Н. Б. Чувилина
ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ1
В демократической политической системе электоральный процесс является одним из базовых основополагающих процессов. Содержанием электорального процесса выступает формирование органов власти и местного самоуправления при участии структур гражданского общества, самих граждан, осуществляющих свободный выбор в форме голосования, в результате чего происходят изменения в структурах власти и политических элит, в режимах функционирования властных органов, в поведении и культуре политических акторов, в политических курсах. В федеративном государстве электоральные процессы протекают на трех уровнях политической системы — федеральном, региональном, местном. Региональные электоральные процессы, призванные определять легитимность, стабильность и действенность, персональный состав власти в регионах, вектор политического режима, являются важной составной частью общефедерального электорального процесса, в определенной мере оказывают воздействие на направленность, характер, тенденции и результаты общефедерального политического и электорального процессов. Поэтому исследование тенденций развития региональных электоральных процессов — важная научная задача, позволяющая понять своеобразие сегодняшнего взаимодействия власти и общества, электоральной демократии, состояние гражданского общества в регионах России, степень адекватности и эффективности федеральной и региональной государственной электоральной политики.
Региональный электоральный процесс — это фиксированный и регламентированный по времени ход политических событий и явлений, связанный с выявлением воли граждан региона и формированием по определенным правилам федеральных, региональных и муниципальных органов власти и предполагающий некую упорядоченную последовательность действий и взаимодействий преследующих свои цели федеральных и внутрирегиональных политических акторов, совокупность изменений в их поведении, взаимоотношениях, в исполнении ими
© Чувилина Н. Б., 2007
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 05-03-84301 а/У «Тенденции развития электоральных процессов в Республике Башкортостан в постсоветский период».
ношениях, в исполнении ими своих ролей в рамках развернутой публичной конкурентной борьбы за голоса избирателей региона. Региональный электоральный процесс развивается под воздействием федеральных и региональных институтов власти, внешних и внутрирегиональных политических акторов, в результате чего происходят изменения в персональном наполнении региональных институтов власти, в региональной политике и политической системе, в региональном гражданском обществе, во взаимоотношениях региональной власти и общества.
Региональный электоральный процесс имеет свою специфику, которая определяется: мезоуровнем охвата политико-выборных процессов; наличием специфических особенностей мотивации и поведения акторов; наличием существенных возможностей у региональной власти для установления контроля за поведением электората; влиянием на региональный электоральный процесс, как федеральных, так и собственно региональных и местных факторов; доминированием региональных и местных проблем на электоральном поле. Основные параметры, характеризующие любой политический процесс, в том числе и электоральный, включают: элементы его структуры, набор внешних и внутренних факторов, определяющих среду протекания процесса, его ход и направленность, а также время, которое проявляется в таком показателе, как этапы развития процесса.
Структуру регионального электорального процесса составляют:
а) внешние и внутренние субъекты (акторы), включающие государственно-институциональные (органы, представляющие центральную государственную власть, структуры региональной власти, органы местного самоуправления, федеральная и региональные избирательные комиссии, региональные СМИ, как инструмент информирования общества государственными структурами о ходе электорального процесса, о кандидатах и избирательных объединениях1) и общественные (общефедеральные партии и их региональные отделения, политизированные движения и объединения, группировки политических, экономических и бюрократических элит (кланы), корпорации, кандидаты на выборные должности, граждане-избиратели, СМИ, осуществляющие информирование общества как гражданский институт и поэтому играющие роль не инструмента органов государственной власти, а самостоятельного гражданского актора);
б) ресурсы, стратегии, технологии, действия и взаимодействия внешних и внутренних акторов регионального электорального процесса; в) нормативная, социальная, политическая, социокультурная среда протекания регионального электорального процесса (комплекс условий и предпосылок, необходимых для нормального протекания этого процесса и обусловливающих его своеобразие: об-
щественно организованная среда, формы организации региональной элиты, совокупность правовых норм, региональные СМИ и региональная интеллектуальная сфера.
Факторы, оказывающие влияние на региональный электоральный процесс подразделяются на внешние и внутренние. Внешние факторы характеризуют политику федерального центра по отношению к региону и его элите. К ним относятся: федеральная власть и ее региональная политика, федеральные нормы и институты, стратегии федеральной власти по отношению к региональной элите. Внутренние факторы регионального электорального процесса связаны с основными элементами этого процесса — региональными институтами и акторами, а также с условиями протекания процесса. Внутренние факторы регионального электорального процесса делятся на структурные, которые формируют политические институты и социальная среда, и процедурные, связанные с внутренними акторами регионального электорального процесса и их деятельностью. К структурным факторам, прежде всего, относятся политические, экономические, социальные и культурные характеристики (условия) региона, а также формальные и неформальные институты, нормы поведения и осуществления взаимодействий между акторами, формальные и неформальные региональные центры власти. Политические структурные факторы включают: институциональный дизайн, включающий конфигурацию избирательной системы и системы разделения властей; систему региональных политических институтов — государственных и общественных, формальных и неформальных; особенности регионального политического режима, характер взаимоотношений между группами региональной элиты (правящей и оппозиционной, наличие/отсутствие расколов внутри правящей элиты); характер и состояние региональной партийной системы и информационной сферы; формальные и неформальные нормы, регулирующие избирательные процедуры и поведение субъектов избирательного процесса. К экономическим структурным факторам регионального электорального процесса следует отнести объективное состояние и структуру экономической сферы региона. Данные факторы определяют социально-демографическую структуру региона и, соответственно, влияют на структуру регионального электората, на социально-политические ориентации и модели электорального поведения его сегментов, на уровень жизни и социальное самочувствие регионального населения. Экономические структурные факторы влияют на электоральный процесс опосредованно, череСгроаде&тв ис© нюаецвареныта апьттоуроыефактзыцважающиеся в состоянии регионального гражданского общества, наличие и характер социальных расколов (город/село, центр/периферия, этни-
ческих и религиозных расколов), а также структура региональной элиты, способ ее формирования и функционирования, распределение ресурсов между группами региональной элиты составляют структурные факторы социального характера. Культурно-психологические факторы регионального электорального процесса представлены распространенными в регионе образцами политической культуры и электорального поведения, политическими ценностями и ориентациями элитных и массовых акторов, ожиданиями и установками регионального массового сознания. Процедурные факторы регионального электорального процесса включают: стратегии и тактики взаимодействия региональных и федеральных акторов; технологии, стратегии и тактики взаимодействия внутренних акторов регионального электорального процесса с избирателями и друг с другом. Параметрами, характеризующими динамику и основные тенденции развития электорального процесса, выступают: изменения в элементах его структуры, в частности, существенные изменения в системе электоральных институтов — в избирательном праве и избирательной системе, изменения в составе и политических позициях политических акторов (элитных, властных, партийных), в характере их взаимодействий, в их стратегиях и технологиях, изменения в политических ориентациях и электоральном поведении населения, а также изменения в порядке распределения факторов процесса по степени влиятельности.
Проведенный в русле данной методологии анализ электоральных процессов в Республике Башкортостан в постсоветский период позволили выявить следующие этапы и тенденции их развития. В развитии электоральных процессов конца ХХ-начала XXI в. в Республике Башкортостан (РБ) можно выделить пять этапов: а) этап генезиса электоральных процессов, включающий период перестройки (1988-1990 гг.) и позднесоветский период (с 1991 г. до декабря 1993 г.); б) этап, включающий декабрь 1993-март 1995 г.г. (первый электоральный цикл); в) этап, который приходится на декабрь 1995-март 1999 г. (второй электоральный цикл); г) этап, включающий декабрь 1999-март 2003 г. (третий электоральный цикл); д) этап, начавшийся в декабре 2003 г. и завершающийся в марте 2008 г. избирательной кампанией по выборам депутатов республиканского парламента (четвертый электоральный цикл).
Электоральные процессы в регионах постсоветской России, в том числе и в Республике Башкортостан, уходят своими истоками к периоду перестройки (1988-1990 годы) и к позднесоветскому периоду (1991-1993 годы). Выборы той эпохи по многим параметрам нельзя было отнести к подлинно демократическим. Однако в то время закладывались собственно политические, а также законодательные и политико-культурные предпосылки электорального про-
цесса конца 90-х годов ХХ века: развертывались общественно-демократические движения за коренное изменение политической системы, реализацию прав и свобод граждан, был введен принцип альтернативности кандидатов на выборах и расширен круг субъектов выдвижения кандидатов в депутаты; происходил рост спектра мнений и возможностей реального участия различных слоев населения и политических сил в электоральном процессе.
В период 1993-1995 годов в регионах России формировалась политико-институциональная сфера современных электоральных процессов. После октября 1993 г. был осуществлен роспуск региональных и местных Советов, на референдуме 1993 г. принята новая Конституции РФ. В этот период складывалась федеративная система, формировались первые гражданские институты — партии, движения, общественные организации, интенсивно шли процессы обновления и структуризации в региональных элитах. Кроме того, радикальные экономические реформы способствовали развитию трансформационных процессов в социальной структуре общества, в массовом сознании. Период 1993-1995 годов был чрезвычайно важен для генезиса и развития электоральных процессов, как в Российской федерации в целом, так и в ее регионах, поскольку на этом этапе складывались политико-институциональные, социальные и культурные условия протекания российского и региональных электоральных процессов. Так, в 1993-1994 годах в российских регионах интенсивно шел процесс разработки региональных Конституций, в которых определялись институциональный дизайн, и характер региональных избирательных систем. Главную роль здесь играли не федеральные, а внутрирегиональные акторы, прежде всего, региональная власть. Такова была общая тенденция. В частности, в Республике Башкортостан такую роль сыграли элитные группы, представленные в республиканском Верховном Совете, прежде всего группа, сформировавшаяся вокруг Председателя ВС Республики М. Г. Рахимова. Именно эта элитная группа подготовила Конституцию республики, сформировала дизайн республиканской системы политических институтов, осуществила введение в республике института президентства, очертила контуры избирательной системы.
Ельцинская администрация не вмешивалась ни в республиканскую политику, ни в электоральные процессы, проходившие на территории республики, а следовала в фарватере политики республиканской власти и даже находилась от нее в зависимом положении в ситуации, когда стала нуждаться в обеспечении электоральной поддержки на выборах Президента РФ 1996 г. Влияние внешнего актора в этот период ограничивалось только влиянием на нормативный контекст общефедеральных избирательных кампаний в ре_231
ПОЯИТЭКС- 2007. Том 3. № 2
гионах страны. Внутренними факторами, влиявшими на развитие электоральных процессов в республике в этот период были: политика республиканской правящей группы в ее институциональной и процедурной составляющих и, в определенной мере, деятельность внутриреспубликанских общественных политических субъектов — политических партий, движений и общественных организаций. В этот период партии дважды участвовали с неплохими результатами в думских выборах, а общественные организации заявили о себе на выборах депутатов республиканского парламента.
Характерной чертой этого периода было то, что республиканская элита предпочитала действовать в электоральных процессах преимущественно самостоятельно, очень ограниченно используя услуги политических партий, находящихся в орбите ее влияния, используя некоторые из них только на выборах в Государственную Думу РФ (1993 г., 1995 г.). Избиратели Республики Башкортостан в этот период участвовали в таких федеральных и региональных выборах постсоветского периода, как выборы депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации в 1993 г., избрание первого Президента РБ (1994 г.) и выборы депутатов Государственного Собрания — Курултая РБ в 1995 г. Эти выборы способствовали политической и политико-идейной структуризации республиканского электорального поля и активных субъектов республиканской политики, дальнейшему формированию республиканской политической элиты и ее консолидации, формированию в республике консолидированного политического режима с чертами сильной президентской власти.
Для развития электоральных процессов в Республике Башкортостан в конце третьего-начале четвертого этапов электоральных процессов 1998-2000 годов характерными стали следующие тенденции: дальнейшая структуризация республиканского электората, вычленение в нем либерального сегмента; появление новых политических сил («Отечество-Вся Россия», «Единство», Народная партия РФ, движение «Новая сила); либерализация республиканских законодательных норм, регулирующих порядок выборов депутатов республиканского парламента. Для этого периода характерно некоторое повышение активности участия политических партий в республиканских электоральных процессах. Однако роль главного и практически единоличного актора республиканских электоральных процессов в этот период полностью перешла к республиканской власти. Причиной активной и доминирующей роли республиканской власти в электоральных процессах была необходимость сохранения политической управляемости и стабильности в условиях эмбрионального, неразвитого состояния институтов гражданского общества, прежде всего, партийной системы. Влияние федеральных
акторов на электоральные процессы в республике в этот период ограничивалось лишь некоторым совершенствованием нормативной базы протекания общефедеральных избирательных кампаний в регионе.
В избирательных кампаниях, проходивших в Республике Башкортостан в 2003 г., проявились тенденции, характерные для общефедерального уровня российской политики: повышение управляемости политическими и электоральными процессами со стороны федеральной исполнительной власти, превращение «Единой России» в инструмент мобилизации электорального участия и борьбы с политическими соперниками, жесткое контролирование властью информационного пространства и использование мощи государственных средств массовой информации для наращивания электоральной поддержки проправительственных сил.
В выборах депутатов парламента Башкортостана в марте 2003 г. позиции главного актора занимала республиканская власть, однако, не напрямую, а через республиканскую организацию «Единой России». В выборах Президента РБ в 2003 г. ведущую роль сыграл федеральный центр. Принимая во внимание серьезные новации, внесенные Госдумой России в законодательство о политических партиях, в принципы формирования региональных представительных органов власти, в федеральное избирательное законодательство, в соответствие с которым приводился Кодекс о выборах Республики Башкортостан, повлекший за собой некоторое изменение партийно-политического спектра республики, повышение активности участия партий в электоральных процессах, следует признать, что роль федерального фактора в республиканских электоральных процессах в этот период существенно возросла и стала доминирующей.
С декабря 2003 г. электоральный процесс в Республике Башкортостан вступил в современный этап, завершение которого будет приходиться на 2008 г. На этом этапе роль доминирующего актора на региональном электоральном поле отошла к федеральной власти в связи с общим усилением влияния федерального Центра на политико-властные процессы в субъектах РФ в рамках выстраивания системы «управляемой демократии» и исполнительной вертикали российской власти.
Анализ тенденций электоральных процессов в регионах постсоветской России, в частности, в Республике Башкортостан, требует особого рассмотрения роли государства, как актора электорального процесса, поскольку независимо от степени цивилизованности страны, уровня развития в ней демократических традиций существенным актором избирательного процесса в условиях политического транзита является государство и его отдельные структуры. Данному обстоятельству способствует набор специфических функций
государства и инструментов его воздействия на электоральный процесс: государство оказывает решающее воздействие на тип избирательной системы посредством формирования и изменения избирательного законодательства; в руках органов государственной власти сосредоточен комплекс эффективных и разнообразных контролирующих и регулирующих механизмов (например, формирование избирательных комиссий разных уровней органами исполнительной власти зачастую приводит к подчинению последних данным органам); в период выборов правящая государственная элита может активно продвигать собственные интересы, создавая так называемые «партии власти», выдвигая «собственных» кандидатов; государственные структуры оказывают интенсивное идеологическое и пропагандистское воздействие на различные социальные группы, формируя определенные электоральные предпочтения и взгляды, в первую очередь через государственные средства массовой информации; вмешательство органов государственной власти в электоральную политику проявляется в создании легализованных инструментов ограничения доступа для одних кандидатов и избирательных объединений и преференций для других участников выборов.
В Российской Федерации в постсоветский период федеральная и республиканские элиты, вовлеченные в процесс экономических, политических и духовных трансформаций, пытаясь защитить и отстоять собственные позиции, сконцентрировали основные рычаги воздействия электоральный процесс в руках государства. Основными формами политико-властного влияния на избирательный процесс в Республике Башкортостан со стороны федеральной и республиканской власти выступали законодательная, организационно-административная, пропагандистко-пиаровская формы. В первое десятилетие после распада Советского Союза в республике преобладали законодательная и административная формы управления электоральным процессом со стороны республиканской власти, РР-пропагандистское воздействие использовалось как вспомогательное средство для усиления эффективности проводимых мероприятий. С приходом к власти В. В. Путина и переходом влияния в региональных электоральных процессах к федеральному актору, существенно ослабившего роль и политические возможности республиканских госструктур в законодательной сфере, произошло сокращение законодательных форм политико-властного влияния республиканской власти на электоральный процесс и расширение использования ею организационно-административной и пропагандистской технологий управления выборами. При этом в последние годы в условиях повышения конкурентности электорального процесса в республике, в появлении у кандидатов, выдвигаемых республиканской властью, сильных соперников, именно РР-
пропагандистские методы управления электоральным процессом в республике получили широкое распространение, а технологический уровень их использования существенно возрос. Так, если в 1990-х годах РР-пропагандистская деятельность республиканской власти сводилась исключительно к многочисленным упоминаниям выгодных власти кандидатов и партий в республиканских и муниципальных средствах массовой информации, то в начале XXI века широкое распространение получили имиджевые предвыборные кампании, направленные на повышение рейтинга «провластных» кандидатов и избирательных объединений в глазах общественности, и на дискредитацию оппонентов; повсеместно стали привлекаться команды профессиональных политтехнологов и имиджмейкеров; стратегия и тактика избирательных кампаний получили более детальную разработку, опирающуюся на знания особенностей структуры республиканского электората и специфику его ментальности и политических ориентаций, сведения о соперниках и т. п. В своих агитационных кампаниях кандидаты (избирательные объединения) от государственной власти стали использовать самые разнообразные коммуникационные средства — публикации в СМИ, выпуски специальных предвыборных газет, разнообразную печатную рекламную продукцию — листовки, плакаты, календари, предвыборные сайты в сети Интернет, встречи с избирателями самих кандидатов и их доверенных лиц.
В постсоветский период в Республике Башкортостан из институтов гражданского общества в качестве акторов электоральных процессов выступали только политические партии и отдельные общественные организации. СМИ и организации бизнеса не выступали самостоятельными участниками электоральных процессов в республике. Республиканские СМИ всегда очень активно задействова-лись в ходе выборов в республике, однако их роль в республиканских электоральных процессах на всем протяжении рассматриваемого периода была сугубо инструментальной — они выступали не как самостоятельный актор, а как инструмент влияния республиканской властной элиты на электорат.
Подавляющее большинство социальных групп интересов — бизнес-организации, ветеранские, женские, национально-культурные и другие — не выступали самостоятельным актором электоральных процессов в республике в рассматриваемый период. Причина неучастия большинства общественных организаций республики в выборных процессах и отсутствие у них взаимодействия с политическими партиями — неразвитость этих институтов, нахождение их под патронатом республиканской власти. Участие республиканского бизнеса в политике началось в 2003 г. в рамках деятельности республиканского отделения СПС.
Участие общественных организаций в выборах пришлось в основном на начальный этап республиканских электоральных процессов (1995 г.) и сосредотачивалось преимущественно на избирательных кампаниях в республиканский законодательный орган. Позднее роль ведущего актора избирательных кампаний республиканского уровня среди институтов гражданского общества перешла к партиям и общественным движениям. Из общественных организаций продолжали вести активную электоральную политику только «Русь» и Татарский общественный центр. При этом в федеральных выборах, проходивших на территории республики, на протяжении всего постсоветского периода основным актором со стороны гражданского общества выступали партии и движения.
Несмотря на многочисленность зарегистрированных в республике политических организаций, участие в электоральных процессах принимали только некоторые партий и движения (КПРФ, «Аграрная партия Башкортостана», ЛДПР, «Яблоко», СПС, «Отечест-во-Вся Россия», «Единая Россия», Народная партия РФ, движение «Наш дом — Россия», предвыборный блок «Родина». Характерной чертой участия республиканских партий в электоральных процессах на протяжении рассматриваемой периода являлось то, что они более активно участвовали в общефедеральных избирательных кампаниях, чем в региональных, и недостаточно активно участвовали в местных выборах. На муниципальных выборах активность проявляли только республиканская организация КПРФ, участвовавшая в муниципальных выборах в 2002, 2004, 2005 г., «Трудовая Башкирия» (2002 г.) и «Единая Россия» (2004, 2005 г.).
С 1993 г. по 2003 г. в республиканском электоральном процессе наблюдалась тенденция повышения активности участия партий в общефедеральных избирательных кампаниях. В то же время в избирательных кампаниях по выборам республиканских органов государственной и муниципальной власти тенденция повышения активности участия партий проявилась только в 2003 г., когда партии получили некоторые импульсы для развития, реализованные в федеральном законодательстве.
Эффективность участия в республиканском электоральном процессе КПРФ, СПС и «Яблока» на протяжении рассматриваемого периода оставалась стабильно низкой. «Единая Россия», напротив, начиная с 2002 г., участвует в республиканском электоральном процессе все более массированно и стабильно успешно. Данные тенденции связаны с условиями политической, элитной и режимной ситуации в республике и в Российской Федерации, слабым организационным, кадровым состоянием республиканских организаций КПРФ, «Яблока», СПС, отсутствием позитивных изменений в состоянии их структур.
Характер участия политических партий в выборах в республиканские органы власти в постсоветский период изменялся: от ограниченного участия политических партий в выборных процессах в период 1993-1999 годов к всплеску активности в 2003 г. и ее спаду в 2004-2005 годах. На повышение активности участия партий в республиканском электоральном процессе в 2003 г. повлияли новации, связанные с переходом на мажоритарно-пропорциональную систему формирования региональных парламентов, положения Закона «О политических партиях» (2001 г.), стимулирующие участие партий в избирательных кампаниях. Степень эффективности участия в республиканском электоральном процессе всех партий, кроме «Единой России», остается практически неизменно низкой.
Несмотря на определенную активность участия отдельных политических партий в республиканском электоральном процессе и успешность участия в нем республиканской организации «Единой России», влиятельной роли в республиканских электоральных процессах политические партии не играют. Практически все они, кроме «Единой России», находятся в организационно неразвитом и чрезвычайно слабом кадровом состоянии, не имеют авторитета и поддержки у населения, поэтому не способны составить конкуренцию на выборах региональной власти и поддерживаемым ею кандидатам. Главную роль в выборах на территории республики играет республиканская власть. В течение постсоветского периода электоральное поведение граждан Республики Башкортостан прошло эволюцию от форм, соответствующих советской политической системе и формальному характеру выборов, к различным формам, характерным для конкурентных форм электорального процесса, а электорат республики стал плюралистичным, как по формам электорального поведения, так и по своим политическим ориентациям.
Особенности и тенденции эволюции электорального поведения избирателей республики в постсоветский период заключались в следующем. Во-первых, в более высоком уровне электоральной активности избирателей республики по сравнению со среднефеде-ральными показателями1, в развитии на протяжении постсоветского периода тенденции снижения уровня абсентеизма и повышения уровня активности участия избирателей республики на федеральных выборах2. На выборах республиканских властных институтов
1 В функции СМИ входит информирование о выдвинутых и зарегистрированных кандидатах, предоставление печатных площадей и эфирного времени кандидатам и партиям для политической рекламы на бесплатной и платной основе, информирование избирателей о размерах избирательных фондах кандидатов и партий и о расходовании средств из них.
2 Уровень активности участия избирателей республики на федеральных выборах в постсоветский период составлял от 63% до 89%. Уровень участия избирателей республики в выборах в республиканские органы власти находился в пределах 56,9-75,9%.
тенденции изменения уровней участия/неучастия были разнонаправленными. Так, на всем протяжении постсоветского периода в среднем по республике наблюдался поступательный рост активности участия избирателей и снижения уровня абсентеизма в выборах главы республиканской исполнительной власти. В то же время на выборах в республиканскую легислатуру уровень активности участия изменялся в 1995-1999 гг. в направлении роста с 58,7% до 62,26% и снижения до 56,88% в 2003 г.
Во-вторых, в том, что тенденции изменений размера протестно-го электората на федеральных выборах в Республике Башкортостан находились в русле общероссийских тенденций изменения уровня протеста, и состояли: в поступательном уменьшении уровня протестного голосования на выборах Президента РФ с 3% (1991 г.) до 0,71 % (2004 г.) и колебаниях в уровнях протеста на выборах депутатов Государственной Думы1. Тенденции изменений уровня про-тестного голосования на республиканских выборах заключались: в неуклонном росте протестного голосования на выборах депутатов республиканского законодательного органа с 2,6%2 и 5,4% (1995 г.)3 до 8,19% (2003 г.) и колебаниях уровня протестного голосования на выборах Президента республики, состоявших в резком росте протестного голосования до 17,1% в 1998 г. и снижении уровня протеста до 2,41% (I тур) — 2,95% (II тур) в 2003 г.
В-третьих, в том, что тенденции изменения численности лояльного электората по отношению к федеральной и республиканской власти в постсоветский период были разнонаправленными: если база электоральной поддержки федеральной власти в республике, будучи минимальной в начале периода, в дальнейшем расширялась, то электоральная база республиканской власти, будучи стабильной и широкой в 1993-1998 годах, в дальнейшем имела тенденцию к сокращению4. В-четвертых, в специфике электорального поля республики, наиболее весомые сегменты которого составляли и составляют избиратели с коммунистическими и центристскими политическими ориентациями, в незначительной распространенности политических ориентаций национал-патриотического и демократического толка среди электората республики.
При этом коммунистический тип политических ориентаций был самым распространенным и весомым, структурообразующим и оп-
1 На федеральных выборах в течение постсоветского периода наблюдалась четкая тенденция к росту активности участия: на президентских выборах с 76,10% (1991 г.) до 89,08% (2004 г.), а на выборах депутатов Государственной Думы — с 63,10% в 1993 г. до 76% в 2003 г.
2 Уровень протестного голосования на думских выборах в период 1993-1999 г.г. снижался с 4,3% (1993 г.) до 1,88% (1999 г.) и возрос до 2,78% в 2003 г.
3 Данные по выборам в Палату Представителей Госсобрания РБ в 1995 г.
4 Данные по выборам в Законодательную Палату Госсобрания РБ в 1995 г.
ределяющим электоральную ситуацию в республике в 1991-1996 годах. Показатель поддержки партий коммунистического толка в республике, составлявший в 1993 г. 34,75%, на 14% превышал среднероссийский, что позволяло отнести Башкортостан к регионам левой политической ориентации1. Тенденции изменений коммунистического сегмента республиканского электорального поля состояли в росте данного типа партийно-политических ориентаций до 48,6% в 1995 г. и резком снижении уровня голосования за коммунистов до 26,8% в 1999 г. и до 18,3 % в 2003 г.
Размер центристского электорального поля в 1993 г. насчитывал около 30% избирателей республики, что составляло второй по численности сегмент электората, практически сопоставимый с коммунистическим. Тенденции изменения электората центристов состояли в его сокращении до 27,56 % в 1995 г., резком росте сегмента до 54,4% в 1995-1999 годах и небольшом сокращении до 48,56% в 2003 г. Таким образом, общая тенденция изменения политических ориентаций избирателей республики на протяжении постсоветского периода состояла в переориентации существенной части электората республики с левотрадиционализма на центризм. Именно голосование за «партии власти» стало определять электоральную ситуацию в республике начиная с 1999 г., а сам регион перешел из разряда оппозиционных в разряд высоко лояльных.
Политические ориентации национал-патриотического толка не получили широкого распространения в структуре электорального поля Республики Башкортостан. В 1993 г. размер национал-патриотического сегмента составлял всего 12% избирателей республики, в то время как в среднем по России он насчитывал 22,9% (см.: Нещадин, Кашин., Лавров, Лапшин, Лебедева, Малютин, 1997, http:www.nns.ru/analytdoc/tasn31.html; Выборы депутатов, 1996, с. 245). Тенденции изменений политических ориентаций избирателей РБ национал-патриотического типа состояли в последовательном снижении уровня голосования с 12% в 1993 г. до 3,74% в 1999 г. и в пятикратном росте голосования данного типа до уровня 18,83% в 2003 г. В 1993 г. размер электорального сегмента, голосовавшего за партии демократической ориентации, в структуре электорального поля РБ составлял 15,44%. Тенденции изменений размера электоральной базы либеральных и демократических партий в 1993-2003 гг. состояли в последовательном снижении размера демократического
1 По итогам выборов Президента республики соотношение лояльного/оппозиционного электоратов в 1993 г. составляло 64% к 28,5%, в 1998 г. — 70,2% к 9%. В первом туре выборов Президента РБ в 2003 г. размер оппозиционного электората (53,17%) впервые превысил лояльного электората (42,59%). Во втором туре президентских выборов 2003 г. соотношение лояльного/оппозиционного электоратов составило 78% к 15,84%.
электората до уровня 8,77% избирателей (2003 г.). Этот процент избирателей и составляет реальную электоральную базу либеральных партий в Республике Башкортостан в настоящее время. Набор методов электоральных коммуникаций в Республике Башкортостан на протяжении постсоветского периода оставался практически неизменным — это политическая реклама, прямые контакты с избирателями кандидатов и агитаторов, использование республиканских СМИ, но совершенствовался профессиональный и организационный уровень применения этих методов. В 2003-2005 годах с повышением степени конкурентности республиканского избирательного процесса возрос удельный вес негативных технологий.
Можно констатировать, что электоральные процессы постсоветского периода, как в России, так и в Республике Башкортостан закономерно несли на себе отпечаток политико-трансформационных преобразований в современном российском государстве и в социуме. Электоральные процессы в Республике Башкортостан имели свои особенности, обусловленные историческими, экономическими, политико-культурными условиями, конфигурацией политических сил, а также этнополитическими факторами. Тенденции развития электоральных процессов в Республике Башкортостан находились в русле общероссийских тенденций политического развития и определялись совокупностью внешних (федеральных) и внутренних (республиканских), структурных и процедурных факторов.
При этом период генезиса электоральных процессов (1989—1991 гг.) в республике протекал в основном под воздействием акторов и факторов общероссийского характера. В период 19932000 годов определяющую роль в развитии электоральных процессов в республике стал играть фактор республиканской властной элиты и ее политики, как внутри республики, так и по отношению к федеральному Центру. После 2000 г. инициатива вновь перешла к федеральному актору, который монополизировал в своих руках законодательные рычаги воздействия на региональные политические процессы и последовательно наращивал свое влияние. Перспективы развития электоральных процессов в Республике Башкортостан связаны с развитием политического процесса на федеральном уровне политики, а также будут зависеть от характера и направленности реальных политических, экономических, социальных и социокультурных процессов в республиканской власти и социуме.
Литература
Нещадин А. А., Кашин В. К., Лавров А. М., Лапшин А., Лебедева А. В., Малютин М. В. Анализ тенденций развития регионов России в 1991-1996 гг. Политические ориентации населения регионов России. Россия Программа Европейского Союза Тасис. М., 1997 // http:www.nns.ru/analytdoc/tasn31.html
Выборы депутатов Государственной Думы. Электоральная статистика. М: Весь Мир, 1996.