Научная статья на тему 'Электоральный перелом или перестройка партийной системы во Франции: опыт и уроки'

Электоральный перелом или перестройка партийной системы во Франции: опыт и уроки Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
129
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сапанов Сайпулла Жумабаевич, Шарипказы Нурталип

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электоральный перелом или перестройка партийной системы во Франции: опыт и уроки»

156 Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # Х, 2014 | Исторические науки

академических кругов и экспертного сообщества. На этом форуме Н. Назарбаев встретился с Фредериком де Клерком.

Возглавлявший делегацию из ЮАР, Нобелевский лауреат Фредерик де Клерк отметил, что ЮАР в то время, когда он был президентом, отказалась от ядерного оружия. Он, в частности, сказал: «Так же, как и Казахстан, ЮАР отказалась от ядерного оружия и первым делом, когда я стал президентом, мы решили избавиться от семи атомных бомб, которые у нас были. Я рад, что такой форум состоится и думаю, что мы должны довести до конца дело по ядерному разоружению»[5]. Нобелевский лауреат считает, что между странами должен быть заключен международный договор об отказе от ядерного оружия. Фредерик де Клерк также высказал свое мнение по проблеме, возникшей на японской АЭС «Фукусима». По его словам, в условиях глобализации нельзя говорить о запрете использования мирного атома, но ядерное оружие нужно запретить.

На наш взгляд, говоря о взаимодействии экономик двух стран, между которыми почти 10 тысяч километров, сложно предполагать внезапную и масштабную активизацию сотрудничества. Речь скорее о налаживании неких стратегических контактов, которые могут быть рассчитаны на дивиденды в будущем. Южная Африка это одна из лидирующих стран в мире в области горнодобывающей промышленности. Не секрет что по добыче платины, золота, серебра ЮАР занимает ведущие позиции на планете. Что касается в области добычи урана Казахстана и ЮАР обе страны занимают лидирующие позиции в мире. Для стран, которые разделяют большие расстояния, Казахстан и ЮАР достигли неплохих результатов в сотрудничестве.

В настоящее время объем товарооборота между странами составляет пока 35 миллионов долларов.

Конечно, по сравнению с другими партнерами цифры довольно скромные, но обе страны намерены усилить совместную работу и наверстать упущенное время.

У Казахстана и ЮАР есть много общего. Во-первых, ЮАР богата природными ресурсами. Во-вторых, страна имеет большой потенциал по развитию экоту-ризма. В-третьих, и это, пожалуй, самое главное, страна стала родиной для многих наций и народностей.

Поэтому в ЮАР, как и в Казахстане, придают большое значение созданию условий, в которых могут свободно развиваться национальные языки и культура.

Как отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол ЮАР в Казахстане Шириш Сони, толерантность и политика межнационального согласия - это самое большое конкурентное преимущество Казахстана и ЮАР. Казахстан и ЮАР являются полиэтничными государствами. А потому сегодня главная суть проводимой в них политики - это толерантность и межнациональное согласие.

Список литературы:

1. http://www.zakon.kz/4519686-potencial-vzaimootnoshenijj-kazakhstana.html.

2. http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/nazarbaev-pozdravil-prezidenta-yuar-s-pereizbramem-na-post-256355/

3. Казахстанская правда, 17 мая 2014 года

4. Текущий архив МИД РК.

5. http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/erj an-kazyihanov-vstretilsya-s-nobelevskim-laureatom-iz-yuar-198844/

ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЛОМ ИЛИ ПЕРЕСТРОЙКА ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ

ВО ФРАНЦИИ: ОПЫТ И УРОКИ

Сапанов Сайпулла Жумабаевич

д. и.н.,профессор каф. китаеведение КазНУ им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан,

Шарипказы Нурталип, магистр востоковед

каф. китаеведение КазНУ им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан

За последние двадцать лет проблема возникновения крайне правых и их влияние на политическую систему во Франции и в Европе были сосредоточены в основном на причинных аспектах возникновения радикально - правых, на моделях поддержки этих партий, их идеологической базы, сравнении этих партий в Европе.

По мнению французских специалистов вначале политические партий завоевывают влияние не в момент своего создания, а в момент, когда они достигают электорального перелома, которого достаточно, чтобы иметь влияние на изменение поддержки внутри партийной системы. Этот перелом может быть достигнут двумя способами: через переход избирателей, которые ранее голосовали за другие политические партий, или через мобилизацию новых избирателей, которые ранее воздерживались от голосования (электоральный абсентеизм). Если этот перелом возникает, это может закончиться электоральной перестройкой внутри партийной системы, в контексте критических выборов или повторных выборов.

В этом плане французский опыт достаточно показателен. Партий, которые достигают электорального перелома в короткий срок редко имеют долговременное электоральное влияние. На начальной стадии, в то время как

избиратели перемещают свою поддержку в партийной системе, это наиболее ощутимо для тех партий, от которых они перешли. Для них, проблема состоит в том, как вновь завоевать голоса избирателей, которые они потеряли, и как предотвратить дальнейшее разрушение. Дискуссии сосредотачиваются на новых вопросах, которые привлекают новую волну избирателей новых политических партий. Этот электоральный переход частот рассматривается специалистами как «голос - протеста» части электората против установившихся политических партий (правые и левы, консерваторы и либералы, демократы и республиканцы и др.) которые игнорировали их интересы и участие в политическом процессе.

Как считает Мартин А. Шеин в некоторых случаях, установившиеся партий могут вновь завоевать этих избирателей, собирая и перерабатывая вопросы, которые определяют первоначальный протест. В других случаях установившиеся партий пытались изолироваться или более или менее игнорировать вызовы[1].

Это актуализирует проблему кооптации итогов радикально правых партий. Кооптация достаточно удачно проведена в британском случае, немного хуже в Германии, и вообще не прошла в случае с Францией, по крайней

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # X, 2014 | Исторические науки

мере, до того как Народный Фронт самораспустился в декабре 1998. Необходимо отметить, что даже где кооптация была удачной этот процесс имеет важное значение не только на те политические партий, которые потеряли поддержку избирателей, но так же на социальную политику в целом. Процесс кооптации также имеет влияние на партийную систему в целом и на партийное соперничество. Это изменение имеет природу конфликта среди политических партий и на потенциальный раскол и разделение общества.

На наш взгляд, в политической системе вновь возникшие политические партий, если даже не выдерживают организационный срок, тем не менее, их влияние могут быть очень важным как для природы политической повестки дня, так и для организации политической системы. Однако проблема кооптации требует достаточно серьезного анализа.

Таким образом, влияние организационных связей относится к структуре политической и избирательной системе в целом. В случае с Францией, это влияние играет важное значение, так как эффективность отвечает на требование расширенных партийных связей. Правые радикальные политические парии во Франции и в Европе имеют определенный успех не только в том, что они выдерживают определенную политику, но и за счет падения мобилизационной мощности других политических партий и партийной системы в целом. В некоторых случаях правые радикальные политические партии во Франции создают организации и проникают в политическую систему через избранных должностных лиц, влияние которых возрастает.

Организационное построение радикально правых партии имеет связь с электоральным успехом. Этот успех становится очевидным с того времени, когда чиновники становится способными привлекать ресурсы необходимые для развития партийной организации. Электоральный успех партий часто доказывает, привлекательность для «перехода» электората из установившихся политических партий в ряды новых партий. Этот процесс партийного строительства радикально правых имеет влияние не только на другие политические партий, а также и на партийную систему в целом. В зависимости от процесса децентрализации пространственное изменение эффективности политической линии может быть значительным внутри страны.

Следующий аспект партийного развития радикально правых партии участие и влияние политических партии на политическую жизнь страны зависит от того, является ли партия правящей или она коалиционная в национальном правительстве. Во Франции очень важное значение имеет, когда партия возглавляет муниципальное правительство. Эффективность такой политики имеет связь с формированием коалиции муниципального округа, где партия имеет муниципальную власть. Так как, пространственное изменение муниципального (местного) политического воздействие может увеличить общегосударственное влияние политической партий.

Влияние правых партии может чувствоваться и косвенно, если правительство и другие политические партии внутри системы пытаются уменьшить влияние этих партии путем регулирование их собственной стратегии.

На наш взгляд, в основном партийный перелом зависит не от политического курса, скорее от партийных

157

участников процесса и от осуществления политики. Ядром, которого является вопрос характера политического курса.

Е.Е. Скетшнайдер назвал эту борьбу «размахом конфликта» с идеями и аргументами стратегии лидеров политических партии. Иными словами определение проблем в ходе политических дебатов управляется стратегическим расчетом, среди конкурирующих партии в мобилизации «аудитории», на которую они нацелены. Е.Е. Скетшнайдер также определяет ключевой политический вопрос, на который оказывает влияние политические лидеры. Основной конфликт автор определяет, как конфликт между политическими элитами по вопросу того, кто является участником, а кто нет и различные формировки мобилизации коалиции сторонников каждая из которых имеют собственные политические пристрастия.

Также он заостряет внимание на структуру коалиции избирателей. По его мнению, политический перелом новых партии - это перелом основанный на вопросах основных партии, которая существенно меняют структуру основных факторов, а также пути взаимодействия партии внутри партийной системы. «Аудитория» также различается, имея различные пути мобилизации. В этом случае проблемы иммиграции и безопасности организуются в политическую повестку дня через развитие партийного соперничества между партиями[2].

По мнению французских специалистов традиции участие в политическом процессе может, имеет скорее умеренное влияние на радикализм партии, чем эффект радикализации - на другие политические партии, вовлеченные в политический процесс. Согласно этой концепции некоторые лидеры правого крыла во Франции верили, что вовлечение Народного Фронта в правительственную коалицию действительно подорвало бы радикализм партии.

В общественном мнении Франции прочно утвердилось представление том, что радикалы - это, прежде всего ярые антиклерикалы начала XX в., немало способствовавшие созданию светской республики. Они зарекомендовали себя принципиальными сторонниками парламентской республики, активно защищая ее институты в конце XIX первой половине XX в. Они внесли свой собственный вклад в идейное наследие французской республики. Доктрина, солидаризма, сформулированная одним из лидеров радикализма Л. Буржуа в конце XIX в., служит неотъемлемой частью французской политической культуры, придавая специфику французскому либерализму, и продолжает привлекать внимание исследователей.

Французская республиканская модель во многом опирается на упомянутые принципы. Поэтому и поныне не потеряли актуальности слова французского политолога М. Дюверже о том, что «понять радикалов - значит постигнуть сущность французской политической жизни» [3].

Список литературы:

1. Martin A.Schain. L impact du Front national sur le systeme politique francais. Association Francaise de science politique. Sixieme Congres. 8 septembre-1 er octobre 1999.

2. E.E. Schattschneider, The Semisovereign People (New York: Holt, Rinechart and Winston, 1960), Ch.II.

3. Institutions poliliques et droit conslitutionnel. Paris, 1973, v. 2. Le systeme politique francais. p. 590

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.