Научная статья на тему 'ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЁЖИ В КАЧЕСТВЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 2005–2020 гг.'

ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЁЖИ В КАЧЕСТВЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 2005–2020 гг. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Новосибирская область / политические партии / электоральный цикл / молодые кандидаты в депутаты / избирательная кампания / Novosibirsk region / political parties / electoral cycle / young candidates for deputies / election campaign

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шарапов Алексей Владимирович

В России начинается процесс обновления региональных элит. Данному процессу дан был старт с момента появления губернаторов-технократов во второй половине 2010-х гг. Целью исследования является изучение процессов обновления региональных элит посредством её омоложения на примере депутатского корпуса Законодательного собрания Новосибирской области. С помощью официального сайта Избирательной комиссии Новосибирской области были изучены данные четырёх избирательных кампаний в региональный парламент. В результате исследования сделан вывод о существовании возможности стать депутатом регионального законодательного органа от парламентских партий в молодом возрасте. Вместе с тем сами парламентские партии не ведут системную работу по омоложению своих фракций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTORAL ACTIVITY OF YOUNG PEOPLE AS CANDIDATES FOR DEPUTIES TO THE LEGISLATIVE ASSEMBLY OF THE NOVOSIBIRSK REGION IN 2005-2020

The object of the study was the Novosibirsk Region, which has the status of a border area, characterized by a high level of economic development and political competition among other Siberian regions. The study analyzed information about young candidates for deputies to the Legislative Assembly of the Novosibirsk Region, who participated in election campaigns in the period 2005-2020. A young candidate is a person under the age of 35 having the passive voting right. At the present stage, the majority of Russian researchers acknowledge the political passivity of young people. The analysis of the data posted on the official website of the Electoral Commission of the Novosibirsk Region allows to draw the following conclusions: the number of candidates, including young ones, nominated by political parties is growing; the number of young self-nominated candidates is decreasing with each electoral cycle. This fact may be explained by difficulties of signature collection process for non-partisan candidates. It is at this stage that a significant number of candidates drop out of the electoral race. At the same time, the number of young people elected to deputies over the course of four electoral cycles has consistently been 7-9 people from different political parties (in single-mandate constituencies and on party lists). Meanwhile, the number of vacant deputy mandates decreased from 98 to 76. Over the course of four electoral cycles, the LDPR has attracted the greatest number of young people as candidates for deputies in single-mandate constituencies and party lists. The United Russia party has the smallest percentage of young candidates in its ranks. Such a personnel policy of the ruling party is connected with the presence of a great number of well-known and trusted candidates. Other parties are experiencing a shortage of personnel and during the election campaign they run young candidates. Thus, young people have a real opportunity to be elected from different parties (the ruling party, parliamentary opposition parties).

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЁЖИ В КАЧЕСТВЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 2005–2020 гг.»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 1 (41). С. 94-101. УДК 329.7(571.1)

Б01 10.24147/2312-1300.2024.11(1).94-101

А. В. Шарапов

ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЁЖИ В КАЧЕСТВЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

2005-2020 гг.

В России начинается процесс обновления региональных элит. Данному процессу дан был старт с момента появления губернаторов-технократов во второй половине 2010-х гг. Целью исследования является изучение процессов обновления региональных элит посредством её омоложения на примере депутатского корпуса Законодательного собрания Новосибирской области. С помощью официального сайта Избирательной комиссии Новосибирской области были изучены данные четырёх избирательных кампаний в региональный парламент. В результате исследования сделан вывод о существовании возможности стать депутатом регионального законодательного органа от парламентских партий в молодом возрасте. Вместе с тем сами парламентские партии не ведут системную работу по омоложению своих фракций.

Ключевые слова: Новосибирская область; политические партии; электоральный цикл; молодые кандидаты в депутаты; избирательная кампания.

Новосибирская область - это приграничный регион, имеющий общую границу с Республикой Казахстан. Регионами-соседями являются: Алтайский край, Омская, Томская, Кемеровская области. Важно отметить, что Новосибирск является столицей Сибирского федерального округа, что придаёт особую значимость данному приграничному региону. Здесь все социально-экономические и политические процессы тесно связаны с федеральным уровнем. Вместе с тем существует проблема миграции молодёжи в более перспективные регионы, без решения которой невозможно переломить сложившуюся негативную тенденцию. Одним из эффективных вариантов укоренения молодого поколения является его привлечение в общественно-политическую сферу родного региона с последующей реализацией себя на государственной и муниципальной службе (стать

депутатом различного уровня, получить экономические рычаги для реализации проектов в третьем секторе). Понимание молодёжью того, что в её навыках и талантах нуждается область, станет весомым фактором в сдерживании её миграционных настроений.

Данная проблема является магистральной для Новосибирской области. В 2019 г. регион относился к территориям с естественной убылью населения (-5 569 чел.) и положительной миграционной динамикой (+10 337 чел.), которая обеспечивала рост населения в целом1.

Традиционным становится изучение электоральной активности молодёжи в России. Данная проблематика изучается социологами и политологами в рамках региональных исследований. Эмпирическая часть исследования в своей основе имеет достаточно обширную теоретическую базу, связанную

с психологическими, социальными, идеологическими причинами участия молодого поколения в общественно-политической деятельности. Региональный аспект (Новосибирская область) изучения политической и социальной активности молодёжи представлен следующими авторами.

О. В. Лагутин, Е. О. Негров, О. В. Попова при изучении молодёжи среднего класса в различных регионах РФ выявили три основные политические модели: «проактивная модель», «кооперативная модель», «лоялист-ская модель». Кроме того, ими изучены особенности политического сознания российской молодёжи, которое не отличается кардинально от взрослого населения. При отрицательной реакции граждан определённой территории к федеральному центру представители власти местного уровня и политических структур получают более положительную реакцию. В другой ситуации, при положительном отношении к органам власти, существует прямая взаимосвязь между степенью доверия населения к власти и её уровнем. Федеральная власть пользуется большей поддержкой, чем региональная и местная.

По мнению авторов, существует незначительная возможность роста протестной гражданской активности, вместе с тем сама группа молодёжи не склонна к протесту. В то же время учёных беспокоит то, что около четверти молодёжи абсолютно неинтересна общественно-политическая деятельность, а более 7 % готовы использовать аморальные и незаконные способы отстаивания своих интересов [1; 2].

Во многом похожую ситуацию выявили Я. Ю. Шашкова и Т. А. Асеева. Так, при изучении условий электорального поведения молодёжи Алтайского края в избирательном цикле 2016-2018 гг. был обнаружен факт доминирования модели электорального абсентеизма, выраженного в форме стремления переложить на других ответственность за ситуацию в стране и собственное будущее. Молодёжь убеждена в важности выборов как элементе политической системы, её волнуют формы реализации этой системы: «прозрачность» выборов, наличие барьеров в осуществлении политической карьеры и фактический запрет на общественно-политическую инициативу. На современном этапе не сфор-

мировано действенных средств по преодолению молодёжного абсентеизма. Это связано с невысоким уровнем доверия молодёжи к большинству общественно-политических институтов и нежеланием государственных и политических участников процесса исправлять данную ситуацию [3].

С помощью массового социологического опроса Ю. О. Новикова и Ф. Г. Сулейманова исследуют отношение сельской молодёжи Новосибирской области к молодёжной политике в регионе. Изучая степень удовлетворённости сельской молодёжи жизнью и происходящими в стране изменениями, обнаружено слабое вовлечение молодых людей в процесс развития своей «малой родины». Несмотря на большую возможность сельской молодёжи участвовать в программах в сфере молодёжной политики, уровень её социальной активности остаётся низким. Главными причинами этого являются: слабая информированность о мероприятиях, незначительное финансирование молодёжной политики и оздоровления детей в размере 1 825 руб. на человека [4].

Представленные исследования авторов основаны на данных проведённых ими социологических опросов. На сегодняшний день отсутствует фактическая политологическая оценка электоральной активности молодёжи в регионе в рамках их непосредственного участия в избирательных кампаниях, также не выявлены количественные данные вовлечения молодёжи в этот процесс и не проанализированы способы успешного избрания молодых кандидатов в депутаты. Именно данный аспект молодёжной проблематики будет раскрыт в представленном исследовании. Полученные данные позволят оценить роль молодёжи в формировании представительного органа региона за продолжительный период времени и, как следствие, привлекательность Новосибирской области как места для реализации своего потенциала. Представленная методика исследования позволяет применить её для оценки политической активности молодёжи в других сибирских регионах.

В Новосибирской области ведущие политические партии в электоральный период активно используют молодёжную тематику для привлечения молодёжи в качестве кандидатов в депутаты Законодательного собрания Новосибирской области. Данная гипоте-

за доказывается статистическим методом. Необходимые статистические данные получены путём мониторинга официального сайта Избирательной комиссии Новосибирской области2. На данном ресурсе размещены сведения о кандидатах в депутаты за последние 17 лет. Количество избранных молодых депутатов фиксировалось путём анализа официального сайта Избирательной комиссии Новосибирской области в разделе «Архив выборов». Избранными считались молодые депутаты в возрасте не старше 35 лет, с пометкой в государственной автоматизированной системе «Выборы» «Избран» или «Сложил полномочия». Не считался избранным молодой кандидат в депутаты со статусом «Отказ от мандата».

В процессе анализа данных выявлены интересные факты о кандидатах, выдвигавшихся по смешанной избирательной системе за последний пятнадцатилетний период. Так, в 2005 г. 98 депутатов Новосибирского областного Совета впервые были избраны по смешанной системе, а именно: 49 депутатов избирались по одномандатным округам и 49 по партийным спискам региональных отделений политических партий. В процессе изучения информации о молодых кандидатах в депутаты Новосибирского областного Совета, выдвинувшихся по партийным спискам и одномандатным избирательным округам, получены следующие данные. Был выдвинут 41 молодой кандидат-одномандатник. Из них 15 выдвинуты политическими партиями, 26 -самовыдвиженцы. Семь молодых кандидатов стали депутатами по партийным спискам. Необходимо отметить, что на общем фоне всех выдвинувшихся кандидатов по одномандатным округам (250 человек) данная демографическая группа имеет значительный вес (около 16 % от общего числа). Далее, в рамках смешанной системы, молодые кандидаты были выдвинуты политическими партиями: блок «Союз правых сил» - 20 человек, ЛДПР - 19 человек, «Единая Россия» -5 человек, блок КПРФ - 4 человека, АПР -1 человек, «Родина» - 18 человек. Таким образом, из 334 кандидатов от партий 73 человека (22 %) были кандидаты возрастом до 35 лет, это значительно больше, чем по одномандатным округам. Семь молодых людей получили депутатские мандаты3.

Следующий электоральный цикл прошёл в 2010 г. Состоялись очередные выборы в Законодательное собрание Новосибирской области, численность депутатского корпуса которого уменьшилась до 76 депутатов. В законодательный орган региона избиралось 38 депутатов по смешанной системе и 38 депутатов по мажоритарной системе. Так, по одномандатным округам выдвинулось 65 молодых кандидатов, из них 26 человек в качестве самовыдвиженцев, остальные 39 от политических партий. Шесть молодых людей победили в избирательной гонке по партийным спискам и 5 стали депутатами по одномандатным округам. Всего в избирательной кампании по одномандатным округам выдвинулось 230 кандидатов. Итак, доля молодых людей от общего количества выдвинутых составила около 28 %. В рамках смешанной избирательной системы молодые кандидаты были представлены следующими партиями: «Единая Россия» -22 человека, КПРФ - 22 человека, ЛДПР -32 человека, «Справедливая Россия» -49 человек, «Патриоты России» - 40 человек. Шесть человек получили депутатские мандаты: 5 представителей «Единой России» и 1 от «Справедливой России». Необходимо подчеркнуть, что количество молодых участников избирательного процесса уменьшилось по причине не регистрации списка партии «Патриоты России». Только четыре партии были включены в избирательный бюллетень в день голосования. Несмотря на это, из 571 кандидата 165 кандидатов относились к категории «Молодёжь в возрасте до 35 лет», что составило 29 % от общего количества кандидатов4.

Анализируя последующие электоральные процессы, связанные с формированием Законодательного собрания Новосибирской области, обратимся к выборам 2015 г. В данный период времени произошло два главных изменения в формировании областного парламента: партийные списки поделены на общую и территориальную часть, количество политических партий увеличилось. В новых общественно-политических условиях 20112016 гг. (рост протестных настроений) изменилась активность молодёжи. Так, в 2015 г. по партийным спискам выдвинулось 1 644 человека, из них молодёжь составила

676 человек (41,1 %). Доля выдвинувшихся молодых кандидатов по одномандатным округам составила 50 человек (23,1 %) из 216. Такой большой объём кандидатов связан со значительным интересом небольших партий к региональным выборам, в которых весомую часть списка составляет молодёжь. К сожалению, большая часть их не смогла пройти регистрацию на выборы («Народный альянс», «Демократическая партия России», «Коммунистическая партия социальной справедливости», «Коммунисты России», «За женщин России», «Зелёные», «Родина», «Республиканская партия России - Партия народной свободы»). Среди зарегистрированных партийных списков наибольшее количество молодёжи в своих рядах насчитывала «Гражданская платформа» - 78 человек. Избралось 3 человека по партийным спискам и 4 по одномандатным округам.

В 2020 г. состоялись очередные выборы в Законодательное собрание Новосибирской области. Осталось прежнее количество депутатских мандатов (76) в региональном парламенте и их равное распределение согласно мажоритарной и пропорциональной системам (38/38 мест). Тринадцать партий выдвинули молодых кандидатов на данных выборах. По одномандатным округам было выдвинуто 220 человек, из них молодые кандидаты составили 58 (26,4 %). По партийным спискам количество участников значительно выше - 983 человека. Всего количество молодых кандидатов составило 326 человек (27,3 %). По итогам избирательной кампании стали молодыми депутатами по одномандатным округам 1 человек, по партийным спискам - 8 человек.

Полученные данные о выдвижении и прохождении молодёжи в качестве депутатов в региональный парламент путём самовыдвижения и выдвижения от политических партий обозначили вопрос эффективности работы партий и процедуры самовыдвижения (табл. 1). При анализе данных выявлены следующие процентные соотношения выдвинутых молодых кандидатов и получивших депутатский мандат (табл. 2).

Приведённые данные показывают, какая доля молодых кандидатов смогла стать депутатами, выдвигаясь от разных партий и путём самовыдвижения.

Рассмотрев электоральную активность молодых кандидатов, можно обнаружить ряд закономерностей. Три последних электоральных цикла показали уверенный рост количества выдвинувшихся молодых кандидатов по смешанной избирательной системе. Такая положительная тенденция связана с увеличением численности партийных списков. Несмотря на изменение численности Законодательного собрания Новосибирской области и избирательного законодательства, численность избранных молодых депутатов коренным образом не меняется. Так, в 2005 г. избрано 7 человек, в 2010 г. - 12 человек, в 2015 г. - 7 человек и в 2020 г. - 9 человек. Однако не всех включённых в партийные списки представителей молодёжи можно относить к настоящим политикам, претендующим на депутатский мандат. В партийных списках молодёжь, как правило, располагается заведомо на непроходных местах в парламентских партиях, а в маленьких и малоизвестных партиях они составляют значительную часть кандидатов в депутаты без возможности победить на выборах. Таким образом, в Новосибирской области политические партии на системной основе привлекают молодёжь в свои ряды, формируя скамейку запасных для комплектования местной партийной элиты и номенклатуры. Результаты исследования демонстрируют рост количества молодых людей, активно участвующих в избирательных кампаниях. Такая закономерность формирует положительную мотивацию у активной части молодёжи оставаться и быть полезным родной территории.

Важным моментом стало изучение возможностей для молодого кандидата стать депутатом. На протяжении четырёх электоральных циклов количество партий, посредством которых можно стать депутатом, остаётся незначительным. Необходимо учитывать несколько факторов. Большое или малое количество молодых кандидатов, выдвинутых по списку или по одномандатным округам, не гарантирует положительного результата. За исследуемый период только от пяти партий молодые кандидаты стали депутатами и путём самовыдвижения. Причём все эти партии являются парламентскими. Наиболее предпочтительно следует выдвигаться молодым политикам по одномандатным округам

Таблица 1

Выдвижение молодых кандидатов в Законодательное собрание Новосибирской области

Политические партии / самовыдвиженцы Молодые кандидаты по одномандатным округам Молодые кандидаты по партийным спискам

2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г.

«Единая Россия» 1 4 4 2 5 22 28 11

КПРФ 2 7 4 3 4 22 22 24

ЛДПР 7 10 10 16 19 32 40 19

«Яблоко» - - 10 - - - 46 -

«Союз правых сил» 3 - - - 20 - - -

«Справедливая Россия» 0 10 11 9 0 49 39 16

«Аграрная партия России» 0 - - - 1 - - -

«Патриоты России» 0 8 - - 0 40 47 -

«Коммунисты России» - - - - - - 31 -

«Родина» 2 - 0 3 18 - 17 27

«Народная воля» 0 - - - 6 - - -

«Евразийский союз» 1 - - - 0 - - -

«Народный альянс» - - - - - - 89 -

«Женщины России» - - - - - - 24 -

«Демократическая партия России» - - - - - - 80 -

«Коммунистическая партия социальной справедливости» - - - - - - 37 -

«Гражданская платформа» - - - - - - 78 -

«Зелёные» - - 0 - - - 40 32

«РПР-ПАРНАС» - - 1 - - - 32 -

«Новые люди» - - - 17 - - - 43

«За правду» - - - 2 - - - 18

«Партия Роста» - - - - - - - 20

«Партия прямой демократии» - - - - - - - 27

«Партия пенсионеров» - - - - - - - 8

«Коммунисты России» - - - - - - 57 23

Самовыдвиженцы 26 26 10 6 - - - -

Таблица 2

Результативность избрания молодых кандидатов в депутаты Законодательного собрания Новосибирской области

Политические партии / самовыдвиженцы Доля избранных молодых кандидатов по одномандатным округам из своей возрастной группы, % Доля избранных молодых кандидатов по партийным спискам из своей возрастной группы, %

2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г.

«Единая Россия» 0 75 50 0 60 22,7 0 0

КПРФ 0 28,5 50 33 50 0 4,5 4,2

ЛДПР 0 0 0 0 10,5 0 2,5 21

«Справедливая Россия» - 0 0 0 - 2 2,6 6,3

«Новые люди» - - - - - - - 4,7

Самовыдвиженцы 0 3,8 0 0 - - - -

от партии «Единая Россия» и КПРФ. По партийным спискам незначительные шансы на прохождение от всех парламентских партий. Наиболее эффективно выдвигаться по партийным спискам от ЛДПР. Институт самовыдвижения не рассматривается как эффективная тактика становления депутатом. При персональном анализе каждой партии не выявлен общий тренд на привлечение молодёжи в качестве политиков. Полученные данные сильно отличаются от одного электорального периода к другому. Только КПРФ целенаправленно продвигает молодых кандидатов-одномандатников в депутаты, но это не распространяется на партийные списки. Это демонстрирует отсутствие системной политики по рекрутированию молодёжи в качестве депутатов в региональный парламент. Доминирует ситуационный подход к кадровой работе партий с молодёжью.

В результате мониторинга данных результатов выборов, размещённых на сайте Избирательной комиссии Новосибирской области, выявлены несколько закономерностей. Область отличается высокой конкурентной борьбой, где наравне с парламентскими партиями 1-2 малые партии претендуют на распределение мандатов как по партийным спискам, так и по одномандатным округам. В связи с отменой избирательного залога и регистрации кандидатов только на основании собранных подписей произошло закономерное снижение активности молодых самовыдвиженцев в избирательных кампаниях. Наиболее консервативную политику по отношению к молодым кандидатам осуществляет КПРФ и «Единая Россия». Причины такой политики различны. «Единая Россия» обладает значительными кадровыми ресур-

сами, что позволяет ей выбрать наиболее проходных кандидатов, которые, как правило, относятся к возрастной категории 4060 лет. Это директора предприятий, руководители государственных органов власти, пользующиеся авторитетом и высокой узнаваемостью среди широких слоёв населения. КПРФ делает ставку на более зрелых кандидатов в связи со значительным кругом пожилых избирателей. ЛДПР и непарламентские партии максимально широко привлекают молодёжь в избирательный процесс в качестве кандидатов в депутаты. Именно у этих партийных структур в наибольшей степени проявляется недостаток в кандидатах. На протяжении 15 лет молодые люди избираются как по партийным спискам, так и по одномандатным избирательным округам. Это даёт хороший пример остальным пробовать свои силы в общественно-политической сфере региона. Политические партии эффективно выполняют одну из главных функций -кадровую. На протяжении 4 электоральных периодов численность молодых людей приблизительно остаётся на одном уровне.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Социально-экономическое положение федеральных округов // Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://gks.ru /folder/11109/document/13260 (дата обращения: 10.12.2022).

2 Выборы депутатов Законодательного собрания Новосибирской области // Избирательная комиссия Новосибирской области. - URL: http://www.novosibirsk.izbirkom.ru/arkhiv-vyborov-i-referendumov/vybory-deputatov-zs/index.php (дата обращения: 10.12.2022).

3 Там же.

4 Там же.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лагутин О. В., Негров Е. О. Модели политического поведения молодёжного среднего класса современных агломераций: на примере основных регионов северо-запада и южной Сибири // Вестник РУДН. - 2019. - № 2. - С. 157-174.

2. Попова О. В., Лагутин О. В. Политическое настроение молодёжи: лояльность или протест? // Вестник РУДН. - 2019. - № 4. - С. 599-619.

3. Шашкова Я. Ю., Асеева Т. А. Молодёжь в региональных электоральных процессах 2010-х годов: тенденции и перспективы (на примере регионов Юго-Западной Сибири) // Политическая наука. - 2019. -№ 1. - С. 186-205.

4. Новикова Ю. О., Сулейманова Ф. Г. Социальная база государственной молодёжной политики в сельских районах // Регион: Экономика и Социология. - 2014. - № 4. - С. 153-167.

Сведения об авторе

Шарапов Алексей Владимирович - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

Адрес для корреспонденции: 656055, Россия, Барнаул, ул. Юрина, 277

E-mail: asharapov1981@gmail.com

РИНЦ AuthorlD: 623643

ORCID: 0000-0001-9869-3068

Для цитирования

Информация о статье

Дата поступления 7 июля 2023 г.

Дата принятия в печать 22 января 2024 г.

Шарапов А. В. Электоральная активность молодёжи в качестве кандидатов в депутаты Законодательного собрания Новосибирской области 2005-2020 гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 1 (41). С. 94-101. 001: 10.24147/2312-1300.2024.11(1).94-101.

A.V. Sharapov

ELECTORAL ACTIVITY OF YOUNG PEOPLE AS CANDIDATES FOR DEPUTIES TO THE LEGISLATIVE ASSEMBLY OF THE NOVOSIBIRSK REGION IN 2005-2020

The object of the study was the Novosibirsk Region, which has the status of a border area, characterized by a high level of economic development and political competition among other Siberian regions. The study analyzed information about young candidates for deputies to the Legislative Assembly of the Novosibirsk Region, who participated in election campaigns in the period 2005-2020. A young candidate is a person under the age of 35 having the passive voting right. At the present stage, the majority of Russian researchers acknowledge the political passivity of young people. The analysis of the data posted on the official website of the Electoral Commission of the Novosibirsk Region allows to draw the following conclusions: the number of candidates, including young ones, nominated by political parties is growing; the number of young self-nominated candidates is decreasing with each electoral cycle. This fact may be explained by difficulties of signature collection process for non-partisan candidates. It is at this stage that a significant number of candidates drop out of the electoral race. At the same time, the number of young people elected to deputies over the course of four electoral cycles has consistently been 7-9 people from different political parties (in single-mandate constituencies and on party lists). Meanwhile, the number of vacant deputy mandates decreased from 98 to 76. Over the course of four electoral cycles, the LDPR has attracted the greatest number of young people as candidates for deputies in single-mandate constituencies and party lists. The United Russia party has the smallest percentage of young candidates in its ranks. Such a personnel policy of the ruling party is connected with the presence of a great number of well-known and trusted candidates. Other parties are experiencing a shortage of personnel and during the election campaign they run young candidates. Thus, young people have a real opportunity to be elected from different parties (the ruling party, parliamentary opposition parties).

Keywords: Novosibirsk region; political parties; electoral cycle; young candidates for deputies; election campaign.

REFERENCES

1. Lagutin O.V., Negrov E.O. Modeli politicheskogo povedeniya molodezhnogo srednego klassa sovremennykh aglomeratsii: na primere osnovnykh regionov severo-zapada i yuzhnoi Sibiri [Models of political behavior of the youth middle class of modern agglomerations: on the example of the main regions of the north-west and southern Siberia]. VestnikRUDN [Bulletin of RUDN University], 2019, no. 2, pp. 157174. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Popova O.V., Lagutin O.V. Politicheskoe nastroenie molodezhi: loyal'nost' ili protest? [The political mood of the youth: loyalty or protest?]. Vestnik RUDN [Bulletin of RUDN University], 2019, no. 4, pp. 599-619. (in Russian).

3. Shashkova Ya.Yu., Aseeva T.A. Molodezh' v regional'nykh elektoral'nykh protsessakh 2010-kh godov: tendentsii i perspektivy (na primere regionov Yugo-Zapadnoi Sibiri) [Youth in the Regional Electoral Processes of the 2010s: Trends and Prospects (on the Example of the Regions of Southwestern Siberia)]. Politicheskaya nauka [Political science], 2019, no. 1, pp. 186-205. (in Russian).

4. Novikova Yu.O, Sulejmanova F.G. Sotsial'naya baza gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v sel'skikh raionakh [Social base of the state youth policy in rural areas]. Region: Ekonomika i Sotsiologiya [Region: Economics and Sociology], 2014, no. 4, pp. 153-167. (in Russian).

About the author

Alexey V. Sharapov - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities

Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

Postal address: 277, Yurina ul., Barnaul, 656055, Russia

E-mail: asharapov1981@gmail.com RSCI AuthorlD: 623643 ORCID: 0000-0001-9869-3068

Article info

Received July 7, 2023

Accepted January 22, 2024

For citations

Sharapov A.V. Electoral Activity of Young People as Candidates for Deputies to the Legislative Assembly of the Novosibirsk Region in 20052020. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2024, vol. 11, no. 1 (41), pp. 94-101. DOI: 10.24147/2312-1300.2024.11 (1).94-101 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.