного органа власти фракции, для того, чтобы вести совместную работу, проводить совместные действия по отстаиванию своих интересов, интересов своих избирателей, партий, движений, предвыборных объединений, регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTS OF «POLITICAL PARTY» AND «PARTY FRACTION» IN MODERN RUSSIA

This article discusses the concept of «political party» and «party fraction» as applied to modern Russia. Parties are an essential element of the political system of society. They are the bearers of competing policies, serve as spokesmen for the interests, needs and goals of particular social groups, the link betM>een civil society and the state. The task of political parties to make a lot of private interests of individual citizens, social groups, interest groups, in their cumidative political interest. Inside the parliament form a parliamentary political parties, associations, which are an integral, necessary and essential element of any representative body ofpower fraction, in order to conduct joint work, joint action to defend their interests, the interests of their voters, parties, movements, electoral associations, the regions.

Текст научной работы на тему «О понятиях «Политическая партия» и «Партийная фракция» в современной России»

политология

УДК 329 (470) © А.С. Родионов

О ПОНЯТИЯХ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ» И «ПАРТИЙНАЯ ФРАКЦИЯ»

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В дайной статье рассматриваются понятия «политическая партия» и «партийная фракция» применительно к современной России. Партии являются существенным элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партий — превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Внутри парламента политические партии образуют депутатские объединения, которые являются неотъемлемым, необходимым и существенным элементом любого представительного органа власти — фракции, для того, чтобы вести совместную работу, проводить совместные действия по отстаиванию своих интересов, интересов своих избирателей, партий, движений, предвыборных объединений, регионов.

Ключевые слова: политическая партия, партийная фракция, политическая система, электорат, идеология, власть, выборы, институт общества, политическая воля, представительство интересов, депутат, правовой статус.

A.S. Rodionov

THE CONCEPTS OF «POLITICAL PARTY» AND «PARTY FRACTION» IN MODERN RUSSIA

77ns article discusses the concept of «political party» and «party fraction» as applied to modern Russia. Parties are an essential element of the political system of society. They are the bearers of competing policies, serve as spokesmen for the interests, needs and goals of particular social groups, between civil society and the state. The task of

political parties — to make a lot of private interests of individual citizens, social groups, interest groups, in their cumulative political interest. Inside the parliament form a parliamentary political parties, associations, which are an integral, necessary and essential element of any representative body of power — fraction, in order to conduct joint work, joint action to defend their interests, the interests of their voters, parties, movements, electoral associations, the regions.

Key words: political party, the party fraction, the political system, electorate, ideology\ power, elections, public institution, political commitment, representation, deputy, /egtf/ status.

Важной задачей политической науки в настоящее время становится выявление наиболее общих форм и п)тей становления и развития политических партий.

Современная теория политических партий представляет собой систематизированную и обобщенную совокупность знаний о предмете исследования, выраженную в виде разнообразных концептуальных схем и законов, которые при наложении друг на друга могут привести к несовместимости ее частей. Сама теория иногда радикально отличается от повседневной практики нынешних партий.

Динамичность общественного развития XX в., структурные преобразования, повлекшие за собой смену системы ценностей, расширение каналов влияния СМИ и т.п., коренным образом отразились на деятельности политических

партий. Приспосабливаясь к изменениям окружающей среды, они были вынуждены реорганизовать свою внутреннюю сущность. При этом изменилось буквально все, неизменным осталось лишь их стремление бороться за власть, участвовать в ее отправлении и сохранении в своих руках. Столь неоднозначная ситуация до сих пор порождает многочисленные споры по поводу адекватности определения понятия «политической партии».

В настоящее время для разрешения данной задачи в научном мире оперируют двумя основными видами этого понятия — узким и широким.

В основу узкого понятия политической партии заложен целый ряд признаков, подчеркивающий отличие данного института политической системы от иных ее элементов.

Наиболее широко используемым в этой связи становится узкое понятие, выделенное видным американским специалистом в области сравнительной политологии Джозефом Лаполамбара: 1) партия - это носитель определенной идеологии; 2) партия - это организация, т.е. достаточно длительное объединение людей на самых разных уровнях политики от местного до международного; 3) цель партии - осуществление и захват власти; 4) каждая партия старается обеспечить себе поддержку народа - от голосования за нее до активного членства [1]. Минималистские определения связаны также с электоральным участием и стремлением партий к приобретению властных полномочий: 1) партия - это команда людей, стремящаяся контролировать

государственный аппарат, путем приобретения должностей на надлежащим образом организованных выборах (Э.Даунс) [2]; 2) партии определяют участие в свободных выборах, в особенности если с течением времени они могут одержать победу (Д.Шлезинджер) [3]. Эти определения предполагают наличие свободных выборов и конкуренции.

Широкие определения понятия связывают партии со стремлением к получению властных позиций и сотрудничеством с широкими группами населения: 1) партии стремятся к захвату власти или участию в ее отправлении и опираются на поддержку широких слоев населения (М.Дюверже) [4]; 2) партия - это любая политическая группа, имеющая официальное название, участвующая в выборах и способная путем участия в выборах (свободных или несвободных) замещать государственные должности своими

кандидатами (Дж. Сартори) [5].

Как отмечает К.Джанда, ни то, ни другое определение нельзя считать исчерпывающим, оно предполагает возможность существования партий без участия в выборах. Дж.Сартори допускает, что выборы не обязательно должны быть свободными. Но за скобками остаются партии, стремящиеся приобрести власть или уже овладевшие ею, не прибегая к выборам. Он предлагает «широкое» определение, где партии обладают состязательной, сдерживающей или же подрывной стратегией: партия - это любая группа, стремящаяся к приобретению власти для своих признанных представителей любыми возможными средствами [6].

Среди исследователей западноевропейских партийных систем широко распространены представления о партиях, как о по-разному

организованных группах членов общества, ставящих целью представительство интересов и влияние на формирование политической воли в рамках политической системы.

Итак, ключевыми элементами понятий, использующихся при анализе партий, обычно называются следующие:

Институционализация, характеризующая процесс приобретения партиями устойчивости и политической значимости (продолжительность существования, количество расколов и слияний, электоральные показатели) [6]. Это не только процесс или свойство, но и состояние, характеризующее и их нормативную базу, и их укорененность в массовом сознании.

Идеологическая и/или проблемная

ориентация, которая может характеризоваться в разных системах координат: от наиболее известной лево-правой шкалы до многомерной, учитывающей существование так называемых «мировоззренческих», проблемно-

ориентированных партий [7].

Характер социальной поддержки поддержка партии определенной социальной группой и/или группами, представительство интересов этой группы и/или групп партией; при этом, считается, что партии с широкой социальной опорой скорее агрегируют социальные интересы, а с узкой - скорее выражают особые интересы [8].

Внутренние организационные

характеристики (устойчивость, структура, степень централизации/децентрализации,

уровень сплоченности и согласованности действий структурных подразделений партий), зависимые в том числе и от среды, в которой действует партия [5].

Уровень автономии от других организаций и институтов, действующих внутри страны или за ее пределами (в том числе, финансовые и людские ресурсы, зависимость при принятии решений от органов власти). Партии могут отказываться от своей автономии в пользу других секторов общества, которые обеспечивают им денежные средства или людские ресурсы. Важную роль играет и государственное финансирование.

Согласованность определяет степень соответствия между установками и поведением членов партии; характеристиками ее выступают уровень согласованности при голосованиях, наличие внутрипартийных фракций, а также уровень сплоченности сторонников партии [5].

Вовлеченность характеризует отношения партий с ее членами и сторонниками, а также их мотивы, глубину идентификации с партией и

А.С. Родионов. О понятиях «политическая партия» и «партийная фракция» в современной России

стремления участвовать в партийной работе и их стимулов для этого [4].

Стратегия и тактика (состязательная, предполагающая участие в выборах - для системных, или подрывная - для антисистемных партий). Партии стремятся к приобретению должностей и проведению определенной политики, при этом на поведение соревновательных партий влияют

институциональные характеристики, а антисистемные партии, руководствующиеся изначально подрывными стратегиями, встраиваются в систему, рискуя потерей электората [9].

Правительственный статус - степень участия партии в общенациональной политике (электоральный успех, влияние на формирование правительства или участие в его работе) [10].

Парламентские фракции являются чрезвычайно важным структ>грным элементом института многопартийности. По сути, они выполняют роль тех органов, через которые партии осуществляют функцию

представительства интересов общества. Также, как и разные партии составляют политический спектр страны, парламентские фракции формируют политическое пространство представительного органа.

Для того чтобы разобраться в определении понятия «парламентская фракция», считаем необходимым дать несколько толкований данного понятия.

Фракция (от лат. Агасйо - разламывание): 1) (устар.) группа людей, объединенная профессиональными, цеховыми интересами; 2) группировка внутри политической партии, в парламенте [11].

В конституционном и парламентском праве [12] - депутатская группа в парламенте или ином представительном органе, в которую входят депутаты, избранные от определенной партии или избирательного блока партий. Фракция - важное, относительно самостоятельное структурное звено

представительного органа. В парламентах фракция наделяется обычно рядом прав представительного (участие в комитетах и других органах парламента), процедурного (в процессе обсуждения законопроектов и других вопросов), а также организационно-технического характера (предоставление помещений, персонала, в некоторых парламентах - финансовых средств). В современном мире деятельность большинства парламентов строится на фракционной основе.

Внутри фракций действует партийная дисциплина, в одних парламентах более жесткая, в других - менее. Голосование депутатов по важным вопросам, как правило, предопределяется решением фракции. Во фракциях с жесткой партийной дисциплиной отказ депутата выполнить такое решение или какие-либо иные принципиальные его расхождения с большинством членов фракции могут привести к исключению депутата из фракции. Однако это не сказывается на его депутатском статусе: он не может быть лишен депутатского мандата даже в том случае, если избран по партийному списку и продолжает свою деятельность либо в качестве независимого депутата, либо перейдя в другую фракцию или депутатскую группу. Чтобы фракции не были слишком мелкими и, как следствие, малочисленными, в регламентах ряда парламентов для их создания установлены определенные критерии.

Парламентская фракция - объединение депутатов, принадлежащих к одной партии в парламенте или в палате парламента. Обычно в состав парламентской фракции входят лидеры и наиболее видные деятели партии. Парламентская фракция связана с партийной дисциплиной. Вопросы создания и деятельности парламентских фракций регулируются регламентом парламента или его палат, а также конституционными обычаями [13].

Высокая значимость деятельности депутатских групп напрямую зависит от выполнения ими целого ряда функций.

Во-первых, они представляют интересы, иными словами, преобразуют общественные настроения и ожидания в конкретные экономические и политические требования. Разумеется, не все мнения, существующие внутри группы, отражаются при принятии решений, но группа по возможности пытается сблизить те интересы, которые она защищает вовне, с мнением отдельных своих членов.

Во-вторых, депутатские группы объединяют интересы, согласовывают отдельные вопросы и требования, приводят их в систему и вырабатывают на этой основе долгосрочные цели. Дело в том, что во многих случаях необходимо суммировать различные интересы внутри группы - это происходит в рамках дискуссий, в результате которых вырабатывается некая общая формулировка. Результат согласования позиций, как правило, выражен в виде набора так называемых приоритетных интересов. От рационального выбора зависит способность депутатской

группы влиять на законотворческий процесс, на политическую ситуацию, на систему, которая может реализовать лишь ограниченное количество желаний группы, иначе она окажется безнадежно перегруженной.

Это означает, что группа стоит перед необходимостью выбора из всего объема представленных требований лишь тех, которые особо значимы для достижения поставленной цели и имеют наибольшие шансы для воплощения в жизнь.

В-третьих, депутатская группа или фракция информирует общественность о своей деятельности, доводит сведения о настроениях той или иной части общества и положении дел в определенной сфере экономики или общественной жизни до всех депутатов представительного органа. По крайней мере, так должно быть, однако, как вы понимаете, открытость и публичность групп - пока явление очень редкое.

И, наконец, главная функция депутатской группы - влияние на законодательный процесс, так как группа стимулирует разработку законопроектов; сформировавшиеся групповые интересы и цели отстаиваются посредством лоббистской деятельности.

Для понимания характера взаимосвязи между политической партией и ее парламентской фракцией важно иметь в виду двойственную природу политической партии, которая зарождается в недрах гражданского общества, но, пройдя через процедуру выборов, легитимируется в качестве государственно-правового начала в форме партийной парламентской фракции [14]. Таким образом, во-первых, партия предстает как институт гражданского общества, то есть как структурный элемент сферы частных отношений, не зависящих от государственной власти, а во-вторых, выступает как часть государственно-политической системы. Отсюда и двойственность в поведении партии. С одной стороны, она должна продемонстрировать свое частнопартикулярное начало, свою способность отстаивать интересы какого-то социального слоя, класса, группы, а с другой - умение выявить в различных групповых, корпоративных интересах общезначимые характеристики, учесть политический смысл отдельных частных интересов и придать им общегосударственное звучание (ведь только это дает ей основания претендовать на участие в формировании и осуществлении

государственной власти). От умения партии найти правильный баланс между

частнопартикулярными и общезначимыми составляющими в своих программных установках и в своей практической деятельности во многом зависит ее политическая судьба.

Аналогичную двойственную природу имеет и партийная парламентская фракция. Однако в ее деятельности частнопартикулярное и общегосударственное начала должны быть представлены уже в иной пропорции: общегосударственное должно здесь явно доминировать над партийным. Фракция как часть партии, продвинутая в сферу государственно-властных отношений, должна иметь такую меру самостоятельности от партии, которая позволит вынести основной накал межпартийной борьбы за рамки парламента. Если для партий политика это, прежде всего, борьба, точнее - борьба за власть, то на уровне фракций как части системы государственной власти политика, напротив, должна выражать единство общества и ориентироваться на общие интересы и общую волю. Поэтому общество заинтересовано в том, чтобы партийные парламентские фракции имели достаточную степень свободы от партийного диктата. Правовыми гарантиями этой свободы являются: 1) закрепление в законодательстве демократических государств статуса депутата как представителя всего народа (нации), а не какой-то его части в лице членов той или иной партии; 2) отсутствие в законодательстве норм, обязывающих депутатов подчиняться партийной дисциплине.

Разумеется, на практике депутат, рассчитывающий на переизбрание, достаточно жестко зависит от поддержки партии. Реальность такова, что сильная партия имеет множество рычагов воздействия на «своего» депутата.

Нормальное функционирование парламента в целом и каждой из его палат в отдельности возможно только в том случае, если права парламентских партий не ущемляются, если они имеют реальную возможность участвовать как в организации парламента, так и в реализации всех его полномочий. Это - необходимое условие перевода политической борьбы в легальные парламентские рамки, формирования и деятельности всех парламентских партий, как правящих, так и оппозиционных. Данный вопрос напрямую связан с выделением основных направлений правового

регулирования деятельности политических партий в парламенте и выявлением границ такого регулирования, т.е. пределов

АС. Родионов. О понятиях «политическая партия» и «партийная фракция» в современной России

вмешательства государства во внутрипартийную жизнь.

Таким образом, в современном мире общепризнанной государственно-правовой формой парламентской деятельности политической партии в подавляющем большинстве государств (за редкими исключениями) выступает ее фракция (клуб, группа и т.д.), через деятельность которой партия приобретает качество структурной части парламента.

Регулирование правового статуса

парламентской фракции осуществляется по нескольким основным направлениям. Среди них: порядок образования и регистрации фракции, включая численные критерии и другие условия; полномочия (права и привилегии) фракций по участию в организации и деятельности палаты парламента; регулирование взаимоотношений парламентской фракции с партией («внешние отношения») и с депутатами («внутренние отношения»). Каждое из этих направлений отличается различным объемом правового регулирования и значительной страноведческой спецификой.

Создание парламентских фракций осуществляется, как правило, на основе двух критериев - партийного и численного. Партийный критерий общепризнан в подавляющем большинстве стран, где парламент формируется на многопартийной основе. Юридическое закрепление он получает в парламентском Регламенте, реже - в Конституции или в специальном законе.

Численный критерий при образовании партийной фракции означает наличие определенного минимума числа депутатов единой партийной принадлежности.

Помимо установления партийного и численного критериев, образование и деятельность депутатского объединения предполагают и иные важные процедурные моменты. Прежде всего, это порядок создания и прекращения (ликвидации либо реорганизации в форме слияния, присоединения и выделения) депутатского объединения. По общему правилу депутатское объединение образуется в регистрационном порядке. Сама регистрация осуществляется секретариатом палаты.

Вопрос о прекращении деятельности депутатских объединений в парламенте в мировой практике решается по-разному. Главным основанием для этого является, как правило, сокращение ее численности ниже установленного минимума. Иногда в

регламентах закрепляется право фракции на самороспуск.

С момента регистрации фракции и группы приобретают официальный статус депутатского объединения и пользуются установленными в Регламенте полномочиями, совокупность которых характеризует эти объединения в качестве важнейших структурных элементов парламента и позволяет им активно участвовать в организации и деятельности палаты. Важнейшими среди них являются: право участвовать в формировании руководящих и рабочих органов парламента и представительствовать в них; право участвовать в определении порядка работы палаты парламента через создаваемые в палате межфракционные органы; предоставление фракциям, по сравнению с

«неорганизованными» депутатами, целого ряда привилегий процедурного характера.

Итак, рассмотрев подходы к определению понятий «политическая партия» и «партийная фракция», выяснив и проанализировав их основные признаки, функции и составляющие, мы пришли к выводу, что понятие политической партии в условиях современной России более операционально использовать в широком смысле. На наш взгляд, это объединенная в особую организацию группа людей определенной части общества, связанная общими интересами, которые она выражает путем осуществления государственной власти, участия в деятельности государственных органов. Что касается партийной фракции, то она представляет собой депутатскую группу в парламенте или ином представительном органе, в которую входят депутаты, избранные от определенной партии или избирательного блока партий, и представляющую интересы этой партии. Данные определения, по нашему мнению, являются наиболее полными, содержательными и соответствующими современным условиям развития российского государства.

Литература

1. LaPalombara J., Weiner M. Political Parties and Political Development. - Princeton: Princeton University Press, 1966.

2. Downs A. An Economic Theory of Democracy. -N.Y., 1957.

3. Schlesinger J. Political Parties and Winning of Office. -Ann Arbor, 1991.

4. Дюверже M. Политические партии. - M.: Академический проект, 2000.

5. Sartori G. Party and Party Systems // A Framework for Analysis. -N.Y., 1976.-Vol.1.

6. Джанда К. Сравнение политических партий: исследование и теория // Современная сравнительная политология. - М, 1997.

7. Lane J.-E., Errson S. Multiparty Government: The Politics of Coalition in Europe. - Oxford, 1990.

8. Lipset S., Rokkan S. Party Systems and Voter Alignments: Cross-National perspectives. -N.Y., 1967.

9. Przevorski A., Spraque J. Paper Stones: A History of Electoral Socialism. - Chicago, 1986.

10. Budge I., Keman H. Parties and Democracy: Coalition Formation and Government Functioning in Twenty States. -Oxford, 1980.

11. Российский энциклопедический словарь. Книга 2. -Н.: Я Издательство: Большая Российская энциклопедия; 2000 г., - 1024 с.

12. Энциклопедический словарь «Конституция Российской Федерации» - М.: Юристъ; 1997. - 320 с.

13. Справочник официальных определений и терминов по экономике и финансам - М.: Экзамен, 2002. - 640 с.

14. Лапаева В.В. Фракции и депутатские группы в Государственной Думе как субъекты парламентского процесса // Законодательство и экономика. - 1998. -№4.

Родионов Артемий Сергеевич, аспирант кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: aptem_rs@mail.ru.

Rodionov Artemiy Sergeevich, postgraduate student, department of political science and sociology, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: aptem_rs@mail.ru.

УДК 324-027.21 + 342.8 © C.E. Гречишников

ЭЛЕКТОРОЛОГИЯ - НАУКА О ВЫБОРАХ

Статья посвящена разработке теоретических оснований новой социальной науки — электорологии. Автор анализирует особенности электорологии, как прикладной дисцитины.

Статья рассчитана, прежде всего, на тех, кто интересу ется технологиями проведения избирательных кампаний, а также на политологов, социологов, историков. Работа будет полезна студентам, специализирующимся на связях с общественностью.

Ключевые слова: выборы, социальный институт, методологические основания, Россия, политический пиар, электоральное поведение, логико-генетический анализ.

S.E. Grechishnikov

ELECTOROLOGY IS THE SCIENCE OF ELECTION

The article is devoted to the development of theoretical foundations for a new social science - the electorology. The author analyses the peculiarities of the electorology as an applied discipline. The article is intended\ first of all on the who are interested in the technology> of conducting election campaigns, as well as to political scientists, sociologists and historians. It will be useful for students, specializing in public relations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: elections, social institute, methodological grounds, Russia, political PR, electoral (voting) behavior, logic-genetic analysis.

Электорология, в предельно обобщенном толковании, есть наука о выборах. Это совсем молодая отрасль социального знания. Если проводить аналогию с человеком, то нынешнее состояние электорологии соответствует возрасту девушки на выданье [1].

Целью нашего исследования является подтверждение статуса электорологии как отдельной науки.

Автор статьи пока не претендует на построение целостного методологического базиса новой научной дисциплины. Подобный базис должен вызреть естественным образом в ходе корпоративной научной рефлексии итогов избирательных кампаний. Время для дискуссий на подобную тему пришло. И поводов предостаточно.

До сих пор, например, в сообществе политтехнологов не выработаны стандартные

критерии классификации выборов с точки зрения содержательного наполнения предвыборных проектов. Нет

конвенционального решения по вопросу оценки профессионализма специалистов в

политическом пиаре. Эти и многие другие вопросы ждут своего решения.

Нам совершенно очевидно, что электорология не могла появиться в нашей стране в советское время: выборов как таковых не было. Сегодня же актуальность разработки оснований новой науки не вызывает сомнений. Без решения политических вопросов, т.е. вопросов власти, где одним из ключевых моментов является победа на выборах, развитие России в целом и ее регионов, в частности, невозможно.

Власть есть возможность навязывать другим людям свою волю. Там, где воля утверждается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.