Научная статья на тему 'Электоральные процессы в республике Башкортостан в постсоветский период: основные тенденции развития'

Электоральные процессы в республике Башкортостан в постсоветский период: основные тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чувилина Наталья Борисовна

The author in detail analyzes results of all elections in the region, allocating three basic stages, political forces essentially differing by arrangement, political priorities of voters and results of voting. In opinion of the author, priority influence on regional political processes is rendered by the federal center.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electoral Processes in Republic of Bashkortostan During Post Soviet Period: Basic Tendencies of Development

The author in detail analyzes results of all elections in the region, allocating three basic stages, political forces essentially differing by arrangement, political priorities of voters and results of voting. In opinion of the author, priority influence on regional political processes is rendered by the federal center.

Текст научной работы на тему «Электоральные процессы в республике Башкортостан в постсоветский период: основные тенденции развития»

Н. Б. Чувилина

ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ1

В демократической политической системе электоральный процесс является одним из базовых основополагающих процессов. Содержанием электорального процесса выступает формирование органов власти и местного самоуправления при участии структур гражданского общества, самих граждан, осуществляющих свободный выбор в форме голосования, в результате чего происходят изменения в структурах власти и политических элит, в режимах функционирования властных органов, в поведении и культуре политических акторов, в политических курсах. В федеративном государстве электоральные процессы протекают на трех уровнях политической системы — федеральном, региональном, местном. Региональные электоральные процессы, призванные определять легитимность, стабильность и действенность, персональный состав власти в регионах, вектор политического режима, являются важной составной частью общефедерального электорального процесса, в определенной мере оказывают воздействие на направленность, характер, тенденции и результаты общефедерального политического и электорального процессов. Поэтому исследование тенденций развития региональных электоральных процессов — важная научная задача, позволяющая понять своеобразие сегодняшнего взаимодействия власти и общества, электоральной демократии, состояние гражданского общества в регионах России, степень адекватности и эффективности федеральной и региональной государственной электоральной политики.

Региональный электоральный процесс — это фиксированный и регламентированный по времени ход политических событий и явлений, связанный с выявлением воли граждан региона и формированием по определенным правилам федеральных, региональных и муниципальных органов власти и предполагающий некую упорядоченную последовательность действий и взаимодействий преследующих свои цели федеральных и внутрирегиональных политических акторов, совокупность изменений в их поведении, взаимоотношениях, в исполнении ими

© Чувилина Н. Б., 2007

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 05-03-84301 а/У «Тенденции развития электоральных процессов в Республике Башкортостан в постсоветский период».

ношениях, в исполнении ими своих ролей в рамках развернутой публичной конкурентной борьбы за голоса избирателей региона. Региональный электоральный процесс развивается под воздействием федеральных и региональных институтов власти, внешних и внутрирегиональных политических акторов, в результате чего происходят изменения в персональном наполнении региональных институтов власти, в региональной политике и политической системе, в региональном гражданском обществе, во взаимоотношениях региональной власти и общества.

Региональный электоральный процесс имеет свою специфику, которая определяется: мезоуровнем охвата политико-выборных процессов; наличием специфических особенностей мотивации и поведения акторов; наличием существенных возможностей у региональной власти для установления контроля за поведением электората; влиянием на региональный электоральный процесс, как федеральных, так и собственно региональных и местных факторов; доминированием региональных и местных проблем на электоральном поле. Основные параметры, характеризующие любой политический процесс, в том числе и электоральный, включают: элементы его структуры, набор внешних и внутренних факторов, определяющих среду протекания процесса, его ход и направленность, а также время, которое проявляется в таком показателе, как этапы развития процесса.

Структуру регионального электорального процесса составляют:

а) внешние и внутренние субъекты (акторы), включающие государственно-институциональные (органы, представляющие центральную государственную власть, структуры региональной власти, органы местного самоуправления, федеральная и региональные избирательные комиссии, региональные СМИ, как инструмент информирования общества государственными структурами о ходе электорального процесса, о кандидатах и избирательных объединениях1) и общественные (общефедеральные партии и их региональные отделения, политизированные движения и объединения, группировки политических, экономических и бюрократических элит (кланы), корпорации, кандидаты на выборные должности, граждане-избиратели, СМИ, осуществляющие информирование общества как гражданский институт и поэтому играющие роль не инструмента органов государственной власти, а самостоятельного гражданского актора);

б) ресурсы, стратегии, технологии, действия и взаимодействия внешних и внутренних акторов регионального электорального процесса; в) нормативная, социальная, политическая, социокультурная среда протекания регионального электорального процесса (комплекс условий и предпосылок, необходимых для нормального протекания этого процесса и обусловливающих его своеобразие: об-

щественно организованная среда, формы организации региональной элиты, совокупность правовых норм, региональные СМИ и региональная интеллектуальная сфера.

Факторы, оказывающие влияние на региональный электоральный процесс подразделяются на внешние и внутренние. Внешние факторы характеризуют политику федерального центра по отношению к региону и его элите. К ним относятся: федеральная власть и ее региональная политика, федеральные нормы и институты, стратегии федеральной власти по отношению к региональной элите. Внутренние факторы регионального электорального процесса связаны с основными элементами этого процесса — региональными институтами и акторами, а также с условиями протекания процесса. Внутренние факторы регионального электорального процесса делятся на структурные, которые формируют политические институты и социальная среда, и процедурные, связанные с внутренними акторами регионального электорального процесса и их деятельностью. К структурным факторам, прежде всего, относятся политические, экономические, социальные и культурные характеристики (условия) региона, а также формальные и неформальные институты, нормы поведения и осуществления взаимодействий между акторами, формальные и неформальные региональные центры власти. Политические структурные факторы включают: институциональный дизайн, включающий конфигурацию избирательной системы и системы разделения властей; систему региональных политических институтов — государственных и общественных, формальных и неформальных; особенности регионального политического режима, характер взаимоотношений между группами региональной элиты (правящей и оппозиционной, наличие/отсутствие расколов внутри правящей элиты); характер и состояние региональной партийной системы и информационной сферы; формальные и неформальные нормы, регулирующие избирательные процедуры и поведение субъектов избирательного процесса. К экономическим структурным факторам регионального электорального процесса следует отнести объективное состояние и структуру экономической сферы региона. Данные факторы определяют социально-демографическую структуру региона и, соответственно, влияют на структуру регионального электората, на социально-политические ориентации и модели электорального поведения его сегментов, на уровень жизни и социальное самочувствие регионального населения. Экономические структурные факторы влияют на электоральный процесс опосредованно, череСгроаде&тв ис© нюаецвареныта апьттоуроыефактзыцважающиеся в состоянии регионального гражданского общества, наличие и характер социальных расколов (город/село, центр/периферия, этни-

ческих и религиозных расколов), а также структура региональной элиты, способ ее формирования и функционирования, распределение ресурсов между группами региональной элиты составляют структурные факторы социального характера. Культурно-психологические факторы регионального электорального процесса представлены распространенными в регионе образцами политической культуры и электорального поведения, политическими ценностями и ориентациями элитных и массовых акторов, ожиданиями и установками регионального массового сознания. Процедурные факторы регионального электорального процесса включают: стратегии и тактики взаимодействия региональных и федеральных акторов; технологии, стратегии и тактики взаимодействия внутренних акторов регионального электорального процесса с избирателями и друг с другом. Параметрами, характеризующими динамику и основные тенденции развития электорального процесса, выступают: изменения в элементах его структуры, в частности, существенные изменения в системе электоральных институтов — в избирательном праве и избирательной системе, изменения в составе и политических позициях политических акторов (элитных, властных, партийных), в характере их взаимодействий, в их стратегиях и технологиях, изменения в политических ориентациях и электоральном поведении населения, а также изменения в порядке распределения факторов процесса по степени влиятельности.

Проведенный в русле данной методологии анализ электоральных процессов в Республике Башкортостан в постсоветский период позволили выявить следующие этапы и тенденции их развития. В развитии электоральных процессов конца ХХ-начала XXI в. в Республике Башкортостан (РБ) можно выделить пять этапов: а) этап генезиса электоральных процессов, включающий период перестройки (1988-1990 гг.) и позднесоветский период (с 1991 г. до декабря 1993 г.); б) этап, включающий декабрь 1993-март 1995 г.г. (первый электоральный цикл); в) этап, который приходится на декабрь 1995-март 1999 г. (второй электоральный цикл); г) этап, включающий декабрь 1999-март 2003 г. (третий электоральный цикл); д) этап, начавшийся в декабре 2003 г. и завершающийся в марте 2008 г. избирательной кампанией по выборам депутатов республиканского парламента (четвертый электоральный цикл).

Электоральные процессы в регионах постсоветской России, в том числе и в Республике Башкортостан, уходят своими истоками к периоду перестройки (1988-1990 годы) и к позднесоветскому периоду (1991-1993 годы). Выборы той эпохи по многим параметрам нельзя было отнести к подлинно демократическим. Однако в то время закладывались собственно политические, а также законодательные и политико-культурные предпосылки электорального про-

цесса конца 90-х годов ХХ века: развертывались общественно-демократические движения за коренное изменение политической системы, реализацию прав и свобод граждан, был введен принцип альтернативности кандидатов на выборах и расширен круг субъектов выдвижения кандидатов в депутаты; происходил рост спектра мнений и возможностей реального участия различных слоев населения и политических сил в электоральном процессе.

В период 1993-1995 годов в регионах России формировалась политико-институциональная сфера современных электоральных процессов. После октября 1993 г. был осуществлен роспуск региональных и местных Советов, на референдуме 1993 г. принята новая Конституции РФ. В этот период складывалась федеративная система, формировались первые гражданские институты — партии, движения, общественные организации, интенсивно шли процессы обновления и структуризации в региональных элитах. Кроме того, радикальные экономические реформы способствовали развитию трансформационных процессов в социальной структуре общества, в массовом сознании. Период 1993-1995 годов был чрезвычайно важен для генезиса и развития электоральных процессов, как в Российской федерации в целом, так и в ее регионах, поскольку на этом этапе складывались политико-институциональные, социальные и культурные условия протекания российского и региональных электоральных процессов. Так, в 1993-1994 годах в российских регионах интенсивно шел процесс разработки региональных Конституций, в которых определялись институциональный дизайн, и характер региональных избирательных систем. Главную роль здесь играли не федеральные, а внутрирегиональные акторы, прежде всего, региональная власть. Такова была общая тенденция. В частности, в Республике Башкортостан такую роль сыграли элитные группы, представленные в республиканском Верховном Совете, прежде всего группа, сформировавшаяся вокруг Председателя ВС Республики М. Г. Рахимова. Именно эта элитная группа подготовила Конституцию республики, сформировала дизайн республиканской системы политических институтов, осуществила введение в республике института президентства, очертила контуры избирательной системы.

Ельцинская администрация не вмешивалась ни в республиканскую политику, ни в электоральные процессы, проходившие на территории республики, а следовала в фарватере политики республиканской власти и даже находилась от нее в зависимом положении в ситуации, когда стала нуждаться в обеспечении электоральной поддержки на выборах Президента РФ 1996 г. Влияние внешнего актора в этот период ограничивалось только влиянием на нормативный контекст общефедеральных избирательных кампаний в ре_231

ПОЯИТЭКС- 2007. Том 3. № 2

гионах страны. Внутренними факторами, влиявшими на развитие электоральных процессов в республике в этот период были: политика республиканской правящей группы в ее институциональной и процедурной составляющих и, в определенной мере, деятельность внутриреспубликанских общественных политических субъектов — политических партий, движений и общественных организаций. В этот период партии дважды участвовали с неплохими результатами в думских выборах, а общественные организации заявили о себе на выборах депутатов республиканского парламента.

Характерной чертой этого периода было то, что республиканская элита предпочитала действовать в электоральных процессах преимущественно самостоятельно, очень ограниченно используя услуги политических партий, находящихся в орбите ее влияния, используя некоторые из них только на выборах в Государственную Думу РФ (1993 г., 1995 г.). Избиратели Республики Башкортостан в этот период участвовали в таких федеральных и региональных выборах постсоветского периода, как выборы депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации в 1993 г., избрание первого Президента РБ (1994 г.) и выборы депутатов Государственного Собрания — Курултая РБ в 1995 г. Эти выборы способствовали политической и политико-идейной структуризации республиканского электорального поля и активных субъектов республиканской политики, дальнейшему формированию республиканской политической элиты и ее консолидации, формированию в республике консолидированного политического режима с чертами сильной президентской власти.

Для развития электоральных процессов в Республике Башкортостан в конце третьего-начале четвертого этапов электоральных процессов 1998-2000 годов характерными стали следующие тенденции: дальнейшая структуризация республиканского электората, вычленение в нем либерального сегмента; появление новых политических сил («Отечество-Вся Россия», «Единство», Народная партия РФ, движение «Новая сила); либерализация республиканских законодательных норм, регулирующих порядок выборов депутатов республиканского парламента. Для этого периода характерно некоторое повышение активности участия политических партий в республиканских электоральных процессах. Однако роль главного и практически единоличного актора республиканских электоральных процессов в этот период полностью перешла к республиканской власти. Причиной активной и доминирующей роли республиканской власти в электоральных процессах была необходимость сохранения политической управляемости и стабильности в условиях эмбрионального, неразвитого состояния институтов гражданского общества, прежде всего, партийной системы. Влияние федеральных

акторов на электоральные процессы в республике в этот период ограничивалось лишь некоторым совершенствованием нормативной базы протекания общефедеральных избирательных кампаний в регионе.

В избирательных кампаниях, проходивших в Республике Башкортостан в 2003 г., проявились тенденции, характерные для общефедерального уровня российской политики: повышение управляемости политическими и электоральными процессами со стороны федеральной исполнительной власти, превращение «Единой России» в инструмент мобилизации электорального участия и борьбы с политическими соперниками, жесткое контролирование властью информационного пространства и использование мощи государственных средств массовой информации для наращивания электоральной поддержки проправительственных сил.

В выборах депутатов парламента Башкортостана в марте 2003 г. позиции главного актора занимала республиканская власть, однако, не напрямую, а через республиканскую организацию «Единой России». В выборах Президента РБ в 2003 г. ведущую роль сыграл федеральный центр. Принимая во внимание серьезные новации, внесенные Госдумой России в законодательство о политических партиях, в принципы формирования региональных представительных органов власти, в федеральное избирательное законодательство, в соответствие с которым приводился Кодекс о выборах Республики Башкортостан, повлекший за собой некоторое изменение партийно-политического спектра республики, повышение активности участия партий в электоральных процессах, следует признать, что роль федерального фактора в республиканских электоральных процессах в этот период существенно возросла и стала доминирующей.

С декабря 2003 г. электоральный процесс в Республике Башкортостан вступил в современный этап, завершение которого будет приходиться на 2008 г. На этом этапе роль доминирующего актора на региональном электоральном поле отошла к федеральной власти в связи с общим усилением влияния федерального Центра на политико-властные процессы в субъектах РФ в рамках выстраивания системы «управляемой демократии» и исполнительной вертикали российской власти.

Анализ тенденций электоральных процессов в регионах постсоветской России, в частности, в Республике Башкортостан, требует особого рассмотрения роли государства, как актора электорального процесса, поскольку независимо от степени цивилизованности страны, уровня развития в ней демократических традиций существенным актором избирательного процесса в условиях политического транзита является государство и его отдельные структуры. Данному обстоятельству способствует набор специфических функций

государства и инструментов его воздействия на электоральный процесс: государство оказывает решающее воздействие на тип избирательной системы посредством формирования и изменения избирательного законодательства; в руках органов государственной власти сосредоточен комплекс эффективных и разнообразных контролирующих и регулирующих механизмов (например, формирование избирательных комиссий разных уровней органами исполнительной власти зачастую приводит к подчинению последних данным органам); в период выборов правящая государственная элита может активно продвигать собственные интересы, создавая так называемые «партии власти», выдвигая «собственных» кандидатов; государственные структуры оказывают интенсивное идеологическое и пропагандистское воздействие на различные социальные группы, формируя определенные электоральные предпочтения и взгляды, в первую очередь через государственные средства массовой информации; вмешательство органов государственной власти в электоральную политику проявляется в создании легализованных инструментов ограничения доступа для одних кандидатов и избирательных объединений и преференций для других участников выборов.

В Российской Федерации в постсоветский период федеральная и республиканские элиты, вовлеченные в процесс экономических, политических и духовных трансформаций, пытаясь защитить и отстоять собственные позиции, сконцентрировали основные рычаги воздействия электоральный процесс в руках государства. Основными формами политико-властного влияния на избирательный процесс в Республике Башкортостан со стороны федеральной и республиканской власти выступали законодательная, организационно-административная, пропагандистко-пиаровская формы. В первое десятилетие после распада Советского Союза в республике преобладали законодательная и административная формы управления электоральным процессом со стороны республиканской власти, РР-пропагандистское воздействие использовалось как вспомогательное средство для усиления эффективности проводимых мероприятий. С приходом к власти В. В. Путина и переходом влияния в региональных электоральных процессах к федеральному актору, существенно ослабившего роль и политические возможности республиканских госструктур в законодательной сфере, произошло сокращение законодательных форм политико-властного влияния республиканской власти на электоральный процесс и расширение использования ею организационно-административной и пропагандистской технологий управления выборами. При этом в последние годы в условиях повышения конкурентности электорального процесса в республике, в появлении у кандидатов, выдвигаемых республиканской властью, сильных соперников, именно РР-

пропагандистские методы управления электоральным процессом в республике получили широкое распространение, а технологический уровень их использования существенно возрос. Так, если в 1990-х годах РР-пропагандистская деятельность республиканской власти сводилась исключительно к многочисленным упоминаниям выгодных власти кандидатов и партий в республиканских и муниципальных средствах массовой информации, то в начале XXI века широкое распространение получили имиджевые предвыборные кампании, направленные на повышение рейтинга «провластных» кандидатов и избирательных объединений в глазах общественности, и на дискредитацию оппонентов; повсеместно стали привлекаться команды профессиональных политтехнологов и имиджмейкеров; стратегия и тактика избирательных кампаний получили более детальную разработку, опирающуюся на знания особенностей структуры республиканского электората и специфику его ментальности и политических ориентаций, сведения о соперниках и т. п. В своих агитационных кампаниях кандидаты (избирательные объединения) от государственной власти стали использовать самые разнообразные коммуникационные средства — публикации в СМИ, выпуски специальных предвыборных газет, разнообразную печатную рекламную продукцию — листовки, плакаты, календари, предвыборные сайты в сети Интернет, встречи с избирателями самих кандидатов и их доверенных лиц.

В постсоветский период в Республике Башкортостан из институтов гражданского общества в качестве акторов электоральных процессов выступали только политические партии и отдельные общественные организации. СМИ и организации бизнеса не выступали самостоятельными участниками электоральных процессов в республике. Республиканские СМИ всегда очень активно задействова-лись в ходе выборов в республике, однако их роль в республиканских электоральных процессах на всем протяжении рассматриваемого периода была сугубо инструментальной — они выступали не как самостоятельный актор, а как инструмент влияния республиканской властной элиты на электорат.

Подавляющее большинство социальных групп интересов — бизнес-организации, ветеранские, женские, национально-культурные и другие — не выступали самостоятельным актором электоральных процессов в республике в рассматриваемый период. Причина неучастия большинства общественных организаций республики в выборных процессах и отсутствие у них взаимодействия с политическими партиями — неразвитость этих институтов, нахождение их под патронатом республиканской власти. Участие республиканского бизнеса в политике началось в 2003 г. в рамках деятельности республиканского отделения СПС.

Участие общественных организаций в выборах пришлось в основном на начальный этап республиканских электоральных процессов (1995 г.) и сосредотачивалось преимущественно на избирательных кампаниях в республиканский законодательный орган. Позднее роль ведущего актора избирательных кампаний республиканского уровня среди институтов гражданского общества перешла к партиям и общественным движениям. Из общественных организаций продолжали вести активную электоральную политику только «Русь» и Татарский общественный центр. При этом в федеральных выборах, проходивших на территории республики, на протяжении всего постсоветского периода основным актором со стороны гражданского общества выступали партии и движения.

Несмотря на многочисленность зарегистрированных в республике политических организаций, участие в электоральных процессах принимали только некоторые партий и движения (КПРФ, «Аграрная партия Башкортостана», ЛДПР, «Яблоко», СПС, «Отечест-во-Вся Россия», «Единая Россия», Народная партия РФ, движение «Наш дом — Россия», предвыборный блок «Родина». Характерной чертой участия республиканских партий в электоральных процессах на протяжении рассматриваемой периода являлось то, что они более активно участвовали в общефедеральных избирательных кампаниях, чем в региональных, и недостаточно активно участвовали в местных выборах. На муниципальных выборах активность проявляли только республиканская организация КПРФ, участвовавшая в муниципальных выборах в 2002, 2004, 2005 г., «Трудовая Башкирия» (2002 г.) и «Единая Россия» (2004, 2005 г.).

С 1993 г. по 2003 г. в республиканском электоральном процессе наблюдалась тенденция повышения активности участия партий в общефедеральных избирательных кампаниях. В то же время в избирательных кампаниях по выборам республиканских органов государственной и муниципальной власти тенденция повышения активности участия партий проявилась только в 2003 г., когда партии получили некоторые импульсы для развития, реализованные в федеральном законодательстве.

Эффективность участия в республиканском электоральном процессе КПРФ, СПС и «Яблока» на протяжении рассматриваемого периода оставалась стабильно низкой. «Единая Россия», напротив, начиная с 2002 г., участвует в республиканском электоральном процессе все более массированно и стабильно успешно. Данные тенденции связаны с условиями политической, элитной и режимной ситуации в республике и в Российской Федерации, слабым организационным, кадровым состоянием республиканских организаций КПРФ, «Яблока», СПС, отсутствием позитивных изменений в состоянии их структур.

Характер участия политических партий в выборах в республиканские органы власти в постсоветский период изменялся: от ограниченного участия политических партий в выборных процессах в период 1993-1999 годов к всплеску активности в 2003 г. и ее спаду в 2004-2005 годах. На повышение активности участия партий в республиканском электоральном процессе в 2003 г. повлияли новации, связанные с переходом на мажоритарно-пропорциональную систему формирования региональных парламентов, положения Закона «О политических партиях» (2001 г.), стимулирующие участие партий в избирательных кампаниях. Степень эффективности участия в республиканском электоральном процессе всех партий, кроме «Единой России», остается практически неизменно низкой.

Несмотря на определенную активность участия отдельных политических партий в республиканском электоральном процессе и успешность участия в нем республиканской организации «Единой России», влиятельной роли в республиканских электоральных процессах политические партии не играют. Практически все они, кроме «Единой России», находятся в организационно неразвитом и чрезвычайно слабом кадровом состоянии, не имеют авторитета и поддержки у населения, поэтому не способны составить конкуренцию на выборах региональной власти и поддерживаемым ею кандидатам. Главную роль в выборах на территории республики играет республиканская власть. В течение постсоветского периода электоральное поведение граждан Республики Башкортостан прошло эволюцию от форм, соответствующих советской политической системе и формальному характеру выборов, к различным формам, характерным для конкурентных форм электорального процесса, а электорат республики стал плюралистичным, как по формам электорального поведения, так и по своим политическим ориентациям.

Особенности и тенденции эволюции электорального поведения избирателей республики в постсоветский период заключались в следующем. Во-первых, в более высоком уровне электоральной активности избирателей республики по сравнению со среднефеде-ральными показателями1, в развитии на протяжении постсоветского периода тенденции снижения уровня абсентеизма и повышения уровня активности участия избирателей республики на федеральных выборах2. На выборах республиканских властных институтов

1 В функции СМИ входит информирование о выдвинутых и зарегистрированных кандидатах, предоставление печатных площадей и эфирного времени кандидатам и партиям для политической рекламы на бесплатной и платной основе, информирование избирателей о размерах избирательных фондах кандидатов и партий и о расходовании средств из них.

2 Уровень активности участия избирателей республики на федеральных выборах в постсоветский период составлял от 63% до 89%. Уровень участия избирателей республики в выборах в республиканские органы власти находился в пределах 56,9-75,9%.

тенденции изменения уровней участия/неучастия были разнонаправленными. Так, на всем протяжении постсоветского периода в среднем по республике наблюдался поступательный рост активности участия избирателей и снижения уровня абсентеизма в выборах главы республиканской исполнительной власти. В то же время на выборах в республиканскую легислатуру уровень активности участия изменялся в 1995-1999 гг. в направлении роста с 58,7% до 62,26% и снижения до 56,88% в 2003 г.

Во-вторых, в том, что тенденции изменений размера протестно-го электората на федеральных выборах в Республике Башкортостан находились в русле общероссийских тенденций изменения уровня протеста, и состояли: в поступательном уменьшении уровня протестного голосования на выборах Президента РФ с 3% (1991 г.) до 0,71 % (2004 г.) и колебаниях в уровнях протеста на выборах депутатов Государственной Думы1. Тенденции изменений уровня про-тестного голосования на республиканских выборах заключались: в неуклонном росте протестного голосования на выборах депутатов республиканского законодательного органа с 2,6%2 и 5,4% (1995 г.)3 до 8,19% (2003 г.) и колебаниях уровня протестного голосования на выборах Президента республики, состоявших в резком росте протестного голосования до 17,1% в 1998 г. и снижении уровня протеста до 2,41% (I тур) — 2,95% (II тур) в 2003 г.

В-третьих, в том, что тенденции изменения численности лояльного электората по отношению к федеральной и республиканской власти в постсоветский период были разнонаправленными: если база электоральной поддержки федеральной власти в республике, будучи минимальной в начале периода, в дальнейшем расширялась, то электоральная база республиканской власти, будучи стабильной и широкой в 1993-1998 годах, в дальнейшем имела тенденцию к сокращению4. В-четвертых, в специфике электорального поля республики, наиболее весомые сегменты которого составляли и составляют избиратели с коммунистическими и центристскими политическими ориентациями, в незначительной распространенности политических ориентаций национал-патриотического и демократического толка среди электората республики.

При этом коммунистический тип политических ориентаций был самым распространенным и весомым, структурообразующим и оп-

1 На федеральных выборах в течение постсоветского периода наблюдалась четкая тенденция к росту активности участия: на президентских выборах с 76,10% (1991 г.) до 89,08% (2004 г.), а на выборах депутатов Государственной Думы — с 63,10% в 1993 г. до 76% в 2003 г.

2 Уровень протестного голосования на думских выборах в период 1993-1999 г.г. снижался с 4,3% (1993 г.) до 1,88% (1999 г.) и возрос до 2,78% в 2003 г.

3 Данные по выборам в Палату Представителей Госсобрания РБ в 1995 г.

4 Данные по выборам в Законодательную Палату Госсобрания РБ в 1995 г.

ределяющим электоральную ситуацию в республике в 1991-1996 годах. Показатель поддержки партий коммунистического толка в республике, составлявший в 1993 г. 34,75%, на 14% превышал среднероссийский, что позволяло отнести Башкортостан к регионам левой политической ориентации1. Тенденции изменений коммунистического сегмента республиканского электорального поля состояли в росте данного типа партийно-политических ориентаций до 48,6% в 1995 г. и резком снижении уровня голосования за коммунистов до 26,8% в 1999 г. и до 18,3 % в 2003 г.

Размер центристского электорального поля в 1993 г. насчитывал около 30% избирателей республики, что составляло второй по численности сегмент электората, практически сопоставимый с коммунистическим. Тенденции изменения электората центристов состояли в его сокращении до 27,56 % в 1995 г., резком росте сегмента до 54,4% в 1995-1999 годах и небольшом сокращении до 48,56% в 2003 г. Таким образом, общая тенденция изменения политических ориентаций избирателей республики на протяжении постсоветского периода состояла в переориентации существенной части электората республики с левотрадиционализма на центризм. Именно голосование за «партии власти» стало определять электоральную ситуацию в республике начиная с 1999 г., а сам регион перешел из разряда оппозиционных в разряд высоко лояльных.

Политические ориентации национал-патриотического толка не получили широкого распространения в структуре электорального поля Республики Башкортостан. В 1993 г. размер национал-патриотического сегмента составлял всего 12% избирателей республики, в то время как в среднем по России он насчитывал 22,9% (см.: Нещадин, Кашин., Лавров, Лапшин, Лебедева, Малютин, 1997, http:www.nns.ru/analytdoc/tasn31.html; Выборы депутатов, 1996, с. 245). Тенденции изменений политических ориентаций избирателей РБ национал-патриотического типа состояли в последовательном снижении уровня голосования с 12% в 1993 г. до 3,74% в 1999 г. и в пятикратном росте голосования данного типа до уровня 18,83% в 2003 г. В 1993 г. размер электорального сегмента, голосовавшего за партии демократической ориентации, в структуре электорального поля РБ составлял 15,44%. Тенденции изменений размера электоральной базы либеральных и демократических партий в 1993-2003 гг. состояли в последовательном снижении размера демократического

1 По итогам выборов Президента республики соотношение лояльного/оппозиционного электоратов в 1993 г. составляло 64% к 28,5%, в 1998 г. — 70,2% к 9%. В первом туре выборов Президента РБ в 2003 г. размер оппозиционного электората (53,17%) впервые превысил лояльного электората (42,59%). Во втором туре президентских выборов 2003 г. соотношение лояльного/оппозиционного электоратов составило 78% к 15,84%.

электората до уровня 8,77% избирателей (2003 г.). Этот процент избирателей и составляет реальную электоральную базу либеральных партий в Республике Башкортостан в настоящее время. Набор методов электоральных коммуникаций в Республике Башкортостан на протяжении постсоветского периода оставался практически неизменным — это политическая реклама, прямые контакты с избирателями кандидатов и агитаторов, использование республиканских СМИ, но совершенствовался профессиональный и организационный уровень применения этих методов. В 2003-2005 годах с повышением степени конкурентности республиканского избирательного процесса возрос удельный вес негативных технологий.

Можно констатировать, что электоральные процессы постсоветского периода, как в России, так и в Республике Башкортостан закономерно несли на себе отпечаток политико-трансформационных преобразований в современном российском государстве и в социуме. Электоральные процессы в Республике Башкортостан имели свои особенности, обусловленные историческими, экономическими, политико-культурными условиями, конфигурацией политических сил, а также этнополитическими факторами. Тенденции развития электоральных процессов в Республике Башкортостан находились в русле общероссийских тенденций политического развития и определялись совокупностью внешних (федеральных) и внутренних (республиканских), структурных и процедурных факторов.

При этом период генезиса электоральных процессов (1989—1991 гг.) в республике протекал в основном под воздействием акторов и факторов общероссийского характера. В период 19932000 годов определяющую роль в развитии электоральных процессов в республике стал играть фактор республиканской властной элиты и ее политики, как внутри республики, так и по отношению к федеральному Центру. После 2000 г. инициатива вновь перешла к федеральному актору, который монополизировал в своих руках законодательные рычаги воздействия на региональные политические процессы и последовательно наращивал свое влияние. Перспективы развития электоральных процессов в Республике Башкортостан связаны с развитием политического процесса на федеральном уровне политики, а также будут зависеть от характера и направленности реальных политических, экономических, социальных и социокультурных процессов в республиканской власти и социуме.

Литература

Нещадин А. А., Кашин В. К., Лавров А. М., Лапшин А., Лебедева А. В., Малютин М. В. Анализ тенденций развития регионов России в 1991-1996 гг. Политические ориентации населения регионов России. Россия Программа Европейского Союза Тасис. М., 1997 // http:www.nns.ru/analytdoc/tasn31.html

Выборы депутатов Государственной Думы. Электоральная статистика. М: Весь Мир, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.