Научная статья на тему 'ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЁЖИ В КАЧЕСТВЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2007-2016 ГГ'

ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЁЖИ В КАЧЕСТВЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2007-2016 ГГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
31
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / ОДНОМАНДАТНЫЕ ОКРУГА / ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шарапов А. В.

Констатируются демографические и экономические проблемы, присущие Омской области в социально-экономическом плане, притом что регион имеет свой уникальный политический ландшафт - наличие сильной и успешно действующей оппозиции в лице КПРФ. Выявляется активное привлечение молодёжи в качестве кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Омской области - молодые политики имеют реальную возможность стать депутатами от парламентских партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ELECTORAL ACTIVITY OF YOUNG PEOPLE AS CANDIDATES FOR DEPUTIES OF THE OMSK REGION LEGISLATIVE ASSEMBLY IN 2007-2016

The number of research papers covering the subject of the article at the regional level is small. The publication presents the analysis of the peculiarities of recruiting young people for the Omsk Region Legislative Assembly. The Omsk Region is a border region with an average Russian rate of economic development. The political landscape has a regional peculiarity. The Communist Party enjoys strong support of the Omsk Region population. This party has significant organizational resources. The purpose of this paper is to study the electoral activity of young people as candidates for deputies to the Legislative Assembly of the Omsk Region during the period 2007-2016. An empirical research method is used to analyze the results of the elections presented on the official website of the Election Commission of the Omsk Region in the State Automated System “Elections” for various periods from 2007 to 2016. The data collected concern candidates under the age of 35. The study revealed the following regularities. The three electoral cycles (2007, 2011, 2016) demonstrated a steady increase in the number of youth representatives elected as deputies. Despite the attempts to recruit young people as candidates to the Legislative Assembly of the Omsk Region from several parliamentary parties (“United Russia”, LDPR, “Just Russia”, CPRF), young candidates from United Russia have the greatest chances of being elected. During three electoral cycles, the self-nomination procedure proved to be unpromising for young people. The lack of their own resources and the difficulties associated with collecting signatures and registration do not lead young candidates to victories.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЁЖИ В КАЧЕСТВЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2007-2016 ГГ»

ПОЛИТОЛОГИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 1 (33). С. 143-150. УДК 329.7(571.1)

Б01 10.24147/2312-1300.2022.9(1).143-150

А. В. Шарапов

ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЁЖИ В КАЧЕСТВЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В 2007-2016 гг.

Констатируются демографические и экономические проблемы, присущие Омской области в социально-экономическом плане, притом что регион имеет свой уникальный политический ландшафт -наличие сильной и успешно действующей оппозиции в лице КПРФ. Выявляется активное привлечение молодёжи в качестве кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Омской области - молодые политики имеют реальную возможность стать депутатами от парламентских партий.

Ключевые слова: молодёжь; партийная система; одномандатные округа; пропорциональная избирательная система; Законодательное Собрание Омской области.

Омская область является приграничным регионом. В рамках Российской Федерации она граничит с Новосибирской, Томской и Тюменской областями. Также у региона сформировались тесные экономические связи с Республикой Казахстан. Из-за отрицательной экономической динамики на сегодняшний момент сформировалась устойчивая тенденция оттока населения из региона. Омская область в технологическом, инфраструктурном, человеческом развитии всё сильнее отстаёт от развитых регионов России. Данная негативная тенденция сформулирована в термине «омскизация» [1, с. 43]. По данным А. В. Арбуз, с 2014 г. идёт уверенный отток населения из региона [2, с. 63]. Омскстат подтверждает данное утверждение и на 2021 г., когда численность населения за счёт естественного движения и миграции уменьшилась на 23 тыс. чел. и составила 1 903,7 тыс. чел.1

В представленных условиях чрезвычайную актуальность получает изучение молодёжной активности в общественно-политической сфере Омской области. Чем больше мо-

лодёжь участвует в политической жизни и представлена в органах власти, тем больше она получает возможностей изменить условия для своей реализации в родном регионе. Своими действиями она может скорректировать негативный тренд миграции молодёжи из региона. В имиджевом плане собственная успешная карьера молодых политиков будет демонстрировать молодёжи, что в родном регионе существует много возможностей для самореализации в различных сферах, в нём можно и нужно оставаться.

Вопросы реализации молодёжной политики находятся на особом контроле у федеральной власти. Так, 30 декабря 2020 г. был принят Федеральный закон № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации», в котором были определены возрастные рамки данной демографической группы - 14-35 лет; сформулированы понятия «молодёжь, молодые граждане», «молодая семья», «молодёжное общественное объединение», «молодёжная политика», «специалист по работе с молодёжью», «молодой специалист», «субъекты, осуществляющие

деятельность в сфере молодёжной политики», «инфраструктура молодёжной политики», «самореализация молодёжи»; определены полномочия органов государственной и муниципальной власти в сфере молодёжной политики. Данный документ прошёл более чем 10 летний период согласований и доработок, что свидетельствует о возрастающей роли молодёжи в глазах руководства страны.

С каждым годом всё более актуальным становится изучение электоральной активности молодёжи в России. Данный научный аспект изучается социологами и политологами в рамках региональных исследований. На общероссийском уровне представлено значительное количество исследований, рассматривающих психологические, социальные, идеологические причины участия молодого поколения в общественно-политической деятельности. Так, И. С. Палитай предлагает изучать молодое поколение с позиций политико-психологического подхода (аффективные, когнитивные и поведенческие исследования). Связано это с невозможностью определить качественные изменения, которые привносит каждое поколение политиков в систему государственного управления. Поэтому необходимо изучать деятельность молодых лидеров персонально. Он определяет молодое поколение в возрастных критериях 18-40 лет. По его мнению, процесс обновления административной и политической элиты в России происходит не равномерно. С 1998 г. начались процессы омоложения федеральных госслужащих, а в политической сфере это началось с 2006 г. Были реализованы проекты по выявлению новых лидеров -«Политзавод», «Лидеры России». В целом автор обосновывает идею усиления молодёжного активизма. Это связано с отсутствием по-настоящему популярных молодёжных лидеров. Молодёжью осуществляются попытки самостоятельно выявить из своей среды этих новых молодых политиков, обладающих высокими личными качествами, которые позволят им эффективно отстаивать интересы молодого поколения [3, с. 11].

Необходимо отметить прикладное исследование Я. Ю. Шашковой. Она дала оценку перспективам омоложения региональных политических элит. Данное исследование имеет большую актуальность в свете пред-

стоящих избирательных кампаний 2021 г. Исследование проводилось в Алтайском крае и Новосибирской области. Проанализированы взгляды молодого поколения и молодёжных лидеров о построении успешной политической карьеры посредством участия в работе молодёжных политических организаций, политических партий и в избирательных кампаниях в качестве кандидатов. Проведён сравнительный анализ молодых партийных руководителей, принявших участие в качестве кандидатов на региональных выборах.

Автор доказал незначительную пропускную способность карьерных лифтов для молодёжи в региональном политическом процессе. Особенность заключается в том, что из-за незначительных ресурсов молодым политическим лидерам сложно реализовы-вать свой потенциал в первую очередь в высокоразвитых регионах с сильной политической конкуренцией [4].

Региональный аспект (Омская область) изучения политической и общественной активности молодёжи незначительно представлен местными авторами. В изучении общественно-политической активности молодёжи местные исследователи не проявляют научный интерес. В основном они сконцентрировали своё внимание на изучении реализации молодёжной политики в регионе в рамках государственных программ.

Так, Г. И. Тюменцева отмечает уменьшение удельного веса молодёжи среди других демографических групп Омской области: в 2006 г. она составила 588 092 чел. (26 %), а в 2014 г. - уже 486 588 чел. (24,6 %). Далее автор анализирует эффективность мер, предпринимаемых органами власти Омской области. Так, государственная молодёжная политика разработана и реализуется в рамках программы «Развитие физической культуры и спорта и реализация мероприятий в сфере молодёжной политики в Омской области до 2020 г.». В ней выделены два направления: «Развитие физической культуры и спорта в Омской области» и «Новое поколение». Несмотря на большое количество мероприятий, реализуемых для молодёжи, развитие стройотрядовского и волонтёрских движений, активную работу молодёжных советов, помощь молодёжным общественным организациям, динамика отъезда молодёжи не умень-

шается. Причиной этого, по мнению автора, являются социальные проблемы: трудоустройство, низкая оплата труда, нерешённость жилищных условий [5]. Таким образом, государственная молодёжная политика в регионе не достигает своей главной задачи по удержанию молодёжи.

Г. В. Елисеева обращает внимание на особую роль молодёжи в процессе создания и реализации региональной молодёжной политики. По её мнению, результативное осуществление молодёжной политики должно основываться на равноправном сотрудничестве всех субъектов этой политики (органы власти, молодёжные общественные организации, неформальные группы молодёжи и др.), при наличии у всех субъектов молодёжной политики готовности к диалогу. Кроме того, основной социальной функцией молодёжи является способность не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Автор обращает внимание на детальную нормативно-правовую проработку молодёжной политики в Омской области. Особенно выделяет деятельность такой негосударственной структуры, как территориальное общественное объединение «Федерация омских профсоюзов» [6].

Цель исследования: изучить электоральную активность молодёжи в качестве кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Омской области.

Методы исследования: эмпирический метод - используется для анализа и мониторинга результатов выборов, представленных на официальном сайте Омской областной Избирательной комиссии (http://www.omsk. izbirkom.ru/) в Государственной автоматизированной системе «Выборы» за различные периоды с 2007 по 2016 г. Данный хронологические рамки взяты в связи с внедрением смешанной избирательной системы в Омской области. Именно с 2007 г. 50 % депутатов избираются по одномандатным округам и 50 % - по партийным спискам. На современном этапе благодаря смешанной избирательной системе в Законодательном Собрании Омской области осуществляют свою работу 44 депутата. До 2007 г. численность депутатского корпуса составляла 30 чел., избранных по одномандатным округам.

Электоральный ландшафт Омской области имеет свои особенности. В рамках утвердившейся в регионе многопартийной системы наиболее сильными являются всего две партии - «Единая Россия» и Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). Так, 11 марта 2007 г. на выборах Законодательное Собрание Омской области по партийным спискам правящая партия получила 55,65 % голосов избирателей. Данная партия осуществляет значительное количество социальных проектов: «Дом садовода - опора семьи», «Крепкая семья», «России важен каждый ребёнок», «Управдом», «Детские сады - детям». Реализуются проекты и сельскохозяйственной направленности: «Аграрные династии», «Женщины Прииртышья» и др. Кроме того, 13 сентября 2015 г. состоялись выборы Губернатора Омской области. В итоге на должность Губернатора Омской области был избран Виктор Назаров - представитель партии «Единая Россия», заручившийся поддержкой 60 % голосов избирателей.

Вместе с тем на выборах Законодательного Собрания Омской области четвёртого созыва, прошедших 11 марта 2007 г., КПРФ получила 22,40 % голосов избирателей. На выборах Президента РФ, состоявшихся 2 марта 2008 г., кандидата от КПРФ Г. А. Зюганова поддержали 21,86 % избирателей региона. Далее, КПРФ улучшила свой предыдущий результат в рамках избирательной кампании депутатов Законодательного Собрания Омской области пятого созыва (4 декабря 2011 г.) - 26,11 % голосов избирателей. На очередных выборах Президента РФ (4 марта 2012 г.) кандидат Г. А. Зюганов увеличил свою поддержку до 24 % избирателей Омской области [7, с. 173-177]. Кроме того, КПРФ обладает развитой инфраструктурой (собственная типография, газета «Красный путь, интернет- и кабельное телевидение), которая помогает качественно работать с избирателями.

Остальные партии получают гораздо более скромный результат на региональных выборах в Омской области.

В рамках представленного исследования будет изучено положение молодых кандидатов от партий и самовыдвиженцев в рамках трёх избирательных кампаний (2007, 2011 и 2016 гг.). Молодыми кандидатами счита-

ются люди, обладающие пассивным избирательным правом, в возрасте 21-35 лет. Данный возраст взят на основании Федерального закона «О молодёжной политике в Российской Федерации» и Устава Омской области.

Как уже было указано ранее, в 2007 г. в Омской области впервые была применена смешанная избирательная система (пропорциональная и мажоритарная). Благодаря этому количество вакантных депутатских мандатов выросло с 30 до 44. В избирательной гонке с выдвижением молодых кандидатов приняли участие КПРФ, «Единая Россия», Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), «Народная воля», «Патриоты России», «Союз правых сил» (СПС), «Справедливая Россия».

Общее количество кандидатов, выдвинутых по партийным спискам составило 151 чел., по одномандатным округам - 101. Доля молодых кандидатов от общего числа участников по партийным спискам составила 25 %, по одномандатным округам - 8 %. Статистика по молодым кандидатам представлена в табл. 1.

В 2011 г. шесть партий выдвинули молодых кандидатов по партийным спискам -«Справедливая Россия», ЛДПР, «Правое дело», КПРФ, «Единая Россия», «Патриоты России». В совокупности по партийным спискам выдвинулось 374 чел. По одномандатным округам три партии (ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия») выдвинули своих молодых кандидатов. В целом по одномандатным округам выдвинулось 37 самовыдвиженцев и 88 одномандатников, выдвинутых от партий. Явка в 2011 г. увеличилась до 55,51 %. Статистика по молодым кандидатам представлена в табл. 2.

По сравнению с предыдущим электоральным циклом количество избравшихся молодых кандидатов увеличилось, причём от разных партий. Так, от «Справедливой России» избрался 1 молодой человек, от ЛДПР -1, от «Единой России» - 4. При этом единственный молодой победитель от ЛДПР отказался от своего мандата, в «Единой России» двое молодых кандидатов отказались от своих мандатов. В целом стали депутатами шестеро молодых кандидатов.

Таблица 1

Число молодых кандидатов, выдвинутых и избранных 25-26 марта 2007 г. в Законодательное Собрание Омской области (сост. на основании данных Избирательной комиссии Омской области)

Партия Партийные списки Одномандатные округа

выдвинуты избраны выдвинуты избраны

ЛДПР 7 - 1 -

«Единая Россия» 11 3 - -

«Справедливая Россия» 5 - - -

КПРФ 2 - 1 -

«Народная воля» 7 - - -

«Патриоты России» 2 - 1 -

СПС 3 - - -

Самовыдвиженцы - - 5 -

Партия Партийные списки Одномандатные округа

выдвинуты избраны выдвинуты избраны

ЛДПР 25 1 9 -

«Единая Россия» 27 4 - -

«Справедливая Россия» 26 1 6 -

КПРФ 11 - 1 -

«Правое дело» 25 - - -

«Патриоты России» 10 - - -

Самовыдвиженцы - - 12 -

Таблица 2

Число молодых кандидатов, выдвинутых в Законодательное Собрание Омской области в 2011 г. (сост. на основании данных Избирательной комиссии Омской области)

Доля молодёжи, выдвинутой по партийным спискам от всех партий, составила 33 % от общего числа участвующих, по одномандатным округам - 24 %.

В 2016 г. состоялись очередные выборы в Законодательное Собрание Омской области. Свои партийные списки с молодыми кандидатами выдвинули ЛДПР, «Единая Россия», «Яблоко», «Родина», «Справедливая Россия», КПРФ, «Коммунисты России», «Партия Роста», «Российская партия пенсионеров». По одномандатным округам молодых кандидатов включили «Справедливая

Выводы

В результате трёх электоральных циклов выявлено несколько закономерностей, прежде всего увеличение числа молодёжи в качестве кандидатов в депутаты. Данная тенденция связана с двумя факторами. Во-первых, увеличение количества малых партий в избирательной гонке, а у них всегда существуют проблемы с поиском кандидатов, в связи с этим обстоятельством они заполняют свои партийные списки и одномандатные округа молодёжью. В 2007 г. только три непарламентские партии выдвинули молодых кандидатов: «Народная воля», «Патриоты России», СПС, - в 2016 г. таких партий стало пять: «Яблоко», «Родина», «Коммунисты России», «Партия Роста», «Российская партия пенсионеров». Во-вторых, укоренился тренд на привлечение на системной основе молодых кандидатов парламентскими партиями. Налицо процесс омоложения регионального отделения КПРФ (2007 г. - 3 представителя молодёжи, 2011 г. - 12, 2016 г.

Россия», ЛДПР, «Единая Россия», «Яблоко», КПРФ, «Партия Роста», «Российская партия пенсионеров», «Родина». Явка составила 38,25 %. Всего по партийным спискам выдвинулось 442 чел., по одномандатным округам - 177 (149 от партий, 28 самовыдвиженцев). По итогам избирательной кампании депутатами стали 6 молодых людей. Статистика приведена в табл. 3.

Доля молодёжи, выдвинутой по партийным спискам от всех партий, составила 35 %, по одномандатным округам - 26 %.

Таблица 3

- 17). Высокую долю молодёжи в качестве кандидатов по партийным спискам и одномандатным округам демонстрирует ЛДПР (2007 г. - 8 чел., 2011 г. - 34, 2016 г. - 31). Такую же политику осуществляет «Справедливая Россия» (2007 г. - 5 чел., 2011 г. - 32, 2016 г. - 23). «Единая Россия» в основном включает молодёжь в партийные списки (2007 г. - 11 чел., 2011 г. - 27 и 2016 г. - 22).

С точки зрения демографических групп: молодёжи 18-35 лет, зрелого поколения 3665 лет и старшего поколения 65 и более -молодёжь достойно представлена в качестве политически активной группы населения Омской области. При суммировании данных по партийным спискам и одномандатным избирательным округам получается следующее общее соотношение молодёжи с остальными кандидатами: 2007 г. - 28 %, 2011 г. -30 %, 2016 г. - 33 %. При анализе списка избранных кандидатов динамика значительно меняется. Так, доля молодых депутатов в Законодательном Собрании Омской области

Число молодых кандидатов, выдвинутых в Законодательное Собрание Омской области в 2016 г. (сост. на основании данных Избирательной комиссии Омской области)

Партия Партийные списки Одномандатные округа

выдвинуты избраны выдвинуты избраны

ЛДПР 22 3 9 -

«Единая Россия» 20 - 2 1

«Яблоко» 21 - 3 -

«Родина» 28 - 1 -

«Справедливая Россия» 17 1 6 -

КПРФ 13 1 4 -

«Коммунисты России» 9 - - -

«Партия Роста» 14 - 10 -

«Российская партия пенсионеров» 14 - 5 -

Самовыдвиженцы - - 6 -

созыва 2007 г. составила 7 %, созыва 2011 г. -14 %, созыва 2016 г. - 14 %2.

В 2007 г. по итогам выборов в Законодательное Собрание Омской области явка составила 50,31 %. В 2011 г. явка увеличилась до 55,51 %. Падение явки зафиксировано в 2016 г., когда она составила 38,25 %. Данные изменения явки не связаны с вовлечением большого числа молодых кандидатов от разных политических партий. Избирательные кампании 2011 и 2016 гг. были совмещены с федеральной избирательной кампанией в Государственную Думу. Именно федеральная повестка и тактика повлияли на количество проголосовавших.

Единственным способом молодому человеку стать депутатом регионального парламента является его выдвижение от политической партии. Больше всего возможностей

стать депутатом представителю молодёжной среды в партии «Единая Россия». На протяжении трёх электоральных циклов процедура самовыдвижения показала бесперспективность для молодых людей в связи с отсутствием собственных ресурсов и сложностью, связанной со сбором подписей и регистрацией, что не приводит к победам на округе молодых кандидатов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области. - URL: https://omsk.gks.ru/storage /mediabank/pCNmkuQL/chisl-2020 htm (дата обращения: 20.07.2021).

2 При подсчёте учитывались молодые депутаты, которые сложили с себя полномочия и отказались от мандата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметова Г. З., Маковецкий М. Ю., Рудаков Д. В., Доронина Т. В. «Омскизация» как новый тренд в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации // Актуальные тренды в экономике и финансах : материалы всерос. науч.-практ. конф., 24 нояб. 2020 г. / под ред. В. А. Ковалева и А. И. Ковалева. - Омск, 2020. - С. 40-49.

2. Арбуз А. В., Широколобова О. С. Молодёжная миграция в условиях регионального рынка труда (на материалах Омской области) // Siberian socium. - 2017. - № 2. - С. 61-71.

3. Палитай И. С. Молодое поколение политиков в современной России: политико-психологический подход к исследованию // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. -2019. - № 3. - С. 7-22.

4. Асеев С. Ю., Шашкова Я. Ю. Роль институциональной среды в построении политических карьер молодых политических лидеров в регионах Юго-Западной Сибири // Вестник РУДН. Серия: Политология. - 2021. - Т. 23, № 1. - С. 186-198. - DOI: 10.22363/2313-1438-2021-23-1-186-198.

5. Тюменцева Г. И. Проблемы реализации молодёжной политики в Омской области // Человек и общество в нестабильном мире : материалы регион. науч.-практ. конф. - Омск : Ом. юрид. акад., 2016. - С. 102-111.

6. Елисеева Г. В. Особенности формирования региональной молодёжной политики в условиях модернизации современного российского общества // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2013. - № 2 (6). - С. 67-72.

7. Сизов С. Г. Основные направления деятельности региональных отделений политических партий в Омске и Омской области в 2008-2015 гг. // Вестник Омского университета. - 2016. - № 2. - С. 172-183.

Сведения об авторе

Шарапов Алексей Владимирович - кандидат исторических наук, доцент кафедры регио-новедения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия)

Адрес для корреспонденции: 656049, Россия, Барнаул, пр. Ленина, 61

E-mail: asharapov1981@gmail.com

РИНЦ AuthorlD: 623643

ORCID: 0000-0001-9869-3068

Информация о статье

Дата поступления 30 сентября 2021 г.

Дата принятия в печать 28 января 2022 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования

Шарапов А. В. Электоральная активность молодёжи в качестве кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Омской области в 2007-2016 гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 1 (33). С. 143-150. й01: 10.24147/2312-1300.2022.9(1).143-150.

A.V. Sharapov

THE ELECTORAL ACTIVITY OF YOUNG PEOPLE AS CANDIDATES FOR DEPUTIES OF THE OMSK REGION LEGISLATIVE ASSEMBLY IN 2007-2016

The number of research papers covering the subject of the article at the regional level is small. The publication presents the analysis of the peculiarities of recruiting young people for the Omsk Region Legislative Assembly. The Omsk Region is a border region with an average Russian rate of economic development. The political landscape has a regional peculiarity. The Communist Party enjoys strong support of the Omsk Region population. This party has significant organizational resources. The purpose of this paper is to study the electoral activity of young people as candidates for deputies to the Legislative Assembly of the Omsk Region during the period 2007-2016. An empirical research method is used to analyze the results of the elections presented on the official website of the Election Commission of the Omsk Region in the State Automated System "Elections" for various periods from 2007 to 2016. The data collected concern candidates under the age of 35. The study revealed the following regularities. The three electoral cycles (2007, 2011, 2016) demonstrated a steady increase in the number of youth representatives elected as deputies. Despite the attempts to recruit young people as candidates to the Legislative Assembly of the Omsk Region from several parliamentary parties ("United Russia", LDPR, "Just Russia", CPRF), young candidates from United Russia have the greatest chances of being elected. During three electoral cycles, the self-nomination procedure proved to be unpromising for young people. The lack of their own resources and the difficulties associated with collecting signatures and registration do not lead young candidates to victories.

Keywords: young people; party system; single-mandate constituencies; proportional representation system; Omsk Region Legislative Assembly.

REFERENCES

1. Akhmetova G.Z., Makovetskii M.Yu., Rudakov D.V., Doronina T.V. «Omskizatsiya» kak novyi trend v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii regionov Rossiiskoi Federatsii ["Omskization" as a new trend in the social and economic development of the Russian Federation regions]. Kovalev V.A., Kovalev A.I. (eds.). Atual'nye trendy v ekonomike i finansakh [Current trends in economics and finance], materials of the all-Russian scientific and practical conference, Omsk, 2020, pp. 40-49. (in Russian).

2. Arbuz A.V., Shirokolobova O.S. Molodezhnaya migratsiya v usloviyakh regional'nogo rynka truda (na materialakh Omskoi oblasti) [Youth migration in the conditions of the regional labor market (based on materials of the Omsk Region)]. Siberian socium, 2017, no. 2, pp. 61-71. (in Russian).

3. Palitai I.S. Molodoe pokolenie politikov v sovremennoi Rossii: politiko-psikhologicheskii podkhod k issledovaniyu [The young generation of politicians in modern Russia: a political and psychological approach to research]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 12: Politicheskie nauki [Moscow University Bulletin. Series 12: Political Sciences], 2019, no. 3, pp. 7-22. (in Russian).

4. Aseev S.V., Shashkova Y.Y. Rol' institutsional'noi sredy v postroenii politicheskikh kar'er molodykh politicheskikh liderov v regionakh Yugo-Zapadnoi Sibiri [Role of institutional environment in building the political careers of young political leaders in the regions of South-West Siberia]. Vestnik RUDN. Seriya: Politologiya [RUDN Journal of Political Sciences], 2021, vol. 23, no. 1, pp. 186-198. DOI: 10.22363/23131438-2021-23-1-186-198. (in Russian).

5. Tyumentseva G.I. Problemy realizatsii molodezhnoi politiki v Omskoi oblasti [Problems of the implementation of youth policy in the Omsk Region]. Chelovek i obshchestvo v nestabil'nom mire [Man and Society in the Unstable World], proceedings of the Regional Scientific and Practical Conference, Omsk, Omsk Law Academy Publ., 2016, pp. 102-111. (in Russian).

6. Eliseeva G.V. Osobennosti formirovaniya regional'noi molodezhnoi politiki v usloviyakh modernizatsii sovremennogo rossiiskogo obshchestva [The peculiarities of the regional youth policy formation in the context of modernization of modern Russian society]. VestnikSibirskogo instituta biznesa i informatsionnykh tekhnologii [Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies], 2013, no. 2 (6), pp. 67-72. (in Russian).

7. Sizov S.G. Osnovnye napravleniya deyatel'nosti regional'nykh otdelenii politicheskikh partii v Omske i Omskoi oblasti v 2008-2015 gg. [The main activity directions of the regional branches of political parties in Omsk and the Omsk Region in 2008-2015]. Vestnik Omskogo universiteta [Herald of Omsk University], 2016, no. 2, pp. 172-183. (in Russian).

About the author

Alexey V. Sharapov - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Regional Studies, National and State-Confessional Relations of Altai State University (Barnaul, Russia)

Postal address: 61, Lenina pr., Barnaul, 656049, Russia

E-mail: asharapov1981@gmail.com RSCI AuthorlD: 623643 ORCID: 0000-0001-9869-3068

Article info

Received

September 30, 2021

Accepted January 28, 2022

For citations

Sharapov A.V. The Electoral Activity of Young People as Candidates for Deputies of the Omsk Region Legislative Assembly in 2007-2016. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2022, Vol. 9, no. 1 (33), pp. 143-150. DOI: 10.24147/2312-1300.2022.9(1). 143-150 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.